Болезни Военный билет Призыв

Причины падения Византийской империи: описание, история и последствия. Болгары, враги византийской империи

Особая политика, которой придерживались правители Византийской империи, представляет собой органичный сплав государственной стратегии и дипломатии.

Роль Константинополя на международной арене всегда отличалась большей опорой на тактику дипломатических интриг, чем на военную мощь. При этом Византия свыше тысячи лет оставалась одним из влиятельнейших государств Европы. Так в чем же секрет такой успешной политики?

Большая стратегия

В своей книге «Стратегия Византийской империи» американский политолог и специалист по международным отношениям и военной стратегии Эдвард Люттвак пишет, что правители этой супердержавы разработали целый комплекс принципов международной политики, обеспечивший главенство их страны на европейской арене.

Самым простым и действенным способом влияния на лидеров соседних народов византийцы считали элементарный подкуп. Получая значительные суммы, присвоения титулов, богатые подарки, приграничные вожди обязывались защищать империю от других возможных захватчиков.

Выделяя земли таким союзникам, Византия превращала их, по сути, в своих вассалов. Например, гунны получили территорию Фракии, герулы обосновались в Дакии, а лангобардам было разрешено поселиться в Паннонии и Норике.

Еще одним методом византийской политики было периодическое натравливание потенциальных и явных противников друг на друга. Император Юстиниан I (482–565 гг.) ополчил гуннов против болгар, а аваров против гуннов. Ослабить вандалов византийцам «помогло» племя остготов, а на тех в свою очередь Константинополь натравил франков.

Повсеместно применяя принцип «разделяй и властвуй», правители империи никогда не стремились к полному уничтожению противника, ведь вчерашний враг может стать ценным союзником в борьбе против новой угрозы.

Если супостата нельзя было устранить подкупом или одолеть чужими руками, в ход шли методы экономической блокады. Так во времена Юстинина I наиболее явным соперником Византии на международной арене была Персия. Константинополь добился союзнических отношений со всеми соседями государства Сасанидов. Персия оказалась буквально окружена врагами. Особую поддержку Юстиниана получили цари Лазики, преградившие персам путь к Черному морю. Торговлю с Индией и Китаем, которую прежде контролировали Сасаниды, Византия также старалась перенаправить по другим путям. Например, по Красному морю, в обход Персии.

Наряду с экономическими мерами воздействия, большую пользу Константинополю приносили дипломатические усилия. Иностранных послов было принято встречать очень торжественно, щедро одаривать их, поражать великолепием храмов и дворцов. Итальянский дипломат и историк Лиутпранд Кремонский (около 922–972 гг.) писал про золотое дерево, золотых птиц, позолоченных львов, парящий под потолком трон императора, роскошные пиры и удивительные развлечения.

Впрочем, представители племен, которых византийцы считали варварскими, иногда пользовались такими традициями Константинополя. Например, вождь гунновАттила, правивший с 434 по 453 годы, отправлял своих доверенных лиц послами к императору Феодосию II специально ради дорогих подарков. Так Аттила поощрял своих соратников за разного рода заслуги.

Византия и Русь

В IX–X веках империю начали беспокоить грабительские набеги русичей. Легендарный поход князя Олега на Царьград, который описан в «Повести временных лет», византийские хроники не упоминают. Возможно, это был один из тех случаев, когда жители Константинополя просто откупились богатыми дарами от потенциальных захватчиков, позволив им одержать лишь символическую победу –прибить щит князя на вратах столицы.

В лучших традициях византийской политики император Константин Багрянородный (905–959 гг.) натравливал на Русь печенегов, а самих русичей побуждал к конфликтам с болгарами.

Широко используемым методом распространения влияния Константинополя на другие страны была миссионерская деятельность. Призывая правителей соседних племен принимать христианство, императоры стремились обезопасить свои границы. Статус духовного и культурного центра Европы, который закрепился за их столицей, позволял византийцам ловко маневрировать, заключая и разрывая стратегические союзы в зависимости от существующих на данный момент обстоятельств.

Принятие Владимиром I Святославичем (около 960–1015 гг.) христианства и последующая женитьба его на византийской принцессе Анне была серьезной дипломатической победой Константинополя. Так империя добилась прекращения набегов русичей, заручилась их поддержкой в борьбе с половцами, а также вернула контроль над потерянным ранее Херсонесом, который князь Владимир подарил Византии в обмен на руку принцессы.

Правители Константинополя часто заключали династические браки, считая своих дочерей и сестер выгодной картой в политической игре.

Русские князья поддерживали союз с Византией, также считая его политически выгодным. Так в начале XII века Владимир Мономах усмирил жителей Херсонеса, восставших против Константинополя, об этом его попросил император Михаил VII.

Дипломатия и тактика

Принципы, на которых базировалась византийская внешняя политика, Э. Люттвак назвал «оперативным кодексом». Давайте перечислим эти принципы.

1. Армия всегда должна быть сильной и боеспособной, хорошо обеспеченной оружием и боеприпасами. Регулярные учения, проводящиеся в войсках, не дадут соседям усомниться в вашей готовности к войне.

2. Необходима разветвленная разведывательная сеть, потенциального врага нужно знать хорошо. Во всех соседних странах должны работать шпионы.

3. Следует избегать крупномасштабных битв, ограничиваясь мелкими приграничными стычками передовых отрядов.

4. В случае войны стоит разбить вражеское войско на отдельные отряды, с которыми легче справиться. Нужно заманивать противников в заранее подготовленные засады, лишать их обозов с провизией, стараться запутать и деморализовать.

5. В стане врага постоянно следует вербовать союзников, в том числе и во время войны.

6. Противников всегда можно подкупить деньгами или богатыми подарками, даже если это религиозные фанатики.

7. Необходима планомерная работа по экономическому ослаблению врагов, нельзя позволять им заключать выгодные торговые союзы.

8. Среди населения соседних стран должна быть организована необходимая агитация и пропаганда, чтобы иностранцы воспринимали Византию как доброе и сильное государство.

Интересно, что перечисленные здесь принципы византийской международной политики не утратили своей актуальности и в наше время.

Хлудовская псалтирь (см. объяснение в конце статььи).

Иконоборчество (греч. иконоклазм)

Иконоборчество - религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX веков, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон - идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5)).

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов. При поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, в 787 году состоялся Седьмой Вселенский собор, утвердивший догмат иконопочитания и отменивший решение предыдущего церковного собора, лишив его статуса «вселенского». Императоры, правившие после неё: Никифор? Геник и Михаил I Рангаве - придерживались иконопочитания. Однако сокрушительное поражение Михаила I в войне с болгарами в 813 году привело на престол Льва V Армянина, при котором было возобновлено иконоборчество и вновь были признаны решения собора 754 года.

В период регентства императрицы Феодоры Патриарх Иоанн VII был свергнут, и на его место возведен защитник иконопочитания, Мефодий. Под его председательством в 843 году состоялся церковный собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и подвергший снова отлучению иконоборцев. Тогда же был установлен и впервые совершен (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество Православия»).

Иоанн Златоуст пишет о распространении изображений Мелетия Антиохийского, а Феодорит Кирский сообщает о портретах Симеона Столпника, продаваемых в Риме.

