Болезни Военный билет Призыв

Просодические компоненты речи. Паузы в нормальной речи и при заикании

Посредством анализа просодических и экстралингвистических характеристик воссоздается образ человека, особенности его речи, манера говорить, смеяться и даже плакать, т.е. все, что способствует проявлению психической индивидуальности.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Этими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

В деловом взаимодействии очень часто используются «риторические уловки», т. е. эмоциональные возбудители. Деловым людям важно вызвать не просто эмоции у собеседника, а именно те из них, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений.

Практически беспроигрышной в деловом общении является энергетика речи: ее экспрессия и тональная вариантность. Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» так описывает речевые возможности одного из героев - П. Верховенского: «Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно и не лезет за словом в карман... Выговор у него удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернышки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам нравится, но потом станет противно, а именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов»

На собеседника оказывает влияние и создает доверие именно единство манеры поведения и произнесения слов.

В деловой коммуникации при использовании вербальных и невербальных средств максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств.

Известный артист И. Ильинский в книге «Сам о себе» писал: «...Интонации человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль».

Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и пр.

«Освободите» голос В. Высоцкого от присущих ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и, взывая к размышлению, как и во имя чего жить.

Интонация может мгновенно перечеркнуть слова соболезнования или поздравления. Различают следующие характеристики голоса:

Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека. В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слов в минуту. Исходя из этого:

менее 200 слов в минуту - относительно медленная речь;

около 350 слов в минуту - относительно нормальная речь;

около 500 слов - относительно быстрая речь. Специалисты по вербальной коммуникации считают, что, например, для французов или итальянцев «нормальная скорость» обычно выше, чем у немцев. Поэтому так сложно переводить итальянские и французские фильмы на немецкий язык: синхронизация становится делом крайне тяжелым; при переводе с английского - проблема прямо противоположна.

Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе), либо самодовольству, малая громкость указывает на сдержанность, скромность,такт или нехватку жизненной силы, слабость человека, сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов. Рассказывают, что когда Черчилль готовился к выступлениям, то, работая с текстом, он делал пометки типа «аргументы слабые, усилить голос... »

Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос - мышление и голос сопровождаются повышенной эмоциональностью; высокий проницательный голос - признак страха и волнения; низкий тон голоса - это расслабленность, покой и достоинство.

На голоса накладывает отпечаток собственный характер. Так, низкий мужской голос под воздействием кинематографических клише стал признаком мужественности, и множество молодых людей в Америке сорвали голос, пытаясь им подражать.

Режим, или течение речи. Ритмическое говорение - богатство чувств, уравновешенность, как правило, хорошее настроение; строго циклическое, правильное говорение - сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина, педантичность, холодность чувств; округленная манера говорить - глубокая, полная эмоциональная жизнь; угловато-отрывистая манера - трезвое, целесообразное мышление. Кроме того, на восприятие информации может влиять и тембр голоса. Например, приятный тембр голоса способствует доверию. Вот цитата из античного источника по поводу Клеопатры: «У нее был чудеснейший голос, и благодаря своему обаянию она умела разговаривать со всяким. Сидеть и слушать ее было великое наслаждение, поэтому она и могла повергнуть любого: и человека хладнокровного, и немолодого».

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки.

Как уже говорилось выше, к экстралингвистическим средствам относятся паузы и другие вкрапления, такие, как вздох, плач, смех и др.

Во время взаимодействия людей иногда возникают паузы, причины которых весьма разнообразны:

чтобы придать дополнительную силу последующим словам;

в связи с тем, что собеседник задумался;

чтобы выиграть время для размышления;

как реакция на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать;

потому что говорящий отвлекся и др. Если один из партнеров отвлекся

(например, кто-то заглянул, приоткрыв дверь), то возникает пауза, за которой следует или задумчивое переспрашивание, или что-нибудь типа «впрочем...», «кстати...». Таким образом, пауза по своему значению в принципе ничего собой не представляет. Вместе с тем, как показывает практика, она зачастую несет в себе много больше информации, чем порой может содержаться в словах.

Смех считается антистрессовым фактором. Благодаря ему разряжается обстановка, снимается напряжение, он является оздоравливающим средством.

Люди смеются по разным причинам:

попалось на глаза что-то веселое или комичное;

ожидают чей-то подготовленной каверзы;

хотят продемонстрировать какое-либо отношение к партнеру, тогда смех бывает язвительный, злорадный, ироничный, циничный, безжалостный или неприязненный.

