Болезни Военный билет Призыв

Противоборство французской и итальянской школ фехтования. За будущее фехтования. Наука побеждать. Итальянская школа фехтования

У каждого человека существует свое представление об итальянском фехтовании. Вследствие этого всегда возникают заблуждения относительно того или иного вопроса, касающегося этого вида воинских искусств.В этот раз мы постараемся упорядочить исторические данные и расставить все на свои места, благодаря исследованиям, проведенным Гранд Маэстро Олегом Мальцевым и его коллегами, на основе изучения старинных книг, трактатов и других древних источников, находящихся в открытом доступе.

Для этого мы будем использовать два подхода: общественный и научный. Общественный подход показывает ваше восприятие итальянского фехтования в свете исторических документов.Научный подход показывает, как можно было бы воспринимать итальянское фехтование с научной точки зрения при сопровождении этих документов некоторыми комментариями.

Live Broadcast with Grand Maestro Oleg Maltsev. Italian Fencing School.Science of Victory#LiesAndTruthAboutMartialArts #MartialArts #GrandMaestroOlegMaltsev #IgnoranceLiquidation #SpeculationsOverview #Weapons #HistoryOfMartialArts #CriminalTraditions #WeaponHistory #LiveBroadcast #ItalianFencingSchool

Gepostet von Lies and Truth about Martial Arts am Donnerstag, 20. Juli 2017

Представьте себе некую временну́ю линию. В обществе принято считать, что 1500 год – это точка отсчета, когда в Болонье появился первый безымянный трактат по фехтованию, и именно он считается первым документом. Предлагаем взглянуть на хронологию истории итальянского фехтования из 17 шагов с учетом написанных трактатов:

1523 год – AntonioManciolino (Антонио Манчиолино)– трактат «OperaNova»
1531 год –CamilloAgrippa(Камилло Агриппа)
1536 год – AchilleMarozzo (Акилле Мароццо). Его трактат «OperaNovadell’ArtedelleArmi»переиздавался до XVII века.
1539 год – FrancescodiSandroAltoni (Франческо ди Сандро Альтони)
1553 год – CamilloAgrippa (Камилло Агриппа)
1570 год – GiacomodiGrassi (Джакомо ди Грасси)
1572 год – Giovannidall’Agocchie (Джованни далл’Агокки)– три книги об искусстве обороны
1575 год –AngeloViggiani (Анджело Виджиани)
1580 год – GirolamoCavalcabo (Джироламо Кавалькабо)
1601 год – MarcoDocciolini (Марко Доччиолини)
1606 год –SalvatorFabris(Сальватор Фабрис)
1606-1608 годы –NicolettoGiganti(Николетто Джиганти)
1610 год – RidolfoCapoferro (Ридольфо Капоферро)
1640 год – FrancescoAlfieri (Франческо Альфиери)
1670 год – GiuseppeMorsicatoPallavicini (Джузеппе Морсикато Паллавичини)
1686 год – FrancescoAntonioMarcelli (Франческо Антонио Марчелли)
1696 год –BondidiMazo (Бондиди Мацо)

Следует поговорить о некоторых неприятностях этой хронологии. Первое, что бросается в глаза – это то, что вряд ли среди итальянцев найдется кто-нибудь, кто прочел все эти документы. Достаточно непросто было выстроить трактаты хронологически, и то, это лишь основные более или менее известные работы. Есть множество других работ, не включенных в хронологию по разным причинам, например, по причине их отсутствия в открытом доступе, хотя в рамках исследования были изучены и такие книги. Но все ученые ссылаются именно на работы, представленные в хронологии. Потому мы не говорим о криминальной традиции, о генуэзской и неаполитанской школах фехтования, о документах, написанных в Сицилии. Речь идет только об официальных документах, о более или менее знаменитых трактатах, которые, согласно классической истории и общественному мнению, составляют итальянское фехтование, хотя на основании этих документов можно разобраться, например, в апулийской и калабрийской школах фехтования лишь частично.

У каждого человека свое мнение по поводу написанного в трактатах. Кроме того, оно серьезно «разбавлено» мнением мастеров по этому поводу. Как говорится, сколько людей, столько и мнений, потому этот и без того внушительный пакет документов умножается еще на количество мнений разных людей. Представьте только, какую библиотеку нужно создать, чтобы учесть все мнения –компетентные или некомпетентные, и разобраться в итальянском фехтовании таким образом, чтобы этовсем понравилось? Получается так: есть люди со своим мнением по этому поводу, и есть исторические документы. То, о чем говорится в документах, в подавляющем большинстве случаев противоречит их мнению. Как видите, самая большая проблема заключается в том, что большинство людей имеют мнение не на основании этих документов,– они их даже не читали, – а на основании тех, кто преподает им воинское искусство.

Обратите внимание, с какой частотой в то время издавались трактаты. Один только этот факт должен навести умного и здравомыслящего человека на определенную мысль, ведь сегодня с такой частотой трактаты не издаются. Получается, что тогда эти трактаты были нужны, а сейчас в них почему-то нет необходимости. Сегодня вместо трактатов есть люди, которые не пишут никаких трудов, а декларируют свое мнение в спортзале или на полигоне, где они всем демонстрируют какие-то приемы. Они не пишут никаких трактатов, поскольку это выглядело бы смешно. В связи с этим возникает много серьезных противоречий между вашим мнением, желанием повторять за своими мастерами и представленными историческими документами.

