Болезни Военный билет Призыв

Предметом воображения выступает. Воображение, его сущность, формы выражения воображения, формы синтеза представлений в процессе воображения. г) от уровня интеллекта детей

Воображение

Психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа , средств и конечного результата предметной деятельности субъекта ;

3) в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта .

Важнейшее значение В. в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Воображение

Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

1 ) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

2 ) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3 ) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

4 ) в создании образов, соответственных описанию объекта.

Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

1 ) воображение произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

2 ) воображение непроизвольное - проявляемое в сновидениях, в медитативных образах.

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

1 ) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2 ) гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3 ) заострение - подчеркивание некоих признаков;

4 ) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5 ) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различаются:

1 ) воображение пассивное;

2 ) воображение активное.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Когнитивный процесс.

Специфика.

Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области.

Генезис.

Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Виды:

Произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач,

Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Воображение

   ВООБРАЖЕНИЕ (с. 123) - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы ( , ). Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.

   Различают два вида воображения: пассивное и активное. Пас сивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отображено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир в активной творческой деятельности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

    ВООБРАЖЕНИЕ - способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… … Энциклопедия культурологии

    Воображение - Воображение ♦ Imagination Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… … Философский словарь Спонвиля

    ВООБРАЖЕНИЕ - ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… … Толковый словарь Ушакова

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Виды воображения. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.


Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.

Воссоздающее воображение - воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Творческое воображение - воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.

Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Формы воображения. К формам воображения относятся: мечта; фантазия; грезы; сновидения; галлюцинации.

Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Фантазия - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью.

Галлюцинация - форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. Это патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения: агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гиперболизация, или акцентирование, - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей; заострение - подчеркивание каких-либо признаков; схематизация - сглаживание различий и умаление черт сходства между ними; типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

воображение мышление память дошкольный

Введение

1. Теоретические аспекты изучения воображения

1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

1.2 Этапы развития воображения в онтогенезе

2. Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста

2.1 Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста

2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста

Заключение

Список литературы


Введение

Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире .

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Д.И. Писарев писал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» .

Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся сведений. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека.

Цель исследования : изучение воображения как психического познавательного процесса.

Объект исследования : воображение как психический познавательный процесс.

Предмет исследования : психологические особенности развития воображения.

Исходя из цели исследования определяем следующие задачи :

1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;

2) охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;

3) подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения (на примере дошкольного возраста);

4) описать упражнения, игры для развития воображения детей дошкольного возраста.

Теоретическую основу работы составили труды: О.В. Боровика «Развитие воображения», Ю.А. Полуянова « Воображение и способности»,В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой «Феномен воображения», Л.Ю. Субботиной « Детские фантазии: Развитие воображения детей».

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, изучение и анализ методик, с помощью которых определяется уровень развития воображения.


1. Теоретические аспекты изучения воображения

1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении.

Сначала человек тщательно знакомится с образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленный образ, а затем воспроизводит его при создании подобной вещи. Но когда изготавливается совершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётся её новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением [ 16, с. 187].

Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало актуально.

Образы, которыми человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [ 14,с. 260 ].

Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением. Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение. Л.С. Выготский говорил: « Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[ 6, с. 134 ]. Связь воображения с мышлением ярко появляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Виды воображения различаются по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение (рис.1) [ 25, с. 285 ]. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзах и т. п.



Рис.1 Виды воображения

Произвольное воображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя разные роли, именно в процессе игры требуется активная работа воображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствии с принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и сам сюжет игры .

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены в определённых предметах культуры. Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей, схем, знаков и т.д.

Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка сигналов, символов, знаков.

Таким образом, воссоздающее воображение – это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей .

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни человека. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живым конкретным характером, эмоциональной насыщенностью. Однако, мечта полезна лишь тогда, когда она повседневно связывает желаемое будущее с настоящим, если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в фантазию.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга – гипоталамолимбической системе [ 12,с. 178 ].

Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идёт процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.

Вся дальнейшая деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Рассмотрим более подробно каждый.

Агглютинация - слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов, в один причудливый образ.

Акцентирование - выделение и подчёркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая – то одна часть становится доминирующей. Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета или его отдельных частей.

Реконструкция – создание целого образа по частям предмета.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.

Типизация – выделение в одном образе черт разных объектов.

Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших 1)гностически-эвристическую –позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;

2)защитную–позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);

3)коммуникативную – предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;

4)прогностическую – заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект .

Р.С. Немов отметил, что воображение включает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт субъекта и входит в разные виды его деятельности [ 15,с. функций выделяют:107 ].

1.2 Этапы развития воображения в онтогенезе

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии

существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:

Первый этап (от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок [ 10,с.75].

Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же

с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения .

По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное использование замещений. Выбор предметов

заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер .

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [ 1,с. 67 ].

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный

объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны .

Четвёртый этап (от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование .

Пятый этап (от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена(случаи детской лжи и пр.) ».

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.

« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально - мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное ».

Шестой этап (от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Вывод : таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение сложный психический процесс имеющий несколько видов:

2) воссоздающее и творческое;

3) мечты и фантазии.

Начальные формы воображения впервые появляются в раннем возрасте

в связи с зарождение сюжетно – ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания. Дальнейшее развитие воображения идёт по трём направлениям. Во– первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения. Во – вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. В-третьих, развивается творческое воображение. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенности рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы.

Воображение выполняет важнейшие функции:

1) гностически –эвристическую;

2) защитную;

3) коммуникативную;

4) прогностическую.

Деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция.


2 Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста

2.1 Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики: « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д.

Для оценки развития воображения в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностические методики: « Круги Торренса » , « Две линии », « Придумай рассказ », « Незаконченный рисунок » и т.д.

Так как в дошкольном возрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества, необходимо подобрать ряд диагностических методик для оценки развития воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них:

Методика №1 «Неполные фигуры» Е.П. Торренс [ 19,с. 93 ].

Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.

Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши (см. прил.1).

Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур.

Посмотри на свой лист, используя данную фигуру,нарисуй картину» . Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.

После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина».

Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут.

Работы оцениваются в баллах:

0 баллов- задание не выполнено;

1 балл- дорисовывает фигуру (элемент), но уже с разными деталями;

2 балла- изображает отдельный предмет, но уже с разными деталями;

3балла- изображает предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»;

4балла- изображает несколько объектов по воображаемому сюжету;

5баллов- изображает предложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете.

Методика №2 тест « Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина [ 27,с.22 ].

Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5-12 лет.

Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе, цветные карандаши (см. прил. 2).

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.»

Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

На каждое изображение даётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров:

1. Изображены ли все заданные объекты;

2. Реалистичность изображения;

3. Уникальность изображения;

4. Использование в изображении всех предложенных фигур.

Каждый пункт оценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше развито воссоздающее воображение.

1балл- за каждое изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже.

2балла- за изображение, которое оценивается «можно и так».

3балла- за изображение в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании.

4балла- за изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное.

5баллов- за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации.

Методика №3 « Скульптура» [ 15,с.254 ].

Цель: исследование особенностей творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 10 лет.

Стимульный материал: пластилин, доска для лепки, стека, емкость в водой.

Ход проведения:

Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимо слепить любую поделку по желанию. Придумать название и описать её. Приступай к работе.»

На выполнение работы даётся около 30 минут.

Обработка и анализ результатов:

Работы оцениваются в баллах:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое (шарик, кубик и т.п.).

2 балла – сравнительно простая поделка, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

3 балла – ребёнок придумал что-то необычное, но детально не проработал объект;

4 балла – придуманная вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная;

5 баллов – придуманная вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Методика № 4 игровой тест « Три слова » Л.Ю.Субботина [ 27, с. 33]

Цель: исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 6 до 10 лет.

