Болезни Военный билет Призыв

Психологическая программа 12 шагов. Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это. Самобичевание: отчаяние и изоляция

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

Программа 12 шагов - общемировой стандарт реабилитации людей с разными формами зависимости. Эффективность проверена на практике множеством центров помощи при наркомании и алкоголизме. В чем обоснование востребованности программы?

Общая информация про программу 12 шагов

Программа реабилитации 12 шагов - немедикаментозная методика , поэтапная духовная работа над собой под руководством специалистов.

Разработана в 1932 году в США, с момента появления претерпела незначительные модификации. Данный факт - главное свидетельство эффективности, потому как программа базируется на структурированной модели поведения и мыслей, этапы логичны, последовательны. Содержание блоков универсально - одинаково эффективно применяется программа 12 шагов для зависимых от алкоголя , наркотиков , спайса , азартных игр.

Различие личностных особенностей, «стажа» зависимости и формы, индивидуальных характеристик - не препятствие для реализации методики, ее берут за основу терапии в сложных случаях при наличии единственного условия - желания преодолеть болезнь.

Общеизвестные сообщества анонимных алкоголиков и наркоманов основываются на работе «12 шагов». Методика помогла избавиться от зависимости многим, поэтому применяется в реабилитационных центрах. Легка для восприятия профессиональными терапевтами и простыми людьми, столкнувшимися с проблемой зависимости.

Простота понимания обязана четкой структуре - 12 шагам.

Описания шагов программы

Шаг первый

Программа реабилитации наркозависимых 12 шагов начинается с поиска точки отсчета. Признание бессилия перед проблемой, честность с собой - первое условие работы.

Выстраивание системы подразумевает снижение задействованности «Я», устранение от действия. Признание факта беспомощности дает возможность взглянуть на проблему под иным углом.

Участник понимает, что заболевание влечет серьезные последствия, а справиться с зависимостью в одиночку не в силах.

Шаг второй

Реабилитационная программа 12 шагов состоит из взаимосвязанных этапов, второй - не исключение. Он следует из осознанного убеждения: пристрастие сильнее личности, утрачен контроль над жизнью, но она не завершилась, значит есть более могущественная сила.

Она - источник эмоционального и ментального здоровья. Человек получает надежду - становится возможным возвращение к желаемому образу жизни.

Результат 2 шага - выход из тупика.

Обращение к могущественной силе не привязано к религии. Зависимый признает Бога так, как понимает - источником силы может быть кто и что угодно.

Шаг третий

Персонификация Бога. Если человек склонен к мистификации, Бог становится неосязаемой энергией, космосом, астральной сущностью. Если религиозен - восприниматься в соответствии с вероисповеданием. Программа 12 шагов для алкоголиков и наркозависимых не ограничивает в персонификации силы.

После представления источника могущественной силы зависимый поручает свою жизнь ей, поскольку ей чужды болезненные пристрастия.

Это - тренировка доверия. Человек позволяет событиям идти своим чередом.

Шаг четвертый

Позволяет разобраться в противоречиях, выяснить слабые, сильные стороны.

Могущественная сила (Бог) персонифицируется во внутреннем мире. Зависимый переосмысливает прошлое, оценивает жизнь, чувствует вину.

Она обусловлена нанесенными близким обидами, совершением плохих поступков, бессмысленной тратой времени жизни. Влияние химических веществ заглушало «внутренний ценз», задача четвертого шага - «вынуть» переживания. Оставлять больного с ними нельзя, это чревато появлением агрессии в отношении самого себя. Логическим продолжением выступает…

Шаг пятый

Признание перед самим собой, Богом, другим человеком истинной природы заблуждений. Человек «фиксирует» чувство вины, трансформирует ее из внутреннего во внешнее состояние.

Вина - инструмент развития личности. Выяснение причин и псевдопричин сложившихся обстоятельств позволяет найти «ключ» к неправильным поступкам.

Человек анализирует путь и получает озарение - открывает неприятные «уголки» личности. Программа 12 шагов для наркозависимых и алкоголиков позволяет получить откровение о себе.

Шаг шестой

Готовность доверить Богу избавление от дефектов личности.

Человек понимает, что причина его бед не наркотики или алкоголь, а собственные особенности. Дефекты характера, слабости, изъяны тяготят его и вынуждают избавиться.

Для этого нужна подготовка.

Шаг седьмой

Осознание «неидеальности» - основа изменения себя. Чувство вины, «вскрытое» ранее, становится основополагающей энергией для преобразования.

Избегая чрезмерной строгости к себе, человек переходит к действиям. Опорой служит могущественная сила - дает мужество, надежду, ресурсы для преодоления недостатков.

Опираться зависимый может на опыт тех, кто сделал серьезный шаг.

Шаг восьмой

Программа 12 шагов при алкоголизме и наркомании на этапе 8 шага - способ осознания последствий пристрастия.

Составление списка людей, которым причинил зло - практическое действие для реализации чувства вины.

Этот шаг - инструмент «обучения» прощения окружающих, самого себя. Даже взаимные обиды требуют прощения. Зависимый подготавливается к возмещению ущерба.

Шаг девятый

Следствие предыдущего практического действия - возмещение ущерба, где это возможно. Загладить вину нельзя, если это подразумевает вред для кого-либо.

Признание своей вины при составлении списка может вызвать противоречивые чувства, агрессию. Необходимо направить ее в правильное русло - помощь другим.

Исправление ошибок прошлого - демонстрация желания жить по-новому.

Шаг десятый

Продолжение самоанализа - важная составляющая выздоровления. Полученный навык трансформации вины в агрессию, а агрессии - в нужное русло (помощь другим), необходимо отточить до автоматизма.

Это позволяет избежать ловушек прежнего образа мыслей. Анализ своих чувств, поведения, мыслей позволяет своевременно обнаруживать, признавать, исправлять ошибки.

Шаг одиннадцатый

На протяжении первых 10 шагов человек приходил к пониманию Бога как могущественной силы. Одиннадцатый шаг - продолжение улучшения контакта.

Продолжать развивать духовную сущность - важно, это - основа общего самосовершенствования.

Шаг двенадцатый

Это не завершение работы над собой - она будет продолжаться дальше. Двенадцатый шаг - достижение духовного пробуждения в результате первых одиннадцати. Получив инструменты выздоровления, человек получает возможность использовать их арсенал в своей жизни. Усвоение основополагающих принципов позволяет полностью преобразоваться.

Результат 12-го шага - новая жизнь, важно нести весть о возможности выздоровления другим.

Достоинства программы

  • Доступность. Отсутствие ограничений по вероисповеданию, социальным, интеллектуальным, национальным характеристикам, длительности болезни, ее формы.
  • Системность. Логичное построение программы, взаимосвязи блоков, легкость восприятия новой информации.
  • Активное участие в собственной жизни, внесении изменений, самоанализ.
  • Опора на себя, на ресурсы группы - поддержка остальных участников.
  • Отсутствие жестких рамок, авторитарных методов, давления на участников.
  • Результат - не воздержание, а социальный и духовный рост человека.

Многие из нас сталкивались каким-то образом с проблемой наркомании и алкоголизма, которые не просто калечат судьбы людей, а уносят из жизни многие миллионы людей ежегодно. Особенно это актуально стало для России, которая является единственной страной в мире, где больше нет понятия естественного прироста населения, как в других странах. Россия является единственной страной, в которой существует естественная убыль, составляющая около 500 000 человек в год. И почти все они погибли именно по причине алкоголизма и наркомании.

Это не означает, что все они употребляли наркотические вещества, к которым относится и алкоголь. Всемирная Организация Здравоохранения признала алкоголь наркотиком №1 в силу его общедоступности. Табак стоит на 6 месте.

Много людей гибнет от рук наркоманов и алкоголиков в результате ссор и скандалов, грабежей, аварий на дорогах и т.д. Употребление родителями наркотических средств оказывает негативное влияние на здоровье детей и продолжительность их жизни.

Проблема алкоголизма и наркомании стоит очень остро. С целью её решения были созданы общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Это группа из мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, с целью помочь себе и другим избавится от алкоголизма. К ним относятся как те, кто непосредственно употреблял или ещё употребляет наркотические вещества, так и их родственники, друзья или просто те, кому не безразлична эта проблема.

Данное сообщество не является коммерческой организацией, не связано с политикой или религией и существует на пожертвования её членов. Единственное условие для членства — это желание бросить пить.

В своей работе эти группы используют программу "12 шагов", направленную на духовное переориентирование зависимых. Они признают свою зависимость от наркотических средств и обращаются к Богу для излечения, для возмещения ущерба, который они нанесли другим людям и разрешения и помощи донести целительное знание до других зависимых. Принятие "высшей силы" или Бога является обязательным условием программы, так как они начинают осознавать себя, свою тесную связь с Богом, в результате чего изменяется их мировоззрение и образ жизни.

