Болезни Военный билет Призыв

Речевой аппарат: строение и функционирование

Звук как объект фонетики

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

1. Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).

2. Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

3. Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую полость и, если маленький язычок (увула ) не закрывает проход, – в носовую.

Ротовая и носовая полость служат резонаторами: они усиливают звуки определенной частоты. Изменения формы резонатора достигаются тем, что язык сдвигается назад, вперед, поднимается кверху, опускается вниз.

Если носовая занавеска (маленький язычок, увула) опущена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключится и носовой резонатор.



В образовании звуков, которые произносятся без участия тона – глухих согласных – участвует не тон, а шум.

Все органы речи в ротовой полости делят на две группы:

1) активные – подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука: язык, губы, увула (маленький язычок), голосовые связки;

2) пассивные неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную роль: зубы, альвеолы (выступы над зубами), твердое небо, мягкое небо.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из легких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблются - возникает музыкальный звук (тон)


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Устройство речевого аппарата

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из л ег ких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблют ся - возникает музыкальный звук (тон ). Тон нужен для произношения гласных и звонких со г ла сны х.

Если го л о с овые связки разд в ин уты, то они беззвучны. Воздушная струя свободно проходит через гортань и не трогает го л о с ов ы х связок. Такое по л о же ние необходимо для произношения глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую полость и. если маленький язычок (увула ) не закрывает проход, - в носовую.

Ротовая и носовая полость служат резонаторами: они усиливают звуки определенной частоты. Изменения формы резонатора достигаются тем, что язык сдвигается назад, вперед, поднимается кверху, опускается вниз.

Если небная занавеска опушена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключается и носовой резонатор

В образовании звуков, которые про из н о ся т ся без участия тона - глухих согласных - участвует не тон, а шум .

Все органы речи в ротовой полости делят на две группы:

  1. активные - подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука: язык, губы, увула (маленький язычок), голосовые связки;
  2. пассивные неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную роль: зубы, альвеолы (выступы ни зубами), твердое небо, мягкое небо.

Согласные и гласные звуки и их классификации

Звуки речи - минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами [ЛЭС].

Одной из языковых универсалий является наличие согласных и гласных звуков.

Согласные

  1. наличием преграды на пути воздушной струи;
    1. неравномерной напряженностью органов речи;
    2. наличием шума;
    3. в соседстве с гласными согласные не могут быть слогообразующими.

Система согласных звуков данного языка или диалекта называется консонантизмом (от лат. consonans - согласный звук).

Классификации согласных звуков

Согласные звуки классифицируются по следующим основаниям.

I. По участию (соотношению) в их образовании голоса и шума согласные делятся на сонорные и шумные.

  1. Сонорными, или сонантами (лат. sonorous - звучные) являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум: [ j ], [л], [м], [н], [р], [л’], [м’], [н’], [р’].
    1. Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. Они, в свою очередь, подразделяются на:
      1. звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и
        1. глухие шумные, которые образуются только шумом.

По наличию или отсутствию голоса звонкие и глухие шумные образуют коррелятивные пары по звонкости-глухости: [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [з]-[с], [ж]-[ш], могут быть и непарные глухие, например, [х], [х’], [ц], [ч].

П. По месту образования (т.е. по активному действующему органу) согласные подразделяются на след. группы.

1. Губные согласные делятся на:

1) губно-губные образуются смыканием нижней губы с верхней:

[б], [п], [м], а в русском языке еще и мягкие [б’], [п’], [м’].

2) губно-зубные образуются сближением нижней губы с верхними зубами: [в], [ф], мягкие [в’], [ф’].

  1. Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - выполняет активную роль при образовании звука.
    1. Переднеязычные:
      1. дорсальные (передняя часть языка смыкается с верхними зубами): [д], [д’], [т], [т"] , [з], [з’], [с], [с’], [л], [л’], [н], [н’], [ц].

Б) апикальные (подъем передней части языка к альвеолам и небу): англ. [d], [t].

  1. какуминальные (кончик языка поднимается к небу): [ж], [ш], [р], [ч], щ.

Г) ретрофлексные (кончик языка приподнимается к небу и заворачивается назад) - в индийских языках.

  1. Среднеязычный (поднятие средней части языка к небу): [ j ].
    1. Заднеязычные (сближение задней части языка с мягким небом): [г],[к],[х], их мягкие пары.
  2. Увулярные, или язычковые (лат. uvula - язычок): французское картавое [р].
  3. Фарингальные, глоточные: укр. гора, гарна дивчина.
  4. Ларингальные, гортанные, связочные: тат. тә эмин, т ә эсир, также в араб. яз. Рус. «Н е-а ».

III . По способу образования (т.е. по способу преодоления преграды):

  1. Смычные - согласные, которые образуются полным смыканием органов произношения, поэтому воздух, наталкиваясь на преграду, с силой разрывает ее и производит характерный для этих звуков шум (их еще называют взрывными): [б], [п], [д], [т], [г], [к].
  2. Смычно-проходные (между органами речи остается проход):
    1. боковые [л], [л ].
    2. носовые [м], |н], тат. [ ң ].
  3. Щелевые согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух: [з], [с], [ж], [ш], [в], [ф], [х], [ j ].
  4. Выделяют также смычно-щелевые, или аффрикаты . В начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у щелевых. Это [ц] и [ ч ] .
  5. Дрожащие (вибранты) — согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи, т.е. вибрирует: [р], мягкий [р’].

IV . По положению небной занавески:

1. Носовые , при образовании которых небная занавеска открывает проход в носовую полость, через которую и выходит часть воздуха: [м], [н], тат. [ ң ].

2. Ртовые (чистые) - небная занавеска прикрывает проход в носовую полость: все остальные.

V . П o наличию или отсутствию выдыхаемой струи воздуха:

  1. Дыхательные : все согласные рус. яз.
  2. Недыхательные (щелкающие) возникают посредством сосательных движений органов речи; в таджикском и туркменском языках они означают, например, отрицание.

VI . По наличию или отсутствию смягчення (палатализации) (в рус. яз.)- по твердости-мягкости все согласные делятся на 1. твердые и 2. мягкие (палатализованные ), которые образуют коррелятивные пары по твердости-мягкости : [б]-[б’], [п]-[п’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’] и т.д.; непарные:.[ц], [ч’], [ j ].

Гласные - звуки речи, которые характеризуются:

  1. отсутствием преграды на пути выдыхаемой струи воздуха;
  2. равномерной напряженностью органов речи;
  3. состоят из тона (голоса);
  4. являются слогообразующими.

Система гласных звуков какого-либо языка или диалекта называется вокализмом .

Гласные - это чисто тоновые звуки. Музыкальный тон, голос образуется в гортани в результате колебания голосовых связок. Полости рта и глотки - это резонаторы, в которых формируются различия между гласными. Эти различия определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти.

Классификации гласных звуков

Классификации гласных звуков современного русского литературного языка строятся на следующих основных признаках.

I . По степени подъема языка (движение языка по вертикали), по степени его приближения к небу при образовании звука все гласные делятся на:

  1. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].
    1. Гласные среднего подъема: [э], [о].
    2. Гласные нижнего подъема: [а] (см. таблицу).

При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При произнесении гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

П. По месту подъема языка, т.е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, различаются

  1. Гласные переднего ряда: [и], (э).
    1. Гласные среднего рядя: [ы]. [а].
      1. Гласные заднего ряда: [у], [о].

При образовании гласных переднего ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. При произнесении гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к небу приподнимается задняя часть языка. Гласные среднего ряда занимают среднее положение между гласными переднего и заднего ряда.

III . По участию губ гласные делятся на:

  1. Огубленные (лабиализованные - от лат. labium - губа) - губы округляются и вытягиваются вперед: [у], [о], в тат. яз. их больше.
    1. Неогубленные (нелабиализованные): остальные.

IV . По долготе (в некоторых языках, например, в англ.):

1.Долгие: [ i :] meat , [ u :] cool .

2. Краткие: [ i ].

V . По положению небной занавески (см. выше):

1. Носовые - были в древнерусском языке.

2. Чистые - все гласные звуки современного рус. яз.

VI . По однородности звучания или артикуляции:

  1. Монофтонги.
    1. Полифтонги - сочетания нескольких гласных элементов в пределах одного слога. Так, их разновидностью являются дифтонги : англ. go , в латинском, латышском и др. языках. Дифтонги, в свою очередь, делятся на
      1. истинные, в которых оба элемента равноценны, и
        1. ложные, в которых один элемент составляет вершину слога, а другой побочный:

А) нисходящие - сильным элементом является первый: англ. home , нем. В aum,

Б) восходящие, где сильный элемент второй: исп. Bueno .

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1050. Периодизация речевого развития 1.49 MB
Этапы речевого развития ребенка Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков нарушений речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой речевой способности –способности к осуществлению речевой деятельности. Формирование речи как активной целенаправленной сознательной речемыслительной деятельности составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально...
10877. Особенности речевого оформления деловой документации (по профилю специальности) 14.63 KB
Резюме это первое что необходимо иметь при поиске работы. Можно сказать что при устройстве на работу обязательное предоставление резюме – это один из элементов современных правил делового этикета но одновременно это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда. Резюме – это краткий вывод из сказанного написанного или прочитанного сжато излагающий основные положения толковый словарь Д.
12548. ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 93.19 KB
Неправильное его строение неразвитость вялость мышц языка нижней челюсти мягкого неба губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с отклонениями в нервнопсихическом развитии их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии. На этом уровне происходит переход от активности мышц к активности легких гортани языка и т. Большинство ротовых артикуляций связано с...
10876. Культура речевого поведения специалиста (общие требования, этикетно-речевые формулы, правила общения по телефону и т.д) 12.08 KB
Показательно что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Или: Что здесь происходит– вопрос особенно в определенном контексте может означать агрессивное недовольство происходящим и как таковой нарушать этикет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора что нет и в какой ситуации. Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств в...
18689. Расчет реакционного аппарата 309.89 KB
5103. Расчет теплообменного аппарата 297.72 KB
Определение параметров газовой смеси одинаковых для всех термодинамических процессов. В основных технологических установках и устройствах нефтяной и газовой промышленности наиболее часто встречающимися газами являются углеводородные или их смеси с компонентами воздуха и небольшим количеством примесей других газов. Целью термодинамического расчета является определение основных параметров газовой смеси в...
14301. РАСЧЕТ АППАРАТА УМЯГЧЕНИЯ ВОДЫ 843.24 KB
Целью настоящего курсового проекта является выполнение расчета станции умягчения воды производительностью 100 куб. Расчет мембранного аппарата заключается в определении требуемого количества мембранных элементов составлении балансовых схем по движению воды и компонента подборе насосного оборудования для обеспечения требуемого рабочего давления при подаче воды в мембранный аппарат определении...
13726. Анатомия опорно-двигательного аппарата 46.36 KB
В кости главное место занимает: пластинчатая костная ткань которая образует компактное вещество и губчатое вещество кости. Химический состав и физические свойства кости. Поверхность кости покрыта надкостницей. Надкостница богата нервами и сосудами через нее осуществляется питание и иннервация кости.
20237. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей 156.13 KB
Невзирая на то, что опорно-двигательная система является, казалось бы, самой крепкой структурой нашего организма, в детском возрасте она наиболее уязвима. Именно в младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как кривошея, плоскостопие, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки. И если вовремя не принять должных мер для устранения врожденных или появившихся у ребенка дефектов
20650. Прочностной расчет основных элементов аппарата 309.89 KB
Исходные данные для расчетов. Задачи курсовой работы: - систематизация закрепление и расширение теоретических и практических знаний по этим дисциплинам; - приобретение практических навыков и развитие самостоятельности в решении инженерно технических задач; - подготовка студентов к работе над дальнейшими курсовыми и дипломными проектами УСТРОЙСТВО АППАРАТА И ВЫБОР КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Описание устройства и принцип работы аппарата Реакционным аппаратом называются закрытые сосуды предназначенные для проведения...

