Болезни Военный билет Призыв

Правая рука босса или «серый кардинал». Примеры из истории

Даже люди с солидным стажем и богатым опытом, накопленным за долгие годы трудовой деятельности, при переходе на новое место работы испытывают чувство волнения, тревоги, неуверенности. Что же говорить о новичках, впервые в жизни переступающих порог учреждения, которое отныне должно стать их вторым домом? Естественно, что в голове у них помимо вопроса: «А достаточно ли у меня знаний, справлюсь ли я?» роятся и вопросы другого рода: «Как вести себя? Как и что говорить? Как расположить к себе или, по крайней мере, не настроить против себя начальство и своих будущих коллег?»

Ответы на эти вопросы в каждом конкретном случае будут звучать по-разному. Ведь это зависит как от конкретного коллектива с его сложившимися традициями и системой взаимоотношений, в том числе и неформальных, так и от личностных качеств самого «новобранца». Тем не менее, можно назвать ряд общих правил, которых нужно придерживаться, чтобы успешно «вписаться» в коллектив, найти и занять свое место в нем.

Этим мы сейчас и займемся.

С самого начала следует наметить стратегию своего поведения на новом месте и в дальнейшем следовать ей, внося по ходу дела некоторые коррективы. Оставим в стороне сугубо профессиональные качества: знания, умения, навыки, и обратимся к аспектам, носящим скорее социальный, психологический, этический характер.

I. Знакомство с коллективом

Поскольку вам предстоит работать в коллективе с уже устоявшимися традициями и сложившимися взаимоотношениями, ваша задача – влиться в него и занять свое место, не нарушая действия этого хорошо отлаженного механизма.

В крупных компаниях имеются менеджеры по персоналу, которые помогут вам освоиться на новом месте, снабдив первичной информацией. В не столь многочисленных коллективах присмотритесь к сотрудникам и постарайтесь сами найти себе такого помощника. Это может быть человек, исполняющий работу, схожую с вашей, или человек, пришедший сюда незадолго до вас. Возможно, вам посчастливится сблизиться с кем-то из коллег на основе общих интересов или свойств характера. К тому же в любом коллективе есть свои неформальные лидеры, неплохо было бы установить контакт и с ними. Наконец, встречаются люди с задатками «шефа-наставника», любящие опекать молодежь. Не отказывайтесь от их помощи.

II. Проявите свои лучшие качества и заинтересованность в работе

Покажите своим новым коллегам, что вы ответственно относитесь к порученному вам делу, что вы человек аккуратный, дисциплинированный, что на вас можно положиться. Однако делать это нужно не в подчеркнуто демонстративной манере, а скромно и ненавязчиво.

Приходите на работу немного раньше положенного и не срывайтесь с места сразу же по окончании рабочего дня. Задержитесь на несколько минут, чтобы, например, навести порядок и подготовить свое рабочее место к началу следующего дня.

Внимательно прислушивайтесь к тем советам и замечаниям, которые адресованы вам, благодарите за них и всегда принимайте к сведению, даже если они кажутся вам пустыми придирками.

Пока вы еще не освоились со своей работой, не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать коллег и своего непосредственного начальника. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность в общем деле.

Вы приспосабливаетесь к коллективу, но и коллектив изучает вас. Поэтому не следует путать настороженное отношение с недоброжелательством. Относитесь к критическим замечаниям, как к помощи со стороны более опытных коллег.

Вместе с тем нужно учесть, что в некоторых коллективах имеет место такое отношение к новичкам, когда их стремятся использовать в качестве «мальчика на побегушках», заставляя выполнять стороннюю работу, не входящую в их прямые обязанности. Такие попытки нужно пресекать в самом начале, так как сделать это после будет гораздо сложнее. Твердо, но вежливо, не вступая в конфликт, отклоняйте подобные притязания.

III. Два «ведущих» принципа

Первое время, пока еще начальство и коллектив пытаются «раскусить» вас, постарайтесь держаться скромно и «не высовываться». Последнее выражение звучит грубовато, но именно таким и должен быть стиль вашего поведения. На это указывал еще Гёте, чье авторитетное мнение вполне согласуется с высказыванием современных психологов.

Не старайтесь оспаривать чье-либо мнение или активно вмешиваться в текущие процессы, не пытайтесь разрушить или изменить отношения, сложившиеся в коллективе задолго до вашего появления в нем. Не выступайте с критикой в адрес старых работников и начальства, даже если совершенно очевидно, что они не во всем правы.

Впоследствии, когда вы вживетесь в коллектив, завоюете его доверие и уважение, вы сможете внести конструктивные изменения в работу вашего учреждения, но на первых порах ограничьтесь тем, чтобы добросовестно делать порученное вам дело и присматриваться к жизни коллектива, к тем явным и «подводным» течениям, которые могут вынести вас на поверхность, но могут и утянуть на дно.

Второй важный принцип – избегайте крайностей, соблюдайте чувство меры во всем. Плохо прослыть лентяем, но не следует и подчеркнуто демонстрировать свое неуемное рвение, чтобы не прослыть «выскочкой». Даже в манере одеваться постарайтесь не слишком выделяться из окружения, сохранив, в то же время, некоторые детали, оттеняющие вашу индивидуальность. В еще большей степени это можно отнести к манере общения.

IV. Правила общения в коллективе

Пожалуй, этот аспект представляет наибольшие трудности для новичка. Но именно он, в первую очередь, определяет, какое о вас сложится мнение, и как в дальнейшем станут к вам относиться ваши коллеги, будет ли это содействовать взлету вашей карьеры, или же приведет к невозможности дальнейшего пребывания в данном коллективе.

С самого начала внимательно присматривайтесь к своим коллегам и постарайтесь найти индивидуальный способ общения с каждым из них.

Постарайтесь запомнить всех по именам. В одних местах принято обращение друг к другу по имени-отчеству, в других – только по имени, в некоторых официальных случаях – по фамилии. Не нарушайте этих традиций.

Не будьте фамильярны, даже если собеседник, казалось бы, дает вам к этому повод. Слишком незначительный срок, проведенный вами в стенах данного учреждения, еще не дает вам права на панибратские отношения.

Не уклоняйтесь от разного рода «неформальных» обычаев и мероприятий. Если на вашей работе существует обычай знакомства с новым работником, например, за чашечкой чая с тортом, не разочаровывайте своих будущих коллег, доставьте им эту радость, устроив небольшое чаепитие после первой зарплаты.

Если в коллективе нет единства, придерживайтесь нейтральной позиции. Не стремитесь встать на чью-либо сторону, заняв непримиримую позицию по отношению к оппонентам: ведь вам еще не известны все скрытые причины подобного раскола и вы можете легко и непоправимо ошибиться.

В этот период предпочтительнее больше слушать и меньше высказываться. Если окружающие поинтересуются вашим мнением, лучше скромно начать: «Мне кажется...», – и дальше изложить свои мысли в неагрессивной манере.

Совершенно недопустимо принимать участие в сплетнях и пересудах, которые порой ведутся за спиной «осуждаемого».

Воздержитесь от того, чтобы давать советы старым работникам, даже если вы ясно видите свое профессиональное превосходство.

Пока вы не обзаведетесь близкими друзьями, старайтесь не докучать своим собеседникам нескромными вопросами по поводу их личной жизни, не лезьте в их душу, но и сами не раскрывайтесь полностью. Ведь вполне возможно, что ваши взаимоотношения в дальнейшем потекут по иному руслу и вам или вашему собеседнику придется пожалеть о своих откровениях.

Воздержитесь от праздных вопросов, а если узнать что-то необходимо, выберите для этого момент, когда человек не занят своей работой и может уделить вам минуту-другую.

Наконец, чтобы расположить к себе окружающих, будьте всегда доброжелательны, приветливы, отзывчивы. Почаще улыбайтесь. Реагируйте на все спокойно, с чувством юмора. Покажите себя готовым к восприятию критики и к устранению собственных недостатков. Не замыкайтесь в себе или в узком кругу «избранных», будьте открыты любым контактам. Все эти, казалось бы, сами собой разумеющиеся советы, помогут вам быстро «вписаться» в новый коллектив, стать в нем своим человеком, а возможно, и найти себе новых друзей.

В заключение стоит остановиться еще на одном вопросе. Как показывают проведенные исследования, период адаптации занимает обычно около трех месяцев. Не стоит растягивать его на больший срок. Указанного периода вполне должно хватить на преодоление всех трудностей и утверждение в коллективе на правах равноправного члена. Если же этого не произошло, если вам так и не удалось стать «своим человеком», – тут возможны два варианта выхода из сложившегося положения.

Попробуйте проанализировать свое поведение и, если обнаружите какие-то ошибки и промахи со своей стороны, исправить их. Хотя теперь сделать это будет труднее, но все же возможно.

Если же вы в принципе не согласны с положением дел в компании, если вы не можете реализовать свои знания и силы, если вам чужда сама атмосфера, царящая в данном коллективе, – в таком случае лучше сменить место работы.

Этот тест поможет вам разобраться, какое место вы занимаете в коллективе, насколько ценят вас ваши коллеги и как относится к вам начальство. Выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос.

Вопросы
1. Вы решили посещать спортивный клуб, потому что там занимаются ваши коллеги. Как долго вы будете его посещать?
а) с упорством будете добиваться лучших показателей;
б) все зависит от настроения;
в) не продержитесь и недели.
2. Если кто-то попытается влезть в очередь перед вами, что вы сделаете?
а) выразите свое недовольство;
б) промолчите, но не пропустите;
в) пропустите свою очередь, проклиная свою застенчивость.
3. Ваши коллеги начали спорить о вопросе, в котором вы отлично разбираетесь. Как вы себя поведете?
а) поможете коллегам разобраться;
б) не станете вмешиваться, пока не спросят вашего мнения;
в) останетесь в стороне, потому что уверены, что ваше мнение никого не интересует.
4. На улице к вам обращается с вопросом корреспондент телевидения. Ваша реакция?
а) спокойно ответите на вопросы;
б) будете разговаривать, только если тема вам интересна;
в) откажитесь от разговора.
5. Парикмахер предложил вам попробовать новую стрижку. Согласитесь ли вы на эксперимент?
а) полностью доверитесь мастеру;
б) только если вы сами придумаете стрижку;
в) останетесь верны привычной стрижке.
6. На работе вам поручили важное дело, выполнение которого зависит только от вас одного. Будете ли вы волноваться по этому поводу?
а) нет, любое задание вам по силам;
б) все зависит от того, что вам предстоит сделать;
в) да, постараетесь отказаться от задания.
7. На какое время вы запланируете важную встречу?
а) на раннее утро;
б) на вторую половину дня;
в) узнаете у собеседника, когда у него будет свободное время для встречи с вами.
8. Вы занялись интересным для вас делом, но вам нужно завершить работу с бумагами. Ваши действия?
а) работа важнее всего;
б) доделаете свое любимое дело до конца, а потом приметесь за работу;
в) будете заниматься своим личным делом.
9. Вы дали другу почитать вашу любимую книгу, а он возвратил ее безнадежно испорченной. Что вы предпримете?
а) не станете делать из этого трагедии;
б) потребуете компенсации;
в) промолчите, но больше никогда ему ничего не дадите.

Инструкции
За каждый ответ под буквой «а» поставьте себе 1 балл, «б» – 2 балла, «в» – 3 балла. Суммируйте полученные баллы.

Результаты теста
До 13 баллов. Вы незаменимый человек в коллективе. Ни один важный вопрос не решается без вашего непосредственного участия. Вы с легкостью справляетесь с любыми заданиями руководства. При полной загруженности вы еще успеваете дать дельный совет тем, кто в нем нуждается. Вы – лидер по своей природе. Вас часто задействуют в новых проектах, так как вы легко ориентируетесь в незнакомой обстановке и быстро реагируете на меняющиеся обстоятельства. Вы уже давно завоевали авторитет среди коллег, и у начальства вы на хорошем счету.
13-20 баллов. Вы обладаете определенной амбициозностью, но вам не хватает целеустремленности. Вы никогда не откажетесь от нового задания, но и особого энтузиазма не будете проявлять при его выполнении. Коллеги вас уважают, но за советом обращаются редко. Вы не являетесь для них авторитетом. В ближайшем будущем продвижения по службе не предвидится. Вы добиваетесь уважения и признания не напором и быстротой, а усидчивостью и верностью компании. Ваши старания будут вознаграждены.
21-27 баллов. Вас можно охарактеризовать как очень неуверенного в себе человека. Вам трудно ориентироваться в незнакомой обстановке, а общение с новыми людьми выбивает вас из привычной колеи. Вы довольствуетесь тем малым, что имеете, и к большему даже не стремитесь. Ваши коллеги часто сваливают на вас всю рутинную работу. Вероятнее всего, вы так и будете занимать всю свою жизнь одну и ту же должность. Перспектива смены работы пугает вас настолько, что вы будете держаться за прежнее место даже в том случае, если вам полгода не будут платить заработную плату. Вам просто необходимо поменять свои жизненные принципы.

Вопросов в тесте: 9

Чтобы пройти этот онлайн тест, вам прийдется ответить на все его вопросы. Естественно это займет некоторое время. Отвечать желательно первое что приходит в голову, т.к. именно эта информация в большинстве случаев самая правдивая.

Готовы?
Тогда нажмите кнопку "Начать тестирование"!

Собственная оценка своих заслуг – дело, разумеется, хорошее и заслуживающее внимания. Тем не менее, для многих из нас гораздо важнее знать и понимать, как относятся к нам коллеги по службе и руководство. Мнение о себе укрепляет самоуверенность, придает сил и увеличивает трудоспособность. Низкая оценка, наоборот, заставляет опускать руки и плыть по течению, куда-нибудь, да и вынесет. Если вас интересует результат тестирования, ответьте на несколько вопросов, и вы получите итоги небольшого психологического изыскания. Итак, пройдем тест «Ваше место на работе». Искренне и открыто отвечайте на предложенные вопросы, иначе результат не будет соответствующим истине. А затем постараемся обсудить его итоги. Вполне возможно, что ваше личное мнение будет разительно отличаться от итогов тестирования, не нужно сразу и окончательно расстраиваться, лучше задуматься и понять, почему так получилось.

Итак, каковы результаты? Вы считали до этого момента, что вы достаточно уважаемый и нужный человек, как для коллектива, так и для начальства. Тест показал противоположные результаты. Разберемся, почему это произошло, и для этого вам нужно кое-что вспомнить. Как часто за последнюю неделю к вам подходили спросить совета в каком-то сложном вопросе (или не очень сложном)? Как часто руководитель вашего отдела поручал вам чрезвычайно важное дело, которое, как вы думали, вам по плечу? Сколько раз за последние дни вы отвечали «Нет» на вопрос коллеги «Не поможешь»? А теперь еще раз подведите итоги воспоминаний. Отсутствие просьб коллег и поручений начальства говорит о том, что на работе у вас не все так безоблачно и гармонично, как вы думали. К вам не обращаются по двум причинам. Либо заранее уверены в отказе, либо не считают вас достаточно опытным и ответственным сотрудником для исполнения важного поручения. В этом случае вам необходимо изменить линию собственного поведения и отношения с коллегами по службе.

Если вас просят о помощи, это не значит, что 100% этот сотрудник ничего не знает и не умеет, возможно, ему действительно трудно. Ваша мысль при этом «Сам сделаешь, за это тебе деньги платят» не слишком уместна, потому что помощь в трудную минуту вознаграждается признанием и уважением. То есть, именно тем, чего вам не хватает в настоящий момент. При поручении начальства важного задания, начните его выполнение с того, чтобы выяснить все детали. Полная картина способствует более качественному исполнению. Руководству лучше объяснить вам подробности, чем потом исправлять ваши недочеты и считать вас некомпетентным сотрудником. Изменив отношение к просьбам, советам и критике коллег по работе, вы станете более искренним и открытым человеком. Все поймут, что на вас можно положиться в трудную минуту или доверить разрешение важного вопроса. Значит, вы действительно заслуживаете уважения и признания, вас будут ценить, продвигать по служебной лестнице и всячески поддерживать. И, что самое приятное в признании руководства, платить хорошую заработную плату.

Возглавляете ли вы коллектив, находитесь на самом его дне, или зависли где-то в середине, вы все равно должны выстроить Деловую пирамиду. Только с ее помощью удастся понять свое положение. Разумеется, если вы возглавляете коллектив, то вам будет достаточно выстроить одну Деловую пирамиду (на себя любимого). Если же вы находитесь в подчинении, то сначала нужно разобраться с главной пирамидой (на вашего начальника), понять у кого из сослуживцев какие перспективы. А затем построить пирамиду на себя для правильного обращения с коллегами, установки горизонтальных связей внутри компании.

ДЕЛОВАЯ ПИРАМИДА ДЛЯ ЗМЕИ.

ПОДЧИНЕННЫЕ (Крыса, Дракон)

Это базовые знаки для Змеи-начальника. Идеальный материал для начальственной педагогики. Власть Змеи в данном случае именно в том, что ее идеи наиболее плодотворны для Крысы и Дракона, которые смогут стать самыми лучшими учениками, преданными, готовыми ловить каждое слово. Тут главное — не забыть дать указание.

Если Крыса или Дракон формально равны Змее, то стоит заботиться о них, давать им советы и ни в коем случае не отвергать предложенные ими услуги. Одним словом, расслабьтесь и энергия сама потечет к вам.

Наиболее сложно выстроить свое поведение, если Крыса или Дракон - формальные начальники. Забросать их советами, показать свое энергетическое превосходство? Это слишком рискованно. Лучше всего пассивно выжидать. Может быть, начальник сам потянется к вам за советом, сам начнет продвигать по службе. Впрочем, и тут не теряйте бдительности. Нет ничего опаснее, чем энергетически подчиненный вам начальник.

СОРАТНИКИ (Кабан, Петух).

