Болезни Военный билет Призыв

Рабочая программа на тему: рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «история и культура кубанского казачества. Рабочая программа (7 класс) на тему: Программа казачества

Данный курс знакомит учащихся с географией расселения казаков, их бытом и культурой. В курсе раскрывается значение казаков в России. Особое значение придается развитию навыков поиска географической информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания фактов размещения казаков по территории страны, определению учащимися собственного отношения к быту и культуре событиям казачьего народа. Курс способствует овладением навыками анализа, объяснения, развитием коммуникативной культуры учащихся. Программа обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса географии казачества для формирования целостных знаний учащихся о размещении казаков по территории России, и конкретно в Зауралье.

Программа курса «География казачества России» рассчитана на 17 часов.

Цель курса: познакомить с особенностями важнейших центров и районов размещения казаков, их бытом и занятиями.

Задачи курса:

Формировать знания о казачестве как сословии;

Выявление главных центров размещения казачества;

Формирование знаний о казачестве в Кургане;

Формирование знаний о современной роли казачества

Закрепить умения работать с основными средствами географической информации;

Воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;

Расширение кругозора учащихся;

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать: данный курс дает возможность узнать своеобразие размещения казачества в России; функции Казачьего круга, его традиции, о роли атаманов в современном казачестве, трактовка термина «казак»; Казаки- оренбургских, донские казаки, кавказские казаки и другие. Происхождение и характер духовной культуры Российского казачества; понятие о культуре. Традиции казачества: одежда, жилище, хозяйство, быт, казачества с органами власти, о связях Донского, Кубанского и Уральского казачества; о роли донской интеллигенции в восстановлении этнокультурного наследия донского края, о возрождении культурных традиций.

Учащиеся должны уметь: подбирать литературу по предложенной теме, анализировать ее, показывать различные точки зрения ученых по вопросу о происхождении казачества. Различать символы казачьих общин. Понимать смысл отдельных терминов, при необходимости вводить их в активный словарный запас, работать с картой: правильно показывать границы государства, показывать места казачьих общин. Работать правильно с книгой, делать выводы, объяснять термины, описывать жилище казака, называть элементы одежды донских, оренбургских, кавказских и других казаков, (курень, крепость, струг), составлять описание казачьих обрядов (новогодних, рождественских, свадебных)

По функциональному назначению программа учебного курса отвечает требованиям профильного обучения, так как в школе кадетские казачьи классы.

По степени новизны программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития.

По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: уроки-лекции, беседы, встречи с представителями казачества, просмотр фильмов о казаках, защита творческих работ учащихся.

В курсе раскрывается понятия «казаки», «шалашный атаман», «сечь», «сходка», «скоба», 2оселедец». Географическое расположение казачьих общин, их быт уклад, традиции. Появление казачества. Вольное и служивое казачество. Занятия, общественный строй. Основные принципы казачьего мировоззрения, казачьей нравственности. Права и обязанности казака. Военная структура казаков, создание Донского, Кубанского, Сибирского, Уральского казачьих войск.

I Понятие «казаки» - 1 час

II Днепропетровское казачество -5 часов

2. Запорожские казаки

3. Задунайские казаки

4. Дунайские казаки

5 Азовские казаки

6 Бугские казаки

III Кавказские казаки -3 часа

7 Кавказские казаки

8 Терские казаки

9 Кубанские

IV Донские казаки-1 час

10 Донские казаки

V Уральские казаки -3 часа

11 Оренбургские казаки

12 Зауральское казачество

VI Сибирское казачество -3 часа

13 Забайкальское казачество

14 Амурское казачество

15 Уссурийское казачество

VI (16-17)

п/п

Тема курса

Количество часов

Дата план

Дата факт

Понятие «казаки»

Днепропетровское казачество . Запорожские казаки

Задунайские казаки

Дунайские казаки

Азовские казаки

Бугские казаки

Кавказские казаки

Терские казаки

Кубанские

Донские казаки

Оренбургские казаки

Зауральское казачество

Забайкальское казачество

Амурское казачество

Уссурийское казачество

Современное казачество, казачий круг

Обобщающий урок по теме: «География Российского казачества»

п/п

Раздел курса

Количество часов

Понятие «казаки»

Днепропетровское казачество

Кавказские казаки

Донские казаки

Уральские казаки

Сибирское казачество

Современное казачество, казачий круг

Всего часов

Список литературы:

1. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Калининград, 1995.
2. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). СПБ., 1996.
3. Бреэре И. Казаки. М., 1992.
4. Василевский В.И. Забайкальское казачье войско. Краткий исторический очерк. М., 2000.
5. Венков А.В. Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе Гражданской войны. Ростов-на-Дону, 1995.
6. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995., т. 1 – 3.
7. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. М., 1997.
8. Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904 – 1905 гг.). Научная библиотека РГУ. Ростов-на –Дону, 1995.
9. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994.
10. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). М., 1995.
11. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991 – 1992, т. 1 – 4.
12. Гордеев А.А. История казачества. М., 2007.
13. Игнатьев Б.Б. Развитие системы управления казачьих войск России в конце XIX – начале XX вв. М., 1997.
14. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1993 – 1995, т. 1 – 3.
15. Казачество. Энциклопедия/под. ред. А.П.Федотова. М., 2003.

Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1992.
16. Оренбургское казачье войско. Культура, быт, обычаи. Челябинск, 1996.

17. Рябов С.И. Донская земля в XVII в. Волгоград, 1992.
18. Скорик А.П. Возникновение Донского казачества как этноса. Новочеркасск, 1992.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю

«____» ______2013 «___»_______2013 «___»________2013

Руководитель МО Зам. Директора по Директор школы

Смирнова О. В УВР Ишунина Е.С Максимова Н.П.

_______________ _______________ ______________

Рабочая программа

Учебного курса

По географии

«География Российского казачества»

для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год

Макарова Ж.В.

Курс внеурочной деятельности казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска

муниципального образования Крымский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

срок реализации программы – 4 года

возраст обучающихся 7-11 лет

составители программы:

учителя начальных классов

Семенова И.Л.

Качура С.В.

Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
  • приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
  • знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
  • формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

I. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;

Рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

Использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;

Показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

Различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

Работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

Отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

Излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;

Описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

Оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

Осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;

Реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;

Высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

Понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

Осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;

Воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;

Выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.

Создавать научные проекты на краеведческую тему.

Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:

Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества является формирование:

  • познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
  • всесторонне образованной, развитой личности;
  • понимания значения культуры Кубанского казачества;
  • чувства гордости за свою малую родину;
  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
  • представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

Умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

Формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты

Знать (понимать):

Основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

Изученные виды исторических источников.

Уметь:

Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.

На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

  1. Труд и быт.

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.

  1. Труд и быт.

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

4 год обучения

  1. Кубанские казаки.

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Всего, часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Введение

Познакомиться с целями и задачами курса «История и культура кубанского казачества»

Наши предки - казаки

Познакомиться с понятием «казак»

Казачья станица

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы

Уважение к старшим, старикам

Разработать свод правил обращения со старшими людьми

Обычай взаимопомощи

Познакомиться с обычаями взаимопомощи

Казачья семья

Выполнить проект на тему «Моя семья»

Обычаи, связанные с рождением и детством казачат

Познакомиться с обычаями, связанными с рождение и детством казачат

Верный друг казака

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Как жили казаки

Хата казака

Экскурсия в музей

Быт казачьей семьи

Получить представление о быте казачьей семьи. Экскурсия в СКЦ (кабинет этнографии)

Обустройство жилища, домашняя утварь

Организовать выставку рисунков казачьей утвари

Труд казачьей семьи

Подготовить сообщение

Мастеровые руки

Получить представление о труде в казачьей семье

Дети-помощники

Формировать понятия об обязанностях детей в казачьих семьях

Казак без веры – не казак

Храм. Правила поведения в храме

Экскурсия в храм

Казачьи традиции

Познакомиться с казачьими православными традициями

Рождество Христово.

Светлое Христово Воскресенье

Подготовить сообщения о праздновании в семье

Как казаки на Кубань пришли

Познакомиться с заселением казаков на Кубани

Кубанское казачье войско

Атаман

Встреча с казаками-наставниками

Казачья служба

Казачьи заповеди

Казаки в годы Великой Отечественной войны

Подготовить сообщение

Кущёвская атака

Встреча с сотрудником музея

Дети в казачьей семье. Как казачат учили

Познакомиться с обучением казачат

Мы - казачата

Познакомиться с жизнью маленьких казачат в современном мире

Поведение и форма казачат

Разработать свод правил казачат

Семейные реликвии

Подготовить сообщение

Игры кубанских казачат

Познакомиться с казачьими играми

Казачьи пословицы

Изготовить книжку-малышку

2 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Нравственные ценности казаков: труд

Формировать представления о труде

Нравственные ценности казаков: правда

Формировать представления о правде

Нравственные ценности казаков: честь, Отечество

Формировать представления о чести, Отечестве

Казачьи заповеди

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Казачья станица

Традиции и обычаи кубанских казаков

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

Почитание гостя

Разработать свод правил гостеприимного обращения

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Двор

Получить представление о том, как жили казаки

Дом

Уклад казачьей семьи

Занятия казаков

Познакомиться с занятиями казаков

Казачья пища

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Познакомиться с казачьей заповедью – защитой веры православной

Храмы родного города

Экскурсия в храм

Казак в храме

Для чего приходят в православный храм

Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска

Подготовить сообщение

Святые, почитаемые среди казаков

Подготовить сообщение

Икона

Изготовление макета элементов кубанской хаты

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Казаки на рубежах Отечества

Познакомиться защитниками Кубани

Первые казачьи курени

Развивать познавательные процессы

Екатеринодар

Виртуальная экскурсия

Памятник казакам-переселенцам

Подготовить презентацию

Поминовение казаков-героев

Встреча с сотрудником музея

Наше казачье общество

Встреча с казаками-наставниками

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

Народное творчество для казачат

Познакомиться с народным творчеством. Экскурсия в библиотеку

Песни, сказки в моей семье

Изготовить книжку-малышку

Поговорки, предания в моей семье

Кубанская «балачка»

Песенная культура кубанских казаков

Собрать аудиподборку казачьих песен

Бандура - казачий музыкальный инструмент

Познакомиться с казачьими народными инструментами

3 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Народы Кубани.

Добрососедство

Привести примеры мирного сосуществования народов на Кубани

Нравственные качества кубанского казака

Познакомиться с казачьими заповедями

Сила духа и доблесть казаков

Познакомиться с военными подвигами казаков

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Уважение к женщине.

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

День матери-казачки

Подготовить сообщение

Казачий род

Подготовить презентацию

Моя родословная

Составление и защита проекта

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Казак-хозяин и труженик

Познакомиться с обязанностями казака-главы семьи

Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков

Получить представление о занятиях, ремёслах и промыслах кубанских казаков

Одежда казака.

Одежда казачки

Выполнить иллюстрацию

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Молитва

Познакомиться с казачьей молитвой

Православные храмы Кубани

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани

Войсковой храм

Познакомиться с казачьими православными традициями, поведением в храме

Войсковой священник

Познакомиться со службой войскового священника

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Переселение казаков на Кубань

Познакомиться с переселением казаков на Кубань

Лента времени

Составить ленту времени

Основные памятные даты

Подготовить презентацию

Героизм кубанских казаков

Виртуальная экскурсия

Встреча с казаками-наставниками

Отделы Кубанского казачьего войска

Встреча с казаками-наставниками

7.