Речевой аппарат – это совокупность работ органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

– дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи.

1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков.

2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков

Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов

1. Небная занавеска. При опущенной небной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.

2. Средняя часть спинки языка. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твердых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.

Для того, чтобы овладеть английским произношением, студенту прежде всего необходимо знать устройство речевого аппарата, органы речи и их функции.

Мы произносим звуки, выдыхая воздух из легких (the lungs ). Выдыхаемый воздух через трахею (the trachea ) поступает в гортань (the glottal cavity ["glɔtәl "kævıtı]) - верхнюю часть трахеи, в которой находятся голосовые связки (the vocal cords ["vәυkәl "kɔ׃dz]).

Голосовые связки представляют собой две мускульные эластичные складки, они могут сближаться и одновременно натягиваться или раздвигаться и расслабляться; пространство между ними называется голосовой щелью (the glottis ["glɔtıs]). Когда голосовые связки напряжены, поток воздуха приводит их в колебательное движение, они вибрируют, производя музыкальный тон или голос (tone or voice ), который мы слышим при произнесении гласных, сонантов и звонких согласных, например , [n], [z]. Когда голосовые связки не напряжены и раздвинуты, воздух свободно выходит через голосовую щель. Таково положение голосовых связок при произнесении глухих согласных, например [s], [p]. Если прикоснуться к гортани, можно почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении гласных звуков и звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих согласных.

Над гортанью располагается полость зева, или фарингальная полость (the pharyngeal [ˌfærın"ʤıәl] cavity), ротовая полость (the mouth cavity) и носовая полость (the nasal ["neızәl] cavity). Их объем влияет на качество звуков.

Из фарингальной полости выдыхаемый воздух может выходить через ротовую полость, если мягкое небо (the soft palate ["pælıt]) c маленьким язычком (the uvula ["ju:vjulə]) поднято, или через носовую полость, если мягкое небо опущено. В первом случае образуются ртовые (oral ["ɔ:rәl]) звуки, во втором - носовые (nasal) звуки. В английском языке три носовых согласных звука - это [m], [n], [ŋ], один гортанный [h], остальные ртовые.

Язык (the tongue ) - самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков. Подъем языка в ротовой полости зависит от величины ротового раствора, т.е. от положения нижней челюсти(the lower jaw [ʤɔ:]).

Для удобства описания артикуляции язык можно условно разделить на три части: переднюю часть (the front part), в которой, в свою очередь, выделяется передний край и его кончик (the front edge with the tip of the tongue), среднюю часть (the middle part), и заднюю часть (the back part). В состоянии покоя передняя часть языка располагается против альвеолярной дуги (the alveolar [æl"vıәlә] ridge ) на твердом небе, средняя часть - против твердого неба (the hard palate ["ha:d "pælıt]), задняя часть - против мягкого неба (the soft palate). Поверхность всего языка называется дорсальной поверхностью (the dorsal ["dɔ:sәl] surface), поверхность его передней части - предорсальной поверхностью (predorsal ).


Передняя часть языка является наиболее активной частью, она почти исключительно используется для образования различных преград (полных и неполных) при артикуляции согласных звуков. При производстве гласных она пассивна и лежит за нижними зубами.

Средняя и задняя части языка составляют основную массу языка (the bulk of the tongue), которая менее подвижна, но тем не менее может передвигаться горизонтально и вертикально, участвуя в образовании гласных звуков.

Верхние и нижние зубы, а также верхние и нижние губы могут образовывать полные и неполные преграды для артикуляции согласных звуков, например [b], [v], [w]. Положение губ, а также нижней челюсти регулирует величину и форму ротового отверстия при произнесении гласных, например [ɪ], [ɪ:].

Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. На рисунках: 1 и 2 представлена схема поперечного сечения органов речи человека - так называемый сагиттальный разрез (sagittal cross-section).

Движущиеся органы речи являются активными, неподвижные - пассивными.