Болезни Военный билет Призыв

Проект недели: Как Уткина дача станет Музеем городской скульптуры. Обмерные работы: Усадьба «Уткина Дача Где находится уткина дача

Адрес объекта:
г. Санкт-Петербург, Уткин проспект, дом 2, литер “А” и “Б”

Сроки проведения обмерных работ на объекте:
Июль 2013 года

Работы, проводимые на объекте:
Полный комплекс обмерных работ. Лазерное сканирование.

Историческая справка:


Усадьба " Уткина Дача" – это большой комплекс построек при впадении реки Оккервиль в реку Охту, являющийся памятником истории и культуры федерального значения.
Постановлением СОВМИНА РСФСР ОТ 30.08.1960 №1327 был отнесен к памятникам архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, причем с указанием "памятники архитектуры, находящиеся на территории Ленинградской области, где вопросы застройки регулируются органами исполкома Ленгорсовета".

Предположительно, усадебный дом является творением либо Н.А.Львова (архитектора Главпочтамта, Невских ворот Петропавловской крепости), либо Джакомо Кваренги (архитектора зданий Академии наук, Эрмитажного театра, Смольного института). Архитектор служебного корпуса – неизвестен.

Еще до основания Петербурга участком, на котором в настоящее время располагается Уткина дача, владел шведский полковник Оккервиль, благодаря которому и получила название протекающая здесь речка. Затем хозяевами числились стольник Петра I Нелединский-Мелецкой, потом – начальник Тайной канцелярии Ушаков, пока в 1750-х гг. землю не передали Марку Полторацкому в качестве награды за участие в оперных постановках. Полторацкий был директором Певческой придворной капеллы, первым русским певцом, выступившим в итальянской опере.

Освоение участка в основном завершилось к концу 1790-х гг. Именно тогда был построен усадебный дом (предположительно, архитектор Н.А.Львов). Служебный корпус - дугообразный в плане дворовый флигель-оранжерея появился в 1820-1830-х гг. (его автор неизвестен).

Главное здание размещено на небольшом холме и состоит из круглой ротонды, увенчанной куполом и расходящихся под прямым углом корпусов.
Хозяйственные постройки - оранжереи, теплицы, каретный сарай и дворы были объединены в дугообразный двухэтажный служебный корпус, завершенный двумя павильонами, имеющими круглые помещения с нишами.
Между служебными и главным корпусами был пейзажный парк и находился фонтан.

Мыза Оккервиль представляла крепкое хозяйство с каменным господским домом, дворовым флигелем, ледниками, подвалами, конюшнями, сараями и сеновалами. На усадьбе были виноградная и цветочная оранжереи, теплица и парники, большой фруктовый сад с яблоневыми и вишневыми деревьями.
Благодаря Полторацкой, а потом и ее дочери А. М. Сухаревой хозяйство велось грамотно и приносило хороший доход.

Уже в 1810-х годах Полторацкие решили продать имение.

В 1822 году Полторацкая скончалась и имение надлежало продать, а деньги использовать для выплаты наследникам и на благотворительность.

21 декабря 1828 года было заключено условие о продаже имущества, так имение приобрела княгиня Зинаида Петровна Шаховская.

После смерти мужа в 1864 году (князя А. Я. Шаховского, представителя псковской ветви Шаховских), Зинаида Петровна вновь вышла замуж - за мирового судью Василия Ивановича Уткина. Фамилия второго мужа княгини и закрепилось в качестве названия усадьбы.

Зинаида Петровна скончалась в 1868 (или 1869) году , завещав имение Императорскому человеколюбивому обществу. С этого момента и до смерти В. И. Уткина (предположительно в 1872 году) имение стало резко приходить в упадок, так как фактически не имело хозяина. Быстро его передать Императорскому человеколюбивому обществу не представлялось возможным, так как одновременно должны были быть выполнены все многочисленные условия завещания княгини.

В 1873 году здесь в присутствии императора Александра II была открыта Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных.
Касаемое Уткиной дачи условие было выполнено лишь к 1881 году. Императорским человеколюбивым обществом здесь был организован детский приют, деливший до 1882 года помещения с богадельней.

В 1882 г. Охтинскую Мариинскую богадельню ликвидировали, и часть зданий заняла Охтинская больница. В конце XIX в., в связи с реорганизацией других приютов общества, Уткинский стал называться «приютом с Ивановским отделением малолетних и приютом для круглых сирот Вейсберга». Деятельность приюта в основном обеспечивалось доходами, получаемыми с имения.

В 1904 году Уткину дачу (главный дом, дворовый флигель, баню с прачечной и сад) Совет Императорского человеколюбивого общества отдал в аренду под размещение Малоохтинского отделения градских богаделен для душевнобольных. Уткинский приют остался в служебных корпусах на небольшой территории с садом.

В 1920-е годы усадебный дом принадлежал Комиссариату здравоохранения. В нём располагалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы.