Атаман кубанского казачьего войска

1

Встреча с казаками-наставниками

8.

Несение службы современными казаками

1

Встреча с казаками-наставниками

9.

Час Славы Кубани

1

Составление проекта и защита его

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Устное народное творчество кубанских казаков

1

Познакомиться с народным творчеством кубанских казаков

2.

Казачьи сказы, былички

1

Экскурсия в библиотеку. Изготовить книжку-малышку

3.

Говор кубанских казаков

1

Собрать аудиподборку кубанских сказаний

4.

Танцевальная культура кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

«Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина

1

Познакомиться с творчеством Ф.А.Щербины

1.

Территория проживания, язык, культура казаков

1

Познакомиться с народами, населяющими Краснодарский край

2

Казачьи войска России

1

Познакомиться с казачьими войсками России

3.

Казачьи заповеди

1

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

6

1.

Родители и дети

1

Подготовить сообщение

2.

Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

3.

Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

4.

Казачий курень

1

Познакомиться с казачьим куренём

5.

Казачий круг

1

Познакомиться с функциями казачьего круга

6.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

1

Познакомиться с календарными праздниками и обрядами Кубанского казачества

Раздел «Труд и быт»

5

1.

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков

1

Получить представление о традиционных ремёслах и промыслах кубанских казаков

2.

1

Организовать мастер-класс

3.

Казачий военный костюм

1

Выполнить иллюстрацию

4.

Оружие казака

1

Экскурсия в музей. Выполнить иллюстрацию

5.

Награды

1

Выполнить макет

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

4

1.

Казак без веры – не казак

1

Расширить представления о вероисповедании казаков

2.

Заповеди Божьи

1

Составление памятки

3.

Православные храмы Кубани и России

1

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани и России

4.

Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю

1

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

11

1.

Лента времени

1

Составить ленту времени

2.

Основные памятные даты

1

Подготовить сообщение

3.

Героизм кубанских казаков

1

Виртуальная экскурсия

4.

Кубанское казачье войско в наши дни

1

Встреча с казаками-наставниками

5.

Управление Кубанским казачьим войском

1

Встреча с казаками-наставниками

6.

Несение казаками службы в наше время

1

Встреча с казаками-наставниками

7.

Охрана порядка

1

8.

Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы

1

Подготовить подборку газетных статей

9.

Выдающиеся казаки Кубани

1

Подготовить презентацию

10.

Памятники и музеи

1

Виртуальная экскурсия по памятным местам и музеям

11.

Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска

1

Составление и защита проекта

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Казачья семья в современной жизни

1

Составление и защита проекта

2.

История семьи в истории родной Кубани

1

Подготовить сообщение

3.

Сохранение и преумножение семейных традиций

1

Продумать пути решения для сохранения и преумножения семейных традиций

4.

Обрядовый фольклор кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

Кубанский казачий хор

1

Познакомиться с творчеством Кубанского казачьего хора


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
города Урюпинска Волгоградской области

Согласовано Утверждаю
Председатель Управляющего совета Директор МОУ СОШ №6
МОУ СОШ №6 г.Урюпинска г. Урюпинск
Волгоградской области Волгоградской области
___________ Н.П. Чуваева ___________ В.Н.Чекина
_________2011 год ___________ 2011 год.


на 2011-2014 гг.
(Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры»)

город Урюпинск
2011
Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества
на 2011-2014 гг.

Данная программа рассматривает развитие общего и дополнительного образования в школе на основе историко-культурных традиций казачества как одно из приоритетных направлений региональной и муниципальной образовательной политики и направлена на выполнение основных целей и задач, которые вытекают из Федеральной программы развития образования в России на 2006-2010 годы, Закона РФ « Об образовании», региональных требований к образованию в образовательных учреждениях, имеющих статус «казачье», и реализуется в совместной деятельности органами казачьего правления, общественными организациями, предприятиями, всеми заинтересованными лицами.

Главная цель Программы – развитие школьной системы казачьего образования, удовлетворение потребностей в качественном образовании, духовно- нравственном и гражданском становлении физически здоровой, образованной, свободной, гуманной, творческой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов, проявляющей национальную и религиозную терпимость, обладающей качествами гражданина и патриота.
Программа направлена на совершенствование организации образовательного процесса, развитие материальной и научно - методической базы школы, повышение квалификации учителей, воспитателей, повышение качества образования и воспитания, формирование личности будущего выпускника школы, его социальную и предпрофильную адаптацию.

Структура программы

I Анализ развития казачьего компонента в школе.

II.Паспорт целевой программы развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2010-2014 гг.

III. Мероприятия программы:
1.Содержание муниципальной образовательной политики по развитию казачьего компонента МОУ СОШ №6.
2. Развитие системы казачьего образования школе.
3. Обновление содержания образования в учебной и воспитательной работе школы.
4. Развитие творческого потенциала педагогических кадров.
5. Развитие материально- технической базы школы.

IV.Управление реализацией программы.

V. Мониторинг результативности проекта.

Анализ
развития этнокультурного казачьего компонента в
МОУ СОШ№ 6 города Урюпинска Волгоградской области

