Болезни Военный билет Призыв

Развитие языковой способности дошкольников. Диагностика речевого развития. От чего зависит развитие речи

Наталья Маркова
Формирование речевых умений у детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 587

Составитель :

Наталья Васильевна

г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. В отношении развития речи он является основополагающим. Тема раннего развития детей очень популярна , и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного к себе отношения. В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока-белобока кашу варила…» , «Ладушки-ладушки» и т. п., не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи : во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Очень важной частью по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» .

«Капуста»

Мы капусту рубим (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз) .

Мы морковку трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

Мы капусту солим (имитируют посыпание соли из щепотки) .

Мы капусту жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы) .

В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак) .

Сверху грузиком прижали (ставят кулак на кулак) .

«Компот»

Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком» , указательным пальцем правой руки мешают)

Фруктов нужно много. Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (загибают пальчики по одному, начиная с большого) .

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ (опять «варят» и «мешают» ).

«Зайчик»

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (указательный и средний показывают ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трут нос)

Отморозил носик (сжимают пальцы)

Отморозил хвостик (гладят хвостик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки –желтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зернышки ищите (собирают зерна) .

Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей . Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы головного мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте , по мнению Д. П. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)

В. Сухомлинский писал : «Что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Литература.

1. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Москва, 2007г.

2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь детей . Лань, Санкт-Петербург, 1996г.

Все маленькие дети имеют трудности в той или иной степени при развитии своих речевых навыков. Это могут быть проблемы правильного произношения звуков, проговаривания всех нужных звуков в слове, а не только их части, грамматические ошибки в согласовании слов между собой, смысловые ошибки и т.д. И неважно родной это язык или иностранный. Чем старше становятся дети, тем меньше остается этих проблем в родной речи, но при освоении иностранного языка с похожими проблемами сталкиваются и взрослые.

Родители могут помочь маленькому ребенку в решении этих проблем. И так как суть проблем одинакова как для родной, так и для иностранной речи, то пути решения также одинаковы.

Пути развития речевых навыков:

  1. нужно слышать речь, чтобы различать звуки и слова, учиться понимать речь
  2. нужно видеть, как говорят на этом языке, чтобы понимать, как двигаются лицевые мышцы и язык для создания определенных звуков
  3. нужно развивать мелкую моторику (выполнение мелких и точных движений кистям рук и ног), что способствует развитию речевых центров в головном мозге
  4. нужно развивать лицевые мышцы и мышцы языка, чтобы уметь их контролировать и управлять ими для воспроизведения определенных звуков
  5. нужно тренироваться говорить

1. Восприятие речи на слух

При освоении любого языка нужно много и часто слышать речь на данном языке. В самом начале изучения любой язык для нас это бесконечный поток хаотичных звуков. Чем больше мы слышим эту речь, тем разборчивее она для нас становится. Мы начинаем различать звуки и их оттенки, начинаем улавливать похожие сочетания звуков и постепенно можем даже повторять эти звуки. Так происходит со взрослым при изучении иностранного языка, но процесс восприятия родной речи у наших малышей строится таким же образом, только дети справляются с этой задачей намного быстрее.

Чтобы им помочь, нужно создать для них соответствующие условия. Если ребенок еще не говорит, то говорите с ним как можно чаще на своем родном языке. Проговаривайте то, что делаете, проговаривайте свои планы и мысли вслух. Не знаете, о чем поговорить? Не любите говорить сами с собой? Рассказывайте ребенку стихи, детские считалки, пойте песни. Ставьте аудиозаписи сказок и песен. Но помните, что и тишина в Вашем доме тоже нужна, чтобы Вы и ребенок отдыхали, чтобы у ребенка было время переварить все услышанное, а также чтобы речь не превратилась для него просто в шумовые эффекты на заднем плане.

Как говорить?

Обязательно:

  • говорить часто, хотя бы небольшие фразы, стишки и т.д.
  • говорить без негативных эмоций и раздражения
  • не повышать голос на ребенка

Желательно:

  • говорить медленнее и четче, чем говорите с другими. Так ребенок быстрее начнет различать звуки, слова и понимать Вас.
  • говорить правильно, т.е. не сюсюкать, не превращать все слова в уменьшительно-ласкательные, не заменять обычные слова упрощенными детскими версиями («машина» — «биби») и т.д. Это поможет ему заговорить быстрее правильно и избежать для Вас необходимости в дальнейшем переучивать его. Но если у Вас порыв души посюсюкать или по-другому вообще не получается, то не отказывайте себе и своим родственникам в этом удовольствии. Ребенку полезнее слушать такую речь «от души», чем быть в полной тишине.
  • говорить от первого лица, когда говорите про себя («Я пошла», а не «Мама пошла») и от второго лица, когда обращаетесь к ребенку («Ты будешь?» а не «Вася будет?»). Это поможет ребенку быстрее разобраться в местоимениях, и он начнет быстрее грамматически правильно говорить о себе. Например, в семьях, где с ребенком все время только мама, которая о себе и ребенке говорит только в третьем лице, мальчики очень часто начинают говорить о себе в женском роде. Поэтому лучше не путать ребенка с самого начала.
  • почаще говорить с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо. Это необходимо ему, чтобы понять, как у Вас получается с помощью мышц лица и языка издавать такие звуки.

Пока ребенок не заговорит на родном языке предложениями из 3 слов, не торопитесь говорить с ним на иностранных языках (см.статью ). Ставьте ему слушать сказки и песенки на этих языках, можете рассказывать ему стишки на этих языках, но пока в бытовой речи используйте только родную речь, чтобы не навредить ей.

2. Визуальный контакт

Чтобы понять, как произнести звук, недостаточно просто его услышать, необходимо еще и видеть, как человек это делает. Необходимо видеть мимику, как двигаются лицевые мышцы и язык.

Не важно, осваиваете Вы родную речь или иностранную, старайтесь при разговоре ловить визуальный контакт с ребенком. Особенно, если Вы видите, что он следит за Вашими губами, старайтесь говорить четче, повторяйте уже сказанное.

Если это иностранный язык, то периодически используйте видео, где говорят на этом языке люди (сказки, детские фильмы и видеоуроки). Но не забывайте говорить сами на этом языке, старайтесь делать это правильно. Маленькие дети лучше всего осваивают те навыки, которые они видят у своих близких. Им интереснее повторять за мамой, чем за тетей из телевизора.

Очень хорошо, если у ребенка есть возможность увидеть, как на изучаемом языке говорят носители этого языка. Это возможно в путешествиях или в специальных клубах.

3. Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — это выполнение мелких и точных движений кистями рук и ног. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Детям постарше нужно давать пересыпать разные сыпучие субстанции, например, разделять смешанные гречку и фасоль. Затем нужно переходить к более сложным заданиям, где нужно что-то собрать, смастерить, склеить, нарисовать. Любая работа по дому развивает мелкую моторику: мытье посуды, полов, глажка белья. Необязательно заставлять ребенка выполнять реальные обязанности, можно просто привлекать его к процессу, когда Вы что-то делаете. Например, моете посуду — дайте ребенку чистую пластиковую посуду и тазик с водой, пусть повторяет Ваши движения.

Очень полезны творческие занятия: лепка, рисование, составление аппликаций и поделок. Уделяйте этому много внимания. Казалось бы эти совершенно не связанные вещи с изучением иностранных языков, помогут Вашему ребенку заговорить на другом языке. А ведь можно рисовать и лепить прямо во время занятий иностранными языками.

4. Развитие артикуляционного аппарата

Лучший способ развивать артикуляционный аппарат, т.е. лицевые мышцы и языковые мышцы, это кривляться с ребенком перед зеркалом. Это весело и очень продуктивно. Надувайте щеки, показывайте язык, цокайте как лошадки, корчите рожицы, издавайте любые странные звуки, эмоционально произносите все гласные и согласные. Ребенок будет веселиться, Вы тоже. И никто из Вас не заметит, что Вы занимаетесь! А эти занятия очень эффективны. «Занимайтесь» регулярно. Например, перед сном и по утрам, когда чистите зубы.

Если Ваш ребенок маленький, то очень полезно повторять за ним любую его мимику. Будьте его зеркалом. Это полезно для него. И это своего рода общение с ним на его языке.

Эти упражнения полезны и после того, как Ваш ребенок заговорит на родном языке. Они пригодятся для изучения иностранных языков. Кривляйтесь с ребенком перед зеркалом до того возраста, пока ему это интересно.

5. Тренировка речи

Стимулируйте своего ребенка говорить. Разговаривайте с ним, задавайте ему вопросы, учите вместе веселые стихи и песенки (см. статью ). Не нужно заставлять ребенка говорить, он должен хотеть говорить сам. Вы можете играть в игры, где ему будет интересно говорить. Говорить должно быть весело и смешно, тогда ребенок будет тренироваться с удовольствием.

Это касается и иностранных языков. Чем больше практики устной речи, тем быстрее Вы увидите эффект. Это как занятия спортом, больше тренировок, лучше результаты.

Итак, создайте для ребенка среду, которая будет стимулировать развитие его речи. Он должен слышать речь, видеть, как говорят на этом языке, развивать мелкую моторику, развивать лицевые мышцы и постоянно тренироваться говорить. Эти занятия помогут ему освоить как родную, так и иностранную речь.

МБОУ “Большеменгерская СОШ” Атнинского муниципального района РТ

Доклад

на тему: « РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Учитель начальных классов: Лотфуллина Ландыш Фарисовна

«Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

И полнее будут усваиваться знания»

Н.И.Жинкин

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий.развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается не только в языковом нои в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

Первое требование –содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

1.Каждый учитель современной школы уже с первых дней обучения ребенка стремиться научить его хорошо и правильно выражать свои мысли, ярко говорить и писать.

Я начала осуществление этой цели с дневника наблюдения,в котором отмечала проблемы, возникающие в речи учащихся.

Из своих наблюдений я выделила наиболее серьезные, это такие:

Нарушение звукопроизношения

Трудности в выражении своих мыслей

Непонимание вопроса и не соответствие ответа на него

Бедность словарного запаса

Отсюда и возникла необходимость в более углубленном изучении темы по развитию речи. Так как развитие речи это долгий процесс. Свою работу построила по принципу от простого к сложному, последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Определила несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он,конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношений.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

Дыхательные

Артикуляционные

Дифферинцированные упражнения

Дикционнные

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

Выработать умение делать вход

Развивать умение правильно выдыхать

Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Вся работа с ними посвящается автоматизации одного из звуков,имеющих акустико=артикуляционное сходство и одному виду развития голоса идыхания.

В зависимости от задания,гласные или слоги читаются с различной силой голоса, с различным акцентированием и темпом.

Слова подбираются с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. Где предполагается

-чтение слов, сходныхпо звучанию иначертанию, но различных по значению

-чтение слов образованных способом наращивания

=чтение однокоренных слов с разными и одинаковыми приставками

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы,чистоговорки.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными.После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются.Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

2.Дальнейшее наблюдение за речью детей, выявили трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух групп слов. Они успевали запомнить только первое и последнее услышанное слово, не могли запомнить все элементы предложения, поэтому отвечали невпопад, терялись во время беседы с несколькими собеседниками, говорящими в быстром темпе. Не могли вспомнить названия предметов, действий, дат, прилагательных. Нередко заменяли их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам.

Все эти проблемы говорили о нарушении слуховой памяти у детей.Основным в преодолении этой проблемы является не тоько фонематический слух, но и

Зрительная память

Прогнозирование и планирование воспринимаемой речи с опорой на зрительное висприятие предметов

Восстановление представлений о качествах предмета или действия

Соотношение предмета с категорией, к которой он относится, удержание в памяти разной степени сложности чисел.

Для расширения объема слухоречевой памяти я использую упражнения с предметными картинками.

Для тренировки слуховой пямятислова воспринимаются на слух, а затем воспроизводитьяся в том же порядке, или вводится изменение на повторе. А дети должны вспомнить услышанное и указать на изменени.

Особое значение имеют упражнения на составление кратких предложений, по схеме(кто? Что делает?Где?куда?) в последовательности от простого к сложному. Цель их ограничить многоречивость, приучить к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, после чего идет переход к составлению несложных текстов по серии картинок.

3.Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так,чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари,составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

Объяснить значение слов

По описанию определить, что это за слово

Объединить по несколько слов и составить предложения

Составить рассказ на тему.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программунапример, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах.Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

4.Одним из важных видов словарной работы на уроках является, активизация словаря.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз в процессе рассказа.

В.А.Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрыть смысл слова, правильно понимать его значение.Понимание слова зависит от многих причин, прежде всегоот степени нужности этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова, чтобы понять прочитанное, узнать как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи.

И начала я эту работу с первых дней обучения, так как обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся н только количественно, но и качественно.Свою работу построила таким образом.

Сначала изучила и проанализировала тексты и иллюстрации, подобрала упражнения по уточнению и обогащению словаря, которые знакомят детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами,Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.Подобрала разные стихотворения, дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

Систематическая работа по развитию речи на всех уроках дает положительные результаты.

-речь детей стала четкой, понятной,

-дети связно выражают свои мысли

-умеют внимательно иосознанно слушать, корректировать свое высказывание и других.

-словарный запас стал более активным

-меньше допускается ошибок на замену, пропуск и искажение слов

Ученики постоянно участвуют в конкурсах стихов к любому празднику и занимают только призовые места.

Знакомство с новым словом.

1.Отгадывание ребуса(загадки)

Назвать новое словарное слово? /улица/

2.Дать характеристику используя схему:

/в слове 3 слога, первый слог ударный, безударная гласная и)

4.Что такое улица?

5.Подбрать к нему однокоренные слова

/улочка, уличный,переулок, проулок/

6.Какая может быть улица?

Составить и записать несколько словосочетаний.

/широкая улица, чистая улица, оживленная улица/

7.Составить предложение с одним из словосочетаний.

8.Когда так говорят:

Будет и на нашей улице праздник.

Зеленя улица.

Закрепление изученных словарных слов.

Работа с блоком «Животные»

За-ц, к-рова, м-дведь, л-сица, с-бака

1.Объяснить правописание изученных слов.

/можно проверить с помощью сигнальных карточек/

2.К какому из этих слов можно сказать плутовка, птичница. Почему ?

Про кого говорят : верный друг человека? Почему?

Название кого из них образуется от того, что он любит е c ть?

Объясните слово заяц, корова.

/Это дикое животное, живет в лесу. У него длинные уши, быстрые ноги. Ест траву и кору деревьев. Его враги волк и лиса.

Это домашнее животное. Живет с человеком. Дает молоко, из которого делают сметану, творог, масло. Питается травой./

3.Составьте с этими словами предложение, используя их ласковое звучание.

/Собачка Жучка лежит у крыльца. Под кустом сидит маленький зайчонок. На прогулку вышла медведица с маленьким медвежонком./

Можно выполнить задание:

Дополнить предложения, используя эти слова.

/Быстроногий … спасается от лисы.

Косолапый …. хозяин леса.

Рыжая ….посетила наш курятник/

4.Придумать небольшой рассказ на тему «В деревне»

Какие слова вы будете использовать? Корова, собака Почему?

Упражнения для увеличения объема слухоречевой памяти.

1.Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести вслух в том же порядке (дом, дерево, солнце, ветер)

Мама, брат, дядя, сестра, жена

Май, лето, среда, весна,сентябрь

- Какую группу слов было легче запомнить?Почему?

2.Послушайте пары слов:

Курица-яйцо, молоко-корова, замок-ключ, зима-снег, кофе-чай, мама-дочь.

А теперь я называю первое слово пары, а вы называете второе.

Запомнить и воспроизвести ряды из трех слов

сирень-ваза-цветы

Окно-крыша-дом

Дети-мама-папа

Стул-стол-кресло

Молоко-трава-корова

Рельсы – шпалы-поезд

3.Послушйте текст внимательно.

Мама попросила сын сходить в магазин и сделать покупки:

В булочной -хлеб, пирожное, печенье

В мясном -котлеты, сосиски, колбасу

В овощном -огурцы, помидоры, капусту

Что нужно было купить в каждом отделе?

Приемы работы над предложением

1.Сократить предложение.

Учитель произносит предложение -дети осмысливают его. Предложение повторяется -учащиеся запоминают. После предложение сокращается до минимального количества слов.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает книгу.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

2.Переставь слова

Учитель произносит предложение и предлагает изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как изменяется.

/Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

3. Упражнение: «Послушай, запомни, ответь: Все ли верно?»

Выпал снег, Алеша вышел позагорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Мужику взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательно освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание.

4. Дополни предложение.

Предлагается увеличить его, последовательно прибавляя по одному, два слова.

Сережа учит.

Сережа учит уроки.

Брат Сережа учит уроки.

Упражнение формирует умение быстро схватывать смысл, запомнить, построить высказывание.

5. Закончи предложение

Девочка шла…

Мальчик покрасил..

Летом мы решили…

Усложненный вариант:

Дети встретили старушку, которая…

Я хочу, чтобы…

Там было так темно, что…

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, уметь понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

6. Задай вопрос и ответь.

Учитель просит детей поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Воробей поселился в скворечне.

(Кто поселился в скворечне?

Что сделал воробей? Где поселился воробей?)

7. Исправь ошибки.

На березах сидят снегири.

Они занесены снегом.

8. Составь рассказ по его началу

Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Ее заплеснуло волной…

Лексические упражнения.

Назови одним словом.

Белочка,птичка,червячок.-….(животные)

Дерево, трава, цветок-..(растения)

Подбери слова с противоположным значением.

Большой-…(маленький)

Ночной-…(дневной)

Как вы понимаете выражение?

Кружится, вертится, как белка в колесе.

Так лисята учатся ловить добычу (охотиться)

Найти в тексте однокоренные слова.

К слову зверята подберите слова и выражения с близким значением..

(лесные обитатели, лесные жители, зверьки)

Подготовительные задания.

1. Прочитай стихотворение. Сделай к нему словесный рисунок.

На солнцепеке на опушке,

Лисичка выставила ушки.

Что ж не бойся спать косой

Бок о бок с этой лисой.

-Что означают слова- на солнцепеке, лисичка, косой?

-Составьте предложения с каждым значением.

-Прочитайте предложения,изменяя слово лиса по смыслу.

(По лесу бежит лиса. У ….красивый мех.Мы приближаемся к …..Хотим рассмотреть… получше. Но за … трудно наблюдать. Хитрая плутовка быстро скрылась из виду. Недаром о … сложено так много сказок.

-Какими словами можно заменить в тексте слово лиса, чтобы не было повторений ?

-Найдите слово в тексте, которое использует автор, заменяя им слово лиса?

(хитрая плутовка)

Почему так называют?

Паспорт проекта:

  • Тип проекта: длительный, творческий
  • Сроки реализации: 5 месяцев
  • Участники: дети подготовительных групп
  • Руководитель: учитель-логопед Хрищатая Г. П.

Цель: Развивать устную речь и предпосылки одарённости в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речевого развития

Задачи:

  1. Составить план по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  2. Выявить уровень развития творческих потенциалов у детей
  3. Познакомить родителей с приёмами развития творческих способностей у детей
  4. Составить перспективный план по развитию речевой моторики с помощью логосказки
  5. Оформить рукописную книгу со сказками и стихами детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Предполагаемый результат: Умения детей пересказывать и сочинять сказки и короткие стихи

Перспектива реализации результатов: Составление рукописных книг детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Актуальность: Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:

  • снижение мотивации в деятельности
  • снижение познавательных интересов
  • бедный запас общих сведений об окружающем
  • несформированность операционных процессов
  • сложность в создании воображаемой ситуации
  • недостаточная точность предметных образов – представлений
  • непрочность связей между зрительной и вербальной сферами

Их представления о предметах оказываются иногда неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Детям с речевыми нарушениями оказываются недоступны творческие задания: воспроизведение рассказа педагога; составление рассказа о событиях из личного опыта; понимание метафор, пословиц. Поэтому у детей с проблемами в речи надо развивать параллельно устную речь и творчество, выявлять предпосылки одарённости в той или иной области.

Творческая реализация проекта:

  1. Диагностика творческих способностей детей: Методика «Как спасти зайца» , «Солнце в комнате» авторы: (В. Синельников, В. Кудрявцев)
  2. Тест (с родителями)
  3. Составление и реализация плана по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  4. Консультации для родителей «Приёмы развития творческих способностей детей» , «Как развивать речь ребёнка с помощью чистоговорки»
  5. Сочинение сказок и стихов с детьми с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности (совместно с родителями)
  6. Оформление рукописной книги «Мои первые сказки»

Начиналась реализация проекта с диагностики творческих способностей детей. Для этого использовалась методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев, (гистограммы 1 и 2) .

Гистограмма 1.

Гистограмма 2.

Из гистограмм 1 и 2 видно, что большее количество баллов получили менее 50% детей. Это подтверждает то, что у детей с нарушением речи творческие способности имеют свои особенности и слабо развиты.

К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести тест со своими детьми, на выявления: имеет ли ребёнок творческие задатки в литературно-речевой деятельности? (Гистограмма 3.)

Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка»

Вы уже не раз задавались вопросом, имеет ли Ваш малыш творческие задатки? Пройдите наш интересный тест и узнайте, каков творческий потенциал Вашего ребенка.

Помните, когда вы с малышом прочитали первую книгу?

  1. Ребёнок интересуется энциклопедиями книгами из серии «Хочу всё знать»
  2. У моего ребёнка нет тяги к книгам

Какие книги стоят на полке в его детской?

  1. Много книг: энциклопедии, словари, художественная литература
  2. На полках в детской мало книг

Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?

  1. Да, он постоянно что-то придумывает, пересказывает
  2. Не помню такого

Воображает ли он себя персонажем сказок?

  1. Да, он представляет себя разными героями

Рисует ли Ваш ребёнок после прочтения книг?

  1. Да, часто

Плакал ли он над грустным фильмом или книгой?

  1. Да, никогда не забуду
  2. Нет, он плачет, когда не покупают игрушки, сладости

Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору или играет в компьютерные игры то он:

  1. Знает наперёд все ответы
  2. Не смотрит такие передачи

Перечитывает ли Ваш малыш свои любимые книги?

  1. Конечно, он даже говорит цитатами из своих книг

Когда малыш Вам что-то рассказывает, он:

  1. Он эмоционален и артистичен
  2. Он предпочитает слушать, не очень эмоционален

Гистограмма 3.

После проведения теста, можно сказать, что дети с проблемами в речи мало эмоциональны, не поддерживают интерес к книгам, не умеют выдумывать истории, слабо пересказывают тексты. (Положительных ответов под номером 1- менее 50%)

В дальнейшей работе был составлен план развития творческих способностей у детей, письменные и устные консультации, практикумы для родителей.

Перспективный план работы:

  1. Артикуляционные упражнения по логосказкам и игровым тренингам (план по месяцам)
  2. Составление творческих рассказов (О. С. Ушаковой серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят» , демонстрационный материал Т.Ю. Бардышева. Е.Н. Моносова)
  3. Пересказ и составление сказок с помощью театра (настольного, пальчикового, фланелеграфа:
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Три медведя»
  • «Гуси-лебеди» и др.

4. Составление рифмы по лексическим темам

5. Составление рассказов описания по лексическим темам (по плану)

6. Составление сказок и заучивание стихотворений с помощью:

  • Речевых тренажёров (Истории про колобка)
  • Мнемотехники (чистоговорка «Колобок» , «Ну и лошадка» «Платок» , «Две руки» , «Ромашки» , «Пирог» и др., сказки «Репка» , рассказы о временах года, по темам
  • Живая мнемотехника (видео)
  • «Сказка-малышка» (по кубикам)

7. Заучивание стихотворений в сочетании речи и движения (по темам)

8. Разгадывание кроссвордов и загадок по сказкам и лексическим темам (по плану)

9. Компьютерные игры на составление рассказов и сказок:

  • «Составь описание»
  • Составь рассказ по картинкам: «Летом» , «На реке» , «Ёжики» , «Гроза»
  • Перескажи сказку о букве («Буквенные сказки» )
  • «Радуга» (по картинкам)
  • «Рифмованные миниатюры»

10. Составление сказок по любимым мультфимам:

  • Истории про «Смешариков»
  • Истории про «Машу и медведя»
  • Истории про «Лунтика»

11. Составления сказок о героях – помощниках:

  • Интерактивная собачка «Шонни»
  • Змейка «Нила»
  • «Каркуша»
  • «Незнайка»
  • Клоун «Стёпа»

12. Игры и упражнения: «Салат из сказок» , «Попробуй угадать конец фразы» , «Добавь слова» , «Слова перепутались» , «Оживим картинку» , «Видеоскоп» , «Мысленное путешествие по картинке» и др.

В результате проведённой работы дети стали более эмоциональны, у них лучше сформировалась связная речь, могли сочинять сказки и короткие стихи, которые записывались в сборниках, оформлялись в виде рукописной книги.

учитель-логопед высшей категории

Хрищатая Галина Петровна

МДОУ №12 «Сказка» , г. Оленегорск,

Мурманской обл.

Литература:

  1. Шорохова О. А. Играем в сказку. М., изд.: ТЦ Сфера, 2006
  2. И. Л. Лебедевой Трудный звук, ты наш друг! М., изд.: Вентана-Граф, 2008
  3. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки. Ж Логопед № 2, 2008
  4. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., Изд.: ГНОМ, 2012
  5. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. Изд.: Детство-Пресс, СПб, 2011
  6. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М, изд.: Линка-Пресс, 2008
  7. Юрова Р. А. Формирование связной речи у детей - ринолаликов дошкольного возраста. Ж. Дефектология № 2 1996
  8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М. Изд.: ГНОМ, 2004
  9. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! СПб. Изд. Дом Литера, 2009
  10. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. М., 2006