В 1936 году часть зданий перепланировали под квартиры, которые сохранялись вплоть до 2010 года, когда последних жителей из размещавшихся здесь общежитий переселили в маневренный фонд. «Оставшуюся часть» занял 176-й «детский очаг» Володарского райжилсоюза. В конце XX в. в служебном корпусе находились производственные участки Управления кинофикации.

Здание конюшен занимала фармацевтическая компания, а позже - производственные мастерские "Ленфильма". «Ленфильм» там снимал эпизоды исторических фильмов, а потом в конюшни просто свалили рулоны использованной кинопленки, входы заколотили досками.

Главный корпус «дачи» принадлежит городу. Вторая часть архитектурного ансамбля - конюшни - федеральная собственность.

После переезда последних жителей из главного здания Уткиной дачи, усадьба пустовала и активно разрушалась целых два года. Лишь в 2012 году власти города нашли Уткиной даче хозяина - Государственный музей городской скульптуры. На месте усадьбы открыли третий филиал музея, и теперь здесь в спартанских условиях работают четыре его сотрудника, которые должны восстановить один из самых ценных объектов культурного наследия в правобережной части Петербурга. Сегодня главная цель сотрудников Музея городской скульптуры - вернуть усадьбе исторический облик и сделать здесь социальный объект.

В 2013 году в усадьбе был проведен полный комплекс обмерных работ (ООО «НПП «Фотограмметрия») и разработан проект реставрации и капитального ремонта усадьбы «Уткина дача» (ООО «ИНТАРСИЯ») для Государственного музея городской скульптуры.

Согласно проекту, подготовленному по чертежам 1880 года, картинам и фотографиям, в усадьбе организуют новые музейные пространства без реконструкции фасадов и капитальных конструкций, здесь же разместятся несколько центров: информационных и мультимедийных технологий, работы с детьми и молодежью, фондохранилище. На территории усадьбы сотрудники музея планируют поместить экспозиции, посвященные монументальной скульптуре Петербурга. В главном здании откроют выставку об истории Уткиной дачи и окрестностей, а в служебном - музейные мастерские и фонды. Кроме того, над арочным проездом служебного корпуса восстановят утраченную флажную башенку.

Сейчас оба здания законсервированы - окна и двери наглухо забиты, поэтому усадьба больше напоминает заброшенный дом из фильма ужасов. Ни ремонт, ни реставрация пока не ведутся.

За последние четыре года памятник горел шесть раз: какие-то костры разводили, чтобы погреться, какие-то - видимо, в знак протеста. Из-за пожаров сильно пострадали полы и крыша.

Работы, проведенные на объекте ООО НПП «Фотограмметрия»:
- лазерное сканирование,
- полный комплекс обмерных работ.

Вконтакте

У места слияния рек Оккервиль и Охты находятся чудом сохранившаяся, хотя и заброшенная старинная усадьба, известная как Уткина дача.

Ещё до основания Санкт-Петербурга этим участком владел шведский полковник Оккервиль, благодаря которому и получила название протекающая здесь речка. Затем хозяином числился стольник С. Нелединский-Мелецкой. В 1730-х годах - генерал-аншеф, начальник тайной канцелярии граф А. И. Ушаков.

В середине XVIII века хозяевами участка стала семья Полторацких. Агафоклея Александровна и Марк Фёдорович Полторацкие жили в Тверской губернии. Этот участок был передан Марку Фёдоровичу в качестве награды за участие в оперных постановках. Он был директором Певческой придворной капеллы, первым русским певцом, выступившим в итальянской опере. Мызой Оккервиль управляла дочь Полторацких Агафоклея Сухарева, владевшая также соседним участком выше по реке Охте (там где сейчас располагаются "Русские самоцветы"). Их другая дочь, Елизавета, стала супругой А. Н. Оленина. В гостях у А. М. Сухаревой бывала дочь Елизаветы Марковны и Алексея Николаевича - Анна Оленина, возлюбленная А.С.Пушкина.

Усадебный дом мызы Оккервиль был построен в 1790-х годах, предположительно по проекту Н. А. Львова. Служебный корпус - в 1820-1830-х годах, их автор неизвестен.Главное здание на небольшом холме и состоит из круглой ротонды, увенчанной куполом и расходящихся под прямым углом корпусов. Хозяйство включало также ледники, подвалы, конюшни, сараи и сеновалы, оранжереи, теплицы и парники, большой фруктовый сад с яблоневыми и вишнёвыми деревьями. Цветы и яблоки с мызы Оккервиль попадали в продажу. Вдоль Охты на восток до усадьбы Жерновка тянулся пейзажный сад. Между служебными и главным корпусами находился фонтан. Вокруг был пейзажный парк.

Уже в 1810-х годах Полторацкие решили продать имение. 21 декабря 1828 года было заключено условие о продаже имущества. Имение приобрела княгиня Зинаида Петровна Шаховская. После смерти мужа князя А. Я. Шаховского Зинаида Петровна вышла замуж за мирового судью Василия Ивановича Уткина. Фамилия второго мужа княгини и закрепилось в качестве названия усадьбы.

