Болезни Военный билет Призыв

Проблема взаимоотношения человека и машины. Зависимость от автомобиля

Весьма вероятно, что сегодня в мире найдется очень мало людей, которые бы отказались от собственного автомобиля.

Наличие частного средства передвижения воспринимается как вполне обычное явление, ведь своя машина дарит массу возможностей. Но даже обильный модельный ряд автомобилей, представленных на авторынке, сегодня не позволяет каждому человеку обзавестись собственным средством передвижения. Ведь даже подержанную машину купить себе могут позволить не все, не говоря уже о новом автомобиле. В то же время, стремление стать владельцем собственного транспортного средства – это отличная мотивация для трудолюбивого человека.

Большие возможности

Для тех же, кто в финансовом плане не ощущает стеснения, представляется по-настоящему обширный диапазон для выбора подходящего автомобиля. Не правы те, кто желает сэкономить на покупке машины и приобретает либо б/у автомобиль, либо становится владельцем более дешевого нового средства передвижения. Гораздо рациональнее приобрести автомобиль дороже, который, однако, по качеству, надежности, безопасности и комфорту превзойдет все ожидания. Например, это может быть авто из модельного ряда Lexus, подобрать которое можно на сайте lexus-ekaterinburg.ru . Ведь свой автомобиль – это свобода передвижения и комфорт.

Свой автомобиль: покупать или нет?

Собственный автомобиль дарит много преимуществ по сравнению с другими способами передвижения. О них мы поговорим чуть ниже. Здесь бы хотелось отметить, что современные производители постоянно стараются максимально удовлетворять требования клиентов. Именно поэтому выбирать машину можно из различных классов, в зависимости от личных вкусов и предпочтений – это может быть седан, кроссовер, хэтчбек или другое авто, представленное в различной окраске и отличающееся уникальным дизайном.

Каждый человек подбирает автомобиль под собственные потребности: для кого-то это может быть средство для каждодневного передвижения на работу или по другими делам; для других машина становиться обязательным рабочим атрибутом, как, например, для таксистов; помимо этого, есть люди, которым авто требуется преимущественно для периодического использования – поездки на дачу, рыбалку или другого способа проведения досуга.

Наличие собственного автомобиля, безусловно, имеет множество преимуществ, но, при этом, не стоит забывать и о некоторых недостатках:

Достоинства

  • независимость в вопросах передвижения;
  • комфорт;
  • показатель статуса.

Недостатки

  • дополнительная статья затрат в бюджете семьи на содержание средства передвижения;
  • покупка авто – инвестиция, которая требует изначально немалых вложений;
  • ответственность – наличие автомобиля вынуждает владельца постоянно быть на страже, комплектовать его недешевыми средствами защиты (автосигнализация и другие). Такая забота, несомненно, влияет на нервную систему.

С уверенностью можно сказать, что своя машина – это отличная инвестиция, несмотря на некоторые ее недостатки. Покупая ее, следует быть готовым к определенным затратам на содержание, но они сполна окупаются преимуществами, которые можно получить в процессе эксплуатации. И главные из них - это удовольствие от вождения и ощущение того, что чего-то удалось достичь в жизни.

Автомобиль прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Ученые все чаще задумываются, какую часть занимает авто в жизни человека 21-го века, и как эта взаимосвязь влияет на психику отдельно взятого индивидуума. Спросим об этом воздействии у психолога.

Как быстро начинающий автолюбитель привыкает к автомобилю?

Многие специалисты в области психологии полагают, что на период привыкания требуется около года. За это время в мозгу человека выстраиваются необходимые нейрофизиологические связи, необходимые для вождения, они появляются и закрепляются только на условно-рефлекторном уровне, чего не нужно, например, для плавания или изучения чужого языка.

Иногда возникают трудности в обучении вождению. Почему? Ведь современные автомобили практически «едут сами».

Все действия водителя за рулем - упреждающие. У новичка слишком сильно развито мышление пешехода, поэтому у него не хватает реакции, он просто не успевает. Новички не могут принимать решения в движении и быстро, что является их основной проблемой.

Поэтому многие из начинающих водителей тренируются по ночам, мотивируясь меньшим количеством машин и меньшими последствиями собственных ошибок…

Этого не стоит делать. Вождение ночью не согласуется с естественными биоритмами человека, которые начинают выдавать заторможенные реакции. Внимание падает, осознание небольшого количества машин на улицах провоцирует многих водителей погонять, полихачить. А видимость уже плохая. На ночное время приходится большая часть аварий и повреждения в данном случае более серьезные.