Бывает счастливый смех, демонстрирующий радость, удовольствие, одобрение, особенно когда человек слышит то, что хочет. Наконец, смех бывает искусственный, т. е. насильственный, вымученный, смех-маска, игра - для достижения каких-то намерений.

Во время разговора человек может произносить также разнообразные звуки, у которых нет словесного содержания, но они «говорят». Эти звуки могут иметь различное значение, в зависимости от той или иной ситуации. Произносящие такие звуки люди, как правило, не осознают этого, поэтому мы можем зафиксировать их повторяемость у одних и тех же людей. Так, например, есть люди, которые находят все, что происходит, трагичным,безысходным, поэтому они, не отдавая себе в этом отчета, постоянно вздыхают и постанывают.

Такие человеческие проявления во время коммуникации, как кашель или покашливание, не всегда свидетельствуют о специфических возбудителях (например, дыме), иногда это желание «нечто прокашлять». Подобным образом интерпретируются и часто проявляющиеся отдышки: когда человек «чем-то» терзаем изнутри, то он это «что-то» хочет символически отрыгнуть.

Итак, пара- и экстралингвистические особенности речи позволяют получить самую разнообразную информацию, дополняющую язык тела, и делать выводы о личностных особенностях человека, его характере, внутренних состояниях и чувствах.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнера, возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатие, например, делится на 3 типа: доминирующее (рука сверху, ладонь повернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь повернута вверх) и равноправное. Обычной формой выступает крепкое пожатие, а затем некоторое «потряхивание» рук. Если пожатие чужой руки слишком сильное или, наоборот, очень вялое, - это может произвести неприятное впечатление. Двойное рукопожатие говорит о глубоком уважении. Пожатия рук уместны во многих случаях: при встречах, поздравлениях, как выражение договоренности, дружбы. Если кто-то отказывается пожать руку в ответ на приглашение собеседника, он может показаться грубым и невоспитанным.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу или обнимание партнера за плечо, подчеркивает дружеские взаимоотношения. Однако для многих людей подобная форма проявления чувств просто неприемлема и неприятна.

Некоторым людям нравится любая разновидность прикосновений к ним. Другие этого не любят и недовольны навязчивостью со стороны собеседника.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Любой коммуникативный процесс пространственно и временно организован. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение определенного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух людей, так и в массовых аудиториях.

Точно также некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Например, приход своевременно к началу деловых переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах разработаны в деталях различные «допуски» опозданий с соответствующими их значениями.

Кстати, в разных культурах существуют различные стандарты расстояния, на котором допустимо общение. Поэтому латиноамериканец, для которого привычно более близкое расстояние в общении, пытается во время разговора с европейцем подойти к нему поближе. Тот начинает отступать. И каждый из них обижается: латиноамериканец считает, что европеец не хочет с ним разговаривать нормально, а европеец рассматривает американца как агрессора, вторгающегося на его территорию.

Одним из первых пространственную структуру стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей: детей, родителей, супругов, любовников, родственников, близких друзей;

личное, персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми: общение на вечеринке, официальном приеме, дружеском вечере;

социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении его мыслей.

Было замечено, что во время переговоров, когда один из участников решает завершить обсуждение или просто покинуть заседание, он непроизвольно поворачивается всем телом или направляет ноги в сторону выхода.

Угол, под которым люди располагают тело, также дает очень ценную невербальную информацию. Например, тела двух общающихся мужчин повернуты к воображаемой вершине треугольника. Это своеобразное невербальное приглашение третьему человеку присоединиться к их беседе, встав в этой точке.

От того, какое место за столом занимают участники общения, зависит эффективность деловой коммуникации. Различают четыре позиции сторон за столом.

Угловое расположение. Такая позиция характерна больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например врач - пациент. Такое расположение не мешает визуальному контакту, а также предоставляет возможность совершать множество жестов и замечать жесты собеседника. Угол стола служит частичным барьером, в случае агрессивного поведения собеседника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания - сблизиться, территориальное деление при этом отсутствует.

Кооперативное поведение необходимо для непосредственного делового взаимодействия. Когда одна задача или проблема решается совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения.

Конкурирующе-оборонительная позиция Положение партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников взаимодействия жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть «соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт вполне могут завершить коммуникацию. Вместе с тем такая посадка может свидетельствовать о субординации. Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конкретным. В реальной практике именно так садятся за стол переговоров.

Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и такую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например: на деловом совещании, семинаре и пр.

