Болезни Военный билет Призыв

Применение в криминологии общенаучных методов познания. Связь криминологии с косвенными юридическими дисциплинами

К предмету криминологии относится определенный круг проблем, которые взаимосвязаны между собой. При этом одни из них выступают как главные и центральные, а другие - вспомогательные и производные, но есть имеющими существенное значение для глубокого и всестороннего познания этой науки.

К главным проблемам, которые образуют основу предмета криминологии, относятся:

Преступность как социально-правовое явление;

Лицо преступника;

Причины и условия преступности;

Противодействие преступности вообще и отдельным преступлениям в частности.

Рассмотрим подробнее каждый из главных элементов предмета криминологии отдельно.

Главным элементом предмета криминологии является сама преступность как исторически изменчивое, социальное явление, которое представляет собой систему предусмотренных уголовными законами деяний, совершаемых на определенной территории или среди членов определенных социальных групп в течение определенного промежутка времени.

Преступление - отдельный акт преступного поведения, который рассматривается в криминологии как форма проявления преступности. Соотношение между преступностью и преступлением можно рассматривать как соотношение общего и отдельного.

В свою очередь необходимо разграничивать понимание преступления в уголовно-правовом аспекте и понимание преступления криминологии. Уголовное право изучает преступление как явление объективной действительности в его юридическом понимании. Между тем преступление как социальное явление, а так его определяет криминология, гораздо сложнее, чем его абстрактный выражение в законе. Поэтому криминология от юридико догматического представления о преступлении, содержится в статьях уголовного закона, переходит к изучению реальной действительности. Иными словами, криминология изучает определенные явления, которые закреплены в юридической норме в виде совокупности отдельных признаков. Конечно между криминологии и уголовному праву является соответствующий связь, но что касается предмета исследования этих наук он отличается. То есть, эти науки изучают один и тот же предмет, а именно - преступление, с разных точек зрения.

Другой важной составляющей предмета криминологии является особо преступника, которая с криминологической точки зрения выступает как целостная система своеобразных свойств (демографические, социально-ролевые, психологические, уголовно правовые), качеств и состояний человека, которые в сочетании с определенными обстоятельствами объективной действительности обусловливают выбор ней, то есть лицом, преступного варианта поведения.

Причины и условия преступности (детерминанты) представляет собой совокупность экономических, социальных, идеологических, политических, психологических, правовых, организационно-управленческих и других факторов, которые обусловливают (детерминируют) преступность. Данные факторы призваны дать ответ на вопрос о том, что порождает, обусловливает преступность вообще и ее конкретные проявления, то есть преступления. Детерминанты изучаются на разных уровнях: преступности в целом, отдельных видов преступлений, конкретного преступления.

Противодействие преступности - это особая отрасль социально-правового регулирования, специфический вид управления обществом, ориентированный прямо или косвенно на преодоление преступности. Данное понятие охватывает определенную систему государственных и общественных форм и мероприятий, направленных повлиять как на преступность, так и на ее элементы.

Компонентами предмета криминологии рядом с ее главными есть и такие производные от них, как:

- "Фоновые" явления преступности;

Виктимности поведение людей;

Прогнозирование преступности и планирования мер противодействия преступности;

Уголовно-правовая статистика;

Методика изучения преступности.

К "фоновых" явлений преступности относятся некоторые формы преступному антиобщественной поведения (систематическое пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, отсутствие определенных занятий, беспризорность и т.д.), которые по своей

сущностью являются питательными почвой преступности. Необходимо отметить, что под "фоновыми" явлениями понимаются не любые проявления антиобщественного поведения, а только те, что наиболее вероятно могут привести к совершению преступления.

Во виктимного поведения лица криминология понимает вероятность стать жертвой преступления. Имеется в виду "способность" лица стать жертвой преступления в обстановке, когда такое негативное последствие мог быть реально отвлеченный. Как правило, к такому положению вещей приводит образ жизни человека, его профессиональная деятельность, беспомощной состояние лица и тому подобное.

Прогнозирование преступности и планирования мер противодействия преступности. Применение эффективных мер борьбы с преступностью невозможно без соответствующего прогнозирования и планирования этого процесса. Поэтому эта проблематика должна быть включена в предмет криминологии.

Уголовно-правовая статистика является основой анализа состояния преступности, помогает правоохранительным органам и обществу правильно организовать работу в деле борьбы с преступностью.