Несмотря на такую поддержку изображения лиц и событий Священной и церковной истории в этот же период появляются первые возражения против употребления икон. Так Евсевий Кесарийский отрицательно высказывается про желание сестры императора иметь икону Христа. Это он объясняет не ветхозаветным запретом, а тем, что божественная природа неизобразима. Известны и активные иконоборческие действия в этот период: Епифаний Кипрский, увидев в церкви завесу с изображением человека, разорвал её и отдал на покрытие гроба нищего; в Испании на Эльвирском соборе (ок. 300 года) было принято постановление против стенной живописи в храмах.

К началу VI века иконоборческие позиции усилились из-за распространения в византийской империи монофизитов. Лидер монофизитов Севир Антиохийский отрицал не только иконы Христа, Богородицы, святых, но даже и изображение Святого Духа в виде голубя. О широте движения отрицания иконопочитания в этот период свидетельствуют сообщения, что Анастасий Синаит писал в защиту икон, а Симеон Столпник (младший) жаловался императору Юстиниану II на оскорбляющих «икон Сына Божия и Всесвятой Преславной Богородицы». !!! Усиление иконоборчества пришлось на конец VI-VII века. В Марселе епископ Серен в 598 году уничтожил в церкви все иконы, которые на его взгляд суеверно почитались прихожанами. Папа Григорий Великий писал к нему об этом, хваля за ревность в борьбе с суевериями, но требовал чтобы иконы были восстановлены так как они служат простым людям вместо книги и просил разъяснить пастве истинный способ почитания икон.

Большое значение в росте иконоборчества сыграло появление ислама, враждебно относящегося к изображениям одушевлённого. В районах империи, граничащих с территориями арабских племён, издавна процветали христианские ереси монтанизм, маркионитство, павликианство. Для их адептов ислам оживил сомнения в законности икон. Византийские императоры, стремясь обеспечить мирное соседство с мусульманами, шли на уступки иконоборцам. Так император Филиппик перед своим свержением в 713 году собирался издать закон против почитания икон. Защитники иконопочитания называли таких императоров-иконоборцев «сарацински мудрствующими».

Император Юстиниан со свитой.

2.Причины иконоборчества

2.1 Богословские

Иконоборцы основывали свои взгляды на одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх.20:4-5). Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным поклонением:

В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д… Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, - они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество.

(Шмеман А. Исторический путь Православия)

Произошёл «рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы». Такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве. Также академик В. Н. Лазарев отмечает, что для религиозного искусства в тот период уже была характерна излишняя чувствительность, которая для некоторых ставила под сомнение святость иконы. При этом, как отмечает историк Карташёв, просвещение в Византии к этому времени значительно понизилось, по сравнению с временами императора Юстиниана, и «тонкие проблемы догматики стали непосильны большинству богословских умов».

2.2 Политические

Исследователи разделяют политические причины иконоборчества на две группы:

Связанные с иудаизмом и исламом

Через иконоборчество византийские императоры хотели уничтожить одну из главных преград для сближения христиан с иудеями и мусульманами, которые отрицательно относились к иконам. Через это планировалось облегчить подчинение империи народов, исповедующих эти религии.

Борьба с властью церкви

К VIII веку политическая роль церкви в империи значительно усилилась, наблюдался значительный рост церковной собственности и монастырей. Духовенство начало активно участвовать в делах управления империей, так в 695 году министром финансов стал авва Феодот, а в 715 году диакон собора Святой Софии был назначен главнокомандующим войсками. По этой причине императоры-иконоборцы считали необходимым отвлечь людские силы и денежные средства от церкви и направить всё в государственную казну. Поэтому, как отмечает греческий историк Папарригопуло, «параллельно с религиозной реформой, осуждавшей иконы, запрещавшей мощи, уменьшившей число монастырей и вместе с тем не коснувшейся основных догматов христианской веры, производилась реформа социальная и политическая».

Казнь монахов в эпоху иконоборчества.

3.Реп рессии

Уничтожение икон, мозаик и фресок

В период иконоборчества художественные произведения, посвященные христианской тематике, безжалостно уничтожались: иконы сжигались, украшавшие стены храмов мозаики и фрески сбивались. К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, сообщает: «…иконы ввергались - одни в болото, другие - в море, третьи - в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, - одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».

Преследование и казни иконопочитателей

Многих начальников и воинов по клевете, что они покланяются иконам, предал разным казням и жесточайшим мучениям. Он обязывал присягою всех в своем царстве не покланяться иконам и заставил даже Константина, лжеименного патриарха, взойти на амвон, и возвысив честные и животворящие древа клясться, что он не принадлежит к почитателям святых икон. Он убедил его из монахов перевенчаться, есть мясо и присутствовать за царским столом при песнях и плясках.

Преследование в первую очередь затронуло византийское монашество: Константин V объявил их звание неблагонадежным политически. Сторонники Константина публично гнали и поносили монахов, кидали в них камнями: «…многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание». От гонений пострадал Стефан Новый со своими учениками, их казни, по словам А. В. Карташёва, заставили сравнить времена Копронима с временем Диоклетиана. За сочувствие этим иконопочитателем 25 августа 766 года на ипподроме публично были подвергнуты осмеянию и наказанию 19 высокопоставленных лиц.

От гонений пострадал ряд константинопольских патриархов (Герман I, Никифор), епархиальные архиереи (например, святитель Евсхимон, умерший в изгнании), из богословов Иоанн Дамаскин был предан анафеме, братья Феофан и Феодор, отличавшиеся «необыкновенной ученостью» были подвергнуты бичеванию, а на их лицах вырезаны ямбические стихи, сочинённые императором Феофилом (за это братья получили прозвище Начертанные). При императоре Льве V был отправлен в ссылку и умер в изгании на одном из островов Эгейского моря известный византийский хронист Феофан, бывший непримиримым врагом иконоборцев.

Гонения и конфискация монастырской собственности вызвали массовую миграцию монашествующих в места, незатронутые императорской политикой. В период правления Льва III и Константина V только в Южную Италию переселилось около 50 000 монахов. Местами миграции также стали северные берега Чёрного моря и побережье Сирии и Палестины.

Преследование иконописцев

Борьба с распространением иконописных изображений затронула и их создателей. Наиболее известна история монаха-иконописца Лазаря, пострадавшего при императоре Феофиле:

…решил он принудить и монаха Лазаря (это был славный рисовальщик того времени). Однако монах оказался выше льстивых убеждений… многократно обрушивался с хулой на царя, и тот, видя такое, предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что еще жив. Когда же услышал царь, что заключенный в тюрьму рисовальщик понемногу пришел в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскаленные металлические пластинки. Огонь пожирал и источал его плоть, пока не упал он в изнеможении чуть ли не замертво.

Исследователи отмечают, что в период иконоборчества религиозное искусство физически не могло существовать. Страдавшие от репрессий иконописцы уходили в отдалённые монастыри (например, в Каппадокии) и там продолжали свою работу.

Патриарх Герман опускает в море почитаемую Лидскую икону Богоматери, спасая ее от иконоборцев.

4.Хроника иконоборчества

Византийское иконоборчество разделяется на два периода, границу между которыми составляет Седьмой Вселенский собор и, последовавшее за ним временное восстановление иконопочитания. Первый период, продолжавшийся около 50 лет, начинается во временя царствования императора Льва III и заканчивается регентством императрицы Ирины. Второй период, продолжавшийся около 30 лет, начинается в правление императора Льва V и заканчивается в регентство императрицы Феодоры. Всего в период относящийся к иконоборческому в империи правило 12 императоров из которых только 6 были активными иконоборцами (престол константинопольского патриарха за это время занимало 11 человек, 6 из них были иконоборцами). В таблице представлены императоры и константинопольские патриархи данного периода, жёлтым отмечены иконоборцы.