Наконец, составной частью невербальных средств коммуникации является образ человека, то, как он выглядит в глазах окружающих. Один из важнейших элементов образа - манера одеваться.

Старинная пословица гласит: «По одежке встречают... ». Как показывают исследования, в 85 случаях из 100 люди после первого знакомства составляют для себя образ человека по его внешнему виду. Первая минута встречи является решающей в создании социального и психологического партнера, она определяет характер дальнейших взаимодействий. Изменить первое впечатление впоследствии трудно. Следовательно, даже самому умному, доброму, общительному и доброжелательному человеку, уникальному специалисту, в конце концов даже гению необходимо быть внимательным к своему облику, если он хочет наладить хорошие отношения с окружающими. Множество примеров невербальной коммуникации зафиксировано в воспоминаниях немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже; в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо. Один уличный мальчишка крикнул мне вслед: «Смотри-ка, да ведь это француз». Впоследствии мне неоднократно представлялся повод к тому, чтобы вспомнить этот отзыв. Моя длинная эспаньолка, - единственное, что я не сбрил, - мягкая шляпка и фрак произвели на мальчишку впечатление чего-то экзотического»

Во все времена одежда выражала принадлежность к той или иной социальной группе, касте, конфессии или профессии. Форма одежды во многих случаях регламентировалась указами монархов, за нарушение этих указов виновников привлекали к суду.

Например, в 1615.г. в Чехии сейм объявил вышедший к тому времени из моды парчовый плащ официальной одеждой, без которого запрещалось появляться в Парижском Граде.

А в Российской империи в 1742 г. вышел указ, запрещавший лицам, не имевшим ранга, носить одежду из бархата.

В последнее время требования к одежде далеко не так категоричны, как когда-то. Однако и сейчас в развитых демократических странах предприниматели придают очень большое значение внешнему виду своих сотрудников и деловых партнеров.

Многие ситуации современной жизни требуют строго определенной формы одежды. Это прежде всего протокольные мероприятия. Протокол не позволяет женщине появиться на приеме у монарха в мини-юбке.

Граждане и гражданки, пришедшие на аудиенцию к послу другой страны или министру в рваных джинсах, шортах и мини-юбках, могут быть просто не допущены секретарем высокопоставленного лица. Даже в приличный ресторан не пускают мужчин в шортах, без пиджака и галстука. Интересно, что в английском парламенте, например, летом - нельзя появляться в красном костюме. Это считается дурным тоном. А вот зимой можно.

Итак, образ, который человек создал, может усиливаться или ослабляться благодаря стилю одежды и внешнему виду.

Тут важно все - какой выбран фасон, цвет, материал для костюма; как скомбинированы украшения, парфюмерия, макияж, прическа; официальность или небрежность в одежде и т.д. Специалисты убеждены в том, что если человек сделал правильный выбор во всех деталях, его шансы иметь успех и пользоваться уважением в коллективе могут превзойти все ожидания. Если же выбор оказался неудачным, могут возникнуть множество ненужных и неприятных вопросов, которые запомнятся на долгие годы. Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно:

создает образ партнера по общению;

выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

является индикатором актуальных психических состояний личности;

выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Итак, в заключение этого раздела можно привести слова Гете: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи».

ПАУЗЫ В НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ И ПРИ ЗАИКАНИИ

Л. И.БЕЛЯКОВА, Е. А. ДЬЯКОВА

Паузы являются неотъемлемым компонентом речи. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмикомелодическую сторону интонации. Возникновение пауз связано с рядом причин. Самые короткие из них являются составной частью речевого потока и вызываются особенностями произношения смычных согласных, т. е. отсутствием звука в те моменты, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии, что составляет в среднем 0,1 с .

Паузы, обусловленные лингвистической конструкцией текста, т. е. лингвистические паузы, возникают на границах смысловых групп : между синтагмами и предложениями. Исследования, проведенные на материале английского языка, обнаруживают, что в процессе чтения длительность лингвистических пауз на границах синтагм не превышает 0,75 с, а между предложениями варьирует от 0,5 с до 1,5 с . Во время этих пауз может осуществляться так называемый "речевой " вдох, место которого определено структурными границами текста , . Лингвистические паузы возникают как при чтении, так и в ходе устного спонтанного высказывания.

Помимо лингвистических пауз, для спонтанной речи характерны паузы "нерешительности ", или хезитации. В отличие от лингвистических пауз, они располагаются не только на границах синтагм и предложений, но и внутри них, а также имеют большую продолжительность и могут сопровождаться нефонологическими вокальными образованиями .

Экспериментальные исследования показывают, что паузы хезитации имеют чрезвычайно широкие пределы варьирования и отражают тот аспект речи, который является наименее автоматизированным. Отмечена высокая закономерность появления пауз хезитации перед словами, которые обладают высокой информативностью или низкой предсказуемостью в данном контексте. Обнаружена связь между длительностью пауз и степенью трудности речевой задачи. Исследования позволяют сделать вывод о том, что во время пауз хезитации осуществляется планирование высказывания, при этом длительность пауз зависит от степени затруднений, связанных с выбором языковых единиц , .

Электрофизиологические исследования А. Н. Соколова показывают что паузы, возникающие в процессе речи, в большинстве случаев означают наличие речемыслительного процесса, совершаемого в ходе порождения высказывания,

Таким образом, представляется возможным рассматривать время пауз, возникающих в спонтанной речи, как время мыслительной деятельности, а время звучащей речи - как время моторной реализации этой деятельности.

Из логопедической практики известно, что при заикании, наряду с нарушением интонационной стороны речи, нарушается ее ритм, и потому работа над паузами составляет важную часть любой коррекционной программы. Считается, что обучение заикающихся речевым паузам может быть полезно для них с разных точек зрения. Так, паузу связывают с необходимостью сделать речевой вдох или осуществить

релаксацию в процессе речевого акта, а также с возможностью привлечь внимание собеседника особой интонацией.

Однако до настоящего времени отсутствуют какиелибо экспериментальные исследования, которые позволили бы сравнить процесс паузирования в норме и при заикании. Знание закономерности паузирования позволит выявить и некоторые новые теоретические аспекты механизмов этой речевой патологии. Это важно, кроме всего прочего, для разработки коррекционных методик обучения заикающихся плавной речи.

В настоящей работе проведен сравнительный анализ количества, длительности и локализации пауз, возникающих при чтении текста и монологическом высказывании у лиц с нормальной речью и заикающихся. Задача состояла в изучении особенностей речевого паузирования в норме и у заикающихся и выяснении связи пауз с проявлением судорог в мышцах речевого аппарата. Для ее решения определялась частота появления пауз, их длительность и место в речевом потоке, а также фиксировалось наличие судорожных проявлений в процессе чтения и монологического высказывания.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На магнитной ленте фиксировалось два образца речевой продукции испытуемых: 1) чтение текста объемом 200 слогов; 2) монологическое высказывание на тему "Моя работа ". Время на подготовку высказывания не превышало 1 минуты. По инструкции длительность высказывания должна была составить в среднем две минуты. Выбор темы второго задания гарантировал его доступность для всех испытуемых. Запись речи проводилась открытым способом. Перед началом записи в течение трех минут испытуемому задавалось несколько вопросов анкетного характера с целью адаптации его к условиям эксперимента. Затем последовательно предлагались речевые задания.

Записанные на магнитную ленту образцы речи испытуемых были обработаны по специальной программе на ЭВМ. При этом электрический сигнал с выхода магнитофона преобразовывался в последовательность прямоугольных импульсов одинаковой высоты, т. е. клиппсигнал. Импульсы отражали длительность звучащей речи, а их отсутствие - длительность пауз, начиная от 0,01 сек с точностью до 0,005 сек. В результате были получены последовательные значения временных интервалов звучащей речи и пауз.

Анализу подвергались только паузы от 0,1 с и выше, поскольку известно, что более короткий перерыв в акустическом сигнале может быть результатом произношения смычных согласных звуков . Сопоставление речевых образцов с клиппсигналом дало точную картину локализации пауз в речевом потоке. Кроме этого, в каждом речевом образце было подсчитано общее количество пауз (в процентном отношении) следующих длительностей (в секундах): 0,1-0,2; 0,2-0,3; 0,3- 0,4; 0,4-0,5; 0,5-0,6; 0,6-0,7; 0,7- 0,8; 0,8-0,9; 0,9-1,0; от 1 с и выше.

Достоверность полученных различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента.

Проявление судорожной активности мышц речевого аппарата в процессе чтения и монологической речи определялось визуально и аудитивно.

В исследовании приняли участие 39 взрослых заикающихся (24 мужчины и 15 женщин) и 16 человек со здоровой речью (9 женщин и 7 мужчин).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Характеристика речевого паузирования у лиц со здоровой речью. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 1. Как видно из рисунка, самые короткие паузы от 0,1 до 0,2 сек в речевых образцах испытуемых встречались наиболее часто. Их количество было практически одинаковым, как при чтении, так и в монологическом высказывании (20,8 % и 21,5 % соответственно, различия недостоверны: (a >0,1). В основном эти паузы являлись результатом произношения смычных согласных звуков и имели

место внутри слов. Реже они появлялись между словами, но никогда не возникали между предложениями.

В процессе чтения текста все паузы от 0,2 до 1 с возникали в основном на стыке между двумя синтагмами и реже между двумя предложениями, т. е. соответствовали синтагматическому членению текста. При этом паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с являлись наиболее характерными для процесса чтения (54,9 %). Длительные паузы - от 1 с и выше (наиболее длительные из них не превышали 1,3 с) возникали редко (5,3 %) и регистрировались только на границах между предложениями, что синтаксически соответствовало точке. Прослеживающаяся закономерность в локализации и длительности пауз у лиц без речевой патологии была синтаксически обусловлена, что свидетельствовало об успешном техническом отражении смысловой организации текста и адекватности его смыслового восприятия (т. е. понимания).

При реализации монологического высказывания паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с возникали значительно реже (39,1 %), чем при чтении (различия достоверны для пауз длительностью от 0,4 до 0,5 с и от 0,5 до 0,6 с, a

вокальные образования типа: "ЭЭЭ ", "МММ ", т. е. наблюдались явления, свидетельствующие о затруднениях, связанных с выбором языковых единиц, возникающих в процессе реализации высказывания.

Пример 1: "А потом... 1,33 с...лесная дорожка... 0,7 с...минут десять, пятнадцать... 2,915 с.... У нас на работе очень хороший коллектив... 1,465 c...ИЭЭЭ... 0,2 с...отношения... 0,62, с... у нас очень... 0,865 с... дружелюбные ".

Пример 2: "История института... 2,320 с... началась... 1,140 с... давно... 1,350 с...: ИИИ... 0,61 с... организация его... 1,69 с... была как... 1,11 с... организация высших женских курсов ".

Из примеров видно, что паузы длительностью от 1 с и выше являлись паузами хезитации, они отражали наибольшие затруднения, возникающие в процессе программирования высказывания на семантическом уровне.

Характеристика речевого паузирования у заикающихся. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 2. Наиболее короткие паузы длительностью от 0,1 до 0,2 с в среднем возникали так же часто, как и в норме (различия недостоверны, a>0,1). В отличие от нормы они в основном имели место внутри слов.

При чтении текста заикающимися длительность пауз имела более широкий диапазон, чем у лиц со здоровой речью. Самая длительная пауза достигала 15,58 с. Наиболее характерными являлись или очень короткие паузы - от 0,1 до 0,3 с (37,2 %), или длительные -, от 1 с и выше (19,7 %), причем длительные паузы возникали в 3,7 раза чаще, чем в норме. Паузы других длительностей, а особенно от 0,3 до 0,6 с при чтении текста встречались значительно реже, чем у лиц со здоровой речью (различия достоверны, a

Такое значительное уменьшение количества пауз, длительность которых в норме обусловлена синтагматической структурой текста, и, напротив, увеличение числа длительных пауз сигнализировало об искажении смыслового членения текста заикающимися.

Сравнение магнитофонных записей с эталонным текстом, предлагаемым для чтения, показало, что заикающиеся допускали многочисленные ошибки в прочтении слов. Наиболее часто такие ошибки выражались: а) в изменении грамматической формы слова (например: заглянет -> заглядывает, позолотой -> золотистой); б) в неадекватных заменах слов на основе фонетической близости (например, вместо: "Ствол в пупырышках - это осина " - > "Ствол в пустырниках - это осина "); в) в пропусках или вставках лишних слов (вместо: "Шум надвигался с угрожающей быстротой " -> "Шум с угрожающей быстротой ", "Утром я с собакой отправился в рощу " -> "Утром я со своей собакой отправился в рощу "); г) в неправильных ударениях.

Сделанные испытуемыми ошибки не корректировались, что приводило к значительным искажениям смысла продуцируемого ими текста. Это дало основание предполагать, что единства внешней и внутренней стороны процесса чтения у заикающихся не происходит и смысловое восприятие читаемого текста у них искажено. Можно думать, что основная задача заикающихся при чтении вслух заключается в обеспечении произносительной стороны процесса. Все произвольное внимание направлено на артикуляцию произносимого текста, а не на восприятие и передачу его смысла, что экспериментально подтверждает предположение Н. И. Жинкина о том, что у заикающихся резко снижен контроль за смыслом произносимого текста.