Стимульный материал: карточки со словами для работы (см. прил.3)

Ход проведения:

Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны составлять рассказ. Читающим детям слова даются на карточке.

Слова для работы: дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок;

торт, озеро, кровать.

Обработка и анализ результатов:

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе.

1 балл – бессмысленное сочетание слов;

2 балла – два слова имеют логическую связь, а третье нет;

3 балла – банальная фраза;

4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.

2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста

Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр которые могут использоваться для развития воображения у детей дошкольного возраста.

Упражнение №1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача – построить из этих элементов фантастический

образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает

и как его можно использовать.

Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение № 2 « Волшебники» Л.Ю. Субботина .

Цель: используется для развития чувств на базе воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветные карандаши.

Время проведения: 20-30 минут.

Ход проведения упражнения:

Вначале ребенку дается первое задание. Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников».

Инструкция: « У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в « злого» волшебника,

После выполнения, второе задание.

Инструкция: « Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и « злого» волшебников, а также придумай, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Упражнение №3 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст « Проделки белки»

Время проведения: 10-15 минут.

Ход поведения упражнения:

Инструкция: « Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется « Проделки белки».

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо.

« Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. « Ладно!» - отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…»

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.

Игра № 4 « Пантомима» Л.Ю.Субботина .

Цель: используется для развития воображения.

Возраст: от 5 до 11 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения игры:

Группа детей становится в круг.

Инструкция: « Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие.

Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Игра №5 « Внутренний мультфильм» М.И. Битянова

Стимульный материал: текст рассказа.

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения игры:

Инструкция: « Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок»

Игра № 6 « Нарисуй настроение» М.И. Битянова [ 2, с. 134]

Цель: используется для развития творческого воображения.

Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

Инструкция: « Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое - нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется».(прил.1)

Игра № 7 « На что это похоже?» М.И. Битянова [ 2, с.156].

Возраст используется для детей от 4 до 10 лет.

Стимульный материал: карточки с кляксами, « морозными рисунками»

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения:

Инструкция: « Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи».

Игра №8 « Сказка наоборот» И.В. Вачков .

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: герои любимых сказок.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Инструкция: « Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было « наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

Игра №9 « Соедини предложения» И.В. Вачков .

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения.

Время проведения: 15-20 минут.

Ход проведения:

Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: « Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»

« По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

« Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Игра № 10 « Превращения» И.В. Вачков.

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: игровые образы.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Детям предлагается изобразить в движении игровые образы.

Инструкция: « Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобрази это в движении». После выполнения задания, даётся следующее: «робот», «орёл», «королева», « кипящая кастрюля».


Вывод

Для исследования воображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется определённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения воображения детей дошкольного возраста можно использовать такие методики как:

« Неполные фигуры»,« Составление изображений объектов», « Три слова» «Скульптура», « Рисунок» и др.

Воображение можно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима», «Неоконченные рассказы», « Волшебники», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной; «Внутренний мультфильм», «Нарисуй настроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой;

«Сказки наоборот», «Соедини предложения» И.В. Вачкова.


Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.

В результате работы достигнута цель исследования - мы изучили воображение как психологический процесс. Отметили, что воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. На основе изучения психологической литературы охарактеризовали виды воображения:

1) произвольное и непроизвольное;

2) воссоздающее и творческое;

3) мечты и фантазии.

Исследовали функции, которые выполняет воображение:

1) гностически-эвристическую;

2) защитную;

3) коммуникативную;

4) прогностическую.

Отметили, что деятельность воображения осуществляется с помощью определённых механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, реконструкция.

Изучили этапы развития воображения с раннего возраста до старшего школьного возраста. Проведённые исследования по изучению развития воображения обнаружили зависимость воображения от накопленного опыта, полученных впечатлений, а также игр и упражнений.