Нельзя не заметить интересный факт: большинство известных фехтовальщиков – венецианцы. Родиной многих из них Венеция не является, но они провели там всю жизнь. Почему Венеция, спросите вы? Дело в том, что в тот момент времени Венеция, Генуя, Болонья и Сицилия не были частью Италии.

Эта хронология представляет собой взгляд общественный. Разумеется, вы можете начать изучать трактаты из этого списка, но в отличиях итальянского фехтования от других видов фехтования (французского, немецкого, испанского и др.)нам еще предстоит разобраться.Чтобы разобраться в этом, мы будем опираться только на труды знаменитых фехтовальщиков.Несомненно, первым знаменитым фехтовальщиком Италии был Акилле Мароццо. Он жил в Венеции и содержал там школу фехтования. Рядом с Мароццо можно поставить Камилло Агриппу и Джакомо ди Грасси, автора так называемого «Первого венецианского трактата». Следует отметить, что каждый из этих людей достаточно интересен как личность.

Представим вертикаль из трех уровней и рассмотрим три трактата, написанные для разных слоев общества.

  1. Трактат Джакомо ди Грасси, изданный в 1570 году, будет расположен в верхней точке этой вертикали, поскольку написан очень сложным языком, и вы бы вряд ли в нем разобрались самостоятельно. Ди Грасси открытым текстом пишет, что остальные вообще ничего не понимают в фехтовании. Он посетил все школы фехтования в Италии и за границей, и ему довелось видеть работу мастеров, их ошибки и глупости. «Первый венецианский трактат» Джакомо ди Грасси представляет собой курс академической аспирантуры для фехтовальщика, то есть написан для того, кто умеет фехтовать, но еще не все понимает в этом вопросе. В трактате отсутствует «наборчик приемов». Он содержит только науку фехтования. Однако автор оставляет за вами право самостоятельно подобрать под эту науку набор приемов, который, на ваш взгляд, соответствует этой науке.

2. Камилло Агриппа написал трактат для человека образованного, способного понять то, что здесь написано. Трактат был издан в 1553 году. В нем содержится описание и науки, и приемов.

3.Любимым трактатом большинства итальянцев является трактат Акилле Мароццо, изданный в 1536 году. Здесь описана работа всеми видами оружия: и ножом, и кинжалом, и даже техника работы голыми руками против ножа. Трактат Мароццо написан очень простым языком, и потому понятен каждому.

Заметьте, что периодичность издания трактатов составляет около 20-30 лет. В этой вертикали указаны даты издания, а не даты написания трактатов, и следует эти даты отличать. Конечно, есть и другие авторы трактатов, но в истории фехтования они не сыграли значительной роли.

Эти трактаты написаны в Венеции, притом таким способом, чтобы перекрыть всю вертикаль общественных сословий (высшее сословие, дворянское сословие и простолюдины). Некоторые утверждают, что Камилло Агриппа написал свой трактат в Риме, но, судя по всему, мало кому известно, что ранее этот трактат был опубликован в Венеции.

Если кратко охарактеризовать каждый трактат, то работа Джакомо ди Грасси – это описание науки, трактат Камилло Агриппы о том, как применяется наука, а трактат Акилле Мароццо о том, как повторять за теми, кто умеет фехтовать.

Среди выдающихся людей можно отметить следующих авторов.
1606 год – Salvator Fabris (Сальватор Фабрис) – «Пятый венецианский трактат»
1606-1608 годы – Nicoletto Giganti(Николетто Джиганти). Считается, что Николетто Джиганти «очистил» Венецианское фехтование от сложностей и в этом отношении повторил подвиг Акилле Мароццо.
1610 год – Ridolfo Capoferro (Ридольфо Капоферро)
1640 год – Francesco Alfieri (Франческо Альфиери)– «Второй венецианский трактат»

Пожалуй, это все ключевые трактаты, изданные в Италии. Эти семь венецианцев достаточно длительный промежуток времени являлись первыми лицами Венеции или современной Италии в области итальянского фехтования. Их никому не превзойти – слишком огромная величина. Кроме того, это всеми признанные люди, потому некоторым читателям придется смириться и признать, что вся система делится на Венецианскую, Болонскую и Генуэзскую школы, которые в то время не имели никакого отношения к Италии. И это не удивительно, потому что, например, Венеция была агрессивным морским государством, ведущим завоевательные войны, соответственно, им нужна была воинская система, которая помогала бы завоевывать и побеждать.

Далее в исторических источниках говорится, что в XVIII веке все это исчезает и остаются две школы фехтования: французская и неаполитанская. Смеем заметить, это достаточно сомнительное заявление, поскольку трактаты существуют до сих пор. Конечно, если их не подделали в XVIII веке и не оставили в таком виде до наших дней.