Зинаида Петровна скончалась в 1870 году, завещав имение Императорскому человеколюбивому обществу. Однако, дача должна была поступить в ведение общества только после смерти Василия Ивановича Уткина- вице-президента Вольного экономического общества, потом мирового судьи I участка СПб уезда. С 1870 года до смерти В. И. Уткина (предположительно в 1872 году) имение пришло в упадок, так как фактически не имело хозяина. Быстро его передать Императорскому человеколюбивому обществу не представлялось возможным, так как одновременно должны были быть выполнены все многочисленные условия завещания княгини. В 1873 году здесь в присутствии императора Александра II была открыта Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных. Касаемое Уткиной дачи условие было выполнено лишь к 1881 году. Императорским человеколюбивым обществом здесь был организован детский приют, деливший до 1882 года помещения с богадельней. Но уже в 1882 г. Охтинскую Мариинскую богадельню ликвидировали, и часть зданий заняла Охтинская больница. В конце XIX в. в связи с реорганизацией других приютов общества Уткинский стал называться приютом с Ивановским отделением малолетних и приютом для круглых сирот Вейсберга. Деятельность приюта в основном обеспечивалось доходами, получаемыми с имения.

В 1906 году Совет Императорского человеколюбивого общества отдал Уткину дачу в аренду под размещение малоохтин
ского отделения градских богаделен для душевнобольных. Уткинский приют остался в служебных корпусах на небольшой территории с садом. В 1920-е годы усадебный дом принадлежал Комиссариату здравоохранения. В нём располагалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы.

29 мая 1920 года проводилось обследование усадьбы архитектором Постниковым. Согласно этому обследованию во внутренних помещениях сохранялась роспись Д. Скотти стен и плафонов круглого зала, лепной карниз и фриз с позолотой, роспись потолков в двух смежных кабинетах, роспись потолка в круглом павильоне служебного флигеля. В 1933 году при ремонте была уничтожена (быть может только забелена) роспись в помещениях главного усадебного дома. В круглом павильоне служебного флигеля потолок был зашит фанерой.

В 1936 году здание было перепланировано под квартиры. Здесь же размещался 176-й "детский очаг" Володарского райжилсоюза.В конце XX в. в служебном корпусе находились производственные участки Управления кинофикации.

Коммунальные квартиры в Уткиной даче были расселены в 2009 году, с тех пор здание стоит без постоянного присмотра и разрушается. Неоднократные пожары грозятся уничтожить остатки былого внутреннего убранства.Городские власти собираются провести в конце лета аукцион по продаже здания под представительские или административные цели, скорее всего здесь разместится Представительство Калининградской области.

Более подробно судьбу Уткиной дачи можно проследить.

Уткина дача - усадьба XVIII века, расположенная в месте слияния двух рек: Оккервиля и Охты. Уткина дача является памятником архитектуры федерального значения, находится в ведении Музея городской скульптуры. На территории усадьбы расположился главный дом, служебный корпус и остатки пейзажного сада. Комплекс сооружений нуждается в основательной реставрации, которую планируют завершить в течение нескольких лет.




Как добраться

По состоянию на ноябрь 2018 года самостоятельный осмотр запрещен, т. к. ведется реконструкция. Возможно только посещение в составе экскурсионной группы.

Добраться до Уткиной дачи проще всего на метро. Необходимо доехать до станции «Ладожская» (оранжевая линия), затем пройти по Заневскому проспекту в сторону Невы. Перед Заневским мостом свернуть направо на улицу Малая Яблоновка, которая приведет прямиком к усадьбе.



История

Изначально территория принадлежала начальнику Тайной канцелярии А. И. Ушакову. Затем она была передана М. Ф. Полторацкому за заслуги в оперном искусстве, он был первым в Российской империи, кого зачислили в итальянскую оперную труппу. Активное развитие территории началось при участии супруги Полторацкого Агафоклеи Александровны. Так, в 1790 году построено главное здание в стиле классицизма. Авторство проекта приписывают Н. А. Львову, автору проектов Невских ворот Петропавловской крепости и Приоратского дворца в Гатчине . В 1820-х годах было построено здание служебного корпуса. Общая территория имения простиралась до станции метро «Улица Дыбенко» и занимала всю площадь современного города Кудрово.




В 1828 году усадьбу приобрела Зинаида Петровна Шаховская, вторым мужем которой являлся В. И. Уткин. Собственно, по его фамилии и названа дача. В соответствии с завещанием Зинаиды Петровны после ее смерти (1870 г.) и кончины супруга (1872 г.) в имении должны были организовать детский приют, но юридические нюансы затянулись на 10 лет. В 1873 году здесь открылась Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных, на церемонии присутствовал сам Александр II. Приют же появился лишь в 1881 году.

Впоследствии главное здание занимала психиатрическая больница, а затем оно было переделано под квартиры, жили в которых до 2010 года. В служебном корпусе располагались помещения киностудии «Ленфильм» .