При реализации монологического высказывания длительность пауз в речи одного и того же заикающегося могла иметь еще больший диапазон, чем при чтении. Наиболее длительная пауза достигала 111,85 с. В распределении пауз отмечалась такая же закономерность, что и в процессе чтения: чаще всего возникали или очень короткие паузы - от 0,1 до 0,3 с (35,0 %), или длительные - от 1 с и выше (24,5 %).

В связи с выявленными особенностями в распределении пауз по длительности у заикающихся было

прослежено влияние типа судорог на характер распределения пауз. Известно, что клонический и тонический типы судорог различаются прежде всего длительностью своего проявления. Таким образом, было рассмотрено, влияет ли длительность речевых судорог на длительность пауз, имеющих место в речевой продукции заикающихся. С этой целью из числа обследованных заикающихся были отобраны лица с преимущественно клоническим типом речевых судорог (6 человек) и с преимущественно тоническим типом речевых судорог (6 человек). Заикание у всех было выражено в тяжелой степени. Результаты сравнения показали, что у заикающихся с клоническим типом судорог (рис. 3) более половины всех пауз были короткими - от 0,1 до 0,3 с (57,8 % - при чтении и 54,4 % - при монологическом высказывании). При анализе выяснилось, что эти паузы появлялись в результате речевой судороги,

которая приводила к многократным чередованиям пауз с частью слова, слога, с недифференцированными звуками. Длительные паузы от 1 с и выше у этих заикающихся появлялись крайне редко (4,5 % и 6,4 % соответственно).

Напротив, для речи заикающихся с преимущественно тоническим типом судорог (рис. 4) наиболее характерными были паузы длительные - от 1 с и выше (43 % при чтении и 46 % при монологическом высказывании соответственно), короткие же паузы - от 0,1 до 0,3 с - встречались значительно реже (22,2 % и 19 % соответственно). Вышеуказанные различия в количестве пауз между заикающимися с клоническим и тоническим типом судорог достоверны (a

Анализ текстов показал, что длительные паузы (от 1 с и выше) в речи заикающихся с тоническим типом речевых судорог сопровождались явлениями, противоположными тем, которые были характерны для пауз хезитации. Например, при локализации судорог в голосовом отделе речевого аппарата остановки речи были внезапными, слова, предшествующие паузе, произносились в более ускоренном темпе и обрывались резко. Появление недифференцированных звуков было связано с попыткой начать речь, прерванную судорогой, что выражалось в особо напряженном или сдавленном звучании голоса.

Пример 3: "Моя будущая... 0,52 с.... специальность... 1,340 с... там* ... ...5,305 с... Э* ... гегеофизик... ... 0,250 с... Ну** ... 1,87 с... эта специальность как это** ... 11,895 с... ... ГМ* ГМ* ... 1,490 с... эта специальность очень... 0,145 с... ГМ* ... 0,500 с... ... ГМ* ... 1,490 с... ИИИ** - интересная... 8,765 с... . На занятиях... 78,700 с... мы на занятиях 8,800 с изучаем минералы ".

Пример 4: "Я начну с того... ... 1,195 с... Этоо* ... 0,350 с... почему я выбрал такую специальность... .... 1,195 с... ЭЭ* ... 0,250 с... ЭЭ* ... ... 0,700 с... ЭЭЭ* ... 0,430 с... ЭЭЭ* - наша специальность... 1,280 с... ... ЭЭЭ* - ну завязана... 1,575 с... ... ЭЭЭ* - это и авиация это и МММ* ... 0,350 с... вот... 1,520 с... это ведь... 0,510 с... Э* ... 1,425 с... почти все турбинные двигатели ".

При локализации судорог в области артикуляционного аппарата паузы от 1 с и выше часто возникали при попытке произнести смычный согласный звук. При этом они соответствовали длительности смычки органов артикуляции перед взрывом.

Пример 5: "Можно ис... 8,475 с... (п)*** ... пользовать свежие поми... 1,100 с... (д)*** ... доры, ... 0,805 с... (т)*** ... томатпасту... 0,755 с... это самоеЕ0,750 сЕ(ч)*** Ечеснок и соль и... 2,140 с... (п)*** ... перец.

Таким образом, при тяжелом заикании пауза в основном была заполнена судорожной активностью мышц речевого аппарата, т. е. в период паузы не было прекращения моторной речевой деятельности, что характерно для нормы. Напротив, она отражала аномальную активность речевого аппарата, не проявляющую себя в виде акустического сигнала.

Если в норме пауза свидетельствует об окончании моторной реализации одной части высказывания и предваряющем внутреннеречевом планировании последующего отрезка речи , то при заикании во время паузы, как показали наши исследования, моторный акт продолжается. Это, повидимому, означает, что программирование высказывания у заикающихся осуществляется в основном на фоне высокой моторной активности речевых мышц.

Отсутствие пауз хезитации, а также пауз, связанных с синтаксической

конструкцией текста, и наличие пауз, обусловленных судорожной речевой активностью, объясняет характерные особенности интонационной стороны речи заикающихся: монотонность, отсутствие эмоциональной выразительности и интонационной завершенности смысловых групп, как при чтении, так и в монологической речи.

Кроме того, особенности речевого паузирования заикающихся могут свидетельствовать о своеобразии протекания внутриречевого программирования и существенном отличии его от нормы, а также о снижении контроля за смысловой стороной высказывания.

1. Ахманова О. С. О психолингвистике. М., 1978. С. 55.

2. Белякова Л. И. Клиникофизиологический анализ центральных патогенных механизмов заикания: Докт. дис. Л., 1981.

3. Варшавский Л. А., Литвак И. М. Исследование формантного состава и некоторых других характеристик звуков русской речи // Проблемы физиологической акустики. Т. 3. Л., 1955.

4. Жинкин И. И. Речь как проводник информации. М., 1982.

5. Зимняя И. А. Психология чтения как вид речевой деятельности: Психологопедагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и понижению текста / Материалы Всесоюзной научнопрактической конференции. М., 1988. С. 67-69.

6. Куланок К. Н. О некоторых функциях речевой паузы // 17я конференция Минского пединститута иностранных языков. Ч. II. Минск, 1964.

7. Носенко Э. Л. Объективные показатели уровня владения устной иноязычной монологической речью: Канд. дис. М., 1970.

8. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.

9. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

10. Шейкин Р. Л. К анализу механизмов возникновения пауз в речи // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М. Л., 1966. С. 31 44.

11. Dalton P., Hardcastle W. J. Disorders of fluency and their effects on communication. L., 1977.

12. GoldmanEister F. Pauses, clauses, sentences // Language and Speech, 1972. V. 15. N 3-4. Р. 103-113.

13. GoldmanEister F. The distribution of pause duration in speech // Language and Speech. 1961. V. 4. N 3-4. Р. 232-237.

14. GoldmanEister F. A comparative study of two hesitation phenomena // Language and Speech. 1966. V. 4. 1-2. Р. 18-26.

Поступила в редакцию 17.YII 1991 г.

* - труднодифференцированные сочетания звуков или нефонологические вокальные образования. Произносятся особенно громко, резко, напряженно.

** - произносятся тихо, с усилием, сдавленным голосом.

*** - пауза сопровождалась попыткой произнести определенный согласный звук.

источник неизвестен

Речевое дыхание отличается от обычного, поэтому нужно использовать паузы и отдельно тренировать речь для сохранения ровного дыхания.

Речь, если не брать в расчёт шёпот, образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков, облегчающего восприятие связной речи, необходим удлиненный выдох. Вдох при речевом дыхании, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить обусловленные им паузы между отрезками речи.

Для того чтобы обеспечить длительный выдох, необходим больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объём выдыхаемого воздуха достигает при речевом дыхании 1-1,5 литра вместо 0,5 литра при обычном дыхании. Увеличение объёма воздуха, используемого при речи, достигается посредством более глубокого вдоха, а также путем расходования части резервного воздуха. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает такую особенность речевого дыхания, как вдох, в том числе и через рот, а не только через нос, как при обычном дыхании, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов.

Ещё одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии мышц, прежде всего, брюшного пресса. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох а, во-вторых, чтобы образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Речевое дыхание: паузы.

Быстрый темп речи хорош при условии, что чётко произносятся все слова. Но люди, которые говорят очень быстро, часто не оставляют пауз для поддержки нормального дыхания. Пауза нужна и для того, чтобы вдохнуть воздух, как бы "перезарядиться" перед продолжением речи, и чтобы дать возможность своему мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю - осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу, и телу. Паузы придают информации большее значение.

Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Они производят впечатление, что собеседнику предоставляется возможность вставить реплику, если, конеч¬но, он того пожелает. Кроме того, паузы дают возможность следить за реакцией собеседника на сказанное. Многие из нас говорят быстро вследствие нервности, а поверхностное дыхание способствует закреплению высокого темпа речи. Иногда люди стараются быстрее высказаться, чтобы внимание переместилось к другим. Часто мы боимся, что говорим скучно, что предмет высказывания недостоин внимания, поэтому стараемся выразить свою мысль побыстрее. Но речь при этом делается еще более скучной и бесполезной. Некоторые из нас, не доверяя себе, не решаются просто держать паузу и стараются заполнять промежутки между словами всякими "м-м-м", "э-э-э", "понимаете", и речь приобретает оттенок нерешительности.

Если же паузы слишком длинные, высказывания звучат высокомерно, словно мы заставляем собеседника находиться рядом, пока думаем вслух.

Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придаёт вам дополнительный авторитет.

Если вам кажется полезным для себя научиться делать паузы в речи, попытайтесь обращать внимание на ровность своего дыхания при разговоре. Вы не должны судорожно глотать воздух, как бы быстро вы не хотели высказаться. Помните, что паузы снимают и общее напряжение в теле . Последите также за тем, как интересные вам люди используют и заполняют паузы.

К этим невербальным средствам относят характеристики голоса. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения .

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха .

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

невербальное средство общение кинесическое

Такесические средства общения

Это динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения .

Проксемические средства

Американский антрополог Э. Холл ввел термин "проксемика", буквальный перевод которого означает "близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения оказывают прямое влияние культурные и национальные факторы. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры.

Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

v интимное расстояние (0-45 см) - общение самых близких людей;

v персональное (45-120 см) - общение со знакомыми людьми;

v социальное (120-400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

v публичное (400-750 см) - при выступлении перед различными аудиториями .

Рисунок 2. Дистанции, определяющие нормы приближения к человеку.

Особенности невербального общения в разных странах

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям .

Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец - на нос. В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства. Жители Мальты вместо слова "нет" слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это считается очень оскорбительным жестом.

Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение. Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела "о`кей". Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о. Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами .

Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания. В Германии часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.

В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику .

В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его.

Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило .

У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах .

интонация речь произношение пауза

Пауза (лат. pausa, от греч. pausis -- “прекращение, остановка”) -- временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть -- паузология. Первый паузолог США проф. О"Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50 процентов времени.

Не случайно, говоря об открытии МХАТа, о первом спектакле, о том, как играли актеры и как приняли их зрители, Немирович-Данченко пишет и о... паузах: паузы не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона. Значит, паузы передают настроение говорящего, его эмоции, способствуют раскрытию его характера. Но паузы -- все же не слова. Они -- только намеки, полутона. О значении пауз надо догадываться, надо уметь понять, уловить их смысл.

Тонкий знаток сценического искусства, прекрасно знающий возможности живого, устного слова с его разнообразием интонаций и пауз, Немирович-Данченко понимал, что паузы бывают разные. Он писал: паузы не пустые, а заполненные.

Что же имел в виду Владимир Иванович, противопоставив пустые паузы заполненным? Какие паузы он считал пустыми? В письме К.С. Станиславскому читаем: “Прежде всего -- роль знать, как “Отче наш”, и выработать беглую речь, не испещренную паузами, беглую и легкую. Чтобы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения”. Вот, оказывается, в чем причина появления пустых пауз в сценической речи. Это -- плохое знание текста роли, когда актер постоянно думает о том, что дальше следует говорить.

Пустые паузы встречаются не только на сцене, но и в обыденной обстановке. Не выучил ученик урок, а его вызвали отвечать. Стоит он у доски и мается. Скажет несколько слов и,., пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает “испещрена” паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

Кто-нибудь может возразить: “Но ведь человек, когда говорит, должен думать, что и как сказать. Для этого необходимо время, вот он и делает паузы. Разве это плохо?”

Конечно, нет! С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления, Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать, лучше сформулировать так, правильнее будет..., нет, не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Однако больший интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь.

Экспрессивно-эмоциональной можно назвать и паузу -- реакцию на исполнение произведения искусства, Это может быть спектакль, пение, художественное чтение, балет, игра оркестра, выступление музыканта. Такая пауза выражает эмоцию не одного человека, а многих зрителей, слушателей и свидетельствует о высшей степени их увлеченности. Такая пауза -- самая высокая награда исполнителям, мастерам сцены.

Есть и другие разновидности пауз, Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед заучиванием теста или его произнесением вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, т. е. в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складываются фразы.