Болезни Военный билет Призыв

При выполнении тестового задания не следует. Базовые требования к тестовым заданиям. Применение знаний по образцу

Кроме указанных выше основных свойств тестов имеются правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, – нежелательно).

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения.

Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, а оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.

Задание теста должно проверять конкретное знание , умение или конкретные навыки испытуемых.

Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5–20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.

Не использовать в заданиях "нестрогие" слова типа "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда", "большой", "небольшой", "малый", "много", "меньше", "больше" и грамматические обороты типа "Почему не может не…", "Правда ли, что …", "Возможно ли…" и др.

Ответы должны содержать не более 2–3 ключевых слов по условию вопроса.

Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.

Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ .

Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.

Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.

В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не раcсчитано на их знание .

В каждом задании закрытой формы количество дистракторов (вариантов ответов) должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия – примерно в 2 раза больше.

Условие задания не должно никогда (ни для одного дистрактора) принимать неопределенное значение .

Все дистракторы должны быть подобраны умело.

Ни один дистрактор не становится правильным ответом при изменении допустимых условий задания.

Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.

Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.

Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, дистрактора (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задавать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).

Задание не должно предполагать знаний, выходящих за пределы учебного материала, программы, образовательного стандарта (особняком стоит очень редко используемое олимпиадное тестирование).

Ни один тестируемый не должен получать преимущество перед другим на всем промежутке тестирования.

Количество тестовых заданий в тесте ( длина теста) должно составить 30–40 для естественнонаучных дисциплин и примерно в два раза больше – для гуманитарных дисциплин. Впрочем, эта величина зависит от того, какова цель тестирования. Тест, состоящий из меньшего количества заданий можно вполне использовать как обучающий, мотивационный. Автор часто использует экспресс-тестирование на таких тестах при защите лабораторных работ .

Спецификация (описание атрибутов теста – предмет, время разработки, автор и др.) к тесту должна содержать всю информацию, необходимую для проведения тестирования.

Нельзя предусматривать в тестовых заданиях необходимость проведения развернутых выкладок.

Тест должен быть разработан преподавателем-методистом. Желательно, чтобы тест составила экспертная группа тестологов-предметников, которая и проводит предварительную оценку теста.

Количество заданий в базе данных тестовых заданий должно быть примерно в 10 раз больше усредненной длины теста (т.е. от 200-300 заданий).

Большинство заданий в тесте – закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.

Необходимо избегать ненужного дублирования проверяемых знаний, умений и навыков, а также предусмотреть все необходимые.

При формировании тестов полезно проводить предварительное тестирование с целью определения уровня знаний.

  • правильность;
  • репрезентативность;
  • соответствие современному состоянию науки и методики;
  • сбалансированность содержания теста;
  • тематическая направленность;
  • вариативность содержания;
  • доступность;
  • соответствие уровня трудности содержанию цели тестирования.
  • Будучи в поиске работы, я выполнил тестовое задание по запросу одной компании-работодателя, - рассказывает копирайтер Денис Борисов. - Руководство показалось мне адекватным, да и задача была не особенно сложной - написать два поста с афишами мероприятий компании для её сообществ в соцсетях "Вконтакте" и "Фейсбук". Меня сразу должно было насторожить, что мероприятия, которые я описывал, не состоялись ранее, а только планировались. Второй момент, на который мне стоило обратить внимание, - всё общение мы вели только по почте, у меня не было даже номера телефона потенциального работодателя (он откликнулся на моё объявление о поиске работы в Интернете).

    Дмитрий Борисов написал для этой компании два анонса, потом ещё несколько - все они появились в группах компании в соцсетях. Потенциальный руководитель спросил его, сколько он хочет получить за свою работу, он назвал сумму в полторы тысячи рублей.

    После этого руководитель сообщил, что сейчас на работе аврал, но когда они разберутся со своими делами, сразу же вышлют гонорар. И исчез. Пост в соцсети - это, конечно, мелочь, но каково тем, у кого крадут серьёзные аналитические статьи или планы развития отдела или компании, например? В итоге я всё-таки смог найти работу в качестве редактора рубрики на информационном портале о безопасности, но всем соискателям советую быть начеку при выполнении тестовых заданий, - заключает Денис Борисов.

    Итак, учимся распознавать намерения работодателей по тестовому заданию.

    Мы не берём на рассмотрение случаи откровенного мошенничества, когда соискателя просят перевести определенную сумму якобы для отправки договора на подписание или для оплаты работы курьера, который доставит тестовое задание прямо к порогу вашей квартиры. Тут рецепт простой - если у вас под каким-либо предлогом просят деньги, значит связываться с таким "работодателем" не нужно.