Подобрали психологические методики для диагностики уровня развития воображения (на примере дошкольного возраста), использовали разработки Е.П. Торренса, Л.Ю. Субботиной, Р.С. Немова.

Описали упражнения, игры способствующие развитию воображения детей дошкольного возраста. Авторы игр и упражнений: И.В. Вачков, М.И. Битянова, Л.Ю. Субботина.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.


Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М. : Владос пресс,2002.

2. Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис,2001.352с.

3. Боровик О.В. Развитие воображения.М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.

4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы.М.: Эксмо,2007 416с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ,Астрель, 2005.672с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.

7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.

Пособие к курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество

России, 2007. 276с.

8. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология:

Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. 480 с. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007.192с.

10. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного

возраста. М.: Владос, 2004. 234с.

11. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психоло-

гический журнал.2001. №5.с.57

12. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. 592с.

13. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с.

14. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.

15. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.

16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология 3 изд.М.: Академия,

17. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 50с.

18. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2001. 304с.

19. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой.М.: ГНОМ, 2002. 241с.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1

М.: Владос 2004 383с.

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн.Книга 2 М.: Владос, 2004. 528с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 712с.

23.Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с.

24.Справочник дошкольного психолога / под ред. Широковой Г.А. М.: Феникс, 2008. 384с.

25.Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.416с.

26.Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.

27.Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 144с.

28.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. 608с.

29.Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев.: Украина, 2002. 423с.

30.Шерагина Л.И. Логика воображения.М.: Союз,2001. 285с.

1.2 Этапы развития воображения в онтогенезе

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии

существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:

Первый этап (от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок [ 10,с.75].

Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же

с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения .

По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное использование замещений. Выбор предметов

заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер .

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [ 1,с. 67 ].

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный

объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны .

Четвёртый этап (от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование .

Пятый этап (от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена(случаи детской лжи и пр.) ».

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.

« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально - мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное ».

Шестой этап (от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Вывод : таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение сложный психический процесс имеющий несколько видов:

    произвольное и непроизвольное;

    воссоздающее и творческое;

    мечты и фантазии.

Начальные формы воображения впервые появляются в раннем возрасте

в связи с зарождение сюжетно – ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания. Дальнейшее развитие воображения идёт по трём направлениям. Во– первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения. Во – вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. В-третьих, развивается творческое воображение. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенности рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы.

Воображение выполняет важнейшие функции:

    гностически –эвристическую;

    защитную;

    коммуникативную;

    прогностическую.

Деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция.

2 Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста

  1. Воображение как познавательный процесс (2)

    Реферат >> Психология

    I. Воображение , как психический познавательный процесс . 1.1 Воображение - способность сознания создавать образы, ... традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса . Воображение - психический процесс , заключающийся в создании новых...

  2. Психические познавательные процессы (2)

    Реферат >> Психология

    И ослаблением его волевых усилий. 5. Воображение и мышление Воображение – это процесс создания и функционирования новых образов... деятельности. Что же такое память как психический познавательный процесс ? Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение...

  3. Психические познавательные процессы (3)

    Контрольная работа >> Психология

    Представление, как и любой другой познавательный процесс , осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения... . Виды воображения и механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Процессы воображения , как и процессы памяти, ...

ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Часть сознания личности, один из познавательных процессов. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир; воображение позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.


Значение воображения. Развитие воображения

Как психический процесс воображение выражается в следующем: 1) построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) создание программы поведения, когда проблемная ситуация не определена; 3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) создание образов, соответствующих описанию предмета, объекта. Воображение традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, хотя многие рассматривают воображение как часть мышления или представления.

Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание промежуточного или конечного продукта деятельности с помощью воображения способствует предметному воплощению задуманного. Поэтому так важен процесс развития воображения у детей. Именно в этом и заключается коренное отличие человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных - в представлении результата с помощью воображения.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ, СУПЕРВИЗИЮ, ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАДАТЬ НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО, ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ: