Болезни Военный билет Призыв

Правила синонимы антонимы. Синонимы. антонимы в русском языке

План-конспект открытого урока русскому языку

на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.

Предмет: Русский язык

Тема урока: синонимы и антонимы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.

Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.

Оборудование урока: у чебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.

Этап урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

II .Повторение изученного. Актуализация знаний.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.

(На доске буквы: г у р щ д ц )

Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Эта буква обозначает гласный звук.

Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Какая орфограмма в этом слове?

Парная согласная в корне слова.

Проверка друг - нет друга.

- Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

- В толковом словаре.

Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию.

Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг».

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

(на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы ).

Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь).

III .Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению . (запишите их в тетрадь возле слова друг)

Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.

Как такие слова называются …(синонимы.)

Слова близкие по значению.

синонимы .

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте).

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг ,

А деревьям друг .

- Что общего у этих слов?

- Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.

- Такие слова называются …(антонимы.)

Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы .

IV .Формирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тема урока?

- Слова синонимы и антонимы.

-Какая цель нашего урока?

Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Работа с учебником: с.42 правило читаем.

После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.

V .Открытия нового знания.

По вариантам выполняем задание:

I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)

II – вариант подбирает синоним к слову

грустить (печалиться) . Записываем в тетрадь.

Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания .

-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?

Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные.

Существительные, прилагательные, глаголы.

Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д.

VI .Физминутка.

Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним):

1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат).

2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся.

VII .Закрепление учебного материала.

Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет.

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов.

Закрепление.

Учебник стр. 44 упр. 73.

2 первых предложения записывают мальчики;

2 следующих предложений записывают девочки.

Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке.

Проверяем правильность выполнения задания с доской.

- Какой ещё мы можем сделать вывод?

Есть более точные синонимы.

-Все справились с заданием, покажите мне знаком?

Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания.

Самостоятельная работа.

С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)

- Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Замените.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-».

- Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы?

Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Синонимы и антонимы.

- Какую задачу мы перед собой ставили?

Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.

- Научились?

Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили:

у кого все «+», поднимите красный листочек.

у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек.

у кого одни «-», поднимите зеленый листочек.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

IX .Домашнее задание.

Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72.

Только представьте на минуту, что в русском языке нет слов, близких по значению. Например, был бы только нейтральный глагол «идти», и все. Вот и попробуйте после этого рассказать читателю, как шел человек: плелся он, брел или вышагивал. Именно во избежание повторов одного и того же слова, для возможности выразить эмоции или дать характеристику явлению и есть в нашем языке антонимы и синонимы. О них и пойдет речь.

В переводе с греческого синонимы (одноименные) - это такие слова, которые:

  • не совпадают по звучанию;
  • тождественны по смыслу;
  • имеют одинаковые ;
  • часто разнятся по стилистической окраске.

Например: муж - супруг, друг - товарищ, отчизна - родина.

Синонимы объединяются в ряды, которые со временем могут существенно меняться. Это связано с тем, что язык постоянно развивается, слова теряют старые и приобретают новые значения. Вспомним поэзию XIX века. Еще у Пушкина можно было встретить «мечту», которая обозначала мысль, а определение «щепетильный» равнялось «галантерейному».

Для использования на практике языковых богатств можно обратиться к специальным словарям, в которых поясняется, что такое синонимы и антонимы в конкретных случаях, их семантические ряды собраны воедино. Именно из них можно узнать: почему «роза» и «цветок» не являются близкими по значению, как и «дом» с «квартирой» не могут стоять в одной цепочке.

Синонимы, в ряд!

Несколько слов с близким значением образуют смысловое гнездо. Сравните: дорога - путь - направление - шоссе - автострада - гравийка - бетонка. А может синонимический ряд состоять и только из мальчик - мальчуган, малец.

Как правильно выстроить смысловую цепочку, зная, что такое синонимы и антонимы? Прежде всего, на первом месте в ряду должна стоять доминанта (господствующий), то есть опорное слово, имеющее нейтральную стилистическую окраску. Все остальные становятся за ним, уточняя и расширяя его значения, придавая ему эмоциональную характеристику. Например: любимый - дорогой, желанный, родимый, родной, ненаглядный.

