Болезни Военный билет Призыв

Примеры активных методов обучения дошкольников. Консультация на тему: Технология АМО в дошкольном образовательном учреждении. Цели активных методов обучения

Активные методы обучения в доу - страница №1/1

Активные методы обучения в ДОУ

То, что мы знаем, - ограничено,

А то, чего мы не знаем, - бесконечно.

П. Лаплас

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.


В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Такие методы, как «Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики», помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. Пример АМ начала образовательного мероприятия «Здороваются носики». Цель АМО – встреча детей друг с другом, приветствие. Участвуют все дети и воспитатель. Время – 3-4 минуты. Проведение: Дети встают в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга кончиком носа. Через 3-4 минуты дети собираются опять в круг и улыбкой приветствуют друг друга. Это смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

Следующий пример активного метода – это презентации учебного материала. Можно использовать такой метод, как «Цветик-семицветик». В процессе деятельности воспитателю регулярно приходится сообщать новый материал. Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. Лепестки открываются по мере изложения материала. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.

В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

По окончанию занятия используется активный метод «Кафе», с помощью которого можно подвести итоги. Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: Что вам больше всего понравилось? Чего бы вы еще съели? Чего вам еще добавить? Чего вы переели? Конечно, на данные вопросы могут ответить только дети старшего дошкольного возраста. Задача воспитателя с помощью этих вопросов выяснять, что дети усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Обратная связь от детей позволяет скорректировать задачи на будущее.

Так незаметно и весело пройдет занятие с использованием активных методов обучения, принеся удовольствие детям и воспитателю.

Активные методы обучения как условие формирования готовности педагогов к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы).

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Современным детям необходим современный педагог. В соответствии с требованиями новых нормативных документов в области дошкольного образования специалист должен обладать теоретическими психолого-педагогическими знаниями, умением организовать и осуществлять образовательный процесс, реализуя принцип интеграции, а так же систематически повышать свой профессиональный уровень.

По мнению многих авторов (М. М. Бирштейна, А. И. Васильевой, П.И. Третьякова и др.) повышение профессионального мастерства педагога — это непрерывный, комплексный и творческий процесс. Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах.

Все исследователи едины в том, что методическая работа - это основной путь повышения профессионального мастерства педагога и его компетентности.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию методических мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы:

  • формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;
  • недостаточна практическая направленность методической работы, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям;
  • недостаточно изучаются возможности педагогов;
  • недостаточное осуществление педагогического анализа, зачастую происходит отождествление его с контролем.

Поэтому необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе организации методической работы в ДОУ выдвигается на первый план. Так, например, Центр дистанционного обучения «АВС-Центр» организует и проводит обучение по различным, наиболее востребованным программам и направлениям.

Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Пристальное внимание этим методам ученые и практики стали уделять в 60-е годы 20 века, что было связано с поиском путей активизации обучаемых в образовательном процессе. Познавательная активность обучаемых выражается в устойчивом интересе к знанию, разнообразных самостоятельных учебных действиях.

Традиционная технология обучения слабо развивает познавательную активность, т.к. направлена на то, чтобы обучаемый слушал, запоминал, воспроизводил сказанное. Психологами так же доказано существование зависимости усвоения материала от метода его сообщения. При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, ТСО и проведении дискуссий - до половины, а при разборе конкретных ситуаций - почти всю информацию. Кроме того, если слушатели воспринимают не готовый материал, а участвуют в выработке единого мнения, «открывают новое», то оно становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.

Цели активных методов обучения:

  • развитие информационной компетентности;
  • развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии;
  • развитие умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат;
  • проявление активности и самостоятельности;
  • развитие чувства командного единства.

Классификация активных методов обучения.

Активные методы обучения в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками классифицируются на:

Неимитационные методы

Имитационные методы

  • проблемная лекция;
  • эвристическая беседа;
  • дискуссия;
  • исследовательский метод;
  • консультация - диалог;
  • консультация парадокс или консультация с запланированными ошибками;
  • экспресс-опрос;
  • педагогическая викторина;
  • педагогический кроссворд;
  • и др.

