Болезни Военный билет Призыв

Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования.

Стратегической задачей государственной политики на современном этапе является построение эффективного общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Нет необходимости доказывать, что основа такого потенциала закладывается в школе. Школьный учитель во многом определяет возможности и условия будущей успешной деятельности личности. Уже официально признан тот факт, что от педагогов, качества их подготовки, их гражданской ответственности в значительной степени зависят успех или неудача идущих в стране реформ. Поэтому можно уверенно сказать: если образование создает основу для эффективной экономики, то фундаментом самой системы образования является подготовка педагогических кадров. Это одна из немногих основополагающих отраслей, которая позволяет обеспечить выполнение Российской Федерацией ее государственных функций - в данном случае реализацию конституционного права граждан на образование. И если одной из главных задач Министерства является определение приоритетов развития образования, то к числу таких приоритетов, вне всякого сомнения, должны быть отнесены вопросы его кадрового обеспечения. Эту задачу целевым образом решает система профессионального педагогического образования.

В последние десятилетия активно разрабатываются теоретические основы педагогической инноватики в работах К. Ангеловски, М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, М.Н. Поташника, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Т. Хомерики, Н.Р. Юсуфбековой, Н.С. Бургина, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, П.С. Подымовой, В.А. Сластенина и др. Выявление особенностей развития педагогического профессионализма и возможностей становления и развития инновационного потенциала будущего учителя в процессе обучения в вузе составляет предмет научного исследования этих авторов.

Цель реферата - анализ системы профессионального педагогического образования в России.

· Изучить литературу по теме;

· Проследить историческое развитие системы профессионального педагогического образования в России;

· Рассмотреть традиции и инновации современного педагогического образования.

1. Педагогическое образование в дореволюционной России

Педагогическое образование - система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т.п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле - подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие.

В дореволюционной России основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы женских гимназии, женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. При некоторых высших начальных училищах и прогимназиях имелись 2-годичные педагогические курсы. Для церковно-приходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы. Многие учителя, особенно на окраинах страны, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов. Учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские семинарии и институты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии можно было поступить только в учительский институт, по окончании учительского института - в коммерческий институт. Некоторые педагогические учебные заведения благодаря усилиям прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитательной работы. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные педагогические институты при университетах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском (1834). Среди педагогических институтов выделялся Петербургский, созданный в 1804 на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический институт. В 60-70-х гг. XIX в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве и др. В 1908 г. в Петербурге В.М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт - высшее медико-педагогическое учебное заведение для подготовки врачей, учителей и юристов. Развитию педагогического образования во многом способствовала деятельность Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, Н.И. Лобачевского, Д.И. Менделеева, К.А. Тимирязева, А.М. Бутлерова, и др. Д.И. Менделеев придавал большое значение высшему педагогическому образованию, от состояния которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Прогрессивными общественными деятелями и учёными созданы в 1907 г. в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911 г. в Москве Педагогический институт имени П.Г. Шелапутина, которые давали педагогическую подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные педагогические учебные заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной школы в учителях.

2. Педагогическое образование в СССР

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила характер народного образования, систему подготовки учителей, классовый и национальный состав студенчества в педагогических учебных заведениях. Определяющее значение для строительства новой школы (в том числе системы подготовки учителей) имели идеи В.И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью Наркомпроса. Становление советской системы педагогического образования связано с именами Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, А.С. Бубнова, В.П. Потемкина, И.А. Каирова и др. В 1918-20 гг. были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы, которые затем объединялись в педагогические вузы. Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-годичные институты народного образования, остальные - в постоянно действующие педагогические курсы для подготовки учителей начальной школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система педагогического образования: педагогические техникумы (с 1937 г. - педагогические училища), педагогические институты и университетские педагогические факультеты. Педагогические институты и педагогические факультеты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных советских педагогических вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в которой были заложены основы советской системы педагогического образования. В 1918 г. на базе Высших женских курсов В.И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде - Государственный педагогический институт. В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потёмкина) и областной педагогический институты