Уткина дача сейчас

Мы осматривали Уткину дачу в составе экскурсии. Информацию о посещении усадьбы выкладывают на официальном сайте Музея городской скульптуры. Экскурсия началась у Заневского моста с рассказа об истории местности. Затем мы дошли до самой усадьбы - прошли по улице, у которой сохранилось историческое название (Малая Яблоновка), успели услышать от экскурсовода несколько теорий о возникновении названий рек Охта и Оккервиль и взглянули на Уткинский мост.





Основная же часть экскурсии проходила на территории самой Уткиной дачи. Здесь мы узнали массу исторических фактов, полюбовались ротондой главного дома. Также нам удалось спуститься к месту слияния двух рек и заглянуть в только что отреставрированные подвальные помещения. К сожалению, от былого величия построек мало что осталось, но есть надежда, что после реставрации вернется великолепный вид здания со множеством декоративных элементов.

В завершение экскурсии нас познакомили с архитектурными особенностями служебного корпуса. С обоих его концов находятся прямоугольные здания, если их осмотреть изнутри, то они оказываются круглыми. Само же здание корпуса предназначалось в основном для конюшен и обслуживания карет. Интересный факт: в процессе реставрации служебному корпусу вернут деревянную флаговую башенку. Когда-то поднятый флаг символизировал, что хозяева находятся в усадьбе.






Кстати, если вас интересуют необычные достопримечательности Питера с богатой историей, то рекомендуем почитать про Башню инженера Инка и Толстовский дом .

Если кратко, в целом:

  • отличный вид на место слияния Охты и Оккервиля;
  • великолепная архитектура классицизма;
  • возможность узнать множество интересных исторических фактов.

Чудом уцелевшая старинная усадьба, известная среди петербуржцев как Уткина дача, находится при впадении реки Оккервиль в Охту, в пешей доступности от станций метро «Новочеркасская» и «Ладожская». К сожалению, сегодня это не самый радующий глаз уголок города, но когда-то всё было иначе.

Существует легенда, что в допетровское время этот земельный участок принадлежал шведскому полковнику Оккервилю. Однако среди ученых до сих пор ведутся споры о связи его фамилии и названия левого притока Охты. Есть исследователи, которые считают, что в слове «Оккервиль» финский корень, и подвергают сомнению существование полковника. Одно можно сказать точно: мыза не раз переходила из рук в руки. В конце XVII века она принадлежала пастору кирхи шведского города Ниен. В 1712 году ее владельцем был стольник Петра I Степан Петрович Нелединский-Мелецкой, в 1730-е годы – генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии Андрей Иванович Ушаков.

Во второй половине XVIII века хозяевами мызы стали Полторацкие. Основатель этого дворянского рода, Марк Федорович Полторацкий, происходил из украинских казаков. Обладая великолепным голосом, он с юных лет пел в церковном хоре. Учился в Чернигове, затем в Киеве, где его и услышал Алексей Григорьевич Разумовский, уже совершивший стремительный взлет от певчего на клиросе до фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Благодаря протекции Разумовского Полторацкий перебрался в столицу и сделал блестящую карьеру. Марк Федорович стал первым российским артистом, которого пригласили петь в составе итальянской оперной труппы, выступавшей в Санкт-Петербурге. На сцену он выходил как Марко Портурацкий. С 1763-го по 1795 год он был директором Императорской придворной Певческой капеллы.

По одной из версий, усадьба была пожалована Марку Федоровичу в середине XVIII века за участие в оперных постановках. По другой, семья Полторацких приобрела ее в конце столетия, причем, возможно, с уже построенным усадебным домом.

Именно при Полторацких, пусть и не сразу, имение расцвело. Причем главную роль в этом, пожалуй, сыграла супруга Марка Федоровича – Агафоклея Александровна (в девичестве Шишкова). Это был второй брак рано овдовевшего Полторацкого. Агафоклея была моложе Марка на 8 лет (на момент замужества ей не исполнилось и 15-ти), но была хороша собой, умна, деловита, распорядительна и обладала железным характером. (В публикациях, посвященных Полторацкой, отмечается, что она отличалась необычайной строгостью и даже жестокостью. В гневе Агафоклея Александровна была страшна, и перед ней трепетали не только крепостные, но и члены семьи.)

Пока Марк Федорович совершенствовался в вокальном искусстве, искал и пестовал молодые таланты, Агафоклея Александровна приумножала семейные богатства. Помимо мызы Оккервиль и мызы Косая Гора (выше по течению реки, в районе нынешнего города Кудрово), Полторацким принадлежали дома в Москве, Твери, Торжке, Петербурге, имения в Тверской губернии, около 4000 крепостных, заводы, фабрики, откупа. Все хозяйственные дела Агафоклея Александровна вела сама, без управляющего, через старост. Между тем в браке у Полторацких родились 22 ребенка!