Цель: обучение профессиональным умениям и навыкам через моделирование профессиональной деятельности.

  • решение ситуационных задач;
  • деловая игра;
  • ролевая игра;
  • игровая командная диагностика;
  • эстафета передового опыта;
  • и др.

Для формирования готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста были использованы следующие формы работы:

  • традиционные: консультации, семинар-практикум;
  • методические мероприятия с применением активных методов обучения: метод игрового моделирования (организационно-деятельностная игра «педагогический пробег» (приложение 1) , педагогический КВН);
  • педагогическая викторина;
  • мастер-класс;
  • смотр - конкурс.

Приложение 1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повышать эффективность процесса организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • способствовать формированию у педагогов готовности к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
  • обогащать и систематизировать знания в области организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • развивать умение дискутировать, выступать, отстаивать свою точку зрения.

План подготовки игры.

1. Определение цели и задач игры.

2. Разработка сценария игры - определение «станций».

4. Продумывание методического обеспечения игры: конкретных рекомендаций по прохождению группами каждой «станции», критериев оценки результатов, разработка оценочных листов и др.

5. Разработка правил игры.

6. Определение комплекта ролей: «Лидер группы», «Аналитик группы», «Эксперты»

7. Оформление наглядности.

8. Подбор педагогической и методической литературы по теме.

Ход игры:

1. Выступление зав. зам. по ВМР «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ».

2. Обсуждение правил, хода игры, регламента.

3. Работа в группах по «станциям»:

  • «Методическая»

а) Перечислите структурные компоненты познавательно-исследовательской деятельности.

б) Перечислите виды познавательно-исследовательской деятельности.

в) Дайте характеристику видов познавательно-исследовательской деятельности (сформулируйте понятия).

  • «Диагностическая» - По каким показателям и критериям можно судить об уровне сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста?
  • «Аналитическая» - Как можно в ходе анализа предметно-пространственной развивающей среды определить ее направленность на решение задач формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?

4. Выступление «экспертов» с анализом и оценкой эффективности работы всех участников и игры в целом.

5. Подведение итогов игры.

6. Рефлексия - заполнение анкеты участника методического мероприятия. Цель: определение эффективности мероприятия.

Литература:

1. Волобуева, Л. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. Волобуева. - М.: Сфера, 2003.

2. Голицына, Н. Использование методов активного обучения в работе с кадрами / Н. Голицына // Ребенок в детском саду. - 2003. - №№ 2,3.

3. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Управление ДОУ. - 2004. - №2.

  • Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
  • Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
  • Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
  • Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
  • Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
  • Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
  • Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
  • Для того, чтобы разместить доклад необходимо:

    • - или на сайте
    • - Перейти на страницу публикации доклада
    • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования сертификата.
    • - Если сертификат не нужен, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите фразу – «Без сертификата»
    • - Если сертификат необходим, то оплатите организационный взнос (250 р).
    • - Прикрепите файл с докладом к заявке.
    • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать сертификат об участии во Всероссийской педагогической научно-практической конференции в личном кабинете.

    Условия публикации докладов участников конференций:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующем разделе выбранной темы:

    • Актуальные вопросы современного дошкольного, начального и общего среднего образования
    • Развитие детей дошкольного возраста
    • Педагогическая инициатива
    • Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
    • Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
    • Панорама педагогических технологий - 2017
    • Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
    • Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»

    Дата публикации: 19.02.17

    ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»

    Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед педагогами ДОУ поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль педагогов, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения и воспитания не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Педагог должен понимать, как организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение и воспитание должно быть построено как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания. Из пассивного слушателя ребенок должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

    Главная задача каждого педагога – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

    Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки дошкольников. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Сегодня мы продолжаем говорить о качественно новом взаимодействии дошкольных организаций, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы преемственности и пути её решения.

    Перед администрацией нашей ДОО и начальной школы встала задача: организовать работу по обеспечению взаимодействия без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития дошкольников на основе педагогических технологий ДОО.

    Возникает вопрос: Какие же педагогические технологии непрерывного (дошкольного и начального) образования являются актуальным средством обеспечения преемственности?

    В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

    «Наибольшее значение имеет не то, что
    ученик использует новые технологии,
    а то, как это использование способствует
    повышению его образования».

    С. Эрманн

    Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в работе, но как показывает опыт недостаточно эффективны:

    • здоровьесберегающие технологии
    • технологии проектной деятельности
    • технология исследовательской деятельности
    • информационно-коммуникационные технологии
    • личностно-ориентированные технологии
    • технология портфолио
    • игровая технология

    Достаточно долгое время, находясь в поиске новых технологий и форм работы, мы все-таки нашли…

    Как говориться: пока все искали принцев… а мы нашли Короля!

    А именно, современную технологию АМО ориентированную на стандарт дошкольного и начального общего образования, позволяющей эффективно управлять образовательным процессом.

    Вы слышали о технологии АМО?

    Подробно изучив технологию АМО, Вы сможете управлять АКТИВНО МОБИЛЬНО, как Вы думаете чем? Конечно же ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ процессом!

    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.

    В чем преимущества АМО?

    Прежде всего АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитатнников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.

    У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности, Вы видите их на слайде:

    • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
    • использование деятельностного подхода к обучению;
    • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
    • игровой и творческий характер обучения;
    • интерактивность образовательного процесса;
    • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
    • использование знаний и опыта обучающихся;
    • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
    • рефлексия процесса обучения его участниками.

    В технологии АМО выделяют две основные составляющие – структуру и содержание.

    По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, Вы видите их на слайде:

    Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

    Этапы:

    • Инициация (приветствие, знакомство)
    • Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)
    • Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)

    Фаза 2. Работа над темой

    Этапы:

    • Закрепление изученного материала (повторение пройденного, обсуждение домашнего задания)
    • Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
    • Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)

    Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

    Этапы:

    • Эмоциональная разрядка (разминка)
    • Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

    Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объём и содержание этапа определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, и помимо этого вносит вклад в достижение общих целей образовательного мероприятия. Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, фазы и этапы образовательного мероприятия обеспечивают целостность и системность всего образовательного процесса, придают законченный вид занятию.

    На каждом этапе образовательного мероприятия используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

    Так, например педагоги нашего ДОУ в практике применения метода проекта используют АМО как средства активизации, разнообразия, интеракции познавательной деятельности детей. С помощью активных методов обучения развивают способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

    С целью получения более качественных образовательных эффектов педагогами группы составлен план поэтапного внедрения активных методов на занятиях.

    Каждое образовательное мероприятие наши воспитанники с удовольствием начинают с приветствия, за счёт чего создаётся позитивная атмосфера в группе, настрой на образовательную деятельность. Для этого мы используем методы «Круг приветствия» , «Улыбайся, улыбайся!» , «Пожелания» и др.

    Плавный переход к непосредственному содержанию занятия происходит на этапе определения целей занятия. Для наших воспитанников это очень важный момент, так как определение целей позволяет понять каждому ребёнку, каких результатов он может достигнуть к концу занятия и сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам. С помощью активных методов «Угадай-ка!» , «Путанка» этап целеполагания, достаточно трудный для дошкольников, проходит легко и непринуждённо.

    Выяснение имеющихся ожиданий и опасений в успехе собственной деятельности у воспитанников помогает нам, отметить детей с заниженной самооценкой для последующей индивидуальной работы. При этом мы используем методы «Дерево ожиданий» , «Кинолента» , «Рюкзак и портфель» и др.

    Работа над темой у нас происходит по-разному. Это зависит от реализуемой образовательной области, конкретного занятия, его целей и задач. Используемые активные методы на этом этапе позволяют нам удерживать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность, вовлекать в командную работу по практическому освоению изученного материала.

    В процессе коррекционно-образовательной деятельности мы учитываем психофизические и индивидуальные особенности наших воспитанников и не забываем о восстанавливающей силе релаксации, физминуток. Смена умственной работы весёлой разминкой (физминуткой) позволяет снять психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения обучения.