В синонимический ряд могут быть включены фразеологизмы (устойчивые сочетания, крылатые выражения) и слова в предложно-падежной форме (с предлогом): жадный - скупой, все мало, руки загребущие, снега зимой не выпросишь и т. д.

Словарный запас русского языка настолько велик и стилистически гибок, что все антонимы, синонимы и омонимы в нем не имеют застывшего и строгого употребления, они постоянно меняются, делая речь живой и образной.

Типология по схожести

Близкие по значению слова имеют свою классификацию по степени смысловой аналогии.

  • Дублеты - полные синонимы. Как правило, они связаны с научными терминами, с их параллельностью обозначений: орфоэпия - произношение, предикатив - сказуемое. К ним же относятся и некоторые однокоренные слова: пренебрегать - пренебречь.
  • Идеографические (смысловые) синонимы различаются оттенками значений: мокро - влажно, сыро. Стоит отметить, что признак в этих примерах проявляется по-разному, то есть степень содержания жидкости в характеристике неодинаковая.
  • По экспрессии и эмоциональной оценке выделяют стилевые синонимы и лоб (нейтральный) - чело (высокий) - лбище (сниженный).
  • Слова, близкие по значению, но имеющие отличия и по стилю, и в семантике являются семантико-стилистическими синонимами. В русском языке преобладают именно они.
  • В рамках одного текста, предложения можно встретить выражения, которые только здесь являются близкими по смыслу. Это (их называют еще ситуативными или авторскими). Например, в стихотворении Анны Ахматовой в одном четверостишии через запятую стоят «верста», «миля», «километры». Понятно, что эти слова обозначают разное расстояние, но в данном контексте у них одно значение - измерение пространства.

Что такое синонимы и антонимы с функциональной точки зрения

Как уже говорилось выше, без многозначности смыслов наша речь была бы тусклой и неинтересной. Именно синонимы и антонимы позволяют точно выразить мысль и отношение к любым явлениям. Как удается это сделать при помощи слов, близких по значению, рассмотрим подробнее.

  • Уточняем или просто добавляем недостающий смысл: Он тихо шел, вернее, плелся .
  • Замещаем. Таким образом избегаем тавтологии (повтора одного и того же слова): В комнату вошла соседка, женщина выглядела подавленной.
  • Эвфемизируем. Бывает необходимость в неточном обозначении реальных вещей. Мы часто слышим, что директор «задерживается» (но понимаем, что просто опаздывает). Иногда легче сказать, что человек «недалек», чем прямо дать оценку: «глуп».
  • Противопоставляем. Этим приемом подчеркивается разница: Он не бежал, а несся как стрела.

Противоположное значение

Мы достаточно подробно рассказали, что такое синонимы, и антонимы теперь будет понять легче. Прежде всего, они проявляются в парном употреблении, только в этом случае обнаруживается их противоположная сущность.

Антонимические отношения основываются на лексическом значении понятий, находящихся в одном кругу явлений. Если слово многозначно, значит, и противоположных ему значений может быть столько же.

Антонимы не могут иметь:

  • имена собственные и конкретные существительные: тетрадь, квартира, институт;
  • большая часть местоимений и числительные;
  • гендерные обозначения (половой признак): девушка и юноша, дочь и сын, дедушка и бабушка;
  • слова, имеющие ярко выраженную стилистическую окраску: ланиты, отчизна, перл.

Структура, виды и употребление антонимов

Противоположное значение могут выражать слова, имеющие один корень: зашел - вышел, воля - неволя, а также и с совершенно разными: злой - добрый, темный - светлый.

Среди антонимов выделяют два вида:

  • языковые, которые находятся в словарном составе: утро - вечер, больной - здоровый;
  • контекстуально-речевые (авторские), когда противоположность обнаруживается только в рамках данного предложения: лучше казаться глупцом, чем врагом.