Из семьи Полторацких вышло немало известных государственных деятелей и военных. Показательна судьба Константина Марковича Полторацкого, портрет которого можно увидеть в Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце. Константин Полторацкий проявил себя не только на полях сражений (он участвовал в нескольких войнах, включая Отечественную), но и на посту ярославского губернатора. Он вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта.

Кстати, одну представительницу этого рода мы с вами знаем со школы. Анна Петровна Керн, которой, как считается, посвящено пушкинское стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), приходится Марку и Агафоклее Полторацким внучкой.

Усадебный дом мызы Оккервиль – изумительный памятник строгого классицизма – был построен, по всей вероятности, в 1790-е годы. Автор проекта достоверно не установлен. Некоторые исследователи предполагают, что им был Николай Александрович Львов, убежденный палладианец, один из самых ярких и разносторонних людей своего времени. В пользу этой версии говорит тот факт, что Львов был близок с семьей Полторацких. Он дружил с Алексеем Николаевичем Олениным, который в 1791 году женился на Елизавете Марковне Полторацкой, дочери Марка Федоровича. (Кстати, впоследствии Алексей Николаевич стал директором Императорской Публичной библиотеки и президентом Императорской Академии художеств. Оленины владели усадьбой Приютино, в которой часто бывал Александр Сергеевич Пушкин, влюбленный в их младшую дочь – Анну Алексеевну.) Другие склоняются к тому, что авторство принадлежит Джакомо Кваренги, выдающемуся архитектору итальянского происхождения.

Изящное сооружение с пологим куполом, закругленной колоннадой и расходящимися под прямым углом крыльями удивительно гармонично вписано в природный ландшафт, сформированный слиянием двух рек. В угловой ротонде находится круглый зал, в котором сохранилась (правда, в ужасающем состоянии) часть тонкой потолочной лепнины. Ансамбль Уткиной дачи завершает дворовый служебный корпус, возведенный в 1820–1830-е годы. Двухэтажный, дугообразный в плане, он заканчивается двумя павильонами. По времени строительства служебный корпус относится к высокому или даже позднему классицизму. Сведений об архитекторе этого корпуса, увы, нет.

Агафоклея Александровна Полторацкая постоянно жила в усадьбе Грузины (в Тверской губернии, примерно в 15-ти километрах от города Торжка), поэтому мызой Оккервиль управляла ее дочь – Агафоклея Марковна Сухарева (по мужу), владевшая соседним участком. Первая попытка продать усадьбу была предпринята в 1814 году, еще при жизни Агафоклеи-старшей (она умерла в 1822-м, пережив мужа на 27 лет).

В декабре 1828 года усадьба была продана княгине Зиновии Петровне Шаховской (в девичестве Зеленковой). Ее первым мужем был князь А. Я. Шаховской. Вторым стал Василий Иванович Уткин (в будущем – мировой судья и действительный статский советник), а мыза Оккервиль со временем стала именоваться Уткиной дачей.

Дальнейшая история усадьбы печальна. Владелица умерла в конце 1860-х годов бездетной, завещав свое имение Императорскому Человеколюбивому обществу. Дача должна была поступить в ведение этой благотворительной организации только после смерти Василия Уткина. Он пережил супругу всего на несколько лет. Последняя воля Зиновии Петровны была в итоге исполнена, но передача имения Императорскому Человеколюбивому обществу проходила не слишком гладко (не обошлось без судебного процесса) и очень затянулась. Без хозяина имение пришло в упадок, а череда богоугодных заведений, действовавших на его территории, довершила дело. Здесь располагались Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных, детский приют, Малоохтинская больница для душевнобольных, Малоохтинское отделение градских богаделен для душевнобольных.

С каждым годом Уткина дача теряла прежний блеск. В 1920-е усадебный дом принадлежал Народному комиссариату здравоохранения РСФСР. В нем размещалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы. В 1936 году часть помещений была перепланирована под квартиры, другую занял 176-й детский очаг (воспитательное учреждение для дошкольников) Володарского райжилсоюза. В постсоветскую эпоху в усадебном доме теснились коммуналки, а в служебном корпусе находились производственные участки Управления кинофикации. Окончательно обезлюдев в начале 2010-х годов, заброшенная дача пережила несколько пожаров.

В 2012 году усадьба, являющаяся объектом культурного наследия федерального значения, была передана в ведение Государственного музея городской скульптуры. Уткина дача законсервирована и терпеливо ждет своей реставрации.

Наконец-то лето вошло в свои права. И мы, читатель, отправимся на дачу, где немного окунёмся в атмосферу «пушкинского века».

В дебрях неприметной застройки Малой Охты, среди бывших деревенек, на смену которым пришли торговые комплексы, притаилась редкостная красота – Уткина дача. Её совершенно не видно с дороги – Заневского проспекта: красота скрыта за деревьями бывшего пейзажного парка, давно превратившегося в лес. К даче «ведёт», петляя, маленькая речка Оккервиль. Пока краеведы спорят, жил ли на свете полковник с фамилией, давшей имя этой речке, мы свернём с набережной и войдём под сень вековых деревьев.