В некоторых документах говорится, что в XIX веке, будто из пепла, возрождается какая-то непонятная система на территории Италии, которая выглядит так: испанская школа фехтования, французская, неаполитанская, сицилийская и северная. И сказано, что итальянское фехтование – это смесь французского и испанского фехтования. Эти данные можно найти в выдержках, взятых из официального документа XIX века, где обсуждаются школы фехтования, а именно в«Трактате об использовании сабли и меча в итальянском фехтовании», написанном Альберто Бленджини в 1864 году. В книге даже приводятся фотографии поединков на шпагах и саблях против людей, вооруженных стрелковым оружием со штыком.

Как видим, до XVII века история вполне ясна и понятна.

Если выстроить все эти трактаты в определенном порядке, получится та же вертикаль сословий.Трактат венецианца Сальватора Фабриса подобен трактату Камилло Агриппы. «Пятый венецианский трактат» был написан им для дворян. Трактат Николетто Джиганти подобен труду Акилле Мароццо. Соответственно, можно сказать, что трактат Ридольфо Капоферро подобен трактату Камилло Агриппы, а «Второй венецианский трактат» Франческо Альфиери можно отнести к науке фехтования, о которой говорится в труде Джакомо ди Грасси.

По сути, можно сказать, что труды Мароццо и Джиганти написаны для солдат. Итальянцы очень любят эти книги за простоту их изложения. Книга Джиганти намного мощнее и сложнее книги Мароццо, но обе они полезны для изучения.Второй уровень – это уровень командиров. К этой категории относятся труды Агриппы, Фабриса и Капоферро, написанные для дворян и командиров. Трактаты для высшего эшелона (генералов, командующих, правителей) написаны ди Грасси и Альфиери. Измеритель Большой и Малой ложи показывает, что криминальная традиция (Малая ложа)ориентирована на работы Мароццо и Джиганти. Если сравнить труды Агриппы, Фабриса и Капоферро, то это разные трактаты с разными взглядами на фехтование, то есть три разных Больших ложи, к которым можно подставить любую из Малых лож. Этими сообществами правят Капо–Альфиери и ди Грасси. Их трактаты – идеологические, то есть задают идеологию и командный режим сверху вниз.

Уровень ди Грасси и Альфиери представлен одними и теми же руководителями, согласно венецианской преемственности поколений. Второй уровень представлен тремя категориями дворян: кому-то нравится трактат Агриппы, кому-то – труд Капоферро, кому-то – труд Фабриса, а некоторые изучают технику, изложенную во всех трех трактатах. Третий уровень включает два типа солдат: венецианские солдаты, подготовленные по книге Мароццо, и венецианские солдаты, подготовленные по книге Джиганти. Книги Мароццо и Джиганти обеспечивали эволюцию подготовки солдат на протяжении почти 100 лет. В них заложены 14 наборов из 14-ти венецианских движений, впоследствии ставших основными техническими элементами, используемыми солдатами. Что касается дворян, то у них гораздо больше технических элементов.На уровне ди Грасси и Альфиери останется та же база, но знания будут расширены. Эту базу можно увеличить, используя ее другими способами и добавляя технические элементы. Изначальная Венецианская система включает в себя 36-38 базовых технических элементов.

Возникает интересный вопрос: что же делали остальные 11 маэстро? С тех времен ничего не изменилось. Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей сегодня преподают фехтование – их уже далеко не 17. И то, в приведенной выше хронологии представлено всего 17 авторов лишь потому, что в ней не учтены документы Генуи, Венеции, Неаполя и Испании. Если собрать документы всех библиотек Италии, их количество возрастет до 200 или 300. Однако ученые в один голос заявляют, что ничего выдающегося в этих документах нет, поскольку все выдающееся было сделано в период до XVII века Венецианской школой фехтования.

Итак, пришло время подвести итоги. В результате проделанной работы появилась система, на которую можно опираться в дальнейшем. Вряд ли кто-то станет оспаривать авторитеты этих людей. Следующим шагом предстоит разобраться, какой вклад в фехтование сделан каждым из этих людей, исходя из написанных ими трактатов, и определить все отличия итальянского фехтования на разных уровнях вертикали сословий в соответствии с историческими документами.На данном этапе, важно, что нам удалось структурировать происходящее до XVII века.

Вы можете быть несогласными с этой классификацией, можете придерживаться другой классификации, но вряд ли вам доведется прочесть все эти книги. Прежде чем преподнести этот материал, Гранд Маэстро Олегу Мальцев у пришлось серьезно поработать в Италии, Венеции и Сицилии, изучить все эти трактаты и другие старинные документы, чтобы разобраться в исторических событиях периода XV-XVII веков. Наши следующие статьи будут посвящены глубинному анализу трактатов и других школ фехтования.

Производные БИ: Известные последователи:

История

Наиболее ранний из известных трактатов по фехтованию, который частично описывал искусство боя и без оружия, известен как «Цветок Битвы » (итал. «Flos Duellatorum» ). Этот итальянский манускрипт, написанный Фиоре де Либери в 1409 году, имеет разделы по рукопашным приёмам, использование кинжала , короткого меча , длинного меча , алебарды и копья .

Ещё один важный трактат, написанный Филиппо Вади между 1482 и 1487 годами, называется «De Arte Gladiatoria Dimicandi» (англ.) русск. . Несмотря на разные стили применения оружия в этих двух книгах, работа Вади была основана на трактате Либери.