Данная программа появилась в 30-х годах 20-го века в США и вскоре быстро распространилась по всему миру. В России она существует уже более 20 лет.

12 шагов Анонимных Алкоголиков:

  1. Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, что наши жизни стали неуправляемы.
  2. Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нас к здравомыслию.
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы Его понимали.
  4. Произвели тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.
  7. Смиренно просили Его удалить наши недостатки.
  8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили вред, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.
  9. Напрямую возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда были неправы, сразу признавали это.
  11. Стремились путём молитвы и размышления углубить нашу осознанную связь с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли для нас и о даровании силы для этого.
  12. Пережив духовное пробуждение, как результат этих шагов, мы стремились нести это послание алкоголикам и применять эти принципы во всех наших делах.

Признавая своё бессилие в программе 12 шагов перед наркотическими веществами, зависимые приходят тем самым не только к осознанию своей зависимости, но и к пониманию того, что им необходима сторонняя помощь, чтобы избавиться от неё.

В следующих пунктах они не только признают существование Бога, но и вверяют Ему свои жизни, понимая, что только по Его милости они смогут в конечном итоге преодолеть это зло.

Однако данная организация не является сектой, поскольку в ней нет проповеди, которые проходят в храмах. Здесь присутствует понимание того, что алкоголик является душевнобольным человеком, нуждающимся в любви и поддержке, заблудившимся в лабиринтах судьбы. В программе не упоминается имя Бога, выказывая тем самым уважение к различным религиозным традициям и объединяя людей разных верований с целью помочь вернуться к нормальной жизни.

У группы Анонимных Алкоголиков существует собственная молитва: "Боже дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого".

В основе развития данных групп существует также 12 традиций, которые поддерживают данные группы и формируют доброжелательное отношение между её членами:

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства Анонимных Алкоголиков.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом Анонимных алкоголиков — это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или Анонимных Алкоголиков в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков, которые всё ещё страдают.
  6. Группе Анонимных Алкоголиков никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя Анонимного Алкоголика для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе Анонимных Алкоголиков следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой квалификацией.
  9. Сообществу Анонимных Алкоголиков никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя Анонимного Алкоголика не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

В настоящее время программа 12 шагов существует более, чем в 150 странах мира и доказала свою эффективность, благодаря духовно-ориентированному подходу. Она легла в основу других подобных программ, которые делают упор на конкретную религию. Секрет данной программы заключается в том, что она воздействует не только на биологическую сторону человека, но и его духовную природу, о которой он забыл, помогает восстановить утраченную связь с Богом, а также помогает в решении психологических и социальных проблем. В её основе лежат общечеловеческие ценности, такие как вера, добро, любовь, единство. А поэтому программа является универсальной для использования в любой стране и для людей с разными вероисповеданиями.

Программа 12 шагов была разработана в 30-е годы XX века, изначально она применялась для лечения алкоголиков, а спустя два десятка лет — для лечения наркоманов. Миллионы алко- и наркозависимых получили возможность начать здоровую жизнь без веществ именно благодаря программе. Методика признается наиболее эффективной и используется в лучших наркологических клиниках всего мира.


В чем специфика метода?

Программа 12 шагов помогает зависимому осознать саму суть проблемы, найти ее источник, а затем вновь обрести смысл существования. В человеке пробуждается совесть, открываются возможности к самоанализу, начинается непрерывный духовный рост.

Программа нередко применяется в наркологических центрах. Членами группы являются и те, кто только начинает работу со своей зависимостью, и люди, которые уже излечились. Новички, попавшие в группу, становятся полноправными ее членами не сразу. Они посещают несколько занятий, получают полное представление о программе, а также принципе ее действия, и только после этого принимают осознанное решение: хотят ли они воспользоваться методом или нет.

У каждого новичка есть свой «спонсор», это его проводник в программе, тот, к кому он может обратиться за помощью и ответами на вопросы. Спонсорами становятся только те из участников, которые сами прошли через все 12 шагов и уже больше года сохраняют трезвость и чистоту.

Программа нацелена на то, чтобы помочь зависимому осознать, что он болен, принять поражение и обратиться за поддержкой и помощью. «12 шагов» помогают найти путь духовного развития, измениться и обрести здоровую и счастливую жизнь, в которой нет места зависимости.

История программы

Отцом-основателем программы считается бывший биржевой брокер Билл Уилсон. Билл был закоренелым алкоголиком. Он четырежды попадал в клинику, где проходил лечение, но вскоре вновь возвращался к употреблению алкоголя. Его лечащий врач однажды сказал его жене, что Билл безнадежен, и такие алкоголики, как он не выздоравливают. Билла ждало незавидное будущее: отек мозга, болезнь печени и смерть.