Сегодня найти дорогу легче лёгкого: мы идём туда не одни. Уткина дача принимает гостей, и по тропинке тянется вереница народа. Старинные стены не тревожатся, как в недавние времена. Это гости званые – сегодня на Уткиной даче день открытых дверей, который проводит нынешний хозяин – Государственный Музей Городской Скульптуры.

Пока я рассказываю вам всё это, дача, наконец, показывается нам. Мы входим в ворота, у которых нас встречает приветливый, но строгий охранник и сотрудницы музея. И вот уже перед нами главное здание – усадебный дом. Конечно же, с высоким крыльцом и колоннами. Дом выстроен в стиле классицизм в 1790-х годах предположительно по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова (он же – автор Главпочтамта, Невских ворот Петропавловской крепости, Приоратского дворца в Гатчине, и это только в Петербурге). Львов был другом семьи владельцев имения.

Уткина дача. Главный усадебный корпус. Лицевой (парадный) фасад.

Войдём же, читатель, внутрь Ротонды главного корпуса. Нас ведёт экскурсовод музея Вера Мануртдинова. Вера очень увлечена идеей скорейшего воссоздания усадьбы – рассказывает она не монотонно, а с живым интересом. Показывает потолочный фриз с мифологическими сюжетами – единственное, что сохранилось из интерьеров. В примыкающее к Ротонде крыло ведёт дверь. Планировка здесь «классическая» – анфиладная. Но в анфиладу не попасть: как и в большинстве расселёнок (да, Уткину дачу эта участь не минула), там «погулял» не один пожар. Но Вера Владимировна уверена – всё восстановят, усадьба залечит нанесённые лихими временами раны.

Гостей так много, что зал с трудом вмещает их. Кто-то остроумно замечает: «А мы ещё не в кринолинах!» На этом «приёме» отсутствует дресс-код: сюда входят и в платьях, и в джинсах. Уткина дача рада всем, кто пришёл с добром.

Пока в Ротонде темно и холодно. Экскурсия идёт при свете фонариков. Дивное зрелище: как будто здесь собрались светлячки. Экскурсовода прекрасно слышно и без микрофона – в Ротонде великолепная акустика. Ведь строилась усадьба для известного русского баритона Марка Полторацкого – первого доброго хозяина.

Внутри Ротонды.

Мы выходим из Ротонды. В глаза ударяет яркое солнце и… облако сирени. На Уткиной даче удивительная сирень. Крупная, ароматная, изумительного, какого-то небесного оттенка. Музейные сотрудники говорят, что ей все восторгаются, и её будут стараться сохранить.


Сирень на Уткиной даче – местная достопримечательность.

Позади корпуса с Ротондой стоит полукруглый служебный корпус. Когда-то в нём располагались хозяйственные помещения: оранжереи (куда же без них в усадьбе?), теплицы, каретный сарай и дворы.

Служебный корпус.

Построен он был в 1820-1830-х годах по проекту неизвестного автора. Территория между зданиями образует круг. Когда-то в центре этого круга бил фонтан. Вера Владимировна говорит, что музей рад бы его восстановить, но как он выглядел – уже неведомо. Осталась лишь одна старинная гравюра, но он на ней почти не виден. В ответ на эти слова гости щёлкают затворами фотокамер, стараясь максимально точно запечатлеть облик Укиной дачи для потомков. Как всё-таки много сделало для мира искусство фотографии!


Старинная гравюра (Дейер П. А., Уткина дача на Охте. 1840 год;
фотокопия из группы «Уткина дача в опасности! Помоги!»)

Была на даче и флажковая башня (её тоже обещают восстановить). На ней, конечно же, вывешивались флаги. По ним было ясно, кто сейчас владеет имением и дома ли хозяин. Для соседей, решивших «заглянуть на огонёк» (телефонов тогда тоже не было), очень удобно.

А сегодняшние гости заняли всю территорию. Гости сидят на ступенях, рассматривают рисунки и фотографии фотохудожника Петра Забирохина, рисуют сами (у художников сегодня пленэр, на котором даже учат рисовать всех желающих), знакомятся с проектами гидов и библиотекарей, учатся плести венки из растущих здесь ныне цветов (это сейчас они дикие, а когда-то усадебные цветы поступали в продажу). Работает «полевой буфет». «Сегодня кофе, – говорит Вера Владимировна, – а когда-то дача славилась отменным вишнёвым ликёром. Найти бы его рецепт!»

День открытых дверей. Добрые гости на даче.

Внутри Ротонды звучит классический хор. Потом хоровой коллектив «ArtSonus» выходит на ступени. Но, на взгляд многих гостей, звучащее в Ротонде пение намного эффектнее. Мы уже знаем, что здание для него и создано. У крыльца читает стихи живущая на Охте поэтесса Зинаида Коннан. Она талантлива и идеально вписывается в колорит: Зинаида будто сошла с портретов пушкинского века.


