Болезни Военный билет Призыв

Психология: с чего начать изучение самостоятельно

Е.Леоненко, Г.Тимошенко

Когда-то давным-давно человеку надоело ходить пешком – долго и утомительно, знаете ли, – и он изобрел колесо. Когда его перестала устраивать скорость передвижения на различных вариантах повозок, появились автомобили. Однако и это не позволяло человеку перемещаться так быстро, как он хотел, и он изобрел самолет. А когда человек понял, что даже на самолете ему не удастся долететь так далеко, как он хочет, – он придумал космический корабль. Иными словами, каждый раз, когда человек изобретает новый способ делать то, про что уже давно известно, как это можно делать – это значит, что его что-то не устраивает в имеющихся способах. И тогда для того, чтобы этот самый новый способ изобрести, ему необходимо совершенно четко сформулировать, что именно его в знакомых способах не устраивает.

Когда мы в свое время начинали постепенно выстраивать свой собственный психотерапевтический подход, мы тоже делали это отнюдь не из желания занести свои имена на скрижали истории. Мы уже понимали, что именно нас не устраивает в имеющихся способах работы, и точно знали, какой способ мы хотели бы получить. Для нас, например, с самого начала было очевидным – хотя кому-то это утверждение, возможно, покажется спорным, – что психотерапия относится к числу профессий, связанных с устранением тех или иных неполадок в функционировании каких-либо систем. Вот из этого мы и решили исходить в поисках ответа на вопрос, каким должен быть психотерапевтический подход.

Итак, что необходимо знать и уметь человеку, который занимается любой «ремонтной» работой?

Во-первых, ему необходимо знать, что собой представляет та система, неполадки в которой он призван устранять. Это значит, что он обязан четко представлять себе, из каких частей она состоит, в каких отношениях эти части находятся между собой, как эта система функционирует в норме… Согласитесь, неплохо было бы, конечно, еще и представлять себе, как эта система возникла, как она стала тем, чем стала, и каковы основные возможности ее дальнейшего развития. Рискнем даже предположить, что это было бы не просто неплохо, но даже, наверное, и обязательно.

Во-вторых, наш «ремонтник» должен понимать, каким образом нормальное функционирование этой системы может быть нарушено и какие вообще возможны принципиальные нарушения в ее работе. Кроме того, ему необходимо владеть способами обнаружения всех этих нарушений.

В-третьих, он обязан иметь представление о том, какие именно действия ему следует совершить, чтобы устранить каждое возможное нарушение. При этом ясно, что хороший мастер понимает смысл каждого своего действия и точно знает, почему именно это действие должно привести к желаемому результату. Иначе говоря, мастер должен обладать не только представлением о самой системе – его представления об устранении возможных неполадок тоже должны носить именно системный характер.


В переводе на язык психотерапии это означает, что, невзирая на наличие у клиента самостоятельной воли и относительную непредсказуемость самого процесса психотерапии, психотерапевт обязан на чем-то строить собственную психотерапевтическую стратегию. Иначе за что, собственно говоря, клиент должен платить – за совместное с психотерапевтом участие в непонятном для обоих процессе?! Речь не идет о том, что психотерапевту должна быть ведома абсолютная истина о внутреннем устройстве человека – ее и в современной-то теоретической психологии нет, – но он должен иметь собственную целостную, внутренне не противоречивую концепцию своей профессиональной деятельности.

Но если со всем сказанным выше согласиться, то что для практической психотерапии является аналогом представлений об устройстве «ремонтируемой» системы и ее составных частей? Совершенно очевидно, что это – четко структурированное представление об устройстве личности и ее нормальном функционировании. Конечно, в психотерапии стало уже общим местом то, что никто точно не знает, что такое норма и что такое психическое здоровье. Тем не менее, мы глубинно убеждены в том, что свой собственный ответ на этот вопрос у каждого практикующего психотерапевта должен быть, причем не только на уровне чисто теоретических моделей, но и в виде очень конкретных представлений о том, как такой – здоровый и счастливый – человек живет. Причем очень важно отметить, что отнюдь не любая из существующих в современной теоретической психологии моделей личности может быть пригодна для использования в психотерапии. И даже те модели, на которые опираются существующие психотерапевтические подходы, не всегда оказываются подходящими для этой цели.

Психотерапевтическим аналогом знаний о том, какие существуют возможные виды и причины возможных нарушений функционирования целостной системы, можно считать теорию патогенеза - иначе говоря, четкое и конкретное представление о том, каким образом может быть нарушена здоровая структура личности и какими эти нарушения в принципе могут быть. Нелишним будет напомнить, что такая теория патогенеза должна напрямую вытекать именно из той теории личности, которая является базовой для данного психотерапевтического метода.

Как любой ремонтник, способный по каким-то признакам распознавать нарушения в работе системы, психотерапевт должен иметь достаточно четкую диагностическую систему , позволяющую ему обнаруживать имеющиеся нарушения личности. Причем эта диагностическая система должна быть очень хорошо структурирована – то есть не просто содержать в себе перечень отдельных симптомов, синдромов или, еще того хуже, жалоб клиента, а быть в полной мере системно организованным знанием о базовых личностных нарушениях и возможных видах проявления этих нарушений.

И, наконец, психотерапевт обязан знать способы устранения этих нарушений. Но и здесь чрезвычайно важно, чтобы это был не просто бессистемный набор техник, устроенный по принципу «когда так – делай этак». Психотерапевт должен представлять себе механизмы , позволяющие личности вернуться к своему целостному и гармоничному устройству, и владеть техническими средствами , способными эти механизмы реализовать. Иными словами, совершая каждое конкретное психотерапевтичное действие, психотерапевт должен понимать, почему именно это действие должно привести к желаемому результату.

К сожалению, сравнив все известные нам современные психотерапевтические подходы с описанными выше критериями, мы пришли к выводу, что ни в одном из них ответов на все сформулированные вопросы нет. В каких-то методах теория личности никоим образом не связана с описанием личностных нарушений и механизмов их возникновения, в других нет и речи о таких механизмах, в третьих отсутствует какое бы то ни было представление о здоровом функционировании личности, в четвертых вообще теория представлена в виде набора разрозненных представлений автора, в пятых эта теоретическая часть безо всяких корректив взята из психиатрии и т.д. Не говоря уж о том, что во многих подходах нет почти ничего из перечисленного.

Иными словами, получается, что современная психотерапия как-то очень легко согласилась с тем, что либо она является составной (и при этом относительно второстепенной) частью психиатрии, либо она по сути своей вообще не наука, то есть никак не соответствует принятым в гносеологии представлениям о структуре науки. Конечно, легко сказать, что наша область деятельности уникальна, поскольку имеет дело с самым сложным предметом в окружающем мире. Но тогда придется отказаться от претензий на то, чтобы психотерапия все-таки считалась наукой, и определить ее статус иначе – искусство, магическая деятельность или как-то еще…

В общем, нам после долгих и весьма утомительных поисков желанной систематичности психотерапевтического знания пришлось придти к неприятной дилемме: либо заниматься психотерапией, полагая ее магией или искусством (при том, что искусство вообще-то является деятельностью, осуществляемой исключительно в интересах самого творца, а то, что оно доставляет еще и удовольствие зрителю или слушателю – скорее побочный продукт…), либо попытаться систематизировать свою профессиональную деятельность самостоятельно. И, предварительно помучившись, мы набрались нахальства и выбрали второй путь.

Итак, что должна содержать в себе система психотерапевтического знания, было понятно. Но к тому времени, когда мы решились на этот весьма непростой эксперимент, мы уже обладали весьма немалым опытом практической работы, который тоже требовалось как-то систематизировать, проанализировать и вывести из него то, что нам казалось необходимым учесть в будущей системе.

Первая идея, от которой мы решили отказаться – это идея о том, что пожелания клиента священны, цель работы определяет именно клиент, и вообще – что лучше психотерапевту быть человеком без собственных представлений о том, как жить стоит, а как лучше и не пробовать. Ведь если уж мы согласились с тем, что наша система должна включать в себя представление о здоровом личностном функционировании, то из этого с необходимостью вытекает, что цель работы тоже обязана с этим представлением соотноситься. А клиент именно потому и стал клиентом, что его личностное функционирование как-то нарушено – но тогда он может иметь столь же нарушенное представление и о том, как он представляет себе счастливую жизнь. Представим себе горе-автомобилиста, который понятия не имеет о том, как обращаться с машиной. И вот слышит такой водитель, что машина издает во время движения какой-то неприятный стук, и приезжает на автосервис лечить своего железного коня. Грамотный автомеханик, услышав сообщение о неприятном стуке, проводит диагностику и обнаруживает серьезнейшие проблемы, создающие при езде просто-таки смертельную опасность. Он сообщает хозяину машины, что необходимо заменить такие-то и такие-то детали. Однако мы же с вами помним, что этот хозяин в устройстве автомобиля не разбирается и потому начинает протестовать: дескать, не нужен мне никакой серьезный ремонт, мне нужно только, чтобы этот противный стук меня во время движения не беспокоил. Может, достаточно просто улучшить звукоизоляцию салона? И что, прикажете автомеханику, который прекрасно понимает, к чему приведет подобный «ремонт», соглашаться на подобное усовершенствование звукоизоляции?!

В медицине – в рамках которой, кстати, и возникла психотерапия – давным-давно известен принцип: лечи не симптом, а причину. Клиент же, как правило, приходит к психотерапевту именно с жалобой на какой-то конкретный симптом. При этом он, конечно, может хотеть, чтобы психотерапевт срочно устранил симптом, не затрагивая при этом никаких других сторон его жизни, но это неизбежно приведет к тому, что на имеющемся корне – некоем базовом личностном нарушении – рано или поздно вырастет новый симптом или, что вероятнее всего, целый букет таких симптомов. Посему было бы весьма странно полагать, что цель психотерапевтической работы должен определять клиент, а не психотерапевт, основывающийся на своем профессиональном знании.

Второе, что никак не вписывалось в наши представления о том, как должна строиться психотерапевтическая работа, – это то, что многие психотерапевтические подходы позволяют себе быть невероятно сложными и «высоконаучными». В результате клиенту приходится либо постигать всю их премудрость с нуля и в отрыве от всех реалий его повседневной жизни, либо просто-напросто верить психотерапевту на слово, что его действия обязательно рано или поздно приведут клиента к счастливой жизни. Еще Курт Воннегут говорил, что если ученый не умеет популярно объяснить восьмилетнему ребенку, чем он занимается, значит, он шарлатан (38). Ведь если научная теория описывает события реального мира, то она может быть сформулирована в том числе и на языке этого самого реального мира, не прибегая к искусственно введенным понятиям. При всей сложности психической жизни человека невозможно отрицать, что она происходит все-таки в реальном мире – пусть и в весьма специфической форме, – а значит, тоже может быть описана вполне простым и доступным языком. Именно поэтому нам куда ближе известный еще со времен средневековья принцип бритвы Оккама: «Не стоит множить сущности без необходимости».

Иначе говоря, нам показалось исключительно важным следующее: наша система должна быть выстроена таким образом, чтобы для клиента любые действия психотерапевта – его интервенции, диагностические версии и прочие события нашей с ним общей психотерапевтической жизни – были понятны. Это, по нашему мнению, совершенно не означает, что психотерапевт обязан обсуждать с клиентом теоретические глубины исповедуемого им терапевтического подхода. Вполне достаточно, чтобы клиент не чувствовал бы себя подопытным кроликом и не воспринимал бы психотерапевта Великим и Ужасным Гудвином, который один точно знает, что надо делать. На наш взгляд, такой способ общения с клиентом есть не только проявление уважения к нему – он и сам по себе является психотерапевтичным: он предполагает разговор на равных, разговор взрослого человека с взрослым человеком – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Третье, от чего нам было очень важно отказаться – это представление о том, что глубинная и эффективная психотерапия обязана быть длительной. Собственно говоря, это предположение обычно не обосновывается ничем, кроме самой сложности человеческого устройства. Тем не менее, это предположение таинственным образом оказывается крайне удобным для психотерапевта: оно одновременно и весьма выгодно с экономической точки зрения, и значительно снижает шансы на неуспех психотерапии. Но если улучшение у клиента наступило, скажем, после трех лет его работы с психотерапевтом, то как мы можем отделить результат нашей работы от естественного течения его жизни? Ведь человек не в состоянии долго находиться в состоянии тоски, боли либо другого страдания – может, он просто собственными усилиями из этого состояния выбрался? Но почему он тогда все это время платил деньги психотерапевту, а не самому себе?..

Короче говоря, мы пришли к выводу, что работа совершенно не обязательно должна быть долгой – разумеется, только в том случае, если психотерапевт точно знает, что делает. Ускорить работу можно было бы за счет совершения действий, которые бы с неизбежностью – причем обязательно с неизбежностью! – запускали такой процесс внутренней работы клиента, который с той же неизбежностью обязан был бы привести к четко определенному завершению, соотнесенному с представлением о нормальном личностном функционировании.

Очень хотелось нам избежать и еще одной, весьма модной в последние годы в психотерапии тенденции – стремления ввести в психотерапевтический процесс некий эзотерический оттенок. Это вовсе не означает, что мы ярые и закоренелые атеисты и волюнтаристы. Но ведь любой автомеханик (врач, программист и т.д.) прекрасно знает, что в процесс его работы неизбежно вмешиваются совершенно неконтролируемые силы: машина может начать необъяснимо барахлить после перехода к новому хозяину, онкологический больной так же необъяснимо и вне всякой связи с лечебным процессом вдруг обнаруживает признаки выздоровления, компьютер по непонятным причинам начинает бастовать… Тем не менее, все эти неведомые человечеству силы не включены в список тех, с которыми вышеозначенные специалисты имеют дело в силу своей профессии. Точно так же и мы исходим из одной простой вещи: профессионал берет деньги за то, что сам понимает и сам делает. Любые силы, влияющие на процесс психотерапии, которые не могут быть корректно учтены в этом процессе в силу их непознанности (или непознаваемости), имеют право оставаться в него не включенными до того момента, пока имеющаяся теоретическая модель, лежащая в основе построения психотерапии, позволяет добиваться конкретных и относительно предсказуемых результатов – то есть пока влияние этих сил не начнет превышать влияние сил, учтенных моделью. Именно поэтому мы будем избегать в нашем изложении всяческих разговоров о душе, духе, духовности и иже с ними. Если предмет разговора не определен – а мы, честно сказать, затрудняемся четко определить все эти понятия, – то разговор бессмыслен.

И, наконец, еще один очень важный, на наш взгляд, момент, на который мы опирались в процессе создания такой системы психотерапевтической работы, которая нас устроила бы по всем приведенным выше критериям. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что наши попытки найти исчерпывающие ответы на все поставленные ранее вопросы способны вызвать отчаянное возмущение у коллег и потенциальных клиентов. Но не следует забывать, что психотерапия – впрочем, как и большинство наук – имеет дело с моделями. Перед психотерапией не стоит задачи раз и навсегда дать истинное и универсальное описание устройства внутреннего мира человека. Мы все это время вели речь только о том, что психотерапевтическое знание в рамках каждого конкретного подхода обязано быть системным. Это не подразумевает, что модели и допущения, на которых основан подход, должны быть истинными и абсолютными – им вполне достаточно быть обоснованными и строго взаимосвязанными между собой. Иными словами, мы считаем себя вправе выдвигать любые модели, на которых будем основываться – но при этом мы так же считаем себя обязанными эти модели обосновывать и интегрировать в целостную структуру.

При этом стоит добавить, что мы вовсе не ставили перед собой задачу создать модель личности, достойную называться психологической. У теоретической психологии – одни задачи, у психотерапии – другие: в любой области знаний существуют фундаментальные исследования и прикладные. Так вот мы решали именно прикладную задачу, и обилие весьма глобальных, зачастую даже философских вопросов, которые нам пришлось в ходе ее решения рассматривать, обусловлено исключительно практической необходимостью. Именно поэтому мы не сочли необходимым оснащать книгу серьезным литературным обзором – несмотря на то, что в процессе ее написания литературы было проработано весьма и весьма немало.

Словом, как говорит один очень популярный в последнее время экранный персонаж: «Я вовсе не считаю, что я обязательно прав. Просто обратное предположение я нахожу неудобным для работы»…

Интерес к психологии в современном мире с каждым годом только возрастает. Люди понимают ценность и стремятся приобретать психологические знания, столь необходимые для построения счастливой жизни и развития личности.

Психологическая грамотность и культура помогают справляться со многими кризисными ситуациями в жизни. Но не всегда знаний и самопомощи достаточно.

Что нужно знать о психологическом консультировании, перед тем как обратиться к психологу? Кто такой психолог? Может ли он сделать хуже? А если он не сможет помочь?

У многих людей представления о психологе-консультанте основаны на образах, демонстрируемых в фильмах и сериалах о психологии.

Бытует два противоположных и ошибочных представления о психологах:

  1. Психолог – врач-психиатр , который непременно направит в психиатрическую больницу. Мнение основано на страхе, мифах, отсутствии знаний о профессиях “психолог”, “психотерапевт”, “психиатр”.
  2. Психолог – “ свободные уши ”. Мнение основано на недоверии, нежелании меняться, недооценке психологической помощи. Психологическое консультирование понимается как обычная беседа. А зачем платить деньги за обычный разговор “по душам” или возможность “поплакать в жилетку”, если так можно поговорить и с подружкой или мамой?

Во-первых, психологическая беседа – основной метод психологического консультирования. Это не простой разговор, а совокупность специальных приемов и техник, применяемых психологом.

Во-вторых, в процессе психологического консультирования проводится сначала диагностика проблемы и индивидуально-психологических особенностей клиента (диагностическая беседа, тестирование), а затем коррекция его личности.

Итогом психологического консультирования становится изменение в лучшую сторону представлений личности о себе и об окружающем мире. Происходит гармонизация и развитие личности !

Психолог не решает проблему за клиента! Он помогает ему развиться, вырасти, раскрыть внутренний потенциал настолько, чтобы суметь решить возникшую трудность самостоятельно или “перерасти” ее.

Часто ли обычный разговор “по душам” становится стимулом для роста и развития личности?

В-третьих, для каждого клиента психолог подбирает индивидуальную программу – составляет и расписывает:

  • цели и задачи,
  • этапы консультирования,
  • частоту встреч,
  • методики, применяемые в работе,
  • список необходимых материалов и так далее.

Для клиента психолог – специалист, помогающий и взаимодействующий на равных. Клиент для настоящего психолога – не объект, не “псих”, не ходячая проблема, не средство получения прибыли, а Личность с огромным потенциалом развития!

Так стоит ли бояться психолога?

Индивидуальное и семейное консультирование

Профессиональная помощь психолога клиенту, нацеленная на разрешение его проблемной ситуации, называется психологическим консультированием.


Клиентом психолога может быть не только отдельно взятый человек, а группа людей, в том числе – семья. Семейное консультирование – оказание психологической помощи семье.

Многие психологи убеждены, что семейное консультирование намного эффективней индивидуального. Ведь любой человек – часть какой-то семейной системы, а любая личная проблема имеет внутрисемейную природу.

В счастливых семьях создаются все условия для удовлетворения потребностей и личностного роста каждого ее члена.

К сожалению, счастливых и здоровых семей меньше, чем проблемных. Но любая проблемная семья может перестать быть таковой!

Для этого и существует семейное консультирование. Семейный психолог, детский, психолог для родителей , психологи, работающие с трудными подростками – есть множество специализаций в этом направлении.

Все, что нужно – правильно выбрать подходящего специалиста.

Все, что нужно для того, чтобы психолог сумел помочь – самому хотеть справиться с возникшей психологической проблемой.

Стать таким же великим психологом, как Фрейд, Юнг или Франкл, суждено лишь тем, кто и дня не мыслит без разгадок тайн человеческой души. Мало того, психолог – это не только профессия, это внутреннее состояние личности, это желание познавать, изучать и помогать.

Что нужно знать, чтобы стать психологом?

В первую очередь, стоит отметить, что на сегодняшний день существует немалое количество направлений психологического консультирования. То, в каком именно вы будете работать, зависит только от ваших предпочтений.

  1. Классический психоанализ . Всем известно, что его основоположником является Зигмунд Фрейд. Согласно его учениям, в центре классического психоанализа , именно он является причиной возникновения каких-либо нарушений в психике и поведении человека. И главная задача психолога в том, чтобы помочь клиенту осознать эту конфликтную ситуацию. Не будет лишним напомнить, что Фрейд в структуре личности выделил три ее составляющие: «Я» («Эго»), «Сверх Я» («Супер Эго») и «Оно» («Ид»).
  2. Логотерапия . Иными словами это направление психологии можно назвать поиском смысла жизни. Ее основатель – Виктор Франкл, человек, который знает, что такое пройти через ад концлагерей, остаться в живых и обрести внутреннюю свободу. Франкл считает, что в жизни человека трудности возникают именно тогда, когда он не видит смысла даже в обыденном дне. Психолог помогает клиенту отыскать утерянный смысл. Особенно это эффективно в работе с теми, чья психика травмирована смертью близких, военными событиями.
  3. Трансактный анализ . Эрик Берн, перу которого принадлежит работа «Игры, в которые играют люди», создал концепцию, корни которой следует искать в психоанализе. Он считал, что в каждом из нас есть три Я-состояния: Родитель, Ребенок и Взрослый. Работа психолога должна быть направлена на то, чтобы закрепить в личности постоянное взрослое поведение.
  4. Гештальттерапия . На сегодняшний день этот психологический подход, основанный Перлзом, пользуется небывалой популярностью. Благодаря данному направлению человек принимает себя таким, каков он есть на самом деле. Он лучше познает себя, становится таким, каким хотел быть раньше. Психолог помогает клиенту активизировать его скрытые резервы, которые в дальнейшем будут направлены на личностный рост.
  5. Нейролингвистическое программирование (НЛП) . В 70-х годах прошлого столетия практические психологи Гриндер, Бэндлер и Камерон-Бэндлер решили исследовать структуру успеха. Они задались вопросом: «Как же мыслят гениальные личности?». НЛПист помогает людям стать успешными, наладить общение с окружающим миром, да и к тому же за короткий промежуток времени преодолеть свои психологические проблемы.

Какие предметы нужно знать, чтобы стать психологом?

В ВУЗе, который дает классическую психологическую базу, будущие психологи изучают множество предметов, которые в дальнейшем помогут им в их профессиональном росте. Среди них не будет лишним отметить такие, как:

Как стать не просто профессиональным, но успешным психологом?

Важно заявить о себе, создать немалую базу благодарных клиентов. Нелишне проводить тренинги, семинары. К тому же не все могут явиться к вам на прием в кабинет, а потому стоит рассмотреть вариант консультирования по Скайпу. К тому же о себе как высококвалифицированном специалисте можно заявить, создав паблики в .

Ответ:

Парня нужно уговорить добровольно обратиться к врачу, прислушаться к его советам, побыть какое-то время под его наблюдением. Знать необходимо симптомы, ресурсы человека, личностные особенности. Также необходимо обратить внимание на его окружение, развернуть грамотную антинаркотическую кампанию в коллективе, где он учится.

Ситуационная задача № 9.

В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.

Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя.

Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».

В чем, по вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения?

Ответ:

Многое говорит о том, что супруги, обладая несомненными достоинствами, и любя друг друга, просто не умеют наладить гармоничные отношения. Очень хорошо, что женщина уже осознала потребность в психологической помощи. Высока вероятность, что скоро к ним присоединится и муж. Главное, что им нужно – это повысить свою коммуникативную компетентность, что можно сделать в группе социально-психологического тренинга.

Не «отстраняться» от другого, особенно в трудный для него час, т.к. человеку необходимо сознавать, что ему есть куда прийти со своими неудачами и ошибками.

Необходимо быть хорошо информированными друг о друге, знать о потребностях, интересах, стремлениях, о духовном мире супруга.

Общаться как личности, а не как носителю семейных функций. Ваш партнер должен осознавать себя единственным и неповторимым.

Не критиковать, почаще хвалить друг друга, не допускать отчужденности в отношениях, не стараться перевоспитать супруга(у).

Ситуационная задача № 10.

Женщина, мать двоих девочек на приеме у психолога-консультанта. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.

Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с женщиной?

Ответ:

В первую очередь необходимо работать с женщиной, т.к. только с ее психологическим выздоравливанием возможны прогрессивные изменения в укладе жизни этой семьи. Психологу надо скорректировать взгляд и поведение женщины, восстановить деформированную систему ценностей. Другими словами перестать думать о проблемах мужа и сконцентрироваться на своих собственных.

Ситуационная задача № 11.

Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски, утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей свойственна ранее, бессонницу.

Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества. Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой. Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она поможет невестке всей душой».

Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет, не так, а вот, так, посмотри внимательно!»

Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.

Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?

Ответ:

Людмила не смогла «передать» свекрови свои переживания, чувства и эмоции. Если бы свекровь получила полное представление о характере, способностях невестки, она бы почувствовала ее беспомощность и несамостоятельность и была бы уверена, что через некоторое время она обратится за помощью.

Проблема и у свекрови. Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.

Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки. Она вынуждена была уступить и конфликт превратился во внутренний, стал источником ее заболевания. Индивидуальная работа с Людмилой повысит самооценку, уверенность, преодоление коммуникативных барьеров, можно обучить релаксационным упражнениям. Индивидуальная работа со свекровью с целью осознания своих чувств по отношению к сыну.

Ситуационная задача № 12.

Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.

Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

Ответ:

Гипотезы: особенности характера (шизоидная акцентуация); повышенный уровень тревожности; гиперопека матери; пассивная роль отца; кризис подросткового возраста.

Индивидуальное консультирование, групповое консультирование с приемами обучения невербальной коммуникации, техники психодраматического отреагирования страхов, телесно-ориентированная терапия. Работа с родителями для снятия гиперсоциализирующего влияния матери и усиления роли отца.

Ситуационная задача № 13.

Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

Ответ:

Никто, кроме самого родителя принять решение не может. Психолог может проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, используя самый известный тест Керна-Йирасека о готовности ребенка к школе. Также методика «Домик» для диагностики уровня развития произвольной сферы. Тест способности к обучению в школе Г.Витцлака.

Ситуационная задача № 14.

Назовите техники процедуры снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?

Ответ:

Можно дат клиенту побыть некоторое время одному. Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка способствует созданию благоприятной атмосферы. Размеренные движения рук снимают напряжение (можно дать книгу, журнал, игрушку). На вербальном уровне – прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо»).

Ситуационная задача № 15.

Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

а) питание; б) правильный уход; в) воспитание родной матерью; г) психическая стимуляция.

Ответ поясните.

Ситуационная задача № 16.

Объясните, почему психолог-консультант должен обладать следующими качествами которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

Ответ :

Эмпатия – готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами. Это качество психолог проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость. Это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента. Это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя свои достоинства и, возможно, недостатки. Также психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.

Доброжелательность. В любых ситуациях сохранять ровный, доброжелательный стиль общения с клиентом.

Безоценочное отношение к клиенту. Это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Консультанту стоит воздерживаться от оценок поступков клиента. главная задача – понимание клиента, его проблемы и как помочь ему.

Отказ от нравоучений относится к моменту исповеди клиента. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог и клиент как личности равны.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему.

Ситуационная задача № 17.

В конце первой четверти кабинет психолога посетила мать первоклассника. Запрос: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, т.к. его обучение продвигается с большими затруднениями». Ребенок тихий, ласковый. Детский сад не посещал, читать, считать научился дома, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Но с начала учебного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.

Здравствуйте, Наталия!

В любом случае, чтобы стать психологом, необходимо получить высшее психологическое образование, а также пройти долгосрочную (2-4 года) программу по выбранному направлению психологии, психотерапии. Это может быть психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, НЛП, экзистенциальная, телесно-ориентированная, когнитивно-поведенческая терапия и другие виды в зависимости от того, что более подходит в первую очередь самому специалисту по личностным качествам, склонностям, что он считает более действенным и эффективным. Такие программы можно начинать осваивать будучи студенткой психологического факультета ВУЗа, но без диплома о высшем образовании данные программы не дадут вам право работать психологом . Как, на мой взгляд, и одного лишь высшего психологического образования, даже полученного в хорошем ВУЗе, недостаточно для того, чтобы быть специалистом, психологом.

Можно посетить разовые, 1-3 дневные тренинги, терапевтические или обучающие группы специалистов-психологов различных школ и направлений, чтобы выбрать подходящее вам и заодно ощутить себя в профессии , примерить на себя роль ведущего, психолога .

1. Ирвин Ялом ("Лечение от любви ", "Лжец на кушетке", "Мамочка и смысл жизни" и другие). Книги Ялома кроме того, что являются увлекательными художественными произведениями, также помогут вам получить представление о работе психолога, психотерапевта.

2. Книги, описывающие особенности человеческих взаимоотношений, а также работу с различными категориями людей: дети, подростки , взрослые, семьи (Фабер, Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили", Карл Витакер "Полночные размышления семейного терапевта")

3. Будучи гештальт-терапевтом, мне, конечно интересна литература по данному направлению. Ф. Перлз "Гештальт-подход. Свидетель терапии", "Практикум по гештальт-терапии", Джойс, Силлс "Гештальт-терапия шаг за шагом". Но, стоит учесть, что такие узкоспециальные книги могут быть сложны для восприятия и не очень интересны для начинающих, написаны они, прежде всего, для профессионалов, с использованием большого количества терминов.

4. Когда я была подростком (в 12 лет), начинала "путь в профессию " с книг Николая Козлова ("Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", "Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день"). На данный момент разделяю далеко не все взгляды данного специалиста, но эти первые две его книги очень помогли мне определиться с