Болезни Военный билет Призыв

Психоанализ в психологии. Психоанализ – что это такое, основные положения и методы

В самом общем понятии– это стремление объяснить тайные причины тех или иных действий и мнений. Большая часть людей даже не задумывалась о том, что сознание – это лишь малая толика от всей психики. За его пределами расположилась мощная психическая машина, которая сформировывалась на протяжении долгих тысячелетий и работа которой недоступна самосознанию, точно также, как недоступно наблюдение за работой своей печени или других жизненно необходимых органов. Но как раз в этой глубоко спрятанной, бессознательной области психики таится начальный исток многих наших мыслей и ощущений.

Что представляет собой психоанализ?

Тут сочетается духовное и физическое. Психические несоответствия нормам перерастают в болезнь организма. Также здесь же составляются симпатии либо антипатии к конкретным особям, истоки ссор, которые порой так сложно разобрать. В бессознательном созревают все наши самые главные решения, намечаются побуждения как к геройским,так и к преступным деяниям, которых совсем не ждет ни тот, кто воплотит их в жизнь, ни его ближние. Все общественные, личные отношения, психология масс – все это строится на бессознательных мотивах.

Задачи психоанализа.

Первая и, пожалуй,самая основная цель психоанализа – это толкование того противоречивого, которое появляется в голове человека и в его отношениях с окружающими. Понятно, что психоанализ совершают все особи как с нормальной, так и с отклонившейся психикой, стоит им столкнуться только с чем-то, задевающим их натуру. Определение психоанализа в специальную и целенаправленную категорию, которая может представлять собой терапевтическое общение доктора со своим пациентом появилось уже в 20 веке – наверное из-за того, что сильные и неожиданные перемены в общественных отношениях людей привели многих из них к психическим дискомфортам различного рода.

В процессе урбанизации, повышающейся мобильности, стремительного культурного развития и прочих процессах, изменились устоявшиеся психологические связи в обществе. Появились не имевшие похожего в прошлом времени ощущения потери жизненного смысла, непреодолеваемого барьера поколений, одиночества и ненужности, невозможности к реализации своего я. Из-за всего перечисленного повысилось количество , болезней психического рода, преступлений в состоянии аффекта, самоубийств, все конфликты стали острее. Психоанализ в качестве медицинского направления и раздела психологии появился тогда, на заре ХХ века. Он не был только изобретением науки, принадлежащим гениальному уму. Он помимо этого стал ответом на социологические изменения, которые потребовали специальной личностной адаптации в ситуации возникшего отдаления людей и опасной конфликтности.

Вся неповторимость психоанализа сотоит в том, что он появился на грани, связывающей медицину, науку и общение. Этим также можно объяснить и его научную революционность, сверхсильный интерес к нему массовой общественности а также ряд обвинений, упреков, решений о безнравственности и обмане, которые отовсюду повалились на бедных психоаналитиков. Психоанализ распахнул двери в новую эру человеческого самопознания.

История психоанализа.

Тернистая дорога развития психоанализа необычна и своеобразна. Встреченный упреками и недоверием в академических кругах, он, по прошествии определенного времени, заполучил популярность, которую по масштабам можно сравнивать только с известностью марксизма,например, и разных мировых религий. Будучи придуман своим изобретателем как метод излечения от неврозов и теория духовного развития, психоанализ скоро стал философией каждого человека и целой культуры, оказался в самом эпицентре общественной и политической жизни. Можно прибавить, что в нацистской Германии рукописи великого Фрейда были уничтожены огнем, а в СССР – спрятаны в специальные хранилища. Уже в 20 веке психоанализ стал известен на весь мир.

Некоторые рукописи Фрейда и его последователей были изданы в 20-30 годы в русской версии в основанной профессором. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке». На протяжении нескольких десятков лет психоанализ был официально запрещен. И только к середине 80-х годов повсеместно начали издаваться книги Фрейда, Юнга, Адлера и других бессмертных психоаналитиков. Знакомство со структурой личности и наукой психоанализа ни для кого не пройдет бесследно, любой человек, поняв его суть, превращается в более искушенного, более самокритичного, менее склонного к слепому доверию рекламе, броским плакатам, идеологическим лозунгам. Психоанализ взращивает в людях контроль над собой,терпимость, ответственность, уважение своей и чужой свободы. А это именно те необходимые качества, в которых мы наиболее всего нуждаемся и по сей день.

Какие тайны скрывает наша психика? Почему говорят, что «все мы родом из детства»? Почему мы упорно наступаем на одни и те же грабли и никак не можем выбраться из заколдованного круга не устраивающих нас отношений? Откуда берутся сновидения и о чем они пытаются нам рассказать?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся психической жизни человека, дает свои ответы созданный в начале XX века и подорвавший до основания психологию сознания психоанализ.

Революционные взгляды Зигмунда Фрейда, блистательного ученого начала XX века, не только перевернули науку психологию, но и оказали огромное влияние на всю западную культуру. Между тем, нельзя сказать, что выбор области деятельности, которой Фрейд позже будет предаваться со всей, свойственной лишь великим талантам страстью, был сделан им осознанно.

Зигмунд Фрейд (1856 г.рож.) происходил из бедной еврейской семьи, и поэтому, даже блестяще окончив гимназию в Вене, он не имел возможности заниматься чем-либо, кроме медицины и права – таковы были негласные антисемитские правила тех времен. Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета. С самого начала он больше хотел заниматься научными изысканиями, но денежные затруднения вынудили его к началу практики. Фрейд успел поработать и как хирург, и как терапевт, и как домашний врач, но свой выбор остановил на психиатрии и невропатологии.

Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений. Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли. С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику. Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.

В последние годы своей жизни Фрейд боролся с постоянной болью, вызванной тяжелейшей болезнью – раком лица. За 15 лет он перенес тридцать три операции, но не переставал работать: проводить исследования, читать лекции, издавать труды. Чем большую известность получали его воззрения, тем больше критики слышалось в его адрес, и с тем большей силой Фрейд парировал доводы своих оппонентов. В 1933 году нацисты сожгли груду его книг, на что Фрейд с юмором отреагировал, заметив, что это – прогресс, что в средние века сожгли бы его самого. В 1938 году, после захвата фашистами Австрии, Фрейду было разрешено уехать в Англию, где он и скончался годом позже.

История возникновения психоанализа

В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко. (Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.

В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой. Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу. Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования. То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием. До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало! Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.

Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие. Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево. Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна. Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо. Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей. Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение. Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее. Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

  • процедуры исследования психических процессов;
  • метод лечения невротических нарушений;
  • научную дисциплину.

Психоаналитическая практика

Пожалуй, при слове «психоанализ» у многих в голове всплывет картинка, часто анекдотично используемая в кинематографе:

Безучастный с абсолютно нейтральным выражением лица, порою бородатый (чтобы уж совсем не было видно никаких эмоций), аналитик сидит за своим столом, а пациент располагается в полулежащем кресле или на кушетке чуть ли не спиной к аналитику и что-то там рассказывает о своей жизни. Аналитик иногда отпускает реплики, но в целом не препятствует и не форсирует поток речи пациента. По характеру происходящего видно, что пока пациент изливает душу, психоаналитик погружен в свои собственные мысли и не слишком следит за процессом.

Смысл всего этого действа не очень-то понятен, и часто люди искренне удивляются за что психоаналитикам «платят такие деньги!».

На самом деле процедура психоанализа внешне выглядит почти также, за исключением того, что в момент рассказа пациента аналитик предельно сосредоточен — ведь именно в этот момент он в «режиме реального времени» проводит анализ всего, что доверяет ему пациент. Клиент во время психоанализа действительно располагается не напротив аналитика, а чуть в стороне, но так, чтобы при желании он мог повернуть голову и увидеть выражение его лица. Эмоции на лице аналитика обязательно есть, и эти эмоции должны показывать человеку: «я принимаю все, что Вы говорите, я не осуждаю, не морализирую, не выношу приговор».

Главной задачей аналитика является высвобождение подсознательных мыслей и чувств так, чтобы с ними можно было работать сознательно. Для этого и создается атмосфера расслабленности и доверия с одной стороны и полного нейтралитета с другой. Правило нейтралитета заключается еще и в том, что в психоанализе запрещены любые личные контакты пациента и аналитика: никаких рукопожатий, не говоря уж о большем. Пациент не должен знать подробности личной жизни психоаналитика, достаточно того, что он знает его профессиональные данные.

Цель психоанализа – высвободить заблокированную энергию и позволить ей свободно реализовываться, делая человека свободнее и счастливее. Считается, что путем осознания причин подавленных влечений и осознания наличия комплексов, можно, хоть и не без труда, найти приемлемые формы выражения Ид, а также сделать Эго человека сильным, самостоятельным и более независимым от Супер-Эго.

Труды Фрейда и психоанализ и сегодня нередко подвергаются критике, но введенные им понятия Оно (Ид), Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, сублимация, защитные механизмы сегодня понятны не только ученым, практикующим психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и просто культурно образованным людям. Психоанализ находит свое отражение в литературе и искусстве, включая кинематограф, в антропологии, этнографии, педагогике и социологии.

Психоанализ - это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX - первой трети XX в.
В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.
Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе применяется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов - потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.
Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.
Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.
Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа - индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.
Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.
К. Юнг, один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа - аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта - они существуют уже при рождении в виде архитипов, которые унаследованы от предков.
А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Лекция, реферат. 4. Психоанализ как одно из направлений в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Сущность метода психоанализа З. Фрейда (концепция)

Психоана́лиз - психологические теории и методы, направленные на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.

Зигмунд Фрейд (6.5.1856) – австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа.

Сущность психоанализа

1.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

2.Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

3.Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Основные идеи психоанализа

Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

Суперэго («Сверх-Я»)

Ид («Оно»)

25. Философия экзистенционализма, ее специфика, основные проблемы, персоналии.

Экзистенциали́зм (от лат. exsistentia - существование), философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр . Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля).

Экзистенциальная философия - это философия бытия человека.

Философия экзистенциализма - иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно разделяет мир на две сферы - объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека - это свобода личности от общества.

Ма́ртин Ха́йдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 - 26 мая 1976) - немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах. Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), Хайдеггер последовательно проводит различие сущего и бытия, онтического и онтологического способа подхода к миру. Как философ Хайдеггер сформировался под влиянием своего учителя Гуссерля. Разрабатывая его идеи, ранний Хайдеггер развил некоторые мысли, которые в дальнейшем вдохновили Сартра на создание экзистенциализма. Однако сам Хайдеггер к этому направлению не примкнул, а вместо этого, находясь целиком в «лаборатории» Гуссерля, приступил к созданию т. н. фундаментальной онтологии. Развитием её он занимался до конца своих дней.