Болезни Военный билет Призыв

Решу егэ по биологии

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. Они остаются такими же, как и в 2017 году.

КИМы учитывают специфику нашего предмета и проверяют то содержание, которое отражено в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Это тот самый стандарт, который действует у нас с 2004 года.

Контрольно-измерительные материалы конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование, как на базовом, так и профильном уровнях - это новшество, так как до 2017 года разработчики оценивали уровень овладения знаниями и учебными умениями только на базовом уровне, никак не на профильном. Сегодня задания нацелены на проверку сформированности биологической компетентности выпускников.

Приоритетом контроля является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии (чего не было раньше); овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач.

Большой акцент делается на работу с информацией, которая представлена в различных видах: это и тексты, и схемы, и рисунки, и таблицы, и графики, и диаграммы.

Экзаменационная работа включает в себя семь содержательных блоков:

  • «Биология как наука. Методы научного познания»
  • «Клетка как биологическая система»
  • «Организм как биологическая система»
  • «Система и многообразие органического мира»
  • «Организм человека и его здоровье»
  • «Эволюция живой природы»
  • «Экосистемы и присущие им закономерности»

Структура КИМ

Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, которые включают в себя задания, различные по форме предъявления, уровню сложности и способам оценки их выполнения.

ТАБЛИЦА СТРУКТУРА КИМ

Часть 1 (21 задание) Часть 2 (7 заданий)
- множественный выбор- 7 - ПОЗ (практико-ориентированное задание)
- соответствие – 6 - изображение
- последовательность-3 -текст
-задача – 2 -обобщение(2)
- недостающая информация-2 - задача (2)
- анализ графика или таблицы - 1

Часть 1 содержит 21 задание, из них 7: заданий с множественным выбором (с рисунком или без него); 6 – на установление соответствия (с рисунком или без него); 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состоит из 7 заданий с развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.

КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ

Содержание блока Вся работа Часть 1 Часть 2
«Биология как наука. Методы научного познания» 2 1 1
«Клетка как биологическая система» 5-4 4-3 1
«Организм как биологическая система» 4-5 3-4 1
«Система и многообразие органического мира» 4 3 1
«Организм человека и его здоровье» 5 4 1
«Эволюция живой природы» 4 3 1
«Экосистемы и присущие им закономерности» 4 3 1
Итого: 28 21 7

Обращаю Ваше внимание, что количество заданий уменьшилось. Раньше их было 40, из них 33 в первой части и 7 во второй части. Сейчас вы видите, что в первой части 21 задание, во второй – 7

Т.е. Каждый вариант, как и прежде, состоит из двух частей. В целях повышения объективности оценки качества итоговой аттестации обучающихся за среднее общее образование, из части 1 экзаменационной работы были исключены задания с выбором одного верного ответа, чтобы предотвратить случайное угадывание. Подобная модернизация привела к сокращению с 33 до 21 количества заданий части 1 и с 40 до 28 во всей работе.

Как распределяются эти задания по уровню сложности?

В таблице красным цветом выделено количество заданий, которые были в работе 2016 года, и синим с 2017 года.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности Всего Часть 1 Часть 2
Базовый 10
(24)
10
(24)
-
Повышенный 12
(9)
11
(9)
1
(0)
Высокий 6
(7)
- 6
(7)

Обратите внимание, базовых заданий остается 10, а было 24, все они расположены в первой части. Задания повышенного уровня – их было 9, теперь их будет 12, причем 11 из них находятся в первой части и 1 задание во второй части. В 2016 году практико-ориентированные задания относились к заданиям высокого уровня сложности, а с 2017 года его перевели в категорию повышенного уровня.

Задания высоко уровня сложности – их шесть, а было семь. Все они находятся во второй части, начиная с 23 задания.

Как распределяются задания по видам умений и способам действий?

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Группы Видов Число заданий
- Знать, уметь 9
- Умения 16
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни 3

Задания можно условно разделить на три группы:

  • знать, понимать. Таких заданий 9 из 28
  • На умения. Их 16
  • На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - 3

Какие же существенные изменения произошли в структуре и содержании работы ЕГЭ?