    Активные методы, используемые нами на этапе подведения итогов, такие как «Кинолента» , «Круг» позволяют всем участникам ещё раз как бы пропустить через себя всё прошедшее на занятии. У наших детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.

    В процессе внедрения чего-то нового всегда возникают трудности. Для нас трудности составляет подбор активных методов обучения к каждому этапу занятия, так как готовых методов, разработанных для детей дошкольного возраста очень мало. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, часто мы разрабатываем свои авторские активные методы или адаптируем уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности наших воспитанников.

    Наш опыт показывает, что при взаимодействии с семьями воспитанников технология АМО является хорошим помощником в организации и проведении мероприятий. Организуя различные мероприятия для родителей (родительские собрания, консультации, гостиные) , мы используем данную технологию с целью активизации родителей, вовлечения их в процесс сопровождения ребёнка.

    При проведении интегрированных занятий технология АМО является незаменимым дидактическим инструментом. Эти методы позволяют развивать мышление дошкольников, способствуют вовлечению их в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями, развивают практические навыки и умения, побуждают к практической и мыслительной деятельности.

    С помощью технологии АМО мы эффективно корректируем недостатки и формируем психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире.

    Таким образом, использование педагогами группы технологии АМО создаёт оптимальные условия для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению.

    Литература:

    1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) , 12. 11. 2009г.
    2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”. / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
    3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

    Активные методы обучения

    (сборник)

    Май 2014

    Цель данного пособия – показать логику и смысл использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.


    Активные методы обучения это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.


    АМ начала образовательного мероприятия

    Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

    Метод «Поздоровайся локтями» Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
    Численность - весь класс.
    Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
    Проведение:
    Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
    Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
    Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
    Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
    Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
    Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
    Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

    Метод "Здороваемся глазами"

    Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
    - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

    АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
    Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

    Метод «Фруктовый сад» Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
    Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
    Численность – весь класс.
    Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
    Проведение:
    Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
    Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
    Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
    Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

    Метод «Что у меня на сердце» Подготовка : ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

    Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

    В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

    Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"

    Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

    Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

    Вопросы для анализа:

    Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

    Соответствует ли оно моим жизненным целям?

    Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?

    Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.

    И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

    АМ презентации учебного материала
    В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
    Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
    Метод «Инфо-угадайка» Цели : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
    Группы : все участники.
    Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
    Проведение:
    Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
    Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
    В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
    Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
    Метод «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
    Метод «Составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Метод «Пометки на полях» или «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило. Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция. Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ» Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Маркировочная таблица ЗУХ

    Знаю


    В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения. Метод «Написание синквейна» В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Метод «Верные – неверные утверждения » Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии. Тема «Местоимение».
      Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной. В предложении местоимения бывают только подлежащим. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. Местоимения изменяются по падежам и числам. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
    Метод «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Метод «Лекция со стопами» Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод. Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Метод «Ковёр идей». «Ковёр идей один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
    АМ организации самостоятельной работы над темой Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Метод «Автобусная остановка» Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
    Группы : 5-7 человек
    Численность : весь класс
    Время : 20-25 мин.
    Материал : листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
    Проведение :
    Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
    Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
    Примечание : Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок Метод «Инфо-карусель» На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
    АМ презентации результатов практической работы Метод «На линии огня» Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.
    АМ подведение итогов занятия. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Метод «Ресторан» Цель : Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
    Время : 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
    Численность : Все ученики
    Материал : лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
    Проведение :
    Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
    - Я съел бы еще этого…
    - Больше всего мне понравилось…
    - Я почти переварил…
    - Я переел…
    - Пожалуйста, добавьте…
    Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
    Примечание : Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Упражнение «Комплименты» Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов. » Упражнение проводится в завершающей части урока или внеклассного занятия и позволяет каждому ученику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей жизни.
    Материалы: Листы бумаги формата А4.
    Описание:
    Учитель даёт следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути и т.д.»
    Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…», Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.
    После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.

    Учитель собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.

    Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. АМ релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса. Упражнение «Четыре стихии».

    - "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

    Упражнение «Постройся по росту». Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.

    Упражнение «Пантомима»

    Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.