Существует версия, что стиль фехтования Вади является переходным между техникой Либери и мастеров болонской школы.

В XVI веке начали издаваться множество работ, посвящённых, как правило, режущим и колющим ударам шпагой. Однако частично в этих сборниках упоминались инструкции и по использованию других видов оружия. Общий обзор итальянских пособий по фехтованию XVI века включает следующий список комбинаций оружия: только шпага (либо меч), шпага и кинжал, шпага и разные виды щитов , шпага и плащ , шпага и латная рукавица , две шпаги, двуручный меч , только кинжал, кинжал и плащ, алебарда, спетум (англ.) русск. , глефа , протазан , протазан и щит, копьё, пика , рукопашные приёмы против противника с кинжалом.

В XVII веке, когда шпага окончательно вытеснила меч, появились новые руководства по использованию холодного оружия . Однако, несмотря на обилие комбинаций в прошлом веке, трактаты XVII века ограничивались описанием фехтования только шпагой (либо шпагой и кинжалом, плащом или щитом). С XVII до начала XIX веков итальянская школа фехтования почти не имела изменений.

В 1883 году министерством обороны Италии официально был принят трактат Масаниелло Паризе. Именно с этого периода начинается превращение итальянской школы фехтования в современный спорт. Стиль Паризе дошёл до наших дней практически без изменений, хотя в него и были добавлены некоторые приёмы.

Современное историческое фехтование в странах Европы и США имеет большое количество последователей, изучающих итальянскую школу фехтования и использующих трактаты XV-XIX веков.

Трактаты

Некоторые известные трактаты по фехтованию итальянских мастеров:

  • Фиоре де Либери (англ.) русск. («Цветок Битвы» (англ.) русск. , 1409)
  • Филиппо Вади («De Arte Gladiatoria Dimicandi», 1482-1487)
  • Пьетро Монте («Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea in Tris Libros Distincta», 1509)
  • Антонио Манциолино («Dardi school», 1531)

См. также

Напишите отзыв о статье "Итальянская школа фехтования"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Итальянская школа фехтования

Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников.
В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.
При начале мазурки Борис видел, что генерал адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)
Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад. Аракчеев, придерживая шпагу и злобно оглядываясь вокруг себя, прошел шагах в двадцати за ними.
Пока Борис продолжал делать фигуры мазурки, его не переставала мучить мысль о том, какую новость привез Балашев и каким бы образом узнать ее прежде других.
В фигуре, где ему надо было выбирать дам, шепнув Элен, что он хочет взять графиню Потоцкую, которая, кажется, вышла на балкон, он, скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился. Государь с Балашевым направлялись к двери. Борис, заторопившись, как будто не успев отодвинуться, почтительно прижался к притолоке и нагнул голову.
Государь с волнением лично оскорбленного человека договаривал следующие слова:
– Без объявления войны вступить в Россию. Я помирюсь только тогда, когда ни одного вооруженного неприятеля не останется на моей земле, – сказал он. Как показалось Борису, государю приятно было высказать эти слова: он был доволен формой выражения своей мысли, но был недоволен тем, что Борис услыхал их.
– Чтоб никто ничего не знал! – прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.
Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.

Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывавшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J"ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j"ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l"instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s"est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les lui delivrer, n"auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l"agression. En effet cet ambassadeur n"y a jamais ete autorise comme il l"a declare lui meme, et aussitot que j"en fus informe, je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l"ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n"est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu"elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s"est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n"a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d"eviter a l"humanite les calamites d"une nouvelle guerre.

В первой половине XVI века в Италии господствовала школа фехтования Ахилло Мароццо (1496-1576 гг.). В Мароццо главным образом видят первого выдающегося автора, написавшего об искусстве фехтования. Но вероятно, разумнее рассматривать его как величайшего учителя старой, грубой, неотшлифованной школы фехтования, опиравшегося на стремительность, ярость и озарение в той же мере, что и на тщательную подготовку и мастерство.

Мароццо был родом из Болоньи, но школу держал в Венеции. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из котороых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией.

Замечательна тем, что далеко обогнала любой другой трактат своего времени и предвосхитила главенствующее положение итальянских школ в деле фехтования . И после его смерти вышло еще три издания через довольно большие промежутки времени, — и, судя по всему, она пользовалась популярностью среди отдельных стармодных фетховальщиков даже в начале XVII века, когда процветали школы таких великих мастеров, как Фабрис, Капо Ферро и Джиганти.

Со второй половины XVI века стала преобладать колющая техника для шпаги и длинной рапиры, которая была мало пригодна для войны, но идеально подходила для смертельного поединка.

Первым трактатом по фехтованию, в котором было научно обосновано преимущество техники укола над рубящими ударами и защитных позиций над сложным маневрированием , было сочинение миланца Камилло Агриппы, изданное в 1568г. в Венеции. (« »; издавалось в 1553, 1568 и 1604 гг.)