К Биллу регулярно заходил его товарищ Эдвин — бывший алкоголик, который смог завязать. Он убеждал Билла, что для начала тот должен признать свое поражение и свое абсолютное бессилие перед алкоголизмом, обрести веру в некую Высшую Силу и после этого начать свой путь к выздоровлению. Воодушевленный переживаниями Эдвина и его успехами, Билл вступил в «Оксфордскую группу». Позже принципы этой группы станут основой для будущей программы 12 шагов. Участие в движении позволило Биллу постепенно наладить жизнь, он нашел интересную работу, уже полгода не употреблял алкоголь, но однажды у него едва не произошел срыв. Когда Билл понял, что еще немного и весь прогресс, которого он достиг, сойдет на нет, он решил, что ему может помочь общение с кем-то, кто поймет его проблему. Соратница по «Оксфордской группе» свела его с алкоголиком по имени Боб.

Эта странная встреча стала тем днем, когда и зародились знаменитые 12 шагов. Билл и Боб разговаривали практически 7 часов, в этот самый день Билл решил упорядочить принципы работы с зависимостями. Текст программы был написан в 1938 году, примерно в те же годы Билл собрал вокруг себя общество Анонимных Алкоголиков. Общество имело огромный успех и к 1995 году количество его членов увеличилось до двух миллионов.

Как следует понимать идею Высшей Силы?

Одной из важных идей методики стала идея Высшей Силы, как чего-то нематериального, но разумного, что управляет жизнью. Стоит учитывать то, что 12 шагов не является религиозной программой, а Высшую Силу не следует воспринимать в религиозном смысле. Это идеальный образ, к которому человеку следует стремиться в процессе реабилитации. Каждый понимает ее по-своему. Высшая Сила не имеет имени, это не Бог, не Будда и не Аллах.

Идея Высшей силы состоит в том, что человек не имеет власти даже над своей собственной жизнью. Он не может увидеть ни свое, ни чужое будущее, во многих ситуациях он даже не может повлиять на ход событий. Высшая Сила из 12 шагов — это нечто сравнимое с личным Богом, ангелом хранителем, у которого есть планы на своего подопечного, но самому подопечному они неведомы. Высшая Сила — это барьер между человеком и хаотичным непредсказуемым будущим и этот барьер не бездушен, он заботится о человеке.

Зависимый должен признать, что он выполняет не то, чего требует его воля, а то, чего требует воля Высшей силы, ведь гордыня и эгоцентризм становятся одним из важнейших факторов, способствующих развитию зависимости. Вера в Высшую Силу помогает принять естественный ход событий и излечиться.

Что означает каждый шаг?

Каждый из шагов программы имеет свое значение. Переход на следующий этап осуществляется, когда зависимый полностью освоил предыдущий.

Первый. Признание бессилия перед лицом зависимости и потери самоконтроля.

Этот шаг сделать сложнее всего, он станет точкой, с которой начнется новая жизнь. Нужно иметь особую храбрость, чтобы признать свое поражение. Решение перейти к трезвости значит, что зависимый готов принять ответственность за своих близких: детей, супруга, родственников, и за самого себя. Резиденту реабилитационного центра предстоит признать, что его действия разрушительны, и разрушает он не только свою жизнь, но также судьбы самых дорогих людей.

Второй. Признание существования Высшей Силы и вера в то, что она поможет вернуться к нормальной жизни.

Человеку предстоит обрести веру в то, что он сможет преодолеть свою зависимость, сможет чувствовать счастье, не изменяя при этом сознание веществами. Человеку предстоит поверить, что существует Высшая Сила, которая окажет ему такую необходимую помощь на этом сложном пути.

Третий. Осознанное принятие решения подчинить свою волю Высшей Силе, ведь она действует только во благо.

Зависимому предстоит справиться со своим упрямством и эгоизмом, перестать уходить в себя, перестать сожалеть о прошлом и не сбывшемся, научиться радоваться тому, что он имеет. Ему предстоит принять твердое решение избавиться от зависимости, и это решение должно быть принято и разумом, и сердцем.

Четвертый. Самоанализ, нравственная оценка своих действий.

Резиденту нужно беспристрастно оценить себя и осознать, что же он из себя представляет на самом деле, честно признать мотивы своих действий, снять слой за слоем эгоизм и обиды и найти под ними настоящего себя. Зависимый должен понять, что вызывает у него раздражение, и чего он в действительности ждет от мира.

Пятый. Признание своих заблуждений и ошибок перед другим человеком.

Теперь член программы должен представить плоды своего самоанализа другому (спонсору). Исповедь требует большого мужества от резидента, и большой ответственности от спонсора, которому предстоит выслушать, и помочь подопечному советом.

Шестой. Принятие готовности к избавлению от зависимости.

Человеку предстоит увидеть и осознать, что зависимость стала преградой, отделяющей его от здоровой жизни, он должен примириться с собой, осознать свои недостатки и увидеть путь к выздоровлению.

Седьмой. Обращение за помощью к Высшей силе.

Этот этап — время изменения привычек и обретения положительного опыты. После того, как зависимый осознал свое бессилие, он обретает желание действовать и преодолевать зависимость, он открывается к новой жизни, ощущает готовность принять ее новые правила и полностью отказаться от алкоголя и наркотиков.

Восьмой. Составление списка людей, которым зависимый нанес вред и составление плана действий по искуплению своей вины.

Этот шаг позволит зависимому избавиться от вины, которая навалилась на него в тот момент, когда он встал на верный путь. Он должен вспомнить всех, кому причинил какой-либо вред, и покаяться перед ними. Участник программы 12 шагов должен быть готов смиренно принимать упреки и выслушивать злобные речи в свой адрес, но это единственная возможность получить такое необходимое для дальнейшего выздоровления прощение.

Девятый. Искупление вины перед близкими.

На этом этапе зависимый принимает ответственность, старается наладить социальные связи и компенсировать нанесенный самыми близкими людям вред. Возмещается не только материальный, но и моральный ущерб. Это сложный этап, поэтому спонсор помогает своему подопечному.

Десятый. Признание ошибок и превращение разрушительной силы в созидательную.

Резиденту предстоит получить необходимые навыки самоконтроля, научиться избегать срывов, анализировать свои действия. Также человек должен научиться строить и поддерживать прочные социальные связи.

Одиннадцатый шаг. Осмысление и доверие к Высшей силе, совершенствование себя.

Этот этап знаменует поиск способностей и талантов человека. Внутренний мир участника программы находится только в процессе становления, но он развивается. Ложные привязанности исчезают, навыки самоанализа укрепляются, наступает умиротворение.

Завершающий шаг — это возможность разделить со всем миром радость свободы от зависимости. За время программы в человеке произошли огромные изменения — некогда озлобленный и обиженный наркоман/алкоголик перевоплотился в здоровую полноценную личность и свободного человека, который готов развиваться и строить гармоничные отношения.

Почему программа 12 шагов так эффективна?

Программу хвалят и люди, уже прошедшие ее с успехом, и только встающие на путь выздоровления зависимые. Членам программы импонирует осознание того, что их действия — их свободный выбор, программа не подразумевает ограничения, не ставит рамки, она лишь помогает человеку осознать себя и свою проблему и указывает путь к здоровой жизни. В программе нет раздражающего и угнетающего подчинения авторитету, нет диктатуры, каждый из членов терапевтического сообщества равноценен, каждый готов предоставить добровольную помощь.

Программа дает такое необходимое объяснение того, как жить без веществ, изменяющих сознание. Она шаг за шагом помогает человеку вновь открыть самого себя, вернуть утраченные перспективы и возможности, близких людей и любимую работу.

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА "12 ШАГОВ"?

Это самая эффективная программа лечения наркомании и алкоголизма. Она включает в себя работу по преобразованию личности страдающего от зависимости человека в личность выздоравливающего от этой зависимости.

При этом человек прекращает употреблять алкоголь/наркотики и начинает вести трезвый образ жизни, в котором руководствуется вновь обретаемым здравомыслием, постоянным осознанным контактом с Богом и другими выздоравливающими.

Первоначальной целью АА было помочь алкоголикам перестать пить. Это не была универсальная программа для всех людей. Тем не менее, программа "12 шагов" может помочь людям и с другими проблемами. Возникли уже другие общества, использующие шаги и принципы А.А., например "Анонимные наркоманы", "Анонимные кокаинозависимые", "Анонимные марихуанозависимые", "Анонимные обжоры" и др. Все они развиваются как отдельные организации.