Хор на ступенях Ротонды.

Яркая блузка экскурсовода Веры мелькает то тут, то там. Вот уже группа спускается к реке. Точнее, к двум рекам: усадьба стоит на холме у слияния Оккервиля и Охты. В Охте пронзительно синяя вода. «Городской» гранитной набережной здесь нет, и парк плавно «спускается» в воду (пристань и купальня не сохранились, а когда-то реки были судоходными). Живописно склонившиеся деревья и травы привлекают не только художников. Подумать только – в минуте ходьбы от города царит полный покой и умиротворение.

Пейзажи вблизи усадьбы.

Кто же первым познал это умиротворение? И кто последовал за ним? Дореволюционная история мызы Оккервиль, как это место называлось исторически, богата и причудлива. Ей можно посвятить не одну монографию. Если кто-то из вас хочет в неё углубиться, я дам ссылку на (смотрим со страницы 72). Здесь же расскажем вкратце.


Уткина дача. Вид с берега реки. Рисунок Эда Якушина.

Мнения исследователей старины разошлись. Одни говорят, что в допетровские времена был некий шведский полковник Оккервиль, «давший» имя и реке, и месту вблизи легендарного тогда Ниеншанца. Другие спорят: раз ничего, кроме фамилии, не сохранилось (что странно: всё-таки полковник), значит, этот полковник – просто вымысел. Этот лагерь также парирует, что в тогдашней Швеции все полковники были «на учёте», и сведений об Оккервиле не найдено. Кто прав – время уже не рассудит. Зато мы точно знаем, что было дальше.

В первые годы после основания Петербурга местность, согласно Описным книгам 1712 года, была во владении стольника Петра I C. Нелединского-Мелецкого. В 1730-е годы, «по словесному показанию служителей Охтинского порохового завода», эта красивейшая земля принадлежала генерал-аншефу, Начальнику Тайной канцелярии графу А.И. Ушакову. При нём на территории работала полотняная фабрика, которую впоследствии купил известный купец Чиркин. А в середине XVIII века мыза была пожалована за особые государственные заслуги Марку Фёдоровичу Полторацкому. Этот уникальный человек, начавший с пения на клиросе церкви, вышел в придворные императрицы (Елизаветы), стал директором Певческой капеллы и первым из россиян выступил в итальянской опере. Тогда благодарный император и пожаловал ему мызу Оккервиль – 1200 десятин земли вблизи Петербурга. Семейство было огромное – «22 человека детей». Полторацкие построили дома в Москве, Твери, Торжке и у нас на Фонтанке. Жена Марка Фёдоровича Агафоклея Александровна (урождённая Шишкова) вышла за него замуж очень рано, ещё играя в куклы. Она была красива, умна и хозяйственна.


Агафоклея Александровна Полторацкая.

Сама хозяйка постоянно жила в Грузине, и хозяйством управляла дочь – тоже Агафоклея, Сухарева (она владела и соседним участком). Она была известной благотворительницей, и, как сейчас говорят, правозащитником: возглавляла женское попечительское общество о тюрьмах.

Её сестра Елизавета вышла замуж за А. Н. Оленина. В гостях на даче бывала внучка старших Полторацких — Анна Оленина. В неё влюбился Пушкин, просил руки, но получил отказ. Случись иначе – поэт в стихах непременно воспел бы мызу Оккервиль. Другой внучке он посвящал известнейшие стихи. Эту девушку звали Анна Керн.

К Полторацким хаживали в гости Дельвиг, Крылов и другие «знаменитости» того времени. Усадьба цвела, но хозяйка подумывала её продать. В 1814-м году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было напечатано объявление о продаже мызы с просьбой обращаться к А.М. Сухаревой. Так закончился здесь Золотой век…

В октябре 1822 года Агафоклея Александровна скончалась. К тому времени она уже 27 лет была вдовой.

21 декабря 1828 года имение за 575 тысяч рублей приобрела гвардии штабс-капитанша княгиня Зинаида Петровна Шаховская. Купеческая наследница, в девичестве Зеленкова, а на время покупки – жена А.Я. Шаховского, представителя псковской ветви князей Шаховских, военного и графского адъютанта.

Шаховские жили плохо – вздорно. Источники того времени поговаривают, что вспыльчивый князь даже «загремел» в Навагинский пехотный полк на Кавказ за взрыв, устроенный в имении супруги. Детей у них не было. В итоге пара фактически развелась. Зиновия Петровна вышла замуж за негромкого Василия Петровича Уткина, вице-президента Вольного экономического общества, потом мирового судью. Так дача и стала Уткиной – по фамилии последнего владельца. Хотя, конечно же, справедливее называть её дачей Полторацких. Тем более, что Уткин-то как раз за имением и не следил.

После крестьянской реформы 1861-го года земли, которыми крестьяне пользовались до обнародования Манифеста об освобождении крестьян, государство выкупало у помещиков в общественную крестьянскую собственность. Из крестьян мызы Оккервиль было составлено Оккервильское сельское общество Полюстровской волости. По Уставной грамоте крестьяне, после выплаты государством указанной суммы хозяевам, становились собственниками земли. Земля выделялась «душам мужского пола», которые значились в деревнях по последней народной переписи. Таких лиц было: дворовых – 52, имеющих право на надел было 92. Такая вот предтеча колхоза… Впоследствии земля сдавалась в аренду пришлым крестьянам под огороды, а в угодьях чужие же люди охотились.

Зиновия Петровна скончалась примерно в 1868-м – 1870-м году (данные разнятся). Имение она завещала Императорскому человеколюбивому обществу. Но, так как в нём ещё находился муж (этот брак княгини также был бездетным), общество должно было получить дачу в своё распоряжение только после смерти Василия Петровича. Судья доживал свой век на даче тихо и довольно безалаберно по отношению к хозяйству, которое при нём пришло в откровенный упадок. Умер Уткин предположительно в 1872-м году. А уже в 1873-м на дачу наведался царь Александр II. Однако не в гости, а по делу: на открытие Охтинской Мариинской богадельни для неизлечимо больных и увечных. А в 1881-м году здесь был организован детский приют, до 1882 года соседствовавший с богадельней. В 1904 году Совет Императорского человеколюбивого общества отдал Уткину дачу в аренду под Малоохтинское отделение градских богаделен для душевнобольных. Хотели сделать здесь и Земледельческую колонию для малолетних преступников, да воздержались. Впрочем, худшее было ещё впереди…

В революцию здесь никаких погромов не было. Ведь в усадьбе уже располагались учреждения. В 1920-е годы усадебный дом принадлежал Комиссариату здравоохранения, который разместил здесь Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы.

Большевики не только не громили, но и проводили обследования. 29 мая 1920 года усадьбу впервые обследовал архитектор по фамилии Постников. Он обнаружил, что «во внутренних помещениях сохранялась роспись Д. Скотти стен и плафонов круглого зала, лепной карниз и фриз с позолотой, роспись потолков в двух смежных кабинетах, роспись потолка в круглом павильоне служебного флигеля». Впрочем, уже в 30-е годы XX века (точнее, в 1933-м, при ремонте) роспись в усадебном доме была уничтожена, а в кругом павильоне служебного флигеля зашили фанерой потолок. Исчезла красота, сохранившаяся ещё с екатерининских времён…

Но это было ещё не всё. В 1936 году часть зданий была перепланирована под квартиры. Коммунальные. Здесь же размещался 176-й «детский очаг» Володарского райжилсоюза. Так в качестве «коммунальника» бывшая изысканная усадьба просуществовала почти век. Коммуналки – это злейшее из зол, от которого наш город не может избавиться уже целое столетие. Коммуналки, пожалуй, самая страшная участь для жилого исторического здания. Нещадная эксплуатация, скопище большого количества людей, среди которых встречаются и асоциальные личности. Поэтому, когда мне говорят, что череду пожаров уже в XXI м веке устроили проживавшие здесь во время полного упадка бездомные, я верю не на сто процентов. Ибо знаю, как поджигали свои квартиры жители Фабричного посёлка в Красном селе. Некоторые жители коммуналок уж слишком рвутся в отдельные квартиры… К тому же, поджоги могли учинить и алчущие заполучить большой и лакомый кусок земли застройщики, ведь новостройки подошли к мызе уже вплотную.

По воспоминаниям краеведов, заставших Уткину дачу ещё заполненной коммуналками, Ротонда была завалена мусором, и жильцы входили в другую дверь. Комнаты были «понатыканы теснее некуда», у входа в главный дом стояли качели, а на барских балконах бесстыдно, напоказ, сушилось исподнее. Люди, жившие здесь, в подавляющем большинстве не относились к жилью как к дому. К сожалению, некоторым жителям коммуналок это свойственно: «своё» для них – это только их комната, за порогом которой мусор запросто может лежать хоть до потолка. Особенно если жильцы коммуналок – «кочевники»-мигранты, у которых дом за тысячи километров, а здесь только место для ночлега. Служебный корпус, некогда арендованный «Ленфильмом», оказался заброшен и завален мотками киноплёнки.

Районный Жилкомсервис (№ 1 Красногвардейского района) за усадьбой следил тоже из рук вон плохо. Так плохо, что недоволен был даже КГИОП, выдававший предписание за предписанием. Крайне редко это ведомство ратует за памятники. В том числе и за памятники федерального значения, коим и является Уткина дача.

В 2010-м году усадебный дом признали аварийным. Он начал пустеть. Ночью 11 ноября 2010 года в бывшем барском, а ныне коммунальном доме произошло три пожара подряд. Впоследствии поджигали и служебный корпус. Коммуналки расселили, мигрантов выдворили. И бросили усадьбу на произвол судьбы. Как водится, без консервации.

Так она стала расселёнкой.

«Интерьеры» эпохи расселения.