Необходимость создания казачьего компонента образования в МОУ СОШ №6 города Урюпинска продиктовано не только статусом Урюпинска, как окружной станицы Хоперского округа, но и острой необходимостью внедрения казачьего компонента в образовательный процесс, способного совместить на высоком профессиональном уровне обучение подростков, их патриотическое воспитание и подготовку к служению Родине.
Концепция создания казачьего компонента образования в МОУ СОШ № 6 отражает следующие требования и специфические особенности:
- проведение муниципальной образовательной политики, направленной на создание условий для качественного образовательного процесса; обновление материально- технической базы; качественный рост педагогических работников; реализация задач предпрофильной подготовки и профильного обучения; повышение управленческой культуры;
- повышение качества казачьего образования, внедрение образовательных программ, введение предмета «Основы православной культуры»;
- внедрение инновационной модели воспитательной системы, целью которой является максимальное развитие личности хоперского казака, казачки, создание возможности ее реализации с опорой на следующие духовные ценности и ориентиры: отечество, культура, духовность, патриотизм, здоровье, семья;
- научно- методическое обеспечение педагогической деятельности;
- осуществление мониторинга состояния системы и качества казачьего образования.
В настоящее время в школе положено начало для развития этнокультурного казачьего компонента:
Помимо изучения географии в инвариантной части предмета в 6 классе введен практикум по географии, в который включено изучение географии Волгоградской области, « География Волгоградской области» в 9 классе. Ведется изучение географии на профильном уровне в 10,11 классах.
В резервные часы программы по литературе, географии, истории включен казачий компонент (Приложение 1,2,3).
В часы вариативной части начальной, основной и старшей школы включена исследовательская деятельность по краеведению, географии, истории, связанная с изучением казачества.
Система дополнительного образования детей в школе включает четыре основных направления: туристско-краеведческое, музыкально - эстетическое, спортивное, декоративно - прикладное.
Помимо школьных кружков и спортивных секций на базе школы работают кружки ЦДТ, школы искусств, ДЮСШ №1, детского экологического центра. Кружковой работой охвачено 90% учащихся с 1-11 класс.
Четвертый год в школе работает танцевальная и вокальная студии, воспитанники которой принимают активное участие в проведении различных городских и школьных мероприятий. Руководители этих коллективов Мамаева Н.Г. и Илларионова Л.Н. знакомят учащихся с фольклором нашего края. Выступления учащихся признаны победителями и призерами на городских смотрах.
В школе третий год работает клуб «Параскева», где учащиеся постигают навыки пуховязания, лоскутной пластики, различного вида вышивания. Десять учениц приняли в прошлом учебном году участие в областном конкурсе «Бабушкин сундучок», традиционно представляют свои работы на городских ярмарках, областном конкурсе « Живая старина».
В школе развита система гражданско-патриотического воспитания, оборудован кабинет ОБЖ, ребята принимают активное участие в городских мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию молодежи
(« Зарница», конкурсы по пожарной безопасности). На базе школы работает клуб « Меткий стрелок», в котором учащиеся совершенствуют навыки по военно-спортивной подготовке. Это приносит свои результаты: в 2009 году – 1 место в военно-патриотической игре «Зарница», в этой же игре в 2010 году 2 место, в конкурсе по пожарной безопасности в 2010 году - 2 место.
Содержательна и разнообразна работа школьного научного общества «Пламя». Многие исследовательские проекты, выполненные учащимися, связаны с историей развития казачьего края, его культурой, традициями, Эти проекты: « Казачий фольклор Урюпинского района», «Отражение в песенном фольклоре жизни казачества», « Почему мой дед любит козу Милку?» заняли призовые места на городском, региональном и всероссийском уровне.
Второй год в школе успешно реализуется программа экологического воспитания « Мир, в котором я живу», приоритетной задачей которой является развитие у учащихся чувства уважения к своей родной природе, к своему краю.
В школе создан уголок казачьего быта, оформлены стенды, работает живой уголок.
В стадии разработки находятся элективные курсы: « Семейно - бытовые традиции казачества», « Хоперский фольклор», « Русская казачья духовная культура».
С 2011 года планируется введение предмета « Основы православной культуры».
Таким образом, в школе формируется модель воспитательной системы, направленная на возрождение духовности и патриотизма учащихся, которая включает работу с родителями, ТОСАми, в дальнейшем с казачьими организациями нашего города с целью формирования социума школы, как воспитательной среды, пронизанной идеями и традициями казачества.

Паспорт целевой программы

Паспорт целевой программы развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества
на 2011-2014 гг.
Наименование Программы - Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества
(Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно- образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры»)
Нормативно - правовая база - Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, закон РФ « Об образовании», Государственная программа
« Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», федеральные, региональные и муниципальные требования к системе казачьего образования.
Исполнители основных мероприятий – педагогический коллектив, родители, учащиеся МОУ СОШ №6.
Сроки реализации- 2010-2014 годы.
Стратегическая цель – содействовать устойчивому развитию казачьего образования и воспитания в школе;
Основные задачи:
- реализация социального заказа на качественное образование;
- развитие системы казачьего образования в формировании гражданских, патриотических и духовно- нравственных качеств личности учащихся, любви к Урюпинскому краю, Отечеству;
- развитие системы научно- методического сопровождения, творческой, педагогической, инновационной деятельности педагогов и воспитателей в реализации казачьего компонента;
- укрепление учебно-материальной базы.
Основные параметры – программа ориентирована на совместную деятельность педагогического, родительского и детского коллектива школы, ТОС «Северный - 3», ТОС « Светлый» и основана на создании культурно - образовательного пространства, развитии организационных форм образования, реализующих казачий компонент содержания.
Основные мероприятия – внедрение нормативно - правовых, экономических, организационно-педагогических основ политики казачьего образования.

Мероприятия программы

Мероприятия
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты

1
2
3
4

Проведение комплексного анализа и состояния развития казачьего компонента с учетом мнения руководителей, педагогов, воспитателей и родителей школы и детского сада
Сентябрь
2010года
МОУ СОШ №6
Обобщение опыта деятельности образовательных учреждений МОУ СОШ №6 и Д/С «Колокольчик»

Разработка содержания образовательной политики по обеспечению развития казачьего компонента образовательных учреждений
Сентябрь2010
МОУ СОШ №6
Формирование направлений в вопросах развития казачьих образовательных учреждений

Проведение совещаний руководителей образовательных учреждений по проблемам развития казачьего компонента.
Ежегодно по плану
МОУ СОШ №6
Анализ результатов и определение направлений развития казачьих образовательных учреждений

Рассмотрение в администрации города, органах казачьего правления вопросов о взаимодействии и выработке планов совместной деятельности, по финансированию, улучшению материальной базы образовательных учреждений.
Ежегодно по плану
МОУ СОШ №6
Определение стратегии в развитии казачьего компонента в образовательных учреждениях, координация деятельности

Разработка и принятие образовательными учреждениями программ развития с учетом накопленного инновационного потенциала, в которые должны войти все источники казачьей культуры, стандарты образования, дополнительное образование.
Сентябрь- октябрь 2010г.
МОУ СОШ №6
Систематизация возникновения социально – педагогических инициатив

Рассмотрение вопроса о развитии дополнительного образования в казачьих образовательных учреждениях
Ежегодно до 1.09
МОУ СОШ №6
Развитие творческих способностей, формирование основных ментальных качеств казака, казачки, развитие непрерывности казачьего образования

Рассмотрение вопроса о представлении оздоровительных, культурно – спортивных учреждений для реализации казачьего компонента в процессе общего и дополнительного образования
Ежегодно до 1.09
МОУ СОШ №6
Создание особых условий для практической реализации в образовательных учреждениях казачьего компонента

Введение в систему анализа социокультурной и образовательной ситуации социологических исследований среди учащихся образовательных учреждений, родителей, мониторинга процесса результатов обучения, воспитания и развития детей.
2011-2014гг.
Заместитель директора по В/Р МОУ СОШ № 6 Кравцова Е.А, психолог МОУ СОШ № 6
Супрун Т.А.
Корректировка управленческих решений, внедрение механизмов защиты прав обучающихся

Проведение семинаров, совещаний с руководителями образовательных учреждений по проблемам развития казачьих образовательных компонентов.
2011-2014гг.
Методическое объединение учителей МОУ СОШ №6
Обобщение и внедрение инновационного опыта в развитии казачьих компонентов в классах, группах.

Организация выпуска информационных материалов в СМИ по актуальным вопросам развития казачьего компонента.
Ежегодно
МОУ СОШ №6
Создание информационного пространства о деятельности образовательных учреждений

2. Развитие системы казачьего образования

Изучение эффективности действующих моделей учебных планов казачьих образовательных учреждений, создание организационно - методических условий для дальнейшего развития казачьего содержания образования, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традиционными промыслами и ремеслами, военно- прикладной подготовкой, формированием казачьего менталитета.
Ежегодно
МОУ СОШ №6
Накопление опыта по проблемам разработки учебных планов учителей и воспитателей, учитывающий многообразие традиций нашего края и донскую казачью проблематику

Внедрение в практику образовательного процесса программ и учебно - методических пособий казачьего компонента государственного стандарта общего образования
2011-2014гг.
МОУ СОШ №6
Расширение возможностей методического оснащения регионального компонента

Информатизация казачьих образовательных учреждений, обеспечивающая модернизацию методов и технологий казачьего образования педагогическими коллективами и управленческим персоналом
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6
Создание единого информационного пространства, повышение качества образовательных услуг

Обеспечение реальной интеграции в образовательном процессе казачьих образовательных учреждений, направленной на формирование казачьей культуры
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6
Внедрение системы межпредметной связи казачьей тематики

Создание социокультурных комплексов, как единого образовательного пространства, укрепление взаимодействия с учреждениями и организациями для обеспечения дополнительного притока в школу финансовых, материальных, кадровых ресурсов, направленных на развитие казачьего образования
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6.

Развитие образовательного пространства, привлечение дополнительных ресурсов в образование

Реализация инновационных методик и технологий в казачьем компоненте образовательных учреждений через участие программных мероприятиях;
- воено - спортивных играх, спартакиадах; соревнованиях допризывной молодежи; туристско-краеведческих соревнованиях;
- парадах, посвященных Дню Победы, праздничных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, памятным историческим датам России и истории казачества, области, города, православным праздникам;
- походах, экспедициях, слетах;
- фольклорных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, акциях «Милосердие», «Вахта памяти», экологических субботниках, выставках народно- прикладного творчества;
- традиционных праздниках «День Знаний», «Последний звонок», уроках Мужества.
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6
Укрепление взаимосвязи казачьих образовательных учреждений в патриотическом, духовно- нравственном воспитании учащихся, развитие творческих способностей учащихся, развитие лидерской одаренности, развитие социального и профессионального самоопределения детей и молодежи

Развитие органов детского казачьего самоуправления;
- организация лидерской казачьей смены в летнем школьном оздоровительном лагере
2011-
2014 гг.
МОУ СОШ №6.
Организация летнего отдыха, формирование лидерских качеств.

Мониторинг исполнения стандартов по предметам с казачьим компонентом, уровня воспитанности и развития учащихся
2011-
2014 гг.
Заместитель директора по В/Р МОУ СОШ №6 Кравцова Е.А., педагоги.
Совершенствования управления качеством казачьего образования

3. Обновление содержания образования
в школе

Внедрение личностно ориентированных технологий образования, реализующих казачий компонент содержания
(средствами соответствующий подготовки учителей, воспитателей классных руководителей, педагогов дополнительного образования, анализ состояния преподавания и воспитательной работы)
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6
Обобщение, внедрение инновационного опыта казачьего компонента

Организация семинаров, мастер- классов по реализации новых - подходов, форм и методов в решении проблем повышения качества образования и воспитания.
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6
Повышение профессионального уровня педагогов и воспитателей

Активное развитие школьного компонента учебного плана, введение в содержание учебных планов казачьего компонента, регионального стандарта по истории, литературе, географии, физической культуре
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Систематизация казачьего образования, ориентация на высокий уровень качества.

Программно- методическое обеспечение казачьего компонента содержания образования в школе
2011-2014 гг.
МОУ СОШ № 6
Расширение возможности методического оснащения казачьего компонента, систематического обновления содержания казачьего образования

Организация работы творческих микрогрупп по разработке рабочих программ, измерителей, форм проведения контроля знаний учащихся, анализа по курсам и дисциплинам с казачьим компонентом
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6
Обобщение, трансляция и внедрение инновационного опыта

4. Развитие творческого потенциала педагогических кадров

Организация в системе методической работы с учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования образовательных учреждений изучение основ социальной и возрастной психологии
(средствами консультаций, семинаров, практикумов, тренингов)
2011-2014 гг.
Заместитель директора по В/Р МОУ СОШ №6 Кравцова Е.А.,психолог Супрун Т.А.
Обеспечение индивидуально – личностного подхода в содержании образования

Профессиональная переподготовка преподавательского состава для преподавания казачьего образовательного компонента
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Подготовка квалифицированных педагогических кадров для казачьих образовательных учреждений

Курсовая подготовка учителей предмета
« Основы православной культуры»
2011-2012гг.
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №6 Гаврилова Т. И.
Подготовка квалифицированных педагогических кадров

5. Развитие материально- технической базы казачьего компонента
МОУ СОШ № 6

Проведение капитального и текущих ремонтов с целью создания условий для качественного образования и приведения материально- технической базы для внедрения казачьего компонента в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Оборудование в образовательных учреждениях профильных учебных классов для реализации дополнительных образовательных программ военно-патриотического, физического и эстетического развития
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Обеспечение образовательного процесса необходимыми учебными, методическими пособиями; пополнение библиотечного фонда казачьей литературой.
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Обеспечение исполнения государственных и социальных гарантий учащихся казачьего компонента образовательных учреждений и охране здоровья
(безопасность, питание, медицинское обслуживание, транспорт)
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

Расширение возможности финансирования казачьих образовательных учреждений за счет денежных средств из незапрещенных законом источников
2011-2014 гг.
МОУ СОШ №6

IV.Управление реализацией проекта

Управление данной программой будет осуществляться в соответствии с Законом РФ « Об образовании», Уставом школы на принципах демократичности, открытости, свободного развития личности.
Система управления программой развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества должна обладать способностью добиваться с наименьшими затратами необходимых результатов через достижение целенаправленности и организованности совместной деятельности субъектов образовательного процесса и общественности.
Школа – центр воспитательного пространства, соответствующая запросам государства и социума, предполагает изменения в организационной структуре управления образовательным процессом. В частности предполагается дополнить программный материал, вести целенаправленную работу с другими учреждениями образовательного процесса, освоение и введение педагогических новшеств в соответствии с целями и содержанием развития.
Проект позволит организовать постоянное насыщение и обновление материально- технического содержания образовательного процесса.

V. Мониторинг результативности проекта

Реализация программы развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества невозможна без организации мониторинга.
Под мониторингом мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Большая роль в осуществлении контроля и мониторинга возлагается на заместителей директоров по УВР и ВР МОУ СОШ №6 ,
которые будут осуществлять эту деятельность по своим направлениям:
- Оценка эффективности внедрения в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих личностный и компетентностный подход.
- Диагностика:
- качества и результатов профессиональной деятельности учителей;
- творческого потенциала педагогического коллектива;
- состояния сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями;
- выявление степени удовлетворенности обучающихся и их родителей организацией образовательного процесса и дополнительного образования;
- состояния материально- технической базы.

Контроль за:
- правовой базой функционирования МОУ СОШ №6 школы, как центра воспитательного пространства;
- реализацией целевых программ в рамках функционирования школы как центра воспитательного пространства.
На всех этапах реализации программы будет проводиться мониторинг обучения и воспитания субъектов образовательного пространства. Основные функции мониторинга следующие:
- интегративная – обеспечит комплексную характеристику процессов, происходящих в образовательном пространстве школы;
- диагностическая – позволит выявит уровень субъектов образовательного пространства к взаимодействию в целях решения приоритетных задач;
- экспертная – осуществит экспертизу программно – методического материала, форм, методов, технологий, способствующих повышению качества обучения и воспитания личности используемых в ходе работы;
- информационная – позволит оперативно осуществлять обратную связь, в форме получения информации о реализации «рубежных» целей опытно – экспериментальной работы;
- экспериментальная – поиск, разработка диагностических материалов и апробация их на технологичность, надежность;
- образовательная – изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса.
Результаты, получаемые системой мониторинга по всем направлениям, будут обобщаться и учитываться при корректировке программы развития.
Резюмируя выше изложенное, отметим, что реализация проекта
« Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры» позволит:

Выпускникам школы стать успешными в решении жизненных и профессиональных проблем, осознавать свой гражданский статус, связывать свои жизненные цели и планы с целями развития общества, государства, цивилизации, владеть представлениями об истинных культурных и социальных ценностях, готовых к их сохранению, умножению, культурному обмену.
Расширить границы взаимодействия со всеми организациями и образовательными учреждениями города, работа которых связана с развитием казачества и духовным развитием молодежи.
Сохранить и возродить взаимодействия с различными организациями и учреждениями, наполнив их новым содержанием, а также искать и находить новых партнеров и единомышленников.

Приложение №1

Смета на 2010- 2011 учебный год
МОУ СОШ № 6

№ п/п
Наименование
Количество штук
Цена
Сумма

1
Приобретение казачьих костюмов для вокальной и танцевальной групп
25
2000
50000

2
Приобретение обуви для вокальной и хоровой групп.
25
2000
50000

3
Обновление уголка казачьего быта, заказ новых стендов:
- « Урюпинск – столица казачества»

- « Урюпинск: прошлое, настоящее, будущее»

- « Красная книга Прихоперского края»

- «Литературное Прихоперье»

4
Приобретение интерактивной доски

5
Приобретение музыкальных инструментов:

детские бубны
10
30
300

металлофон хроматический
2
1508
3016

ксилофон
1
1845
1845

бубенцы на руку
3
315
945

тарелочки пальчиковые
2
221
442

треугольник с палочкой
1
347
347

6
Проектор
1
29000
29000

Итого
222645

Приложение № 2

Распределение учебного времени по изучению этнокультурного казачьего компонента литературного образования по классам


Изучаемая тема
Количество часов

5класс (6 часов)

Фольклор
Малые казачьи жанры казачьего фольклора: загадки, пословицы, поговорки, игры
1

Сказки
Волшебная сказка «Танюша и мачеха»
1

Сказки о животных: «Бисеринка», «Казак и лиса»
2

6 класс (6часов)

Казачьи песни
Исторические песни «Ты, Россия, мать - Россия», « Степан Разин на Волге», « Пугачев в темнице»
1

Лирические и обрядовые песни «Хутор стоит над рекою», « Ой ты, ты наш батюшка Дон», « Сине море всколыхнулося»
2

Казачья народная драма
«Лодка»
2

« Степан Разин», «Атаман», «Буря» (обзор)
1

Сказки, обработанные писателями Нижнего Поволжья.
Б.С.Лащилин «Донские сказки», «Волга и Разин», «Жар- птица и Степан Тимофеевич Разин»
1

«Пугачев и Магнитогора», «Емельян Иванович Пугачев и башкирские всадники»

7класс (8 часов)

Фольклор
Предания, легенды казачества: «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «Как голубь казака спас»
1

«Легенда о донском цветке бессмертнике», «Легенда о Хопре и Слащевне», «Предание о лазоревом цветке»
1

Легенды и были, обработанные писателями Нижнего Поволжья
В.Г. Головачев. Краткие биографические сведения. «Князь Урюп в грязи увяз», « Как не стало станицы Левыкинской»
1

« Про Пугача», «Казак Платов»
1

« Девка- синеглазка»
1

Поэзия казачьего зарубежья
Н.А.Келин. «У Дона», «Мы гордое племя!»
1

П.С.Поляков « Казачка»
1

8 класс (8 часов)


Н.В. Сухов. «Казачка» (глава «Рождество»)
1

Н.В.Сухов «Казачка» (главы «Посиделки», «Масленица», «Рыбалка»)
1

Б.С. Лащилин. Очерк « Подарок казаков Платову» (сборник «На родных просторах»)
1

Б.С. Лащилин очерки « Казак Максим Ханин», «Золотые кони хана Батыя»
1

П.П. Суховеров. Сборник рассказов и очерков «Нехай все будет хорошо»: «Был бы казачонок», «Старейший казак Прихоперья».
1

В.М.Хопров (Казьмин). «Хоперские чудеса», «Вкус станичной воды», «Щукари». (Сборник «Кумылженская сирень»)
1

Произведения Волгоградских поэтов 20 века о казачестве
В.И. Политов «Родимое», «Дар», «Родиной зову». Г.Н. Медведев. « В устье реки Еруслан», «После дождя», «Мне мир звенит», «Вечер синь и светел»
1

В.С.Макеев « Я детство оставил за гумнами», «Под казачьим солнышком», « Поклон», «Хлеб да соль».
1

9класс(9 часов)

Казачий фольклор на страницах русской литературы
М.А. Шолохов «Тихий Дон» (главы «Сватовство Натальи», «Свадьба Григория и Натальи»
2

Проза Волгоградских писателей 20 века о казачестве.
Н.Ф. Терехов. Невыдуманные рассказы. «Подвижники» (ч.1: « Страницы далекого прошлого»: « Слово и дело», «Жизнь во имя Отечества»)
2

Б. Екимов « На казачьей ферме»
2

Произведения волгоградских поэтов 20 века о казачестве
Л. С. Кривошеенко «Степной городок». «Сады Придонья», «Гроза», «Старицы»
1

А.В.Максаев «Новолунье», « Стремя», « Умирают песни отчие, донские»
2

Приложение №3
Распределение учебного времени по изучению этнокультурного казачьего компонента по истории

Изучаемая тема
Количество часов

5класс (6 часов)

1. История возникновения казачества
2

2. Как появилась станица Урюпинская
2

3. Почему наш город так называется?
2

6 класс (6 часов)

1 Как появились казаки на Дону?.
2

2. Казачьи праздники обряды
2

3. Быт казаков в 18 веке
2

7класс(6 часов)

1. Участие казаков в крестьянских восстаниях 17- 18 века
2

2. Особенности казачьего фольклора
2

3. Одежда и утварь казачьего быта в 18 веке
2

8 класс(6 часов)

1. Урюпинские казаки в событиях 1917- 1920 гг.
2

2. Военная организация и оружие казаков
2

3. Казачье кадетство в Волгоградской области

9класс(6 часов)

1. Участие казаков в гражданской войне в России
2

2. Процесс « раскулачивания» и казаки
2

3. Возрождение казачества
2

Приложение № 4

Казачий компонент в преподавании географии в резервные часы
6 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Источники географической информации
Роль древних документов в расширении знаний о Земле. Участие казаков в кругосветных путешествиях
1 час

7 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Евразия
Урюпинск на карте мира, России, Волгоградской области
1 час

8 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Население России
Культура и традиции казаков Урюпинского района
1 час

Население России
Официальная символика казачества
1 час

9 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Волгоградская область
История заселения Урюпинского края
1 час

Волгоградская область
Старые фотографии рассказали
1 час

Волгоградская область
Казачество: история и современность
1 час

10 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Россия и современный мир
Урюпинск в географическом разделении труда.
1 час

11 класс
Наименование раздела программы
Тема урока
Количество часов

Введение в геологию
Древняя и средневековая история Урюпинского края
1 час

География финансовой инфраструктуры и финансовый поток
Территориальная организация банковской системы в Урюпинске
1час


Экологическая обстановка в Урюпинском районе
1 час

Природопользование и геоэкология
«Язык земли»-практикум по топонимики казачьего края
1 час