    А вот с выполнением тестового задания того или иного объёма всё немного сложнее. Большинство работодателей проверяют ваши способности без злого умысла. По словам Марины Хадиной, руководителя карьерного направления HeadHunter, так происходит в 99% случаев. Прежде чем начать подозревать компанию в недобросовестности, нужно понять, что предоставить свои интересные идеи - ещё не значит их реализовать, а это вы сможете сделать уже будучи трудоустроенным на желаемую вакансию.

    Однако вероятность попасть в оставшийся 1% заставляет ищущих работу изрядно понервничать. Особенно трудно тем, кто уже попался в эту ловушку однажды и теперь опасается любых тестовых заданий, даже самых небольших. Негативный сценарий, как правило, один и тот же, вне зависимости от сферы. Кандидата могут попросить написать пять (тут у кого на что наглости хватит) текстов на заданную тему при попытке трудоустроиться на позицию копирайтера или редактора сайта. После выполнения задания в приеме на работу отказывают, а спустя время вы видите свои труды на сайте компании без указания авторства. О компенсации, конечно, речи не идёт. Также соискателя могут попросить: написать сценарий передачи, нарисовать несколько вариантов логотипа, разработать макет сайта или концепцию развития отдела или компании.

    Распознать неэтичного работодателя можно по следующим признакам: он предлагает вам представить законченный продукт "от" и "до", ставит в очень конкретные рамки и много раз просит доработать задание, делая его всё сложнее, - говорит Ирина Святицкая, руководитель сайта Career.ru.

    А по словам Елизаветы Надеева, менеджера по работе с клиентами Coleman Services, кроме вышеуказанного, вас должны смутить предложения решить кейсы с очень подробными условиями и цифрами, требующие больших временных затрат для проведения аналитической работы и подготовки презентации/предложения. Также недобросовестные работодатели могут попросить соискателей предоставить развёрнутое решение кейса (диск с презентацией, расчеты, детальный план и т.д.). Если речь идет о переводе статьи, то обратите внимание на объём текста - он не должен быть слишком большим и должен носить общий характер или быть неактуальным.

    Чтобы было проще разобрться, что есть норма в тестировании кандидатов, Елизавета Слученкова, старший специалист по подбору персонала Kelly Services, напоминает:

    • Всегда есть возможность использовать для оценки уровня специалиста уже опубликованные материалы, если у него имеется опыт работы. Например, при устройстве в ИТ-компанию готовые коды и созданные сайты будут достаточным показателем вашей квалификации.
    • Хороший работодатель постарается дать задание "здесь и сейчас". "Домашнее задание" часто выполняется с чьей-то помощью или списывается из Интернета, поэтому проверять навыки кандидата лучше всего в режиме реального времени. Проверка кандидата в таком случае должна заключаться в решении какой-то практической ситуации, а не состоять из академических вопросов.
    • Иногда работодатели в качестве тестовой задачи могут предложить реальную рабочую ситуацию (не с целью использовать ваши знания, а просто чтобы ничего не выдумывать). Но тогда соискатель должен не решать задачу "от и до", а только смоделировать ситуацию, составить план, определить количество времени, необходимого для решения этого вопроса. Сам подход к работе, её организация - это тоже показатель вашей квалификации.
    • От соискателей на руководящие должности может потребоваться составить график, презентацию. Например, кандидату на должность коммерческого директора могут предложить наметить план продаж. Вы можете создать этот план, но комментарий к нему должен быть устным, чтобы ваши идеи никак не использовались. Презентация и графики должны послужить лишь иллюстрацией к вашим знаниям.

    Если то, как именно вы должны выполнить тестовое задание, заранее не прописано, Ирина Святицкая рекомендует перенести его в сознательно вымышленные условия - так вы сможете продемонстрировать творческий подход, но ваши идеи будет невозможно применить в конкретной компании. Кроме того, делая тестовое задание, всегда прописывайте возможность дальнейшей проработки вашей идеи после найма. Другим словами, покажите ваш потенциал и готовность реализовать его на практике - тестовые задания существуют именно для этого.

    Устраиваясь на работу, необходимо заранее решить для себя, на что вы готовы ради заветного места.По мнению Елизаветы Слученковой,если человек находит "вакансию мечты" и понимает, что конкурс на неё будет серьезным, он должен настроиться тратить время на тестовые задания, на собеседование в несколько этапов - это неизбежно. В крупных компаниях типа Google этапы собеседования могут стать в итоге полезным опытом сами по себе, вне зависимости от результата.

    Да, риски есть, есть компании, которые пытаются за счёт кандидатов решить свои вопросы. Но можно с этим бороться, надо делиться опытом друг с другом в Интернете, - говорит Слученкова.

    Могу сказать, что во многих крупных компаниях тестирование является обязательным этапом прохождения собеседования. Однако следует помнить, что отказ от прохождения теста, неважно, по каким причинами, для работодателя может явиться причиной для отказа от дальнейшего рассмотрения кандидата, - предупреждает эксперт.

    1. При создании тестов для проверки остаточных знаний по соответствующей дисциплине или для проверки итоговых знаний обучающегося/студента на основании программы дисциплины определяется область содержания теста и цели тестирования .

    План теста (Приложение 1) для промежуточного контроля знаний должен охватывать знания, умения и навыки по одной или нескольким дидактическим единицам, для итоговой аттестации – по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с программой дисциплины, для проверки остаточных знаний по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с ГОСом по профессии/специальности.

    3. Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

    4. Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

    1. При разработке плана тестовых заданий по дисциплине делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий (но не менее 3-х) по каждому разделу дисциплины (по каждой дидактической единице) исходя из его важности и числа часов, отведенных на его изучение в программе.

    Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

    Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов по конкретной области знаний.

    Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений.

    Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

    При конструировании тестовых ситуаций можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

    Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

    Среднее время на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.

    1. Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов:

    Соответствие содержания тестовых заданий государственному образовательному стандарту по учебной дисциплине (базовая часть тестовых заданий –70%- 85%), а также включение дополнительных тестовых заданий (вариативная часть тестовых заданий – 15%-30%).

    Необходимо проводить подбор заданий, комплексно отображающих основные темы учебной дисциплины.

    Тестовые задания по конкретной учебной дисциплине должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний студентов. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.

    Необходимо соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам учебной дисциплины.

    Необходимо проверять соответствие содержания тестовых заданий знаниям, навыкам и умениям, оцениваемым у студентов.

    В каждом тестовом задании необходима определенность, логичность, отсутствие некорректных формулировок, выделение одного предмета измерения (ключевого понятия, термина, правила, определения и т.д.).

    1. Спецификация теста включает :

    Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание возможных сфер его применения.

    Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.), используемых при планировании содержания теста.

    Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте.

    Охват требований государственных образовательных стандартов по дисциплине.

    1. Рекомендации к формулировкам тестовых заданий

    Основными элементами тестового задания являются инструкция, задание (содержательная часть), ответы к заданию.

    Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).

    Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов.

    Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.

    Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.

    Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.

    В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.

    Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.

    1. Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

    Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов

    Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

    К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

    Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

    Задания закрытого типа

    1. Задания альтернативных ответов.

    К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

    Форма задания

    Текст задания (вопрос)

    Ответ

    Утверждение 1

    да

    нет

    Утверждение 2

    да

    нет

    Утверждение 3

    да

    нет

    ... ...

    Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

    Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

    2. Задания множественного выбора.

    Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

    1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

    2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов;

    3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;

    4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы;

    5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других;

    6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

    7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова;

    8. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий;

    10. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого;

    11. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу;

    12. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых;

    13. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный;

    14. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов;

    15. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;

    16. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;

    17. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.

    Форма предоставления заданий множественного выбора:

    Вопрос (утверждение):

    A. Вариант ответа 1

    B. Вариант ответа 2

    C. Вариант ответа 3

    Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (ие) варианту (ам) правильного (ых) ответа (ов).

    3. Задания на восстановление соответствия.

    К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:M (одному элементу первой группы соответствует М элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы, но не более чем в 1,5 раза. Максимально допустимое количество элементов во второй группе не должно превышать 10. Количество элементов в первой группе должно быть не менее двух.

    Форма представления заданий на восстановление соответствия:

    Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

    Вопрос:

    Варианты ответа:

    Столбец 1

    Столбец 2

    Ответ: А. 3. Б. 2. В. 5. Г. 1. Д. 4.

    Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

    4. Задания на восстановление последовательности

    Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

    Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

    Задание.

    Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

    Вопрос.

    Варианты ответа.

    1. А.

    2. B.

    3. С. ……. Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

    Преимущества заданий закрытого типа

    Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.

    Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.

    Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.

    Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.

    Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

    Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.

    Возможна машинная обработка ответов.

    Низкая вероятность угадывания правильных ответов.

    Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования

    Задания открытого типа

    Требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования задания. Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, необходимо поставить прочерк или многоточие. Отсутствующий элемент (правильный вывод) в задании открытой формы вводит тестируемый на месте прочерка и/или в специальном поле, хорошо видимом испытуемым.

    К ним относятся задания двух видов:

    1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

    Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

    Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

    Пример задания дополнения.

    Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

    Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это...

    Ответ: провайдер.

    2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

    Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

    Пример задания свободного изложения.

    Инструкция: Закончите предложение.

    Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это... ...

    Ответ: сетевой протокол.

    Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

    Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

    Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

    1) невозможность угадать ответ;

    2) краткость и однозначность ответов;

    3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

    4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

    5) простота формулировки вопроса;

    6) простота проверки.

    1. Критерии выставления оценки

    Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся/студент ответил на от 55 до 70% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся/студент получил от 71 до 85%. Оценка «отлично» ставится, если обучающийся/студент получил 86% и более.

    Основные типы химических реакций

    3.2, 3.3

    Периодическая система Д.И.Менеделеева и свойства химических элементов

    Химическая связь и строение вещества

    Химическая кинетика и катализ. Скорость реакций. Катализ. (Задача)

    2. 2.3

    Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия.

    2.1,

    Дисперсные системы. Общие свойства растворов. Энергетика растворения.

    А10

    Состав растворов. Массовая доля. Молярная концентрация.

    1.1,

    А11

    Растворы электролитов. Диссоциация кислот, оснований, солей.

    А12

    Кислотно-основные реакции. Гидролиз солей.

    Всего

    *Примечание. Виды тестовых заданий:

    1 - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

    2 - задания открытой формы, т. е. без указания ответов (дополнения и свободного изложения)

    3 - задания на установление соответствия

    4 - задания на установление правильной последовательности

    5 – задания альтернативных ответов


    9. В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

    10. Ни в тексте, ни в вариантах ответов не должно быть подсказок.

    11. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

    12. В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить такую последовательность, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.

    13. Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы.

    Базовые требования к тестовым заданиям

    1. Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.

    2. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

    3. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов.

    4. Тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений.

    5. В содержании тестового задания определяющий признак должен быть необходимым и достаточным.

    6. Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

    7. При конструировании тестовых ситуаций необходимо применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

    8. Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

    9. Среднее время заключения испытуемого на тестовое задание не должно превышать 2,5 минуты .

    Требования к содержательной части тестовых заданий

    1. Тестовое задание должно быть представлено в форме свернутого краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность заключения тестируемого на требование задания.

    2. Содержание задания должно быть выражено предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и двойных отрицаний.

    3. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.

    4. Задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время формирования заключения испытуемого со средним уровнем обученности составляет 2,5 минуты .

    5. В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.

    6. Длительность тестового испытания не должно превышать 1 академического часа.

    7. Количество тестовых заданий в одном варианте не должно превышать 18-20 тестовых и практических заданий.

    2.3. Формы тестовых заданий

    Тест представляет собой систему заданий, которые принято называть тестовыми заданиями . Тестовое задание направлено на проверку определенного элемента содержания и должно отвечать ряду требований.

    Структура тестового задания следующая:

    стандартная инструкция по выполнению задания;

    эталонный ответ и правила для оценки его выполнения. Некоторые ученые используют понятие предтестовое задание, под-

    черкивая, таким образом, разницу между заданием разработанным, но еще не апробированным, и заданием, прошедшим апробацию на репрезентативной выборке и подтвердившим свои запланированные качественные и количественные характеристики по результатам тестирования и статистической обработки. Поэтому тестовое задание в данном случае будет определяться следующим образом.

    Предтестовое задание называется тестовым, если апостериорные количественные оценки его характеристик удовлетворяют определенным критериям, нацеленным на проверку качества содержания, формы и выполнения системообразующих свойств заданий теста.

    Все разнообразие тестовых заданий, используемых в тестовом контроле (практике педагогических измерений), можно свести к четырем типам и их модификациям. В отечественной и зарубежной тестологии принято выделять следующие виды тестовых заданий (рис. 2):

    1) задания закрытой формы (с множественным выбором; задания с выбором одного правильного ответа);

    2) задания на установление соответствия ;

    3) задания на установление правильной последовательности ;

    4) задания на дополнение (открытые задания) ;

    5) задания свободного изложения .