Насколько имеет право на жизнь идея об обучении новичков на «автомате», чтобы ученик в процессе обучения сосредотачивался на поведении машины, не отвлекаясь на переключения передач?

Только если ученик планирует ездить только на «автомате». Автомобиль с «механикой» дисциплинирует, дает понимание машины. На «ручке» сложнее превысить скорость, поскольку нужно переключить рукоятку в нужное положение. В режиме «город» автомобиль с АКПП вызывает у ученика меньше паники, но, выезжая на трассу, новичок легче управляется с механической коробкой передач, поскольку она более наглядно показывает суть процессов движения. Автомобиль с ручной коробкой полезен для тех водителей, которые пытаются понять логику своих действий за рулем, выработать комплекс полезных действий. Часто это водители в возрасте. В общем, навык езды на «механике» больше способствует вырабатыванию навыка безопасной езды.

Иногда говорят, что кому-то просто не дано водить. Насколько верно это высказывание?

Да, в общем верно. Прежде всего, это касается чисто физических противопоказаний. При нарушениях зрения больше определенных показателей медкомиссия вас не пропустит. Слишком возбудимым людям тоже не рекомендуется садиться за руль. Считается, что человек реагирует на стресс тремя способами, он может убежать, напасть или замереть. Как ни странно, но первые две реакции - более здоровы и пригодны для вождения. Реакция торможения, приводящая к беспорядочным движениям - типичная реакция эмоционально слабых и нервных людей. Они не знают, как себя везти в ситуации, требуемой немедленной реакции, именно отсюда берут корни анекдоты про блондинок, бросающих руль. На самом деле цвет волос роли не играет, а вот неспособность к принятию быстрых решений - большая проблема, поскольку представляет опасность и для новичка, и для окружающих.

Водителям, часто бывающим в длительных поездках, в дороге приходится долго держать высокую скорость. Как скоростной режим влияет на их психику?

Есть данные о наступлении измененного состояния сознания у водителей, едущих со скоростью больше 100 км/ч. Это состояние наступает при употреблении внутрь приблизительно 100г коньяка. Объяснение этому кроется в том, что обычный человек может достичь максимальной скорости около 40 км/ч, и то после длительных тренировок. Все, что выходит за эти рамки, приводит человека в состояние эйфории. Ему кажется, что он всесилен, ему подчиняется мощный автомобиль, и все будет хорошо, поскольку он успеет среагировать на что угодно. Но это не так. Любая скорость выше 40-42 км/ч вызывает изменение восприятия. Для «авточайника» такое состояние особенно чревато, поэтому лучше не превышать скорость 60-70 км/ч.

Редко можно встретить человека, который бы … не сталкивался с этой проблемой. Я сейчас говорю о зависимости в самом широком смысле. О любой зависимости человека. Зависимость от других людей. Зависимость от наркотиков. Зависимость от сигарет, от алкоголя. Зависимость вообще. Как она появляется? Откуда она в людях? И можно ли с ней бороться?

Почему в нас появляется зависимость от чего-либо или от кого-либо? Мы начинаем курить и мы становимся зависимы от сигарет. Мы начинаем пить и становимся . Большинство людей на планете нашей зависимы от вкусной и разнообразной еды.

Очень большое число людей зависимы от своих жён. Но ещё большее число зависит от своих мужей. Чуть меньшее количество людей, хотя и немалое, зависит от своих детей. Очень многие зависят от своих друзей, от своих подруг. Некоторые зависят от праздников, от праздничных столов и вечеринок. Другие зависят от красивой и модной одежды. Большинство мужчин зависят от автомобилей.

Страх — вот первое следствие зависимости . Любой зависимости. Интересно, а это зависимость есть следствие страха? или страх есть следствие зависимости? Думаю, что зависимость первична. Хотя…

С самого своего рождения мы оказываемся в зависимости. Первое, от кого мы зависим, — это наши родители. Наше несовершенство пугает нас. И страх, возникающий в нас, заставляет нас стать зависимыми. Пока только от своих родителей. Но это пока. В дальнейшем всё будет меняться. И возможно, что человек вырвется от зависимости к родителям, и станет зависеть от чего-то другого.

Споры о первичности страха и зависимости похожи на спор о первичности бытия и сознания.

Не будем углубляться в эти споры. Для нас первичность одного перед другим не имеет никакого значения. Другое дело, что одно неразрывно связано с другим. Все зависимости, так или иначе, но имеют отношение к страхам. Они помогают справляться с человеческими страхами. И до тех пор, пока человек боится, он обязательно будет от чего-нибудь, или от кого-нибудь зависеть.

