Болезни Военный билет Призыв

Проблема учебных перегрузок учащихся, приводящих к состоянию переутомления. Профилактика эмоциональных перегрузок

«Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомления учащихся»


Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности (в частности и урока), для достижения поставленной цели наиболее рациональными и экономными путями. Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Назовем его основные черты.

Оптимальный - это не наилучший вообще, то есть не идеальный процесс обучения, это и не простая середина между максимумом и минимумом. А оптимальный - это наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

При внедрении принципа оптимизации применяются не какие-то дополнительные, а минимально необходимые действия. Конечно, процесс обучения никогда не станет эффективным, если учитель не будет хорошо знать своих учеников, если он не научится комплексно планировать задачи образования, развития школьников, выделять главное, существенное в содержании урока, выбирать наиболее рациональное сочетание методов, средств и форм обучения.

Здесь я не ставлю целью проанализировать все названные способы оптимизации обучения, а хотела бы более подробно остановиться на наиболее эффективных для урока информатики методах обучения и оптимальном использовании учебного времени на уроке

Выбор оптимальных методов обучения - это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса, вместе с тем он вызывает особенно существенные затруднения. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

    методы организации учебно-познавательной деятельности;

    методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

    методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

В своей практике я использую и некоторые специальные методы, направленные на обеспечение интереса школьников к учению, повышения их ответственности к учебе. К таким методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод создания ситуаций успеха в учебе, метод предъявления учебных требований. И как показывает практика, большое значение имеет контроль и самоконтроль, осуществляемый методами устного, письменного, лабораторного, индивидуального, фронтального контроля и др.

Проиллюстрируем выбор методов обучения, и оптимальное использование учебного времени на уроке в процессе изучения темы: "Организация циклических процессов в языке Паскаль", на одном из уроков, посвященному изучению оператора цикла с параметром и решению задач с использованием данного оператора. Определив основные цели урока, приступаю к основной части урока.

I. Актуализация опорных знаний происходит в форме фронтального опроса с последующим контролем повторенного материала в виде Паскаль-диктанта. Из средств наглядности использую таблицы «Операторы цикла» (блок-схема + запись на языке Паскаль).

Какие виды циклов вы знаете?

В каких случаях применяется каждый из этих циклов?

Объяснить, как работают эти циклы.

В чем сходство и различие этих циклов?

Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Вопрос я ставила так: "О чем вы думали во время ответов своих товарищей?"

Следили за ответами товарищей - 14.8 %

Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их - 19.8%

Думали об изучаемом материале - 9.3 %

Думали о разном, кроме изучаемого предмета - 53.8 %

Занимались посторонними делами - 2.7 %.

II. Паскаль-диктант.

Дайте определение цикла.

Какого типа может быть переменная параметра цикла?

Условие выхода из цикла в цикле с предварительным условием.

В каком операторе цикла обязательно исполнится хотя бы один раз?

В операторе цикла с последующим условием записать условие, чтобы тело цикла выполнилось 3 раза, и цикл прекратил работу:

1 вариант: 2 вариант

writeln(x:3,y:5); writeln(x:4,y:6);

until ... ; until ... ;

После диктанта проводим моментальную проверку и анализ предполагаемых ошибок и затруднений.

Изложение нового материала провожу в виде беседы, что кажется с внешней стороны как диалог, но диалог этот несколько необычный, поскольку, беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным «открытиям».

К каждому уроку для каждого ученика готовлю опорный конспект урока, в котором излагаю самое главное, существенное. Здесь отражается и план урока, и ход работы, задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание. Поэтому ребята на уроке у меня не тратят время на запись теоретического материала, а это время освобождается для закрепления и отработки навыков и умений, на решение задач. Например, на этом уроке мы успеваем решить 5 задач.

Задача № 1 (устно). Сколько раз будет выполнено тело цикла в следующих фрагментах программ:

a) for k:=-1 to 1 do ...

b) for k:=10 to 20 do ...

c) for K=20 to 10 do ...

d) k:=5; r:=15; for i:=k+1 to r-1 do ...

for i:=0 to k*r do ...

f) k:=r; for i:=k to r do ...

Задача № 2. Определить значение переменной s и i после выполнения следующих операторов:

for i:=2 to n do i=2 (2да) i=3 (3да) i=4 (4да) i=5 (5нет)

s:=s+100 div i; s=50; s=83; s=108;

Ответ: s=108; i=5.

Задача № 3. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна n (0

Вопросы для обсуждения:

Каким образом можно выделить последнюю (младшую) цифру числа?

Каким действием можно выделить первую (старшую) цифру числа?

Обозначим через k - очередное число,

P1 - старшую цифру числа k,

P2 - младшую цифру числа k,

S - сумму цифр числа о k будем печатать только в том случае, когда сумма P1 и P2 будет равна S.

Решение этой задачи идет методом работы под руководством учителя. Сначала составляем блок-схему, а затем приглашаем ученика к доске записать программу на языке Паскаль.

AR k,n,P1,P2,S:INTEGER;

WRITELN("введите целое число");

Readln(n); {вводим целое число}

For k:=10 to 99 do

P1:=k div 10 {выделяем старшую цифру}

IF S=n THEN WRITELN(k);

3. Практическая работа на ЭВМ.

Задача № 4. Вычислить (1*2) + (2*3) + (3*4) + ... +(50*51).

Сколько слагаемых? Как изменяется I?

Чему равно начальное значение суммы S?

Как накапливается сумма?

Какова формула для поиска очередного слагаемого?

Составит блок-схему и программу самостоятельно. Проверку осуществить по ответу, кто не справился, загрузить файл C2.PAS.

Задача № 4.*Найти сумму первых 10 чисел последовательности Фибоначчи. Числа Фибоначчи вычисляются так a1 = a2 = 1, ai = a i - 1 + a i - 2.

Задача № 5. * В бригаде, работающей на уборке сена, имеется N косилок. Первая из них работала m часов, а каждая следующая на 10 минут больше, чем предыдущая. Сколько часов проработала вся бригада?

5. Домашнее задание. При планировании и сообщении домашнего задания учитель должен обратить внимание на следующее: оптимален ли его объем и сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы; предусмотрел ли учитель способы повышения интереса к домашней работе (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров, отработка общеучебных умений и навыков и др.); предложил ли учитель ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупредил ли о возможных затруднениях, порекомендовал ли пути их преодоления, четко ли сообщил требования к оформлению домашней работы; были ли дифференцированы домашнее задание для наиболее подготовленных учеников и предусмотрены ли формы помощи слабоуспевающим.

Задача № 6. Найти все двузначные числа, которые делятся на n или содержат цифру n.

Указание: Если двузначное число удовлетворяет условию задачи, то для него выполняется хотя бы одно из 3-х условий:

Первая цифра числа n или вторая цифра числа n, или само число k делится на n: k mod n =0.

Задача № 7. Вычислить: а) 1+2+4+8+...+28

Задача № 8.* Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков?

Для дифференцированного подхода к ученикам, как правило, выбираю два варианта упражнений (упражнения со * для сильных учеников). Но дифференцировать необходимо также и помощь слабоуспевающим. Здесь есть также возможность экономии времени урока. В данном уроке для решения задачи N 4 есть вопросы-подсказки для слабого ученика.

Из практики известно, что у трети учащихся слабо развиты навыки самоконтроля. Поэтому широко применяю специально разработанные таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля, работу с контрольными вопросами, взаимопроверку работ. Так, при подведении итогов данного урока, в целях контроля за изученным материалом, ребятам было предложено самостоятельно составить вопросы по изученному материалу, а затем они коллективно обсуждались учениками и давались ответы на них.

А теперь охарактеризуем некоторые способы экономии времени на уроке, так как потеря только 5 минут на уроке оборачивается потерей 4 рабочих недель в течение учебного года. Чаще всего тратятся драгоценные минуты на построение учеников у входа в класс вместо того, чтобы впустить их до звонка на урок. До 3-х и более минут уходит на оргмомент, когда учитель добивается должной тишины, тратит время на отметку отсутствующих вместо того, чтобы взять сведения у старосты, не ставит сразу же учебные задачи перед учениками. Часто учитель не намечает заранее, кого спросить, и долго ищет фамилию ученика в журнале. Во время опроса часто планируется собеседование с большим числом учеников, чем это реально возможно за отведенное время. В результате первый и второй ученики опрашиваются подробно, а третий и четвертый наспех. А это приводит к тому, что учитель не аргументирует оценок, не дает советов по дальнейшей работе с материалом. Порой мы вызываем учеников к доске по одному, вместо того чтобы дать возможность еще 2 ученикам заранее подготовить блок-схему, сделать записи и пр. Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Принцип оптимизации не отвергает индивидуальный опрос, но в каждом конкретном случае необходимо определять потребность в таком опросе, учитывая его подготовительные функции для усвоения новой темы, для проверки умения связно излагать свои мысли, для накопления оценок. В одном случае можно будет обойтись без индивидуального опроса и использовать только фронтальную беседу, в другом, наоборот, больше ему уделить времени, чем обычно, то есть, необходим методически обоснованный выбор варианта данной формы контроля.

При изложении нового материала, как показывают наблюдения, излишнее время уходит на освещение второстепенных вопросов, на неоправданное большое число однообразных примеров, лишнее время тратится на создание проблемной ситуации в то время, когда ученики еще не имеют достаточного багажа знаний и умений, чтобы самостоятельно доказать выдвинутое предположение, сделать обобщение. Много времени тратится на конспектирование нового материала, вместо того, чтобы изучать материал с использованием опорного конспекта.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.

Организационные мероприятия, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятие. Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия. Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.

Слайд 11 из презентации «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната.ppsx» можно в zip-архиве размером 252 КБ.

Скачать презентацию

«Гигиена дыхания» - Проверь себя. Гигиена голосового аппарата: Строение и функции органов дыхания. Пристеночная плевра. Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта. Легкие – парный орган. Органы дыхания. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

«Состав пищи» - Сделайте собственный вывод. эмульгаторы Е 500 – Е 599. Е 101 рибофлавин. Е 620 глутаминовая кислота. Вредные пищевые добавки. Пищевые добавки-. Для сохранения хлебных продуктов применяют пропианат кальция (Е 282). Е 627 гуанилат натрия. Е 230-бифенил Е 231-ортофенилфенол Е 232-ортофенилфенола натриевая соль.

«Нравственные категории этики» - Честь. Категории этики. Совесть. Счастье. Достоинство. Долг. Культура отношений в коммерческой деятельности. Нормы нравственности. Смысл жизни. Добро и зло.

«Задачи на проценты» - Проценты были известны индусам ещё в Vвеке нашей эры. Задачи на нахождение числа по его процентам. Задачи на нахождение процентного отношения. После того, как число уменьшили на 40% этого числа, получили 48. Найдите это число. В Европу проценты ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В переводе с латыни «процент» - сотая часть числа.

«Цифра 5» - Какие четыре равенства можно записать к рисунку. Получение числа 5. Установите закономерность. Назови число. Математика. Счет по числовому отрезку. Составьте выражение. Четыре равенства. Верные равенства. Назови число предметов на каждой карточке. Минус. Число пять. Плюс. Записи. Расскажите о числе 5.

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Давно и хорошо известно: чтобы предотвратить болезнь, необходимо заниматься ежедневной профилактикой. Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Профилактические мероприятия обходятся дешевле и пользы от них больше: они не требуют много времени, не обременительны, а часто даже приятны. Вспомним бывшую когда-то обязательной частью школьного дня физзарядку на свежем воздухе, ежедневные прогулки для младших школьников. Немного времени занимали эти мероприятия, немного сил требовали, а пользу приносили огромную, прежде всего тем, что были регулярными, обязательными и снимали накопившееся эмоциональное напряжение. Теперь, к сожалению, зарядка во многих школах не проводится, а если и проводится, то формально, от прогулок и вовсе отказались, а такое испытанное средство разрешения многих эмоциональных проблем, как хоровое пение, кануло в Лету.

Сегодня школа стоит перед выбором: или мы возрождаем нехитрые ежедневные профилактические дела, дополнив их новыми возможностями, или будем рассказывать друг другу о нарастающем асоциальном поведении детей, не желая и пальцем пошевелить для предотвращения беды.

Ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок - важная часть коррекционной работы учителя. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно связано с физическим. Не зря говорится: в здоровом теле - здоровый дух. Нормальный, физически здоровый ребенок и психически здоров. Сегодня в России около 80% детей имеют отклонения в физическом развитии, заболевания различной степени тяжести. Психическое и эмоциональное здоровье этих школьников также нарушено. Поэтому и способны они на безрассудное поведение. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослабленная нервная система. Выход физической энергии обычно «оттягивает» излишки нервного напряжения. Природа так устроила: нервные дети всегда самые подвижные, иначе им не выдержать избытка нервной силы. Если ограничивать их природную подвижность, лишать их возможности много двигаться, то избыточная нервная энергия будет накапливаться. Такова изложенная простыми словами общая зависимость между физической и нервной деятельностью.

Опираясь на это положение, можно сделать вывод: чем больше затрат физической энергии, тем меньше проблем с психическим здоровьем. Больше контролируемых физических нагрузок, больше здоровой мышечной усталости - меньше нервного напряжения, меньше отклоняющегося поведения. Доводите ребенка до здоровой мышечной и умственной усталости - и он перестанет даже думать о чем-нибудь другом, кроме восстановления сил для предстоящей работы.

Профилактика эмоциональной напряженности младших школьников составляет оздоровительную систему (см. рис. 10), в которую включаются:

Ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.;

Ежедневные уроки физкультуры;

Систематический (2-3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются приемам самообладания;

Систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 ч;

Систематический (ежедневный) общественно полезный труд;

Систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех учеников младшей школы.

Если эта система будет выдержана, то можно ожидать улучшения физического и эмоционального здоровья школьников.

В методических руководствах описаны хорошие физкультурные комплексы утренней зарядки для детей всех возрастов и медицинских групп. Учитель будет делать зарядку вместе с учениками и следить, чтобы она не превратилась в формальное мероприятие, отбывание повинности. Все ученики добросовестно и в полном объеме выполняют упражнения. После физзарядки детям предоставляется 10-минутный отдых, чтобы успокоиться и подготовиться к уроку. Были времена, когда за отношение к утренней гимнастике выставлялись оценки, она была делом большой государственной важности. Комплекс физкультурных упражнений утверждался на высоком правительственном уровне.

Учить детей приемам самообладания нужно, прежде всего, для того, чтобы они оставались здоровыми. Поскольку без стрессов жизнь невозможна, необходимо учить детей переносить их с наименьшими потерями. Стресс - это реакция организма на повышенные требования, а также защита от перегрузок. Со всеми проблемами наша нервная система не справляется. Нужно сознательно ей помогать. Управлять своими эмоциями, возобновлять силы и работоспособность научит детей педагог, излагая основы аутотренинга. Это психотерапевтический метод, объединяющий элементы самовнушения и самокоррекции.

Накоплен положительный опыт использования аутотренинга в элитарных учебных заведениях РФ. Занятия планируются, являются обязательными. Уроки аутотренинга вводятся в расписание. Они проходят 2-3 раза в неделю в специально оборудованном, тихом, слегка затемненном, хорошо проветренном помещении. Воздух увлажняется настоями ароматических трав, запахи которых успокаивают нервную систему. В содержание курса аутотренинга, который начинается с 1 класса и продолжается до девятого, входят беседы на различные темы, антистрессовые установки, внушения, овладение методиками самовнушения, самоанализа, самокоррекции. Занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.

Польза аутотренинга в том, что здесь педагоги не подчиняют ребенка своей воле, а наоборот, максимально способствуют пробуждению и поэтапному укреплению его собственных сил, учат детей сознательно управлять своими возможностями. В школе незаметно формируется дух сотрудничества, взаимопонимания, налаживается хороший моральный климат, повышается качество учебной работы. Ученики обучаются искусству владения собой, которое им пригодится на всю жизнь. Они усваивают приемы оценки ситуаций, умения принимать правильные решения, освобождаются от страхов, агрессивности и тревожности, неуверенности в своих силах. Педагоги, участвующие в тренинге вместе с детьми, тоже становятся добрее, тактичнее, исчезают раздраженность, головные боли и бессонница.

Конечно, не каждый педагог сразу готов вести сеансы аутотренинга. Этому уже начинают обучать в вузах. В странах мира распространяется движение под девизом «Учитель, ты психотерапевт», методика коррекционного аутотренинга постоянно совершенствуется. Те затраты, которые несет общество, обустраивая классы эмоциональной коррекции, окупаются с лихвой.

Для определения наиболее важных направлений коррекционной работы учитель может воспользоваться ориентировочной программой.

Программа коррекции эмоциональной напряженности (КЭН)

1. Программа КЭН предназначена для детей 6-11 лет. Снимает усталость, тревогу, эмоциональное напряжение, помогает сознательно регулировать психические состояния, развивать эстетические чувства. Длительность сеансов 10-15 мин.

2. Программа КЭН для детей начальной школы состоит из 10 тематических сеансов:

«Путь к себе» - для общего представления о возможностях самоусовершенствования;

«Каждый человек неповторим» - для понимания детьми главных качеств и характеристик человека;

«Здоровый сон» - для усвоения комплекса простых психогигиенических навыков, способствующих расслаблению и здоровому сну;

«Я и другие» - для повышения уровня коммуникабельности и усвоения навыков правильного общения;

«Моя сила» - для устранения психоневротических состояний и профилактики утомляемости;

«Совсем не страшно» - для самокоррекции состояний тревожности;

«Спокойствие - дар богов» - для самокоррекции нервных вспышек, общей гипермобильности;

«Прости обидчика» - для самокоррекции вспышек драчливости, снижения конформности, умения выходить из конфликтных и напряженных ситуаций;

«Жестокость губит человека» - для снижения агрессивных состояний;

«Работать много, работать легко» - для профилактики усталости, повышения работоспособности.

Разумеется, это общие направления, которые в каждой школе «обрастают» конкретными подходами, деталями, возможностями. Один из наиболее сильных методов групповой терапии - хоровое пение. С ним по эффективности облагораживающего влияния не может сравниться никакой метод. Зависимость эмоционального здоровья человека от участия в многоголосом хоровом пении обнаружена в древнейшие времена. Все религии, все педагогические системы прошлого включали пение в свои программы как важный и необходимый, весьма полезный для сохранения эмоционального здоровья предмет. Участие в общем хоре освобождает энергию, незаметно и очень эффективно снимает напряжение, расслабляет человека, делает его добрее. Душа облегчается, исчезают озлобленность и агрессивность. Человек, пропевший в общем хоре несколько хороших песен, не способен на зло. Песни, подчеркнем, должны быть специально подобранными, сладкоголосыми, умиротворяющими. Не похабные частушки и не бьющие по мозгам шлягеры, усиливающие агрессивность, а хорошие, давние народные песни, классические произведения.

С древнейших времен хоровое пение - обязательный предмет в хороших школах. Выход энергии, гармонизация чувств, снятие напряженности, совместные переживания, коллективная эмпатия, всеобщая любовь и умиротворенность - все в этом нехитром занятии. Почему же мы не используем его возможностей, а если используем, то неверно, неграмотно, формально, превращая уроки пения в заранее запланированное, второстепенное и ненужное занятие? Думается, все от неправильного подхода, недомыслия. Если на уроках дети не поют, а занимаются чем-то другим - учат ноты, разбираются в музыкальных жанрах, - это не уроки пения. Они никому не нужны, поскольку не выполняют своего прямого назначения - облегчения чувств. С первой и до последней минуты урока пусть дети поют и, когда время вышло, с огорчением покидают класс. Пускай поют они пока нестройно, неумело, не зная слов, выбирая примитивные песни; на то и учитель, чтобы постепенно все исправлять. «Давайте, дети, петь!» - пусть будут ваши главные слова. Сначала будем петь то, что вам хочется, песни, которые вы знаете, становитесь или садитесь, где кто хочет. Трудно, со скрипом, с большими потугами будут идти первые занятия. И может понадобиться не один год, чтобы снять укоренившееся отрицательное отношение к настоящему хоровому пению. Зато какой превосходный результат должен быть в перспективе! Говорят, хоровое пение в тюрьмах исцеляет души даже закоренелых преступников. Никто из участников академических хоров никогда не был под следствием и не совершил никакого преступления. Общины баптистов, евангелистов, где много поют хороших песен, самые законопослушные. Возродить в школах ежедневное хоровое пение будет трудно. Но делать это все же необходимо. Начинать надо с малого, постепенно. Учитель снимет с себя заботы по коррекции отклоняющегося поведения, если будет петь вместе с детьми.

Песни сочетаются с хороводами, играми, танцами. При правильной организации это эффективная и целебная групповая медитация, удесятеряющая силы.

Прогулки на природе - издавна известный и широко применяемый метод комплексного решения многих воспитательных задач, профилактики эмоциональной напряженности. Вспомним, какое значение придавал ему В.А. Сухомлинский. Во время прогулки естественно возникают и разрешаются такие вопросы, для которых в классе требуется создавать специальную атмосферу. Учитель вместе с детьми проложит прогулочную тропу, установит на ней необходимые для развития различных физических качеств препятствия, оборудует место для отдыха и задушевных бесед. Затрат минимум, а польза огромная.

Для работы с детьми

Диагностические методики

Название: У кого больше.

Форма, метод: Игра-секретик.

Цель: Выявить лидеров и отверженных в классе. Больше узнать о детях, требующих коррекционной поддержки.

Оборудование: Детские рисунки, открытки, конверты.

Реализация: Учитель постепенно накапливает детские рисунки, изготовленные самими детьми, поздравительные открытки без подписи, конверты. В один прекрасный день все это богатство он сложит в стопку, будет приглашать по очереди детей, собравшихся за дверью класса в коридоре, и говорить: «Выбери три рисунка. Можешь положить их в конверты трем любым ребятам на их парты». Те, кто уже выполнил упражнение, из класса не выходят. Тот, кому положили больше всех рисунков, станет лидером.

Вариации: С другими предметами, в различных сочетаниях, для многих целей.

Обработка результатов: Считаются сделанные выборы. Подтверждаются, дополняются или опровергаются наблюдения учителя.

Выводы: Учитель принимает решение об отнесении отдельных учеников в одну из коррекционных подгрупп. Намечаются направления и методы педагогического воздействияНазвание: Сколько сил осталось?

Диагностические методики

Форма, метод: Игра-тест.

Цель. Диагностика утомляемости и работоспособности.

Оборудование: Секундомер.

Реализация: Младшие школьники, как известно, быстро утомляются. А с усталыми детьми никакая работа, в том числе и коррекционная, успешной быть не может. Чтобы узнать, сколько сил осталось у детей, и решить, можно ли начинать с ними новое дело, учитель проводит измерение остатка сил. Определяет он этот показатель по времени групповой реакции. Все дети класса вместе с учителем становятся в кружок и берутся за руки. Учитель «запускает» сигнал по кругу - пожимает руку рядом стоящего ученика. Тот должен другой рукой передать сигнал товарищу и так по всей цепочке, пока сигнал не вернется к учителю (ученик не сжимает его руку). Секундомер останавливается и засекается время прохождения сигнала. Чем больше устали дети, тем больше времени понадобится, чтобы сигнал обошел весь круг. Метод простой и надежный. Результат зависит от количества детей, потому ориентировочные данные не приводятся. Учитель протестирует детей в различное время суток, в разные дни и установит время наилучшей работоспособности.

Вариации: От класса к классу, в разное время года, на протяжении месяца, недели и суток реакция будет разной.

Обработка результатов: Прямой отсчет времени групповой реакции по секундомеру. На основе полученных данных учитель принимает те или иные решения.

Подытоживая, еще раз подчеркнём, что лучше предупреждать, чем их потом лечить. Необходимо заниматься ежедневной профилактикой эмоциональных перегрузок. Для этого используйте ежедневную интенсивную физическую зарядку на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.; ежедневные уроки физкультуры; систематический (2-3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются самообладанию; систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 часа; систематический (ежедневный) общественно полезный труд; систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех учеников младшей школы.

Проверим себя

Что такое депривация?

Какие причины депривации вы могли бы назвать?

Как связана депривация с поведением школьника?

Какие способы помощи детям-деприватам может использовать учитель?

Что такое фрустрация?

Охарактеризуйте особенности поведения, вызванного этим состоянием.

Как помочь школьникам, впавшим в фрустрацию?

Каковы общие методы снижения эмоциональной напряженности детей?

Прочитаем дополнительно

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гуревич КМ. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1991.

Захаренко И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

Зинченко С.Н. Трудные дети. Киев, 1988.

Караковский В А. Любимые мои ученики. М., 1987.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.

Кравцова ЕЕ. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

Кушнер Ю. Изучение подростковой депрессии // Воспитание школьников. 1991, № 2.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., 1990.

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. 1999. № 4. С. 53-61.

Подласый ИЛ. Педагогика начальной школы. М., 2000.

Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

Славина Л.Л. Дети с эффектным поведением. М., 1966.

Эмоциональное здоровье вашего ребенка / Пер. с англ. М., 1996.

МОУ «Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа»

«Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся»

Подготовила: учитель начальных

классов Умряева Л.Н.

2013г.

Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависят от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Для предупреждения перегрузки младших школьников урок следует строить с учетом следующих психогигиенических рекомендаций.

1. Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:

Плотностью урока - не менее 60 % и не более 75 – 80 %;

Оптимальной сменой видов деятельности (4 – 7);

Средней продолжительностью различных видов деятельности - не более 10 минут;

Частотой чередования различных видов деятельности - не позже, чем через 7 – 10 минут;

Количеством используемых методов и приемов преподавания - не менее 3-х;

Чередованием методов и приемов преподавания - не реже, чем через 10 – 15 минут;

Наличием эмоциональных разрядок (2 – 3);

Местом и длительностью применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами;

Чередованием позы учащихся, которая чередуется в соответствии с видом работы;

Наличием, местом, содержанием и продолжительностью физкультминуток - при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3 – 4 минуты;

Психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.

2. Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов утомительности урока.

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

3. Урок в 1 классе должен носить деятельностный характер с обязательной организацией практической деятельности учащихся. Монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий учителя недопустимо. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). На разных этапах урока может быть использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в шесть лет не должна превышать 8 минут, в семь – восемь лет - 10 минут: непрерывного письма - до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1 – 2 минуты, во II полугодии - 5 – 8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

4. При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:

3 – 5,минут – врабатывание;

10 – 15минут – период самой высокой работоспособности;

2 - 3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);

5 – 10 минут – период средней работоспособности;

Оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.

5. Специфика преподавания предметов «Мир вокруг нас», заключается в их практической направленности. Предпочтение необходимо отдавать предметным урокам, урокам-экскурсиям, целевым прогулкам, направленным на непосредственное наблюдение, чувственное восприятие учащимися окружающего мира, на выявление связей и взаимосвязей между отдельными явлениями в природе и на их основе - выяснению простейших закономерностей.

По результатам наблюдений проводятся обобщающие уроки, задача которых сводится к систематизации результатов наблюдений, к закреплению знаний, к выработке у учащихся умений делать выводы, осваивая приемы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, обобще¬ния и конкретизации. Экскурсии и предметные уроки - важнейшие форумы организации учебного процесса при изучении окружающего мира. Они способствуют формированию у детей диалектико-материалистического мировоззрения, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и интереса, мышления и памяти.

Преподавание предметов немыслимо без использования средств наглядности, способствующих усилению эмоционального восприятия школьниками учебного материала. Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо прибегать в учебном процессе к игровым формам работы, которые позволят усвоить предметные знания и умения более эффективно и с наименьшими затратами.

Домашние задания

1 . В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

2. Перегрузку учащихся могут вызывать:

Чрезмерно большое домашнее задание;

Чрезмерно трудное домашнее задание;

Несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

Неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком гро-моздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужно¬го положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

3. Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания

не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

4. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

5. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

6. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

7. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Методика проверки домашней работы учащихся должна.быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

Фронтальный контроль;

Выборочный контроль;

Взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

Самоконтроль учащихся.

Упражнение для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1 – 4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 – 4. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы посмотреть «вправо – вверх – влево – вниз», а затем вдаль на счет 1 -6. Проделать тоже, но «влево – вверх – вправо – вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4 – 5 раз.

Физкультурные минутки:

кратковременные перерывы на занятиях (1 – 3 минуты) для проведения физических упражне-ний, связанных с длительной статической позой учащихся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушений осанки;

они проводятся на начальном этапе утомления (8 – 20 минуте урока).

Требования: упражнения должны быть просты, знакомы и интересны детям, доступны для выполнения на ограниченной площади.

Физкультурные паузы:

комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями длительностью 5 – 8 мин.

Требования: проведение в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении; контроль за дозировкой физической и эмоциональной нагрузок; не допускать переутомления.

Выполнять упражнения учащиеся могут индивидуально или по группам.

Динамические перемены:

организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Требования: проведение после второго урока, длительность перемены 35 минут. Динамические перемены могут быть комплексными, фольклорными, сюжетными, игровыми.