4.1 1-й период иконоборчества

Преувеличенные формы иконопочитания к VIII веку навлекали на христиан упреки в идолопоклонстве, особенно со стороны мусульман, которые в это время не только энергично распространяли свою религию, отрицавшую любые формы иконопочитания, но и требовали от подвластных себе христиан прекращения поклонения иконам. Ставший в 717 году императором Лев III Исавр (уроженец Германикии на границе с Сирией, привыкший за годы своего губернаторства во Фригии к идеям иконоборчества и павликианства), стремился в ходе своих военных компаний не только подчинить империи территории, занятые арабами, но распространить среди мусульман и иудеев христианство. При этом он считал, что императору допустимо вмешиваться в вопросы церковной жизни, римскому папе Григорию II он писал: «Я император и священник», выражая этим свои идеи цезаропапизма.!!!Исавр

В первые десять лет своего правления Лев не принимал энергичных действий в области церковной деятельности, известно лишь о его требовании в 723 году к евреям и секте монтанистов принять крещение. Лишь в 726 году по свидетельству Феофана:

…нечестивый царь Леон начал говорить о уничтожении святых и досточтимых икон. Узнав о сем Григорий, папа Римский, лишил его податей в Риме и прочей Италии и писал поучительное послание, что царю не должно вмешиваться в дела веры и изменять древние учения церкви, постановленные святыми отцами.

В этот же год произошло сильное извержение вулкана к северо-западу от Крита и среди Цикладских островов образовался новый остров, это было воспринято Львом как знак Божьего гнева за идолопоклонство и он начал компанию против иконопочитания. Первым решительным действием стало снятие иконы Христа с ворот Халкопратии. В результате этого произошли столкновения горожан с солдатами: «убили некоторых из царских людей, которые снимали икону Господа с медных ворот великой церкви; и многие за ревность к благочестию были казнены усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений, особенно люди знаменитые и родом, и просвещением». Иконы начали удалять с видных наружных мест, в церквях их поднимали повыше, чтобы народ не лобызал и не кланялся им. При этом из собора Святой Софии в период правления Льва Исавра иконы не удалялись.

Эти действия императора вызвали раздражение среди иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров - иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к которым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи, массы простого народа и женщины всех классов общества, при уничтожении икон происходили схватки и побоища. Население Греции (Эллады) и Цикладских островов, провозгласив нового императора, подняло восстание, окончившееся полным поражением и победой Льва III. Немало жителей внутренних частей империи бежали на окраины государства; значительная часть итальянских владений Византии вместе с Равенной перешли под власть Лангобардов.

Константинопольский патриарх Герман начал обличать Льва в ереси. Лев приглашал его на заседание Тайного совета (Silentium), но патриарх на вопрос об иконопочитании отвечал, что не согласен вводить что-нибудь новое в делах веры без вселенского собора.

17 января 729 года Император пригласил патриарха на заседание верховного совета и вновь поднял вопрос об иконопочитании. Герман возражал против политики иконоборчества, но, не находя поддержки среди императорского окружения, сложил с себя патриаршую власть:

…Леон собрал совет против святых и досточтимых икон в трибунале 19 советников, на который призвал и святейшего патриарха Германа, надеясь убедить его подписаться против святых икон. Но мужественный слуга Христов не только не поддался ненавистному злонамерению его, но, утверждая слово истины, отказался от епископства, сложил с себя омофор и произнес поучительные слова: «если я Иона, то бросьте меня в море. Без вселенского собора не могу изменить веры, государь».

Перед этим Герман писал римскому папе о своём сопротивлении императору и отправил в Рим ряд константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано.

Вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий, который подписал эдикт против почитания икон. Этот эдикт стал первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от церкви.

На западе о политике Льва стало известно от западных купцов, очевидцев снятия образа Христа с ворот Халкопратии. Папа Григорий II писал императору: «Прибыв на родину, они рассказали… о твоих ребяческих поступках. Тогда всюду стали бросать твои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твое лицо». Папа в 727 году собрал в Риме Собор, подтвердивший законность иконопочитания. Отношения Византии с Западом значительно ухудшились. После захвата Равенны лонгобардами византийские наместники увеличили налоги в Южной Италии, против чего выступил папа Григорий II. В ответ на послание патриарха Анастасия папа отверг эпитет «брата и сослужителя», который прилагал к нему патриарх, обличил его в ереси и под угрозой анафемы потребовал его покаяния и возврата к православию. После смерти Григория II его преемник Григорий III занимал такую же твёрдую позицию, он собрал в Риме Собор из 93 епископов, который постановил: «Впредь кто изымет, уничтожит или обесчестит и поругает иконы… да будет отлучен от церкви».

На Востоке самым сильным противником иконоборчества в эту эпоху был знаменитый богослов Иоанн Дамаскин, написавший в 726-730 годы «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». В его сочинении впервые определены различия между «служением», подобающем только Богу, и «поклонением», оказываемому тварным вещам, в том числе и иконам.

Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев, опираясь на войско и придворную аристократию, составлявших главный оплот партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов - сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а также находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца царствования поддерживал иконоборчество. При этом, как отмечает историк Ф. И. Успенский, в синоднике, составленном после восстановления иконопочитания, за период царствования Льва указано лишь 40 имён то есть в первое время иконоборцы занимали выжидательную позицию.

Монета Льва III Исавра

4.1.1 Константин V и Иконоборческий собор

Сын и преемник Льва III Константин V Копроним (по церковно-славянски: тезоименитый гною, навозу, калу), прозвище данное императору иконопочитателями) с ещё большей энергией выступил против иконопочитания, несмотря на трудную борьбу (в начале царствования) с православной партией, выставившей против него нового императора, его зятя Артавазда, который в течение почти двух с половиной лет (741-743) владел Константинополем. В этот период даже патриарх-иконоборец Анастасий признал иконы и всенародно объявил Константина еретиком.

Желая более определенно провести иконоборческие идеи, и подготовив к этому умы путем «народных собраний» Константин в 754 году созвал во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари) большой собор, получивший в последствии название иконоборческий, на котором было 348 епископов, но ни одного представителя Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Собор, объявивший себя «Седьмым вселенским», постановил:

Кто старается изобразить на память на иконах бездушными и безгласными вещественными красками лики святых, не приносящие никакой пользы, потому что это глупая затея и изобретение дьявольского коварства, вместо того, чтобы добродетели их, о которых повествуется в писаниях, изображать в самих себе, как бы некоторые одушевлённые образы их, и таким образом возбуждать в себе ревность быть подобными им, как говорили божественные отцы наши, да будет ему анафема.

При этом собор не высказался против почитания святых и мощей, а напротив объявил анафему всем «не просит молитв у них, как у имеющих дерзновение, согласно церковному преданию, ходатайствовать о мире». Орос собора был торжественно провозглашён 27 августа на константинопольском ипподроме, Константина V называли 13-м апостолом и провозглашали анафему защитникам икон: Герману Константинопольскому, Иоанну Дамаскину и Георгию Кипрскому.

После собора Константин начал претворять в жизнь его решения: массово стали уничтожатся иконы, мозаики, иллюминированные рукописи (из некоторых вырезались листы, некоторые сжигались). Вместо прежних иконописных изображений стены храмов украшались арабесками и виньетками из птиц и растений. Хотя собор и не отверг почитание мощей, император был их противником. Так в Халкидоне, по его указанию, был закрыт чтимый храм святой Евфимии, её мощи были выброшены в море, а само здание обращено в арсенал. Этот период получил название «Константиново гонение» и ознаменован многочисленными казнями иконопочитателей.

