Болезни Военный билет Призыв

Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей. Сказка о девочке приставке

ВОСЕМНАДЦАТЬ СКАЗОК ПРО ПРЕДЛОГИ

  1. «Сказка про маленькие слова».
  2. «Волшебные очки». Предлог В.
  3. «Сказка про усталых путников» . Предлог НА.
  4. «Как Понятка и Непонятка собирали урожай» (предлоги В – НА)
  5. «Буква П и колесо». Предлог ПО.
  6. «Лягушонок и буква Д». Предлог ПОД.
  7. «Сказка про Понятку и Непонятку» (предлоги НА – ПОД)
  8. «Лягушонок и буква Д». Предлог НАД.
  9. «Сказка про букву К, которая любила ходить в гости». Предлог К.
  10. «Сказка про упрямца». Предлог ОТ.
  11. «Сказка про КОТа».
  12. «Волшебные ножницы». Предлог ЗА.
  13. «Волшебные ножницы». Предлог ПЕРЕД.
  14. «Падающая буква». Предлог С.
  15. «Две змейки». Предлог ИЗ.
  16. «Две змейки». Предлог ИЗ-ЗА.
  17. «Две змейки». Предлог ИЗ-ПОД.

«Сказка про маленькие слова»

Предлоги.

Далеко-далеко есть большая страна Слов. В этой стране живёт много-много разных слов. А вы знаете, зачем нужны слова? Без слов люди ничего не могли бы сказать друг другу. Словами мы называем разные предметы: стол, дерево. Всё, что мы делаем, тоже можно назвать словами-действиями: гулять, играть.

В стране Слов живёт Волшебник. Он умеет делать много разных чудес. Но больше всего ему нравится играть со словами. Когда дети играют, они могут из деталей конструктора сделать дом, машину, робота, дворец для куклы-принцессы. А у волшебника есть другой конструктор. Он создает слова из звуков и букв.

Наша речь состоит из разных слов. Как дом строится из кирпичиков, так и наша речь складывается из слов. Слова бывают длинные – когда в них много букв. Например, в слове «конструктор» - 11 букв. А в слове «дом» - всего 3 буквы.

У волшебника много разных слов. И среди них есть очень маленькие – из двух букв – ИЗ, НА, ОТ. И даже из одной буквы – В, К, С, О, У. Эти отдельные волшебные слова называются ПРЕДЛОГАМИ.

Кирпичи в здании, чтобы они не рассыпались, промазывают цементом. Цемент, как клей, соединяет большие и маленькие кирпичи. Вот так и короткие слова – предлоги, - как по волшебству, помогают сложить, связать слова в предложения, в понятную речь. Вот какая у них волшебная роль.

А ещё предлоги помогают нам рассказать, где что находится. Например: книга лежит НА столе, карандаши В столе, а мяч ПОД столом, картина висит НАД кроватью, а шкаф стоит ЗА кроватью. Даже не видя этих предметов, мы можем себе представить, где они, нам легко будет их найти.

А теперь представьте, что предлоги вдруг исчезнут. Нам придётся говорить без предлогов: книга столе, карандаши столе, мяч столом, картина кроватью, шкаф кроватью. Совсем непонятно, где искать эти предметы. Поэтому очень важно не забывать про маленькие слова - предлоги и правильно их использовать, когда мы говорим.

ЗАПОМНИТЕ:

Предлоги – это маленькие слова. Они помогают нам говорить правильными предложениями и рассказывать, где что находится.

Сказка «Волшебные очки»

(предлог В)

Однажды в детский сад доставили посылку. Ее прислал детям Главный Волшебник из страны слов, в которой живут маленькие слова – предлоги. Всем было очень интересно, что же находится внутри коробки?

Когда посылку открыли, оказалось, что в коробке лежат разноцветные очки и письмо от Волшебника.

Воспитательница прочитала детям письмо: «Дорогие ребята! Эти очки не простые. Они очень помогали мне находить забытые вещи. Но если вы угадаете, на какую букву они похожи, то очки станут волшебными и помогут вам узнавать, что находится внутри разных предметов. А ещё эти очки помогут вам узнать один секрет. Желаю вам успехов и удачи в интересных открытиях! Главный Волшебник Страны Слов.»

Дети стали рассматривать очки внимательнее. На какую же букву они похожи? Вертели и переворачивали их. И обнаружили, что, если очки сложить и поставить вертикально, они похожи на букву В .

«Вот в чём дело!» - воскликнула воспитательница. Она объяснила, что волшебные очки похожи на предлог «В», поэтому они помогают видеть, что внутри чего-то.

Волшебник еще прислал детям книгу, которая так и называлась - «Волшебные очки». Рассмотреть, что внутри книги, можно только, если надеть эти очки. Дети с удовольствием стали в очках разглядывать книжные картинки. Нарисованные животные словно оживали.

А потом воспитательница предложила поиграть в «Угадайку». Где живут тигр, лев и жираф? Ребята отвечали: «В Африке». Тогда, открыв книгу на странице «Африка», дети находили этих зверей. А где живут пингвины? В Антарктиде. И находили их на нужной странице.

Когда дети наигрались, воспитательница сказала: «Ребята, Волшебник из Страны Слов просил, чтобы я вам открыла главный секрет. Необязательно всегда надевать эти очки. Нужно просто всегда помнить про маленькое слово – предлог «В». Кто произносит его, тот говорит, что находится внутри предметов».

Дети сначала удивились. А потом стали с увлечением придумывать: рыбки плавают в море, карандаши лежат в пенале, морковка растёт в земле. А ведь их не видно. Просто мы произносим предлог В, когда предметы находятся внутри чего-то.

«Сказка про усталых путников»

Предлог НА.

Однажды два друга шли через пустыню. Вокруг не было видно ничего, кроме бескрайних песков. Было очень жарко. Путники шли уже долго и очень устали. Им хотелось отдохнуть. Но нельзя было ни присесть, ни прилечь – ведь везде только белел песок. А солнце в пустыне светило так ярко, что песок стал горячим.

Ах, если бы здесь появилось хоть что-нибудь, на что можно было бы сесть сверху или лечь, чтобы не касаться этого горячего песка! – взмолились усталые путники.

И тут произошло чудо! Перед глазами друзей вдруг что-то ярко вспыхнуло, что-то щёлкнуло так громко, что они в испуге закрыли глаза. А когда они вновь открыли свои глаза, то увидели, что в пустыне перед ними прямо в песке стоят две большие буквы.

Н А

Что случилось? Откуда здесь появились эти буквы? Зачем? – удивлённо спрашивал один из путников.

А второй в это время подошёл к буквам и внимательно их рассматривал.

Я, кажется, догадался, что произошло. Моя мама мне говорила, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится. Мы ведь очень хотели, чтобы в пустыне появилось что-нибудь, на чём можно сидеть или лежать. А эти буквы как раз для этого подходят. Буква Н похожа на кровать, а буква А на стульчик.

С этими словами он подошёл к букве Н, положил НА перекладину свою сумку и сам улёгся НА неё, словно НА кровать.

Первый путник тогда подошёл к букве А, повесил, сверху НА неё свою шляпу и уселся НА перекладине, как НА стуле.

Когда они хорошо отдохнули НА буквах, то снова отправились в путь.

Какое хорошее маленькое слово – НА! Всего две буквы, но такие удобные! – восхищался первый путник.

Да. Мне тоже понравились эти буквы. Давай теперь всегда будем говорить маленькое слово НА, когда предмет находится наверху чего- то.

И весь оставшийся путь они играли в «Угадайку». Один начинал предложение, а другой угадывал конец.

Ваза стоит НА… (столе).

Подушка лежит НА… (диване)

Пальто висит НА…(вешалке)

ВОПРОС:

Когда мы говорим маленькое слово НА?

(Когда предмет находится наверху чего-то.)

«Сказка про Понятку и Непонятку».

Предлог «НА».

В стране слов живут две подружки. Они дружат давно, хотя и очень разные. Одну зовут Понятка. Она очень умная, всё делает правильно и говорит всегда понятно. Вторую подружку зовут Непонятка. Она всегда спешит, поэтому часто ошибается. Непонятку прозвали так потому, что она немного глуповата, всё путает и делает неправильно. Непонятка плохо учится в школе. Когда её спрашивают, почему она принесла плохие отметки из школы, она грустно отвечает:

Я опять ничего не поняла.

Труднее всего Непонятке даётся письмо. Она делает очень много ошибок, поэтому часто получает двойки. А маленькие слова- предлоги Непонятка вообще не замечает, часто просто не произносит их и забывает писать. Она говорит своей подружке:

Зачем нужны эти предлоги? Не понимаю. Так много больших слов. Зачем придумали ещё и маленькие? Мне это совсем непонятно.

Умная Понятка жалеет свою подружку. Она всегда старается ей помочь. Людям она объясняет:

Непонятка хоть и глупенькая, но очень добрая. Она хорошая подружка, поэтому я ей помогаю.

Однажды две подружки, Понятка и Непонятка собрались погулять. Понятка правильно оделась, а Непонятка всё перепутала. Посмотрели они на себя в зеркало и рассмеялись.У Понятки на голове шляпка, а у Непонятки - ботинок. У Понятки ботинки на ножках. А у Непонятки на ногах перчатки. Понятка надела перчатки на руки. А у Непонятки на руке шапка. На шее у нее ремень, а на поясе шарф. Всё наоборот сделала.

Пришлось Понятке помогать своей подружке переодеваться.

Понятка всегда правильно говорит, не забывает про маленькие слова – предлоги. А ее подружка часто их путает или совсем забывает говорить предлоги, поэтому ее речь непонятна другим людям.

Однажды Непонятка прибежала с прогулки и быстро-быстро заговорила:

«Я видела такую бабочку …ромашке и собаку … дорожке!»

Понятка стала её поправлять: « Ты, наверное, видела бабочку НА ромашке, а собаку НА дорожке?».

Непонятка продолжала:«Собака прыг…бабочку. А та улетела и села …меня.»

Понятка удивилась: «Что ты говоришь? Кто тебя съел?»

Непонятка огорчилась, что даже подружка перестала понимать её. Может, вы догадались, что она хотела сказать?

Подскажите Непонятке, как ей сделать свою речь понятной другим людям.

Сказка «Как Понятка и Непонятка собирали урожай»

(предлоги В - НА)

Была осень. В огороде созрели чудесные овощи. В саду на деревьях висели ароматные фрукты. Понятка и Непонятка пошли собирать урожай.

Непонятка увидела румяные яблоки и воскликнула: «Смотри, какие груши в деревьях!»

Понятка её поправила: «Это не груши, а яблоки. И растут они не В деревьях, а НА деревьях. Иди лучше в огород, для супа нужны картошка, лук и морковка. Только помни: они растут не НА земле, а В земле. Не перепутаешь?»

Непонятка радостно уверила подружку: «Не перепутаю!» и быстро побежала в огород. А Понятка неспеша стала срывать яблоки и аккурутно укладывала их в корзинку.

Вскоре вернулась Непонятка. Понятка заглянула в её корзинку и удивилась: «Зачем ты нарвала огурцов? Ведь нам нужны овощи для супа. Опять ты всё перепутала.»

Пришлось Понятке самой идти за овощами. Когда она вернулась, подружки понесли полные корзинки домой. В кухне Понятка налила в кастрюлю воду и поставила на плиту. «Я буду варить суп, а ты приготовь огуречный салат и свари компот из яблок и груш», - сказала она Непонятке.

Конечно же, Непонятка очень торопилась и всё перепутала. В кастрюлю для компота она положила огурцы, а в миску для салата – груши. Пришлось Понятке всё исправлять.

А в конце дня уставшая, но довольная Непонятка пообещала подружке, что больше не будет путать фрукты и овощи.

Фрукты растут в саду на деревьях, а овощи - в огороде на грядках.

Сказка «Буква П и колесо»

(предлог ПО)

Жила-была буква П. Она очень гордилась собой и хвасталась: «Вот какая я устойчивая. У меня целых две ножки. Не то, что у буквы Т – всего одна ножка, вот-вот упадет.»