Использует русский язык синонимы и антонимы во всех стилях речи, наиболее необходимы они для разговорного и художественного. Очень часто на них построены пословицы и поговорки, их можно встретить в названиях произведений.

Такие фигуры стилистики, как антитеза и оксюморон строятся на противопоставлении и сопоставлении антонимических значений. Первое выразительное средство мы встречаем в названии романа Тургенева «Отцы и дети» или рассказа Чехова «Толстый и тонкий», также вспомните «Войну и мир» Толстого.

Вторая фигура строится на совмещении несовместимого: громкая тишина, оглохнуть от тишины. Оксюморон встречается и в заголовках художественных произведений: «Живой труп» Толстого, «Мертвые души» Гоголя.

Кроме синонимов и антонимов, есть в нашем языке еще паронимы и омонимы. Они не менее интересны и выразительны. Но об этом в следующий раз.

Презентация «Синонимы, антонимы, омонимы » Разработал Аммосов Толя ученик 3 «в» класса МОБУ СОШ № 17 г. Якутск

Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы). Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница, смелый - храбрый. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов, например: красный - алый - багряный - багровый.

Анто́нимы (греч. «против») - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Примеры: плохой - хороший, ложь - истина, живой - мёртвый. черный белый Быстрые кони Черепаха медленная Лев большой, а кошка маленькая

антонимы, выражающие разную направленность действий, признаков, общественных явлений и т. д. Примеры: войти - выйти, спуститься - подняться, зажечь - потушить, слова, описывающие одну и ту же ситуацию с точки зрения разных участников. Примеры: купить - продать, муж - жена, преподавать - учиться, проиграть - выиграть, потерять - найти. По структуре антонимы бывают: разнокорневые (вперёд - назад); однокорневые - образуются с помощью приставок, противоположных по смыслу: входить - выходить, либо с помощью приставки, прибавляемой к исходному слову (монопольный - антимонопольный). С точки зрения языка и речи антонимы разделяют на: языковые (узуальные) - антонимы, существующие в системе языка (богатый - бедный); речевые (окказиональные) - антонимы, возникающие в определённом контексте (чтобы проверить наличие данного типа, надо свести их к языковой паре) - (золотой - полушка медная, то есть дорогой - дешевый). Они часто встречаются в пословицах. С точки зрения действия антонимы бывают: соразмерные - действие и противодействие (вставать - ложиться, богатеть - беднеть); несоразмерные - действие и отсутствие действия (в широком смысле) (зажечь - погасить, думать - раздумать

Слова, описывающие одну и ту же ситуацию с точки зрения разных участников - Учитель учит (преподает) – ученик учится (получает информацию)

Омонимы Омо́нимы (др.-греч. - одинаковый) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. Термин введён Аристотелем. Не следует путать с омофонами, омографами и паронимами. Омонимия - это случайное совпадение слов, Например, в словах « коса » (инструмент) и « коса » (причёска). Совпадающие слова, относящиеся к разным частям речи, все или почти все российские лингвисты безусловно относят к омонимам. Примером таких омонимов являются «течь» (протекать) и «течь» (протекание).

3: Коса - у девушки на голове; коса - орудие для покоса; коса - длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса). 7: Ключ - музыкальный знак; ключ - от двери; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ; ключ - информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; ключ - подсказка, шпаргалка, ответ на задание, ключ - замыкающее устройство в электрической цепи 3: Бабочка - насекомое; галстук-бабочка; нож-бабочка. 2: Лук - растение; лук - оружие. 3: Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т. д.); ручка - человеческая рука; ручка - дверная ручка. 4: Кисть - связка верёвок; кисть - руки; кисть - ягод (кисть рябины); кисть - кисточка (для рисования). 2: Рысь - бег (напр. лошади); рысь - животное. 4: Тройка - лошадей; тройка - отметка; тройка - судебный орган НКВД; тройка - костюм.

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. Коса косит траву. Длинная коса – девичья краса

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. 2: Мир - вселенная; мир - отсутствие войны, вражды. 2: Вестовой - подающий весть, сигнал о чём-нибудь; вестовой - в армии: рядовой для посылок по делам службы. 3: Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои); балка - длинный овраг; балка и балка - лексические омонимы. 2: Киви - фрукт; киви - птица. 2: Зебра - зверь; зебра - пешеходный переход. Косил косой косой косой (известная проблемная фраза для иностранцев).

Синонимы - слова, принадлежащие к одной части речи, различные по написанию и произношению, но со схожие по лексическому названию (веселый - радостный).

Антонимы - слова, принадлежащие к одной части речи, различные по написанию и произношению, имеющие прямо противоположные лексические значения. (веселый - грустный).

Синонимичные существительные: веселье - радость, луна - месяц, доктор - врач.

Существительные-антонимы: минус - плюс, зло - добро, жара - стужа.

Имена существительные - группа слов, которые дают названия людям, предметам, абстрактным понятиям, явлениям природы и т. д. Существительные отвечают на вопросы кто? или что? Среди имен существительных выделяют различные подгруппы по значению слов. Среди таких подгрупп синонимы и антонимы.

Что такое синонимы и антонимы

Синонимы - слова, значение которых очень похожее. Слова при этом звучат и пишутся по-разному и не имеют ничего общего. Например, беда и печаль, доктор и врач. Эти слова имеют совершенно одинаковые значения и могут употребляться в одинаковых ситуациях. Такие синонимы называются абсолютными.

Кроме абсолютных существуют частичные синонимы. Например, горячий и жаркий. Описывая погоду мы может сказать и "горячая погода" и "жаркая погода", но со словом "чай" мы можем поставить только "горячий чай". "Жаркий" в данном случае будет звучать глупо.

Также синонимами могут быть слово и словосочетание. Например, утро - начало дня. В данном случае одно слово "утро" можно заменить двумя словами без потери смысла.

Употребляются синонимы тогда, когда в тексте нужно избежать постоянного употребления одних и тех же слов.

Антонимы - слова с противоположным значением. В отличие от синонимов, антонимы могут иметь абсолютно разное написание, но могут и быть однокоренными словами. К первым можно отнести слова "черный" и "белый". Ко вторым можно привести пример "правда" и "неправда".

Стоит также упомянуть, что синонимы образуют синонимический ряд, в котором может быть неограниченное количество слов. Например, чепуха, вздор, ерунда, чушь, глупости... Антонимы же образуют только пары: тяжелый - легкий, добрый - злой, сильный - слабый.

Примеры синонимов и антонимов

Чтобы лучше понять разницу между синонимами и антонимами, рассмотрим несколько примеров:

  • день - ночь - слова могли бы считаться синонимами, ведь обозначают часть суток, но это антонимы, так как день - светлая часть, ночь - темная часть;
  • озеро - пруд - синонимы. Между озером и прудом есть разница, но эти водоемы очень похожи и слова относятся к синонимам;
  • космос - Вселенная - синонимы;
  • шум - тишина - антонимы.

— слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность ), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы ).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий ).

Синонимы объединяют в синонимические ряды . Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта - это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный , отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами ».

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения . Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог - спрут, лингвистика- языкознание, доказательство - аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный );
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы ).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы : очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души .

Антонимы

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход - выход, большой - небольшой, сжать - разжать) и разнокорневыми (атака - оборона, твёрдый - мягкий, терять - находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет . 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано) . Чуть свет (едва начало рассветать) . Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей . 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова - лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы , или омоформы - слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) - три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) - знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы , или омофоны - слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный - косный; лиса - леса; пруд - прут, кампания - компания .
  3. Графические омонимы , или омографы - слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок - замОк; бОльшим - большИм; крУжки - кружкИ; бЕлки - белкИ; пАрить - парИть.

Конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы «. Следующая тема: