Болезни Военный билет Призыв

Рабочая программа педагога средней группы. «Социально – коммуникативное развитие». Образовательное направление «Познание»

Пояснительная записка.

1.1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа средней группы «Золотой ключик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан разработана в соответствии с нормативными документами РФ и РТ:

3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014

4. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

7. ПРОЕКТ Методические рекомендации по организации предметно-пространственно й развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования

8. Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

9. «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования (постановление от 05.07.2001. №505)»;

10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологиче ские требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26 ОБ

11. План действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31.12.2013 г.

12. Закон РТ № 16 от 03.03.2012 г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ».

14. Уставом МБДОУ (07.10.2011г. утвержден Постановлением Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан № 1043).

1.2. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для реализации национально-регионального компонента используется «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаеховой. Деятельность взрослых и детей по реализации регионального компонента организуется в режиме дня в двух основных моделях- совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение обозначенных в Рабочей программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Программа направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическо е развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1) Принцип развивающего образования , в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2) Принцип научной обоснованности и практической применимости .

3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

При организации воспитательно–образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональный компонент, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели.

Рабочая программа составлена с учётом комплексно – тематического планирования.

Елена Александровна Коршикова
Рабочая программа воспитателя средней группы

Рабочая программа средней группы.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана для средней группы общеразвивающей направленности. Списочный состав включает воспитанников 4 – 5 лет.

В программе представлено содержание работы по образовательным областям с учетом возможностей, склонностей, способностей, интересов и потребностей детей данного возраста.

Программа содержит необходимые методы, формы и средства, позволяющие ненасильственно способствовать развитию личности, стремления к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы.

Цель рабочей программы: создать условия для развития воспитанников, открывающие возможности их позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей.

Задачи:

Укреплять здоровье и приобщать к здоровому образу жизни, развивать двигательную активность,

Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, способность к сопереживанию и проявлению гуманного отношения к окружающим,

Приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе,

Оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Участниками реализации рабочей программы являются воспитанники, их родители (законные представители, педагогические работники.

Учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов;

Предусматривает выбор содержания и форм организации работы с воспитанниками, соответствующие их потребностям и интересам, а также возможностям педагогического коллектива;

Учитывает сложившиеся традиции МБДОУ, группы.

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой МБДОУ, разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования» под редакцией Л. А. Парамоновой.

Реализация рабочей программы осуществляется посредством следующих образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии;

Игровые;

ИКТ – технологии.

Решение программных задач предусмотрено с 01.09.16 по 31.05.17 г. во всех видах деятельности (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность воспитанников).

Представление итогов реализации рабочей программы осуществляется в различных формах:

Открытые мероприятия;

Выставки детского творчества;

Элементы оформления развивающей предметно-пространственной среды группы, помещений МБДОУ;

Участие в городских и всероссийских конкурсах.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Быстро развиваются психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества.

Тип мышления наглядно-образный. Значительно увеличивается объем памяти: ребенок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Дети 4–5 лет больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

С удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими.

Происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения. Развивается связная речь.

Первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и если их старания остаются незамеченными. Дети очень эмоционально относятся как к похвале так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми.

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему человека, учится сопереживать.

К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

Одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи.

Планируемые результаты освоения программы.

Развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила); сохраняет статическое равновесие (от 15 с); подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги, не теряя равновесия; бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; бросает теннисный мяч удобной рукой на 5-8 м; хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку; активен, хорошо ест и спит; владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).

Стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры; самостоятельно организует предметно-игровую среду; в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач; использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми; индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.

В рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы; использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.); создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).

Создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.); участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.).

Владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.); стремится быть причастным к труду взрослых.

Инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей; поддерживает тему разговора, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.); умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; в общении проявляет уважение к взрослому.

Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья); проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности; умеет договариваться со сверстниками; проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить.

Свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения с помощью взрослого; может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам); употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения; использует речь для планирования действий; проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений; рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом; имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

Знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес; имеет представление о России как своей стране; узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн); интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные; имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных; имеет навыки рационального природопользования; знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.); имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий; ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.); понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.).

Обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы); объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.); владеет логическими операциями - анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие.

Организация образовательного процесса в течение дня.

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности в неделю: 4 часа, объем образовательной нагрузки составляет 12 занятий в неделю, продолжительность занятия: 20 минут.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой через развитие физических качеств (гибкость, выносливость, координация, скорость, сила, обогащение двигательного опыта и формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

2. Ребенок на улице

3. Ребенок и другие люди

4. Ребенок дома

Режим дня на холодный период года.

Подготовка к завтраку, завтрак 08.30 – 08.50

Свободные игры, подготовка к занятиям 08.50 – 09.00

Занятия 09.00 – 10.00

Свободные игры 10.00 – 10.30

Второй завтрак 10.30 – 10.50

Подготовка к прогулке, прогулка 10.50 – 12.30

Подготовка к обеду, обед 12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, сон 13.00 – 15.00

Свободные игры, досуги 15.50 – 16.10

Подготовка к прогулке, прогулка 16.10 – 18.30

Подготовка к ужину, ужин 18.30 – 18.50

Режим дня на теплый период года.

Прием, осмотр, игры, дежурство 07.00 – 08.20

Подготовка к утренней гимнастике, гимнастика 08.20 – 08.30

Подготовка к завтраку, завтрак 08.30 – 08.55

Свободные игры, подготовка к прогулке, подготовка к занятиям на прогулке 08.55 – 09.20

Занятие на участке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 09.20 – 11.35

Водные процедуры, подготовка к обеду, обед 11.35 – 12.35

Подготовка ко сну, сон 12.35 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры 15.00 – 15.30

Подготовка к полднику, полдник 15.30 – 15.50

Подготовка к прогулке, прогулка 15.50 – 18.20

Подготовка к ужину, ужин 18.20 – 18.40

Свободные игры, уход домой 18.50 – 19.00

Двигательный режим.

Непосредственная образовательная деятельность (физкультурные занятия) 3 раза в неделю 20 мин

Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия) 2 раза в неделю 6-8 мин

Утренняя гимнастика Ежедневно 5-6 мин

Гимнастика пробуждения после дневного сна Ежедневно 5-6 мин

Ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами Ежедневно 5-6 мин

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы Ежедневно в середине НОД и по мере необходимости 1-3 мин

Релаксация после обучающих занятий Ежедневно 1-3 мин

Артикуляционная и мимическая гимнастика 1 раз в день 3 мин

Подвижные игры Не менее 3-4 раз в день 6-10 мин

Физкультурные досуги 1 раз в месяц 20 мин

День здоровья 3 раза в год

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно индивидуально и по подгруппам (продолжительность в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников)

Самостоятельная деятельность в спортивном уголке Ежедневно индивидуально и по подгруппам (продолжительность в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников)

Совместная физкультурно-оздоровительная работа МБДОУ и семьи (участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях) Физкультурные досуги, праздники, спортивные соревнования, Дни здоровья, посещение открытых занятий. Соблюдение двигательного режима в домашних условиях.

Режим закаливания

Закаливание воздухом осуществляется в виде местных и общих воздействий после дневного сна, во время утренней гимнастики, в повседневных играх.

Местное воздействие Начальная температура 22 С Конечная температура 18-16 С

Общее воздействие Начальная температура 22 С Конечная температура 19-20 С

В теплое время года воздушные ванны на участке проводятся при температуре воздуха не ниже 18 С. Для закаливания используется хождение босиком в помещении при температуре пола не ниже 18 С, продолжительность увеличивается постепенно с 3-4 до 15-20 мин.

Программно-методическое обеспечение:

Программа «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (

Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» (

«От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Верасы

Пространственная среда на территории и в помещении ДОУ.

На территории ДОУ: спортивная площадка, участок ПДД, экологическая тропа, прогулочный участок.

В помещении ДОУ: краеведческая студия, живой уголок, изостудия, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет психолога, логопункт, медицинский кабинет.

Предметно - развивающая среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, уединения детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Основные задачи работы:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

поддерживать атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на общение, индивидуальный подход, сотрудничество.

Взаимодействие с социумом.

В целях расширения и углубления основного образовательного содержания, повышения уровня взаимодействия с социально-педагогической средой осуществляется взаимодействие со следующими учреждениями социальной сферы города:

Опытный участок ЦВР «Малая Академия» (1 раз в год)

Театр кукол им. А. К. Брахмана (2 раза в год)

Рубцовский драматический театр (1 раз в год)

Мониторинг образовательного процесса.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится три раза в год (в сентябре, мае, контрольный срез в январе). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники.

Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Список литературы.

1. Богатеева А. А. Чудесные поделки из бумаги. М. : Просвещение, 1992.

2. Гудилина С. И. Чудеса своими руками. М. : Аквариум, 1998.

3. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. М., 2013.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Венгер Л. А. М. : Просвещение, 1973.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экскурсий в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2007.

6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.

7. Игры с правилами в детском саду. Сост. Сорокина А. И. М. : Просвещение, 1970.

8. «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет» под редакцией Н. Е. Васюковой, Н. М. Родиной. М. : ТЦ Сфера, 2012.

9. «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4-5 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой. М. : ТЦ Сфера, 2013.

10. Куцакова Л. В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада» М. : Мозаика-Синтез, 2006

11. Михайлова З. А. Развитие познавательно - исследовательских умений. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

12. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

13. Новикова В. П. «Математика в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2003.

14. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» М., 1999.

15. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. Сост. Тверитина Е. Н. М. : Просвещение, 1986.

16. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. М. : ТЦ Сфера, 2011.

Рабочая программа средней группы

Автор-составитель: Подгорных Ольга Михайловна.
Рабочая программа разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», авторы Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014).
Программа основывается на использовании следующих программ:
Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад №1»
Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» . С.Н.Николаева. М. Москва-Синтез,2010
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа, О.А. Князева.СПб. Детство – Пресс,2010
Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я -ты –мы». М. Москва-Синтез,2003
Программ «Что могут знать дошкольники о человеке». А.И. Иванова. М. ТЦ Сфера,2010
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыкова. М. ТЦ Сфера, 2011.
Используемые технологии : игровая, здоровье сберегающие, проектная деятельность, технологии развивающих игр, мнемотехника, моделирование, ТРИЗ
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы и направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

1.2.Цели и задачи по реализации рабочей программы
Цель программы:
Цель: Создание условий для гармоничного развития личности ребенка среднего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учѐтом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, предоставление каждому ребенку возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного проживания в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
Задачи:
Укреплять здоровье, закаливать детский организм посредством здоровье сберегающих технологий
Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта, уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений; Соблюдению и контролю правил в подвижных играх; Восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения; Целенаправленно развивать быстроту, скоростно- силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
Формировать потребность в двигательной активности посредством соблюдения правильного двигательного режима дня, соответствующего возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям детей группы
Развивать и поддерживать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем мире.
Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению посредством создания возможностей для вариативной игровой деятельности, удовлетворяющей потребностям и интересам детей группы.
Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах, развивать стремление к совместным играм
Развивать творческие проявления и воображение в различных видах деятельности.
Обогащать социальные представления о людях: взрослых и детях, особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми
Развивать интерес к родному селу, району,стране
Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой ситуациях
Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, учитывать при этом интересы и потребности детей
Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость, доброту, стремление помочь.
1.3 Принципы построения и реализации рабочей программы
Принципы построения программы
Рабочая программа соответствует следующим принципам:
Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Принцип сотрудничества с семьей.
Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. [ФГОС п. 1.4] Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальное развитие всех специфических детских видов деятельности – и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Принципы реализации рабочей программы:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребѐнка как субъекта детской деятельности и поведения
- принцип практической применимости (на основе этого принципа в программе практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребѐнка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения
- принцип этнокультурной соотнесѐнности (программа нацелена на приобщение ребѐнка к истокам народной культуры своей страны)
- принцип гармоничности образования (программа обеспечивает единый процесс социализации - индивидуализации личности через осознание ребѐнком своих потребностей, возможностей и способностей)
- принцип интеграции образовательных направлений (содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно – образовательных задач, что даѐт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребѐнка
- принцип комплексно - тематического построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определѐнное время становится объединяющей.
1.4.Характеристика контингента, особенности семей воспитанников
Общее количество детей 20 человек.
Контингент воспитанников по полу: 7 девочек, 13 мальчиков.
Распределение детей по группам здоровья:
Группа здоровья - 2
Социальная характеристика семей:
Состав семьи: 16 – полная семья, 1 – опекаемый ребенок.
Трое детей в семье -5, двое детей – 9, один -6.
Таким образом, в контингенте воспитанников имеется преобладающее число - мальчиков; 2 группа здоровья, большинство детей воспитываются в полных семьях.

2. Содержательный раздел
2.1.Возрастные психологические и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста
Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как - мальчикам, заложены основы половой принадлежности. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространѐнных мужских и женских профессий, об отдельных женских и мужских качествах. У детей этого возраста сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. К 4-5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4-5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и предпочитаемыми партнѐрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов. Дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Внимание становится всѐ более устойчивым, появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные, дидактические и
подвижные.В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребѐнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображѐнных на предъявляемых ему картинках. В этом возрасте преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности. В процессе общения с взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится грамматически правильной и последовательной.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дети начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов еѐ исполнения
2.2. Содержание программы
Содержание программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на освоение детьми базиса личностной культуры. В соответствии с ФГОС ДО программа построена на соответствующих возрасту формах работы с детьми, основой которых является игра. Поэтому освоение всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и произведений искусства, доступных для понимания детьми этого возраста.
Основной образовательной единицей в программе выступает организованная образовательная деятельность или образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется с целью решения определенных задач развития и воспитания. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Главными задачами таких организованных образовательных ситуаций является формирование у детей новых представлений, умений и навыков, развитие способности думать, рассуждать, делать выводы.

Тематическое планирование образовательного процесса

Сентябрь
1 неделя: Вместе весело играть, танцевать и рисовать (ребенок и сверстники)
2 неделя: Наши старшие друзья и наставники (ребенок и взрослые)
3 неделя: Какой Я? Что я знаю о себе?
4 неделя: Волшебница осень - дары осени
Октябрь
1 неделя: Наши друзья – животные.
2 неделя: Мой дом, мое село.
3 неделя: Удивительный мир предметов.
4 неделя: Труд взрослых. Профессии.
Ноябрь
1 неделя: Поздняя осень.
2 неделя: Семья и семейные традиции.
3 неделя: Наши добрые дела (дружба, помощь, забота и внимание)
4 неделя: Зеленые друзья (мир комнатных растений).
Декабрь
1 неделя: Мальчики и девочки
2 неделя: Зимушка-зима.
3 неделя: Народное творчество, культура и традиции.
4 неделя: Новогодние чудеса.
Январь
2 неделя: ИГРАЙ-ОТДЫХАЙ (КАНИКУЛЫ).
3неделя: Юные волшебники (НЕДЕЛЯ ТВОРЧЕСТВА).
4неделя: Почемучки.
Февраль
1 неделя: Зимние забавы, зимние виды спорта.
2 неделя: Волшебные слова и поступки (культура общения, этикет, эмоции).
3 неделя: Наши Защитники.
4 неделя: Будь осторожен! (ОБЖ)
Март
1 неделя: О любимых женщинах.
2 неделя: Помогаем взрослым.
3 неделя Искусство и культура (живопись, декоративно-прикладное искусство, театр, музей)
4 неделя: Удивительный и волшебный мир книг.
Апрель
1неделя: Растем здоровыми, сильными и добрыми.
2 неделя: Весна-красна!
3 неделя: Пернатые друзья.
4 неделя: Дорожная грамота.
Май
1 неделя: Мое село, мой район, моя Родина.
2 неделя: Путешествие в страну чудес и загадок.
3 неделя: Лес и его обитатели.
4 неделя: Что такое водоем.
2.3. Особенности осуществления образовательного процесса
(Содержание основных форм образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями) с учетом видов деятельности в дошкольном возрасте, указанных в ФГОС (п. 2.7) и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания по образовательным областям)
2.3.1.Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие»: двигательная активность, становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами– 2 раза в неделю, а также ежедневно утренняя гимнастика, подвижные игры, игры-упражнения на прогулке, в свободной деятельности, во время режимных моментов, в группе и на прогулке. В МКДОУ работает инструктор по физическому воспитанию.

Используемые программы, технологии:

Физическое воспитание в детском саду. Э.Я.Степаненкова.
М.Изд.»Мозаика Синтез»,2005.
Оздоровительная работа в детском саду.Е.Ю.Александрова.
Волгоград.Изд.»Учитель»,2007.
Комплексное планирование прогулок.О.Р.Меремьянина.
Волгоград. Изд.!Учитель»2013.
Развивающие прогулки для детей.Г.Лапина.
СПб.Изд «Речь»2011.
Подвижные гры с бегом. Е.А.Сочеванова.
СПб. «Детство Пресс», 2012.
Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова.
М.ТЦ «Сфера», 2012.
Подвижная игра, как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста. С.В.Артышко, Г.В.Корнейчук.Хабаровск,2013.
Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. С.Н.Нифонтова, О.А.Гаштова.
СПб.»Детство Пресс», 2010.
Утренняя гимнастика в детском саду. Т.Е.Харченко.
М.Изд. «Мозаика-Синтез»,2011.
Сборник подвижных игр. Э.Я. Степененкова.
М.Изд. «Мозаика-Синтез», 2012.
Игры и развлечения на свежем воздухе. Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева.
М.Просвещение, 1983.
Сезонные тематические прогулочные карты на каждый день.
Материальное обеспечение:
Оборудование для физической и двигательной активности.
Дидактические игры со спортивной тематикой.
Наборы картинок, иллюстраций с разными видами спорта.
Карточки по ОБЖ.
Наборы для подвижных и народных игр.
Флажки, ленточки.
2.3.2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству, становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе - 1 раз в неделю.. А также ежедневные беседы, напоминания, указания, упражнения, на каждом занятии и вне занятий – создание игровых и практических ситуаций общения и совместных действий, наблюдение социальных объектов, игры и игровые упражнения.
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников
М.: Просвещение, 1999.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Дидактические и развивающие игры.
Наборы строительного материала.
Наборы для режиссерской игры.
Наборы посуды разного назначения.
Куклы разной величины.
М. Мозаика-Синтез, 2003. Серии картин крупного формата: «Мы играем», «Детский сад», «Кем быть»
Наглядный и демонстрационный материал по темам: «Мой дом», «Моя семья», «Наши права», «Эмоции», «Мой край» «Наша Родина»
Сюжетные картинки, подборка художественных произведений.
Дидактические, развивающие игры по темам: «Добрые поступки», «Наши права», «Наше настроение», «Семейное дерево», «Что такое хорошо, что такое плохо»
Иллюстрации об Армии.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О.Л.князева, М.Д. Маханева. – СПб. Издательство «Детство-Пресс»,2010.
Вместе с куклой я расту.
О.Р. Меремьянова – Волгоград, Издательство «Учитель», 2012.
Формирование гендерной идентичности.

Н.А.Виноградова, Н.В. Микляева.
М. Творческий центр «Сфера», 2012.
Беседы о хорошем и плохом поведении;
Беседы о правах ребенка.
Т.А. Шорыгина.
Эстетические сказки;
Общительные сказки;
Добрые сказки;
Т.А. Шорыгина.
М. Творческий центр «Сфера»,2014
Беседы о поведении за столом.
В.Г.Алямовская, К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др.
М. Творческий центр «Сфера»,2005
Беседы о профессиях С детьми 4-7 лет.
Т.В.Потапова.
М. Творческий центр «Сфера»,2011.
Нраственные беседы с детьми 4-6 лет.
Г.Н.Жучкова.
М. Издательство «Гном»,2012.
Этические беседы с детьми 4-7 лет.
В.И.Петрова, Т.Д.Стульник.
М. Издательство «Мозаика-Синтез»,2013.
Оборудование для трудовой деятельности детей, уходу за комнатными растениями
Наглядный, демонстрационный,
дидактический материал «Труд взрослых», «Профессии людей»
Подборка художественных произведений о труде людей разных профессий.
Тематические, сюжетные картинки.
Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стёркина, Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
Безопасные сказки
Т.А. Шорыгина.
М. Творческий центр «Сфера»,2014.
Беседы о бытовых электроприборах;
о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.
Т.А.Шорыгина.
М. Творческий центр «Сфера»,2015.
Дорожная азбука;
Опасные предметы, существа и явления.
И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.
М. Изд.дом «Цветной мир»,2013.
ОБЖ для младших дошкольников.
Н.С.Голицына.
М.Изд. «Скрипторий 2003»,2011.
Пожарная безопасность. Средняя группа.
Т.В. Иванова.
Волгоград, Изд.дом «Корифей»,2011.
Правила дорожного движения дошкольникам.
С.Н.Черепанова.
М. Изд. «Скрипторий 2003»,2009.
Безопасность. Знакомим дошкольников с источниками опасности.
Г.Я.Павлова, Н.Н.Захарова и др.
М. Творческий центр «Сфера»,2012
Как научить детей ПДД?
Т.Н.Гарнышева.
Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет.
Н.В.Коломеец.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2009.
Дорожная азбука в детском саду.
Е.Я.Хабибуллина.
СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011.
Школа дорожных знаков.
О.В.Старцева.
М. Творческий центр «Сфера»,2012.
Формирование основ безопасности.
К.Ю.Белая.
М. Изд. «Мозаика-Синтез»,2011.
Если Вы играете с ребенком на улице».
Ю.А.Кириллова.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012.
Наглядный материал, настольные – игры классификации, книги - альбомы, игрушки- символы.
Демонстрационный материал: «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников (комплект сюжетных картинок); «Чтобы не было пожара», ОБЖ опасные предметы и явления и др
Мультфильфы из серии «Маша и медведь», «Фиксики»
Наборы игровой пожарной и полицейской формы.
Знаки ПДД., игрушки машины разного назначения.
Художественная детская литература по темам.
плакаты и наглядный материал по формированию представлений о здоровье, правилах безопасного поведения.
2.3.3.Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие»:развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, формирование элементарных математических представлений, формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, становление основ экологического сознания, формирование основ экспериментирования,знакомство с малой родине и Отечества – 2 раза в неделю.
«Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений – 1 раз в неделю. А также ежедневные беседы, создание игровых и практических ситуаций, игры и упражнения с математическим содержанием, опыты и эксперименты в свободной деятельности и на прогулке.
Используемые программы, технологии, материальное обеспечение:
Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования. Н.В.Микляева.
М.УЦ «Перспектива»,2010.
Удивительные истории. Л.Е.Белоусова.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2003.
Формирование целостной картины мира» О.М.Подгорных.
Волгоград, Изд.Учитель», 2015..
Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори. Е.А. Дивина.
СПб.ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
ПРедматические игры.З.А.Михацйлова, И.Н.Чеплашкина.
Логико-математическое развитие дошкольников. З.А.Михайлова, Е.А.Носова.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.
Комплексные занятия в средней группе детского сада. Т.М.Бондаренко.
Воронеж.Изд.»Учитель», 2009.
Знакомим дошкольников с математикой. Л.В.Воронина.ю Н.Д.Суворова.
М. Творческий центр «Сфера»,2011.
Дошкольная математика. М.А.Касицына.
М.Изд.дом «Гном и Д», 2001.
Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова.
Математика до школы.Ч.Г.Смоленцева, А.А.Пустовойт.
СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2000.
Математика от 2 до 7. З.А.Михайлова.
. СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2000.
Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Н.А.Арапова-Пискарева.
М.Изд. «Мозаика-Синтез»,2009.
Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Л.Н.Коротовских.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 летЛ. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; - М.: Просвещение, 2000.
Знакомим дошкольников с родным городом и страной. Н.В.Алешина.
М. УЦ Перспектива,2011.
Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Л.А.Кондрыкинская.
М.Творческий центр «Сфера», 2011.
Мы живем в России. Средняя группа. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова.
М.ИЗд. «Скрипторий 2003»,2007.
Воспитывая маленького гражданина» Г.А.Ковалева.
М.Изд. «АРКТИ»,2005.
Знакомим детей с малой Родиной». Н.Г.Пантелеева.
М. Изд.ТЦ «Сфера»,2015.
Народная культура и традиции. В.Н.Косарева.
В.Изд. «Учитель», 2013.
Истоки Патриотизма. С.Н.Савушкин.
М.Изд.ТЦ.»Сфера»,2016.
Моя семья.Т.А.Шорыгина.
М.ТЦ»Сфера», 20ё12.
Знакомим с окружающим миром детей. Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская.
М.Изд.ТЦ»Сфера», 2011.
Ребенок и окружающий мир. О.В.Дыбина.
М.Мозаика-Синтез, 2010.
Программная разработка образовательных областей в средней группе детского сада.Н.А.Карпухина.
Воронеж. Изд. «Учитель», 2013.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Е.В. Марудова.
организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011.
Ознакомление дошкольников с предметным миром;Рукотворный мир;
Что было до..;
Из чего сделаны предметы. О.В.Дыбина.
М.ТЦ «Сфера»2010.
Сборник дид.игр по ознакомлению с окр.миром. Л.Ю.Павлова.
М.Изд.»Мозаика-синтез», 2012.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова.
Волгоград.Изд.»Учитель», 2011.
Беседы о пространстве и времени;
о воде в природе; о здоровье; о детях героях ВОВ; о том, кто где живет. .А.Шорыгина.
М.ТЦ «Сфера», 2011.
Беседы о космосе. Е.А.Паникова. М.ТЦ «Сфера», 20ё12.
Формирование экологичесой культуры дошкольников. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова.
Волгоград.Изд.»Учитель», 2007.
Экологческое воспитание в детском саду. О.А.Соломенникова.
М. «Мозаика-Синтез»,2009.
Юный эколог. С.Н.Николаева.
М. «Мозаика-Синтез», 2010.
Природа. Сказки и игры для детей.
Е.А.Алябьева. М.ТЦ «Сфера», 2012.
Какие звери в лесу?;
Деревья. Какие они?;
Домашние животные. Какие они? Т.А.Шорыгина.
М.Изд. «Гном и Д», 2003.
Веселая анатомия. Формирование представлений о себе и своем теле. В.М.Нищев, Н.В, Нищева.
СПб.: ООО Изд. «Детство – Пресс»2015. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Н.С.Голицына, И.М.Шумова.
М. Изд. «Скрипторий 2003», 2006.
Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. А.И.Иванова.
М.ТЦ «Сфера», 2010.
Улыбка. Учебно0профилактическа программа по гигиене полости рта. Хабаровск,1995.
Мир человека. Я и мое тело. С.А. Козлова, С.Е. Шукшина.
М. Школьная Пресса, 2009.
Серии картин крупного формата: «Дикие животные», «Домашние животные», «Звучащее слово»
Демонстрационный материал по темам: посуда, электроприборы, головные уборы, транспорт, ягоды и фрукты, животные жарких стран, дикие и домашние животные, деревья, грибы, цветы, космос и др.
Материал для детского экспериментирования, микроскопы, лупы, глобусы, географические атласы и карты. района, села, страны, края.
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Счётный материал
Демонстрационный материал для решения логических задач, для составления и решения арифметических задач. Игры Воскобовича. Кольца Луллия.
Пособия по обучению ориентировке в пространстве.
Набор картинок с изображением предметов разной формы, цвета и величины.
Наборы: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и демонстрационный материал для работы с ними.
Строительные наборы, конструкторы.
Природный и бросовый материал.
Обучающие карточки «Времена года»
Волшебное дерево» календарь природы.
Мои права. Рабочая тетрадь.
Экологический дневник дошкольника по временам года.
Удивительный мир природы. Дошкольный тренажер.
Картина мира рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Е.Г.Андреевская.
Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» .Е.Г. Андреевская, О.Н.Монтазери.
Добро пожаловать в экологию. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. О.А. Воронкевич.
Дидактические игры: погода и природа. О.А. Романович.
Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 4-5 лет. Е.А.Щербанева.
Береги здоровье. Наглядное пособие.
Я и мое тело. Тематический словарь в картинках.
Как устроен человек. Дидактические карточки.
Детская энциклопедия здоровья. Роберт Ротенберг.
Будь здоров. Набор карточек. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Е.И.Гуменюк. рабочая тетрадь.
Тело человека. Моя первая энциклопедия.
2.3.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» изобразительное искусство, развитие продуктивной деятельности и детского творчества – 2 раза в неделю, а также ежедневно – самостоятельная изобразительная детей.
Используемые программы, технологии, материальное обеспечение:
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (художественно-эстетическое развитие). Лыкова И.А.
М. Издательский дом «Цветной мир», 2014.
Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С.Комарова.
М.Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.
Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа.О.В.Павлова. Волгоград.Изд. «Учитель»,2013.
Художественное творчество. Средняя группа.Н.Н.Леонова. Волгоград.Изд. «Учитель»,2016.
Тематические, сюжетные картинки, дидактические игры
Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества.
Набор картин, демонстрационный материал: детям об искусстве, декоративное рисование в детском саду, лепка в детском саду, русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду, аппликация в детском саду, иллюстрации с изображением деревьев, животных, людей, транспорта, зданий, предметов народного искусства.
Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий. Народные промыслы.Т.А.Куликовская.
Веселое слова хохлома. Л.Яхнин.
Оригами и развитие ребенка. Т.И.Тарабарина.
Ярославль. «Академия развития», 1998.
Пластилинография для малышей. Г.Н.Давыдова.
М.Изд. «Скрипторий 2003», 2008.
Программная разработка образовательных областей. Чтение художественной литературы в средней группе. Н.А.Карпухина.
Воронеж.Изд. «Учитель»,2013.
Книга для чтения. В.В.Гербова.
М.Изд. «Оникс»,2011.
Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе.
Портреты русских и советских писателей.
Тематический подбор произведений литературы и фольклора: о больших и маленьких, забавы и шутки, о братьях наших меньших, о природе, знакомимся со сказкой.
Фланелеграф к русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.
Иллюстрации к темам: времена года, домашние животные, птицы, насекомые, цветы.
Иллюстрации к сказкам.
Шапочки, маски, ширмы, куклы для театрализованной деятельности
Магнитофон, аудиокассеты, диски (голоса птиц, сказки, народные песни, любимые детские песни из мультфильмов, музыка к танцам)
2.3.5. Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие»: владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи; развитие речевого творчества; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте; знакомство с художественной литературой – 1 раз в неделю, а также во всех видах деятельности, как совместной с воспитателем, так и самостоятельной.
Используемые программы, технологии, материальное обеспечение:
Развитие связной речи. Средняя группа. О.Н. Иванищина, Е.А. Румянцева.
Волгоград, Изд.»Учитель», 2013.
Спецкурс «Обучение дошкольников грамоте». Л.Е.Журова, Н,С.Варенцова.
М. Просвещение,1996.
Обучаем дошкольников пересказыванию. А.А.Гуськова.
М. ТЦ «Сфера», 2013.
Конспекты хзанятий в средней группе детского сада. А.В.Аджи.
Воронеж, ТЦ «Учитель», 2009.
Занятия по развитию речи в детском саду. О.С. Ушакова.
М.Просвещение, 1993.
Развитие речи в детском саду. В.В.Гербова.
М. Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.
Словнесные игры в детском саду. А.К.Бондаренко.
Речевое развитие детей от года до 6 лет. И.И.Карелова.
Волгоград.Изд. «Учитель»,2013.
М.Просвещение, 1974.
. Картотека тематических пальчиковых игр. Л. Н.Калмыкова.
Волгоград. Изд.»Учитель»,2014.
Освоение детьми 4-7 лет образовательной области «Коммуникация». И.А.Модина.
Волгоград, Изд. «Учитель», 2014.
Наборы картин, хрестоматии, дидактические игры, наглядно - дидактический материал, предметные, сюжетные картинки
Подборка художественных произведений по возрасту, иллюстрации к произведениям.
«Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова.Раздаточный и наглядный материал.Скороговорки.
Правильно или неправильно. В.В.Гербова. Наглядно=дидактическое пособие.
Учусь пересказывать. Опрные картинки. Н.Э.Теремкова.
Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Н.В.Нищева.Я – говорю. Рабочая тетрадь
Ниткография. Развитие речи.
Игры с прилагательными, с глаголами, с существительными.
Рабочая тетрадь для развития речи.
2.4.Детская деятельность в образовательном процессе
Деятельность и виды деятельности
1. Игровая – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления, принятие ребенком условной позиции. Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование, импровизированные игры-этюды.
Игры с правилами: дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные, компьютерные.
2. Познавательно-исследовательская - форма активности детей, направленная на познание свойств и связей, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. Экспериментирование, исследование, моделирование: составление моделей, деятельность с их использованием.
3. Коммуникативная – форма активности детей, направленная на взаимодействие с друг другом как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.
4. Двигательная деятельность – форма активности детей, позволяющая им решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции. Гимнастика: основные движения, строевые упражнения, танцевальные упражнения, с элементами спортивных игр.
Игры: подвижные, с элементами спорта.
Катание на самокате, санках, велосипеде, лыжах.
5. Самообслуживание и элементы бытового труда – форма активности детей, требующая приложений усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать. Самообслуживание, элементы хозяйственно-бытового труда, труд в природе посильный, ручной труд.
6. Изобразительная деятельность – форма активности детей, в результате которой создается материальный или идеальный продукт. Рисование, лепка, аппликация.
7. Конструирование из различных материалов – форма активности детей, которая развивает у них пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование: из строительного материала, бросового и природного материала.
Художественный труд: аппликация, оригами,ручной труд.
8. Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности детей, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия и личного участия в событиях. Чтение, обсуждение, рассказывание, разучивание, ситуативный разговор.

2.5. Динамика развития ребенка
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
2.6.Педагогическая диагностика
Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).[ФГОСп.3.2.3]
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Педагогическая диагностика преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем
3. Организационный раздел
3.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды соблюдались следующие принципы:
Открытости и доступности
Полифункциональности
Гибкого зонирования
В состав предметно-игровой среды входят:
Игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы.
Все эти игровые материалы находятся в групповой комнате и участке детского сада. Развивающая среда группы, комфортна и эстетична В соответствии с возрастом детей в группе есть различные по своей тематике и назначению игрушки. В группе мебель и оборудование соответствуют росту и возрасту воспитанников, количеству мальчиков и девочек, и установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. приобретено совместно с родителями атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевыз игр, для уголка "ряжения". Для развития мелкой моторики, умения говорить и действовать за своего персонажа (режиссерской игры) - мелкие игрушки,дидактические и развивающие игры. В книжном уголке постоянно обновляются книги по различной тематике,первые детские энциклопедии, иллюстрации и наборы персонажей к знакомым сказкам, опорные схемы для пересказа знакомых сказок. Для развития творческих способностей детей: мелки, бумага различного формата, трафареты раскраски, цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, природный и бросовый материал. Для театрализованной деятельности приобретены маски, иллюстрации к сказкам, настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой и кукольный театры.
Для двигательной активности есть мячи разного размера и качества, кегли, мешочки с песком, кольцебросы, скакалки, серсо, дартс. Имеются игры Воскобовича, блоки Дьенеша, развивающие и дидактические игры, настольно-печатные, которые постоянно обновляются.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным, увлекательным делом, не мешал товарищам.
активности».
В соответствии с требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта к условиям реализации основной общеобразовательной программе ДОУ, созданы комфортные условия, как для организации организованной образовательной деятельности, так и для совместной, самостоятельной деятельности, а так же для проведения режимных моментов (соблюдение двигательного режима в течение дня, смена разных видов деятельности, рациональное использование видов деятельности и т.п.) с позиции влияния их на психофизическое состояние и здоровье детей. Взаимодействие с детьми основывается на личностно-ориентированной модели общения, индивидуальном подходе и учёте зоны ближайшего развития.
В приемной комнате организован мобильный стенд с информацией для родителей, постоянно действует выставка детских работ.
Созданная в группе предметно-пространственная среда обеспечивает:
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, а также дает возможность для уединения.
- Реализацию образовательной программы.
- Игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность воспитанников.
Предметно-развивающая среда обеспечивает наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, позволяет включать каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует становлению личностного поведения детей, помогает в реализации детских интересов и жизненной активности.
3.2.Сетка-расписание образовательной организованной деятельности (образовательной ситуации)
Всего 11 занятий, продолжительность не более 20 минут, перерыв не менее 10 минут.
Пояснительная записка к сетке-расписанию ООД
Сетка-расписание построена в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПин 2.4.1.3049-13), интсруктивно-методическим письмом М.О. РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения №65/23-16 от 14.03.2000Г., и отражает основное содержание программы МКДОУ.
Согласно СанПин 2.4.1.3049-13:
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят динамические паузы.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первой половине дня. Для профилактики утомляемости детей образовательная деятельность чередуется с физкультурными и музыкальными занятиями.
При регуляции нагрузки на ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Реализация индивидуального подхода к детям должна опираться на систематические наблюдения, прежде всего на выявление признаков утомления у того или иного ребенка.
3.3.Распределение детей по подгруппам для организации ООД
На основе проведенной педагогической диагностики для решения следующих задач: (Комплексный диагностический инструментарий. Динамика развития ребенка. Т.П.Ничепорчук)
индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
оптимизация работы с группой детей.
все дети были поделены на две группы:
1 подгруппа - имена детей
2 подгруппа – имена детей

3.4.Режим группы
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых видов деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Во время прогулки с детьми проводятся игры, способствующие снятию психологической инерции. больше времени отводится для самостоятельной двигательной активности.
Для формирования ответственности за порученное дело дети начинают выполнять обязанности дежурного по столовой и в уголке природы.
3.5.Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы
Одним из важных принципов технологии реализации рабочей программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога
Поэтому задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с родителями детей средней группы
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, замечать и радоваться его успехам.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.