Чем больше страх, тем сильнее то, от чего, или от кого человек зависит. Это важно понять. Особенно это важно понять психологам, которые занимаются проблемами пристрастия человека к чему-либо (алкоголь, наркотики и т.д.).

Если бы Вы только знали, сколько людей выходят замуж, или женятся не по любви , а исключительно от страха. Зависимость от человека — самая сильная зависимость . Вот почему многие не разводятся, даже когда совместная жизнь не доставляет никакой радости, никакого счастья, а наоборот.

Что делать? Как справляться с зависимостью? Необходимо преодолевать в себе свои страхи. Иного выхода нет. Как это делать?

Во-первых , придётся избавиться от зависимости. Возможно, что кому-то придётся и развестись, если брак носит именно такой характер. Или расстаться с другом. Или бросить курить.

И ни в коем случае не избавляйтесь от своей зависимости с чей-либо помощью (человека или организации). Таким образом Вы избавитесь от своей зависимости, но станете зависимыми от того, кто Вам помог избавиться от зависимости. Уверяю Вас, что Вы способны избавиться от своей зависимости, не прибегая ни к чьей помощи. Только сами, только собственными силами, собственными усилиями, Вы и можете избавиться от зависимости.

Самое трудное начинается дальше. Избавившись от одной зависимости, ни в коем случае нельзя приобретать новую, другую зависимость. Менять одну жену на другую, или одного мужа — на другого, или мужа — на сигареты и алкоголь, или алкоголь — на наркотики, или друзей — на работу и так далее. Всё это — не решение проблемы.

Вы уходите от зависимости, но, поймите, что страх свой Вы ещё не преодолели. Страх остаётся.

Преодоление своего страха — это серьёзная работа. Это работа трудная, тяжёлая. Она, эта работа, не требует от Вас особых способностей. НО, требуется сила Духа вашего.

Перечитайте эти статьи. Подумайте. Слабый Дух не даст в полной мере реализовать себя. Никто не настаивает на том, что Вы должны родиться сильным Духом. НО воспитывать свой Дух Вы обязаны. Сильный дух — это НЕ тот Дух, который не имеет страха, НО ТОТ, который преодолевает страх вне зависимости от чего, или кого-либо.

Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше время проникла в самые разнообразные области народного хозяйства и науки. От эффекта ее практического применения стали непосредственно зависеть успехи в развитии этих важнейших областей. Следует отметить, что развитие техники шло не только по пути ее усложнения, но также и в направлении повышения ее качества и надежности работы.

Однако здесь конструкторы и другие специалисты, занимающиеся практическим использованием весьма сложной техники, неожиданно столкнулись с явлением, когда совершенные с точки зрения техники устройства при их применении на производстве не давали ожидаемого эффекта. И непосредственной причиной этого было большое количество ошибок, которое допускали люди, управляющие техникой. Все те преимущества, которые были достигнуты благодаря техническому усовершенствованию машин, практически часто сводились на нет неточными, несвоевременными действиями человека.

Первой реакцией на такое несоответствие была попытка исключить ошибки человека за счет еще большей автоматизации техники и замены в ней человека. В этот период происходило становление кибернетики, и вера в неограниченные возможности этой новой области науки порождала иллюзии, будто бы техника, доведенная до соответствующего уровня совершенства, сможет решать любые задачи, которые до этого решал человек. Однако от подобного подхода к разрешению возникшей проблемы вскоре пришлось отказаться, ибо практика показала, что техника способна замещать далеко не все функции человека. Даже там, где можно полностью заменить человека автоматом, делать это не всегда целесообразно. Другим, более реальным путем разрешения этой принципиальной проблемы был анализ причин столь большого числа ошибочных действий человека при управлении новой техникой и поиск возможностей его уменьшения. И первый вопрос, который, естественно, возникал при этом, заключался в следующем: почему эта проблема не возникла раньше? Изучение его позволило вскрыть чрезвычайно важную особенность новой техники: эта техника делала возможным решение принципиально новых задач, но при этом создавала для взаимодействующего с ней человека и принципиально новые условия труда. Присущие новой технике сложные быстротечные процессы с большим числом меняющихся параметров требовали от человека такой скорости восприятия и переработки текущей информации, которая в некоторых случаях превышала его пропускную способность. Человек в процессе управления такими системами порой просто физически не мог справиться со всеми возникающими перед ним задачами. Если к тому же учесть, что подобные задачи приходилось решать в необычных условиях жизнедеятельности (например, на самолете в условиях перегрузки, недостатка кислорода и пр.), высокой цены ошибки, то станет очевидным, сколь существенно изменились условия жизнедеятельности человека в новых системах управления.

Таким образом, с появлением новых, современных технических систем обнаружился диалектический скачок, приведший к возникновению качественно новых условий работы - условий, при которых человек уже не мог даже при мобилизации всех своих компенсаторных возможностей успешно решать возложенные на него задачи. Отсюда следовал важный вывод: причиной низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препятствовал ее успешному применению, а сама техника, которая была создана без учета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и фактически провоцировала его ошибки. Так возникла необходимость в специальном изучении психофизиологических особенностей деятельности человека и новых сложных технических системах, изучения его возможностей по разрешению возникающих в ней задач с целью учета этих данных при конструировании систем и подготовке операторов для управления ими. Так на грани психологической науки и техники возник целый комплекс специальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых стало невозможно создание новых комбинированных систем «человек-машина», способных эффективно разрешать возложенных на них задачи. Для решения этого круга проблем и сформировалось новое научное направление в психологической науке, получившее название инженерной психологии. При использовании ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и заканчивая принятием ответственных решений на высших уровнях управления. Это порождает при инженерно- психологическом анализе АСУ комплекс весьма сложных задач, таких как организация взаимодействия человека и ЭВМ, где особая актуальность, по-прежнему, принадлежит вопросу о распределении функций, рациональном сопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека. Актуальна и задача, связанная с поиском общего языка описания диалоговых систем «человек-ЭВМ», синхронизация их взаимодействия.

Однако в настоящее время в связи со стремительным развитием компьютеризации особый интерес вызывает проблема последствий компьютеризации. Выделяют функциональные, онтогенетические и исторические аспекты компьютеризации. Под функциональными последствиями понимают преобразование шаблонных и творческих компонентов, происходящих в решении задач компьютерными средствами по сравнению с традиционными формами. Общие функциональные последствия компьютеризации состоят в редуцировании одних, сохранении и модификации других и появлении новых задач. Функциональные последствия компьютеризации могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Например, при редуцировании и передаче компьютеру вычислительных операций у человека сохраняются традиционные навыки,знания, отношения, которые вступают в новые связи с выполнением компьютерных операций, оказывают влияние на формирование психологической готовности или психологического барьера к взаимодействию с компьютером. Как показал анализ, таковыми являются «эврологизации», т.е. приобретение компьютеризированной деятельностью творческого характера по сравнению с традиционной, эффект «паритета», т.е. примерно равного соотношения творческих и шаблонных компонентов как в компьютеризированной, так и в традиционной деятельности; эффект «деэврологизации», т.е. преобладание шаблонных компонентов по сравнению с традиционной; «неопределенный» эффект, проявляющийся в размытом, неосознаваемом, неустойчивом соотношении шаблонных и творческих компонентов в компьютеризированной деятельности по сравнению с традиционной.

Функциональные последствия компьютеризации можно разделить также на реальные (непосредственно включенные в решение компьютеризированной задачи) и потенциальные (проявляющиеся как тенденция). Например, начинающие пользователи рассматривают работу с компьютером как интересную, отличающуюся новизной по сравнению с деятельностью традиционной. Вместе с тем, опытные пользователи знают, что многократное повторение взаимодействий с компьютером будет приводит к монотонности и шаблонности деятельности. В связи с этим они вводят в компьютерные программы шутки для предупреждения этих нежелательных явлений. Однако, как они отмечают, даже шутки со временем надоедают.

Соотношение позитивных и негативных функциональных последствий в различных типах компьютеризированных систем зависит от конкретных условий: типов решаемых профессиональных задач, подготовки пользователей, от качества работы компьютера и организации работы в дисплейном классе. В онтогенетическом плане рассматривается личностное развитие, которое претерпевает изменения под влиянием компьютеризации. К позитивным личностным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения. К позитивным результатам можно отнести такое развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов, как восприятия, мышления, формирования специализированной деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач. Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.

К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, сведении процессов решения к формально-логическом компонентам. Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов, а также мотивации снижает их гибкость и тем самым возможности переноса в решение более широкого круга задач, требующих другой их специализации. В связи с этим формирующиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность, могут по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и ее сложности перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию. Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу, человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль. На следующем этапе при функциональном выполнении компьютеризированной деятельности человек по отношению к компьютеру как орудию может выполнять подчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роль в процессе длительной работы с ним. Таким образом, сейчас уже очевидно, что компьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и спровоцировать негативные изменения, например, такие как уменьшение интеллектуальной активности человека, сокращение в его деятельности творческих компонентов и усиление шаблонности.

коммуникация человек машина