    Методы обучения подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

    Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

    Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для учителя.

    Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя.

    Тестирование давно уже стало привычным событием в жизни учеников, учителей и родителей. С тестами приходится иметь дело всем участникам процесса образования. За последние годы издан целый ряд работ по тестологии, но, на мой взгляд, ощущается дефицит руководств практического характера, способных помочь учителю (математики в частности) ввести ученика в "искусство тестирования", а именно практически подготовить к тестированию

    в формате Единого государственного экзамена.

    Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).

    Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

    Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.

    Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель.

    По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями или бланк с заданиями, аппаратуру (калькулятор, ЭВМ), лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

    Любой тест обязательно должен пройти империческую проверку и иметь определенные и устойчивые значения параметров, характеризующих его качество. Кроме установленных оценок параметра трудности и параметра дифференцирующей способности, должны быть проведены исследования системообразующих свойств задания методами корреляционного факторного задания. Другими словами, любой тест должен пройти стандартизацию. Поэтому при разработке и составлении личных тестов, учителю правильнее и грамотнее назвать их “тестовыми заданиями”.

    Тестовое задание - это один из элементов диагностики.

    Требования, предъявляемые к УЧИТЕЛЮ при составлении тестовых заданий

    При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами:

    • каждое задание должно иметь свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания, выбранной стратегии тестирования.
    • необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.
    • тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
    • задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое .
    • варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
    • важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно” .
    • задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета.
    • вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки .
      • на выполнение одного задания теста должно уходит не более 1-2 минут.

    Тестовые задания должны проверять только знания, а не интеллект !

    ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

    Существуют различные формы тестовых заданий:

    1. ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ]

    Найти область определения функции .

    а)(6; ) ; б) (;6 ) ; в) (2; ) ; г)(-6;6); д) ( ;); е) нет ответа. (а)

    2. ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ]

    Сколько диагоналей у восьмиугольной усеченной пирамиды?

    Ответ:________

    3. ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС]

    Установите соответствие.

    Функция Производная
    1.y = cos 3x A. y` = 3cos 3x
    2.y = cos 2 x Б. y` = - 3 sin 3x
    3.y = 3 cos x B. y` = -3sin x
    Г. y `= -1,5cos x sin 3x
    Д. y `= -3cos 2 x sin x

    Ответы:1______, 2_____, 3_____.

    4.ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР]

    Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 11 кл)

    Укажите последовательность выполнения этапов для построения графика функции (с применением производной).

    1.Найти производную;

    2.Найти промежутки возрастания и убывания;

    3.Найти область определения;

    4.По результатам исследования составить таблицу;

    5.Найти стационарные точки;

    6.Построить график;

    7.Найти точки экстремума;

    8.Найти значения функции в точках экстремума.

    Ответ:__________________

    СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

    Тестовые задания могут быть различной степени сложности. В педагогической литературе описываются пять уровней усвоения знаний.

    Соответственно можно выделить пять группы тестовых заданий по уровню сложности:

    I и II уровни- начальные; они соответствуют первому (“фактическому “) уровню знаний, который заключается в накоплении “фонда знаний”, состоящего в основном из фактов. При решении учащиеся ограничиваются приведением единичных фактов, дают заученные характеристики терминов и явлений

    Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

    Какая из данных функций является показательной?

    А)y = sin Б)y = В)y = Г)y =

    III уровень -операционный; он заключается в умении осуществлять простейшие логические операции по готовому образцу и характеризуется образованием частносистемных ассоциаций и наличием связи между знаниями, усвоенными в пределах одной главы или одного раздела.

    Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

    Решите уравнение .

    А)5 Б)2 В)25 Г) другой ответ

    IV уровень - аналитико-синтетический; достигнув его, учащиеся проявляют умение обобщать, дифференцировать устойчивые знания, связывать ранее изученное с новыми знаниями, выделять главные идеи, основные положения темы, раздела, вскрывать разнообразные связи и проводить аналогии.

    Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

    Найдите сумму корней уравнения .

    А)-4,5 Б)5 В)4,5 Г) другой ответ

    V уровень -творческий; он требует переноса знаний в новые ситуации, создание нестандартных алгоритмов познавательных и практических действий.

    Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 11 кл)

    Какой из графиков на рисунке может быть графиком уравнения

    Ответ:__________________

    Выбор формы и степени сложности тестовых заданий зависит от времени проведения

    ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ.

    Существуют и определенные принципы составления ответов к тестовым заданиям.

    альтернативность (ответы противопоставлены друг другу).

    Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализ;10 кл)

    Решить уравнение

    а) ; б) ; в) нет решений;

    г) ; д) ;

    кумуляция (суммирование различных ответов);

    Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализ 11 кл)

    Как найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке?

    А) найти значения функции в точках экстремума;

    Б) найти значения функции в точках экстремума и в концах отрезка;

    В) найти значения функции в точках экстремума и в концах отрезка, выбрать из них наибольшее и наименьшее.

    сочетание (обратный порядок слов, употребляемый в вопросах)

    Например: (фрагмент тестового задания по геометрии 10 кл)

    Площадь боковой поверхности правильной пирамиды...

    А) произведение полусуммы периметров оснований на апофему - это...

    Б) произведение периметра основания на апофему - это...

    В) произведение суммы периметров оснований на апофему - это...

    Г) сумма периметра основания и апофемы - это...

    классификация

    Например: (фрагмент тестового задания по геометрии 11 кл)

    Призма, пирамида, конус-...

    А) геометрические фигуры;

    Б) геометрические тела.

    если более 5% учащихся выбирают неправильный ответ, то его следует заменить!

    МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

    Тест может включать тестовые задания различного типа. Рассмотрим методические особенности их составления:

    ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ] (с выбором ответов)- в них учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тестовому заданию.

    • в тексте задания должна быть устранена любая двусмысленность или неясность формулировок иначе удалить тестовое задание ;
    • основная часть задания формулируется предельно кратко. Не более 1 предложения;
    • задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;
    • в основную часть задания следует включать как можно больше слов утверждения, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов (наиболее важных );
    • желательно, чтобы все ответы к одному заданию были приблизительно одной длины;
    • из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью угадывания;
    • частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в любом тестовом задании должна быть приблизительно одинакова (либо номер места выбирается в случайном порядке) ;
    • основная часть задания должна быть освобождена от всего второстепенного материала для данной проблемы;
    • из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
    • в ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни один”, “никогда”, “всегда” и т.п.;
    • из числа ответов должны быть исключены те ответы, которые вытекают один из другого;
    • из числа тестовых должны быть исключены те задания, которые выясняют мнения учащегося по какому-либо вопросу;
    • задания печатаются заглавными буквами или выделяются ярким (жирным), привлекающим цветом (шрифтом), а текст ответов прописными буквами нейтральным цветом;

    При оформлении ЗЗФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

    Например:

    Обведи номер правильного ответа.

    Выбери один правильный ответ из четырех предложенных и обведи его.

    ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ] (задания с пропусками) - в них требуется от учащихся самостоятельной формулировки ответа.

    • сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов и записать ответ на него, представляющий некоторое высказывание той же длины 7-8 слов.
    • из полученного высказывания исключить ключевые слова или слово (не более 2-х) и на их месте поставить прочерк.
    • задание должно быть составлено так, что оно требовало четкого и однозначного ответа и не допускало двоякого толкования;
    • прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала (по возможности в конце высказывания);
    • все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать одинаковой длины;
    • в процессе разработки рекомендуется упрощать синтаксические конструкции, а также исключать повторы и двойные отрицания;

    При оформлении ЗОФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

    Например:

    Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения.

    Реши задачу и запиши ответ (Ответ______).

    ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС] (ассоциативные связи)- позволяют оценить знания фактов, терминологии, понятий в их взаимосвязи. Устанавливается соответствие между элементами двух множеств.

    • слева располагают исходное множество, а справа множество элементов, подлежащих выбору;
    • число элементов правого множества должно превышать число левого множества;
    • основная сложность при составлении - грамотный подбор правого множества.
    • оценка заданий - на усмотрение преподавателя.

    При оформлении ЗиС обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

    Например:

    Установите соответствие между колонками левой и правой части.

    ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР (на установление правильной последовательности)- учащемуся необходимо указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.

    • в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;
    • формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой;

    При оформлении ЗиР обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

    Например:

    Укажите последовательность действий.

    Список использованных источников

    1.Азевич А.И. итоговые аттестационные работы по алгебре в IX классе// Математика в школе. №2, 1999. С. 9-10.

    2.Мирошникова М.М.,Ожегов В.Б., Черкас Л.С. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ. М. 1990. С. 5- 9.

    3.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 1995 . С. 271

    4.Щаповал В.В., Митрофанов К.г., Саплина Е.В. Приемы и правила успешной сдачи экзаменов. АСТ.Астрель. М. 2004 .