Вот цитаты из литературы различных 12-ти шаговых сообществ, подтверждающие преемственность и универсальность программы 12 Шагов..Программа "12 шагов», получила известность благодаря деятельности организованного в 1934 году в городе Айкрон, штат Огайо, США общества «Анонимных Алкоголиков». Теперь общество "Анонимных алкоголиков" - это всемирно известная организация, объединяющая мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом и надеждами и поддерживают друг друга в попытке излечиться от алкоголизма. Это общество существует на добровольных началах. По данным Т.Горского пятнадцать обширных анкетных обследований людей, посещающих собрания "Анонимных Алкоголиков", в том числе семь исследований, проведенных самим А.А. показали, что от 40 до 50 % алкоголиков, посещающих А.А., становятся его членами на длительное время.

От 60 до 68 % этих постоянных членов достигают постоянного воздержания или снижения времени запоев.На обычном собрании А.А. 35% членов имеют срок трезвости менее одного года, 35 % - от 1 до5 лет и остальные 30 % ведут трезвый образ жизни более 5 лет.«В Сообществе Анонимных Наркоманов мы следуем программе, разработанной на основе программы Анонимных Алкоголиков. Более миллиона людей выздоравливали в АА, причем большинство из них были так же безнадежно привязаны к алкоголю, как мы к наркотикам. Мы благодарны Сообществу АА за то, что оно показало нам путь к лучшей жизни» («Анонимные наркоманы») «Мы хотим высказать признательность и благодарность Анонимным Алкоголикам за то, что они поделились своей программой с нашим основателем Джимом В., который на её основе создал программу Анонимных Игроков» («Новое начало».Сообщество Анонимные Игроки). «В мае 1985 года я начал группу 12 шагов, названной Анонимные Депрессивные. Я был убежден, что депрессивный человек тоже найдет силу и душевный покой, как и те, кто открыл это на первых собраниях Анонимных Алкоголиков. Это было таким первичным проектом, когда впервые в мире депрессивные люди собирались в общую группу взаимопомощи. Я обнаружил, что люди любых возрастов, убеждений, профессий могут постепенно выбираться из тюрьмы депрессии, если они действительно будут помогать друг другу, как группа поддержки, особенно по шагам, предложенным двенадцатишаговой программой. И эта группа теперь известна, как Анонимные Депрессивные.

Я вижу, что программа 12 шагов полезно сконцентрирована вокруг предмета-депрессии, и может помочь людям выбраться из изоляции и болезненного ощущения беспомощности, и они больше не будут чувствовать себя одинокими» («Анонимные Депрессивные»). «Мы используем 12 Шагов и 12 Традиций АА, заменяя слово "алкоголь" и "алкоголик" на "еда" и "обжора". 12 Шагов ведут человека к выздоровлению, а 12 традиций обеспечивают благополучие групп АО. Жизнь согласно принципам 12 Шагов дает нам силу жить без неумеренности в еде и освобождает нас от одержимости к еде. Мы продвигаемся от проблем с едой к более здоровой и счастливой жизни» (из брошюры «Анонимные обжоры»). «Программа Ал-Анон основана на Двенадцати Шагах, заимствованных нами у Анонимных алкоголиков. Мы пробуем пользоваться этими Шагами понемногу, день за днем, применяя их к нашим жизненным ситуациям вместе с нашими призывами и используя Молитву о спокойствии.

Столь полезный обмен мнениями между членами Ал-Анон, основанный на искренней симпатии друг к другу, и ежедневное чтение литературы Ал-Анон, подготавливает нас к тому, чтобы обрести бесценный дар спокойствия» (из брошюры Ал-Анон (Сообщество родственников и друзей алкоголиков)) «Алатин это важная составляющая Ал-Анона. Он использует 12 шагов АА, за исключением Двенадцатого, где фраза "...несли смысл наших идей другим алкоголикам" по необходимости заменена на "несли смысл идей другим людям"... Применяя по отношению к самим себе 12 Шагов АА, мы наполняем добром ум, сердце и душу» (из брошюры Алатин - Сообщество подростков – родственников алкоголиков) Работа каждого из этих сообществ основывается на программе "12 шагов", служащей индивидуальным руководством на пути к освобождению от зависимости, и на "двенадцати традициях", являющихся руководящими принципами или уставными нормами организации в целом. Знание 12 шагов имеет решающее значение для всех выздоравливающих людей по двум причинам: (1) Шаги работают, если вы следуете им; (2) Программа "12 шагов" не требует больших денежных затрат и доступна почти повсеместно. Поэтому эта программа стала так популярна среди людей, желающих излечиться от химической зависимости, созависимости и других компульсивных или адциктивных нарушений.