Болезни Военный билет Призыв

Развитие личностных качеств. Анатомия и физиология личного развития. Уверенность в себе

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая.

Технология личностно-ориентированного обучения Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства) .

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

27.Технологии эффективного управления процессом обучения. Альтернативные технологии в зарубежной школе.

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия. В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология - это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования" и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. -- Лондон - Нью-Йорк, 1978). Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология как максимальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения (т. е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффективности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия. Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий. Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий: а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностьюсодержания. б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова, и др. в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др. г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича, и др. д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др. е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка. ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др

28.Гуманистические воспитательные системы и технологии.

Воспитательная система школы может быть авторитарной или гуманистической. ^ Гуманистическая воспитательная система - воспитательная система, ориентированная на личность воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для его саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки. Исследователями выделены признаки гуманистических воспитательных систем: наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях; событийный характер в организации жизнедеятельности детей и взрослых, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни); педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации; реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др.

Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой» воспитательной системой. Средовой подход в теории воспитательных систем определяется как совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования и развития личности ребенка (М.Б. Чернова). Каждая воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей социальной и природной средой, расширяя диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. Эффективная воспитательная система способна стать центром воспитания в школе и социуме. Процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию.Управленческая деятельность невозможна без изучения и оценки эффективности воспитательной системы.

29.Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой. Направленность развития инновационной деятельности в образовании.

. Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и школьным планам развития. Контроль удобно проводить с помощью диагностических средств.

Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно оценивают следующие показатели:

1.Инновационная деятельность школы: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (рефлексивные методики освоения программ, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнера по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; права выбора содержания профиля, форм получения образования учащимися.

3. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанности и обученности учащихся (выше 75%) (начитанность т глубокое познание какой-либо области науки, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе).

Наряду с постоянным внутришкольным контролем (самоконтролем) для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления образованием. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль за качеством работы учителя, качеством знаний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается внутришкольным управлением педагогического процесса.

Педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Педагогическая инновация – целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики. Нововведение, новшество, направленное на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.

Главное отличие инновационного образования от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы воспитанник был готов к любому, даже непредвиденному будущему, и способен адаптироваться к новым ситуациям.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

1) интуиция педагога;

2) опыт, рождённый в данной школе;

3) педагогический опыт других школ;

4) нормативные документы;

5) мнение потребителя образовательных услуг;

6) потребности педагогического коллектива работать по–новому и др.

Инновации выступают как способ решения проблем, возникающих в нестандартных ситуациях функционирования и развития образовательных процессов.

Виды инноваций:

По технологии образования;

По форме организации учебного процесса;

В педагогической практике выделяют следующие стадии развития инноваций:

    Формирование идеи, разработка путей реализации.

    Апробация – опробование того, что изобрели; подтверждение плюсов и коррекция.

    Распространение новой практики.

    Устаревание новшества.

Сложность оценки инновации : инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т.е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет.

Инновационный педагогический опыт –нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

30.Педагогическая профессия и её особенности. Лидеры педагогической профессии.

Своеобразие педагогической профессии. педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям" . В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя. История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе. Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы "человек-человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива. Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач. Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя. Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций. Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Российский новый университет


Ключевые слова

субъектогенетический подход, технологии личностного развития, профессиональное образование, subject-genesis approach, technology for personal development, professional education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрывается сущность, возможности и эффективность использования технологии личностного развития (ТЛР), которая получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования

Текст научной статьи

Сегодня человеческий капитал как способность человека к созидательному труду всеми ведущими политиками страны назван главным богатством России, одним из способов преумножения которого считается развитие образования. При этом многие специалисты по развитию такого вида ресурсов сходятся во мнении, что национальным достоянием его делает не просто накопление человеком некоторой суммы знаний, а именно обретение и применение качеств зрелого субъекта жизнедеятельности . Для операционального описания таких качеств чаще всего используются общекультурные и общепрофессиональные компетенции как ожидаемые и измеряемые результаты обучения, к которым относятся: - готовность к ответственному целеполаганию и реализации своих намерений, способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия; - умение строить партнерские отношения, готовность к взаимодействию с коллегами, готовность к руководству коллективом в сфере профессиональной деятельности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, способность к работе в команде; - способность к проектированию траектории своего профессионального развития, готовность развивать инициативу и самостоятельность, способность выпускника к самоорганизации и саморазвитию, умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Казалось бы, что при такой мощной политико-административной поддержке и вполне понятных параметрах цели вузы без труда должны были развернуть активную работу по формированию указанных компетенций. В ряде случаев даже появилась группа дисциплин, которые часто обозначают как технологии личностного развития - ТЛР. Но единой системы по-прежнему нет. Более того, на фоне вполне справедливо сохраняемой традиционной формы сугубо предметной подготовки ТЛР все еще относят к разряду маргинальной части образовательной программы и не без оснований полагают ответственным за развитие перечисленной группы компетенций воспитательный блок образовательной работы вуза, который часто сводят исключительно к культурно-досуговым формам активности студентов. Как показал наш опыт многолетнего внедрения образовательных модулей, включающих и технологии личностного развития, только привычным для вузов консерватизмом проблема в этом случае не ограничивается. Прежде всего, разработчикам и организаторам исполнения образовательных программ не вполне ясна теоретико-методологическая основа работы по формированию указанной группы компетенций. Есть и другая группа проблем, в значительной степени связанная с традиционной системой организации всей работы отечественной системы профессионального образования. Привычная для отечественной высшей школы система трансляции знаний и сохраняющаяся практика доведения владения этими знаниями в лучшем случае до уровня умений просто мешают организовывать образовательный процесс (т.е. не только учебный, но и сопряженный с ним воспитательный!) в ориентации на выработку устойчивых навыков. Указанные проблемы не следует относить к разряду проявлений принципиальной невозможности наладить такую работу в отечественной системе профессионального образования. Более четверти века мы успешно реализуем в ряде классических, технических и гуманитарных университетов образовательную программу подготовки квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями, целью которой как раз и является развитие субъектного потенциала студентов. Теоретико-методологическим основанием для этой работы стало субъектно-деятельностное направление в изучении природы человеческой личности. В его рамках нами был сформулирован субъекто-генетический подход к организации и реализации различных видов психолого-педагогической практики , в котором учебная и воспитательная работа рассматривается как единая образовательная деятельность. В ней главной считается задача становления и развития личности студента в качестве детерминирующего начала собственной активности, организующего всю свою жизнедеятельность в ориентации на социально приемлемый персональный успех, благополучие и процветание. Успешно внедренные как составляющие ТЛР образовательные модули «Прикладная психология личности», «Технологии эффективного общения», «Жизненная навигация» предполагают сочетание аудиторных занятий с повседневной практикой, направленной на преобразование полученных знаний и умений в устойчивые навыки. При этом в качестве ключевых образовательных задач студенты овладевают приемами оценки личности как субъекта жизнедеятельности, технологиями проектирования и организации переговоров как способов разрешения межличностных конфликтов, алгоритмами планирования и оптимизации различных видов собственной жизнедеятельности . Инвариантной основой для всех этих разновидностей технологий личностного развития служат такие осваиваемые студентами процедуры, как: - организация - целесообразное упорядочение ими различных видов собственной жизнедеятельности; - оптимизация - наилучшее использование ресурсов в ходе решения жизненно важных задач; - регуляция - формирование и поддержание психического и физического состояния, обеспечивающего требуемый уровень результативности и наиболее подходящего для конкретной ситуации. ТЛР субъектогенетической ориентации также подразумевает освоение студентами технологий принятия решений в индивидуальном и групповом режимах работы, алгоритмов эффективного межличностного общения, приемов ролевого регулирования социального поведения, методов проектирования предстоящей деятельности. Важно отметить, что в используемых для этого образовательных модулях содержатся приемы как логического, так и интуитивного поиска решений и оценки полученных результатов . Связанная с прогнозированием возможного и желаемого будущего работа сочетается с различными вариантами оценки полученных результатов при построении и реализации студентами индивидуальных программ саморазвития, при создании и воплощении различных персональных проектов. Такие проекты могут выполняться в рамках учебной, научной, досуговой деятельностью студентов, их хобби, участия в волонтерском движении, работы в строительных и педагогических отрядах и т.д. . Показатели успешности ТЛР с учетом их субъектогенетический ориентации подразделены нами на две группы. В группу субъективных показателей нами были включены признаки позитивного эмоционального реагирования учащихся на получаемые результаты и сопутствующие им события, увлеченность совершаемым, укрепление позитивных отношений с референтной группой, отношение к происходящему и достигнутому как к чему-то достойному, социально приемлемому и наполненному глубинным смыслом, а также общая удовлетворенность жизнью . В группу объективных показателей включены соответствие результатов замыслам, эффективность действий, величина и знак отклонения от нормы/эталонов благополучия (детальное описание выполняемых при этом процедур дано в работах ). Действенность описанного варианта ТЛР получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования . Тем не менее, остается ряд принципиально важных вопросов, ответы на которые в значительной степени будут определять судьбу самой идеи включения ТЛР в отечественную систему профессиональной подготовки. Прежде всего нам предстоит определиться, готовит ли эта система натренированных исполнителей заданной извне деятельности или формирует и развивает деятелей. Вопрос этот перестает казаться риторическим, если учесть явную тенденцию считать нормой массированное информирование учащихся и стремление оценивать результаты работы системы образования исключительно по точности репродуктивного воспроизведения студентами сообщаемых им сведений. Уже имеющиеся методические разработки эффективных вариантов ТЛР найдут широкомасштабное применение только в том случае, если все без исключения звенья системы профессионального образования по-настоящему будут настроены на подготовку студентов к созидательному труду и в целом к успешной жизнедеятельности.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 4
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Введение
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.
Целью данной работы является рассмотрение технологии личностного развития личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Описать этапы становления личности;
 Охарактеризовать предпосылки развития личности;
 Рассмотреть технологию личностного развития.

1. Понятие процесса становления и развития личности
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Прежде чем рассматривать технологии личностного развития, необходимо уточнить понятия личности, его отличие от понятий человек, индивид.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится и все теоретические подходы психологии пытаются найти технологию становления личности и ее дальнейшего развития. Однако в современной психологии нет единой технологии формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из технологий развития личности, например:
 биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,
 социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
 психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов и все эти совокупности факторов также необходимо учитывать в технологиях личностного развития.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. С этим связаны и трудности в создании технологий развития личности, которая бы подходила ко всем людям, но отдельные технологии подходят сегодня только к определенной категории людей.
Существенная трудность в создании технологии личностного развития состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека и создать на этой основе какую-либо универсальную технологию развития личности от рождения до старости.
Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Социализация личности – необходимый и самый важный аспект в технологии развития личности – представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Выделяют следующие стадии социализации, необходимые для создания технологий личностного развития:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
3. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
4. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
 Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.
 Изменение себя, «стать как все».
 Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
5. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
6. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Таким образом все эти этапы человеческой жизни коренным образом отличны друг от друга, что требует различных методов и подходов в разработке технологий личностного развития личности.Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

2. Факторы, влияющие на выбор технологии развития личности
В основе технологий личностного развития личности лежит 3 основных момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
I. Индивидные свойства как фактор, влияющий на технологию развития личности.
Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.
Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Таким образом, данный фактор придает технологии личностного развития определенную специфичность, которая проявляется в индивидуальном подходе к развитию каждой личности.
II. Социально-исторический образ жизни как основа технологии развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.
Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.
Данный фактор влияет на технологию личностного развития личности приобщая индивида к социальному пространству, порядкам общества и т.п.
III. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.
Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить") – все это также оказывает сильное воздействие на технологию развития личности, в которой появляются аспекты, приобщающие личность к интеграции с другими людьми.

3. Развитие личности на разных этапах жизни человека
Человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается с такими понятиями как «развитие личности, развитие ребёнка, развитие сознания», но вряд ли до конца их осознаёт. Дело в том, что каждый индивидуум понимает эту сложную систему по-своему, пользуясь собственными логическими построениями, домыслами, фантазией. Отсюда - большое количество новых техник, позволяющих развиваться личности во всех направлениях, интересных методик, практических и теоретических советов и уникальных в своём роде программ.
Прежде всего, необходимо разобраться, с чего начинается само развитие личности, кто её способен развивать, с какого возраста предпочтительнее всего осуществлять этот процесс и какие этапы он должен пройти для того, чтобы личность впоследствии смогла самоактуализироваться.
Развитие личности лучше всего начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок представляет собой чистый лист бумаги, на котором с течением времени будут проявляться всё новые, более сложные символы. Основа всему - это динамичность ума, на активности которого из заданного генотипа с его характерными чертами должна быть сформирована психическая пирамида, которая позволит из категории ума, как активного участника, выделить наблюдателя, как сторонника пассивности.
Наблюдатель или созерцатель может уже получить возможность к погружениям в пласт интеллектуального пространства. Таким образом возможно единение ума и интеллекта посредством психики. Когда это триединство будет сформировано, то из углов этого треугольника можно поднять линии, которые, соединясь, дадут такое состояние сознания, которое мы могли бы назвать Разумом. Вот так, кирпичик к кирпичику, выстраивая собственную пирамиду сознания, мы выводим простую формулу развития личности. Если же идти по этапам, то на первое место в кандидаты по развитию попадает Ум.
Давайте определимся сначала в термине «развитие». Изначально, рассматриваемый термин предполагает некое наличие чего-либо, которое, собственно и требует развития. Действительно, исходное сознание уже сформировано из всех вышеперечисленных участников, только одни проявлены в зачаточной форме, другие вообще находятся в состоянии виртуальности, как, например, психика и разум. Поэтому у нас, безусловно, уже есть что развивать, но главный вопрос заключается теперь в том, кто будет всё это развивать.
Это далеко не праздный вопрос, ведь на его ответе будет строиться технология процесса. Собственно говоря, у нас не так уж много в этом плане возможностей, по сути их только две - это внешние силы воздействия и внутренние силы противодействия. В психологических исследованиях было замечено, что люди охотнее всего манипулируют с теми идеями, которые были созданы ими самими в результате размышлений. Навязанные идеи, как правило, встречаются в штыки или, как максимум, подвергаются умственной коррекции. А если ум принимает внешние идеи безропотно, то это является серьёзным сигналом о том, что эта личность имеет глубинные дефекты или, проще говоря, патологию в сознании. Такую личность надо в данный момент не развивать, а лечить.

