Болезни Военный билет Призыв

Размышления о прочитанном произведении Слепой музыкант (Короленко)

Владимир Галактионович Короленко прожил очень тяжелую жизнь. Но даже находясь в жестокой ссылке на территории Якутии, он оставался борцом за справедливость и права человека. Многие его современники достаточно тепло отзывались о нем, подчеркивая его порядочность и тонкую натуру. Именно такие качества характера зачастую присутствуют в его произведениях. Взять, например, рассказ Короленко "Слепой музыкант". Это произведение подводит к грани невероятного трагизма восприятия Уже само название подсказывает, что сюжет рассказывает о судьбе человека, лишенного зрения.

Короленко. "Слепой музыкант". Краткое содержание этюда

Герой произведения - Петя Попельский, сын достаточно зажиточных западно-украинских помещиков - рождается слепым. И при первых же звуках голоса младенца, который только что родился, мать, еще не зная этого страшного диагноза, уже понимает и все время спрашивает повитуху о том, почему он кричит. На что та ей отвечает, что так кричат все новорожденные. Но мать ребенка не успокаивается. Ей кажется, что ее дитя плачет как-то по-особенному страшно, как будто чего-то боится.

И постепенно, еще в самые первые дни и месяцы его рождения врачи устанавливают страшный диагноз - мальчик слеп от рождения. И Короленко недаром назвал свое произведение этюдом. Автор всегда очень сильно интересовался психологией, отчасти даже медициной. Поэтому на протяжении всего произведения зачастую присутствуют некие даже научные рассуждения о природе взаимоотношения между отсутствующими зрительными впечатлениями и замещающими их слуховыми. Рассуждения о том, как человек с ограниченными возможностями в какой-то период может начать чувствовать озлобление против всего мира.

Дополнительные образы слепых монахов

В произведение "Слепой музыкант" Короленко вложил особый смысл, он показывает образы еще двух слепых и тоже практически музыкантов. Это церковные звонари, живущие в монастыре. И одновременно их сравнивает: слепорожденного монаха, который очень озлоблен на всех окружающих, и того, который видел в детстве, а потом уже ослеп из-за болезни, но помнит какие-то впечатления и особенно лицо своей матери. И этот монах добрее, веселее, по-иному относится к миру.

Именно над этим задумывается главный герой Петр Попельский. Он начинает сомневаться. А вдруг вот это злобное отношение присутствует у каждого слепорожденного человека, у которого ничего не сохранилось в памяти об образе мира?

Замечательная девочка Эвелина, ставшая незаменимым спутником на всю жизнь

Далее трагический этюд Короленко которого представляет еще одного немаловажного персонажа, наполнен более положительными переживаниями. К счастью главного героя произведения, на его пути еще в раннем детстве встречается живущая по соседству очаровательная и не по годам взрослая девочка Эвелина.

Их первая встреча состоялась на берегу реки. Взрослых нет, и детям предстоит одним самостоятельно выяснять друг с другом отношения. Эвелина оказалась таким человеком, который с первого момента понял, что пойдет она по жизни рядом со своим другом. Впоследствии становится его женой, и к огромной радости этой молодой пары рождается у них зрячий сынок. И именно это как-то примиряет Петра с его тяжкой участью.

Природные способности мальчика

Но самое главное, что освящает и облагораживает все существование главного героя, - это то, что у него проявились музыкальные способности. Он сначала услышал простую дудочку дворового, затем мать вспомнила, что ее когда-то в институте учили играть на рояле. Они выписали этот инструмент. Мама начала музицировать, потом мальчик робко подошел к роялю. И так получилось, что эта новая импровизация помогла ему наладить контакты с миром.

В произведении Короленко "Слепой музыкант" главные герои на протяжении всего сюжета помогают друг другу становиться морально сильнее, оказывая постоянную психологическую поддержу. Терпение и безграничная любовь присутствуют во время всего действия этюда со стороны и матери, и дяди, и друзей. А когда Петр проходит череду моральных испытаний, изучая мир через звуки, Эвелина всегда находится рядом, и ее нежная, но твердая рука постоянно готова оказать любую необходимую помощь. Таковы самоотверженные герои Короленко. "Слепой музыкант" - это произведение, которое помогает читателю почувствовать и погрузиться в мир слепых, столкнуться с их эмоциями и переживаниями.

Близкие люди, заботящиеся о Петре

К сожалению, не каждый еще прочитал это замечательное произведение Короленко ("Слепой музыкант"). Краткое содержание, возможно, поможет заинтересовать читателя и в дальнейшем подтолкнет к более подробному изучению произведения.

В богатом семействе появляется на свет незрячий младенец. Папа малыша Пети, мужчина добрый, но равнодушный ко всему, кроме своего хозяйства. А его дядя Максим, напротив, отличается боевым духом и мужеством. Он даже участвовал в сражениях, где, к несчастью, стал инвалидом.

И именно он стал заниматься воспитанием мальчика, в первую очередь растолковав своей сестре Анне, что избыточная любовь и опека могут повредить малышу.

Первые звуки, постоянно пугающие Петра, или Знакомство с искусством

И вот в произведении В. Г. Короленко "Слепой музыкант" наступает замечательное время года - весна. Слепой малыш встревожен окружающим шумом, который издает просыпающаяся природа. Мать и дядя ведут малыша на берег речки. Взрослым незаметно волнение Пети, а он от массы полученных впечатлений падает в обморок. После этого недоразумения близкие стараются помогать малышу постигать звуки и ощущения.

Петр полюбил конюха, играющего на дудке, которую он сделал сам. Его помогает создавать очень грустные мелодии, которые он исполняет постоянно. И однажды к нему заходит Петя. Он начинает обучаться игре на дудке. А мать, заметившая это, заказывает фортепиано.

Но когда Петр услышал впервые звуки этого инструмента, он чуть опять не лишился чувств. Эта музыка кажется ему очень крикливой. Тогда его мама понимает, что в исполнении дворового присутствует больше эмоциональности, чем в ее музыке. Она тоже начала постигать тайны этой игры и вскоре смогла заинтересовать Петю, и он начинает учиться музицировать на фортепиано. Так, в этюде Владимира Галактионовича Короленко "Слепой музыкант" главные герои помогают Петру постичь первые звуки музыки и открыть в нем присутствующий талант.

Знакомство с очаровательной Эвелиной

У Петра нет товарищей. Ребята постоянно сторонятся его. Зато в ближайшем поместье растет маленькая Эвелина. Она одногодка малыша. Эта девчушка очень спокойная и смышленная. Они случайно знакомятся во время одной из прогулок. Сначала она не понимает, что Петя слеп, но, узнав о его недуге, горько рыдает. С этого момента в произведении В. Г. Короленко "Слепой музыкант" появляется самое крепкое и неразрывное чувство дружбы, а впоследствии оно даже перерастает в настоящую любовь.

Окружающий мир полон прекрасного

Проходит некоторое время. Дети вырастают. И в произведении Короленко "Слепой музыкант" содержание сюжета наполняется новыми персонажами. Дядя зовет к себе в гости с его двумя сыновьями-студентами. А также приезжает в имение их товарищ. Молодежь внесла некое веселье в замкнутый уклад поместья. А сделано это было специально, чтобы дети узнали, что вокруг них течет более насыщенная и зажигательная жизнь.

Девушка воспринимает это как испытание своих чувств и признается Петру в любви и решении отдать ему свою жизнь. Вечером юноша играет для всех на фортепиано. Гости просто ошеломлены этим чудесным исполнением и предрекают великое будущее музыканту. Наконец Петр чувствует свою значимость.

Знакомство с монахами

Затем дядя Максим решает нанести своему другу ответный визит в его поместье. По пути они посещают колокольню, где знакомятся с монахами-звонарями, которые, как оказалось, тоже слепые. Один из них ненавидит весь мир, а другой, наоборот, добр и ласков.

Это знакомство заставляет Петра ощутить всю боль своего недуга. Он становится совершенно чужим, озлобленным и раздраженным, терзает своих близких. Хочет понять недоступные ему образы красок, окружающих его, болезненно воспринимает прикосновение лучей солнца.

Вскоре юноша занемог, а после исцеления объявил, что уезжает с дядей в Киев для обучения у профессионального музыканта. На самом деле он отправляется в странствие с нищими, чтобы постичь всю необъятность мира. А когда возвращается в поместье, становится совершенно другой личностью. Душа его исцеляется. Он женится на Эвелине, и у них рождается прекрасный малыш. Поездка в Киев была отложена лишь на год. И Петр все же отправляется на обучение, и вскоре состоится его дебют на настоящей сцене.

Так заканчивается произведение Короленко "Слепой музыкант", краткое содержание которого передает лишь поверхностный смысл сюжета и не может раскрыть всю глубину характеров персонажей.

Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»

Проблема

Аргумент

Нравственные проблемы

Талант

Его герой - слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он - музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и "унижен", и "возвышен" природой.

- Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.

- А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

Что такое счастье?

1) В.Короленко. Слепой музыкант

"Человек создан для счастья, как птица для полета"; «дорогу осилит идущий»

Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.

Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.

- проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье

- Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?

- Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, - “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

Проблема формирования характера человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки . Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.

- Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека

- На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг

- Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого - зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Сила духа

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

- человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

- Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства

Роль искусства в жизни человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

- Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов. Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина. Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.

Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима

- Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о

несчастных...”.

Проблема выбора

1) В.Короленко. Слепой музыкант

- "Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!"

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

- Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?

- Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы . Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

- Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Сострадание

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.

- После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

Смыл жизни, человеческого существования

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе .

Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.

- Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов. Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря. П онимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни , в этом его счастье.

Становление личности

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Познание окружающего мира

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей». Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

Искренняя, самоотверженная любовь

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Повесть «Слепой музыкант» Короленко была впервые опубликована в 1886 году. В рассказе автор раскрывает темы смысла человеческой жизни, искусства, любви, воспитания. Друзьям Короленко писал, что в «Слепом музыканте» его задачей было «не только воспроизведения психологии слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования».

Главные герои

Петр Попельский – слепорожденный музыкант, центральный герой произведения.

Дядя Максим (Яценко Максим) – дядя Петра, брат Анны Михайловны; занимался воспитанием племянника.

Эвелина Яскульская – возлюбленная Петра.

Другие герои

Анна Михайловна Попельская – мать Петра.

Иохим – конюх у Попельских, игравший Петру на дудочке.

Федор Кандыба, Кузьма – слепцы, с которыми Петр ходил в Почаев.

Егорий – слепой звонарь.

Братья Ставрученко – студенты, гостившие у Попельских.

Глава первая

«Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь» . Сначала никто не замечал, что мальчик родился слепым. Только через несколько недель после осмотра доктор подтвердил опасения матери о том, что ребенок ничего не видит.

Семья Петра состояла из матери, отца и «дяди Максима» . Отец ребенка «был похож на тысячу других деревенских помещиков» . Дядя Максим же был известен как «самый опасный забияка» , успел побывать в Австрии, «примкнуть» к Гарибальди, а после тяжелого ранения вновь вернуться на родину, но уже без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя Максим заинтересовался слепым племянником и посоветовал сестре проявлять меньше «глупой заботливости» . Женщина прислушалась к его словам и вскоре мальчик начал уверенно ползать по дому. Было ясно, что его слепота компенсируется хорошим слухом и осязанием.

Как-то весной мать и дядя Максим вывели Петю к реке. Новые ощущения, запахи, звуки сильно впечатлили мальчика, и от волнения он упал в «глубокий обморок» .

Глава вторая

Когда мальчику шел пятый год, он уже хорошо ориентировался в доме. Со стороны можно было подумать, что это просто «странно сосредоточенный ребенок» .

Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима. Вскоре Петя стал приходить к Иохиму на конюшню и сам пытался играть на дудочке. Ревнуя сына к конюху, Анна купила пианино. Однако Петя не был впечатлен сложной пьесой, которую сыграла женщина. Со временем, прислушиваясь к игре Иохима, Анна начала выражать через музыку собственные чувства. Петя с интересом принялся осваивать и игру на пианино.

Глава третья

Благодаря воспитанию дяди Максима, на шестом году Петя уже сам мог убрать у себя в комнате и даже научился ездить под руководством Иохима на лошади. Однако друзей у него не было – деревенские мальчишки настороженно относились к слепому «паничу» .

Вскоре в соседнем имении поселился старик Яскульский с женой Агнешкой. У них была дочь, практически ровесница Пети – Эвелина. Девочка большую часть времени проводила сама, и создавалось впечатление, словно это «крохотная взрослая женщина» .

Как-то, когда Петя играл у реки, Эвелина заметила его и пыталась заговорить, но мальчик прогнал ее. В следующий раз девочка появилась только через несколько дней. Они разговорились. Эвелина не сразу поняла, что Петя слепой. Когда мальчик по привычке начал ощупывать лицо девочки, изучая ее, она в испуге отпрянула и расплакалась, но потом все поняла. На следующий день девочка сама пришла в гости к Пете. С этого дня они начали дружить.

Глава четвертая

Петя ощущал внутреннюю неудовлетворенность, он хотел видеть предметы, свет, различать цвета, в нем появлялось стремление «оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы» .

Глава пятая

Дядя Максим пригласил к себе старого товарища Ставрученка, у которого как раз гостила приезжая молодежь: сыновья Ставрученка, студенты филологического факультета и консерватории, и юный кадет. Приехавшая молодежь бурно обсуждала различные вопросы, однако во время разговоров они не обращались к Пете.

Во время одной из бесед, Петя тихо встал и ушел. Эвелина тут же поспешила за ним и нашла у заброшенной мельницы. Он поделился с девушкой, что ему кажется, словно он «совсем лишний на свете» . Растроганная Эвелина сказала, что Петя должен жениться на ней, и юноша сначала согласился, но после опомнился: ведь он слепой. Эвелина ответила, что это ничего не значит, ведь они любят друг друга. Когда они вернулись к гостям, юноша сел за фортепиано и начал играть. Все гости были очарованы игрой Петра, в которую примешивались мотивы народной музыки. Старший из братьев Ставрученко высказался, что у Петра «удивительно своеобразная манера» и ему «нужна серьезная школа» .

Глава шестая

Осенью Попельские отправились к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в походах.

Во время посещения монастыря, они познакомились со слепым послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со слепым звонарем. Егорий рассказал, что тоже родился слепым, но у них есть послушник Роман, который ослеп в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел увидеть свет и свою мать. Звонарь производил впечатление человека озлобленного, сердитого.

Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все слепорожденные злые.

Наступила зима. «В душе Петра тоже было холодно и сумрачно». Он задавался вопросами: «зачем жить на свете?» и «зачем жить именно слепому?» . После встречи со звонарем Петр действительно считал, что он от природы родился злым и может только мучить окружающих людей.

Во время одного из разговоров, Максим начал разъяснять Петру связь символики звука и цвета. Слепой жадно ловил каждое слово и пытался тут же передать это через игру на пианино. Петр выразил свою досаду о том, что он не может видеть и рад был бы поменяться с последним нищим – так он был бы менее несчастен, потому что думал бы только о выживании.

Недалеко от усадьбы Попельских была чудотворная католическая икона. В день ее праздника к иконе пришли Максим, Петр и Иохим. У выхода сидели слепые нищие и по очереди тянули унылую песню. Петр словно испугался услышанного и хотел быстрее уйти. Максим же отметил, что это те самые «счастливцы» , которым он недавно завидовал, и заставил племянника подать милостыню.

Было решено, что летом Петр с Максимом поедут в Киев, чтобы с осени юноша начал учиться у известного пианиста. Июльской ночью по дороге шли два слепца. Их подозвали к бричке. Вскоре слепцов стало трое: старик с седыми волосами Кандыба, рослый детина Кузьма и совсем юноша в новой крестьянской одежде. Они направлялись к Почаеву. Максим же уехал в Киев сам и скрывал от родни, что Петр ушел со слепцами.

С каждым новым шагом пути с нищими навстречу Петру «лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира» . «Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся». Вскоре он выучил песню слепцов. Поздней осенью Петр вернулся домой. «Говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление». Хотя он и остался незрячим, но его «душа, несомненно, исцелилась» .

Глава седьмая

Эвелина заявила родителям о своем желании выйти замуж за Петра, они сыграли свадьбу. Временами музыкант ходил в гости к Федору Кандыбе, подолгу беседовал с ним. Известие о том, что Петр скоро станет отцом, вызвало у него испуг. Вопреки опасениям Петра, ребенок родился зрячим.

Эпилог

Прошло три года. Петр выступал на ярмарке «Контракты» в Киеве – играл на фортепиано. «Толпа была захвачена глубокой искренностью выражения» , народной мелодией, «которая лилась из-под рук слепого музыканта» . Прислушиваясь к музыке, Максим отчетливо узнавал знакомый мотив песни слепцов. Максим думал о том, что Петр «прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных» , что «вот и он [Максим] сделал свое дело, и он недаром прожил на свете» .

«Так дебютировал слепой музыкант».

Заключение

В повести «Слепой музыкант» Короленко изображает становление и взросление главного героя – слепого Петра. Автор мастерски описывает постепенное постижение мальчиком мира, его сложности и переживания на этом пути, осознание и обретение истинных ценностей. Несмотря на физический недостаток, Петр смог реализоваться как талантливый музыкант, обрести личное счастье. В 1960 году по мотивам повести был создан фильм «Слепой музыкант» (режиссер – Татьяна Лукашевич).

Краткий пересказ «Слепого музыканта» позволит быстро ознакомиться с сюжетом произведения и будет интересен всем, кто интересуется творчеством Владимира Галактионовича Короленко.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 725.

Владимир Галактионович Короленко в своей повести “Слепой музыкант” пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как бы отдельную струнку. А если затронуть сразу все струнки, то механизм расстраивается. Так было, когда он впервые вышел на весеннюю природу. После этого он несколько дней был в бреду.
Воспринимая каждый звук в отдельности, он мог сложить мелодию. А, услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама Петра, помогают ему найти себя в жизни. И Петр не без их помощи понимает свое предназначение. Девочка Эвелина, будущая жена Петра, поняла его и помогла ему своей любовью, лаской, чуткостью и состраданием.
Петр “носился” со своим горем, не зная и не понимая своего назначения в жизни, однако после встречи с нищим и бродягами он понимает, что он живет в достатке. А нищие хоть и зрячие, но они сидят на морозе ради копеек. Это две сюжетные линии, без которых рассказ потерял бы свой смысл. Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.
Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: “Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.”

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать...
  2. Не многие из мира сего познали горечь лишений, тем более, таких как лишение слуха, обоняния, способности передвигаться и тем более...
  3. В курсе школьной программы я познакомилась с повестью В. Г. Короленко “Дети подземелья”. Месяц назад я прочитала эту повесть взахлеб....