В 1930 г. на базе педагогического факультета 2-го МГУ основан Московский педагогический институт (с 1941 г. - МГПИ им. В. И. Ленина). В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920-21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923-42), педагогические факультеты при университетах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных педагогических курсов, в том числе высших. В 30-е гг. сложилась в основном система педагогических учебных заведений. На базе педагогических и других факультетов университетов была создана сеть педагогических институтов, в том числе иностранных языков педагогических институтов. Особое внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 г. открылся Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера (в 1958 г. реорганизован в факультет института им. Л.И. Герцена). В связи с особенностями развития женского образования в некоторых республиках Средней Азии и Закавказья в качестве временной формы педагогического образования были созданы женские педагогические учебные заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в педагогические институты и училища). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения. Для совершенствования системы педагогического образования большое значение имели постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов» (1963), «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966), «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972).

Основными типами современной системы педагогических учебных заведений являются педагогические училища (в том числе музыкально-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в том числе иностранных языков), а также университеты.

Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовят педагогические училища (на педагогическую работу в школу направляется также часть выпускников других средних специальных учебных заведений).

В учебный план подготовки учителей в педагогических училищах включаются общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средней школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная педагогическая практика.

Учителей для средней школы готовят педагогические институты и университеты. В педагогических институтах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: русский язык и литература, родной язык и литература, математика, физика, химия, биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физическое воспитание, музыка и пение, педагогика и методика научного обучения. По двухпрофильным специальностям (например, биология и химия, география и биология) и иностранные языки установлен 5-летний срок обучения.

В учебные планы всех специальностей педагоги институтов входят следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы научного атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физическое воспитание. Ведущее место в учебном плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности.

Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и университетах (на 1 октября 1974, тыс. чел.)

Специальность

Контингент

Пединституты

Университеты

Пединституты

Университеты

Пединституты

Университеты

Русский язык и литература

Родной язык и литература народов СССР

Романо-германские языки и

литература

Иностранные языки

Математика

Биология

География

Черчение и рисование

Педагогика и психология (дошкольная)

Дефектология

Физическое воспитание

Музыка и пение

Общетехнические дисциплины

Педагогика и методика начального обучения

Отличительной чертой университетского педагогического образования является более широкая научно-теоретическая подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет.

Педагогические учебные заведения и университеты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974-75 учебном году подготовку учителей осуществляли свыше 400 педагогических училищ (около 300 тыс. учащихся), 199 педагогических институтов, 63 университета (см. таблицу). В 1974 г. в общеобразовательной школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских института, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для средней школы готовят также некоторые институты искусств, институты физической культуры.

3. Традиции и инновации в современной системе педагогического образования

Динамизм глобальных перемен в мире, смена экономического и социально-культурного укладов в нашей стране способствовали тому, что высшая школа должна была гибко реагировать на складывающуюся ситуацию в подготовке специалистов. В области педагогического образования Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования. Сб.: Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Мат. науч-прак. конф. Ч. 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. С. 36-41. , в которой в конце 80-х годов системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации стали рассматриваться содержательно и терминологически как единая и целостная система педагогического образования, необходимо учитывать следующие процессы, обладающие инновационным характером:

· децентрализацию образования, что позволяет самостоятельно развивать образовательную сеть региона и формировать "портфель заказа" на конкретного специалиста;

· демократизацию высших учебных заведений, обеспечивающих самостоятельность в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;

· потребности общеобразовательной школы, диктующей заказ на педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения и использующего преподаваемый предмет в качестве средства развития учеников;

· необходимость удовлетворения личностных запросов обучающихся, ориентированных на возможность выстраивания индивидуальной образовательной программы, включающей неоднократный акт выбора содержания и уровня получаемого педагогического образования;

· подготовка специалистов в более короткие сроки профессионального образования на базе различных его уровней.

Мощным стимулом этих процессов явились решения Всесоюзного съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.), которые затем получили правовое подтверждение в Законе "Об образовании". Инновационные процессы входят в противоречие с существующей традиционной подготовкой, однако между ними имеется диалектическая взаимосвязь, и можно утверждать, что в последнее десятилетие в педагогическом образовании сосуществуют две тенденции развития образования - традиционная и инновационная. Высшее педагогическое образование в России имеет более чем полувековую историю, оно было выстроено по принципу узкой специализации, как и все высшее образование. Традиционное педагогическое образование по содержанию и по организации нацелено на подготовку будущего учителя преимущественно как специалиста - предметника.

