Болезни Военный билет Призыв

Презентация по истории "советский тыл в годы войны". Презентация «Советский тыл в годы войны Детей войны приравняют

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны

Директива от 29 июня 1941 предусматривала: -введение трудовой повинности - оперативное регулирование работы предприятий и учреждений -переход железных дорог на военный график, обеспечивавший первоочередное и -быстрое передвижение военных эшелонов.

Эвакуированный Завод "767" - прессовый цех. Осень 1941г. эвакуация из прифронтовых районов промышленных предприятий осуществлялась в два этапа: - лето-осень 1941 - лето-осень 1942 г.

План эвакуации: В первую очередь вывозилась готовая продукция, неустановленное оборудование, сырье и основные материалы. Во вторую очередь - подлежащее установке технологическое оборудование на действующих предприятиях, энергооборудование и станки. В третью очередь эвакуировались транспортные средства, имущество и вспомогательные материалы.

В результате колоссальных усилий народа Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить коренную перестройку экономики на военный лад, в исключительно сложных условиях эвакуировать и пустить в ход огромные производственные мощности.

К осени 1941 г. враг захватил огромную территорию, которая давала 38% производства зерна и 84% сахара. с осени 1941 г. была введена карточная система распределения основных продуктов питания, позволившая в течение всей войны избежать случаев массового голода.

Победа русского народа в войне породила надежды у фермеров на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (в особенности в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) - на изменение государственной политики.

стремление подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум фронтам: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой - усиления борьбы с "вольнодумством" и укрепления тоталитарного режима.

Учитывая сложившееся положение, СНК СССР своим постановлением от 25 июня 1941 г возложил на войска НКВД задачу охраны тыла действующей Красной Армии. Для охраны тыла каждого фронта создавались управления войск НКВД. 26 июня 1941 г приказом НКВД СССР были назначены начальники войск охраны тыла фронтов. В число задач войск охраны тыла входило: наведение в войсковом тылу порядка, регулирование движения беженцев по дорогам, задержание дезертиров, выявление диверсантов и шпионов и борьба с ними, регулирование подвоза и эвакуации имущества и др.

На войска НКВД, охраняющие тыл действующей Красной Армии, возлагается: борьба с диверсантами, шпионами и бандитскими элементами в тылу фронта; ликвидация мелких отрядов и групп противника, приникающих или забрасываемых в тыл фронта (автоматчики, парашютисты, сигнальщики и т.п.), в особых случаях (по решению Военного совета фронта) охрана коммуникаций на определенных участках. “

В соответствии с постановлением от 20 апреля 1933 года СНК СССР № 775/146 «Об организации трудовых поселений ОГПУ» ГУЛАГ ОГПУ был реорганизован в Главное управление лагерей и трудовых поселений ОГПУ. Начальником ГУЛАГ и ТП Объединенного государственного политического управления был назначен М. Берман. Статистика показывает, что на 1 июня 1944 года только в системе исправительно-трудовых лагерей и колоний ГУЛАГа имелось 56 центральных и 69 республиканских, краевых и областных управлений и отделов лагерей и колоний.

За 1941-1944 годы из числа правовых граждан ГУЛАГа было мобилизовано и передано в Красную Армию 117000 солдат и офицеров, в том числе 93500 человек из военизированной охраны. В период с 1941 по 1944 годы из ГУЛАГа было освобождено 43000 польских и 10000 чехословацких граждан. За 1941-1944 годы в народное хозяйство поступило более 2000000 бывших осужденных.

Секретным Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 19 апреля 1943 г. были созданы Управление контрразведки «СМЕРШ» НКВМФ СССР и отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР.

Деятельность ГУКР СМЕРШ включала фильтрацию солдат, вернувшихся из плена, а также предварительную зачистку прифронтовой полосы от немецкой агентуры и антисоветских элементов (совместно с войсками НКВД по охране тыла действующей армии и территориальными органами НКВД). СМЕРШ принимал активное участие в розыске, задержании и ведении следствия по делам советских граждан, действовавших в антисоветских вооруженных группах, воевавших на стороне Германии, таких как Русская освободительная армия.

Деятельность ГУКР СМЕРШ характеризуется очевидными успехами в борьбе против иностранных разведок, по результативности СМЕРШ являлся самой эффективной спецслужбой во время Второй мировой войны.

Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: “Все для фронта, все для победы!” Страна “ковала победу” общими усилиями всего народа. Вместо ушедших на фронт к станкам встали их отцы и матери, жены и дети.

Инициатором создания народного ополчения явилась партийная организация Ленинграда. 30 июня 1941 г. в Ленинграде началось создание добровольческих дивизий, которые стали называться ополченческими. 2 июля приступили к организации народного ополчения парторганизации Москвы и Московской области.

Народное ополчение создавалось не только в прифронтовых областях и республиках, но и в глубоком тылу: во многих областях РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Карелии, коммунистические и рабочие полки - в Эстонии, Литве, Молдавии, в Латвии - отряды партийно-советского актива. Ополченческие подразделения формировались в республиках Закавказья. Против наступавших войск врага героически сражались также многие части народного ополчения из Киева, Одессы, Севастополя, Курска, Харькова, Мурманска и других городов.


Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Приложение 1 (Этапы урока)

Приложение 2 (Карточки)

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу.

Охарактеризовать перевод экономики на военный лад, показать вклад тружеников тыла, учёных, деятелей культуры в общее дело победы;

Продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы; развивать мировоззренческие убеждения учащихся, расширять их социальный опыт;

Создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма на примере тяжелейшего труда в тылу – труда наших родных и близких.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: учебник; копии документов, книга “Тобольск” автор Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П., книга “Летопись Тобольского района” автор Самоцлов В.А., карта “Великая Отечественная война”, мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа: сообщения о вкладе наших земляков, тружеников тыла города Тобольска и Тобольского района, в дело победы.

Новые понятия: эвакуация, местоблюститель.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Звучит один куплет песни “Священная война”).

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прошло почти 70 лет с начала той страшной войны, но не через 70 и даже через 170 лет мы не должны забывать о ней.

2. Повторение ранее изученного материала.

“Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, что оно повторится”, -

сказал Д.Сантаяна.(Слайд №1) И мы, ребята, всегда должны помнить о тех страшных годах и о тех, благодаря кому мы сейчас так живём. Вашему вниманию я предлагаю тест из 10 заданий с выбором ответа (работаем 7 минут).(Слайд № 2 - самопроверка)

3. Введение в тему урока. Целеполагание.

Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые расположены на доске. Что показано на картине? (ответы учащихся). Обратите внимание на таблицы (Слайд №3). Перед вами показатели производства вооружений в СССР в 1940 году и в 1944 году. Что вы можете сказать про эти цифры? Благодаря кому удалось добиться такого военного превосходства? (Ответы учащихся). Правильно ребята именно в тылу, трудом простых тружеников создавались эти самые танки и миномёты, самолёты и винтовки, хлеб и всё то, что без чего не может воевать ни одна армия в мире. О советском тылу в годы Великой Отечественной войны мы будем говорить сегодня на уроке. (Слайд №4 - тема) Война вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Все осознавали с врагом нужно сражаться любыми способами. Как ещё можно “ковать победу” в тылу? (Ответы учащихся). (Слайд №5 – цели и задачи урока)

4. Изучение нового материала:

Работа в парах. (учащимся раздаются отрывки из документов, книги ит.д.) Проанализировав предложенные факты и документы, дополнительную литературу, рассказать какую, роль в победе сыграли:

Эвакуация;

Церковь;

Художественная литература и культура;

После отчёта пар, заполнить таблицу (Слайд №6).

5. Физкультминутка (зарядка для глаз).

6. Закрепление изученного материала.

а) Каков вклад тружеников тыла в общее дело победы? К какому выводу вы пришли. (Слайд №7 – проверка правильности заполнения таблицы)

7. Первичный контроль.

Тест (5 заданий с выбором ответов - слайд № 8)

Домашнее задание (по выбору): - п. 31, вопросы №2, №4, №5;

Подготовить сообщение о каком-нибудь величайшем научном или техническом открытии, сделанном в это время и сыгравшем большую роль в разгроме врага (например сообщение о “Танк Т-34 – оружие победы”;

Написать сочинение “Вклад моей семьи в дело победы”.

Слайд 1

Советский тыл Экономика СССР 1941-1945гг
Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Предусматривался перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, увеличение выпуска оружия, боеприпасов, производства горючесмазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Советская экономика в годы войны прошла в своем развитии два этапа: первый - перестройка народного хозяйства на военный лад (июнь 1941 г. - осень 1942 г.), второй - рост военного хозяйства (осень 1942 г. - сентябрь 1945 г.).
Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.

Слайд 2

Советский тыл Рабочая сила
В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. - всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн. до 11,4 млн. человек. В годы войны оказалось в крайне сложном положении сельское хозяйство. В 1941-1942 гг. были потеряны важнейшие сельскохозяйственные районы. На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До минимума были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе.
На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. Наиболее тяжелым оказался 1943 г. Засуха поразила основные сельскохозяйственные районы. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1943 г. 37% от уровня довоенного 1940 г. Резко снизилась урожайность зерновых. Перелом наступил только в 1944 г.

Слайд 3

Советский тыл Сельское хозяйство
Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось его материально - техническое снабжение,остро ощущалась нехватка рабочей силы. К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений.
Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.

Слайд 4

Советский тыл Работники науки и культуры
На нужды фронта, в интересах победы трудились работники науки и культуры. Наука сосредоточилась на разработке военно-технических проблем, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны. В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В.Курчатова. Советские танки Т-34, KB превзошли лучшие немецкие образцы. В «борьбу умов» внесли вклад авиаконструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 - «летающий танк»), А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, В.М. Мясищев, создатели авиамоторов А.Д.Швецов, В.Я.Климов, А.А.Микулин и др.
Большую помощь бойцам оказали медики, в частности, главный хирург Красной Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко, с 65 до 25%, снизить смертность среди раненых.
Н.Н.Бурденко

Слайд 5

Советский тыл Техника в годы войны
Экономика перестраивалась в условиях, когда враг быстро продвигался в глубь страны, а советские вооруженные силы несли огромные людские и материальные потери. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов - 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - всего около 12,8 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 2,24 млн. Без восполнения таких потерь, причем в кратчайшие сроки, вооруженная борьба с агрессором стала бы просто невозможной.

Слайд 6


В крупнейший станкостроительный центр превратился Челябинск, где на базе местного тракторного завода, а также эвакуированного из Ленинграда оборудования Кировского и Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение. В народе его совершенно справедливо называли «Танкоградом». До лета 1942 г. здесь выпускались тяжелые танки КВ-1, потом средние танки Т-34. Еще один мощный центр российского танкостроения на базе Уралвагонзавода был развернут в Нижнем Тагиле. Этот центр обеспечил действующую армию наибольшим за всю войну количеством танков Т-34. В Свердловске на Уралмашзаводе, где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Благодаря этим мерам танковая промышленность сумела уже во втором полугодии 1941 г. выпустить боевых машин в 2,8 раза больше, чем в первом.

Слайд 7

Советский тыл Строительные центры
14 июля 1941 г. около г. Орши впервые были применены реактивные минометы катюша. Их широкое производство началось с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3 237 реактивных установок, что позволило укомплектовать гвардейские минометные части при Ставке Верховного Главнокомандования. Изготовлению такой сложной военной техники, как самолеты, требующей высокого класса точности, уделялось особое внимание. С августа 1940 г. наркомату авиационной промышленности было передано из других отраслей более 60 действующих заводов. В целом к началу войны авиапромышленность СССР располагала большими производственными мощностями, сотнями тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. В этих условиях рост выпуска самолетов шел прежде всего за счет вывезенных и вновь построенных авиационных заводов..
В связи с потерей Донбасса и тем уроном, который был нанесен Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. Ведущими поставщиками угля, являвшегося в то время основным видом топлива, стали Кузбасс, Урал и Караганда.

Слайд 8

Советский тыл
Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб. Труженики села- фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза, авиамоторов в 5,4 раза, танков в 2 раза, дизельных моторов в 4,6 раза.
Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов

ВОЕННЫЙ ПАРАД. Оружие Второй мировой. Труженики тыла. Женщины Великой Отечественной Войны. А в это время в тылу…. Советский тыл. Военная техника Великой Отечественной войны. Женщины в годы Великой Отечественной войны. Советские танки второй мировой войны. Советские средние танки. Военно-морской флот в ВОВ. Танки СССР второй мировой войны.

Математики в Великой Отечественной Войне. Человек в тылу. Моя бабушка-труженица тыла. Математики и математика в годы великой отечественной войны. Математики в годы Великой Отечественной войны. Здесь тыл был фронтом. Героизм ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА. Советский тыл в Годы Великой Отечественной войны. Тыл и оккупированные территории в годы Великой Отечественной войны.