Однажды мимо катились две подружки – буква О и колесо. Они были очень похожи – обе кругленькие. Им было трудно устоять на месте, всё время они куда-то катились. Услышали они, как хвастается буква П, и решили с ней поговорить.

Бедненькая буква П ! Тебе наверное очень скучно всё время стоять на месте. Смотри: сколько разных машин проезжают мимо тебя. Неужели тебе не хочется путешествовать? Поедем с нами в парк!

Буква П задумалась.

Я не могу с вами путешествовать. Очень прочно стою на месте и не могу сдвинуться.

Колесо и буква О переглянулись и решили ей помочь. Буква О встала рядом с буквой П – получилось ПО. Это было очень похоже на тележку с одним колесом.

Попробуем вместе! Я буду катиться и тебя с собой повезу.

Когда у буквы П получилось сдвинуться, она очень обрадовалась. Она ехала рядом с буквой О и восклицала:

Как здорово двигаться! Сколько интересного вокруг!

Так появилось маленькое слово «ПО». Буквы П и О больше не расставались. Они всегда путешествовали вдвоём.

Вот, ребята, вы и узнали, как получился предлог «ПО». Это маленькое слово мы говорим тогда, когда предмет движется по поверхности.

Сказка «Лягушонок и буква Д» (предлог ПОД)

Жил-был весёлый Лягушонок. Он очень любил прыгать, ведь у него были такие прыгучие лапки. Однажды он с другими лягушатами резвился в небольшом пруду возле школы. На мостике пруда Лягушонок заметил чью-то печальную фигуру. «Кто же может грустить в такой чудесный солнечный день?» - подумал Лягушонок и быстро поплыл к мостику.

Оказалось, что на мостике стоит буква Д и печально смотрит, как резвятся в воде весёлые лягушата.

О чём ты грустишь? - спросил Лягушонок.

Я бы тоже хотела так прыгать и скакать, - ответила буква Д . – Это так весело. Но я не умею прыгать.

Лягушонок удивился:

Странно, что ты не умеешь прыгать, ведь у тебя такие симпатичные ножки, совсем как у меня. Со стороны кажется, что ты в любой момент можешь подпрыгнуть. Ты, наверное, просто не пробовала?

Буква Д заинтересованно ответила:

Действительно, я никогда не пробовала. Пожалуйста, научи меня прыгать!

Лягушонок согласился:

Это очень легко. Нужно просто сильно оттолкнуться ногами и ты будешь прыгать: вверх – вниз, вверх – вниз…

Буква Д быстро научилась прыгать. Ей очень понравилось это занятие и захотелось, чтобы её друзья буквы попрыгали вместе с ней.

Тут по мостику двигались буквы ПО . (Вы, конечно, помните, что предлог «ПО» говорим, когда предмет движется по поверхности). Буква Д запрыгала на своих ножках и закричала своим друзьям буквам:

Смотрите, как я прыгаю! Хотите – и вас научу! Вверх – вниз, вверх – вниз!

Предлог «ПО» грустно ответил;

Мы бы хотели посмотреть, что там внизу. Там, наверное, очень интересно – пруд и весёлые лягушата. Но мы не можем остановиться. Мы всё время двигаемся – сначала по дороге, затем по мостику.

Буква Д стала их уговаривать:

Вы просто не пробовали. Давайте, я вам помогу. Я встану рядом и мы вместе прыгнем вниз, с мостика.

Буквы согласились. Тогда буква Д присоединилась к ним и потянула всех вниз.

Они тут же оказались ПОД мостом.

Как же это произошло? Ничего удивительного. Ведь предлог «ПО» превратился в предлог «ПОД». А предлог «ПОД» мы говорим, когда предмет находится внизу.

« ПО» + Д == «ПОД»

Буквам ПО очень понравилось дружить с буквой Д . Они долго сидели ПОД мостом и наблюдали за играми лягушат. А потом обнаружили, что теперь могут ещё играть в прятки. Когда на мостик пришло маленькое слово «НА», то долго не могло найти своих друзей. Их не было ни на дороге, ни на мосту. Лягушонок подсказал, где спрятались буквы.

Вот так появился предлог «ПОД».

Мы говорим маленькое слово «ПОД», когда предмет находится внизу другого предмета.

«Сказка про Понятку и Непонятку»

(предлоги НА – ПОД)

Однажды Понятка пришла в гости к своей подружке Непонятке и увидела, что в комнате ужасный беспорядок.

Объясни мне: куда ты кладёшь свои вещи. Я ничего не могу понять, - попросила Понятка подружку.

Непонятка стала рассказывать:

- Когда я ложусь спать, то кладу туфли на кровать, а подушку под кровать. Правильно? Ведь так надо?

Нет, надо наоборот. А потом, когда просыпаешься?

Когда завтракаю, кладу ноги на стол, а хлеб под стол. Так правильно?

Опять перепутала, - расстроилась Понятка.

А Непонятка продолжала:

Когда прихожу с прогулки, убираю пальто под вешалку, а сапоги на вешалку.

Понятка очень рассердилась:

И тебе нравится такой беспорядок?

Непонятка заплакала:

Почему ты сердишься? Все очень веселятся и смеются, когда приходят ко мне. Лучше помоги. Я ничего не могу найти, но не понимаю, почему.

Понятка объяснила подружке:

Тебе надо подружиться с маленькими словами «НА» и «ПОД».

Когда кладешь что-то наверх, говори «НА», а когда вниз – «ПОД».

Повтори: руки на столе, а ноги под столом, тарелки на столе, а туфли под столом…

Пришлось Непонятке сто раз повторить, зато она всё запомнила и больше не путала маленькие слова.

Сказка «Лягушонок и буква Д»

(предлог НАД)

Ребята, вы помните, как весёлый Лягушонок научил прыгать букву Д? Что случилось потом?(Буква Д присоединилась к маленькому слову « ПО » и они прыгнули вниз, под мост. Получился новый предлог « ПОД »)

Послушайте продолжение этой сказки.

