Прямая речь как оформляется в русском языке. Как оформлять прямую речь. Строение косвенных предложений
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала:
– Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
- Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
- Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
Лермонтов
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:
- «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» – воскликнул я невольно.
Лермонтов
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
«Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
– Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
- – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
- – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
– Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?
Лермонтов
– Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.
Чехов
– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
– Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
- – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
- «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».
- Прямая речь в начале и конце предложения.
Проще всего, когда прямая речь ничем не прерывается, например так: «Я никогда не смогу это запомнить,» - сказала школьница в отчаянии. Прямая речь здесь является законченным предложением, поэтому берется в кавычки с обеих сторон (стоит обратить внимание, вопросительные и восклицательные знаки, многоточия также находятся внутри кавычек, ведь они являются частью этого предложения). После кавычек по правилу ставится тире, а запятая или знак конца предложения остаются внутри (именно в этом порядке), точнее говоря, в рукописном тексте кавычки находятся вверху строчки, поэтому невозможно строго отличить, внутри кавычек или за кавычками стоит запятая. Но смысл ее – заменить точку, если в конце предложения предполагается точка, поэтому при набирании печатного текста, когда знаки находятся на одном уровне, она никак не может оказаться после кавычек. Затем, после того, как поставлен знак в конце предложения (уточню еще раз: либо запятая, либо вопросительный, восклицательный знак, либо многоточие), а кавычки закрыты, с маленькой буквы пишутся слова автора. Если поменять эти части местами, то получится так: Школьница сказала в отчаянии: «Я никогда не смогу это запомнить!». Поменялось очень многое: слова автора теперь с большой буквы, ведь это начало предложения, после них и ПЕРЕД прямой речью необходимо двоеточие, а не запятая и тире. На схемах это выглядит так:
«П.Р.,» - а.
А: « П.Р.»
Иными словами, от перестановки местами авторской или прямой речи зависят и знаки, хотя смысл ни капли не меняется. - Слова автора внутри прямой речи.
Немного сложнее становится, когда слова автора вклиниваются внутрь прямой речи, хотя принципы остаются теми же. Например, возьмем такое предложение: «Я никогда не смогу этого запомнить, - сказала школьница, - это слишком сложно!». В данном случае слова автора оказались в середине, поэтому они пишутся с маленькой буквы, с двух сторон у них оказались запятая и тире, а кавычки закрылись уже после окончания прямой речи, несмотря на то, что внутри слова автора. При этом вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, ведь предложение не было закончено.
«П.Р., - а, - п.р.»
- Прямая речь, «обрамленная» словами автора.
Может быть и так, что слова автора «обрамляют» прямую речь: Школьница сказала: «Я никогда не смогу этого запомнить,» - и порвала черновик. В данном случае важно не перепутать тире и двоеточие, двоеточие ставится после слов автора и перед прямой речью, а тире, наоборот, перед словами автора.
- Знаки конца предложения.
Очень важно помнить, что после прямой речи, которая теоретически оканчивается точкой, эта точка меняется на запятую, затем идет тире и т.д. НО! Если прямая речь заканчивается не точкой, а восклицательным, вопросительным знаком или многоточием, этот знак остается на своем месте, а запятую ставить не надо. Между прямой речью и словами автора будет только тире.
- Косвенная речь.
Важно не путать прямую речь и косвенную, ведь косвенная отличается только формально, именно тем, что она не сопровождается всеми этими пунктуационными сложностями. Косвенная речь оформляется при помощи придаточного предложения, описательно передает содержание прямого высказывания субъекта и выглядит так: Школьница сказала, что она никогда не сможет этого запомнить… Здесь есть только запятая, обусловленная придаточным предложением.
- «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
- Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
- «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
- «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.
- Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:
1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»
2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!» - Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:
«Ты куда сейчас идешь?» - спросил я насупившегося друга. - «А тебе зачем знать?» - «А вдруг нам по пути?» - «Вряд ли». - «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
- «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
- «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
- А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
- А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
- А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»
- Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
- Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.
- Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.
- Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.
- Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.
- Мама сказала, что лучше взять зонт.
- Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.
- Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
- Я спросил, будет ли он доедать борщ.
- Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
- Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
- Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.
В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь
и диалог
.
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Условные обозначения:
П
– прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п
– прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А
– слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а
– слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
УпражнениЕ
И ему сказал отец_
_
Ты, Гаврило, молодец!_
(Ершов)
Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).
Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).
Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)
Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .
О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна_
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна_
.
(Ершов)
Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).
Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)
Говорит ему девица_
_
Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!_
(Ершов)
Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).
Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).
Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)
Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).
Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)
На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).
Прямая речь - это способ передачи чужого высказывания, сопровождаемой авторскими словами.
1. Прямую речь нужно выделять кавычками.
Прямую речь начинать писать с большой буквы.
Таня, нежно обняв мать за плечи, пыталась успокоить ее: "Ты не переживай, мама".
3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с большой буквы. Предложения с прямой речью:
"Я тебя никому не отдам", - взволнованно прошептал Антон.
"Кто там?" - испуганно спросил Пашка.
"Бежим скорее!" - крикнул Сережа.
1. Если на месте, где прямая речь разрывается, не должно стоять никакого или должно быть двоеточие, тире, запятая или точка с запятой, то авторские слова следует с двух сторон выделять запятыми и тире.
"Знаете ли вы, - начал он, - о Вильямсе Гоббасе и его интересной судьбе?"
"Помнишь, - с грустью начала разговор Маша, - как в детстве с папой ходили в лес?"
2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов - точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так:
"Все закончилось так печально, - в слезах договорила Маша. - Но я даже не предполагала этого".
3. Если на том месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить восклицательный или то перед авторскими словами следует поставить данный знак и тире, а после авторских слов - точку и тире. Вторую часть следует писать с большой буквы.
"Почему в семь? - спросил Ваня. - Ведь сменяются в восемь".
"А, это ты, Надька! - сказал Даня. - Посмотри-ка на это. Ну как? Хороша?"
5. Оформление прямой речи при передаче диалога. В этом случае обычно каждую реплику необходимо начинать с новой строчки. Перед репликой нужно ставить тире, а кавычки не использовать. Пример оформления диалога:
Предложения с прямой речью
Ты ничего не ешь и все молчишь, хозяин.
Опасаюсь неприятельских встреч.
А далеко ли еще до Якупова?
Четыре лье.
Ха! Всего-то какой-нибудь час езды!
Дорога прекрасная, поднажмешь на педали-то, а?
- Нажму!
- Ууу! Поехали!
Оформление прямой речи в диалоге в иной форме: реплики можно написать подряд, каждую из них взять в кавычки и отделить от других тире. Например, «Дэзи! Дэзи!» - «Ну да, Дэзи; ну, что еще?» - «Вы выходите замуж!» - «Боже мой, я знаю! Уйдите же скорей!» - «Но Вы не должны. Не должны…» - «Я знаю. Но что же я могу сделать теперь?» - «Вы несчастны?» - «Не мучайте меня! Прошу Вас! Уходите!»
Правила оформления прямой речи на письме просты и доступны. Пишите грамотно!
Пунктуационное оформление прямой речи по сути тема очень простая. В данном случае важно различать прямую речь, косвенную речь и слова автора. Именно от этого зависит верная расстановка знаков препинания. Так, собственно прямая речь всегда берется в кавычки, но возникают проблемы, когда она начинается не с начала предложения или прерывается словами автора или еще как-то усложняется ее структура. На все эти варианты усложнения существуют способ правильного пунктуационного оформления, которые удобнее всего обобщить в схемах.
Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания - кавычек.
Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.
Что такое прямая речь?
В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:
Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.
Оформление конструкций, передающих чужую речь
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.
Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.
Схемы предложений
Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.
Это примеры цельных прямых предложений
Схемы «разорванной» прямой конструкции
Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.
Применение прямой речи
Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.
Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.
Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.
Что такое косвенная речь?
Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».
Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:
Строение косвенных предложений
Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:
Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:
В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.
Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:
Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.
Союзы и союзные слова для передачи чужих слов
В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:
Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:
При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:
Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:
При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.
Несобственно-прямая речь
Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.
Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.
Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.
Диалог
Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:
Учитель спросил:
Почему тебя не было на уроке?
Я ходил к врачу, - ответил ученик.
Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.