Занимательно, что Камилло Агриппа был не профессиональным фехтовальщиком, а всего лишь любителем. Однако по своей профессии он являлся инженером (архитектором, математиком), благодаря чему смог внести новые рациональные элементы в искусство фехтования: «Прежде всего, он упростил поединок, выявив в нем четыре главные позиции. Пристальное внимание он уделял необходимости рационального движения оружием. При этом он использовал знание математики для вычисления оптимальных направлений ударов и сходных позиций и для выработки точных способов обороны. В его работе впервые описан выпад — важное атакующее действие.

Сальватор Фабрис родился в Болонье в 1544 году. Он объехал Испанию, Францию и Греманию. В 1590 году его пригласил ко двору датский король Христиан IV, большой любитель искусства фехтования, под его покровительством Фабрис опубликовал свой трактат. («De Lo Schermo overo Scienza d’Arme», Копенгаген, 1606). Искусство фехтования было делом его жизни. Наука о фехтовании обязана Фабрису тем, что он разъяснил многие малопонятные принципы, такие как: оппозиция, перевод оружия, круговые , финт, темп и дистанция. Фабрис был первым, доказавшим неоспоримое превосходство такой системы фехтования, в которой главной целью является быстрота действий и соблюдение темпа , на чем основывается тщательная подготовка атаки. Сочинение Фабриса имело такой успех, что за XVII век в Италии и Германии вышло не меньше пяти его изданий и столько же переводов или адаптаций.

Технологические, военные и социальные изменений влекут за собой и изменения внешнего вида оружия, а значит и техники им владения.
Закончился длительный период итальянских войн (с 1494г. по 1559г.). Это повлекло за собой появление оружия, изначально предназначенного для повседневного ношения и поединков в городских условиях, а не для боевых действий.
Так появилась рапира (rapiеr) — длинное, с более легким клинком, одноручное оружие, предназначенное для колющей техники. Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе.

СОВРЕМЕННОЕ ФЕХТОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

В середине текущего столетия, т. е. к моменту выхода совет­ских фехтовальщиков на международную арену, на XV Олим­пийских играх в международном фехтовании сохранялось устой­чивое, почти традиционное соотношение сил. На колющем ору­жии - рапирах и шпагах как в командных соревнованиях, так и в личных, безраздельно господствовали с переменным успехом французские и итальянские фехтовальщики. При этом итальян­ские фехтовальщики чаще имели преимущество в фехтовании на шпагах, а французские на рапирах.

В фехтовании на саблях в борьбе с итальянскими фехтовальщиками первенствовали венгерские мастера сабли. В командных финалах фехтования на шпагах нередко появлялись шведы (шпажисты из спортсменов современного пятиборья), оттесняя фран­цузских шпажистов. В финалах рапирных команд бывали египтяне, бельгийцы, немцы. В командную борьбу за призовые места в фехтовании на саблях часто включались французы, реже поляки и немцы. В женском фехтовании шла довольно ровная борьба между фехтовальщицами Венгрии, Италии, Франции, Германии, Голландии и Австрии.

Однако эта борьба в командных соревнованиях обычно закан­чивалась победой венгерских фехтовальщиц, а личные соревнования женщин проходили с переменным успехом фехтовальщиц перечисленных стран.

Наибольшее развитие фехтование получило в европейских странах. Фехтовальщики этих стран, кроме участия в ежегодных первенствах мира и олимпийских играх, выступают в много­численных традиционных международных командных встречах и личных турнирах.

Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Германии и Бельгии. Став между­народным, регламентированным правилами спортом в XIX сто­летии, современное фехтование находится еще под сильным влия­нием исторически сложившихся в XVII в. итальянской школы и в XVIII в. французской, являющихся классикой фехтовального спорта. Несколько позже, уже в начале XX столетия, получила всеобщее признание и венгерская школа сабельного фехтова­ния.

Понятие школы фехтования охватывает сумму определенных положений и требований в вопросах теории, техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки, а также конструк­ции оружия, сложившихся в процессе длительного и успешного культивирования данного вида спорта в законченную систе­му, строго отвечающую условиям своего времени, места и среды.

Однако широкое развитие фехтовального спорта, частые ме­ждународные состязания постепенно разрушают чистоту школ и школьный патриотизм фехтовальщиков, приводят к тому, что фехтовальщики воспринимают технико-тактические положения разных фехтовальных школ и выбирают конструкцию фехтоваль­ного оружия, которая больше соответствует их вкусу, темпера­менту и физическим качествам. Технико-тактические различия отдельных фехтовальных школ становятся все менее явными, все более неуловимыми.

Свободный выбор фехтовальщиками фехтовальной школы или отдельных элементов ее способствует развитию техники и такти­ки фехтования, методики обучения и тренировки в силу отсут­ствия при этом слепого преклонения перед непререкаемым авто­ритетом той или иной школы.

Существенным признаком начавшегося стирания искусствен­но еще кое-где сохраняемых границ фехтовальных школ является тот факт, что часть фехтовальщиков одной и той же страны при­держивается разных школ для различных видов фехтования (рапира, сабля, шпага). Так, венгерская школа фехтования на саблях признана во всех странах, в том числе и в тех, которые имеют свои школы фехтования на других видах оружия. Фран­цузские саблисты, например, в подавляющем большинстве при­держиваются венгерской школы сабельного фехтования. В то же время рапирное и шпажное фехтование в Венгрии находится под влиянием итальянской и французской школ.