Однажды Лягушонок лежал на берегу пруда и грелся на солнышке. Его подружка буква Д прыгала по травке. Тут они увидели, что на мостике стоит маленькое слово « НА ». Лягушонок вежливо поздоровался и похвастался:

Смотрите, какие прыгучие ножки у буквы Д , совсем, как у меня. Она теперь умеет прыгать вверх и вниз. Хотите, и вас научит?

Буквы « НА » грустно ответили:

Мы не можем прыгать. Мы умеем стоять на мосту, лежать на земле…

Буква Д их заверила:

Вы просто не пробовали. У вас тоже по две ножки. Я встану рядом с вами, мы оттолкнёмся ножками и вместе подпрыгнем вверх.

Буквы встали рядом.

«НА» + «Д» = «НАД»

И у них получилось подпрыгнуть вверх! Они оказались НАД мостом, т е выше моста.

Так появился предлог « НАД ». Мы говорим его тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним.

«Сказка про букву К, которая любила ходить в гости»

(предлог К)

Жила- была буква К . Она была очень дружелюбная и не любила оставаться одна. Поэтому буква К часто ходила в гости. Своим друзьям она говорила:

Посмотрите на мои ножки – они как будто всё время куда-то идут, поэтому я всегда в движении. Я иду К друзьям, К знакомым. Если не иду в гости, то всё равно двигаюсь: К дереву, К речке, К дому…

- Действительно,- замечали все вокруг. – Буква К всегда к кому-то или к чему-то движется. А посмотрите на её руку – буква К подняла свою ручку, как будто хочет К чему-то прикоснуться.

Мы говорим: пришить К платью, прикрепить К стене, привязать К забору…

Все решили, что буква К – очень важная буква. С тех пор она стала отдельным словом. Поэтому в предложениях предлог «К» пишется отдельно, как и все слова.

Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «К».

«Сказка про упрямца»

(предлог ОТ)

Жил-был Упрямец. Он ни с кем не дружил и всегда делал всё наоборот.

Мальчики его звали:

Иди к нам, будем играть!

Упрямец вставал и отходил ОТ мальчиков.

Летним жарким днём его звали купаться:

Пойдём к речке!

Упрямец сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ речки. А когда он всё же пришёл к речке и долго купался, взрослые советовали ему:

Плыви к берегу!

Упрямец, нарочно поплыл ОТ берега. В результате он очень устал и чуть не утонул. Пришлось его спасать.

Какое маленькое слово любил Упрямец? (предлог «ОТ»)

Слово «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.

«Сказка про Кота»

(предлоги К и ОТ)

Жил-был КОТ. Его хозяйка, первоклассница Настя, очень его любила. У Кота был пушистый хвост, усы и мягкие лапы с когтями-царапками. Настя часто наблюдала, как Кот играет с разными предметами. Особенно он любил маленькие мячики и бабушкины клубки шерсти.

Однажды Настя захотела поиграть с Котом. Он лежал на коврике, добродушно щурился и помахивал пушистым хвостом. Настя подошла к коту и протянула к нему руку. Кот быстро обхватил её руку передними лапками и потянул к себе. Удерживая руку Насти передними лапами, Кот стал брыкаться задними лапами, как бы отталкивая Настю от себя. Девочка засмеялась:

Ах, ты, проказник! Дай поглажу твой животик.

Но Кот продолжал защищаться задними лапами. Настя так и не смогла добраться до пушистого кошачьего живота. Ласково погладив Кота по спинке, Настя подбежала к папе.

Папа! Ты знаешь, наш Кот такой забавный! Передними лапами он всё тянет к себе, а задними наоборот, отталкивает от себя.

Папа сидел в кресле и читал газету. Он посмотрел, как Кот играет с шерстяным клубком.

Передними лапами он ловил клубок, как мышку. А задними лапами тут же отталкивал его, как будто играл в футбол.

Да… Наверное, его поэтому так и зовут – КОТ. Принеси карандаш и листок бумаги.

Когда Настя выполнила его просьбу, отец написал крупными буквами слово «К О Т».

Смотри: первая буква в этом слове – К . А ты помнишь, когда мы говорим предлог «К»?

Настя стала вспоминать:

Мы говорим предлог «К», когда кто-то к кому-то или к чему-то движется. Правильно: передними лапами Кот тянет всё К себе.

Папа продолжил:

А теперь посмотри на последние буквы в слове «КОТ» - О Т . Когда мы говорим предлог «ОТ»?

Когда предмет отодвигается от чего-то. А наш Кот отталкивает всё от себя. Получается, в слове «КОТ» первая буква «К» – это, как передние лапы Кота. А последние буквы « ОТ » - как задние лапы.

К - О Т

Настя восхищённо проговорила:

Как интересно! Я обязательно расскажу эту историю своим одноклассникам.

Сказка «Волшебные ножницы »

(предлог ЗА)

В стране слов живёт Волшебник. У него есть сад позади дома. В этом саду, конечно, растут прекрасные деревья и цветы. Но есть там и особенные грядки, волшебные. На этих грядках Волшебник выращивает слова.

На самой большой грядке растут слова, обозначающие предметы, например: «школа», «солнце», «шар». На другой грядке Волшебник выращивает слова – действия, например: «гулять», «петь», «дружить». На большой клумбе расцветают слова – признаки, которые делают нашу речь красивее. Это такие слова, как «милый», «добрый», «радостный».

Есть в этом саду самая маленькая грядка. Здесь Волшебник выращивает маленькие, но очень важные слова – предлоги. Таких слов немного: «НА», «ПО», «В», «ПОД», «НАД», «К», «ОТ». Предлоги подсказывают нам, где находятся предметы. Если бы не было этих слов, наша речь стала бы непонятной. Поэтому Волшебник очень хорошо ухаживает за маленькой грядкой, поливает её чудодейственной жидкостью, чтобы слова лучше росли.

Однажды Волшебник решил посадить новое слово. Это было слово «позади». «Оно указывает, где находится предмет», - подумал Волшебник. Наверное, это слово – предлог. И пошёл к маленькой грядке. Но слово «ПОЗАДИ» оказалось слишком большим – в нём было целых 6 букв. Поэтому оно не умещалось на маленькой грядке.

Что же делать? Тут Волшебник вспомнил про волшебные ножницы. Этими ножницами можно было разрезать любую вещь, какая только существует на свете. Может и слово получится обрезать, чтобы уместилось на грядке?

Волшебник принёс чудесные ножницы. У слова «ПОЗАДИ» он отрезал две первые буквы и две последние. Получилось короткое слово «ЗА», которое очень хорошо поместилось на маленькой грядке.

П О - З А - Д И

Так появилось новое маленькое слово «ЗА». А значение осталось прежним. Предлог «ЗА» мы говорим тогда, когда предмет находится позади чего-то.

Сказка «Волшебные ножницы»

(предлог ПЕРЕД)

В стране слов жил-был Волшебник. Он очень любил работать в своём чудесном саду. Когда он посадил на маленькую грядку с предлогами маленькое слово «ЗА», то долго любовался результатом своего труда.

Какое прекрасное слово получилось! Маленькое, удобное. Его легко будет и писать и произносить. Люди будут его говорить, рассказывая про предметы, которые находятся позади чего-то.

Потом Волшебник задумал посадить на своей грядке слово, которое говорят про предметы, которые находятся впереди чего-то. Но слово «ВПЕРЕДИ» тоже было очень большим и не умещалось на маленькой грядке с предлогами. Тогда

Волшебник снова принёс волшебные ножницы и стал думать, как же обрезать слово «ВПЕРЕДИ», чтобы оно стало покороче. В этот раз он отрезал только первую букву «В» и последнюю букву «И». Маленькое слово «ПЕРЕД», которое у него получилось, Волшебник посадил на грядку с предлогами.

Хоть и не очень маленькое слово, но и не длинное. Вполне умещается на грядке.

Так появился новый предлог «ПЕРЕД».

В – ПЕРЕД – И

Предлог «Перед» мы говорим тогда, когда предмет находится впереди чего-то.

«Сказка про падающую букву »

(предлог С)

Буква О и буква С подружились. Они говорили другим буквам:

Мы похожи, словно сёстры. Смотрите, какие мы обе круглые!

Остальные буквы замечали:

Но вы ведь не совсем похожи. У тебя, буква С, словно мышка кусочек круга съела. Помнишь стишок: « С – откусанная сушка».

Буква С очень обиделась. Её подружка буква О попыталась её защитить;

Мы вам сейчас докажем, что мы почти одинаковые. Раз мы круглые, значит умеем катиться.

И она быстро покатилась по мостику через пруд.

Но у буквы С не получилось покатиться. Она всё время останавливалась, застревала тем боком, где у неё не хватало кусочка круга. Кончилось тем, что буква С упала с мостика прямо в пруд.

Буква О огорчилась, но не оставила попытки доказать, что они с буквой С одинаковые. Когда её подружка высохла, она предложила ей новую игру:

Давай теперь не катиться, а крутиться.

Буквы отправились на спортивную площадку. Там О нашла что- то вроде палочки и начала крутиться вокруг неё, словно обруч.

Буква С тоже попробовала, но у неё ничего не получилось – она всё время падала. Совсем расстроившись, она расплакалась:

Все теперь будут надо мной смеяться, называть «падающей буквой»…

Буква О решила её утешить:

Не огорчайся! Я постараюсь почаще быть вместе с тобой, и тебе будет не так больно падать. Послушай: «клубок упал СО стола». Вот – мы с тобой вместе! Получилось маленькое слово «СО».

Буква С улыбнулась:

Совсем не больно!

Я могу и одна быть маленьким словом. Это так интересно. Послушай: птичка слетела С ветки, машина съехала С дороги, кот спрыгнул С дивана…

Так буква С узнала, что она может быть отдельным словом.

Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог « С» (или «СО»).

Сказка «Две Змейки»

(предлог ИЗ)

«В одном лесу жили две Змейки. Они были тонкие, длинные, красивые. Утром Змейки выползали из своей норы и грелись на солнышке. А по вечерам Змейки любили ползать в лесной траве и делать из своих гибких тел различные фигуры.

Однажды вечером за игрой двух змеек наблюдала мудрая сова. Она выглянула из дупла дуба, где жила уже много лет. Сова решила предложить змейкам новую игру. Она что-то достала из глубины дупла и вылетела из своего жилища.

Подлетев к змейкам, сова что-то положила в траву перед ними.

Я нашла это возле школы прошлой ночью, когда охотилась на мышей. По-моему, эти буквы очень похожи на вас. Если они вам понравятся, то я вам их подарю.

Змейки заинтересованно подползли к сове. Одна вытащила из травы букву И, другая – букву З .

Неужели мы похожи на эти палочки и завитушки?

Сова их уверила:

Очень похожи. Мне со стороны лучше видно. Вы ведь так хорошо умеете изгибаться!

Змейки, конечно, не знали, что это - буквы. Но, присмотревшись, они гибко выгнулись и улеглись рядом с буквами. Одна стала буквой И , другая превратилась в букву З .

Сова восхищённо захлопала крыльями:

Прекрасно! Из вас получилось маленькое слово – «ИЗ». Я немножко умею читать.

Змейки обрадовались и спросили:

А что это за слово такое – «ИЗ»? Мы его не знаем.

Знаете. Вот например, откуда я вылетела?

Из дупла.

А откуда вы выползаете утром?

Из норы.

Вот. А говорите, что не знаете этого слова. Оно маленькое, но очень нужное. В слове «ИЗ» две буквы и вас двое. Я вам его дарю. Оно совсем, как две змейки.

Если предмет находится внутри чего-то и оттуда движется или его достают, мы говорим маленькое слово «ИЗ».

Сказка «Две змейки»

(предлог ИЗ – ЗА)

Однажды к подружкам – змейкам прилетела сова. Она возбуждённо махала крыльями и вскрикивала:

Ах, проказники! Напугали меня.

Змейки стали её расспрашивать:

Кто тебя так напугал?

Проказники, зверята. Лечу я по лесу. Вдруг из-за сосны заяц как выпрыгнет! А из-за берёзы – лягушонок! А из-за малинового куста – медвежонок! И как начал реветь!

Медвежонок был в кустах малины?

Сова недовольно закрутила головой:

Вы не поняли. Не В кустах, а ЗА кустом. Они в прятки играли. Зайчонок спрятался за сосной, лягушонок – за берёзой, медвежонок – за малиновым кустом. Потом решили меня напугать – и как выпрыгнут! Зайчонок – ИЗ-ЗА сосны, лягушонок ИЗ –ЗА берёзы, а медвежонок ИЗ-ЗА куста.

Змейки стали просить сову:

Бабушка-сова, поиграй с нами. Мы тебя не напугаем, мы ведь не прыгаем, а медленно, красиво выползаем.

Сова долго не соглашалась:

Старенькая ведь я, не до игр мне. Ну, ладно. Если пугать не будете – давайте, поиграем.

Потом они долго играли. Змейки сначала прятались, а потом показывались то ИЗ-ЗА большого камня, то ИЗ-ЗА пня, то ИЗ-ЗА муравейника.

Предлог «ИЗ-ЗА» мы говорим тогда, когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда.

Сказка «Две змейки»

(предлог ИЗ – ПОД)

Однажды две подружки-змейки спали не в своей норе. Вечером они играли в прятки под ёлками – прятались друг от друга под густыми еловыми ветвями. А потом решили не возвращаться в свою нору, так под ёлкой и заснули.

Утром прилетела сова и стала звать их из норы:

Выходите, сони. Буква С опять упала с моста. Бедняжка лежит под мостом и плачет. Помогите мне её вытащить.

Змейки отвечали ей из-под ёлки:

Не шуми. Сейчас поможем.

Сова удивлённо заглянула в нору:

Откуда вы говорите?

ИЗ ёлки.

Сова увидела, что змейки выползают из-под ёлки и стала объяснять.

Нельзя так говорить. Маленькое слово «ИЗ» можно сказать, если бы вы были внутри чего-нибудь, а потом выползли. Вы же были ПОД ёлкой. Значит, выползли ИЗ-ПОД ёлки.

- Ну, хорошо. А где сейчас находится буква С ?

Буква С сейчас ПОД мостом. Мы должны её вытащить ИЗ-ПОД моста.

Так две змейки узнали про маленькое слово ИЗ-ПОД.

Мы говорим предлог «ИЗ-ПОД», когда предмет находится под чем-нибудь и его оттуда достали или он сам оттуда движется.


Суффиксы действительных причастий настоящего времени(Сказка)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

Мы, - говорят суффиксы – ущ – и – ющ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов I спряжения: скач[ут] > скачущие , по [ ют ] > поющие .

А мы, - говорят суффиксы – ащ – и – ящ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов II спряжения: слыш[ат] > слышащие , крас [ ят ] > красящие .

Причастие и радо: чем больше у его суффиксов условий-капризов, тем больше внимания со стороны отца Глагола. Так-то вот!

В качестве домашнего задания к следующему уроку предлагаю ученикам придумать продолжение сказки (по аналогии) о суффиксах действительных причастий прошедшего времени. На уроке выслушиваю детей, редактирую их сочинения. В результате коллективной работы получается следующее продолжение:

По примеру суффиксов настоящего времени начали капризничать и суффиксы прошедшего времени. Суффикс – вш – говорил:

Я такой неблагозвучный, просто плакать хочется. Поэтому очень хочу стоять рядом с гласными буквами. Их соседство утешает и радует. Присоединяйте меня только к основе инфинитива, оканчивающейся на гласную: обидеть > обидевший , посеять > посеявший .

А я, - сказал суффикс – ш –, – так и быть, буду присоединяться к согласным: везти > вёзший , нести > нёсший .

Когда мы изучаем страдательное причастие, продолжаем сочинять сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве появился на свет еще один ребенок Причастие. Но по характеру он был более спокойный, чем первый, мало того, постоянно «страдал», жаловался: «Ну почему меня все обижают?» И назвали его Страдательным Причастием. Но вот незадача: черты характера (суффиксы), хоть и покладистые, а условия выдвигают.

Мы, - говорят – ем – и – ом - , – суффиксы настоящего времени, можем образовать Причастие только от глаголов I спряжения: охранять > охраняемый , вести > ведомый , а суффикс - им - – только о т глаголов II спряжения: слышать > слышимый .

Так и повелось: каждый суффикс – со своим условием. И в прошедшем времени то же самое. Суффикс – нн – заявляет:

Мне нравятся только гласные А и Я, А – так как это первая буква алфавита, Я - так как это последняя буква. Вот к ним-то я и хочу присоединяться: сделать > сделанный ; засеять > засеянный .

А я, - сказал – енн – (- ённ -), - вообще не люблю гласные буквы, мне подавайте усечённую основу глагола: построить > построенный ; увидеть > увиденный ).

И только суффикс – т – посмотрел, послушал, да и говорит:

Присоединяйте меня к любой гласной букве, лишь бы красивое слово получалось: отбить > отбитый ; отнять > отнятый ; открыть > открытый .

Делать нечего. Как Причастию обойтись без суффиксов? Придётся их капризы выполнять.

Чтобы легче было запомнить суффиксы причастий, мы на заключительном уроке составляем таблицу.

Смотрите и запоминайте. Действительные причастияСтрадательные причастия

настоящее времянастоящее время

Ущ-,-ющ- (от глаголов 1спр.)-ем-(-ом-) (от глаголов 1спр.)

Ащ-,-ящ- (от глаголов 2спр.)-им- (от глаголов 2 спр.)

прошедшее времяпрошедшее время

основа инфинитива (г.б.) + -вш-основа инфинитива (а,я) + - нн-

основа инфинитива (с.б.) + -ш-основа инфинитива без суф.+ -енн-(-ённ-)

основа инфинитива + -т-

Сказка«Непроизводные и производные предлоги».

Жили- были в стране «Части речи» Предлоги. И было их много-много: одни красивые, нежные (у, о, на, по), а другие - не очень (из, с, через, об). И вдруг стало не хватать Предлогов. Пошли они к Великому Русскому Языку, взмолились:

О Великий Могучий Русский Язык, помоги нам, дай еще слова для предлогов!

Нет у меня лишних слов, все раздал,- отвечает Русский Язык.

Что же нам делать?- спрашивают Предлоги.

А вы идите к другим частям речи, попросите, может, кто-то и откликнется на вашу просьбу.

Пришли Предлоги к Глаголу.

Нет, не могу, самому слов недостает,- сказал Глагол.

Пришли к Имени Прилагательному.

Я то же не дам слова, они у меня такие красивые, жалко,- промолвило Прилагательное.

Как вы думаете, дети, какие части речи откликнулись на просьбу Предлогов? Какие части речи оказались добрыми и отзывчивыми?

Во-первых, это имя существительное. Оно подарило предлогам свои слова. Так появились следующие предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, наряду, насчет и другие.

Во- вторых, не поскупилось наречие: появились предлоги около, впереди, позади и другие. Деепричастие, само не очень богатое словами, и то выделило предлоги благодаря, спустя, несмотря на …

И возник вопрос: «Как различать «старичков» и «новичков»? И придумали: те предлоги, которые существовали издревле, будут называться «непроизводными», а те, которые появились позже, - «производными», так как они произведены из других частей речи (из существительных, наречий и деепричастий). Вот такая сказка.

Сказка »Почему мы говорим «носков» и «чулок»?

Жили - были носки и чулки. И вдруг начали они спорить: кто главнее?

Мы, - говорят носки.

Нет, мы,- возражают чулки.- Мы длиннее, значит, нужнее людям.

Спорили, спорили, пока их не услышал сам Русский Язык и не сказал:

Носкам я дам длинное окончание - ов, а чулкам - короткое – нулевое. Они станут одинаковыми по длине при морфемном разборе и перестанут спорить.

Так Русский Язык помирил носки с чулками.

Сказка об одушевленных и неодушевленных существительных

Такое удивительное Имя Существительное

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились иживотные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.

Но вернемсяк улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.

Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я– будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением.

Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.

Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

СКАЗКА о личных местоимениях

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.

Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.

Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:

Я, ТЫ. ОН, ОНА –

ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,

ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,

В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!

И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

(Загадка записана на доске)

ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,

ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.

– Что это такое? Догадались? (тень)

Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.

– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.

Как причастия появились...

Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу».

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:

Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида -совершенный и несовершенный.

А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о предлогах.
  2. Тренировать в умении согласовывать предлог с именем существительным.
  3. Развивать устную и письменную речь.
  4. Расширять активный словарный запас.
  5. Развивать интерес к предмету.
  6. Расширять знания о русском языке.

Оборудование:

  • Схема маршрута.
  • Рисунки: Иван-Царевич, Елена-Прекрасная, Баба-Яга в избушке на курьих ножках, ступа, Кащей Бессмертный, шкатулка с заданием, задания на карточках (шифровки), картинки с рисунками.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

1 ученик:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я!
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

2 ученик:

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

II. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня, ребята, мы будем закреплять тему предлоги. На прошлом уроке вы учились выделять предлоги из речи и писать их раздельно с другими словами. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний.

– Вы готовы к работе?

– Тогда сказка начинается !!!

III. Минутка чистописания.

Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданной стране.”

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он– на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание.

Справится с ним Иван, значит, удержится на веревке и перейдет через реку.

– Поможем Ивану-Царевичу?

Учитель: Открыли тетради, записали число. Классная работа. Тему урока.

Задания на веревочке такие:

1. Какая часть речи повторяется в словах: на берегу, на веревочке, на мосту -на.

– Как пишутся предлоги со словами?

– Надо красиво прописать этот предлог – 1 строчку, с секретом.

на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на

2. Надо прописать предлог “на” со словами:

2 строчка – на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке

– Вспомните “правила написания секретика”.

– Что же надо знать о предлогах?

IV. Словарная работа.

Учитель: Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга.

Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Но сначала помоги мне разобраться с этими словами”.

– Поможем, ребята?

На доске: (на) м... розе (в) ин.е (с) к...ньками (без) с...лазок (по) гол...леду

– Надо вставить пропущенную букву в словах и раскрыть скобки, в скобках записаны предлоги.

– Что надо помнить о предлогах?

К доске 1 ученик: Рядом записать правильно слова. Выделить ударную гласную, подчеркнуть безударную. Проверка, (с помощью сигналов)

– Для чего служат предлоги?

– Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами.)

– Что можно сказать об этой группе слов? (оценить!)

V. Работа по теме.

Учитель: “Вот теперь” – говорит Баба-Яга, – “могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кашею”.

“Нет”, – говорит Иван-Царевич, – “Мне надо скорее”.

– Дай мне лучше ступу свою.

– Что же, бери. Да только, чтобы она взлетела, надо выполнить следующее задание:

– Найди ошибки, которые допустил при письме Незнайка.

Читает учитель (написано сзади ступы).

Наполянке, утропинки
Пробиваются травинки.
Сбугорка ручей бежит,
А поделкой снег лежит
Б. Заходер

– О каком времени года говорится?

– Какие же ошибки допустил Незнайка?

– Какое правило надо знать?

Задание: – Выпишите эти слова с предлогами правильно. Подчеркните орфограмму. Проверка с помощью сигналов. 1 ученик читает –

На поляне, у тропинки, с бугорка, под елкой.

VI. Индивидуальная работа.

Учитель: " Молодец! Иван-Царевич! Я открою тебе два секрета Кащея.

1) Игла, в которой заключена смерть его хранится в шкатулке под троном. Открыть эту шкатулку можно, выполнив задание написанное на ней.

2) А чтобы войти во дворец Кащея, надо справится с замком, на котором много цветных кнопок.

– Как с ним справится зашифровано на трех карточках

– Поможем Ивану-Царевичу?

(Учитель раздает 3 перфокарты ученикам). Ребята приступают к работе.

VIII. Физкультминутка.

Легкие прыжки – 1, 2, 3
Мелкие шажки – 1, 2, 3
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3
Мягкая посадка – 1, 2, 3

IX. Упражнения на правописание предлогов.

Учитель собирает перфокарты у трех уч-ся, работавших индивидуально.

Учитель: Увидел Кащей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка:

Нажать желтую кнопку. (Учитель демонстрирует перфокарты.)

Оценка учащихся за перфокарты.

Учитель: Иван-Царевич появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец?

– Давай мирно договоримся. Выполни всего одно задание мое. Выполнишь – забирай Елену-Прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плеч долой!”

– Делать нечего, согласился Иван.

Задание такое, говорит Кащей:

– Посмотрите на предметы, которые здесь изображены. Надо записать их вместе с предлогами I вариант II вариант

– Какое правило надо помнить

– Что такое предлог?

X. Закрепление изученного.

Учитель: – Выполнил Иван-Царевич задание, но не захотел Кащей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке той – задание:

– В данном предложении указать изученные части речи. Подчеркнуть главные члены предложения.

Иван сделал доброе дело.

– Как вы понимаете это предложение? Оценка.

– Выполнил Иван-Царевич задание, в тот же миг шкатулка и открылась.

Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена-Прекрасная.

Поблагодарила его Елена-Прекрасная, и отправились они в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

XI. Подведение итогов

1) – Какую пользу принес вам этот урок?

– Достигли ли вы своей цели?

2) Оцени свою работу на уроке знаком “+” (у детей перфокарты с записанными словами) :

– внимательно слушал – активно работал,
– рассуждал,
– правильно отвечал,
– проявлял старание,
– красиво писал,
– усвоил тему урока.

3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7?

4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка?

5) Кто на уроке работал на 5, 4, 3?

ХП. Награждение.

– Все сегодня на уроке старательно работали.

Иван-Царевич за активную помощь ему награждает вас своим орденом – орденом своего царства.

– Спасибо вам, ребята за урок!

XIII. Домашнее задание.

Из любимой сказки выписать 5 слов с предлогами.

Чтобы грамоте учиться,
Очень нужно потрудиться,
И, добиваясь всех похвал,
Надо, чтобы ты все знал!

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу познакомить вас с творчеством моего старшего сына. Сейчас он студент, но когда-то и он был школьником и писал свои сказки, как вариант творческого сочинения.
Буду рада, если кому-то из вас, учителей, его сказки пригодятся.

Сказка "Выборы"
В стране Портфель, в городе Русский язык, на улице Части речи, проходили выборы нового главы города.
Глагол сказал:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу бегать, ездить, плавать и прочие вольности.
Прилагательное объявило:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу писать в школе пастой красного, черного, зеленого, фиолетового и оранжевого цвета.
А существительное прочитало в книге о том, что «40 % слов - существительные», значит, выбирайте меня и я оправдаю ваше доверие.
Знаки препинания, части речи и четыре депутата: Орфография, Пунктуация, Лексика и Фразеология выбирали нового главу города и 40% выбрали Имя Существительное, а по 30% выбрали Имя Прилагательное и Глагол.
Поэтому большинством голосов выбор пал на Имя Существительное, оно было признано главнее всех и стало Главой Города.

"Сказка о предлоге"
Предлог, единственный сын Имени Существительного и Наречия, учился в школе, с названием «Учиться, вперед пригодится» (сокращенно «УВП»), в третьем классе «Б». Учился он хорошо, и учитель Глагол Глагольевич им очень гордился, но одноклассники его недолюбливали, особенно Деепричастие и братом Причастием.
Они постоянно делали ему всякие пакости, один раз даже пасту в его ручке заменили на красную. Но Глагол Глагольевич понимал Предлога, и хотел помочь ему с одноклассниками. И помог! Один раз даже сделал его старостой, но весь класс взбунтовался, кроме его соседки по парте Категории Состояния. И она сказала, что уйдет из этой школы и всем будет её не хватать. А она была самой нужной ученицей в классе, так как отвечала за изготовление стенгазеты.
Вот таким образом Предлог стал старостой, а Категорию Состояния сделал своим заместителем, но она по-прежнему отвечала за стенгазету и была в составе редколлегии.
Но вскоре его жизнь изменилась, у него появились брат и сестра: Частица и Междометье – близнецы, которые были похожи друг на друга, только у Частицы волосы были светлые, а у Междометья – темные.
Предлог любил сидеть с ними, играть, читать и придумывать сказки, но Частица любили сказки с принцессами и принцами, а Междометье с драконами и динозаврами. И Предлогу приходилось придумывать сказки, угождая обоим близнецам.
А когда в школе узнали, что у Предлога появились близнецы, стали ему во всем помогать, потому что была традиция: почитать тех, у кого родственников больше.
Потом близнецы выросли, у них появились дети….но, это уже другая история.
А Предлог стал всем необходим и его никем нельзя было заменить. Поэтому он всегда был нарасхват.

Перед царством буквы Ц, за рекой Алфавитной, на горе кор­ней Гар и Гор лежала страна предлогов. В ней жило много пред­логов, построивших себе домики в разных частях горы. За по­строил себе домик за горой, На построил домик на горе и т. д. Предлоги очень часто ссорились с существительными. Как толь­ко встретятся, сразу лезут в драку. А если существительные ви­дели, что их друзей обижают, то сразу же заступались за них. Предлоги жили между собой неуютно и очень радовались, когда их друзей обижали. Но однажды существительные очень силь­но поссорились с предлогами и захотели проучить их: они ре­шили, что будут составлять предложения без противных За, На, Над, Под, В и От.

Предлоги же в свою очередь решили никогда не помогать су­ществительным. Но вскоре существительные поняли, что без предлогов им не обойтись, так как предложения без них полу­чались некрасивыми и непонятными. В это время предлоги тоже поняли, что скучно жить без соседей.

Когда они все помирились, решили, что больше никогда не будут ссориться. Так они и живут по сей день: никогда не ссо­рятся, но всегда пишутся отдельно.

Сказка-сочинение на тему: Лингвистика


На этой странице искали:

  • сочинение на тему лингвистика
  • лингвистическая сказка про предлоги
  • сказка про предлоги
  • лингвистическая сказка о предлогах
  • сочинение на тему предлоги