В традиционной системе профессионально-педагогической подготовки на основе деятельностного подхода в центре внимания находится учебно-воспитательный процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где субъект - преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений. Объект - студент должен быть наполнен определенным объемом знаний, его роль - пассивное усвоение информации.

Потребности педагогической практики, массовой школы в целом, долгое время были связаны также с потребностью в специалистах традиционного стиля (преподаватель-предметник). Предметная подготовка в традиционной системе является конечной целью в иерархии целей подготовки педагогов. В традиционной системе педагогического образования проблемы развития связываются чаще с "совершенствованием", "качественным улучшением", "принципиальным обновлением". Все эти определения так же, как и стоящие за ними практические усилия, в сущности, не затрагивают ни организационную модель управления образованием, ни содержание, ни структуру учебно-воспитательного процесса.

Целью обучения является усвоение предметных знаний, в стиле руководства преобладает функция информационно-контролирующая, стиль деятельности авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива обучаемых подавляется, игнорируется их личный опыт, преобладает репродуктивный характер организации учебно-познавательной деятельности с действиями по образцу, что способствует овладению исполнительной стороной деятельности, опережает смысло- и целеполагание. Ведущая и единственная форма учебного взаимодействия - подражание, имитация, следование образцу, однообразие социальных и межличностных взаимодействий, преобладает внешний контроль и оценка результата, все это сужает спектр познавательных мотивов, отсутствует широкая познавательная мотивация.

Разработка новых подходов к педагогическому образованию началась в теории и практике. В практике процессы изменений начались "сверху" и "снизу". Движение "сверху" было связано с введением новых учебных планов педвузов в 1989, 1993 гг., в соответствии с новыми учебными планами вузы получили возможность разработать самостоятельно прохождение дисциплин по годам обучения. Эта "демократическая свобода" бурно переживалась на кафедрах и факультетах и побудила своеобразное массовое инновационное творчество в педвузах "снизу", во многом стимулируемых также движением "педагогов-новаторов". Появилось несколько уровней инновационного движения: организационный, содержательный, методический. Изменился даже характер всероссийских совещаний заведующих кафедрами педагогики и психологии из директивных и информационных совещания стали носить характер дискуссионный, творческий, диалоговый, стимулировалась деятельность УМО, появился предмет для общего осмысления, разработки, обсуждения и реализации - это структура и содержание психолого-педагогического блока. Если прежде объем психолого-педагогических дисциплин не превышал 10%, то в действующих с 1993 г. учебных планах их объем в совокупности составлял свыше 20%, однако с введением новых Госстандартов (1997) блок психолого-педагогических дисциплин опять заметно сократился.

К середине 90-х годов система высшего педагогического образования России включала 97 государственных вуза. В 1996 году насчитывалось около 40 государственных педагогических университетов, впервые появившихся в 1991 году. В государственных вузах получало образование свыше 430 тыс. студентов, в том числе свыше 280 тыс. по дневной форме обучения.

Концепция об организационно - структурных моделях реализации педагогического образования: моноуровневая, многоступенчатая и многоуровневая была подготовлена авторским коллективом работников педвузов (А.И. Панарин, В.С. Ямпольский, А.П. Тряпицына, Т.И. Тальникова, М.Н. Костикова). Каждая из этих моделей рассматривалась как самостоятельная целостная образовательная система, имеющая свои истоки и связанная с конкретной социокультурной и экономической ситуацией.

Моноуровневая система - это традиционная система высшего образования, которая готовит узких специалистов, она является жесткой, в процессе обучения нет возможности для выбора варианта обучения. Введение Госстандартов моноуровневого образования 1997 г. предусматривает вариативную часть, однако эта система все равно ограничивает возможности личностного выбора.

В многоступенчатой системе заложены возможности для получения высшего образования на основе среднего специального образования, разработаны "сопряженные" учебные планы. Эта система является более гибкой, однако возникает множество проблем, связанных с тем, как предусмотреть набор на третий курс, за счет каких средств финансировать обучение, вызывает сомнение качество образования на первом уровне, которое студенты получают в педучилищах и педколледжах.