Несмотря на идущий процесс смешения фехтовальных школ, на сегодня все же имеются некоторые различия между ними.

Французская школа фехтования на рапирах является во всех странах, культивирующих фехтовальный спорт, наиболее тонкой в техническом и в связи с этим наиболее сложной в тактическом отношениях. Французские фехтовальщики всегда были большими мастерами колющего оружия, уступая фехтовальщикам других стран в искусстве владения рубящим (сабля).

Техника, а вслед за ней и тактика фехтования в большой мере зависят от национальных школ фехтования и в немалой сте­пени от конструктивных особенностей спортивного оружия, в частности от конструкции рукоятки. Здесь, однако, следует отме­тить, что введение с 1955 г. в практику официальных соревнова­ний электрорапиры, оружия с утяжеленным и несколько хлестким клинком, ослабило различия во владении рапирой, связанные с устройством ее рукоятки.

Простая конструкция французской рапирной рукоятки и не­применение, в отличие от итальянцев, привязи рукоятки к кисти и лучезапястному суставу обусловливают менее плотное держа­ние рапиры и обеспечивают большую свободу и тонкость управ­ления движением рапиры при помощи пальцев. Такое держание рапиры развивает тонкие кинестетические и тактильные ощуще­ния, возникающие при соприкосновении с оружием противника, ощущения, которые носят название «чувства железа».

Боевая стойка «французов» (подразумевая под этим всех приверженцев французской школы) отличается от итальянской нешироко расставленными ногами, почти вертикально и не впол­не профильно поставленным корпусом, меньшей глубиной посад­ки, меньшей шириной стойки, меньшей профильностью корпуса, меньшим наклоном тела вперед. В связи с этим «французы» обладают большей легкостью и непринужденностью в маневри­ровании. Благодаря свободному и не глухому держанию рапиры «французы» легче «итальянцев» справляются с техническими за­труднениями ближнего боя. Кроме того, боевые позиции «фран­цузов» менее устремлены вперед, а в защитных движениях они не избегают движения оружия на себя.

Тактическая характеристика современной французской шко­лы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) легкая и тонкая игра клинком, обманные движения и мягкое маневри­рование;

2) мягкое вхождение в атаку в ожидании контрдей­ствий («атака с открытыми глазами»);

3) стремление к слож­ным завязкам посредством ложных атак;

4) нечастые силовые воздействия на оружие противника;

5) большое разнообразие приемов защиты и нападения;

6) широкое использование «чув­ства оружия» для ориентации в схватках боя.

Итальянская школа фехтования на рапирах также имеет до­статочное количество последователей в различных странах. Сло­жившись на почве дуэльного фехтования, эта школа носит на себе печать своего исторического прошлого (рис. 22). Существо­вавшие прежде приемы обезоруживания противника привели к особой конструкции рукоятки и способов ее держания.



Итальянская рапира имеет на рукоятке особую перекладину, обеспечивающую. плотное и мощное держание рапиры, которое усугубляется еще прочной привязью рукоятки к руке. Привязью достигается полная слитность рукоятки с кистью. Конструкция рукоятки, способ ее держания и привязывания помогают приме­нять силовые воздействия на оружие противника. Этим объясня­ется частое употребление «итальянцами» захватов, завязываний, ударов (батманов) по оружию противника. Такое держание ору­жия не дает в полной мере использовать работу пальцев при владении рапирой и до известной степени препятствует развитию тонкого «чувства железа». Боевая стойка, принятая итальянской рапирной школой, отличается некоторой статичностью (застылостью). Она немного шире стойки «французов» и создает впечатление более плотного стояния. Туловище наклонено вперед. Рука угрожающе устремлена вперед.

Однако резкого отличия между боевыми стойками этих двух рапирных школ в настоящее время нет. Прикосновения к оружию противника в защитных и активных действиях на оружие у «итальянцев» более резкие и ударные.

Защиты характеризуются стремлением «ловить» оружие про­тивника далеко от себя малыми смещениями гарды и в силу этого отчетливо выраженными выходами острия за контуры пора­жаемого пространства. Типично почти исключительное пользо­вание для защиты нижних секторов второй защитой.

Тактическая характеристика итальянской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) стремление к заранее за­думанным скоростным с самого начала атакам;

2) менее активная и менее разнообразная игра клинком;

3) склонность к примене­нию силовых приемов: действительных батманов и захватов;

4) отсутствие стремления к сложным комбинационным завязкам;

5) избегание ближнего боя, в котором возникают технические затруднения.

Венгерская школа фехтования на саблях, завоевавшая к на­стоящему времени всеобщее признание, самая молодая из всех фехтовальных школ. Эта школа - передовое, прогрессивное яв­ление в фехтовальном спорте. Авторитет ее велик, и на сегодня она признана лучшей сабельной школой в мире. Венгерские са­блисты - бессменные победители первенств мира, олимпийских игр и других международных состязаний по фехтованию. Среди саблистов Италии и Франции идет процесс перехода на.венгер­скую школу. Однако переход встречает затруднения в силу твер­до укоренившихся старых технико-тактических положений. Воз­никнув на базе итальянской сабельной школы, венгерская школа впитала в себя все самое рациональное из этой школы, отбросив ее догматические наслоения, пойдя по линии естественности и свободы движений, по линии раскрепощения и динамичности.