Под влиянием покровительства Константина сирийцам и армянам, придерживавшихся павликианства, в европейской части империи усилился восточный элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах). После 761 года Константин не только стал подвергать открытому гонению и мучениям отдельных представителей монашества (например, преподобномученика Стефана Нового), но преследовал, по-видимому, и самый институт монашества. Благодаря этому, усиливалась эмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в южную Италию и на северные берега Черного моря. Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына, более умеренного иконоборца Льва IV Хазара (775-780).

VII Вселенский Собор.

4.1.2 Седьмой Вселенский собор

После смерти Льва IV, за малолетством его сына, императора Константина VI, регентом стала его супруга императрица Ирина, сторонница иконопочитания. Укрепившись у власти она начала подготовку к проведению Вселенского собора для решения вопроса о почитании икон.

В 784 году константинопольский патриарх Павел удалился в монастырь святого Флора, принял схиму и объявил о своём отречении от патриаршества. После этого, по предложению Ирины, константинопольским патриархом был избран Тарасий, императорский секретарь (асикрит).

Первая попытка открыть заседание собора, на который собрались представители всех христианских церквей, в том числе и легаты папы римского, была предпринята 7 августа 786 года. Собор был открыт в храме Святых Апостолов, но когда начали зачитывать святые писания в него ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев, и угрозами заставили прекратить заседание. После этого Ирина под благовидным предлогом переместила столичное войско в провинции и отпустила ветеранов на родину, а затем собрала новое войско, поставив над ними преданных себе военачальников.

24 сентября 787 года в Никее открылся Седьмой вселенский собор, в работе которого, по различным оценкам, приняли участие 350-368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвёртом заседании - по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона. На соборе были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат о иконопочитании:

…подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней.

(Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора)

После собора императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

4.2 2-й период иконоборчества

Восстановленное на Седьмом Вселенском соборе иконопочитание сохранялось в империи в период правления Константина VI и Ирины. Занявший в 802 году престол император Никифор I также придерживался иконопочитания и при этом терпимо относился к иконоборцами и павликианам, что вызывало недовольство православной партии и особенно монахов. Только лишь в короткое царствование императора Михаила I (811-813 годы), находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (и павликиане) стали подвергаться гонениям. В 813 году Михаил был низвергнут солдатами. Недовольные поражением в войне с болгарами солдаты, всё еще разделявшие идеи иконоборчества, ворвались к гробнице Константина Копронима и вскрыли её со словами «Восстань и помоги гибнущему государству!». Михаила заставили отречься от престола и уйти в монастырь, на его место возвели энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813-820 годы). Этот восточный по происхождению император снова стал на сторону иконоборчества.

Лев V после своего восшествия на престол поручил тогда еще простому монаху Иоанну Грамматику (будущий патриарх Иоанн VII) сделать подборку библейских и святоотеческих текстов против почитания икон. В декабре 814 года состоялся диспут иконопочитателей (возглавляли патриарх Никифор и Феодор Студит) и иконоборцев (Иоанн Грамматик, Антоний Силлейский). Резонансом дискуссии стала забрасывание солдатами образа Христа на медных воротах дворца (Халкопратия) и 6 января 815 года император Лев, идя к причастию, впервые не поклонился образу и велел его снять под предлогом защиты от осквернения. Реакцией на это стали письма Феодора Студита римскому папе и ночной поместный собор 70-ти епископов, проведённый патриархом Никифором, а также написанное им «Защитительное слово ко Вселенской церкви относительно нового раздора по поводу честных икон».

Император потребовал от патриарха отчёта о церковном имуществе, принял на него ряд жалоб и потребовал его явки на суд перед несколькими епископами и клириками. Никифор, не желая находиться перед судом простых епископов, отказался и 20 марта 815 года сложил с себя сан и удалился в монастырь. Новым константинопольским патриархом был избран иконоборец Феодот, родственник Константина Копронима, начальник лейбгвардии и, согласно Георгию Монаху, был совершенно необразован и «безгласней рыб». В 815 году императором в храме Святой Софии был созван собор (2-й иконоборческий), отменивший постановления Седьмого Вселенского собора и восстановивший определения собора 754 года, но не признавший за ним статус вселенского. Также собор 815 года уже не называет иконы идолами и разрешает помещать их в храмах на высоких местах в качестве назидания для неграмотных, но без возможности возжигания перед ними свечей и лампад. На соборе опозиционные иконоборцам иерархи были анафематствованы и отправлены в ссылки. После собора 815 года в империи возобновилось уничтожение икон, преследование монахов и их эмиграция на Восток и в Италию.

Преемник Льва, Михаил II Косноязычный (Аморейский) проводил своеобразную политику терпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем, потерпевшим за иконопочитание (в том числе патриарху Никифору и Феодору Студиту). Михаил издал постановление: "…мы и настаиваем: глубокое молчание да будет об иконах. И потому пусть никто не смеет поднимать речь об иконах (в ту или другую сторону), но да будет совершенно устранен и удален и собор Константина (754 г.), и Тарасия (787 г.), и ныне бывший при Льве (815 г.) по этим вопросам".

Несмотря на такую политику терпимости, император поставил патриархом известного иконоборца Антония, епископа Силлейского. Историк Карташёв пишет, что Михаил, по его собственному признанию, «как солдат, всю жизнь не поклонялся ни одной иконе».

Иконоборческие настроения Михаила видны в его послании, направленном на Запад к Людовику Благочестивому: «Прежде всего они изгнали из церквей святой крест и вместо него повесили иконы и пред ними лампады. Пред ними они воскуряют ладан и вообще оказывают им такое же уважение, как и кресту, на котором распят Христос. Они поют пред ними псалмы, поклоняются им и ожидают именно от икон себе помощи». Однако факты о преследовании иконопочитателей в период правления Михаила отсутствуют, но косвенным подтверждением притеснений может служить восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия. Из известных лиц гонениям был подвергнут только пресвитер Мефодий, будущий константинопольский патриарх. Постановление Михаила II оставалось в силе, а при его преемнике, императоре Феофиле (829-842), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей.

"И замыслил тиран изничтожить всех, кто рисовал божественные лики, и вот те, кто предпочли жизнь, должны были плюнуть на икону, словно на какую рухлядь, сбросить на пол святое изображение, топтать его ногами и таким образом обрести спасение." (Продолжатель Феофана. «Жизнеописания византийских царей»)

По мнению ряда исследователей, царствование Феофила было самым суровым временем второго периода иконоборчества. Против иконопочитателей в 832 году был издан жестокий указ, исполнение которого взял на себя патриарх Иоанн Грамматик, прозванный в народе Леканомантом (волшебником): монастыри закрывались, монахи подвергались преследованиям и тюремному заключению. При этом ряд историков отмечает, что к суровым наказаниям император прибегал лишь в исключительных случаях.

Для второго периода иконоборчества характерно проявление участия в защите иконопочитания предстоятелей восточных православных церквей. Известно послание в защиту икон за подписями трёх восточных патриархов XI века - Христофора Александрийского, Иова Антиохийского и Василия Иерусалимского. В целом, как отмечает Ф. И. Успенский, во время второго периода иконоборчества «…интерес к иконоборческим идеям начал повсеместно ослабевать. Движение было идейно исчерпанным».

Встреча императрицы Феодоры с иконописцами, пострадавшими в период иконоборчества.

4.2.1 «Торжество Православия»

После смерти императора Феофила регентом за малолетством императора Михаила III стала его жена Феодоры, воспитанная в традиции иконопочитания. Она при поддержке других лиц из числа сановников (между ними был и Мануил, дядя императрицы, действовавший вероятно, из политических соображений) и духовенства приняла решение о восстановлении иконопочитания в империи. Был свергнут патриарх-иконоборец Иоанн VII Грамматик и на его место возведен защитник иконопочитания Мефодий, подвергшийся преследованию при Феофиле.

На Константинопольском соборе 843 года был зачитан и одобрен томос текст которого не сохранился, но из других источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле. По просьбе Феодоры анафеме не был подвергнут её супруг Феофил.

После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным - 19 февраля). В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».

4.3 Период реакции

После Константинопольского собора в империи начался период реакции, начались преследования людей, отрицающих иконопочитание. В Константинополь были торжественно перенесены останки знаменитых исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру и умерших в изгнании. На встречу останков вышла Феодора с сыном и весь двор, неся в руках свечи. Пешком они шли вслед за мощами до церкви Двенадцати апостолов. Была осквернена могила императора Константина V, без всякого уважения к императорскому сану его останки были выброшены на улицу, а из мраморного саркофага, распилив на тонкие плитки, сделали облицовку для одной из комнат императорского дворца. В знак победы иконопочитания на монетах и печатях после 843 года вновь появляется изображение Христа.

Диль сообщает, что императрица Феодора мечтала о славе истребления еретиков, и по её приказанию павликианам было предложено на выбор: обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в местность Малой Азии, населённую ими, были направлены с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука. От рук императорских инквизиторов под пытками погибло около ста тысяч человек: «одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих - морской пучине. Около десяти мириадов составляло число загубленных, их имущество было отправлено и доставлено в царскую казну».

Ф.И. Успенский отмечает, что период реакции характеризуется не только восстановлением почитания икон и вообще церковной реакцией, но и также отменой многих других нововведений, которые рассматривались как результат иконоборческой системы правления. Так многие законы, изданные императорами-иконоборцами, были признаны в X веке негодными и отменены.

Храм, характерный для эпохи иконоборчества.

5.Искусство периода иконоборчества

Иконоборцы уничтожили значительный пласт изобразительного искусства Византии предыдущих веков. Образы заменялись неизобразительным искусством на растительно-зооморфную тематику.

Так, евангельский цикл во Влахернской церкви был уничтожен и заменен цветами, деревьям и птицам. Современники говорили, что он «превращен в овощной склад и птичник». В Святой Софии роскошные мозаики были заменены простыми крестами. Единственными мозаиками, пережившими период иконобочества, являются мозаики базилики Святого Димитрия в Салониках.

Основной тематикой изображений стали пасторали. Император Феофил украшал здания подобными орнаментально-буколическими изображениями в большом количестве. «Увлечение буколикой приобретало весьма специфические, романтическо-чувственные формы, явно связанные с общей реформационной программой иконоборчества». Феофил строил павильоны-храмы, которые носили названия типа Жемчужный триклиний, Опочивальня гармонии, Храм любви, Храм дружбы и прочие.

Произошел подъём и

светской живописи, которая возвратила себе традиции прежней римской имперской тематики: портреты императоров, сцены охоты и цирковых представлений, спортивной борьбы, скачек - поскольку запрет на изображение человеческих образов касался только сакральной тематики. Известно, что император Константин V приказал на стенах одного из храмов заменить композиции со сценами шести Вселенских соборов на изображение своего любимого возницы. В декоративных приемах заметно точное соблюдение иллюзорной перспективы, других достижений эллинистической языческой культуры.

Результатом иконоборчества стало исчезновение в восточной церкви скульптурных изображений святых или сцен Священной истории. После восстановления иконопочитания церковное искусство не вернулось к таким формам священных изображения, ряд исследователей видят в этом частичную победу иконоборцев над неумеренными иконопочитателями.

Главные памятники этого периода не сохранились, поскольку их планомерно уничтожили победившие иконопочитатели, покрывая мозаикой и фресками аскетичетические работы иконоборцев (например, мозаика апсиды храма Святой Софии в Салониках). Тем не менее, некоторое представление о них дают следующие работы:

Мозаики в мечети Омара в Иерусалиме (692 год), выполнены приглашенными из Константинополя мастерами

Мозаики во внутреннем дворике мечети Омейядов в Дамаске (711 год).

К искусству периода завершения иконоборчества относятся миниатюры Хлудовской псалтыри, в которых исследователи видят потенциал развития следующего стилевого периода.

Болгары, враги Византийской империи

Дата: 21.04.2013

Василий II выставил против болгарской конницы византийских катафрактариев, а вооруженных топорами русов - против славянских копейщиков.Армии Византийской империи и Болгарского царства имели много общего с точки зрения военного искусства, во всех других отношениях они являлись полной противоположностью друг друга. Так, например, дошедшие до настоящего времени богатое литературное наследие Византии и многочисленные документы содержат больше информации о византийской армии, чем о любом другом средневековом войске. Болгария же оставила чрезвычайно мало источников, на основании которых можно было бы составить описание вооруженных сил этой страны - в ней не было каких-либо гражданских институтов и развитой письменности. То немногое, что сегодня известно о ее армии, почерпнуто из письменных источников врагов Болгарии - византийцев.

Когда булгары прибыли на Дунай в VII веке, мужчины этого племени были преимущественно воинами. Сражавшиеся с ними византийцы отметили прекрасную подготовку тяжелых булгарских всадников, которые одинаково умело пользовались луками, копьями и мечами. Лошадь являлась у булгар священным животным -тот, кто плохо обращался со своим конем, мог быть предан смерти.Во время царствования Симеона I основу армии по-прежнему составляла тяжелая конница, численность которой оценивается в 12 000-30 ООО всадников. Болгары были известны своим умением сражаться ночью («они видят в темноте как летучие мыши», - написал один хронист), а также свирепостью, с которой они бросались в преследование, как только противник начинал отступление. «Когда они обращают своих врагов в бегство, они не удовлетворяются как персы, византийцы и другие народы тем, что преследуют их разумное расстояние и грабят их лагерь, но вместо этого они не ослабевают напор до тех пор, пока враг не будет полностью уничтожен».Византийский хронист, известный как Псевдо-Симеон, описывает болгарскую конницу, как «бронированную железом» -по-видимому, имея в виду кольчужную или чешуйчатую броню - и отмечает, что всадники были вооружены мечами, копьями и луками, а также булавами.

Пехота войска Симеона состояла, вероятно, из славян, населявших земли к югу от Дуная. Она представляла собой легковооруженные войска, использовавшие круглые щиты, и основным оружием которых было копье. Однако ко времени правления царя Самуила процесс ассимиляции зашел настолько далеко, что между воинами болгарской армии практически отсутствовали какие-либо этнические различия.Болгарский метод ведения боевых действий имел две отличительные особенности. Важнейшей являлось умелое использование условий местности, особенно балканских горных перевалов. Болгары имели много опорных пунктов в горах и обладали большим опытом по передаче сигналов главным силам своей армии о приближении войск противника. Отряды основной армии болгар получали время для организации засад или чтобы отрезать противнику пути к отступлению. Каждый из этих методов боя много раз успешно использовался против византийских войск.