Методика изучения преступности. При проведении криминологических исследований используют методы из других наук - социологические, статистические, математические, психологические, приспосабливая их к изучаемой. Это позволяет глубже проникнуть в суть изучаемых явлений и успешно решать поставленные задачи.

Исследовать предмет любой науки позволяет соответствующая совокупность способов и приемов. Не отличается в этом вопросе от другого научной общественности и криминология. При этом она, то есть криминология, активно использует в процессе своих исследований терминологию, наработана другими науками, а именно философией. Под методом (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - понимают прием, путь исследования; под методике - совокупность методов исследования; а под методологией - учение о пути и методы исследования чего либо.

Центральное место в любой научной методологии, в том числе методологии криминологической науки, занимают методы научного познания, а именно - исторический метод и диалектический метод.

Исторический метод ориентирует исследователя на необходимость рассматривать преступность и другие криминологические явления в сравнительно-историческом аспекте - в развитии и изменении их социальных связей и обусловленности, предостерегает от субъективизма и одностороннего подхода, обеспечивает системность исследования.

Диалектический метод лежит в основе методологии любой науки, поскольку составляет основы теории познания. Необходимо отметить, что научное познание проходит три фазы: от изучения начального целого, то есть развития предмета во всей его сложности, как непосредственно данного, через рассмотрение различных аспектов предмета путем создания соответствующей абстракции к их связи между собой для воспроизведения начального предмета в его целостности и конкретности. Невозможно познать целое иначе, как сначала разложив его на отдельные элементы, выяснить их функции и взаимосвязи, в свою очередь обусловлены функционированием системы в целом. В этом суть диалектики, которая учитывает противоречие познания и опирается на принцип развития, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Философское понимание методологии указывает на ее неразрывную связь с методами. На ее основе разрабатываются общенаучные и специальные методы криминологии.

Общенаучные методы понимаются как общие способы и пути исследования процессов и явлений, определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания.

К общенаучным методам криминологических исследований относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстракция и тому подобное.

Специальные методы криминологического исследования определяются как способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального его регулирования. К ним относятся: опрос, интервьюирование, анкетирование, документальный метод, статистические методы, метод экспертных оценок, метод моделирования, метод экспертных оценок.

План

1. Понятие методологии и методики.

2. Всеобщие методы исследования в криминологии.

3. Применение в криминологии общенаучных методов познания.

4. Специальные методы криминологических исследований.

5. Организация криминологического исследования.

1. Понятие методологии и методики . Источники № 2, с. 41-42; № 3, с. 27-28; 35-36; № 6, с. 34-35; № 7, с. 53-54.

Осуществление криминологических исследований предполагает знание методологии и методов, ведущих к реализации поставленной цели. Метод – это прием, способ исследования. Метод – система правил (требований), ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Метод не произволен и не случаен. Он обусловливается содержанием поставленной цели.

Термин «методология» многозначен. Он употребляется в различных смыслах. Одни авторы под методологией понимают учение о методах познания. Другие – всю совокупность методов, применяемых в процессе познания. Третьи – не все методы, а лишь всеобщий, философский метод.

В качестве методологии выступают общие диалектические законы познания окружающего мира.

В криминологии нет единой методологической основы теорий причин преступности. Основу большинства из них составляют такие направления в философии, как позитивизм, прагматизм, эмпиризм, эклектизм. Поэтому параллельно существуют биологические, биосоциальные, социологические и социопсихологические теории причин преступности, мало связанные между собой.

Под методикой криминологических исследований понимают совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ней.

2. Всеобщие методы исследования в криминологии. Источники № 1, с. 9-10; № 2, с. 41;№ 3, с. 36-44.

Методологическая основа криминологии – это те воззрения, которые предоставляет сознание для решения криминологических проблем. Общие мировоззренческие принципы определяются избираемой ученым концепцией видения окружающего мира. Сознание общества предоставляет определенные воззрения для решения криминологических проблем сначала на практико-прикладном, а затем и на теоретическом уровне.

Методологическая основа криминологических учений менялась с развитием общечеловеческой культуры и систем мировоззрения. Исторически методологическую основу криминологических мыслей, а затем и учений в разные периоды составляли религиозно-мифологические воззрения, философия, теология, логико-рационалистические рассуждения, позитивизм, диалектический материализм.

Современное криминологическое познание базируется на использовании общих диалектических законов познания окружающего мира: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания, а также на использовании таких философских категорий, как количество и качество, внешнее и внутреннее, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, общее, особенное и единичное и др.


Диалектические законы познания дают возможность вскрыть общие закономерности криминологии.

3. Применение в криминологии общенаучных методов познания. Источники № 3, с.44-50; № 5, с. 11-13.

Общенаучные методы познания – методы, используемые любой наукой. В криминологии применяются: метод восхождения от абстрактного к конкретному; гипотеза; системно-структурный анализ; исторический метод; сравнение; динамические и статистические методы.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволяет проникнуть в сущность исследуемого предмета, представить во взаимосвязи и взаимозависимости все его необходимые стороны и отношения. Восхождение от абстрактного к конкретному – это две взаимосвязанные и внутренне единые ступени движения познания. Познание начинается с исследования конкретного, с анализа и обобщения эмпирического материала. На этой ступени выделяются и исследуются наиболее общие, абстрактные понятия. Затем на основе наиболее общих понятий происходит объяснение всего богатства и многообразия конкретных явлений.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией.

Исторический метод – совокупность способов, приемов, процедур, используемых для ретроспективного изучения как самой криминологии, так и преступности, личности преступников и других элементов предмета криминологии. Данный метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта за определенный период в движении и развитии. Он требует начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Исторический метод позволяет воспроизвести логику возникновения, формирования и развития исследуемого явления, необходимую историческую связь между его сторонами.

4. Специальные методы криминологических исследований. Источники № 1, с. 85-88; № 3, с. 50-55; № 4, с. 17-24; № 6, с. 34-37; № 7, с. 53-64.

В криминологических исследованиях используются следующие специальные методы:

1. Социологические – опрос, изучение документов, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок и т.д.

2. Статистические – статистическое наблюдение, выборочное наблюдение, закон больших чисел, сводка, группировка и т.д.

3. Экономические – экономический анализ и т.д.

4. Психологические – многофазовые личностные тесты и т.д.

5. Математические – формула определения уровня преступности, определение ошибки репрезентативности и т.д.

6. Кибернетические – моделирование, прогнозирование и т.д.

Остановимся на социологических и статистических методах.

Опрос – один из методов сбора криминологических данных, основанный на обращении опрашивающего лица к опрашиваемому (респонденту) с вопросами. Видами опроса являются интервью и анкетирование.

Интервью – вид опроса, характеризующий непосредственным устным обращением интервьюера к интервьюируемому.

Разновидности интервью: свободное (неформальное) и стандартизированное (формальное). Интервью может быть индивидуальным или групповым (коллективным). При групповом варианте мнение опрошенных учитывается по степени преобладания. Перечень вопросов, которые опрашивающий предполагает задать опрашиваемому называется интервью планом. Результаты интервью записываются и обрабатываются.

Колективное интервью может проводиться или с группой сотрудников прокуратуры, отделения милиции, или с группой осужденных в колонии, или с группой жителей отдельного района, города.

Анкетирование – вид опроса, основанного на определенном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкеты бывают почтовые, раздаточные, экспрессные (быстрозаполнаяемые), в виде опросных листов (анкета умещающаюся на одном листе бумаги и содержащая, как правило, не более десяти вопросов).

Анкетный опрос может быть анонимный. Вопросы могут носить закрытый и открытый характер. Когда после вопросов ставятся варианты ответов: только “да”, “нет”, “не знаю”, вопросы являются закрытыми. Когда ответ на вопрос может быть дан в любой форме, вопрос является открытым.

Метод анализа документов. К документам относят письменную и графическую документацию, звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

Уголовные дела – важнейший источник документальной информации. Изучение уголовного дела проводится по ряду направлений. Первое – о преступлениях, обстоятельствах совершения, классификация преступлений. Второе – исследование личости преступника. Третье – о мотивах, целях преступления, источниках, условиях формирования преступления, в том числе о прошлом поведении.

Наблюдение – метод сбора криминологической информации путем непосредственного восприятия и регистрации значимых явлений, процессов и событий. Различают включенное и невключенное наблюдение.

Включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включен в среду: производственную, бытовую и т.д., но не участвует в деятельности, наблюдение за которой осуществляется.

Невключенное наблюдение – наблюдение, которое ведется извне по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты.

Метод наблюдения, анализ документов, интервью более применимы, когда приходится иметь дело не со статистическими категориями, а с малыми группами.

