Болезни Военный билет Призыв

Проблема преодоления трудностей в обучении чтению фгос. Консультация (подготовительная группа) на тему: Консультация для родителей «Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению. "как преодолеть трудности в обучении чтению"

Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 1. Затруднения в слиянии букв в слоги Причина трудностей: недостаточное развитие… звуко-буквенного анализа; артикуляции (произношения) отдельных звуков; памяти; восприятия; устойчивости и концентрации внимания


Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 2. Ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропуск букв, перестановка слогов Причина трудностей: недостаточное развитие …памяти; устойчивости и концентрации внимания; контроля над темпом деятельности; пространственных представлений; самоконтроля
















Трудности на этапе чтения целым словом: 3. Потеря строчки при считывании (повторное считывание, пропуск строчки, перескакивание с одной строчки на другую) Причина трудностей: недостаточное развитие … пространственных представлений; устойчивости и концентрации внимания; самоконтроля; работоспособности


Трудности на этапе чтения целым словом: 4. Нечёткое произношение слов при чтении Причина трудностей: недостаточное развитие… звукопроизношения отдельных звуков; артикуляции; контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость)








Трудности на этапе чтения целым словом: 8. Не умеет выделять главное в прочитанном Причина трудностей: недостаточное развитие … лексико- грамматического строя речи; приёмов смысловой обработки текста; словесно- логического мышления; памяти; устойчивости и концентрации внимания






Трудности на этапе чтения целым словом: 11. Невыразительное чтение Причина трудностей: недостаточное развитие … понимания смысла прочитанного (читает механически; самоконтроля (не учитывает правил чтения); техники чтения (несформированность синтетического способа чтения)



Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтаксическим способом чтения, т.е читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит? Существует много причин, тормозящих скорость чтения и о них эта статья.В этой статье дан алгоритм помощи детям только начавшим читать и для тех кто обучается в первом классе и испытывает определённые трудности в обучении. Дислексия характеризуется недостаточностью техники чтения (человек не может научиться читать быстро и без ошибок) и трудностями понимания прочитанного, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта. И когда вы замечаете, что Ваш ребёнок испытывает трудности при чтении какого-либо слова, то необходимо ему помочь, но этот процесс должен проходить постепенно.

Просмотр содержимого документа
«Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.»

Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир, »- писал выдающийся педагог В.А Сухомлинский. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка, для успешности его обучения в школе. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, не успевающий детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Родители, конечно, хотят, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать быстро, правильно, осознанно. Но, выучив с ребенком буквы, научив складывать их в слоги и слова, обучающие часто считают, что все остальное зависит от ученика - чем больше он сидит за книжкой, тем лучше и быстрее будет читать. У большинства детей так и получается, а вот у 12-20% учеников 7-8 летнего возраста наблюдается нарушение чтения (дислексия). Ведь чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Можно выделить такие основные условия успешного владения навыком чтения:

    Сформированность устной речи;

    Фонетико-фонематической её сторонах (правильного произношения всех звуков, звукового анализа слов);

    Сформированность лексико-грамматического строя;

    Достаточного развития пространственных представлений.

Чтобы помочь ребенку, надо определить причину нарушения чтения.

1. Плохое знание всех букв алфавита (при чтении долго вспоминает название буквы).
Можно предложить ребенку такие упражнения:

    Слепи буквы из пластилина, согни из проволоки.

    Назови букву (нарисовать ее пальцем на спине ребенка, в воздухе).

    Зачеркни данную букву на страничке старой книги, газетной вырезки.

    Угадай заштрихованную букву

    Назови недописанную букву

    Узнай наложенные на друг друга буквы

    Зачеркни не правильно написанную букву

    Найди буквы на чертеже

    Определи буквы на ощупь (завязать ребенку глаза, предложить буквы из картона или пластмассовые)

    Какой буквы не стало? Какая появилась? (набор из 3-5 букв)

    Назови все буквы алфавита быстро (Дается карточка с буквами в произвольном порядке, засекается время)

    Назови еще раз, быстрее.

В коррекционной работе ни в коем случае нельзя торопиться или начинать работу со сложного материала. Если ребенок с трудом называет буквы, путает их, нет смысла тренировать его в чтение текстов. Чем тщательней, интересней, разнообразней будет проведена эта предварительная работа, тем легче будет ребенку освоить более сложные виды работ.

