(ред.) Концепции современного естествознания. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., ред
(Документ)
n1.doc
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯВ.Н. Лавриненко
Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ректор акад. А.Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайнтбегов
В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Ю.И. Зельников, В.И. Колядко, Н.П. Менькин, Э.В. Островский, Л.М. Путилова, Л.Г. Титова. Л.И. Чернышева, В.В. Юдин
Рецензенты:
Кафедра философии Института молодежи, д-р филос. наук проф. Г. И. Иконникова и д-р техн. наук проф. B.C. Торопцов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 271 с. ISBN 5-85178-045-2.
Раскрывается взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур, история естествознания, дается панорама современного естествознания и тенденции его развития. В доходчивой и популярной форме излагаются современные представления о развитии природы от микромира до макро- и мегамира, о пространстве и времени, принципы относительности и т.д.
Дается характеристика структурных уровней организации материи. Особое внимание уделяется раскрытию принципа универсального эволюционизма, развития материи от простого к сложному, от хаоса к высшей упорядоченности посредством самоорганизации материальных систем. Излагаются актуальные проблемы современной биологии, физики, биоэтики. Учебник может быть полезен и широкому кругу читателей.
Введение
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания новой дисциплины "Концепции современного естествознания".
Работа предназначена для студентов вузов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания, естественно-научной картиной мира.
Главная цель работы - помочь студентам экономических и гуманитарных вузов освоить новый для них курс, овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественнонаучную культуры.
Усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, даст возможность формировать у будущих специалистов в области общественных и гуманитарных наук естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией.
Ведь многие методы исследования современного естествознания приобретают значение общенаучных и широко используются в общественных и гуманитарных науках. Изучение основ универсального эволюционизма, системного метода, синергетики, антропного и других принципов исследования будет способствовать более эффективному изучению этих наук.
Актуальность курса "Концепция современного естествознания" обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, магия, эзотерические, мистические и т. п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию общественного сознания естественно-научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Понятно, что научной и педагогической общественности следует обратить на это особое внимание.
Представители современной паранауки настойчиво призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий и т. д., лишь бы они оказывали соответствующее воздействие на общество. Многие из них полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают по существу за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественно-научного знания и основанного на нем мировоззрения.
Только люди, обладающие научным мировоззрением, могут, с одной стороны, успешно противостоять догматическому мышлению, а с другой - тому, что можно было бы назвать интеллектуальным анархизмом. Первый всем нам хорошо знаком по недавнему прошлому. Второй набирает все большую силу в настоящее время и находит свое наиболее полное теоретическое выражение в философских концепциях постмодернизма и у некоторых представителей постпозитивистской философии науки. Так, один из видных представителей постпозитивизма, американский философ П.К. Фейерабенд, отстаивая теоретический и методологический плюрализм, оценивает современную науку с позиций ее "анархистской критики". Подобная критика направлена на утверждение так называемой анархистской эпистемологии, одна из центральных идей которой состоит в том, чтобы уравнять науку с религией, мифом, магией и т. п.
Конечно, подлинная наука, как и все рациональное знание, несовместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно воздействуют на сознание современного человека. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные индивидуальные и социальные последствия. Эта опасность увеличивается во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, гонения на кибернетику, генетику и т. д. Поэтому нейтральное отношение сторонников науки и научного мировоззрения к псевдонауке - позиция, безусловно, ущербная, при которой мы можем оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.
Курс "Концепции современного естествознания" как раз и должен способствовать формированию у студентов подлинно научного мировоззрения и осознанию ими имманентных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной и Человека. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших школах и направлениях в развитии современного естествознания.
В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.
Такому пониманию целей и задач нового курса авторы стремились подчинить методологию, методику изложения материала и содержание работы.
Методологическим стержнем курса является эволюционно-синергстическая парадигма, выдвигающаяся на передний план науки. Ее содержание предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и самоорганизации при рассмотрении тех или иных явлений и процессов материального мира. Блестящее подтверждение эффективности использования подобного метода дано в работах В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена, И.Р. Пригожина, Г. Хакена и других выдающихся ученых. Думается, что усвоение этого метода поможет студентам наилучшим образом осмыслить диалектику развивающегося мира как единой целостной системы.
