Болезни Военный билет Призыв

Расцвет дворянской империи. Восстание Емельяна Пугачева. Изменение положения дворян

Дворцовый переворот 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II , урожденную принцессу Цербстскую. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя. Екатерина II хотела продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия. В «Наказе», написанном в 1765--1767 гг., императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния. В документе обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. «Наказ» должен был служить руководством в работе собравшейся в июле 1767 г. комиссии по подготовке нового Уложения. Она была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством но была распущена. Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Правительство начало упразднение автономий окраин. 26 февраля 1764 г. принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных. Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами. В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.).Начали проводиться экономические реформы. В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег - ассигнаций. Возросла роль России в мировой экономике - в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе, стали открываться училища, началось системное развитие женского образования. В 1783 году основана Российская академия. В губерниях были приказы общественного призрения. Развивались новые для России направления медицины. В 1785 г. были обнародованы жалованные грамоты дворянству и городам. Первая подтверждала все привилегии, которые дворянство приобрело в XVIII в., кроме того, оно освобождалось от обязанностей государственной службы и телесных наказаний. Грамота завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права, в том числе право на самоуправление в дворянских собраниях. Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Городское население было разделено на шесть разрядов (каждый со своими правами и обязанностями). Она же вводила городское самоуправление. Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю. Стремление России не устраивало Францию и Турцию. Все это привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг.,1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Российская империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

36. Проблема культурного развития СССР в 30-е годы 20го века .

В советское время все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 30-м гг. советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, исключенные из программы как «буржуазные» (история), быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования. Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия. Началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, и пр. Их обвиняли в в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, писатель Б. Пастернак, и др. Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. Он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов, выдающимся произведением которого является роман «Тихий Дон» , рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I»). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, А. Л. Барто. Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита» . Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. В архитектуре ведущим продолжает оставаться конструктивизм, в 1930г. был создан мавзолей Ленина. Быстро развивается кинематограф. Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты, в то же время ликвидируется автономия Академии наук, многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены.

Предмет – история

Класс – 10

История России. XVII - XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004. Базовый уровень.

Тема. Расцвет дворянской империи.

Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II , крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения;

Формировать уважение к историческому прошлому страны.

Форма проведения: комбинированный.

Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.

Даты: 1762-1796гг.- правление Екатерины II ; 1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. – жалованные грамоты дворянству.

Выдающиеся личности: Екатерина II , Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика (Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.

Материалы урока: карты « Россия в 1760-1800гг», « Россия при Екатерине II @» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева».

Ход урока

План урока

I .Повторение изученного материала:

Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

Задание для учащихся:

1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIII веке

1) Анна Иоанновна

а) 1682 – 1725

2) Пётр III

б) 1725 – 1727

3) Пётр I

в) 1727 – 1730

4) Пётр II

г) 1730 – 1740

5) Елизавета Петровна

д) 1740 – 1741

6) Иван IV Антонович

е) 1741 – 1761

7) Екатерина I

ж) 1761 – 1762

2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:

а) Анне Иоанновне;

б) Елизавете Петровне;

в) Петре III;

г) Екатерине II ;

3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны

а) принятие указа о престолонаследии;

б) репрессии против старообрядцев;

в) сражение у дер e вни Кун e рсд o рф;

г) учреждение императорского Совета;

4. Манифест o дар o вании в o льности российскому дворянству был подписан;

а) Елизав e той П e тр o внoй;

б) Петром III ;

в) Екатерин o й II;

г) Павлом I;

5. Императрица E лизавета Петровна никогда не приговаривала к

а) пожизненному заключению;

б) телесному наказанию;

в) смертной казни;

Ответы к заданиям

1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д; 7)- б;

2. в);

3. а);

4. б);

II . Изучение нового материала:

1.Личность Екатерины II .

2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально-экономические реформы Екатерины II .

3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра I и Екатерину II .

    Личность Екатерины II.

Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм».

(Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение).

    Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II .

Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства и самодержавие сохраняются.

Екатерина II (1762 – 1796гг).

Просвещенный абсолютизм

Политика,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.

Государственно-административные и социально-экономические реформы

Екатерины II

Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений (передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.

Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник.

Городская реформа : «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.

Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.

Введение свободы предпринимательства.

Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на местах.

    Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы).

Проблемное задание:

Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?

Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве.

Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».

продолжительность

1773 – 1775

причины

Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства.

Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.

Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

цели

Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов.

Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия.

Наделение крестьян з e млей без выкупа и прочими угодьями.

- O бъявление всех участников восстания свободными казаками.

Равенство народов.

Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева)

Состав участников

Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья.

Основные этапы

Неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью.

2-й этап: апрель – июль 1774г.

Движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани.

12-17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.И.Михельсона.

31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.

Движение Пугачева от Казани на юг.

Неудачная осада Пугачевым Царицына.

25августа 1774г.- решающее поражение восставших у Сальникова завода.

18 сентября 1774г. Пугачев был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям.

Степень организованности восставших

Создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб,военная коллегия, деление на полки).

Наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия).

Итоги и значение

Самое крупное народное восстание в России.

Соединение антикрепостнического и национального движений.

Восстание не улучшило положения крестьянства в стране.

Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.

III. Закрепление изученного материала.

Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II .

При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:

С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи Просвещения?

Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике?

Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля.

IV . Домашнее задание: часть 2.п. 16.

А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини-эссе по этой проблеме.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.

Сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».

Предмет – история

Класс – 10

Тема. Расцвет дворянской империи.

Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II, крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения;

Формировать уважение к историческому прошлому страны.

Форма проведения: комбинированный.

Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.

Даты: 1762-1796гг.- правление Екатерины II; 1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. – жалованные грамоты дворянству.

Выдающиеся личности: Екатерина II, Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика (Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.

Ход урока

План урока

I .Повторение изученного материала:

Задание для учащихся:

1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIII веке

1) Анна Иоанновна

а) 1682 – 1725

б) 1725 – 1727

в) 1727 – 1730

г) 1730 – 1740

5) Елизавета Петровна

д) 1740 – 1741

6) Иван IV Антонович

е) 1741 – 1761

7) Екатерина I

ж) 1761 – 1762

2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:

а) Анне Иоанновне;

б) Елизавете Петровне;

в) Петре III;

г) Екатерине II;

3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны

а) принятие указа о престолонаследии;

б) репрессии против старообрядцев;

в) сражение у дерeвни Кунeрсдoрф;

г) учреждение императорского Совета;

4. Манифест o дарoвании вoльности российскому дворянству был подписан;

а) Елизавeтой Пeтрoвнoй;

б) Петром III;

в) Екатеринoй II;

г) Павлом I;

5. Императрица Eлизавета Петровна никогда не приговаривала к

а) пожизненному заключению;

б) телесному наказанию;

Ответы к заданиям

1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д; 7)- б;

II . Изучение нового материала:

1.Личность Екатерины II.

2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально-экономические реформы Екатерины II.

3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Увеселяя всюды взоры
‎В благополучьи ваших дней,
‎Составьте, Россы, громки хоры
‎Царице, матери своей.
2. Из тмы Россию восхищати -
‎Петра Великаго труды;
‎Россию солнцем освещати -
‎Екатеринины плоды.
3. Где только взор она являет,
‎Чертог там слава зиждет свой;
‎Везде величество сияет,
‎Везде с ней царь или герой. (по окончании музыка на 10 секунд усиливается, затем тише)

Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра I и Екатерину II.

    Личность Екатерины II.

Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм».

(Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение).

    Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II.

Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства и самодержавие сохраняются.

Екатерина II (1762 – 1796гг).

Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений (передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.

Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник.

Городская реформа : «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.

Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.

Введение свободы предпринимательства.

Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на местах.

Дз – повторить параграф 16.

    Урок 2 часть.

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы).

Проблемное задание:

Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?

Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащегося о Е.И.Пугачеве.

Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».

продолжительность

Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства.

Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.

Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов.

Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия.

Наделение крестьян зeмлей без выкупа и прочими угодьями.

Oбъявление всех участников восстания свободными казаками.

Равенство народов.

Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева)

Состав участников

Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья.

Основные этапы

Неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью.

2-й этап: апрель – июль 1774г.

Движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани.

12-17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.И.Михельсона.

31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.

Движение Пугачева от Казани на юг.

Неудачная осада Пугачевым Царицына.

Степень организованности восставших

Создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб,военная коллегия, деление на полки).

Наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия).

Итоги и значение

Самое крупное народное восстание в России.

Соединение антикрепостнического и национального движений.

Восстание не улучшило положения крестьянства в стране.

Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.

III. Закрепление изученного материала.

Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II.

При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:

С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи Просвещения?

Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике?

Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля.

IV . Домашнее задание: часть 2.п. 16.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.

Среди новшеств, введенных Екатериной II, следует назвать и либерализацию в области издания книг и журналов, ослабление цензуры, дозволение большей свободы слова. Для безгласного ранее самодержавного государства это пусть небольшой, но все-таки цивилизационный шаг вперед. В конце 60 — начале 70-х гг. появилось немало новых изданий. Некоторые из них организовала сама императрица. Они были вполне благонамеренными; публицистика, сатира и юмор в них не затрагивали устоев жизни в России, хотя порой недостатки и даже пороки русской жизни высмеивались весьма язвительно.
Другие журнальные издания стали учреждаться первыми российскими просветителями, интеллигентами. В них развертывалась острая критика крепостничества, ставился вопрос и об отсталости политического самодержавного строя России. Многое говорилось намеками, которые люди схватывали на лету. Таким просветителем и первым независимым издателем стал Н.И. Новиков со своим журналом «Трутень». Кто был трутнем в стране? Тот, ĸҭо пользовался плодами труда других, а сам не работал, утверждалось на страницах журнала. Со временем в «Трутне» появились нападки и на саму Екатерину II, говорилось о ее неограниченном самолюбии, эгоизме. Такого просвещенная государыня стерпеть уже не могла. «Трутень» был закрыт. Новиков стал издавать другой журнал, где продолжал свои обличения, но его постигла та же участь.
При этом эти издания пробудили общественное мнение. Новые взгляды широко расходились по стране.
Предпринимая попытки либерализации политической жизни, Екатерина II одновременно усиливала центральную власть. Она вновь возвысила роль генерал-прокурора, таким образом, более действенным стал контроль над чиновниками. В прежних правах был восстановлен Правительствующий Сенат и некоторые другие петровские учреждения.
Важным шагом в деле централизации управления стала ликвидация в 1763 г. гетманства Левобережной Украины. Постепенно автономная со времен Богдана Хмельницкого Украина во всех отношениях превратилась в одну из губерний Российской империи — Малороссию. Во главе ее встал генерал-губернатор. Им был назначен выдающийся полководец и энергичный государственный деятель П.А. Румянцев.
Усиливавшаяся централизация власти сочеталась со все нарастающей либерализацией в области экономики.
Правительство Екатерины прекрасно понимало, что стране необходимы экономические свободы, что сословные привилегии, монополии наносят вред, предоставляют выгоды узкому кругу лиц и подрывают прогресс страны в целом. Опять же здесь перед императрицей был пример Западной Европы, где передовые страны, освоившие принципы свободной рыночной экономики, систему конкуренции, свободного предпринимательства, быстрыми шагами шли вперед, преобразовывали жизнь своих граждан. В данном аспекте Екатерина II стала продолжательницей разумных мер, которые предпринимались при Елизавете Петровне. Императрица объявила свободу на производство ситца — одной из самых популярных и модных в то время тканей — по всей стране. Был разрешен свободный вывоз хлеба за границу. Затем появились указы о полной свободе ремесленного производства в городах России и о возможности открывать ткацкие предприятия всем желающим.
В 70-е гг. правительство Екатерины II продолжило эту политику. Теперь любой человек в России, если у него имелись средства, мог свободно открыть предприятие в любой отрасли промышленности. Мелкие промыслы освобождались от всяких сборов. Получила поддержку местная легкая промышленность. Благоприятные условия создали для «мануфактур на дому» в сельской местности. Правительство делало все для того, чтобы заинтересовать людей в развитии производства, в насыщении рынка необходимыми товарами, увеличении выпуска продукции на экспорт.
Эти две взаимно дополнявшие друг друга линии — централизацию управления, превращение империи в единое и неделимое целое и расширение свободы в области экономической деятельности — Екатерина продолжала и далее. Она считала, что сильная власть в огромной стране при разумном и просвещенном правителе лучше всего будет содействовать прогрессу России.
К началу 70-х гг. XVIII в. правительству Екатерины II удалось сделать жизнь в стране стабильной и спокойной. Осторожные, постепенные, но постоянно улучшающие жизнь разных сословий России меры стали себя оправдывать.
При этом, конечно, екатерининское правительство опиралось прежде всего на широкие круги дворянства, вельмож, армейскую верхушку и офи-
церство, состоящее в основном из дворян. Они были основой трона, оплотом могущества и силы страны. И даже в области экономики дворянство с его огромными земельными владениями, крупным снабжением рынка сельскохозяйственными продуктами, сильными позициями в промышленности, в частности в винокурении, имело для страны большое значение.
Простой народ видел, как развиваются города: на базарах, в лавках становится больше нужных товаров, как все большее число людей улучшает условия своего труда и быта, но старые законы, старые традиции не давали возможности всем идти в ногу со временем. Правительство здесь отставало от жизни. Вот с этим-то в первую очередь не мог примириться народ. Это проявилось в мощном народном восстании, предводителем которого стал донской казак Емельян Иванович Пугачев. Не случайно оно охватило страну именно в первой половине 70-х гг. XVIII в., когда, казалось, в России во всех отношениях стал ощущаться поворот к лучшему.
Восстание Пугачева. Мощным очагом недовольства политикой властей в 60-е гг. стал казачий Яик.
Со строительством Оренбурга и военной оборонительной полосы правительство начало стеснять казачьи вольности, подчинять казаков генерал-губернатору Оренбургского края, привлекать их к службе в войсках империи. Введение здесь монополии государства на ловлю рыбы и добычу соли больно ударило по материальным интересам яицких казаков. По жалобам казаков в край прибывают комиссии, но положение не улучшается. Казаки, привыкшие к вольностям и свободам, не могли смириться с наступлением в их родных местах всевластия военных, чиновников и откупщиков, которые брали у государства на откуп рыбную ловлю и соледобычу,
В начале 70-х пу здесь появилась еще одна комиссия в сопровождении. военного отряда, которая подвергла суровым наказаниям недовольных казаков. Часть их была арестована. Начались допросы. Попытка казаков освободить своих товарищей кончилась расстрелом. В ответ яицкое казачье войско в 1772 г. подняло восстание. Присланный сюда отряд был уничтожен во главе с командиром. Начались расправы над казачьей верхушкой, вошедшей в сговор с властями, чиновниками.
Правительство привело на Яик новые войсковые соединения. Они и подавили сопротивление казаков. Многих из них сослали в Сибирь, били кнутом. Казачий круг ликвидировали.
Общую неспокойную обстановку в среде народных масс дополняли постоянно распространявшиеся слухи о чудесном спасении императора Петра III и о том, что он вот-вот придет и даст народу избавление от неволи, от помещиков и чиновников. Самозванцев ловили, били плетьми, ссылали на каторжные работы, но слухи не утихали. Народ ждал избавителя. И он явился в лице Пугачева.
В начале 70-х гг. Пугачеву было 30 с небольшим лет. Это уже опытный, бывалый человек. Он в составе казачьего отряда храбро сражался в Семилетней войне, потом участвовал в русско-турецкой кампании. Из армии ушел по болезни и в свою часть больше не вернулся. Началась вольная жизнь, скитание по России. Он побывал у терских и яицких казаков, в По-
волжье. Его, как дезертира, ловили и сажали в тюрьму. Несколько раз он бежал из заключения.
В пору своих скитаний Пугачев окунулся в гущу народной жизни, почувствовал тяжкое положение крепостных крестьян, работных людей. На Яике он воочию видел противостояние местного рядового казачества и властей, карателей, преданных властям старшин.
Пугачев был прекрасно осведомлен о слухах по поводу спасения Петра III и якобы его появления в народе. Человек неграмотный, но рисковый, смелый, склонный к авантюрным действиям, Пугачев решил выдать себя за покойного императора. С этой мыслью он и появился вторично среди яицких казаков весной 1773 г.
На дальнем хуторе на реке Яик он «открылся» казакам, объявив себя императором Петром III, утверждал, что счастливо избежал расправы со стороны своей жены Екатерины. Конечно, пришедшие на встречу с ним казаки тут же признали в нем беглого донского казака, но поразмыслив, решили, что с Пугачевым они смогут поднять яицкое казачество на большой бунт, увлечь за собой всех обиженных и гонимых, добиться своих вольнолюбивых целей. Так зародилось мощное народное восстание.
Сначала его ядром стали недовольные яицкие казаки, которые хотели отплатить властям за все и вернуть свои вольности. Прослышав о народном царе, они двинулись к Пугачеву. С отрядом в несколько десятков человек он поднялся вверх по реке Яик, попытался взять сходу здешний центр — Яицкий городок, но тот устоял, и тогда Пугачев направился в сторону Оренбурга — главного города здешнего края.
Уже там, на Яике, Пугачев выпустил свой первый «царский Манифест», написанный одним из грамотных казаков. В «Манифесте» Пугачев «жаловал» казакам земли, воды, денежное жалованье, всякое довольствие. Это привлекло к нему новые толпы повстанцев. На пути к Оренбургу его отряд вырос до 2,5 тысяч человек. Со всех сторон шли яицкие казаки. Сюда же стекались бежавшие от хозяев крепостные крестьяне, а также недовольные башкиры, калмыки, казаки, татары, представители народов Поволжья.
Высланные против Пугачева небольшие правительственные отряды переходили на сторону самозванца. Солдаты связывали своих офицеров и выдавали их повстанцам. Стоявшие на его пути небольшие городки и крепости сдавались без боя.
Когда Пугачев подошел к Оренбургу, в его распоряжении была уже настоящая повстанческая армия. Ядром ее по-прежнему оставались казаки с их предводителями Иваном Чикой-Зарубиным, Андреем Овчинниковым и другими, но среди повстанцев появились и русские крестьяне. Позднее в пугачевскую армию влились отряды горнозаводских рабочих во главе с их представителями Хлопушей (Афанасием Соколовым) и Иваном Белоборо-довым. Вновь восстал башкирский край. На помощь Пугачеву подошла башкирская конница во главе с юным вождем Салаватом Юлаевым, появились под Оренбургом отряды татар, марийцев, калмыков. Войско Пугачева становилось многонациональным.
Первые попытки овладеть Оренбургом не удались. Пугачевцы приступили к осаде города. Высланные на выручку крепости правительственные
части во главе с генералами один за другим были разбиты. Решающим моментом этих сражений стал переход солдат правительственных войск под знамена повстанцев.
Пугачев и его сподвижники хорошо выбрали время восстания, так как в разгаре была русско-турецкая война. Основная часть русских войск с наиболее талантливыми военачальниками находилась на турецком фронте: Россия прорывалась к черноморским берегам. При этом восставшим низам не было дела до большой российской политики. Они видели перед собой собственные жизненные интересы, которые вступили в противоречие с вековым стремлением России выйти к морям, разорвать международную экономическую изоляцию.
Под Оренбургом в период многомесячной осады повстанцы предприняли ряд мер по организации власти на захваченной территории и упорядочению своего войска.
Пугачев старался поставить дело по типу петербургского управления и петербургского двора, но все это была пародия на столичные порядки, потому что действующими лицами были казаки, крестьяне, рабочие. Осенью 1773 г. была создана повстанческая Военная коллегия. Она стала единственным и универсальным органом восстания. Коллегия являлась военным штабом, заведовала снабжением и вооружением армии, была высшей распорядительной и судебной властью. Управлял ею лично самозванец. При нем состояли «придворные» — «князья» и «графы» — его соратники по борьбе, казаки и разных чинов люди. Большинство из них — неграмотные.
Здесь же, в здании коллегии, Пугачев часто вершил свой суд над захваченными в плен офицерами, начальниками сдавшихся крепостей, чиновниками, помещиками. Повстанцы установили на подвластных им землях жестокий террор. Своим противникам из высших слоев населения они не давали пощады. Как правило, разговор был короткий — либо виселица, либо «в воду», но своих сторонников самозванец всячески «ласкал», награждал. Военная коллегия присваивала отличившимся в боях воинские звания, представляла их к наградам: это могли быть введенные повстанцами ордена и медали, денежные суммы, дорогие предметы быта и одежда, захваченные в бою или конфискованные у господ.
Пугачевцы прекрасно понимали важность письменной и устной пропаганды в защиту своих действий и планов. В рамках Военной коллегии действовала специальная канцелярия, где трудились перешедшие на сторону Пугачева грамотные и смышленые люди: духовные лица, офицеры. Со слов повстанческих вождей они писали указы, манифесты, «прелестные» агитационные грамоты. Официальные документы имели подписи и печати.
Пугачевские указы, манифесты и грамоты были короткими, но яркими агитационными документами. Они призывали всех «черных» людей к расправам над дворянами и чиновниками, обещали народу «землю» и «волю», провозглашали равенство людей всех национальностей и вер — и православных, и мусульман, и язычников. В них говорилось об освобождении от налогов и рекрутской повинности.
В этих документах простые люди видели свои чаяния и мечты. Они уравнивали их в правах со всеми остальными, делали их людьми в полном смысле этого слова, а не «презренными рабами», лицами второго сорта. Отметим, что за это самоутверждение «чернь» была готова идти на бой и на смерть. В этом заключалась огромная сила движения.
Свою разношерстную армию Пугачев также пытался организовать по образцу регулярной. Она делилась на полки, но одновременно ее боевыми единицами, как и в казачьих войсках, являлись сотни и десятки. Они создавались по национальному и социальному признаку. Были полки, состоящие из казаков, работных людей, крестьян. Отдельно формировались башкирские и татарские отряды. Каждый имел командиров из своей среды.
Позднее, когда повстанцы овладели уральскими заводами и рабочие стали поставлять им пушки, в армии Пугачева появилась артиллерия.
Управление в захваченных городках, крепостях, селах было организовано по типу казачьего круга. Там всеми делами заправляли выборные местными низами атаманы и старшины. Все они подчинялись пугачевской Военной коллегии.
На ряду с этим повстанческая армия, несмотря на все усилия ее вождей, так и не стала регулярной армией. Это были плохо организованные, слабо дисциплинированные отряды. Вооружение повстанцев являлось весьма примитивным — лук со стрелами, дубина, колья, рогатины, косы, вилы. Ружья были либо трофейные, либо те, что оказывались в руках у перешедших на сторону восставших. Конечно, лучше других были вооружены казаки — профессиональные воины — они имели ружья, сабли, пики.
Повстанцы основной упор в своих действиях и в своих программах делали на разрушение существующих порядков: ликвидацию крепостного права, всевластия чиновников, ненавистных налогов и насилий. Что они - предлагали взамен? По существу, тот же строй, только с переменой лиц. Место «злой царицы» Екатерины должен был занять «добрый император» «Петр Федорович», на место «злых вельмож» должны встать народные «князья», «графы», «фельдмаршалы».
Пугачевцы не выступали против частной собственности, они не затрагивали частной торговли. Повстанцы не собирались создавать какое-то другие общество. Они знали только общество, разделенное на господ и подневольных людей. Их методы управления и расправы были вполне под стать их разрушительным настроениям. Порядки, которые они устанавливали, отличались жестокостью по отношению к тем, ĸҭо не принадлежал к «черни». Тысячи казненных, разоренных людей всех сословий, издевательства и насилия сопутствовали продвижению победоносных повстанческих полков. Они сеяли страх и панику. В результате остальная часть общества в негодовании и ненависти сплачивалась вокруг официальных властей и правительственных войск, которые одни могли дать защиту и спасение от разбушевавшейся народной стихии.
Опыт пугачевского управления и его порядков показал, что неграмотные и полуграмотные люди, ослепленные к тому же ненавистью к своим врагам, не способны создать жизнеспособную модель иного строя, чем тот, в котором они родились, жили и боролись.
Восстание охватывало все новые территории. Пугачев послал своих сподвижников поднимать против властей все новые и новые районы: Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Башкирию, Поволжье. Большинство работных людей уральских заводов организовали повстанческие отряды и направили под Оренбург к народному вождю пушки вместе с боеприпасами. На Среднем Урале отрядами командовал уральский рабочий, хорошо знавший артиллерийское дело, — Иван Белобородое. Под угрозой захвата оказалась столица Урала — Екатеринбург. Башкирские отряды во главе с Салаватом Юлаевым и направленные в Башкирию отряды Пугачева осадили Уфу. На Волге повстанцы овладели рядом городов и крепостей, в том числе Самарой.
К зиме 1773 г. царица и ее правительство осознали всю глубину опасности. В район восстания посылаются серьезные воинские соединения. Их возглавляет генерал-аншеф Александр Иванович Бибиков. Позднее Россия в спешном порядке заключает мир с Турцией и правительство направляет против повстанцев дополнительные войска во главе с боевыми и уже прославившимися генералами, в числе которых был и генерал-поручик Александр Васильевич Суворов. Отметим, что за голову Пугачева назначается высокая награда в 10 тысяч рублей.
Уже к весне 1774 г. меры, предпринятые правительством, дали результат. В нескольких сражениях регулярные войска берут верх над повстанцами. От них освобождают Поволжье, Белобородов терпит поражение под Екатеринбургом. В решающем сражении у крепости Татищевой основные силы Пугачева во главе с самим самозванцем были разгромлены наголову войсками Бибикова. Бой продолжался несколько часов.
Пугачев потерял только убитыми более тысячи человек. Многие попали в плен. Другие разбежались. С Пугачевым осталось повстанческое ядро — около 500 казаков. Собрав оставшиеся силы, Пугачев снимает осаду Оренбурга, но его вновь настигают правительственные войска и вновь побеждают.
Армия Пугачева перестает существовать. Одновременно полковник Михельсон громит под Уфой отряды Чики-Зарубина и освобождает от осады Уфу. Другие части вызволяют столицу яицкого казачества Яицкий городок. Многие сподвижники Пугачева попадают в плен, среди них — Чи-ка-Зарубин.
С отрядом оставшихся с ним казаков Пугачев появляется на Урале. Здесь он объединяет свои силы с конницей Салавата Юлаева.
Уральские заводы и башкирские селения с восторгом встречают народного царя. Его войско снова пополняется людьми. Он захватывает несколько заводов и селений, восстанавливает артиллерию, но правительственные войска следуют за Пугачевым по пятам. Все стычки с ними заканчиваются поражениями повстанцев. Михельсон не дает Пугачеву где-либо остановиться, закрепиться, отдышаться. Он выживает его с Южного Урала и из Башкирии. Пугачев вновь теряет людей и артиллерию.
Теперь Пугачев стремится выйти на Волгу, в Казанский край, в районы помещичьего землевладения, рассчитывая на помощь местного крестьянства. Его появление на Волге вновь подняло волну повстанческого движе-
ния. Теперь его главной силой стало поволжское крепостное крестьянство, народы Поволжья. Его войско вырастает до 20 тысяч человек, но качество новой армии уже не то: кое-как вооруженные крестьяне, никогда и нигде не воевавшие, были ненадежной опорой, все меньше остается профессиональных воинов-казаков, разгромлены отряды уральских рабочих. В плен попал Белобородое и другие вожаки уральских отрядов.
При появлении Пугачева на Волге начались повсеместные восстания крепостного крестьянства. В эти дни манифесты Пугачева меняют свой тон. Они адресуются в основном крепостным крестьянам, зовут их на борьбу с помещиками. Крестьянство с восторгом откликается на эти призывы.
Неспособные противостоять регулярным войскам крестьяне обрушиваются на местных помещиков, начинают полыхать дворянские усадьбы. Крестьяне жестоко расправляются со своими господами и членами их семей, делят между собой их имущество, убивают чиновников. По данным историков, только в Поволжье крестьяне казнили до 3 тысяч местных дворян. В поволжских землях рушится десятилетиями устоявшаяся жизнь. Хаос, разрушение, пожарища сопровождают расправы.
В знак солидарности с поволжскими дворянами Екатерина II объявила себя «казанской помещицей», показав, что власть в борьбе с восстанием не отступит и пойдет до конца.
К Волге подтягиваются все новые войска. А в это время Пугачеву сдаются без боя многие поволжские города. Дворяне в страхе ожидают похода Пугачева на Москву, его появления в центре помещичьего землевладения России. При этом он поворачивает на юг.
В июле 1774 г. Пугачев врывается в Казань. Местное дворянство и гарнизон запираются в Казанском кремле, но на выручку городу уже подходят полки Михельсона. В ожесточенном сражении за Казань, которое длится несколько дней, царские войска вновь берут верх.
Пугачев отошел от столицы края и продолжил движение к югу. Поволжские города продолжают открывать ему ворота. Его стремительное продвижение почти не встречает сопротивления: взяты Саранск, Саратов, Камышин, пала Пенза. Повсюду пугачевцы и местное население устраивают расправы над дворянами и администрацией, делят имущество, организуют местное казацкое управление, но Пугачев не задерживается в этих городах. Михельсон идет за ним следом. Наконец он вновь настигает Пугачева под Царицыным. Здесь, на берегу Волги под Черным Яром в конце августа 1774 г. царские войска наголову разбивают казацко-крестьянскую рать. Огнем из пушек и ружей они буквально сметают с лица земли в ярости бросающихся на них почти безоружных повстанцев.
Пугачёвцы потеряли здесь тысячи человек убитыми и взятыми в плен. В который раз повстанческая армия перестала существовать. На четырех лодках самозванец переплыл Волгу и ушел на ее левую луговую сторону всего с тридцатью казаками. Это было все, что у него осталось после полутора лет побед и поражений.
Пугачев стремился найти убежище в заволжских степях, в местных камышовых плавнях. Он хотел отсидеться там, набраться сил, а потом вновь разжечь пламя восстания.
Интересно отметить, что в это время в ставку Михельсона прибыл Суворов. Все войска в этих местах переходили в его подчинение. Суворов тоже переправился на левый берег Волги и углубился в степь в поисках повстанцев.
Пугачев метался по степи, как затравленный зверь. Кольцо окружения сужалось. На его поиски шли отряды из Яицкого городка, Башкирии, мобилизована была калмыцкая конница.
На время Пугачев со своими сторонниками укрылся у раскольников на реке Малый Узень. Здесь у казацкой верхушки созрел заговор против своего вождя. Его выдачей властям они хотели искупить вину и спасти жизнь.
8 сентября 1774 г. Пугачев был схвачен и довольно скоро выдан властям. Конвойный отряд во главе с Суворовым повез мятежника в Симбирск, откуда после допросов его вместе со сподвижниками доставили в Москву. Там следствие продолжилось. Пыток при этом не применяли.
10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены на Болотной площади в Москве. Перед казнью Пугачев обратился к собравшейся толпе со словами «Прости, народ православный».
А по российским весям и градам, по Поволжью, Приуралью, Башкирии жестокой поступью шли армейские части, присланные на подавление всех очагов восстания. Каратели методически восстанавливали порядок в каждом городе, каждом селе, каждой деревне. Виселица, кнут, кандалы обрушились на Россию.
Укрепление дворянского государства. Мощное народное восстание под руководством Пугачева имело для России ряд важных последствий.
Во-первых, оно показало несовершенство системы местного управления России. Страна, разделенная на огромные губернии, по существу, слабо контролировалась центром.
Во-вторых, восстание сплотило высшие сословия России, в первую очередь дворянство, с властью. Свое спасение от подобных будущих потрясений дворянство видело в усилении центральной власти, самодержавного государства.
В-третьих, возмущение народных масс продемонстрировало, сколь опасны в то время для Россия были либеральные помыслы просвещенной императрицы и некоторых ее сподвижников относительно смягчения системы крепостного права. Стоит заметить, что яростные споры в Уложенной комиссии показали, что сама постановка вопроса об отмене крепостного права в России — это игра с огнем.
Стремление «низов» общества путем насилия решить свои насущные проблемы затормозило осторожное, по сути, противоречивое цивилизаци-онное движение России, которое предпринимали «верхи» общества во главе с императрицей. Теперь главную свою задачу власть видела в*том, чтобы установить в стране порядок и не допустить впредь социального хаоса и распада государства.
В-четвертых, восстание принесло России неисчислимый материальный урон: в руинах и пожарищах лежали сотни селений, были сожжены
и разрушены многое дворянские усадьбы, в сражениях, во взаимных расправах погибли тысячи молодых, полных жизни и энергии людей.
В-пятых, неистовая ненависть и взаимное истребление противниками друг друга затормозили созревание гражданского общества в России, развитие гуманистических ценностей, посеяли семена новой злобы, недоверия и насилия.
В-шестых, восстание показало «низам» их силу и вдохнуло в них надежду на то, что хоть на время, но освобождение от насилий и нужды может быть достигнуто. Оно пробудило у людей чувство гордости и уважения к себе.
Реформа местного управления. В 1775 г. Екатерина II провела реформу местного управления. Ее смысл заключался в том, чтобы взять под строгий контроль все районы страны, использовать ресурсы как самого государства, так и местного дворянства. Одновременно эта реформа втягивала дворянство в систему управления Россией, пробуждая его инициативу, самодеятельность.
Теперь вся Россия вместо прежних 23 губерний, которые существовали к этому времени, делилась на 50 губерний, в каждой из которых насчитывалось по 300 тысяч человек. Они включали и национальные районы страны. Их жители входили в состав губерний наравне с остальными.
Губернии делились на уезды. В их составе было по 30 тысяч человек. Основной фигурой являлся губернатор — глава губернского правления. Несколько крупных губерний объединялись в наместничества или генерал-губернаторства, во главе которых стояли генерал-губернаторы.
Губернское правление осуществляло распорядительные функции, контроль за выполнением распоряжений правительства, отдачу под суд нарушителей законов. А главное — в руках губернатора находились полиция и приданные ему войска. Всеми хозяйственными делами ведала Казенная палата. «Приказ общественного призрения» помогал полиции поддерживать порядок. Одновременно он ведал народным образованием, здравоохранением, благотворительностью, богадельнями, сиротскими домами. Довершало новое губернское управление учреждение судебной системы. Высшей судебной инстанцией теперь являлись две палаты — по гражданским и уголовным делам. Им подчинялись и были подотчетны специальный суд для дворян и суд для купцов и мещан. Свой суд был у государственных крестьян. Ввели должность губернского прокурора, которому подчинялись прокуроры, приданные всем судам.
На основе вышесказанного мы делаем вывод, что впервые в России появилась стройная и единообразная для всей империи судебная система, выстроенная по образцу западных стран. При этом она была сословной, что на Западе стало уже прошедшим днем.
Новая система управления вводилась и в уездах. Там всеми делами руководил «низший земский суд» во главе с выборным капитан-исправником. Данный орган соединял в себе распорядительную и судебную власть. И капитан-исправник, и судебные заседатели выбирались только из дворян. Непосредственно судебными делами, как и в губерниях, занимались местные сословные суды, где заседали выборные люди из сословий.
Выборы кандидатов на уездные и губернские должности, которые занимали лишь дворяне, проводились на уездных и губернских дворянских собраниях. Ими руководили уездный и губернский предводители дворянства. На своих губернских и уездных должностях дворяне получали государственное жалование. Они были подотчетны губернаторам, назначаемым императрицей. Тем самым дворянство оказалось прочно встроено в систему местного управления и являлось надежной опорой центральной власти. Теперь власть и губернское и уездное общество представляли собой единое и неразрывное целое.
В этом же году Екатерина II осуществила городскую реформу, цель которой состояла в упорядочении и усилении городского управления.
В случае если в губерниях и уездах власть опиралась на дворянство, то в городах — на дворян, купечество и зажиточных горожан. Отныне городами руководили городские магистраты во главе с городничими. Состав магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. А городничий назначался Сенатом из дворян.
Из числа городских жителей избирались и судебные органы — «совестный суд», который подчинялся губернатору. Как видим, и в городах была введена система, которая соединяла в себе зачатки местного самоуправления в сочетании с сильным государственным контролем. Опираясь на преданное самодержавию общество на местах, Екатерина II не выпускала из рук жесткого контроля как над губерниями и уездами, так и над городами.
Усиливая систему управления в стране, делая ее более гибкой и современной, власть позаботилась о сокращении вольности казачьих областей, откуда постоянно исходила угроза стабильности государству. Донское казачество основательно урезали в правах. Яицкие казаки потеряли даже те права, которые они имели до восстания. И на Дону, и на Яике была введена система губернских учреждений. А в 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь.
В 80-е гг. вышел еще один законодательный акт, который указывал на то, что правительство в своем стремлении к тотальному контролю за населением добралось до каждой улицы, каждого городского дома. По новому закону в городах вводились полицейские управы. Устанавливался такой порядок, когда дворы городских жителей образовывали части, кварталы. Отметим, что за них отвечали частные приставы и квартальные приставы. Новый закон содержал наставления о том, как обязаны вести себя горожане.
Российская империя после реформы местного управления и наступления на казачество окончательно превратилась в унитарное государство, т. е. в единое и нераздельное целое.
Жалованные грамоты дворянству и городам. Через 10 лет после этих нововведений Екатерина II завершила организацию своего государства четким определением прав и обязанностей двух ведущих сословий в стране — дворянского и городского.
Жалованная грамота дворянству содержала все права и привилегии, которые оно получило от власти за годы последних царствований.
Дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, уплаты податей и выполнения каких-либо повинностей. К ним запрещено
было применять телесные наказания. В случае совершения дворянином тяжкого преступления и понесения им наказания его имение не конфисковывалось, а оставлялось семье. Наконец, самое главное, в грамоте подтверждалось монопольное право дворян на владение землей, населенной крестьянами. При этом Екатерина II, чувствуя веление времени, уклонилась от четкого определения права дворян на обладание «крепостными душами». Грамота подтверждала возможность дворян заниматься торговлей, строить заводы, владеть городской собственностью.
Утверждалось и дворянское самоуправление (правда, под контролем царской администрации — губернаторов и генерал-губернаторов) в губерниях и уездах: губернские и уездные дворянские собрания (созывались один раз в три года) занимались устройством жизни дворян, выбирали должностных губернских и уездных чиновников, своих предводителей.
Жалованная грамота городам создавала стройную корпорацию городских жителей. Им давалось право городского самоуправления (но также под контролем администрации — генерал-губернаторов, губернаторов, городничих, приставов).
Власти стремились создать в городах «средний слой людей» — благонамеренных, лояльных власти. Вместе с администрацией они контролировали бы жизнь в городах.
Городские жители делились согласно собственности и доходам на шесть разрядов. Лишь верхушка города имела право участия в городских собраниях, выбиравших городского голову и других должностных лиц. Городскую же думу избирали жители всех разрядов. Дума ведала городским хозяйством, выбирала представителей в специальный орган, куда входило по одному представителю от каждого из шести разрядов. Тем самым каждый из них представлял там интересы своего социального слоя. Существовали в городах и прежние органы государственной власти, определенные по реформе местного управления. В их-то руках и была реальная власть в городах. При этом новая система городского самоуправления как бы подпирала администрацию снизу, создавала ей прочную народную опору.
В обеих грамотах объявлялось, что члены дворянского и городских сословий получают защиту закона. Без следствия и суда человека теперь нельзя было бросить в тюрьму, наказать, лишить собственности.