2. Одной из причин нарушения чтения является недоразвитие фонематических процессов, несформированность навыка звукового анализа слова.
Выражается заменой звуков, сходных акустических или артикуляционно, побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слова: пропуск согласных при стечении: «маара» (марта), вставка гласных между согласными при их стечении: «кинига» (книга), перестановка звуков: «унмый» (умный), пропуск и перестановка слогов «скоровода» (сковорода).

Возможное упражнения:

    Определение места звука в слове;

    Определение последующего, предыдущего звука;

    Определение количества звуков в слове

    Выкладывание звуковых схем слов;

    Звуковой буквенный разбор слов различного звукового состава (должен быть доведен до автоматизма);

    Подбор слов на заданное количество звуков и др.

3. Дислексия может проявляться в искаженном чтении концов слов.
Это проявление нарушения согласования («сказка интересное»), управления («из –под листьях»). Это нарушения чаще встречается у детей, читающих целыми словами.

    Для таких детей важны задания, направленные на усвоение сочетаемости слов, обозначенное построение предложений.

    Полезно чтение текстов с пропущенными окончаниями у прилагательных, существительных.

    Чтение только второй половины слов: «На болоте жила цапля».

4. Ещё одно нарушение чтения - механическое чтение, проявляющееся в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Эти нарушения могут встречаться при послоговом чтении (после прочтения по слогам ребенок не может сказать слово целиком, показать соответствующую картинку, ответить на вопрос). Нарушения понимания может наблюдаться и при чтении целыми словами.

Обусловлено ограниченностью словарного запаса, нечеткостью представлений о синтаксических связях в нутрии предложений.

Полезные упражнения (на уровне слова):

    Собери слово из звуков: «к,о,н,к,и» (коньки)

    Скажи целыми словами сказанная по слогам: «На-та-ша ло-вит ба-боч-ку».

    Расшифруй слова (даны слоги в беспорядке): «шакок» (кошка).

    Раздели буквы на слова: ножфлагдроздберегзаказ

Прочитай слово, подбери к нему картинку

5. Преодолению дислексии способствует развитие психологических процессов восприятие, памяти, внимания.

Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

6. Тормозить скорость чтения может природный темп деятельности, если он не высок.
Он является врожденным (медлительные дети).Специально подобранные упражнения такие, как «Молния», «Буксир» и др., помогут постепенно увеличить темп чтения. (С.Н.Костромина, «Как преодолеть трудности в обучении чтения»)

7. Одним из распространенных недостатков, снижающих скорость чтения, является регрессии – возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Определить это можно с помощью наблюдения за ребенком во время чтения.

    сила привычки

    кажущиеся трудности текста

    отсутствие внимания

Преодолеть данный недостаток чтения может помочь использование при чтении «окошечка»: «Окошечка» процессе чтения ведется ребенком по строке, закрывая уже прочитанный текст.

В ряде случаев дети во время чтения теряют строку , пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с “окошечком”. Существуют три модификации данного приема, которые используются последовательно: а) листком бумаги с вырезанным в нем окошечком размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в окошечке, при этом темп чтения несколько замедляется, но исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются результатом попыток угадывания слога; б) второй вариант заключается в использовании “окошечка”, открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. По данным Т. Г. Егорова данный прием существенно улучшает понимание прочитанного; в) третий вариант “окошечка”, открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При некотором форсировании перемещения “окошечка” по строке можно стимулировать ускорение темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

8. Снижать скорость чтения может недостаточное артикуляторное подвижность речевого аппарата.

Артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух уже прочитанные глазами слова. У таких детей велик разрыв между чтение про себя и вслух.

Для работы над артикуляцией полезные упражнения:

    Произношения сочетаний гласных, согласных: «аоуыиэ», « аыоуэи», « зсжш»

    Проговаривание сочетаний слогов: « фе-фэ-фё»

    Чтение чистого ворок: «жа-жа-жа-есть иголки у ежа»

    Заучивание скороговорок

Следовательно, нарушения чтения является распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразные и сложные причины. И только после выявления и устранения этих причин у конкретного ребенка можно работать над развитием скорости чтения.

Литература.

    Юделевич Я.Г, Юделевич А.Я. « Как научить ребенка говорить правильно и красиво».

    ОмороковаМ. И «Преодоления трудностей. Из опыта обучения чтению»

    Дмитриева Т.И « Речевая мозаика»

    Гобова Е.С. «Понимать детей – дело интересное»

    Костромина С.Н. « как преодолеть трудности в обучении чтению».

Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Один из этих навыков - навык овладения чтением. О преодолении трудностей в овладении навыком чтении рассказывается в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в овладении

навыком чтения.

Школьникам, пришедшим в первый класс, приходится преодолевать сразу несколько трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого дети овладевают знаниями, умениями и навыками. Один из навыков - это навык чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую. Техническая сторона чтения включает следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона чтения включает: выразительность и понимание прочитанного.

Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные все так же по слогам. Далее большую часть слов читает слитно, и только некоторые послоговым способом. И, наконец, использует синтетический способ чтения, т.е. целыми словами и группами слов.

Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений.

В каждом классе есть несколько учеников, которые приходят в школу, либо не умеют читать, либо испытывают трудности в овладении этим навыком. Но даже у читающих детей способы чтения разные. Необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Тексты небольшие по объёму. Если ребенок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объём текстов можно увеличить. Постепенно ребенок начинает читать словами и группой слов. Дальнейшая задача сделать этот способ устойчивым. Образно это можно представить в виде лесенки, по которой поднимается ребенок. Дети по-разному справляются с этой задачей, кто-то пробегает их быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

К концу букварного периода ребенок должен подойти с определенным результатом, который фиксируется при проверке техники чтения. Существует специальные нормы, характеризующие уровень сформированности этого навыка. Так, к концу букварного периода темп чтения должен быть 20-25 слов в минуту. Это должно быть плавное послоговое чтение без ошибок. Под ошибками понимаются пропуски, замены, искажения букв и слогов, повторы слов и слогов, неправильная постановка ударения и искажения в окончании слов. Такие требования к навыку чтения предъявляются программой не случайно. С момента окончания букварного периода чтение становится в меньшей степени целью обучения и в большей степени его средством. Подбор материала по другим предметам осуществлен таким образом, что только при выполнении именно этих требований возможно полноценное восприятие учебной информации по предметам.

Если за время букварного периода необходимого навыка чтения достигнуто не было, ребенок усвоил алфавит, но продолжает тратить большие усилия на правильное слогослияние, чтение значительных по объёму текстов становится для него затруднительным, а понимание усложненных грамматических предложений практически труднодоступным. Не владея автоматизированным слоослиянием, дети пытаются угадывать нужный слог, опираются не на навык, а на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок, тормозит дальнейшее совершенствование техники чтения. С такими детьми необходимо продолжить работу, не забегая вперед, не подталкивая его к новому способу чтения, а обрабатывая, автоматизируя навык слогослияния на слоговом материале. Это чтение различных слоговых таблиц, в которых создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы, минуя процесс слияния. Однако такой возможности у ребенка на уроках уже не будет. Процесс обучения чтению по школьной программе закончен. Дальнейший акцент делается на совершенствование навыка, его технической стороны, необходимой для усвоения материала по другим предметам.

Самая первая ступенька на лесенке ведущей первоклассника к овладению навыком чтения – слоговой способ чтения. Итоги этого этапа должны быть следующие:

  1. Для того чтобы ребенок научился слогослиянию, он должен знать образ букв и назвать звук, который соответствует этой букве.
  2. При чтении слога он выполняет следующие операции: узнает букву, произносит соответствующей ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который, как и первый был «перекодирован» из буквы.
  3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвердым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.
  4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и другие.

Следующая ступень – это чтение по слогам, однослоговые слова - целыми словами. Результатом этого этапа должно быть:

  1. Чтение одних слов по слогам, а других целиком, ребенок находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.
  2. Темп чтения очень неровный, то быстрый, то медленный, так как ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.
  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов словосочетаний к чтению предложений.
  4. Основные ошибки возникают оттого, что к ребенку слишком рано предъявляю требования увеличить скорость или читать целым словом.
  5. Необходимо учить ребенка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.

Следующая ступень – чтение целым словом и по слогам.

  1. Существуют различные причины, из-за которых ребенок, умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам:
  • Отсутствие этого слова в активном словаре школьника.
  • Недостаточно полное понимание значения слова.
  • Наличие четырёх и более слогов в этом слове.
  • Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

  1. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.
  2. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны отдельно, на карточках.
  3. Проблемные слова необходимо отмечать в тексте и научить это делать ребенка. Благодаря этому, он начинает осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.
  4. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребенком. Технику чтения трудных слов ребенок может тренировать самостоятельно.

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, но всё равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, думает, решает, читает.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный.

Антиципация – это недочитывание слова до конца, угадывание, что это за слово по содержанию (смысловая догадка).

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Если ребенок недостаточно внимателен, то у него будет низкая скорость чтения.

Различают четыре вида памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. Дети с хорошо развитой зрительной памятью будут лучше запоминать образы слова, быстрее читать, грамотнее писать.

Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности в процессе речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска. Поэтому детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию.

Большую роль в становлении чтения играет мотивация. Мотивация побуждает ребенка к чтению, создает некий стимул.

Таковы основные трудности, с которыми приходится сталкиваться ребенку в процессе овладения навыком чтения. Необходимо определить на каком этапе задержался ребенок, и продолжить с ним работу, учитывая его возможности.


Введите e-mail адрес:

Специалисты в вопросах обучения чтению детей с различными нарушениями и учеников с особыми образовательными потребностями составили список из десяти советов и идей для родителей, искренне желающих видеть растущую уверенность своих детей и результаты обучения чтению.

При этом родителям важно понимать, что их дети могут и обязательно научатся читать, что у них есть не только слабые, но и сильные стороны. Важно знать, как правильно готовить своих детей справляться с их особенностями, чтобы они обрели уверенность в себе и смело смотрели в будущее, в котором они осознают не только свои ограничения, но и способности, и смогут отстаивать собственный уникальный стиль обучения.

1. Обращайте внимание на успехи вашего ребенка

У всех детей есть определенные достоинства и способности. Возможно, ребенок умеет красиво рисовать или обладает удивительно богатым словарным запасом. Возможно, у него хорошо развито умение внимательно слушать .

Часто родители бывают настолько озабочены тем, что их дети испытывают трудности при обучении чтению, что забывают о том, какую работу они умеют делать хорошо. Учителя тоже грешат этим. Если ваш ребенок артистичен, используйте его талант как способ продемонстрировать понимание рассказа, который вы ему читаете вслух. Пусть он нарисует картину, отображающую сюжет или главного героя. Тот факт, что ваш ребенок физически не умеет расшифровывать слова и/или не может написать ответ на вопрос о понимании прочитанного материала, не означает, что вы не можете помочь ему обрести устное понимание прочитанного на более высоком уровне или должны пренебрегать достоинствами и способностями своего ребенка. Помогая ребенку использовать его сильные стороны, вы повышаете его уверенность в себе и демонстрируете свое понимание того, что он обладает другими замечательными способностями.

2. Радуйтесь каждому успеху ребенка

«Мама, можно мне мороженое?». «Нет, нельзя, пока в твоем дневнике будут такие оценки», - говорит мама не без отчаяния.

Радуйтесь успехам ребенка, говорите ему «молодец» и давайте «пять». Отмечайте каждый его успех. Не полагайтесь на дневник или табель, чтобы судить о прогрессе вашего маленького ученика. Радуйтесь даже тому, что он смог правильно прочитать одно единственное слово. Примите уровень чтения ребенка таким, какой он есть, и радуйтесь его успехам в соответствии с этим уровнем. Если ваш ребенок только начинает или еще вовсе не умеет читать, отмечайте его успехи при расшифровывании слова «да» или то, как он воспользовался картинкой в книжке , чтобы понять неизвестное слово. Если ребенок начинает читать бегло, радуйтесь, когда он сам исправляет свою ошибку. Важно как можно чаще хвалить ребенка , тем самым демонстрируя ему, что вы замечаете его прогресс и то, что он уже умеет делать хорошо. Ваша ободряющая улыбка и слово «молодец» помогут ребенку справиться даже с самым сложным текстом. Донимать ученика по поводу оценок в дневнике - не самый удачный способ развить его уверенность в себе. Дети, испытывающие трудности при обучении чтению, должны знать не только о своих ошибках , но и о том, что они делают правильно.

3. Будьте честны с собой - устанавливайте реалистичные цели

«Я хочу, чтобы мой ребенок достиг более высокого уровня».

Ваше желание, чтобы ребенок читал на высоком уровне, очевидно, не может исполниться в одночасье. Родителям важно быть честными с самими собой и своим ребенком в вопросе о его прогрессе в обучении чтению.

Устанавливайте цели. Самый простой способ пройти долгий и тернистый путь к умению читать на высоком уровне - установить несколько краткосрочных конкретных и понятных целей. Такой целью может стать успешный переход ребенка всего на один уровень выше. В домашних условиях вашей целью может стать просто ежедневное чтение. Например, вы можете предложить ребенку прочитывать в месяц определенное количество адаптированных к его уровню книг (адаптированные книги - те, которые ребенок может читать самостоятельно или только с небольшой помощью), или вашей целью может быть прочтение интересной сюжетной книги вместе с ребенком. Ведите подсчет и отмечайте каждую прочитанную книгу или главу, соответственно, пока не достигнете своей цели. Помните: важно устанавливать достижимые цели для себя и своего ученика, которые будут положительно влиять на его умении читать.