В соответствии с идеями непрерывного образования с 1992 г. в педвузах России начала разрабатываться и реализовываться многоуровневая система образования. Разработку и реализацию многоуровневой системы высшего образования можно определить как мощный инновационный процесс, протекавший в педвузах в 1922-1996 г. Концепция МСВО разрабатывалась авторским коллективом: М.Н. Костикова, В.С. Ямпольский, П.К. Одинцов, А.П. Тряпицина, Т.В. Тальникова, А.И. Панарин, Н.В. Чекалева и другие. Свыше двадцати педвузов были вовлечены в этот масштабный инновационный процесс, было проведено девять проектировочных семинаров с участием авторов концепции Многоуровневое высшее образование. Вып. 9. Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. 109 с. .

Инновационное образование в современном мире является условием теоретического переосмысления образовательной практики выхода из кризисной ситуации через разработку современной методологии и теории педобразования.

Сегодня подготовкой педагогических кадров занято более 600 (шестисот) образовательных учреждений - колледжей, вузов, учреждений системы повышения квалификации и переподготовки. В последние годы педагогические вузы неоднократно становились объектом реорганизаций, в результате их число сократилось со 105 до 76. В результате целевую подготовку педагогов приходится восстанавливать. Примером могут служить новые педагогические институты, которые возникли в Ставрополе, Сочи (Социально-педагогический институт на базе бывшего филиала РГПУ), на Кубани, в Сургуте и др. В Московской области после преобразования МОПИ им. Н. К. Крупской в классический университет вновь появился областной пединститут (бывший Орехово-Зуевский).

Заключение

Время предъявляет повышенные требования к подготовке педагогов. Все изложенное позволяет сделать вывод о необходимости взвешенного подхода к реформированию структуры педагогического образования.

В изменившихся условиях образование нуждается в серьезном реформировании, повышении качества и конкурентоспособности. Новый "социальный заказ" средней и высшей школе был сформулирован в Концепции модернизации и совсем недавно уточнен в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. В этом документе, пожалуй, впервые сделан особый упор на экономические рычаги решения накопившихся проблем. Это все веление времени, новых реалий жизни. Но важно не забывать, что в образовании недостаточно действовать исходя только (или преимущественно) из логики "рынка услуг", тем более в прагматичной трактовке. Гарантированное право на образование является одной из составляющих российской национальной идеи, оно тесно связано с представлениями россиян об основных жизненных ценностях. В современной ситуации значение "нерыночных" аспектов образования чрезвычайно возросло. Все общество уже ощутило негативные последствия разрушения системы воспитания, внеклассной и внешкольной работы, организации досуга детей, подростков и юношества. Не случайно поэтому вопросы молодежной политики рассматриваются как "одна из главных тем" Министерства на ближайший период.

Россия является страной, в которой исторически сложилась уникальная система целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Она вызывает интерес и уважение во многих государствах мира, которые заинтересованно перенимают российский опыт. Это наше национальное достояние, которое необходимо всемерно развивать и укреплять.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д, 2000.

2. Введение в специальность. / Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1988.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. - Ростов н/Д, 2001.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

5. Матросов В.Л. Педагогическое образование в России: проблемы и тенденции развития // Доклад на совещании ректоров педагогических вузов. - МПГУ. - 12 апреля 2005 г.

6. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.

7. Собкин В.С. Учительство как социально-профессиональная группа. - М., 1996.

Подобные документы

    Основные этапы развития образования в России. Становление и развитие Российского образования. Русское нормативное педагогическое сознание. Основные направления реформирования образования на современном этапе.