Авторы стремились к раскрытию соответствующих проблем на основе синтеза естествознания, философии и общественных наук, ибо только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного мировоззрения. При необходимости авторы использовали научно-исторический и философский подходы к анализу рассматриваемых проблем, старались показать не только результаты их решения, но и те пути в развитии познания, которые к ним привели.
При написании работы авторы стремились показать влияние социокультурных условий на развитие естественных наук, что очень важно, в частности, для понимания актуальности многих проблем естествознания, значения их решения для совершенствования общества.
Естествознание, как и любая другая наука, носит плюралистический характер, поскольку искать окончательные истины и использовать сугубо категорические суждения в науке - дело не только бесполезное, но и вредное. Поэтому авторы учебного пособия, с одной стороны, стремились отразить объективные основания и закономерности развивающегося мира, а с другой - показать незавершенность, открытость в решении проблем современного естествознания.
В соответствии с отмеченными методологическими и методическими принципами раскрывается и содержание курса. Его изложение начинается с объяснения специфики и единства естественно-научной и гуманитарной культур как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры.
Далее рассматривается научный метод исследования, дается характеристика современного естествознания, закономерностей его развития. Большое внимание уделяется рассмотрению научного метода познания, причем акцент сделан на объяснение принципиальных особенностей современной естественнонаучной картины мира. Особое внимание уделено структурным уровням организации материи, микромира. При этом изложение строится таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть единство микро-, макро- и мегамиров и тем самым подчеркнуть принцип универсального эволюционизма, действующий во Вселенной.
Естественно-научную картину мира нельзя представить без объяснения таких его атрибутов, как пространство и время. Этому посвящен специальный раздел, из которого студенты узнают содержание научных понятий пространства и времени, универсальные свойства и специфические качества физического пространства и времени на различных структурных уровнях организации материи. Здесь же говорится о специфике биологического, психологического и социального пространства - времени.
В работе рассматриваются также биологическая и химическая формы организации материи. Знакомство с современными концепциями химии и биологии поможет студентам понять, как из простых форм организации материи возникают более сложные, как в конечном счете из неживого возникает сама жизнь. С этим непосредственно связана и общая теория химической эволюции и биогенеза, которая помогает решать в комплексе вопросы движущих сил и механизмов эволюционного процесса.
Глава "Биосфера. Ноосфера. Человек" в значительной степени носит обобщающий характер и призвана раскрыть место и роль человека в общем процессе универсального эволюционизма, показать "феномен человека" как результат этого процесса. При рассмотрении современных экологических проблем раскрывается идея единства человека и космоса, а естественно-научный и философский анализы осуществляются во взаимосвязи.
Логическим завершением изложения курса служит тема, посвященная рассмотрению человека с точки зрения естественнонаучного знания. Это одна из тех тем, в которой многие вопросы и сегодня остаются спорными. Но авторы не обходят их стороной и в каждом конкретном случае выражают свое отношение к рассматриваемой проблеме, стремясь дать необходимую аргументацию pro et contra той или иной точки зрения.
В заключение хотелось бы отметить, что создание учебного пособия по новой дисциплине - всегда дело достаточно трудное, ибо еще нет необходимого опыта не только его написания, но и преподавания самой дисциплины, не устоялась программа курса, ведутся дискуссии по его проблематике.
Учебник подготовлен авторским коллективом в составе: д-ра философ, наук, проф. В.Н. Лавриненко (гл.8), д-ра философ, наук, проф. В.П. Ратникова (введение, гл.8), канд. философ, наук, доц. В.Ф. Голубя (гл. 5, заключение), канд. философ, наук, доц. Ю.И. Зельникова (гл. 7), д-ра философ, наук, проф. В.И. Коладко (гл. 4), канд. философ, наук, доц. Н.П. Менькина (гл. 1), канд. ист. наук, проф. Э.В. Островского (гл. 6), канд. философ, наук, доц. Л.М. Путиловой (гл. 1), канд. философ, наук, доц. Л.Г. Титовой (гл.4), канд. философ, наук, доц. Л.И. Чернышовой (гл. 3), канд. философ, наук, доц. В.В. Юдина (гл. 2).
3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.
Предыдущие издания (1-е изд. - ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. - ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели - помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.
Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение 3
- Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 8
- 1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур 8
- 1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур 9
- 1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе» 13
- 1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 21
- 1.2. Наука в духовной культуре общества 25
- 1.2.1. Особенности научного знания 26
- 1.2.2. Дисциплинарная организация науки 27
- 1.3. Этика науки 30
- 1.3.1. Этика научного сообщества - 31
- 1.3.2. Этика науки как социального института 33
- Глава 2. Научный метод. Структура научного познания 38
- 2.1. Методы научного познания 38
- 2.2. Структура научного познания 45
- 2.3. Критерии и нормы научности 52
- 2.4. Границы научного метода 55
- Глава 3. Логика и закономерности развития науки. Современная научная картина мира 59
- 3.1. Общие модели развития науки 60
- 3.2. Научные революции 64
- 3.3. Дифференциация и интеграция научного знания 70
- 3.4. Математизация естествознания 73
- 3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира 74
- 3.5.1. Глобальный эволюционизм 75
- 3.5.2. Синергетика - теория самоорганизации 79
- 3.5.3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 84
- Глава 4. Структурные уровни организации материи 89
- 4.1. Макромир: концепции классического естествознания 92
- 4.2. Микромир: концепции современной физики 98
- 4.2.1. Квантово-механическая концепция описания микромира 98
- 4.2.2. Волновая генетика 106
- 4.2.3. Атомистическая концепция строения материи 113
- 4.2.4. Элементарные частицы и кварковая модель атома 116
- 4.2.5. Физический вакуум 121
- 4.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 126
- 4.3.1. Современные космологические модели Вселенной 126
- 4.3.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 129
- 4.3.3. Структура Вселенной 134
- Глава 5. Пространство и время в современной научной картине мира 143
- 5.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 143
- 5.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 150
- 5.3. Свойства пространства и времени 159
- Глава 6. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи
- 6.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы 170
- 6.2. Методы и концепции познания в химии 172
- 6.3. Учение о составе вещества 174
- 6.4. Уровень структурной химии 177
- 6.5. Учение о химических процессах 179
- 6.6. Эволюционная химия 180
- Глава 7. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики 137
- 7.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 187
- 7.2. Сущность живого, его основные признаки 189
- 7.3. Происхождение жизни 193
- 7.4. Структурные уровни живого 197
- 7.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 199
- 7.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 202
- 7.7. Современная теория биологической эволюции и ее критики 208
- 7.8. Биоэтика 216
- Глава 8. Биосфера. Ноосфера. Человек
- 8.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 224
- 8.2. Человек и биосфера 227
- 8.3. Система: природа-биосфера-человек 228
- 8.3.1. Влияние природы на человека. Географическая среда 228
- 8.3.2. Географический детерминизм. Геополитика 230
- 8.3.3. Окружающая среда, ее компоненты 233
- 8.3.4. Влияние человека на природу. Техносфера 234
- 8.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 237
- 8.4. Взаимосвязь космоса и живой природы 239
- 8.5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек 245
- 8.5.1. Сущность и источники противоречий 245
- 8.5.2. Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода 246
- Глава 9. Человек как предмет естественно-научного познания. 251
- 9.1. Человек - дитя Земли 251
- 9.2. Проблема антропогенеза 256
- 9.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 263
- 9.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 267
- 9.5. Социобиология о природе человека 274
- 9.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 276
- 9.7. Бессознательное и сознательное в человеке 281
- 9.8. Человек: индивид и личность 285
- 9.9. Экология и здоровье человека 289
- Заключение 296
- Важнейшие термины и понятия 300
- Указатель имен 310
Концепции современного естествознания. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., ред.
3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.
Предыдущие издания (1-е изд. - ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. - ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели - помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.
Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.
Формат: doc / zip
Размер: 589 Кб
/ Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 8
1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного
типов культур 8
1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур 9
1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе» 13
1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур
21
1.2. Наука в духовной культуре общества 25
1.2.1. Особенности научного знания 26
1.2.2. Дисциплинарная организация науки 27
1.3. Этика науки 30
1.3.1. Этика научного сообщества - 31
1.3.2. Этика науки как социального института 33
Глава 2. Научный метод. Структура научного познания 38
2.1. Методы научного познания 38
2.2. Структура научного познания 45
2.3. Критерии и нормы научности 52
2.4. Границы научного метода 55
Глава 3. Логика и закономерности развития науки. Современная научная
картина мира 59
3.1. Общие модели развития науки 60
3.2. Научные революции 64
3.3. Дифференциация и интеграция научного знания 70
3.4. Математизация естествознания 73
3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины
мира 74
3.5.1. Глобальный эволюционизм 75
3.5.2. Синергетика - теория самоорганизации 79
3.5.3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 84
Глава 4. Структурные уровни организации материи 89
4.1. Макромир: концепции классического естествознания 92
4.2. Микромир: концепции современной физики 98
4.2.1. Квантово-механическая концепция описания микромира 98
4.2.2. Волновая генетика 106
4.2.3. Атомистическая концепция строения материи 113
4.2.4. Элементарные частицы и кварковая модель атома 116
4.2.5. Физический вакуум 121
4.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
126
4.3.1. Современные космологические модели Вселенной 126
4.3.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 129
4.3.3. Структура Вселенной 134
Глава 5. Пространство и время в современной научной картине мира 143
5.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 143
5.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна
150
5.3. Свойства пространства и времени 159
Глава 6. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня
организации материи
6.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы 170
6.2. Методы и концепции познания в химии 172
6.3. Учение о составе вещества 174
6.4. Уровень структурной химии 177
6.5. Учение о химических процессах 179
6.6. Эволюционная химия 180
Глава 7. Особенности биологического уровня организации материи.
Проблемы генетики 137
7.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 187
7.2. Сущность живого, его основные признаки 189
7.3. Происхождение жизни 193
7.4. Структурные уровни живого 197
7.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование.
Механизм управления клеткой 199
7.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 202
7.7. Современная теория биологической эволюции и ее критики 208
7.8. Биоэтика 216
Глава 8. Биосфера. Ноосфера. Человек
8.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 224
8.2. Человек и биосфера 227
8.3. Система: природа-биосфера-человек 228
8.3.1. Влияние природы на человека. Географическая среда 228
8.3.2. Географический детерминизм. Геополитика 230
8.3.3. Окружающая среда, ее компоненты 233
8.3.4. Влияние человека на природу. Техносфера 234
8.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 237
8.4. Взаимосвязь космоса и живой природы 239
8.5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек 245
8.5.1. Сущность и источники противоречий 245
8.5.2. Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода 246
Глава 9. Человек как предмет естественно-научного познания. 251
9.1. Человек - дитя Земли 251
9.2. Проблема антропогенеза 256
9.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 263
9.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 267
9.5. Социобиология о природе человека 274
9.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 276
9.7. Бессознательное и сознательное в человеке 281
9.8. Человек: индивид и личность 285
9.9. Экология и здоровье человека 289
Заключение 296
Важнейшие термины и понятия 300
Указатель имен 310
3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.Предыдущие издания (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. — ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.
Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной.Введение.
Естественно-научная и гуманитарная культуры.
Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.
Истоки и предмет спора двух культур.
«Науки о природе» и «науки о духе».
Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур.
Наука в духовной культуре общества.
Особенности научного знания.
Дисциплинарная организация науки.
Этика науки.
Этика научного сообщества.
Этика науки как социального института.Научный метод. Структура научного познания
.
Методы научного познания.
Структура научного познания.
Критерии и нормы научности.
Границы научного метода.Логика и закономерности развития науки.
Современная научная картина мира.
Общие модели развития науки.
Научные революции.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Математизация естествознания.
Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира.
Глобальный эволюционизм.
Синергетика — теория самоорганизации.
Общие контуры современной естественно-научной картины мира.Структурные уровни организации материи.
Макромир: концепции классического естествознания.
Микромир: концепции современной физики.
Квантово-механическая концепция описания микромира.
Волновая генетика.
Атомистическая концепция строения материи.
Элементарные частицы и кварковая модель атома.
Физический вакуум.
Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции.
Современные космологические модели Вселенной.
Проблема происхождения и эволюции Вселенной.
Структура Вселенной.Пространство и время в современной научной картине мир
а.
Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.
Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна.
Свойства пространства и времени.Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи.
Предмет познания химической науки и ее проблемы.
Методы и концепции познания в химии.
Учение о составе вещества.
Уровень структурной химии.
Учение о химических процессах.
Эволюционная химия.Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики.
Предмет биологии. Ее структура и этапы развития.
Сущность живого, его основные признаки.
Происхождение жизни.
Структурные уровни живого.
Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой.
Ген и его свойства. Генетика и практика.
Современная теория биологической эволюции и ее критики
Биоэтика.Биосфера. Ноосфера. Человек
Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Человек и биосфера.
Система: природа—биосфера—человек.
Влияние природы на человека. Географическая среда.
Географический детерминизм. Геополитика.