Скачать бесплатно

Использование инновационных моделей организации, содержания и технологий воспитательного процесса с целью обеспечения оптимальных условий для развития и самоопределения личности ребёнка.

Описание материала: статья предназначена для учителей начальных классов и классных руководителей. В данной статье рассказывается о создании условий для формирования социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, потребность вести здоровый образ жизни, гуманистическое отношение к миру.
Автор: Шикина Татьяна Ивановна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа" городского округа Судак, Республика Крым

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
педагогическая технология – совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкин, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека».
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений образовательного процесса является усиление роли классного руководителя в школе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс. Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.
Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения и воспитания, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует обучающихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.

Личность - это индивид, наделенный умственными задатками, которые развиваются в процессе жизни, обучения, деятельности, общения, дают возможность сформировать определенное мировоззрение ученика (студента), выработать умение отстаивать его за различных ситуаций.

Фактор условие, движущая сила, причина движения какого-либо процесса.

Под технологией формирования личности понимают развитие тех качеств и свойств, которые возникают в процессе жизненно-познавательной деятельности. Основную роль в технологии формирования личности играют такие факторы:

1. Биологический, Человек принадлежит к классу млекопитающих, наиболее организованных и гармонично развитых существ природы, и является ее составной частью. Человек может существовать, оберегая и обогащая саму природу. Важным аспектом в рассмотрении биологического фактора является наследственность. Именно благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо. Ведь еще в зародыше будущая человек уже закодирована, запрограммирована в генах, поэтому именно наследственность определяет на 50 процентов реальную личность, а остальные 50 процентов приходится на обучение и образование и воспитательный потенциал общества.

2. Среда. Основной характеристикой среды является его физические данные, включающие воздух, воду, пищу, окружающую природу. Т.е. среда определяет оптимальный уровень развития организма согласно климатических условий.

Еще одним условием влияния среды на технологию формирования личности является возможность общение. Если закаливание организма связано с деятельностью первой сигнальной системы, то общение базируется на работе второй сигнальной системы. Наиболее распространенными являются общения: устное и письменное. Наука, которая изучает специфику языка, называется языкознанием. В. О. Сухомлинский писал: "Чтобы нормально сформировать личность ученика, необходимо, чтобы ребенок в пятилетнем возрасте знала 3-5 тысяч слов (нормальная сельский ребенок, когда идет в школу, знает 300 слов, городская - 400). Выдающийся французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери очень справедливо отметил: единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

3. Деятельность. В. О. Сухомлинский подчеркнул, что разум (интеллект) каждого ребенка лежит на кончиках пальцев, то есть деятельность является одним из важнейших звеньев в формировании личности. Человеческую деятельность разделяют на:

а) игровую - А. С. Макаренко писал: "Какой ребенок в детской игре, такой она будет во взрослом возрасте". Больше всего внимания в использовании игровой деятельности уделяется в семьях и школах Англии и

Японии. А лучше поставлено обучение детей в начальных классах во Франции и Южной Корее;

б) учебно-познавательную;

в) творческую деятельность личности;

г) художественно-эстетическую;

д) спортивную деятельность.

Технология социализации личности

Какой смысл вложен в технологическое понятие "социализация"? Сначала этот термин рассматривался как процесс усвоения социальных норм и ценностей, как процесс вхождения в социальную среду (И. С. Кон, Б. Д. Парыгин). На современном этапе развития технологии формирования личности принято считать, что технология социализации - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта через вхождение в социальную среду, систему социальных связей, с другой - это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активному вхождению в социальную среду (Андреева Г. М. Социальная педагогика.- М.: МГУ, 1980).

Близким к понятию "социализация" понятие "развитой), "обучение", "воспитание". Но эта близость не означает тождества. Так, высказывались мнения, что социализация выступает как сущностная характеристика процессов воспитания и обучения, или что социализация и воспитание в широком смысле слова (совокупность всех целенаправленных воздействий, осуществляет общество) идентичны по своему содержанию. Ни та, ни другая мысль не является достаточным. Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания, поскольку одновременно с самыми разнообразными организованными воздействиями общества на формирование личности этот процесс включает еще и элементы стихийного, неорганизованного воздействия среды, а также собственную активность или ее самодетермінацію (самоограничение).

Таким образом, технология формирования личности - сложный динамический процесс, происходящий во времени и пространстве и предусматривает: развитие высоких интеллектуальных сил, морали на основе положительных общечеловеческих качеств, подготовку к творческому труду в обществе и выполнения функций гражданина независимого государства.