Природопользование и геоэкология
«И небывалое бывало» редкие и катастрофические погодные явления
1 час

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

муниципального образования Тимашевский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

Т.И.Татарникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

спортивные казачьи игры

Возраст учащихся 7-10 лет

Количество часов 136 часов

Составитель Карпов Виктор Владимирович

Программа разработана на основе примерной программы по Кубановеднию

федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основания для разработки и внедрения программы:

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании школьников и подростков нашего общества, роста децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания школьников, молодежи, поколений, которым предстоит принять ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом воспитании нашей молодежи. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите». Исторические и геополитические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания школьников в МБОУ ООШ №7 является воспитаниеучащихся на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система военно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением показывает, что основными направлениями его военно-патриотического воспитания являются:

    воспитание в семье;

    воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;

    воспитание внешкольными формами обучения на основе культуры и заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включает в себя:

    общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизни-строительства казака, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;

    конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходимость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»;

    моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для мальчиков) опыт;

    семью как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;

    культуросообразность форм казачьей самобытности как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;

    аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющую на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли и равноправия, служение на благо Отечества и своего народа.

Основанием для разработки и внедрения данной программы способствовали следующие факторы:

    во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;

    во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

Система воспитания наиболее полно отвечает задачам военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В школе реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства учащихся с казачьими традициями, историей и культурой, включения их в программу военно-спортивных видов спорта, праздников, утренников. Школа базируется на традициях семейного казачьего воспитания, стала подлинной школой патриотизма, воспитания достойных граждан нашего Отечества.

    Особенности программы:

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Программа «Казачьи игры» имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств личности. Программа вызывают положительные эмоции, развивает тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных казачьих играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте и т.д. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются казачьи игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Программа «Казачьи игры» организуется во внеурочной воспитательно-оздоровительной работе с учащимися. Младших школьников необходимо обучать играть в подвижные казачьи игры. Подбирая игру, педагог учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, не допускает избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. Программа реализуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, правилами личной безопасности, гигиены. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках.

Программа «Казачьи игры» разработана для детей 1-4 клсса, Срок реализации программы 4 года обучения, с проведением занятий 2 раза в неделю.

Цели и задачи программы:

    Формирование уважительного отношения к культуре казачества

    Создание положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине

    Развитие активной, гармонически развитой личности

    Развитие внимания, ловкости, умения ориентироваться в пространстве

    Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Учебно-тематический план курса «Казачьи игры»

темы

Рабочая программа

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры

История казачества России.

Казачья игра «Лошадки»

История казачества. Игра «Казачата»

История казачьих игр.

Казачья игра «Надень папаху»

Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Пятнашки. Пятнашки с передачей. Пятнашки с мячом. Пятнашки от земли. Пятнашки от земли с мячом. Казачьи пятнашки

Схемы народных подвижных игр Кубанского Казачества.

Игры с бегом и уверткой.

Игры с прыжками и борьбой.

Игры и упражнения с метанием,игры с камешками.

Игры с мячом .

Игры с шарами .

Игры без игрушек .

Игры со жгутом , палками .

Символические игры .

Игры «Кубанский край-земля казачества.

Конкурсы «Казак без службы- не казак ».

«Кубань казачья –Кубань мастеровая»

«Казачья удаль»

Итоговое занятие. «Календарь диктует праздник!»

Содержание программы:

    Вводное занятие: знакомство с общими правилами игр, правилами безопасности во время игр.

    История казачества России. Казачья игра «Лошадки». Знакомство учащихся с возникновением казачества.

  1. История казачества Кубани. Игра «Казачата». Знакомство учащихся с возникновением Кубанского казачества.

  2. История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху». Знакомство учащихся с традиционными казачьими играми.

  3. Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Знакомство с атаманом Кубанского казачества, его вклад в развитие России.

  4. Казачьи национальные игры. Знакомство с национальными играми казаков.

Ожидаемый результат:

    Расширенный кругозор учащихся

    Умение самостоятельно и активно играть в казачьи игры

    Приобретение качеств необходимых в повседневной жизни: находчивость, проявление инициативы, быстрое принятие решения, умение быстро находить выход в сложной ситуации

    Умение расслабляться, быть чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развивать позитивный образ своего тела

    Развитие психических процессов: зрительно-слуховое восприятие, тонкой моторике рук, координации движений, чувства ритма.

Список учебной литературы:

    Ковалёва О.В. «Некоторые аспекты политического поведения казачества», В.Д.Зотов, М.:МАКС, 2004 г.

    Пётр Краснов серия книг «Казачья слава», «История казачества», изд. Яуза, Эксмо, 2006 г.

    Петр Краснов «История кубанского войска», изд. Вече, 2007 г.

    Анатолий Короченко «Русские полководцы», изд. АСТ, Астрель, 2004г.

    Владимир Лесин «Исторические портреты: Михаил Кутузов, Матвей Платов, Алексей Ермолов», изд. АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 г.

    Учебное пособие: «История казачества в вопросах и ответах», сост. С.А.Кислицын, изд. Феникс, 2001 г.

Список методической литературы:

    УМК «Российское казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд. М.,2009 г.

    «Российское казачество», отв. ред. Т.В.Таболина, изд.М.,2003 г.

    Альманах «Казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2008 г.

    Журнал «Этносоциум», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2005 г.

    Рамазан Абдулатипов «Мой русский народ: кубанские казаки», изд. Классик Стиль, 2006 г.

Список литературы для родителей и учащихся:

    Краткий исторический словарь, «Юг России», отв.ред. А.П.Пронштейн, изд. РГУ, 1977 г.

    «Военная история России», авт. О.В.Саксонов, В.А.Золотарёв, С.А.Тюшкевич, изд. КУЧКОВО ПОЛЕ, 2001 г.