Окружающая среда, ее компоненты.
Влияние человека на природу. Техносфера.
Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Взаимосвязь космоса и живой природы.
Противоречия в системе: природа — биосфера — человек.
Сущность и источники противоречий.
Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода.Человек как предмет естественно-научного познания.
Человек — дитя Земли.
Проблема антропогенеза.
Биологическое и социальное в историческом развитии человека.
Биологическое и социальное в онтогенезе человека.
Социобиология о природе человека.
Социально-этические проблемы генной инженерии человека.
Бессознательное и сознательное в человеке.
Человек: индивид и личность.
Экология и здоровье человека.
Заключение.Важнейшие термины и понятия.
Указатель имен.
Название: Концепции современного естествознания.
Предыдущие издания (1-е изд. - ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. - ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели - помочь студентам ВУЗов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.
Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.
Настоящий учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и разработанной с учетом его требований программой преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания».
Учебник предназначен для студентов ВУЗов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания, естественнонаучной картиной мира. Его главная цель - помочь студентам, прежде всего экономических и гуманитарных ВУЗов, освоить новый для них курс, овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественно-научную культуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 8
1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур 8
1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур 9
1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе» 13
1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 21
1.2. Наука в духовной культуре общества 25
1.2.1. Особенности научного знания 26
1.2.2. Дисциплинарная организация науки 27
1.3. Этика науки 30
1.3.1. Этика научного сообщества - 31
1.3.2. Этика науки как социального института 33
Глава 2. Научный метод. Структура научного познания 38
2.1. Методы научного познания 38
2.2. Структура научного познания 45
2.3. Критерии и нормы научности 52
2.4. Границы научного метода 55
Глава 3. Логика и закономерности развития науки. Современная научная картина мира 59
3.1. Общие модели развития науки 60
3.2. Научные революции 64
3.3. Дифференциация и интеграция научного знания 70
3.4. Математизация естествознания 73
3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира 74
3.5.1. Глобальный эволюционизм 75
3.5.2. Синергетика - теория самоорганизации 79
3.5.3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 84
Глава 4. Структурные уровни организации материи 89
4.1. Макромир: концепции классического естествознания 92
4.2. Микромир: концепции современной физики 98
4.2.1. Квантово-механическая концепция описания микромира 98
4.2.2. Волновая генетика 106
4.2.3. Атомистическая концепция строения материи 113
4.2.4. Элементарные частицы и кварковая модель атома 116
4.2.5. Физический вакуум 121
4.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 126
4.3.1. Современные космологические модели Вселенной 126
4.3.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 129
4.3.3. Структура Вселенной 134
Глава 5. Пространство и время в современной научной картине мира 143
5.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 143
5.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 150
5.3. Свойства пространства и времени 159
Глава 6. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи
6.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы 170
6.2. Методы и концепции познания в химии 172
6.3. Учение о составе вещества 174
6.4. Уровень структурной химии 177
6.5. Учение о химических процессах 179
6.6. Эволюционная химия 180
Глава 7. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики 137
7.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 187
7.2. Сущность живого, его основные признаки 189
7.3. Происхождение жизни 193
7.4. Структурные уровни живого 197
7.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 199
7.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 202
7.7. Современная теория биологической эволюции и ее критики 208
7.8. Биоэтика 216
Глава 8. Биосфера. Ноосфера. Человек
8.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 224
8.2. Человек и биосфера 227
8.3. Система: природа-биосфера-человек 228
8.3.1. Влияние природы на человека. Географическая среда 228
8.3.2. Географический детерминизм. Геополитика 230
8.3.3. Окружающая среда, ее компоненты 233
8.3.4. Влияние человека на природу. Техносфера 234
8.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 237
8.4. Взаимосвязь космоса и живой природы 239
8.5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек 245
8.5.1. Сущность и источники противоречий 245
8.5.2. Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода 246
Глава 9. Человек как предмет естественно-научного познания 251
9.1. Человек - дитя Земли 251
9.2. Проблема антропогенеза 256
9.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 263
9.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 267
9.5. Социобиология о природе человека 274
9.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 276
9.7. Бессознательное и сознательное в человеке 281
9.8. Человек: индивид и личность 285
9.9. Экология и здоровье человека 289
Заключение 296
Важнейшие термины и понятия 300
Указатель имен 310
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Концепции современного естествознания - Лавриненко В.Н., Ратников В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.