    реферат , добавлен 16.06.2007

    Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX века до 1917 года. Новая государственная идеология в послереволюционные годы. Смена состояний профессионального образования в ходе его развития.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Система и структура допрофессионального образования в России. Адаптация будущего учителя в системе допрофессионального образования. Многоуровневая система образования в России - как условие функционирования системы допрофессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2002

    Оценка состояния системы российского образования в ХIХ веке. Советская школа до начала 30-х гг. ХХ века. Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX – 1917 гг. Образовательная реформа 80-х гг.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2013

    Современные тенденции реформы образования. Основные направления модернизации российского образования. Болонский процесс в высшей школе. Единый государственный экзамене. Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2012

    Сущность непрерывного образования. Основные принципы и задачи непрерывного образования. Структура непрерывного образования. Непрерывное педагогическое образование. Допрофессионалъная подготовка. Профессиональное и послевузовское образование.

    реферат , добавлен 26.04.2007

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Педагогическое общение как научно-педагогическая проблема. Влияние особенностей учреждений дополнительного образования детей на характер педагогического общения и его доминирующие стили (на примере Дома детско-юношеского творчества г. Заречный).

    дипломная работа , добавлен 10.03.2014

    Социально-общественный уровень и образование. Становление и развитие системы профессионального образования. История и развитие образования в Башкирии. Понятие о высшем образовании. Первый руководитель высшего педагогического образования в Башкирии.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2008

    Этапы становления системы образования в России, перспективы ее дальнейшего развития. Развитие школ в системе образования в России и их разновидности, характерные особенности. Необходимость и направления реформирования образовательной системы РФ.

В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.

Основная цель подпрограммы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Проект «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации проектов по развитию программ педагогической магистратуры, педагогического бакалавриата, проектов вариативности получения педагогического образования» реализуется в рамках ФЦП РО в 2014-2015 гг.

Паспорт проекта

Цель проекта

Модернизация подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Описание проекта

Задачи , реализованные в 2014-2015 гг.:

  • создание условий для деятельностного профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров;
  • переход на модульный принцип обучения в вузе, в рамках которого модуль выступает в качестве основной образовательной единицы, объединяющей теорию, практику и научно-исследовательскую работу студента по овладению определенным набором трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога и направленных в последующем на реализацию профессиональной трудовой функции в реальной профессиональной деятельности;
  • привлечение школ в качестве равноправных партнеров университетов в подготовке педагогов по формированию профессиональных компетенций студентов;
  • обеспечение различных траекторий подготовки и входа в профессию.

Работа ведется по четырем направлениям (23 проекта):

  • Академический бакалавриат (восемь проектов),
  • Прикладной бакалавриат (семь проектов),
  • Профессиональная (педагогическая) магистратура (шесть проектов),
  • Исследовательская магистратура (два проекта).

Проекты реализуются на следующих направлениях подготовки

Названия строк

Количество проектов

Академический бакалавриат

Гуманитарные науки, история

Гуманитарные науки, филология

Педагогическое образование

Физико-математические науки, математика

Физико-математические науки, физика

Экономика

Исследовательская магистратура

Педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование

Прикладной бакалавриат

Педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование

Специальное (дефектологическое) образование

Профессиональная (педагогическая) магистратура

Педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование

Специальное (дефектологическое) образование

Общий итог

Охват проекта: 7 Федеральных округов, 35 субъектов Российской Федерации.

Вузы-участники проекта модернизации педагогического образования (12 вузов):

1) Московский городской психолого-педагогический университет

2) Московский городской педагогический университет

3) Московский педагогический государственный университет

4) Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

5) Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

6) Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

7) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

8) Казанский (Приволжский) федеральный университет

9) Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова

10) Сибирский федеральный университет

11) Новосибирский государственный педагогический университет

12) Южный федеральный университет

Вузы-соисполнители проекта модернизации педагогического образования в 2014-2015 годах (32 вуза):

1) Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

2) Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

3) Бурятский государственный университет

4) Волгоградский государственный социально-педагогический университет

5) Вятский государственный гуманитарный университет

6) Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко

7) Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина

8) Забайкальский государственный университет

9) Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

10) Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

11) Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

12) Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

13) НИУ-ВШЭ

14) Омский государственный педагогический университет

15) Орловский государственный университет

16) Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

17) Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

18) Северо-Кавказский федеральный университет

19) Ставропольский государственный педагогический институт

20) Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

21) Уральский государственный педагогический университет

22) Челябинский государственный педагогический университет

23) Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

24) Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина

25) Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

26) Сыктывкарский государственный университет

27) Томский государственный педагогический университет

28) Тюменский государственный университет

29) Удмуртский государственный университет

30) Чеченский государственный педагогический институт

31) Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

32) Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Текущие результаты проекта

Создан Ресурсный центр для оказания экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне на базе Оператора проекта – МГППУ и соисполнителя НИУ ВШЭ, и портал сопровождения проектов педагогическоеобразование.рф .

В ходе реализации проекта разработаны и апробированы четыре модели подготовки педагогических кадров в проектах прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, академического бакалавриата и исследовательской магистратуры.

За два года разработано более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ. Новые модули прошли апробацию в 12 вузах-участниках проектов и в 32 вузах-соисполнителях проектов.

В апробации новых модулей приняло участие более 6000 студентов .

Проведено повышение квалификации более 5000 участников и исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в соответствии с уточненными требованиями к условиям их реализации.

В июне 2015 года 38 вузов-исполнителей и вузов-соисполнителей проектов и 3603 студента приняли участие в апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников), обучающихся по модернизированным основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры по профилям подготовки:

  • Воспитатель,
  • Учитель начальных классов,
  • Учитель-дефектолог,
  • Учитель основного общего образования,
  • Учитель среднего общего образования,
  • Педагог-психолог.

Инструментарий независимой оценки был разработан в соответствии со спецификой трудовых действий, отраженных в стандартах профессиональной деятельности педагога (педагога-психолога), совместно с вузами-участниками проекта и их сетевыми партнерами (образовательными организациями – практическими базами) и включал тест профессиональных компетенций и сборник кейсов. Проведенный анализ позволил построить индивидуальные профили сформированности профессиональных компетенций студентов проекта по проверяемым трудовым действиям.

Результаты и эффекты проекта

Разработаны и апробированы образовательные модули программ подготовки педагогических кадров по двум уровням образования и основным направлениям образовательной области «Образование и педагогические науки» для всех категорий педагогических работников (педагогов дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов), соответствующие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования и позволяющие решить основные проблемы педагогического образования за счет использования нового подхода к проектированию образовательных программ и модулей от результата, деятельностного характера используемых образовательных технологий, многоканальной системы подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность переходов для студентов между педагогическими и непедагогическими направлениями подготовки,

Подготовлены предложения к актуализации (разработке) ФГОС следующего поколения (новые требования к образовательным результатам, структуре программ, условиям их реализации).

Создана аннотированная библиотека модулей ОПОП на портале педагогическоеобразование.рф.

Апробированы:

  • независимая оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников программ подготовки педагогических кадров в соответствии
  • с требованиями профессионального стандарта педагога,
  • новые технологии подготовки педагогов, реализующие принципы деятельностного подхода и углубленной практической подготовки,
  • новые модели совместной разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, алгоритмы действий авторских коллективов, запускающих в своих вузах новые программы подготовки учителей с использованием ресурсов, созданных в ходе реализации проекта.

Разработаны и апробированы различные варианты широкого сетевого взаимодействия и кооперации вузов между собой (созданы тематические кластеры по подготовке определенных категорий педагогических кадров).

Подготовлены рабочие группы разработчиков образовательных программ из числа профессорско-преподавательский состава и специалистов учебно-методических служб вузов-участников проекта, прошедших повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования программ.

Задачи дальнейшего развития

  • Расширение списка участников проекта.
  • Проектирование сетевых образовательных программ во всех Федеральных округах Российской Федерации, включающих деятельностное повышение квалификации и участие общеобразовательных организаций в сетевом взаимодействии.
  • Развитие независимой оценки качества подготовки будущих педагогов.
  • Разработка онлайн-курсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), основных профессиональных образовательных программ по области образования.

Итоговые результаты реализации проекта

18-20 ноября на Всероссийской конференции по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования были подведены итоги I этапа проекта модернизации педагогического образования с участием А.А. Климова, заместителя Министра образования и науки Российской Федерации, и проведена общественно-профессиональная экспертиза предложений по разработке требований к новым программам бакалавриата и педагогической магистратуры, включая требования к структуре, содержанию и результатам освоения программ, а также требования к условиям их реализации.

Ключевые события и реализуемые мероприятия

28 мая в Ярославле прошло заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, посвященное перспективам развития педагогического образования. В заседании приняли участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов, депутат Государственной Думы Николай Булаев, председатель координационного совета в области образования «Образование и педагогические науки» Виктор Болотов, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием, а также руководители образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы педагогической направленности.

В июне 2015 года 38 вузов-исполнителей и вузов-соисполнителей проектов и 3603 студента приняли участие в апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников), обучающихся по модернизированным основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры.

18-20 ноября состоялась Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования.

Реализация проекта

Новости

К новому учебному году будет разработана образовательная программа с профилем, обеспечивающим подготовку кадров в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики

Профессионально--педагогическое образование (ППО) представляет собой единственный в России вид образования, нацеленный на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена.

Необходимость этого вида образования как социально--педагогической системы была обусловлена экономическими, политическими и культурными факторами. Обучение в системе начального, среднего профессионального образования и формирование ключевых квалификаций работников, отвечающих требованиям современного производства, выполнения задач становления саморазвивающейся личности, находятся в прямой зависимости от квалификации профессионально--педагогических работников. Кадровый ресурс экономики определяется тем, кто и как учит.

Сегодня в связи с вступлением России в ВТО вопрос качественной подготовки специалистов рабочих профессий обострился с особой силой. Существующий же профессионально-квалификационный уровень рабочих кадров российских предприятий значительно ниже выдвигаемых требований.

Одной из причин такого положения дел является недостаточный уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, что иллюстрируется следующими фактами. Высшее образование в учреждениях НПО имеют только 53,9 процента работников, в числе которых лишь 11,7 процента получили высшее профессионально--педагогическое образование.

Специальное высшее профессионально--педагогическое образование имеют всего 20,8 процента преподавателей, и только каждый пятый мастер производственного обучения закончил вуз. Недостаточна и квалификация мастеров по профессии: треть из них имеют рабочий разряд ниже присваиваемого выпускникам учебных заведений НПО.

Таким образом, становится ясно, что учебные заведения НПО, СПО в основном насыщены отраслевыми специалистами, не имеющими психолого-педагогической квалификации. В ряде случаев они проходят ускоренные педагогические курсы, но, как показывает опыт, подобная «доподготовка» малоэффективна. В сознании таких работников не происходит глубокая интеграция психолого-педагогического и специально-предметного компонентов их профессии. В обучении превалируют элементы «бытовой» педагогики, которая широко применяется в коллективах, где отсутствует мощная профессионально-педагогическая прослойка.

Переход к частично местному финансированию обусловил децентрализацию управления НПО, СПО и автономность в принятии решений, кого и как готовить: профессии, квалификации, учебные планы и программы. Повсеместно в учреждениях начального профобразования возникает противоречие между предложенной свободой в принятии решений и неумением ею воспользоваться. Система начального и среднего профобразования не успевает быстро реагировать на новые процессы на рынке труда из--за недостаточного образовательного уровня работающих в ней специалистов.

Формирование системы ППО

Современные стратегии модернизации высшего профессионального образования ориентируют его на субъектные роли в развитии экономики. Существенное значение в этих вопросах отводится техническим вузам. Гуманитарные же, в основном педагогические, рассматриваются как социально ориентированные учебные заведения, и в модернизационных процессах их функционирование предопределяется оптимизацией, передачей на уровень субъекта федерации или ликвидацией. Профессионально--педагогическое образование никак не сопрягается с педагогическим по функционально--целевому назначению. Постоянно возникают дискуссии о профессиональной педагогике и необходимости или ненужности этого вида образования.

Лучше всего на возникающие вопросы отвечает исторический анализ становления и развития профессионально--педагогического образования. Его возникновение относится к рубежу XIX--XX веков сначала как дополнительная одно--двухлетняя подготовка на базе высшего образования, затем были организованы специализированные учебные заведения, реализующие образовательно-профессиональную программу. Она характеризовалась сложностью, связанной с интеграцией специальностей, отраслевой и психолого--педагогической составляющих подготовки. Научное обеспечение развития ППО было недостаточным, что обусловливалось дефицитом квалифицированных научно--педагогических кадров. Развитию ППО препятствовало противоборство сторонников и противников этого вида образования.