Самостоятельное чтение адаптированных книг дома или совместное чтение тематических книг - великолепная тренировка навыков чтения, которую специалисты рекомендуют всем ученикам. В действительности цель позволяет ребенку увидеть, что он способен достигать результатов и быть успешным . Достижение установленных целей дает ребенку возможность развивать в себе сильные стороны.

4. Не позволяйте плохому правописанию остановить вашего ребенка на пути к обучению чтению

«Он получает двойки по каждой самостоятельной работе по правописанию. Он не может ни одного слова написать правильно!», — говорит взволнованная мама.

Эти слова можно услышать от почти каждого родителя учеников с особыми образовательными потребностями. Если у вашего ребенка есть проблемы с обучаемостью, ему может быть сложно правильно писать слова по буквам или запоминать правописание слов. Но вот в чем секрет: это нормально. Учите своего ребенка справляться с ситуацией. Даже если он не может правильно написать или произнести слово по буквам, ему все равно необходимо выражать свои мысли. Не позволяйте плохой орфографии сделать ребенка немым. Используйте словарь, контроль правописания или программное обеспечение по орфографии. Попросите ребенка составить свой собственный словарь, который будет помогать ему при письме. Поговорите с его учителем. Ищите технические средства или другие стратегии, которые помогут ребенку достичь успехов в правописании. Существует множество различных методов, но на их поиск требуется время, которого вам может не хватить, если вы будете постоянно жаловаться на то, что ребенок не умеет правильно писать.

5. Рассказывайте ребенку, с какими трудностями сталкивались вы в его возрасте

Когда задание сложное и не дается легко, человек склонен избегать его выполнения. Вот почему ваш малыш не хочет читать дома. Что заставляет детей, испытывающих проблемы с обучением чтению, еще больше тревожиться из-за чтения, так это давление учиться читать, которое они испытывают в школе и дома. (Это еще одна причина, почему так важно устанавливать реалистичные цели и радоваться каждому маленькому успеху ребенка.) Рассказывайте ребенку о том, в чем вы сами не добились успеха. Признание того факта, что у вас тоже есть определенные проблемы, может поддержать и помочь ребенку понять, что у всех людей есть свои сильные и слабые стороны. Например, у вас может быть слабая зрительно-моторная координация, вам сложно ловить и метко бросать предметы. Возможно, вы не очень хороший спортсмен. Тем не менее вы всегда пробуете заниматься спортом (например, пляжным волейболом во время семейного отпуска) и стараетесь, несмотря на частые неудачи. В этом и заключается мораль. Дети должны пробовать те занятия, в которых они не сильны, и знать, что у вас тоже есть свои слабости.

6. Читайте ребенку вслух - это весело и полезно

«Мой ребенок не понимает то, что он читает!».

Ваш ребенок, испытывающий трудности с чтением, способен на большее - если вы ему поможете, конечно. Важно, чтобы родители каждый день читали своим детям. Восприятие материала на слух не только помогает развивать навыки понимания речи, но и является великолепной возможностью раскрыть творческий потенциал, зажечь интерес ребенка к чтению и помочь ему работать над пониманием материала без необходимости мучиться над распознаванием слов. Дети с трудностями при обучении чтению могут читать только очень короткие книги, проявляя небольшой интерес к процессу, или в связи с тем, что чтение дается им тяжело, они могут не полностью понимать содержание текста. Когда вы читаете вслух (или используете программное обеспечение, которое читает книги вслух), у детей появляется возможность сосредоточиться на значении слов. Они развивают базовые знания, культуру и используют свое воображение .

7. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь

«Дорогой, мама и папа сейчас разговаривают с учителем. А ты пока попробуй собрать пазл, вон там, в сторонке».

Образование вашего ребенка - это не ваше личное дело, чтобы вы запрещали ему участвовать в обсуждении. Это образование ребенка! Он должен знать, что происходит. Вы наносите вред его уверенности в себе, когда отсылаете его при разговоре с учителем. Окажите услугу своему ребенку и расскажите, каков его уровень успеваемости, какие у него есть таланты, в чем ему требуется помощь, и как вы собираетесь помогать ему в учебе. Родителям важно держать в голове план и цель! Кроме того, помните, что у учителя вашего ребенка тоже есть свой план. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь, но не тогда, когда они, отстраненные, плетутся в угол, чтобы собрать этот пресловутый пазл.