Особенности сабельной венгерской школы:

1) глубокое овладе­ние темпом, ритмом, характером движений и интенсивностью мышечных напряжений;

2) полная естественность и непринуж­денность боевой стойки, выражающаяся в ограниченном сгибе ног и узкой их расстановке, в далеко не профильном Положении корпуса по отношению к противнику, частом свободном опуска­нии вооруженной руки вниз и почти полном выпрямлении ног в неострые моменты боя;

3) преимущественное применение, атак, начинающихся вкрадчивым сближением с непреднамеренным за­вершением;

4) легкое и вариативное, т. е. с нередким перехва­тыванием, держание оружия;

5) обобщение и сокращение числа защит в целях достижения наибольшей быстроты их выполнения (почти исключительное применение только третьей, четвертой и пятой защит);

6) широкое применение атак броском (флеш-атак);

7) ярко выраженный наступательный стиль боя;

8) такти­ческая игра, основанная на обыгрывании в чувстве дистанции, чередовании ударов в темп и ответных ударов.

Исключительно большое влияние оказало венгерское сабель­ное фехтование на польских саблистов. Это влияние усилилось благодаря работе венгерского тренера Кэвеи в Польской Народ­ной Республике. Тем не менее польские фехтовальщики внесли в спортивную практику и теорию столько своего национального, что их фехтование приобрело особый облик, отличительными чер­тами которого является дальнейшее развитие естественности бо­евых положений и движений, крайняя подвижность и тактиче­ская активность, основанная на быстроте передвижений.

В фехтовании на шпагах наиболее совершенной является итальянская школа. Имея общую направленность и черты, сход­ные со своим рапирным фехтованием, она оказывается наиболее отвечающей правилам и характеру боя на шпагах. Держа ору­жие и руку смело устремленными вперед и постоянно угрожая уколом, «итальянцы» не слишком увлекаются «охотой за рукой», т. е. попытками нанести укол непременно в руку противника. Итальянские шпажисты, являющиеся на сегодня сильнейшими в мире, отличаются от большинства своих противников богатым арсеналом боевых приемов и действий, присущих рапирному фехтованию. Они широко применяют атаки на отдаленные части тела противника, ответные уколы в туловище и атаки второго намерения. Все это вместе взятое придает бою итальянских шпа­жистов динамический, насыщенный острыми моментами характер.

Шведы, начавшие культивировать шпажное фехтование позже Франции и Италии, не обладающие традициями и большим опы­том прошлого, внесли в шпажное фехтование своеобразие, не овладев, однако, общей фехтовальной культурой. Шведские шпа­жисты достигли большого командного успеха на XV Олимпий­ских играх, уступив лишь итальянцам. В дальнейшем их успехи резко снизились.

За последние годы резко повысилось мастерство венгерских шпажистов и особенно рапиристов, завоевавших на первенстве мира 1957 г. первое место. Рост мастерства в большой степени объясняется передовым характером всего венгерского фехтова­ния, свободного от консервативно-патриотических тенденций классических школ. Критически принимая все ценное, что имеет­ся в иностранных школах фехтования, венгерские спортсмены вносят в фехтование на колющем оружии прогрессивные идеи своего отечественного фехтования на саблях.

Таковы в общих чертах особенности существующих в настоя­щее время фехтовальных школ.

Вскоре после того, как первый человек выдолбил дыру в камне и насадил его на палку, соорудив топор, обработка камней была поставлена на поток. Из них делали не только топоры и молотки, но также ножи и наконечники для копий. И по большей части все эти инструменты и оружие создавались для охоты на зверей, а также с целью убийства ближнего своего.

Эпохи сменяли одна другую, каменные ножи становились бронзовыми, медными, железными и наконец стальными. Воинское искусство тоже совершенствовалось, сила уступала место технике и мастерству. Развитие фехтовального искусства шло рука об руку с развитием холодного оружия. Крупные мечи предполагали размашистые рубящие удары, а сабли и шпаги требовали большей ловкости и проворства. Современные стили фехтования сформировались на основе техник различных фехтовальных школ последних сотен лет.

Испанская школа фехтования

Одной из самых древних считается испанская школа фехтования, получившая наименование дестреза, что дословно переводится как мастерство. Сами испанцы утверждают, что в действительности слово “дестреза” означает синтез мастерства, философии и искусства. Основоположником этого стиля считается испанский дворянин Иеронимо Санчес де Карранза, который изложил методы своей школы в книге “Философия оружия”, написанной им в 1569 году. Дестреза была построена на основе не только боевых навыков, но и учений древнегреческих философов и знаний того времени о человеческой физиологии и биомеханике. Значительно дополнил теорию этой школы фехтования Жерар Тибо: он изучил и описал все движения рук и ног фехтующего, выявил закономерности и обозначил так называемый круг Тибо - схематичную окружность, в границах которой двигается фехтовальщик. Эта техника фехтования была сродни искусству и вобрала в себя отдельные философские положения, став таким образом неким учением или комплексом правил истинного испанского дворянина, наподобие японского кодекса самураев бусидо.