Вклад тыла в победу Великой Отечественной войны. Будни тыла. Танки и танкисты великой отечественной войны. Роль математики в Великой отечественной войне. Ярославский тыл. Химики в Великой Отечественной войне. Математика и математики в годы Великой Отечественной войны. Моя прабабушка – труженица тыла. Советский тыл во время вов.

Математика в годы Великой Отечественной войны. Вооружение Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Женщины - авиаторы в Великой Отечественной войне. Вклад тружеников тыла в Великую Победу. Трудности военного быта. В тылу и на фронте они ковали Победу. Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны.

Вклад математики в в годы Великой Отечественной войны. СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг. На фронте и в тылу: две истории. Ученые-химики в годы Великой Отечественной войны. Презентация на тему «Математики в годы Великой Отечественной войны». Выдающиеся отечественные ученые- лингвисты.

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал
в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в
годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили
оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие,
боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по
16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих
четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали
продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди,
совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо
приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Их имена
заслуженно вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Именно
труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил
успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских
захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом
вечную память.
Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

Рабочие оборонных и
градостроительных
предприятий.
Изобретатели и ученые.
Труженики
сельского
хозяйства
Творческая
интеллигенция:
писатели, поэты,
музыканты,
художники.

перевод промышленных
предприятий на выпуск
военной продукции
мобилизация и
перестройка работы
транспорта
мобилизация
продовольственных
ресурсов для снабжения
армии и городов
мобилизация всех
средств на нужды войны

С 1941 по 1944 гг. увеличилось
производство
самолетов
в 3,3 раза
авиамоторов
в 5,4 раза
танков
в 2 раза
дизельных моторов в 4,6 раза

Во
втором полугодии 1941года в работу
включились 360 тысяч учащихся 8-10
классов.
Уже на третьем году войны доля рабочих
и служащих в возрасте до 18 лет в
различных
отраслях
промышленности
составляла от 40 до 60%
Мальчишки мужали.
Мальчишки взрослели
Им только бы жить начинать сорванцам
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
С. Наровчатов

Добровольная помощь трудящихся
позволила направить на фронт:
Более 2,5 тыс.самолетов
Более 5 тыс. танков
По займам и лотереям
свыше 118 милрд. руб.

80% всей рабочей силы в
деревне составили –
женщины, старики и дети
За 1941-1944 гг. колхозы и
совхозы дали стране
4,3 миллиарда
пудов зерна

Победа добывалась
на фронте, а оружие
ковалось в тылу.
Дети труженики тыла.

Разработка технологий изготовления новых сортов
стали для нужд танкостроения.

Разработка ядерного
оружия.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Самым любим жанром
в годы войны стала
лирическая песня.
Такие песни, как
«Темная ночь», «В лесу
прифронтовом»,
«Катюша», «Огонек»,
«Землянка»,
«Скромненький синий
платок» и, конечно же,
«Священная война»
Александрова.

Изобразительное искусство в основном было
представлено плакатами и карикатурами.

Первый Указ Президиума Верховного
Совета СССР о награждении медалью
"За трудовое отличие" был подписан
15 января 1939 года
В годы Великой Отечественной войны
медалью было награждено
более 44 тысяч человек
Награждено 2.146.400 человек
Автор проекта медали художник
И.И.Дубасов

Учреждена указом Президиума Верховного
Совета СССР от 6 июня 1945 года
В соответствии с Положением о порядке
вручения медали, утвержденным
Секретариатом Президиума Верховного
Совета СССР 21 августа 1945 года, этой
медалью награждались лица,
проработавшие на предприятии, в
учреждении, на транспорте, в совхозе, МТС
не менее одного года в период июнь
1941 года - май 1945 года.
Награждено более 16 миллионов
человек (16 096 750).
Авторы рисунка медали –
художники Андрианов И.К. и Романов Е.М.

Говорят, что в третьем тысячелетье
Изменилось всё на огромной планете:
Изменились законы, изменились понятия,
Увлеченья пристрастья, виды занятий…
Что другая растет молодежь и что ей
Никакого нет дела до дедовских дней,
Будто ей наплевать на историю в целом,
Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.
Только не все это правда!
Помнит нынешняя молодежь…
Помнит и никогда не забудет,
Потому что без памяти жизни не будет!