8. Маленькие шаги приводят к большим изменениям к лучшему

«Что я могу делать по вечерам с моей дочерью (или сыном)?».

Этот список можно продолжать и дальше, но есть еще одна важная вещь, которую нужно помнить. Обучение не обязательно должно быть сложным. Если ваш ребенок еще только начинает читать или читает очень медленно, повторяйте алфавит и звуки, соответствующие разным буквам. Разбейте короткое слово типа согласная-гласная-согласная, например, кот , лад , мед и так далее и составьте их вместе (/л/ /о/ /м/; лом). Если ребенок уже немного свободнее владеет чтением , сядьте рядом с ним, помогите ему разобраться с трудными для чтения словами, читайте вслух главу из интересной книги каждый вечер перед сном. Беседуйте о сюжете рассказа, персонажах, различных ситуациях и о главной идее рассказа. Прочитайте книгу из серии научно-популярной литературы и поговорите о том, что вы и ребенок поняли из прочитанного материала.

Если ребенок испытывает трудности при обучении чтению в старшем возрасте, пусть он примет на себя роль учителя и читает книги братьям и сестрам. Или в наш технически одержимый век попросите ребенка взять камеру или диктофон и записать то, как он читает, а затем вместе с ним исправляйте его ошибки.

«Мой ребенок читает очень медленно».

Это вполне нормально. Дети, испытывающие проблемы с обучением чтению, и ученики с особыми образовательными потребностями могут читать медленно. Они могут начать читать быстрее, по мере развития навыков чтения или, как почти все дислексики, будут медленно читать всю жизнь. Если ваш ребенок читает ниже уровня середины второго класса, не переживайте по поводу беглости или скорости чтения. Сосредоточьтесь на точности или на правильном чтении слов. И если у вашего ребенка диагноз дислексия, не заставляйте его читать быстрее . Лучше подскажите ему несколько эффективных методов запоминания прочитанного материала. Например, он может написать одно-два предложения или нарисовать картину, отражающую события каждой страницы книги (или каждой главы). Нарушение обучаемости останется у вашего ребенка на всю жизнь. Учите его справляться со своими особенностями сейчас, чтобы в будущем он мог лучше ориентироваться в мире.

10. Учите ребенка помогать и заботиться о самом себе

«Перерастет ли мой ребенок эти трудности с обучаемостью?».

Если ребенку поставили диагноз нарушение обучаемости, то нет. Но это не означает, что ваш малыш не научится читать или потерпит полную неудачу. Если вы научите ребенка, как справляться и иметь дело со своими особенностями сейчас, то окажете ему невероятную услугу. Учите детей отстаивать собственные интересы. Учите их правильно обращаться за помощью. Учите их понимать свои достоинства и слабые стороны. Рассказывайте детям о том, что может помочь им в учебе, и что им необходимо для достижения успеха. Если вы научите своих детей поступать так в школе, они выйдут во взрослый мир людьми, уверенными в себе и настроенными на успех; они будут знать, как приспособиться и что им нужно делать, чтобы не отставать. И это дороже, чем умение читать 180 слов в минуту.

Оцените публикацию

Вконтакт

МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа

Как преодолеть трудности в обучении чтению

И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.

Но каждый ли грамотный человек действительно умеет «культурно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что понимает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский талант природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное - недостаток или необходимость? Вопросы, вопросы... Мы не всегда задаем их себе, так естественны для многих потребность и привычка раскрывать книгу или газету.

Чем является чтение для учащихся в начальной школе?

Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего воспитывают и развивают. С помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов.

Что помогает в работе над навыком чтения:

Правильность;

Способ чтения;

Темп, скорость чтения;

Выразительность;

Осознанность и понимание

Какие бывают способы чтения.

Непродуктивные продуктивные

Побуквенное чтение - плавное слоговое чтение

Отрывистое слоговое - плавное слоговое с целостным

прочтением слов

Чтение целыми словами

и группами слов

Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что он не может научить быстрому чтению ребенка, читающего «с нуля». В нем недостаточно тренировочного материала, темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык слабочитающего ребенка.

Поэтому, в сложившейся ситуации, школьник сможет успешно учиться, если он до школы овладеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20 – 25 слов в минуту.

Текстовые задания учебников по остальным предметам рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. Они содержат тексты со сложной звуковой структурой. Не надейтесь, что автоматизация навыка произойдет сама собой. Это сложный процесс. Он может продолжаться у разных детей по – разному, от года до трех и более лет.

Для усвоения слитного чтения слов, ребенок должен соотнести букву с определенным звуком, не смешивая его с другими.

А это значит, что прежде чем учить слогослиянию, необходимо убедиться, что ребенок четко знает все буквы, может называть их без запинки. Кроме того, правильно называет звуки, соответствующие буквам. Умение правильно называть звуки поможет ребенку быстро сливать звуки в слоги, а потом и в слова.

Грубой ошибкой считается способ чтения, при котором ребенок сливает слоги так: пэ – а, пэ – а, па – па.

Послоговой способ чтения

очень медленный темп чтения, пауза между слогами.

Многоэтапность процесса слогослияния

Произнесение соответствующего звука;

Удержание его в памяти;

Слияние его с другим звуком.

Ошибки на этом этапе:

Ребенок путает буквы

НАДО: проанализировать сходство и различие букв, сделать эти буквы из пластилина, палочек, теста и т. д.

Детям, которые пропускают слоги, перепрыгивают через строчку. Хорошо использовать чтение с «окошком».

Листок бумаги 10/15 см. В центре вырезается отверстие, по высоте равное ширине строки, длина – размер слога.

Листок накладывается на строку. Если ребенок теряет строку, можно использовать обыкновенную линейку.

Если ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные по слогам, то он находится на переходном этапе чтения – от послогового чтения к чтению целыми словами. Темп чтения при этом очень неровный, то ускоряется, то замедляется.

Для тренировки чтения коротких слов слитным способом, ребенку предлагаются упражнения, где необходимо отыскать какое – либо слово в тексте. Это может быть обычный поиск коротких и часто встречающихся слов, он, она, все, или, так и т. д.

НАПРИМЕР: «Прочитай слова, найди среди них названия овощей».

«Правда ли, что четвертое по счету слово обозначает время года?»

Это доводит до автоматизма чтения коротких слов.

Постепенно переходят к чтению словосочетаний.

Дописать окончание, опираясь на второе слово.

Хмур... небо, весел... песня, пожелтел... листья.

Для расширения поля зрения попросите ребенка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом, не переводя взора, второе. Взгляд остается неподвижным, ребенок читает второе слово боковым зрением.

Если ребенок читает одни слова целиком, а другие по слогам, он находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.

Темп чтения неровный – это ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.

ПРИЧИНЫ, из – за которых ребенок читает не целым словом, а по слогам.

Отсутствие этого слова в активном словаре школьника

Не полное понимание смысла

Наличие четырех и более слогов в слове

Наличие стечения согласных

Трудные слова можно выписать отдельно на карточки.

Выделяйте в учебнике сложные слова карандашом.

ПРИЧИНЫ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.

1. ПРИРОДНЫЙ ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Это скорость, с которой работают психические процессы;

память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает.

Если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираться на наблюдения.

Определить темп деятельности.

можно с помощью теппинг – теста (секундомер, карандаш, и лист бумаги)

Начертить таблицу, в точности повторяя размер квадратов (4 на 4 см.) а вместе прямоугольник 8 на 12 см.

2) Объяснить ребенку, в какой последовательности их заполнять.

3) При выполнении теста рука должна быть на весу, нельзя облокачиваться на стол.

Положите перед ребенком этот лист с квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребенка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками. Пусть представит, что он дятел, который долбит клювом – карандашом дерево – бумагу.

Начинать стучать надо по команде.

На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой «Дальше» дается сигнал перейти к следующему.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на шесть)

А теперь посчитайте результаты.

16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (при условии, что способ чтения целым словом). Заставлять его читать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16 – 20 точек – нормальный средний темп работы

20 точек и больше – ваш «дятел» умеет и может работать в очень быстром темпе.

Если полученный показаточек и выше, то это говорит о том, что медленная скорость чтения обусловлена не врожденным темпом деятельности, а какими – либо иными причинами, при устранении которых ребенок будет читать быстрее.

Этот психологический тест дает нам информацию о работоспособности ребенка.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – по другому можно назвать выносливостью. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.

КАКОЙ УЗОР ПОЛУЧИЛСЯ В КВАДРАТАХ?

Если в первом по счету точки стоят густо, а в других редеют, а разница между первым и последним составляет 10 точек, то ребенок склонен к быстрому утомлению. Значит, занимаясь чтением, или любой другой деятельностью, необходимо делать каждые 15 минут перерывы.

ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА МЕДЛЕННЫЙ ТЕМП ЧТЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ЕМУ ПОМОЧЬ,

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел дочитать. Затем следует повторное чтение текста, и снова ребенок отмечает. Можно повторять несколько раз.

2. МОЛНИЯ.

Чередование комфортного режима с чтением в максимально быстром темпе. (по команде «молния»)

3. БУКСИР.

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь успеть за вами. Если ребенок не успевает снизьте скорость.

2. РЕГРЕССИИ.

Это вторая причина медленного чтения. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания или он постоянно прочитывает несколько слов два – три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, здесь присутствуют регрессии .

ПРИЧИНЫ РЕГРЕССИИ.

1. Привычка

2. Кажущиеся трудности текста

3. Отсутствие внимания

3.АНТИЦИПАЦИИ.

Третья причина. Это когда ребенок, увидев начало слова, не дочитывает его до конца, а угадывает и часто не впопад.

Тоесть - смысловая догадка.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Читатели со стажем используют этот прием. Чтобы определить, владеет ли ваш ребенок приемом антиципации и использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай... в лесу и всего боял.... треснет где – ни... сучок, вспорх.... пти..., упадет с дере... ком снега – у зайчи... душа в пят... . Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год, а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... , - Нико... я не бою...! - крик... он на весь лес. Вот не бою... нисколь..., и все тут!

Зафиксируйте время, которое потратит ребенок на чтение текста. отметьте это для себя. Понаблюдайте, как долго ребенок думает над окончанием слова. Затем предложите слова прочитать, без пропусков теперь. Опять отметьте время.

(Этот же текст написан с окончаниями 2 текста)

Сравните время. Если разрыв не превышает 15 – 20 сек, значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется слишком много время на обдумывание окончаний.

4. АРТИКУЛЯЦИЯ.

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляция малая подвижность речевого аппарата.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их менее внятна и выразительна. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой.

как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно говорить звуки, в то время, когда их сверстники говорили чисто.

Предложите 2 текста. Дайте 30 сек. времени. Один текст ребенок читает про себя, другой вслух. Подсчитайте количество прочитанных слов.

Если разделить количество слов, прочитанных про себя на 3 части, то вслух ребенок за это время успеет прочитать только 2 части.

Для работы над артикуляцией используют упражнения с рифмой и ритмом.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... – следите за четкостью произношения

З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ, С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т,

Ба-бя бо – бё бу – бю бэ – бе бы – би

за – зя зо – зё зу – зю зэ – зе зы –зи

фа –фя фо –фё фу – фю фэ –фе фы –фи

ла –ля ло – лё Лу – лю лэ ле лы –ли

Чистоговорки

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Му – му – му – молоко кому?

Ры – ры – ры – летают комары.

Чи – чи – чи – у дома кирпичи.

Скороговорки.

Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.

5. МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний.

ФИКСАЦИИ – (остановка)

СМЕНА ТОЧЕК ФИКСАЦИИ (движение)

Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации.

Перед ребенком лист «Числовая пирамида»

Посмотри в центр первой строки, не отводя взгляда, скажи, какие цифры находятся слева и справа.

Если число цифр или букв от 10 и выше, то размер оперативного поля более чем достаточный ля обеспечения высокого уровня чтения.

6. УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

Умение сосредоточиться, сконцентрироваться.

Нужно использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

Использовать упражнения, в которых внимание формируется как свойство личности.

Определить объем внимания вам поможет такое задание.

Дайте ребенку газетный текст и 5 минут времени.

Задание : Отметьте две одинаковые буквы в тексте, одну зачеркивайте, другую обводите в кружок.

НАПРИМЕР:

Если за это время ребенок просмотрел 400 и более знаков, допустив 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрация в пределах нормы.

7. ПАМЯТЬ.

Различают 4 типа памяти:

зрительная

слуховая

моторная

смешанная

Если ребенок лучше запоминает, когда читает молча, значит у него лучше развита зрительная память. У таких детей высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности.

Если ребенок легче запоминает, когда читает вслух или слушает ваше чтение, значит, у него развита слуховая память.

Если ребенок лучше запоминает, когда записывает, зарисовывает, то у него моторный вид памяти.

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Механизм речи включает в себя 2 основных звена

1) образование слов из звуков

2) составление сообщений из слов.

Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.