Другая особенность, о которой неоднократно упоминается в византийских источниках, заключалась в использова-нии конного резерва, кото-рый мог быть введен в бойв решающий момент. Эта конница неожиданно атаковала противника, даже когда тому уже удавалось прорваться через основные болгарские расположения. Использование этой тактики навело некоторых очевидцев на мысль, что болгары намеренно предпринимали ложное отступление, чтобы затем опрокинуть противника внезапной атакой конницы. Хотя существуют большие сомнения по поводу того, что болгарские войска обладали настолько высокой дисциплиной, чтобы иметь возможность использовать такую тактику, необходимо признать, что конный резерв являлся важной составной частью армии и постоянно ждал момента, когда можно будет неожиданно атаковать противника.

Сегодня мало известно о структуре командования болгарской армии. Источники сообщают о том, что во времена царя Самуила сам он возглавлял центр своей армии, а оба фланга находились под началом двух его ближайших приближенных. При Беласице болгарская армия предположительно насчитывала 20 ООО человек, с учетом сильного резерва в ее тылу.
Византийская армия Василия II был одной из наиболее эффективных в Средние века. Основа ее мощи заключалась в организации войск, которая стала результатом длительного процесса, начатого в VII веке, когда император Ираклий разделил территорию империи в Анатолии на военные провинции, или фемы. Каждая из них должна была предоставлять ему во время войны определенное количество обученных и вооруженных воинов.

Со временем эта система бьиа распространена и на другие области империи, чтобы укрепить защиту восточных границ Византии от вторжений мусульман. Система формирования провинциальных корпусов стала также использоваться на западных границах империи, и к концу IX века она уже бьиа, скорее всего, универсальной. К моменту смерти Василия II в 1025 году вся Византийская империя, за исключением земель вокруг самого Константинополя, была разделена на фемы. Эти округа по четыре объединялись под властью наместника или стратига, который в то же время являлся и командующим расположенными в них войсками провинции. В некоторых приграничных районах командование войсками возлагалось на особых военачальников - дук, которые возглавляли размещенные в них корпуса (сформированные не только из местных войск).Провинциальные корпуса составлялись как из профессиональных солдат, так и из местных крестьян-ополченцев, которые за военную службу получали от государства небольшие земельные наделы. И земля, и обязанность нести службу передавались по наследству от отца к сыну. Тем не менее, и профессионалы, и ополченцы получали жалование. В то время основу армии составляли войска восточных фем, а элитными являлись войска Анатолийской фемы.

Константинополь и его окрестности не входили ни в одну из фем. Для обороны столицы в ней - или достаточно близко от нее, как правило, во Фракии и Вифинии, - находилась главная полевая армия. Эти полки формировали элитные войска империи - тагмату. Кавалерия присоединялась к императору во время военных походов или маневров, чтобы защитить столицу, когда она оказывалась под угрозой, и действовала вместе с пехотой, которая обычно образовывала гарнизон города. Эти войска действовали в первых рядах византийской армии, сражавшейся с арабами и болгарами в IX и X веках. Тагмата состояла из профессиональных солдат - наемников, часто иностранных, служивших в армии длительное время. Отряды тагматы также размещались в провинциях, где они находились под командованием своих офицеров, а не местных дук или стратигов. Начиная с царствования Василия II, для XI века были характерны увеличение подразделений тагматы, непосредственно подчиненных центральной власти, и соответственно уменьшение количества провинциальных контингентов.Тагмата состояла в основном из конницы, и лучшие войска в фемах также были конными. Византийские всадники, часто имевшие тяжелую броню, назывались катафрактариями, причем их лошади также имели броню. Византийская конница использовала различные виды вооружения, в том числе два вида мечей, а также в ее составе были специально обученные лучники. Для ближнего боя всадники предпочитали булаву, некоторые из вариантов которой были настолько эффективны, что ими, по-видимому, можно было пробить череп лошади противника.

В Византии существовал еще один вид войск - личная гвардия императора. Эти части, как правило, сильно отличались от всех других подразделений византийской армии. Император нуждался в элитных воинах, которые были бы безоговорочно ему преданы, и на которых никак не влияли бы ни политика, ни семейные связи. Поэтому личная гвардия императора практически полностью состояла из иностранных наемников, то есть людей абсолютно равнодушных к деятельности любой из политических и религиозных группировок Византии. В нее входили македонцы, хазары, грузины и даже арабы, служившие в этих частях в VIII и IX веках. Самое известное подразделение императорской гвардии было сформировано Василием II из 6000 русских воинов, которых прислал ему князь Киевский Владимир, - оно стало известно как Варяжская гвардия.Слово « варяг», как полагают некоторые историки, происходит от древнегерманского wara (присяга, клятва) и подразумевает, что они действительно зарекомендовали себя как верные защитники нанимавших их императоров. Присутствие на поле боя этих вооруженных топорами воинов означало, что здесь находится сам император. Гвардия, состоявшая при Василии из варягов, и по качеству, и по сути принципиально отличалась от элитных подразделений, состоявших из иностранных наемников, при правивших ранее императорах.

Варяжский полк участвовал во всех кампаниях Василия II, начиная с гражданской войны, во время которой он и был собственно сформирован. При Хрисополе варяги захватили врасплох войска мятежников под командованием Калокира Дельфина, генерала Варды Фоки, пока те пировали. Многих они перебили, а остальных обратили в бегство. Через несколько недель варяги приняли участие в битве при Абидосе, в ходе которой войска Фоки были окончательно разгромлены, а сам он убит.В 990-е годы варяги участвовали в походах Василия против Фатимидов, а затем - в период между 1001 и 1018 годами - они сопровождали Василия II в кампаниях против царя Самуила в Греции и Македонии. О том, что в этих походах задействовалась гвардия, свидетельствуют письменные источники. Это подтверждается также большим количеством норвежского и русского вооружения XI века, обнаруженного археологами в Болгарии. Когда после сражения при Беласице Василий наконец в 1018 году захватил столицу Самуила, он разделил пленных на три группы: одну треть для себя, вторую -для византийских солдат, а третью - для варягов, что свидетельствовало о том, насколько высоко он их ценил.

В том же году лангобардский аристократ Мелус из Бари, поднявший мятеж против византийского господства на юге Италии, провел несколько сражений с императорской армией. При Каннах катепан Италии Василий Войоан, в армии которого были варяги, встретился с армией Мелуса, на стороне которого выступали наемники во главе с норманном Жильбером Буате. Вступившие в бой с варягами лангобарды были опрокинуты и разгромлены, а Жильбер и многие из его норманнов - убиты.В 1021 году Василий возглавил вторую экспедицию в Грузию, сообщая о которой, хронисты упоминают о жестокости русов, которым было приказано разорять сельскую местность и убивать местных жителей, а затем они приняли участие в последней решающей битве с грузинами и абасгианами.Платили варягам очень хорошо, и через некоторое время человек, желавший поступить в полк, должен был раскошелиться на довольно приличную сумму в золоте. Претендент на поступление в полк варягов, успешно проделавший долгий и опасный путь в Константинополь, имея при себе приличную сумму наличными, вероятно, должен был также пройти особый отбор, чтобы соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к новобранцам. Воины, потерпевшие неудачу при поступлении в гвардию, могли войти в другие наемные части.

Высокая плата за поступление в полк оправдывалась возможностями на пути к получению в будущем приличного состояния, поскольку выплачиваемое варягам жалование и дополнительные денежные поступления оказывались намного выше того, что получали в византийской армии. Все воины, поступившие на службу - в том числе и в отряды иностранных наемников, и в Варяжскую гвардию - вносились в особые свитки, составляемые особым ведомством императорского правительства. Их жалование в 30 или 40 номизм в месяц было намного больше того, что хороший ремесленник или солдат регулярной армии мог заработать за год.Номизма - монета, содержавшая в себе около пяти граммов чистого золота - сохраняла свое значение на протяжении веков. Она использовалась в качестве международной валюты и имела хождение в таких далеких регионах, как Скандинавия. Помимо жалования варяги имели множество других источников дохода - они грабили местное население и захватывали трофеи. Помимо обычных выплат при вступлении на трон нового императора гвардейцы традиционно получали право на «рейд» в его покои.

Один из варягов - Гаральд Гардрада -накопил настолько большое личное состояние, что по возвращении из Византии смог жениться на дочери великого князя Киевского Ярослава Мудрого. После этого он вернулся на родину в Норвегию и использовал свое удивительное богатство, чтобы профинансировать успешную борьбу за трон, а затем и вторжение в Англию.Упоминания об атлетическом телосложении, внешнем виде и воинственности варягов часто встречаются в византийских источниках. Живший в начале XII века хронист Скилица сообщает, что варяги носили пышные бороды, усы и длинные густые волосы. В одной из хроник середины XI века содержится описание воина варяжской гвардии: «Рядом с ними стояли иноземные наемники, тавроскифы - страшные и огромные. Воины были голубоглазые и имели естественный цвет лица... варяги бились как сумасшедшие, как будто пылая гневом... они не обращали внимания на свои раны...».Первые варяги, прибывшие на помощь Василию, имели собственное вооружение и снаряжение, однако вскоре Варяжская гвардия стала получать доспехи и оружие из императорских арсеналов, хотя по традиции они пользовались только личными мечами. Варяги также применяли обычноевооружение византийского воина - за тем исключением, что они предпочитали однолезвийные боевые топоры на длинной рукояти.

Историкам много известно о вооружении и организации византийской армии, но о том, как она воевала, как осуществлялась боевая подготовка и как византийцы использовали то или иное имевшееся у них оружие, сведений сохранилось мало. Варяги, например, имели щиты, но как они использовали их на поле боя, если их любимым оружием был огромный топор, который необходимо было держать обеими руками? Возможно, одни воины использовали топоры, в то время как другие прикрывали своих товарищей щитами? Известно, что викинги того времени, воевавшие в Западной Европе, использовали «стену щитов» в качестве основного боевого построения, но нет убедительных доказательств, что так же действовала и Варяжская гвардия.Подобная же ситуация сложилась и с информацией о коннице. Точно неизвестно, какая часть византийской конницы использовала луки, а какая -копья, не сохранилось сведений, как всадники маневрировали на поле боя. Возможно, они начинали со стрельбы из луков по противнику, а затем переходили в атаку. Не исключено, что сначала производилась массированная атака наподобие тех, которые осуществляли европейские рыцари, причем византийская конница могла использовать и более свободное построение.

О том, чем это событие 555-летней давности важно для современной России, рассказывает писатель Сергей Власов.

Чалма и тиара

Окажись мы в городе накануне турецкого штурма, мы застали бы защитников обречённого Константинополя за довольно странным занятием. Они до хрипоты обсуждали справедливость лозунга «Лучше чалма, чем папская тиара». Эту крылатую фразу, которую можно услышать и в современной России, впервые произнёс византиец Лука Нотарас, чьи полномочия в 1453 г. примерно соответствовали премьер-министру. Кроме того, был он адмиралом и византийским патриотом.

Как это иногда случается с патриотами, Нотарас украл из казны деньги, которые последний византийский император Константин XI выделил на ремонт оборонительных стен. Позднее, когда турецкий султан Мехмед II через эти самые так и не починенные стены вошёл в город, адмирал преподнёс золото ему. Он просил лишь одного: сохранить жизнь его большой семье. Султан деньги принял, а семью адмирала казнил у него на глазах. Последнему отрубили голову самому Нотарасу.

- Предпринимал ли Запад попытки помочь Византии?

Да. Обороной города командовал генуэзец Джованни Джустиниани Лонго. Его отряд, состоявший всего из 300 человек, был самой боеспособной частью оборонявшихся. Артиллерию возглавлял немец Иоганн Грант. Между прочим, византийцы могли заполучить на службу светило тогдашней артиллерии - венгерского инженера Урбана. Но на постройку его суперпушки в императорской казне не нашлось денег. Тогда, обидевшись, венгр пошёл к Мехмеду II. Пушка, стрелявшая каменными ядрами весом по 400 килограммов, была отлита и стала одной из причин падения Константинополя.

Ленивые ромеи

- Почему история Византии закончилась именно так?

- Виноваты в этом в первую очередь сами византийцы. Империя была страной, органически неспособной к модернизации. Например, рабство в Византии, которое пробовали ограничивать со времён первого христианского императора Константина Великого в IV веке, полностью отменили только в XIII. Сделали это западные варвары-крестоносцы, захватившие город в 1204 г.

Многие государственные должности в империи занимали иностранцы, они же прибрали к рукам и торговлю. Причина, конечно, была не в том, что злокозненный католический Запад планомерно разрушал экономику православной Византии.

Один из самых знаменитых императоров, Алексей Комнин, в начале своей карьеры пробовал назначать соотечественников на ответственные государственные посты. Но дела не шли: привыкшие сибаритствовать ромеи редко просыпались раньше 9 утра, за дела принимались ближе к полудню... Зато шустрые итальянцы, которых вскоре стал нанимать император, начинали рабочий день с рассветом.

- Но от этого империя не становилась менее великой.

- Величие империй часто обратно пропорционально счастью её подданных. Император Юстиниан решил восстановить Римскую империю от Гибралтара до Евфрата. Его полководцы (сам он ничего острее вилки в руки не брал) сражались в Италии, Испании, Африке... Один только Рим брали штурмом 5 раз! И что? После 30 лет славных войн и громких побед империя оказалась у разбитого корыта. Экономика была подорвана, казна опустела, лучшие граждане погибли. А отвоёванные территории всё равно пришлось оставить...

- Какие уроки может извлечь Россия из византийского опыта?

- Учёные называют 6 причин крушения величайшей империи:

Непомерно раздутый и коррумпированный чиновничий аппарат.

Разительное расслоение общества на бедных и богатых.

Невозможность для рядовых граждан добиться справедливости в суде.

Пренебрежение и недофинансирование армии и флота.

Равнодушное отношение столицы к кормящей её провинции.

Сращивание духовной и светской власти, их объединение в лице императора.

Насколько они соответствуют нынешним российским реалиям, пусть каждый решает для себя сам.

В первых веках нашей эры на территорию Европы двинулись дикие воинственные гунны. Двигаясь на запад, гунны привели в движение другие народы, кочевавшие по степям. Были среди них и предки болгар, которых средневековые хронисты называли бургарами.

Европейские хронисты, живописавшие о важнейших событиях своего времени, числили гуннов за злейших врагов. И неудивительно.