К 1937 году все высшие специализированные учебные заведения ППО были закрыты, а подготовка осуществлялась только через краткосрочные формы обучения, продолжавшиеся от нескольких дней до 6 месяцев.

К 1942-1943 годам, учитывая сложившуюся экстренную ситуацию, были созданы индустриально--педагогические техникумы, педагогические отделения при отраслевых вузах, учебные заведения дополнительного ППО.

Таким образом, наблюдалось частичное восстановление организационной структуры ППО.

В 1979 году был открыт Свердловский инженерно--педагогический институт. Открытие этого специализированного вуза обусловлено:

  • изменениями в технике и технологии производства, в содержании труда рабочих промышленности и сельского хозяйства, выдвигающими высокие требования к педагогам профессионального обучения;
  • необходимостью подготовки педагогов профессионального обучения, способных выполнять совмещенные функции преподавателя общетехнических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения;
  • возможностями профессионально--педагогического вуза, который является целостной и органичной организационной формой, обеспечивает необходимый уровень педагогического мастерства, теоретической и практической отраслевой подготовки и владение рабочей профессией;
  • высокой текучестью педагогических кадров в системе НПО.

Дальнейшее развитие системы ППО знаменуется созданием в 1987 году учебно-методического объединения по инженерно-педагогическим специальностям на базе Свердловского инженерно--педагогического института.

Из этого следует, что организация и развитие профессионально--педагогического образования в России следовали за производственными изменениями. Усложнение и развитие производства всегда требовало адекватных изменений и в этом виде образования. В настоящее время ППО ориентировано на реализацию задач опережающего развития системы качественной подготовки педагогических кадров для профессиональной школы.

Дальнейшее развитие

Ведущая роль в решении этих вопросов принадлежит Российскому государственному профессионально-педагогическому университету - единственному в России вузу, для которого подготовка педагогов профессионального обучения является основной функцией. На базе университета располагается учебно-методическое объединение по ППО России, в состав которого входят 222 образовательных учреждения, в том числе 134 вуза и 88 колледжей.

РГППУ координирует научно--методическое, организационно--управленческое, правовое, методологическое развитие профессионально--педагогического образования. Университет развивает традиционные связи с профессионально--педагогическими вузами Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Армении и других стран. С ними осуществляется обмен как преподавателями, так и результатами теоретических, научно-методических исследований, а также образовательными программами и их сопровождением. Университет совместно с 16 вузами Западной Европы, Северной Америки и Юго--Восточной Азии активно участвует в международных научных проектах. Таким образом, на сегодняшний день система профессионально--педагогического образования в России представляет собой сеть высших учебных заведений, в структуре которых функционируют факультеты профессионально--педагогического образования, профессионально--педагогические колледжи и региональные центры повышения квалификации работников профессионального образования.

Стратегия подготовки специалистов рабочих профессий предполагает оптимизацию и дифференциацию подготовки по прикладным квалификациям на базе СПО, специализированных центров, систем внутрифирменной подготовки. Это отразится на организации профессионально-педагогического образования. Очевидно, что вся система ППО должна трансформироваться в вариативную схему, где подготовку для обучения рабочих можно получить по различным образовательным программам. При этом важно отметить, что необходимость в глубокой интегративной подготовке педагога - отраслевой, психолого--педагогической и по рабочей профессии - будет достаточно высока.

Образовательное соответствие тех, кто учит рабочей профессии, будет определяться задачами подготовки.
Их параметры достаточно широки: от подготовки специалистов для работы в традиционном, так и в инновационном производстве. Чем сложнее квалификация будущего рабочего, тем содержательнее и специфичнее должна ыть квалификация педагога. Сегодня в РГППУ разработан проект комплексной программы развития профессионально-педагогического образования «Профессионально--педагогические кадры России», ориентированной на развитие и совершенствование подготовки квалифицированных профессионально--педагогических кадров через вариативные и разноуровневые системы. В условиях модернизации и реструктуризации высшего профессионального образования очень важно не наломать дров и не выплеснуть с водой ребенка. Любое решение должно быть рассмотрено многоаспектно.