Владеющий дестрезой мог эффективно сражаться не только шпагой, кинжалом и одноручным мечом, но также двуручным мечом, копьем и алебардой.

Итальянская школа фехтования

До сих пор между историками не утихают споры, какая школа фехтования первична - испанская или итальянская. Известно, что упоминания о последней появились ещё в XV веке. В отличие от дестрезы итальянская школа подразумевает в основном фехтование шпагой, т.е. упор в этой системе приемов делается не на удары лезвием, а на колющие атаки.

Итальянская школа больше полагается на защиту и контратаки. Необходимый навык для бойца - умение не терять определенный темп в ходе поединка. Кроме того, фехтовальщик либо защищал вторую руку, намотав на нее плащ, которым в бою также мог отвлекать внимание противника, либо (это уже в более поздние времена) брал в нее кинжал, который использовался не для обороны, а для атаки.

Одним из основателей итальянской школы фехтования считается Фиоре де Либери - итальянский дворянин из обедневшего благородного рода. В 1409 году из-под его пера вышел трактат “Цветок битв”, который стал фундаментом, на котором впоследствии развивалась вся итальянская фехтовальная традиция.

Французская школа фехтования

Своими корнями французская школа фехтования уходит в итальянскую. Зародилась она в XV веке. Французы по большому счету тоже делали ставку на колющие атаки, но отличие от итальянцев старались в большей степени воздействовать на оружие соперника, что выражалось в многочисленных отводах, захватах и отбивании клинка. Они также использовали в сражениях две шпаги, которые вкладывались в одни ножны.

Интересный факт: современное спортивное фехтование произошло именно из французской школы. Именно во Франции изобрели специальную затупленную рапиру и защитную сетчатую маску на лицо.

Основоположником движения считается французский дворянин Анри де Сен-Дидье - участник многочисленных военных компаний. Он оставил после себя несколько трактатов, посвященных искусству фехтования, однако до наших дней дожил лишь его труд под названием “Секреты первой книги одноручного меча”, который датируется 1573 годом.

Польская школа фехтования

Искусство польского фехтования или “штука крыжова” (искусство креста) полно загадок и трагизма, и это, пожалуй, самая интересная история. Дело в том, что техника классической польской школы фехтования была утрачена, а потом воссоздана вновь, и произошло это меньше десяти лет назад.

В прошлом веке потеря знаний не охладила пыл польских фехтовальщиков, которые стали изучать историю этого искусства. Взяв за основу венгерскую школу, они дополнили ее своими приемами, которые удалось восстановить. Но эта их работа не носила системный характер.

Знаменитый польский фехтовальщик и актер Януш Синявский подошел к вопросу серьезно. Он нашел самый ранний исторический документ, в котором описывалось польское фехтование, т.н. “трактат Михаила Старжевского”, изданный в Варшаве в 1830 году, и изучил его. Но, к сожалению, документ оказался неполным и местами неточным.

Шли годы упорных изысканий, схема была почти раскрыта, однако все еще не хватало нескольких ключевых деталей. Так продолжалось вплоть до 2010 года, когда в руки исследователя неожиданно попал голландский документ XVI века, в котором описывалось мастерство польских саблистов. Недостающие элементы были найдены и система выстроилась.

Начать стоит с того, что классическим оружием польских шляхтичей была сабля-карабела. По части клинка она практически не отличалась от русских, кавказских или турецких аналогов, но набалдашник рукояти имел загиб, который делали в виде орлиного профиля. Поза саблиста при нанесении удара - легкий полуприсед и широко расставленные ноги, при этом вектор движения его клинка образовывал перед бойцом воображаемый крест из его собственного клинка и клинка противника. Отсюда и пошло название. В XVII веке на эту тему бытовала поговорка: “Венгр бьет наотмашь, московит - сверху вниз, турок - к себе, а поляк - на крыж (крест)”.

Русский стиль фехтования

Главным фехтовальным оружие в России долгие века оставались сабля и шашка. Они пришли к нам с Юга и из Азии после того, как тяжелые мечи начали терять свое актуальность.

Отличие русского стиля сабельного боя, как уже было сказано выше, заключалось в нанесении удара сверху вниз. При этом ноги в отличие от той же польской школы расставлялись не так широко, что позволяло быстрее приближаться к противнику почти вплотную, чтобы избежать атаки на дальней дистанции и нанести решающий удар. С начала XVIII века при Петре I офицеров начинают обучать обращаться со шпагой. Ещё больший размах преподавание этой дисциплины приобретает к 1817 году, когда французский фехтовальщик Александр Вальвиль выпускает в России свою книгу "Рассуждение об искусстве владеть шпагою", в которой он описал 30-летний опыт всех европейских школ.

В заключение надо отметить, что определить, какой конкретный стиль является лучшим, невозможно, поскольку каждый был порождением своей эпохи и основан на культуре и обычаях определенных народов. А так как эти техники дошли до нас, то значит прошли проверку временем.