Криминологический эксперимент – метод получения информации о преступности, личности преступника, факторах и последствиях преступности, о мерах борьбы с ней посредством известного воздействия на них в управляемых или, как минимум, контролируемых условиях. Например, криминологический эксперимент по проверке зависимости объема уголовной преступности от интенсивности и масштабности мероприятий патрульно-постовой службы.

Вопрос о применении криминологических экспериментов является дискуссионным. Одни считают, что в криминологии он применяться не может. Другие утверждают, что его можно использовать лишь для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы. Третьи говорят о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. В частности, недопустимо провоцировать преступление, воспроизводить причины и условия конкретного преступления. Кроме того, меры по борьбе с преступность должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.

Экспертные оценки (от лат. expertus – опытный) – оценки процессов и явлений, основанные на суждениях специалистов. Эксперт – это квалифицированный специалист по конкретной криминологической проблеме или отрасли криминологической науки, привлекаемый для получения научно обоснованной оценки объекта криминологического исследования.

5.Организация криминологического исследования. Источники № 1, с. 88-90; № 3, с. 55-58; № 5, с. 14; № 6, с. 35.

Для проведения криминологических исследований разрабатывается программа. Программа преставляет собой научную основу всех исследовательских процедур на всех этапах исследования: подготовительном, рабочем, заключительном.

Проведение криминологического исследования предполагает последовательное решение следующих вопросов.

1) Формулирование проблемы, подлежащей исследованию, описание ее состояния с учетом анализа литературы и результатов прежних исследований, обоснование необходимости ее исследования.

Проблема – это объективно возникающее в процессе общественного развития противоречие между знанием и незнанием, которое предстоит устранить в результате его изучения. Проблема – это противоречие, осознаваемое криминологами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности.

2) Определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объекты криминологического исследования – различные явления и процессы, происходящие в сфере правоприменительной деятельности.

Цель (цели) исследования – это тот конечный результат, который должен быть достигнут посредством его проведения. Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата исследования, а также средств и путей его реализации. Цель исследования конкретизируется путем постановки задач.

3) Выдвижение гипотез. Гипотеза – утверждение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования и развития социальных явлений, не имеющее эмпирического или логического обоснования, либо признаваемое недостаточно объективным.

4) Определение места, времени, методов (методик), исполнителей и сроков проведения исследования с учетом его целей, задач и необходимости либо подтверждения, либо опровержения выдвинутых гипотез.

5) Подготовка к сбору информации. Она включает разработку инструментария криминологического исследования. Под инструментарием понимают анкеты, опросные листы, план-интервью; бланки-интервью; сетку контент-анализа (совокупность вопросов, подлежащих количественному изучению); программное обеспечение для обработки материалов исследования на компьютере; математический аппарат, используемый в исследовании.

6) Сбор эмпирического материала и его статистическая обработка. Эта работа осуществляется с помощью заранее подготовленных программированных документов самим исследователем или лицами по его поручению. Здесь важны не только методики получения данных, но и методики обработки полученных сведений. Статистическая обработка информации включает в себя сводку, группировку, составление таблиц, вычисление коэффициентов, индексов и других обобщающих показателей.

7) На заключительном этапе осуществляется анализ результатов криминологического исследования и подготовка выходных документов. Это этап творческой работы, завершаемый составлением справки или отчета с выводами и предложениями по улучшению деятельности субъектов предупреждения преступности. Результаты исследования используются для совершенствования законодательного регулирования правоохранительной деятельности, для обучения кадров, в правовой пропаганде. Формы внедрения результатов криминологических исследований во многом определяются задачами борьбы с преступностью.

В криминологическом исследовании используются следующие общенаучные методы познания.

  • 1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента:
    • а) необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. Не удается сформулировать научно обоснованных положений тому, кто не овладел теорией криминологии, не ознакомился с научными данными, полученными предшественниками, и исходит только из обыденных представлений о преступности;
    • б) следует постоянно помнить о недостаточной изученности явления преступности и процессов ее продуцирования, о постоянных изменениях данного явления. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть открытой системой и не стремиться всеми силами укладывать новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы.
  • 2. Формулирование гипотез. Гипотеза дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение.

Гипотеза должна согласовываться с установленными в криминологии научно обоснованными положениями; характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения.

Не всякое предположение можно назвать гипотезой. Под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили. Выдвижение, формулирование гипотезы требует оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с объектом, предметом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.

3. Системно-структурный метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов. Имеется в виду, что преступность - это не простое множество преступлений, а их система, о чем подробнее говорится в следующих главах.

В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода. Во-первых, преступность рассматривается как множество взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаруживаются взаимодействия между ними. При этом анализируются структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие. Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы - общества и такой его подструктуры, как отрицательные девиации (отклонения). Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества и разными его составляющими, выделяются главные среди них, в том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность.

В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограниченно используются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других математических методов с использованием ЭВМ.

4. Исторический метод - изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.

При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод. При этом осуществляется:

  • а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д.) в разных регионах;
  • б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.
  • 5. Сравнительный метод. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др.

При использовании сравнительного метода устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности. При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

6. Динамические и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность. Динамические и статистические методы дают разное знание.

Статистика, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости. Поиск статистических закономерностей осуществляется путем нахождения и измерения общих свойств явлений. Например, статистически было доказано, что от 60 до 80% рецидивистов совершали первые преступления в несовершеннолетнем возрасте. Но на чем основана эта статистическая закономерность? Для ответа на данный вопрос были изучены динамические закономерности поведения и проведено длящееся изучение личности преступника в ее взаимодействии с социальной средой.

Динамические закономерности - это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей. В частности, в течение 20 лет осуществлялось комплексное изучение личностных характеристик и судьбы более 140 человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования - изучение испытуемых в возрасте 14-17 лет сразу после совершения преступления;

второй - через 10 лет; третий - еще через 10 лет. Это позволило установить, с какими обстоятельствами было связано совершение преступлений и как именно происходил рецидив преступлений у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих.

Таким образом, со статистическим исследованием всегда связан поиск закономерностей. Но обнаружение их характера (причинного, связи состояний или иного) требует применения комплекса методов.

При статистическом исследовании используются обобщающие показатели. К ним предъявляются следующие основные требования:

  • а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, механически сравнивать преступность, регистрировавшуюся до и после 1 января 1997 г., так как с введением нового УК РФ изменились круг деяний, которые законодатель относит к числу преступлений, диспозиции статей, да и впоследствии в УК РФ неоднократно вносились изменения и дополнения;
  • б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой, иначе на результат могут повлиять случайные отклонения.

В процессе исследований нередко применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных.

Слово «криминология» (лат. crimen — преступление , греч. logos — учение) означает «наука о преступлении». Преступление является предметом изучения и других наук — уголовного права , криминалистики .

Но эти науки создают теоретическую базу для правоприменительной деятельности по раскрытию преступлений и наказанию виновных, что является реакцией на уже совершившееся преступление.

Криминология же разрабатывает теоретические основы деятельности по предупреждению преступлений. В настоящее время криминология рассматривается как наука о преступности в целом.

Первый научный труд под названием «Криминология» был опубликован в 1884 г. Р. Гарофало. До этого для обозначения науки о преступлении использовались другие термины — криминальная антропология, уголовная социология.

Объект и предмет криминологии

Для понимания сущности и особенностей конкретной науки в науковедении различают объект и предмет науки. Объект науки — это те явления и процессы, которые изучает данная наука и которые существуют независимо от того, познают их люди или нет (горы, растения). Предмет науки является частью, отдельной стороной объекта (строение горных пород, лекарственные свойства растений).

Один объект может изучаться несколькими науками, в одном объекте можно выделить несколько предметов (предмет, следовательно, не может быть шире объекта). Применяя для изучения, например, человека биологические методы, мы можем вычленить предмет биологии — клетки, органы, организм в целом; применяя психологические методы — предмет психологии: интеллект, память, эмоции и т.д. В человеке как объекте познания можно выделить даже предмет механики: рассматривая человека как материальное тело и подвергнув его процедуре измерения, мы получим размеры, массу, скорость. Но для механики нет качественных различий между человеком и, например, камнем.

Предмет науки — это не просто некоторая часть, сторона объекта (некоторые свойства и отношения), а такая его сторона, которая выявлена в процессе познания посредством метода и зафиксирована в определенной знаковой форме (в некоторых представлениях, понятиях, гипотезах и т.д.). Следовательно, предмет науки есть в определенной мере уже познанный объект. Принципиальное различие между предметом и объектом состоит и в том, что предмет науки исторически изменчив. Появляются новые методы исследования, совершенствуются приборы (например, лупу сменил микроскоп). Выявляются новые свойства объекта, более полно исследуются уже известные, процесс познания идет от явления к сущности. Вследствие этого предмет науки развивается как интенсивно (вглубь), так и экстенсивно (вширь). Так, понятие «преступность » появилось не сразу, а было выработано в процессе познания. И, как у любого научного понятия, его содержание менялось: преступность как свойство личности — преступность как сумма преступлений — преступность как социальное явление. Объект же познания остается неизменным. Конечно, объект, как и все в природе и обществе , изменяется, но изменяется не в результате познания, а независимо от него.

В широком смысле слова объектом криминологии являются человек и социальные общности. Разные науки могут различаться объектами (у физики — неживая природа, у социологии — общество).

Но несколько наук могут иметь один общий объект, различаясь в то же время предметами. Спецификой криминологии как науки является ее комплексный характер: объекты познания криминологии относятся к разным уровням социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой и междисциплинарный характер.

Таким образом, объект криминологии совпадает с объектом познания других социальных наук (психологии, социологии), но предметы у них различны. Следовательно, специфику и особенности конкретной науки характеризует не объект, а предмет.

В широком смысле предметом криминологии являются природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению (искоренению).

В предмете криминологии обычно выделяют четыре основных элемента: 1) преступность; 2) причины и условия преступности (преступлений); 3) личность преступника; 4) предупреждение преступлений.

В последнее время стали выделять еще один элемент — жертву преступления, что иллюстрирует историческую изменчивость (эволюцию) предмета криминологии. Раздел криминологии, изучающий жертву преступления, называется «виктимология».

Проблема существования личности преступника в криминологии относится к разряду дискуссионных, по ней высказываются полярные точки зрения. Так, под личностью преступника понимается определенная совокупность свойств субъекта преступления, которые обусловливают вместе с иными (внешними) обстоятельствами совершение преступления. Во множестве всех свойств, характеризующих личность, криминологию интересуют только криминологически значимые свойства.

Личность преступника не следует отождествлять с понятием «преступная личность», т.е. считать, что существуют какие-то особые люди, всегда готовые совершить преступление.

Изучение всех элементов предмета криминологии в конечном счете имеет целью создать научную основу социальной деятельности по предупреждению преступлений. Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, которая включает в себя: основные направления, формы и методы предупредительной деятельности; социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления; систему субъектов предупредительной деятельности.

Научная обоснованность теории предупреждения и практическая осуществимость рекомендуемых мер профилактики являются показателями социальной эффективности криминологии как науки.

Определив предмет, т.е. указав вопросы, изучаемые данной наукой, мы фактически даем и определение этой науки. Но более полное представление о науке дает не предмет, а ее содержание. Так, в содержание криминологии наряду с изучением предмета входят методология и методика исследований, изучение истории криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений.

Методы криминологии

Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод — это исследовательская процедура, с помощью которой изучается объект познания с целью получения информации о его свойствах. В общем плане все научные методы разграничиваются по области применения и по широте применения.

По области применения различают два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции), и эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди). Соответственно объектам и применяемым методам науки классифицируются на абстрактные, теоретические (логика, математика) и эмпирические, опытные, экспериментальные (химия, биология, криминология).

Существенное отличие этих типов наук состоит также в том, что истинность положений и выводов абстрактных наук устанавливается не опытным путем, а следует из значения теоретических терминов и смысла логических отношений. Истинность же утверждений эмпирических наук устанавливается путем соотнесения этих утверждений с действительностью. Конечно, и в эмпирических науках используются понятия, не имеющие прямых аналогов в объективном мире, и могут применяться некоторые теоретические методы, например, методы символизации, формализации.

По широте применения методы разделяются на общенаучные, которые применяются если не во всех, то во многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет).

Кроме того, различают методы получения информации о свойствах объекта (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный анализ).

Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — как они есть, вне и независимо от познающего субъекта. Основное требование к научному методу — его нейтральность по отношению к объекту познания, принципиальная неспособность изменять свойства объекта в процессе исследования.

Этим орудие познания (прибор) отличается от орудия труда.

Так, микроскопом можно забивать гвозди (и тогда он будет орудием труда), а можно изучать инфузорию туфельку (тогда он есть орудие познания).

Методологическое требование нейтральности метода было выработано в науке Нового времени и представляется вполне очевидным.

Как показало дальнейшее развитие науки, это требование не всегда выполнимо. Вовлечение в сферу научного познания микрообъектов, возникновение квантовой механики показало, что нельзя полностью исключить влияние субъекта познания, что существует так называемый эффект возмущающего влияния прибора.

Проблема нейтральности метода актуальна не только для квантовой механики. Эта проблема, осознается она исследователем или нет, стоит и перед социологией, и перед психологией. А поскольку криминология использует методы этих наук, она актуальна и для нее.

Проводя эксперимент, опрос или тестирование, исследователь должен учитывать, что само применение этих методов может существенно повлиять на объект познания (человека). В этом случае применение метода дает нам знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя. В психологии и социологии эта проблема формулируется как проблема валидности (обоснованности) используемых методик.

Нейтральность метода по отношению к объекту не следует трактовать как полную независимость метода от объекта. Требование нейтральности метода по отношению к объекту — всего лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что метод должен быть адекватен объекту: качественно различные объекты требуют применения различных методов. Так, коэффициент интеллекта нельзя измерить путем взвешивания мозга.

В криминологии примером игнорирования специфики объекта была попытка Ч. Ломброзо применить для изучения особенностей личности преступника методы антропометрии. Из требования адек- ватности метода объекту следует невозможность существования единого универсального метода, применимого к объектам любой природы.

В криминологии как эмпирической науке применяются такие общенаучные методы, как наблюдение и эксперимент. Д. Милль отмечал, что наблюдение ставит задачу — отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент — создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств. Использование в криминологии методов наблюдения и эксперимента имеет свою специфику и пределы.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация (описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления , а его последствия.

Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию правопослушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.

Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояния объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы. Кроме того, исследователь должен убедиться в том, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности. Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя (экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности , уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Другой пример: известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.

К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.

В криминологической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что наряду с наблюдением и экспериментом к общенаучным эмпирическим методам, применяемым в криминологии, относятся дедукция и индукция. Вообще дедукция и индукция являются не эмпирическими методами познания, а способами логического рассуждения и доказательства (разными формами связи посылок и заключения). Механизм дедукции состоит в распространении общего положения на отдельный случай, подведении частного случая под общее правило. Механизм индукции состоит в распространении частного случая на общее, в переходе от знания части предметов определенного класса к знанию обо всем классе предметов.

Эмпирические методы дают новую информацию о свойствах объекта, а дедукция и индукция как методы — новые выводы из знания, уже полученного с помощью эмпирических методов. Это относится и к так называемым методам научной индукции: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и т.д.

Поскольку объект криминологии частично совпадает с объектом других социальных наук, то в криминологии могут применяться методы этих наук, которые относятся к разряду частнонаучных:

  • социологические — анализ первичной документации (изучение уголовных дел), опрос (осужденных, потерпевших , сотрудников правоохранительных органов), экспертные оценки, социометрический метод (анализ внутригрупповых отношений);
  • психологические — биографический, тестирование;
  • статистические — статистическое наблюдение, статистический анализ (группировка, факторный и регрессионный анализ).

В криминологии как эмпирической науке одним из основных способов доказательства (опровержения) теоретических положений является гипотетико-дедуктивный метод. Из какого-либо утверждения или предположения (гипотезы), не поддающегося прямой проверке, логическим (дедуктивным) путем выводятся эмпирически проверяемые (верифицируемые) следствия. Если следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются на практике, то гипотеза получает статус истинного утверждения.

Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания — системный, исторический, сравнительный и т.д.

Место криминологии в системе наук

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права ; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.

Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, то это заведомо разные науки).

Объектом науки уголовного права являются уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и, соответственно, различаются их предметы Но в общем такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов — юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.

Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии.

У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же разли- чаются. Криминология — комплексная наука, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности , и индивидуально-психологические особенности личности преступника.

Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология — самостоятельная наука. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель — научно обеспечить борьбу с преступностью.

Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации (декриминализации) деяний.

С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений .

Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно-исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.

Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов.

Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.). Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений. Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.

Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая.

Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (да и не только) науками.

Метод криминологии - это система способов (приемов, средств) наиболее эффективного познания предмета.

В криминологии используется комплекс различных методов, поскольку объекты криминологического исследования, как правило, многоаспектные, требующие комплексного, междисциплинарного подхода.

Сам метод должен быть нейтрален, следует применять такие научные инструменты и приборы, которые в процессе исследования не могут изменять этот объект.

В общем плане все научные методы можно разграничить по области применения, это:

Теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числе, функций, переменных величин);

Эмпирические, применяемые для изучения реальных объектов (растений, планет и т.д.).

По ширине применения:

Общенаучные, которые применяются во всех науках;

Частнонаучные, применяемые в нескольких науках;

Специальные, применяемые только для одной науки.

Криминология не использует специальные методы. В криминологических исследования используются:

1. Основные философские законы - единства и борьбы противоположностей, который служит методологической базой для изучения личности преступника, в которой сочетаются позитивные и негативные качества и черты, а также для раскрытия причин конкретного преступления закон перехода количества в качество - объясняет новые качественные изменения преступности, их характеристику, динамику и существенные изменения в их структуре и т.д. Имеют место быть использованы и философские категории, как: причины и следствия; общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления, которые дают возможность исследовать и классифицировать причины преступности, преступников, мотивов преступлений, прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения, способствуют раскрытию содержания одноименных понятий в криминологии.

2. Общенаучные методы: историзма, обобщения, аналогии, системного анализа, анализа и синтеза, абстрагирования и др.

3. Частнонаучные методы: анкетный опрос, интервьюирование, анализа документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, экспертная оценка, статистические, математические, правовые криминалистической экспертизы и др.

Кроме того, в процесс изучения преступности широко используются методы социологии, статистики, психологии, педагогики, прикладной математики и других наук. Применение тех или иных методов в криминологических исследованиях обуславливается прежде всего предметом, целями и задачами изучения объекта.

В криминологии как эмпирической науке широко применяются такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение- это прямое восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования и их фиксация (описание). Наблюдение может быть прямым, то есть непосредственным, и косвенным, опосредованным, по вторичным признакам. В криминологии прямое наблюдение затруднено, так как многие важные факты часто не лежат на поверхности. Например, оценивать распространенность фактов телесных повреждений можно не только прямо, по количеству уголовных дел, но и косвенно, по соответствующей статистике медицинских учреждений.

Эксперимент - это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение эксперимента в криминологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, но и прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступления.

К общенаучным можно отнести и такой быстроразвивающийся метод как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными, например, проводят испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование ядерного взрыва и др. В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как Экспериментирование прямое сталкивается со значительными трудностями.

Поскольку объект криминологии, как мы уже говорили, частично совпадает с объектами других социальных наук, то в криминологии могут применяться конкретные методы этих наук. Социологические методы, анализ первичной документации, опрос в форме беседы, интервью, анкетирование.

Социометрический метод - анализ внутригрупповых отношении;

Психологические методы - биографический, тестирование;

Статистические методы - статистическое наблюдение, методы выборки;

Статистический анализ - группировка, факторный анализ.

Криминологию принято разделять на ОБЩУЮ и ОСОБЕННУЮ части с последующим вычленением нескольких основных блоков и проблем, составляющих ее предмет. Одной из особенностей научных знаний является их логически упорядоченный, систематизированный характер. Имеет свою систему и криминология. Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам.

В общей части криминологии рассматривается преступность, причины преступности в целом и конкретного преступления, личность преступника, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии.

Особенная часть криминологии складывается из блоков более или менее узких проблем преступности. Это так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и противодействия им: корыстная, насильственная, профессиональная, экономическая преступность, обусловленные алкоголизмом, наркоманией, проституцией, коррупцией и т. д.

В особенную часть криминологии также входят теории, освещающие влияние на преступность каких-либо конкретных факторов (круга факторов): поведения потерпевшего (виктимология), семьи (семейная криминология), состояния экономики.

Виктимология - наука о жертве. Потерпевший от преступления исследуется криминологией с точки зрения его предрасположенности стать жертвой преступного посягательства. Криминология выясняет психологические, социальные, профессиональные и другие особенности потерпевших от различных видов преступлений. Она изучает также жизненные ситуации, повышающие опасность стать жертвой преступления. Полученные результаты используются для выработки рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений, а также на оказание социальной помощи потерпевшим.

Семья с криминологической точки зрения изучается в рамках семейной криминологии. При этом исследуется специфика преступлений, совершаемых на почве семейных конфликтов (внутрисемейные насилия), а также семейные факторы, способствующие различным видам преступности: насильственной, корыстной, рецидивной, преступности несовершеннолетних и молодежи.

Экономика в последнее время также стала изучаться криминологией. Анализируются различные стороны экономики, кризисные явления, которые обуславливают определенный круг преступлений, прежде всего корыстных.

Так называемые фоновые или сопутствующие преступности негативные общественные явления (наркомания, пьянство, алкоголизм, бродяжничество, проституция и т. д.) криминология рассматривает в той мере, в какой эти явления взаимосвязаны с процессом воспроизводства обществом преступлений.