Гунны - зодчие новой Европы

Вождь гуннов Аттила нанес Западной Римской империи поражение, от которого она так и не смогла оправиться и вскоре прекратила свое существование. Явившись с востока, гунны прочно осели на берегах Дуная и дошли до сердца будущей Франции. В их войске покоряли Европу и другие народы, родственные и неродственные самим гуннам. Среди этих народов были кочевые племена, о которых одни хронисты писали, что они происходят из гуннов, а другие утверждали, что никакого отношения к гуннам эти кочевники не имеют. Как бы то ни было, в соседней с Римом Византии этих варваров держали за самых беспощадных и злейших врагов.

Первыми об этих ужасных варварах сообщил лангобардский историк Павел Диакон. По его словам, пособники гуннов убили короля лангобардов Агельмунда и увели в плен его дочь. Собственно, убийство короля и было затеяно ради похищения несчастной девушки. Наследник короля надеялся встретиться с противником в честном бою, но куда там! Едва увидев войско молодого короля, противник развернул коней и бежал. Королевское войско не смогло бы состязаться с варварами, воспитанными в седле с малолетства... За этим печальным событием последовало множество других. А после падения державы Аттилы кочевники осели на берегах Черного моря. И если мощь Рима подорвало нашествие Аттилы, то мощь Византии день за днем подрывали подлые набеги его «приспешников».

Причем сначала отношения между Византией и болгарскими вождями были замечательными. Хитрые политики Византии думали в борьбе с одними кочевниками использовать других кочевников. Когда обострились отношения с готами, Византия заключила союз с вождями болгар. Однако готы оказались куда лучшими воинами. В первом же сражении они наголову разбили византийских защитников, а во втором бою погиб и вождь болгар Бузан. Очевидно, полная неспособность «своих» варваров противостоять «чужим» варварам возмутила византийцев, и болгары не получили каких-то обещанных даров или привилегий. Но буквально сразу после поражения от готов они и сами стали врагами Византии. Византийским императорам даже пришлось строить стену, которая должна была защитить империю от набегов варваров. Эта стана протянулась от Силимврии до Деркоса, то есть от Мраморного моря до Черного, и не зря получила наименование «долгой», то есть длинной.

Но и «долгая стена» не была для болгар помехой. Болгары прочно обосновались на берегах Дуная, откуда им было очень удобно совершать набеги на Константинополь. Несколько раз они наголову разбивали византийские войска и захватывали в плен византийских полководцев. Правда, византийцы плохо разбирались в этнической принадлежности своих врагов. Варваров, с которыми они то заключали союз, то вступали в смертельную схватку, они называли гуннами. Но это были болгары. А если еще точнее - кутригуры.

Утигуры и кутригуры

Хронисты, писавшие о народе, который современные историки идентифицируют как протоболгар, не отличали его от гуннов. Для византийцев все, кто воевал вместе с гуннами или даже заселил земли, оставленные гуннами, сами становились гуннами. Путаницу вносило и то, что болгары разделились на две ветви. Одна сосредоточилась по берегам Дуная, где потом возникло Болгарское царство, и в Северном Причерноморье, а другая кочевала в степях от Азовского моря до Кавказа, и в Поволжье. Современные историки считают, что в состав протоболгар входило на самом деле несколько родственных народов - савиры, оногуры, уфы. Сирийские хронисты того времени были эрудированнее европейских. Они отлично знали, какие народы кочуют в степях за Дербентскими воротами, где прошла армия гуннов, оногуры, угры, савиры, бургары, кутригуры, авары, хазары, а также куласы, баграсики и абели, о которых в наши дни не известно ничего.

К VI веку протоболгар перестали путать с гуннами. Готский историк Иордан называет этих болгар племенем, посланным «за грехи наши». А Прокопий Кесарийский рассказывает о расколе в среде протоболгар такую легенду. У одного из гуннских вождей, осевших в стране Евлисия, что в причерноморских степях, были два сына - Утигур и Ку-тригур. После смерти правителя они разделили земли отца между собой. Подвластные Утигуру племена стали именовать себя утигурами, а подвластные Кутригуру - кутригурами. Прокопий считал и тех и других гуннами. У них были одна культура, одни обычаи, один язык. Кутригуры откочевали на запад и стали головной болью Константинополя. А готы, тетракситы и утигуры заняли земли восточнее Дона. Произошло это разделение, скорее всего, в конце V начале VI столетия.

В середине VI века кутригуры заключили военный союз с гепидами и напали на Византию. Войско кутригуров в Паннонии насчитывало около 12 тысяч человек, и во главе его стоял отважный и умелый командир Хиниалон. Кутригуры стали захватывать византийские земли, так что императору Юстиниану тоже пришлось искать союзников. Его выбор пал на ближайших сородичей кутригуров - утигуров. Юстиниану удалось убедить утигуров, что кутригуры ведут себя не по-родственному: захватывая богатую добычу, они не желают делиться со своими соплеменниками. Утигуры поддались на обман и заключили союз с императором. Они внезапно напали на кутригуров и разорили их земли в Причерноморье. Кутригуры собрали новое войско и попробовали оказать собратьям сопротивление, однако их было слишком мало, основные военные силы находились в далекой Паннонии. Утригуры разбили противника, захватили в плен женщин и детей и увели их в рабство. Юстиниан не преминул сообщить дурную весть предводителю кутригуров Хиниалону. Совет императора был прост: уходите из Паннонии и возвращайтесь домой. Более того, он обещал устроить кутригуров, лишившихся крова, если те будут впредь защищать границы его империи. Так кутригуры поселились во Фракии. Это очень не понравилось утигурам, которые тут же снарядили в Константинополь послов и стали выторговывать себе привилегии такие же, как у кутригуров. Это было тем более актуально, поскольку кутригуры то и дело совершали набеги на Византию уже с территории самой Византии! Отправленные в военные походы с византийским войском, они тут же начинали нападать на тех, кто эти походы организовал. И императору приходилось снова и снова использовать лучшее средство против непослушных кутригуров - их сородичей и врагов утигуров.

Наследие Великой Булгарии

На исходе столетия кутригуры предпочли византийскому императору Аварский каганат, в состав которого они вошли. А затем в 632 году булгарскому хану Кубрату, кутригуру по происхождению, удалось объединить соплеменников в государство, получившее название Великая Булгария. В это государство вошли не только кутригуры, но и утигуры, оногуры и прочие родственные народы. Земли Великой Булгарии простирались по южным степям от Дона до Кавказа. Но просуществовала Великая Булгария недолго. После смерти хана Кубрата земли Великой Булгарии достались пятерым его сыновьям, которые не желали делить власть друг с другом. Этим воспользовались соседи-хазары, и в 671 году Великая Булгария прекратила свое существование.

Однако от пяти детей Кубрата взяли начало народы, упомянутые в русских летописях. От Батбаяна пошли так называемые черные болгары, с которыми приходилось воевать Византии и против которых ходил походами легендарный князь Игорь. Котраг, осевший на Волге и Каме, основал Волжскую Булгарию. От этих волжских племен позже образовались такие народы, как татары и чуваши. Кубер ушел в Паннонию, а оттуда в Македонию. Его соплеменники слились с местным славянским населением и ассимилировались. Альцек увел свое племя в Италию, где обосновался на землях принявших его народ лангобардов. Но более известен средний сын хана Кубрата -Аспарух. Он обосновался на Дунае и в 650 году создал Болгарское царство. Здесь уже жили славяне и фракийцы. Они смешались с соплеменниками Аспаруха. Так возник новый народ - болгары. И на земле не осталось более ни утигуров, ни кутригуров.. .

Михаил Ромашко