  1. Полностью исключены задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Уменьшилось число заданий с 40 до 28
  3. Поменялся максимальный первичный балл (в 2016 – 61балл, с 2017 – 59балл)
  4. Увеличилась продолжительность экзамена. Было 180 минут, стало 210 минут (3,5 часа)
  5. НОВЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ!!! В первой части

Новые типы заданий

С использованием рисунков, схем (базовый, повышенный, уровень) ;

С множественным выбором ответов (базовый и повышенный уровень) ;

На установление соответствия биологических процессов или явлений (повышенный уровень);

На определение последовательности биологических объектов, процессов (базовый и повышенный уровень);

С (не кратким) свободным ответом на примере биологических знаний в практической ситуации (уровень);

Со свободным развернутым ответом на обобщение и применение знаний в новой ситуации (высокий уровень);

На анализ биологической информации (высокий уровень);

Со свободным развернутым ответом мс изображением биологического объекта (высокий уровень);

Биологические задачи по цитологии и генетике (высокий уровень)

Заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы

Эти задания предполагают, что выпускники хорошо владеют терминологией, у них хорошо сформирован понятийный аппарат.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) - препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число - верный ответ).

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).

Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число - верный ответ).

ИЛИ (повышенный уровень)

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
A возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В

Список терминов и понятий:

  1. мембраны тилакоидов
  2. световая фаза
  3. фиксация неорганического углерода
  4. фотолиз воды
  5. темновая фаза
  6. цитоплазма клетки
А Б В
- - -

Пояснение.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
А - мембраны тилакоидов возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б - фиксация неорганического углерода темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В - световая фаза

Ответ: 132.

ИЛИ (высокий уровень)

Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?


Пояснение.

  1. на рисунке №2;
  2. створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;
  3. кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)

- нахождение правильно указанных обозначений в рисунке (базовый уровень )

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наружный слуховой проход
  2. барабанная перепонка
  3. слуховой нерв
  4. стремя
  5. полукружный канал
  6. улитка

Пояснение

Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв - 3 - это слуховая труба (евстахиева труба); стремя - это слуховая косточка - 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку); полукружный канал - это слуховая косточка - 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).

Ответ: 126.

- множественный выбор, в том числе с рисунком и без него, работа с текстом (базовый уровень )

Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите.

  1. Отсутствие в ней оформленного ядра
  2. Наличие цитоплазмы
  3. Наличие клеточной мембраны
  4. Наличие митохондрий
  5. Наличие эндоплазматической сети

Прокариоты, или доядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит, у них есть цитоплазма и мембрана.

ВНИМАНИЕ!!! Новые формы заданий, которые требуют внимательного прочтения инструкций с той целью, чтобы правильно выполнить задание, а самое, главное, правильно записать ответ

ИЛИ (с рисунком)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. наличие ядрышка с хроматином
  2. наличие целлюлозной клеточной оболочки
  3. наличие митохондрий
  4. прокариотическая клетка
  5. способность к фагоцитозу

Пояснение

На рисунке изображена животная клетка. Верные утверждения: наличие ядрышка с хроматином; наличие митохондрий; способность к фагоцитозу. Неверные утверждения: наличие целлюлозной клеточной оболочки - это характеристика растительной клетки; прокариотическая клетка - на рисунке видно ядро, т.е. клетка эукариотическая.

- решение биологических задач (базовый уровень )

Решение простейших биологических задач в первой части – это задания базового уровня. Это задачи количественные и требуют вписывать ответ в виде цифр

Например, В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Клетки слизистой оболочки - соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете - гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20.

ИЛИ

У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

В половых клетка число хромосом уменьшается в 2 раза, т. е. 4 хромосомы - гаплоидный.

ИЛИ

Сколько ами¬но¬кис¬лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Ответ: 300.

Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида, значит, 900 нуклеотидов = 300 триплетов = 300 аминокислот.

Ответ: 300.

ИЛИ

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина, значит, 20%, на тимин и аденин остается 60%, их так же равное количество, значит, по 30%.

ИЛИ

Каким будет соотношение генотипов и фенотипов потомства, полученного от скрещивания родителей с генотипами Аа и Аа, при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, без дополнительных символов, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.

Пояснение

При скрещивании двух гетерозиготных организмов с неполным доминированием ♀ Аа x ♂ Aа = F1 АА - 1 часть: Aa - 2 части: аа - 1 часть - потомство имеет три разных генотипа, каждому из которых соответствует свой фенотип.

Ответ: 121.

ИЛИ

- установление соответствия с рисунком и без него (повышенный уровень )

Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.

СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА ОРГАНОИД
A) двумембранный органоид 1) хлоропласт
Б) есть собственная ДНК 2) аппарат Гольджи
B) имеет секреторный аппарат -
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн -
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы -
Е) одномембранный органоид -

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Хлоропласт - под буквами А, Б, Д. Аппарат Гольджи - под буквами В, Г, Е.

Ответ: 112212.

ИЛИ

ВНИМАНИЕ!!! Новшество 2017 года: Соответствие с рисунком. Прежде не встречалось.

Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ СТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.

Ответ: 111222

- установление последовательности (базовый, повышенный уровни )

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Мятлик луговой
  2. Мятлик
  3. Покрытосеменные
  4. Однодольные
  5. Растения
  6. Злаковые

Пояснение

Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.

Ответ: 534621

ИЛИ

Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.

  1. левое предсердие
  2. легочные капилляры
  3. легочные вены
  4. легочные артерии
  5. правый желудочек

Пояснение

Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.

Ответ: 54231

ИЛИ

Установите последовательность процессов пищеварения.

  1. всасывание аминокислот и глюкозы
  2. механическое изменение пищи
  3. обработка желчью и расщепление липидов
  4. всасывание воды и минеральных солей
  5. обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

Пояснение

Ротовая полость - механическое изменение пищи.

Желудок - обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.

Двенадцатиперстная кишка - обработка желчью и расщепление липидов.

Тонкий кишечник - всасывание аминокислот и глюкозы.

Толстый кишечник - всасывание воды и минеральных солей.

Ответ: 25314

- множественный выбор - работа с текстом (повышенный уровень )

1. ВНИМАНИЕ!!! Новое задание в части 1 – работа с текстом.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Современный человек во многом похож на своих предков - человекообразных приматов.
(3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов.
(4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.

Пояснение

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.

Поведенческий - поведение, особенно, в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения, описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

Ответ: 256.

ИЛИ

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Пояснение

Анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм, таблиц со статистическими данными (повышенный уровень )

Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.


Выберите верные утверждения.

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ

Пояснение

Верные утверждения:

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С.
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала.

Неверные утверждения:

Ответы 3) и 5), поскольку данных показателей нет в таблице.

Ответ 4), поскольку уже при 40 °С ферменты (белки) денатурируют.

ВЫВОД:

  1. Исключены полностью задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Вычеркнуты задания с выбором верного или неверного суждения. Хотя это задание раньше относилось к заданию повышенного уровня, но тоже предполагался только один правильный ответ в виде цифры. Поэтому таких заданий больше нет.
  3. Использование рисунков, схем остались. Это задания разных уровней сложности, т.е. встречаются как в первой, так и во второй части.
  4. Задания с множественным выбором ответов. Раньше такие задания встречались только в части 2 и считались заданиями повышенного уровня, теперь они встречаются и среди заданий базового уровня.
  5. Задания на установление последовательности биологических объектов и процессов.
    Во-первых, увеличилось их количество, их стало три; во-вторых, изменился уровень их сложности. Раньше это были задания повышенного уровня, сейчас встречаются довольно сложные задания, но отнесены они к категории базового уровня сложности.
  6. Что касается части 2, то предполагается не просто краткий свободный ответ. Разработчики требуют развернутого ответа. Не только перечисления каких-то закономерностей, но и также объяснений.

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть1)

Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл
1 Б 1 8 П 2 15 П 2
2 Б 2 9 Б 2 16 П 2
3 Б 1 10 П 2 17 Б 2
4 Б 2 11 Б 2 18 Б 2
5 П 1 12 Б 2 19 П 2
6 Б 2 13 П 2 20 П 2
7 П 2 14 П 2 21 П 2

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть2)

Уровень Балл
22 П 2
22 В 3
24 В 3
25 В 3
26 В 3
27 В 3
28 В 3

Среднее общее образование

Биология

Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 26

ЕГЭ по биологии уже не за горами. В этом году проверка знаний будет несколько отличаться от экзаменов прошлых лет. Корпорация «Российский учебник» представляет серию вебинаров, в которых профессор МИОО Георгий Лернер производит разбор заданий и рассказывает, как должна проходить подготовка. На этот раз изучаем линию 26 из демонстрационного варианта, задания которой связаны с эволюционным учением и основами экологии – она является одной из наиболее сложных в ЕГЭ.

Биология. ЕГЭ 2018 года. Особенности

  • С 2018 года будет уделяться особое внимание понятийному аппарату. Не исключено, что уже в будущем году в кодификаторах к экзамену пропишут терминологию, которой должен владеть учащийся.

  • Увеличится число вопросов, связанных с эрами и периодами, эволюцией растений и животных. Раньше они почти не встречались. Выпускникам необходимо изучить геохронологическую таблицу, быть готовым к заданиям на определение организма, относящегося к тому или иному периоду, к той или иной эре, на определение отпечатка, на расчет времени существования данного организма.

  • Увеличится число вопросов, посвященных происхождению жизни на Земле. Раньше их практически не было.

  • Почти исключится формулировка «Что произойдет, если исчезнут...». Некоторые последствия невозможно предугадать. Взамен абитуриентам будет предложено назвать факторы, которые могут привести к сокращению численности той или иной популяции.

  • В этом году абитуриентам не удастся ограничиться лаконичными ответами. Экзаменуемые должны показать знание предмета - для этого при подготовке необходимо уйти от «натаскивания».

Варианты задания № 26, решения и пояснения

Пример 1

Какие ароморфозы обеспечили развитие древнейших организмов в архее и протерозое? Укажите не менее четырех ароморфных признаков и их значение в эволюции. Элементы ответа:

Элементы ответа:

  1. Появление фотосинтеза обеспечило первичный синтез органических веществ из неорганических, накопление кислорода в воде и атмосфере, образование озонового экрана.

  2. Появление аэробного обмена веществ обеспечило синтез большого количества АТФ и снабжение организма энергией.

  3. Половой процесс привел к появлению у организмов разнообразных признаков - материала для эволюции.

  4. Появление многоклеточности привело к дифференциации клеток, тканей и органов.

  5. Появление эукариот обеспечило разнообразие царств живой природы.

Примечание: Формулировки ответа могут быть разные, главное - правильное употребление терминов. Кроме того, если экзаменуемый не выполнит задание «Укажите», «Объясните», то потеряет 2 балла.

Пример 2

Популяция стабильна, если она имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных?

Элементы ответа:

  1. Вероятность гибели малочисленных популяций от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды выше, чем у многочисленной популяции.

  2. Ослабевают связи между членами популяции (звуковая сигнализация, выделение химических веществ).

  3. Затруднена репродукция потомства.

  4. Близкородственное скрещивание особей в малочисленных популяциях приводит к появлению вредных рецессивных генов. При высокой численности популяция относительно гетерогенна.

Примечание: В задании не указывается количество критериев, на которые нужно дать ответ, - следовательно, необходимо назвать не меньше трех. Ответ должен соответствовать смыслу вопроса, и если этого соответствия нет, то снижается балл. Для выполнения задания нужно указать события, которые ведут к исчезновению малых популяций. Критерий № 2 наиболее сложный для абитуриентов, он редко упоминается в алгоритме для решения подобной задачи.

Пример 3

У трески, щуки и многих других рыб количество выметываемых икринок исчисляется миллионами. Вместе с тем, имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Объясните, почему в природе существуют те и другие рыбы.

Элементы ответа:

  1. Самки рыб, как правило, выметывают большое количество икры в воду и она там оплодотворяется. Оплодотворение внешнее.

  2. Приспособленность к выживанию при внешнем оплодотворении - большое количество икры.

  3. У рыб с небольшой плодовитостью хорошо развита забота о потомстве, иначе они не могли бы существовать.

Примечание: Подобные задания вызывают сложности. Критерий № 1 трудно вывести из вопроса, поскольку у подавляющего большинства рыб наружное оплодотворение. Если экзаменуемый ответит, что часть икры не оплодотворяется, выбрасывается волнами на берег или поедается другими рыбами, это будет в большей степени соответствовать смыслу вопроса. Нужно познакомить учеников с разными вариантами ответа.

Пример 4

Считается, что на склонах холмов поля надо распахивать поперек склона (горизонтально, террасами), а не вдоль (от вершины к подножию). Объясните, почему необходимо делать именно так и к чему может привести распашка полей вдоль склона.

Элементы ответа:

  1. При распашке вдоль склона и вода, используемая для полива, и естественные осадки будут стекать вдоль грядок к подножию холма.

  2. Эта вода будет вымывать из почвы удобрения и другие полезные вещества, ускоряя эрозию почвы.

  3. При распашке поперек склона вода будет дольше оставаться в почве и вещества будут вымываться гораздо медленнее.

Примечание: Школьники, как правило, не знакомы с термином «террасирование». Это задание вызывает у них серьезные затруднения в силу недостатка опыта поездок в места, где такой способ распашки распространен.

Пример 5

Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми расположен толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.

Элементы ответа:

  1. Пингвины живут в холодных условиях, поэтому мощный пуховой слой (пуховые перья особого строения) им необходим в качестве термоизоляции.

  2. Если бы пуховые перья менялись постепенно, это приводило бы к нарушению плотности контурных перьев, что, в свою очередь, приводило к намоканию перьев при плавании.

  3. Поэтому у пингвинов выработалась смена всех пуховых перьев разом, чтобы период смены был как можно короче.

Примечание: Абитуриент может не понять смысл вопроса. Нужно уделить время этому заданию, представить веер ответов. Лучше - пользуясь дополнительной информацией. Необходимо проговорить, что линька у пингвинов длится около 20 дней - это короткое время, в течение которого птицы голодают и скапливаются в стаи, чтобы согреться. Пуховые перья выталкиваются новыми перьями. Если словосочетание «все разом» будет понято абитуриентом как «очень быстро» (что вполне вероятно), возникнут трудности с ответом.

Пример 6

Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора лежит в основе этого процесса?

Элементы ответа:

  1. При дивергенции происходит расхождение признаков.

  2. Дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором.

  3. Движущая форма естественного отбора, ведущая к полиморфизму.

Примечание: Термин полиморфизм будет часто встречаться в заданиях 2018 года. В некоторых вопросах подобного типа нужно будет говорить о дизруптивной форме отбора.

Пример 7

Почему биологический регресс часто ведет к вымиранию вида? Ответ обоснуйте, приведите не менее четырех аргументов.

Элементы ответа:

  1. При биологическом регрессе резко сокращается численность вида в связи с понижением адаптации организмов при изменении условий среды.

  2. Происходит уменьшение ареала за счет уменьшения численности.

  3. Возникает близкородственное скрещивание, которое приводит к проявлению вредных мутаций и гибели организмов.

  4. Случайные факторы повышают вероятность вымирания вида.

Примечание: Задание требует умения оперировать понятиями «регресс», «адаптация», «ареал», «мутации». Оно несложное, однако абитуриенты не всегда могут привести именно четыре полных критерия. Возможный веер ответов: организмы не успевают приспособиться к изменяющимся условиям среды; они не выдерживают конкуренции с другими видами; в результате они отсеиваются естественным отбором; из-за снижения численности происходит сокращение ареала. Каждая из этих формулировок вполне соответствует алгоритму, приведенному в критериях.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Пример 8

Докажите, что большинство современных птиц находится в состоянии биологического прогресса (с учетом особенностей птиц).

Элементы ответа:

  1. Большое видовое разнообразие, обусловленное разнообразием и адаптациями к своим экологическим нишам.

  2. Высокая внутривидовая численность особей, связанная со сложным поведением (заботой о потомстве, перелетами, строительством разнообразных гнезд и т.д.).

  3. Широкий ареал обитания, обусловленный теплокровностью и способностью к полету.

Примечание: В данном примере не следует говорить о четырехкамерном сердце, двойном дыхании, клюве без зубов и прочих приспособлениях к полету, поскольку об этом не спрашивают. Теплокровность правильно упоминается как адаптациия к переживанию различных условий среды. Ответ на это задание, как и в предыдущем примере, поддается алгоритмизации: все, что сокращается при регрессе, увеличивается при прогрессе, и наоборот.

Пример 9

Опишите состав первичной атмосферы Земли и условия, при которых происходил абиогенный синтез первых органических веществ. Какие вещества синтезировали Миллер и Юри в своем эксперименте? Почему эти вещества не образуются в настоящее время, например при извержениях вулканов?

Элементы ответа:

  1. Первичная атмосфера Земли содержала водяной пар, аммиак, водород и метан.

  2. Условиями для синтеза были электрические разряды и высокая температура.

  3. В результате опыта ученые получили несколько аминокислот, мочевину и молочную кислоту.

  4. Образующиеся органические вещества сразу поглощаются микроорганизмами или окисляются кислородом атмосферы.

Примечание: Очевидно, что в ответе должно быть 4 критерия. Данный пример показывает, что необходимо знать имена некоторых ученых и их работы.

Пример 10

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Элементы ответа:

  1. Уменьшение численности шмелей.

  2. Увеличение численности растительноядных животных.

  3. Размножение растений-конкурентов (злаков и др.).

Примечание: В задании могут быть приведены другие критерии:

  1. Вытаптывание клевера коровами.

  2. Разрушение гнезд шмелей птицами.

  3. Уничтожение яиц шмелей насекомыми-наездниками и т.д.

Пример 11

Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы, и поясните - как?

Пример 12

Объясните, почему для возобновления вида орлана-белохвоста достаточно двух яиц в кладке, а в кладке соловья - 6-7 яиц.

Элементы ответа:

  1. Высокой плодовитостью отличаются виды, у которых велика гибель особей в природе.

  2. У соловья избыточное производство яиц как бы покрывает их возможную гибель (гнездовой тип птенцов, много врагов, длительные перелеты на места зимовья и др.).

  3. У видов с хорошо развитой заботой о потомстве гибель птенцов невелика (более зрелые птенцы, отсутствие естественных врагов, оседлый образ жизни).

Примечание: Задание требует от абитуриентов как минимум некоторого представления об орлане-белохвосте. Условие отчасти наводит на правильный ответ - по крайней мере, учащиеся могут сравнить размеры птиц, предположить заботу о потомстве у орланов, и, таким образом, вывести первый критерий.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Пример 13

Объясните влияние плотности водной среды обитания на «живые организмы» биоценозов.

Элементы ответа:

  1. Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних слоях (до 150-200 м).

  2. Плотность водной среды оказывает влияние на обтекаемую форму тела и сильную мускулатуру быстро передвигающихся животных.

  3. Плотность среды облегчает вес организмов и создает возможность постоянно находиться в толще среды (планктон).

  4. Наличие планктона делает возможным фильтрационный тип питания многих животных.

Примечание: Критерий № 4 едва ли имеет прямое отношение к вопросу, поскольку указано не прямое влияние воды на жизнедеятельность организмов. Возможный веер ответов: у водных растений слабо развитая механическая ткань и высокая плавучесть; у животных развиты такие приспособления, как слизь на коже, плавники, адаптация к разным глубинам и так далее. Задания по теме «Экология организмов» требуют умения применять знания в измененной ситуации. В вопросах встречается влияние света, влажности, солености и других факторов.

Пример 14

Укажите не менее четырех факторов водной среды обитания. Объясните их роль в жизни организмов.

Элементы ответа:

  1. Плотность воды определяет ее выталкивающую силу (распределение организма по разным глубинам).

  2. Температурный режим более сглажен, нет чрезмерно высоких и низких температур.

  3. Ограниченное количество кислорода. Бывают заморы в водоемах по разным причинам.

  4. Солевой состав ограничивает распространение пресноводных и морских обитателей.

Примечание: Подобные типы заданий могут касаться наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной сред обитания. Речь идет о физико-химических свойствах и их роли в жизни организмов. Абитуриент ответит правильно, если такие свойства им хорошо изучены.

«Решу ЕГЭ 2019 по биологии на высокий балл», – так настраиваются выпускники, планирующие в дальнейшем поступать в медицинские, биологические, психологические, ветеринарные или экологические факультеты.

Терпение и упорство!

Отметим, что решить ЕГЭ по биологии не так уж и просто. Зачастую даже наличие знаний по предмету не гарантирует получения высокой отметке на ЕГЭ. КИМы, подготавливаемые Федеральным институтом педагогических измерений, ежегодно меняются. Изменения касаются не только количества вопросов, но и самой структуры испытания. Так, в прошлом году время на выполнение экзаменационной работы увеличилось до 210 минут. Вместе с ним возросла и сложность заданий. Они стали более объективными, а вероятность угадывания правильно ответа близка к нулю. Не осталось вопросов, в которых верным является лишь один ответ. Первая часть экзамена, при должной подготовке, не вызывает сложности. Главное – внимательность. Как показывает практика прошлых лет, экзаменуемые не вчитываются в формулировку задания. Например, пропускают частицу не. Происходит это по двум причинам:

  • не хватает практики в решении тестовых заданий;
  • сильное волнение.

Будущим абитуриентам необходимо в процессе подготовки уделять внимание не только изучению теории, но и попрактиковаться с решением реальных экзаменационных билетов. Их можно найти в Открытом банке заданий на портале ФИПИ или на других профильных сайтах, посвящённых подготовке к ЕГЭ по биологии. Например, в проекте Гущина «Решу ЕГЭ» много внимания уделено подготовке к биологии. Хорошая коллекция тестов ЕГЭ по биологии представлена и в нашем образовательном центре. Также мы предлагаем нашим ученикам пройти тестирование после изучения каждой темы. Проштудируйте не только подборку заданий ЕГЭ по биологии, но и кодификатор. Он отражает все элементы содержания, которые будут проверяться на экзамене. При этом важно выбрать вариант текущего года.

Как готовиться и решать задания ЕГЭ?

Для успешного решения заданий из второй части проходить онлайн-тесты на сайте ЕГЭ по биологии недостаточно. Эти вопросы требуют развёрнутого ответа и тщательной подготовки с репетитором, учителем или онлайн-инструктором. Самыми сложными являются задачи по цитологии и генетике. С ними успешно справляются немногие выпускники. Хотите войти в их число? Приглашаем вас на онлайн-курсы, которые содержат не только теорию, но и проверку домашних заданий преподавателем. Со знаниями, полученными у нас, вы легко справитесь с задачами на экзамене и поступите в вуз мечты!

И напоследок. Чтобы не стать заложником стресса, хорошо отдохните и выспитесь перед испытанием. Скажите мысленно «Я сдам егэ по биологии» и всё у вас получится!

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ. Как проходит обучение?

Отзывы наших пользователей

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?


Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)

Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по биологии:

  • Изменена модель задания в линии 2. Вместо задания с множественным выбором на 2 балла включено задание на работу с таблицей на 1 балл.
  • Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составил 58 баллов.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.


Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.


Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!

Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии

После тематических заданий по биологии приступай к практике. Так как для демонстрации высокого уровня знаний необходимо уверенно работать со схемами, таблицами и графиками. Объяснять биологические процессы при помощи графической информации.

Первым делом скачай ФИПИ, который является образцом и дает представление о структуре и форме сложности будущих заданий на ЕГЭ.

На основе новой демоверсии разработано 10 тренировочных вариантов, зарегистрируйся и отслеживай уровень знаний в личном кабинете.

Выявляй, анализируй ошибки и тренируйся снова. Твой успех – постоянное решение вариантов во время подготовки!

Тест ЕГЭ по биологии 2019 включает 28 заданий.

  • Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом (последовательность цифр, число, слово или словосочетание)
  • Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом (дать полный ответ: объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Вариант тематически сгруппирован.

  1. Первая часть содержит 21 задачу, которые группируются по содержательным блокам, представленным в :
    • На множественный выбор;
    • На установление соответствий;
    • На установление последовательности процессов или явлений;
    • Задачи по цитологии и генетике;
    • На дополнение рисунков;
    • Анализ схемы или таблицы.
  2. Вторая часть содержит 7 задач. Для успешного решения которых от ученика требуется досконально владеть понятийным аппаратом и грамотно оперировать биологическими терминами.

Короткий анализ условий некоторых заданий

Задачи из блока первого билета:

  • – представлен биологический фрагмент, требующий установления связей между понятиями;
  • – посчитать количество хромосом и установить количество клеток, образовавшихся при различных процессах;
  • – найти в тексте примеры, соответствующие понятиям;
  • – на проверку знаний видовых свойств – из теста выбрать критерии, соответствующие виду.

Оценивание тестов по биологии ЕГЭ

За первую часть билета максимально – 38 баллов .
За решение задач второй части - 20 баллов .

Полученные баллы за правильно выполненные задания, суммируются.

Перевод баллов в оценки

  • 0-35 баллов - 2,
  • 36-54 баллов - 3,
  • 55-71 баллов - 4,
  • 72 и выше баллов - 5;

Для поступления на бюджетное место в престижном вузе необходимо набрать более 84 баллов.

Решай! Дерзай! Стремись к лучшему!