В данном случае торжествует полная демократия. Кто бы ни были ваши Соратники по своему статусу, как высоко или низко по отношению к ним не стояли бы вы сами, отношения будут самыми гармоничными. Смысл этих отношений в том, чтобы всегда иметь под боком человека, который будет идеально вас дополнять. В данном случае речь идет о том, что Змея слишком настроена на скорейшее достижение конечного результата, на доведение идеи до товара самым прямым, но возможно не самым новым и успешным путем. Змее не хватает изобретательности, способности к генерации свежих идей, тяги к закладыванию новых проектов. Именно для этого и нужны Змее Петух или Кабан.

Если Змея - начальник, то он очень выиграет, если приблизит к себе одного или двух пионеров-новаторов, коими и являются эти два знака.

Если Змея в подчинении у Петуха или Кабана, то надо приложить серьезные усилия к тому, чтобы убедить начальника в своей крайней полезности и необходимости опереться именно на вас.

Если же Реализатор-Змея и Пионер Петух или Кабан стоят на одной горизонтали в иерархии компании, то есть смысл объединить свои усилия, ибо Соратники - это огромная сила, такому тандему любые задачи по плечу.

Количество Соратников в вашем окружении теоретически не ограничено. Но реально в большом количестве Соратники не нужны. Лучше всего иметь одного-двух персональных Соратников.

ВЕКТОРНЫЙ СЛУГА (Обезьяна).

Соблазн велик, особенно если Слуга сам пришел и сам предложил свои услуги. С другой стороны непредсказуемость векторных отношений слишком уж велика. А вдруг Слуги впадут в оцепенение и совсем уж перестанут «мышей ловить»? Или такой вариант: слишком большое число Обезьян в окружении Змеи делает ее некритичной к себе, стимулирует необоснованное нахальство, притупляет бдительность в отношениях с теми, кто энергетически равен Змее или превосходит ее.

Начальник, окруживший себя Векторными Слугами доказывает свою энергетическую слабость и скрытую неуверенность в себе.

Подчиненная Змея, ползущая к кабинету начальника, в котором властвует Обезьяна, рискует слишком напугать начальника своей энергетической властью. Уж лучше ждать, когда начальник сам будет очарован вашим блеском. Но и тогда надо быть повнимательнее, не форсировать события.

В случае формального равенства сближаться надо не торопясь, стараясь не искать в контакте выгоды. Это вообще самое рискованное - приручать Слугу (Обезьяну), надеясь извлечь из этого выгоду.

ВЕКТОРНЫЙ ХОЗЯИН (Коза).

Максимальное количество вопросительных и восклицательных знаков. Предсказать заранее, чем обернется тот или иной векторный контакт, не возможно. Диапазон разброса максимальный: от дружбы не разлей вода, до самой страшной ненависти.

Если начальник - Змея, то теоретически она не имеет права держать при себе Векторных Хозяев, облеченных какими-либо полномочиями, поскольку соблазн для Векторного Хозяина «сожрать» начальника в какой-то момент станет просто непреодолимым. Слишком велик риск! В личной жизни - пожалуйста, хоть сто Хозяев, но зачем так рисковать на службе? На практике желающие рискнуть всегда найдутся. Причина в том, что Векторный Хозяин нравится именно тем, кто очень высоко энергетически взлетел (большим начальникам), которым некуда силы девать. Тут-то и появляется Векторный Хозяин, как пиявка, откачивая «дурную кровь».

Если Векторный Хозяин - ваш начальник, и он вам действительно нравится, то вполне допустимо продемонстрировать свою преданность и ту особую духовную близость, которую дарят векторные отношения.

Если же Змея и Коза находятся формально в равном положении, то ситуация обретает максимальную непредсказуемость. Хочется дружить - дружите, но помните, что векторная дружба тяготеет к интимности, панибратству. А вот если задумаете враждовать, то рассчитайте заранее свои силы. Во-первых, Коза, практически наверняка победит, а во-вторых, векторный конфликт втягивает в свою орбиту слишком многих и может всех его участников поставить под удар.

КЛОНЫ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ (Кот, Бык, Змея).

Единомышленники конечно же нужны Змее, но не в таком большом количестве, как может показаться. Обычно единомышленник нужен на начальном этапе становления дела, когда так важно договориться по самым главным темам. В дальнейшем, когда дело в основном налажено и единомыслие уже само собой подразумевается, Клоны начинают выяснять отношения по мелочам. И тут выясняется главная проблема Клонов: они не в состоянии уступать друг другу, не в состоянии дополнять друг друга, они могут только спорить, выискивая абсолютное тождество, что практически невозможно и вызывает грандиозный перерасход сил.

Если Змея - начальник, то Клонов следует удалять от себя по функциям, территориально или даже географически. Лучше всего назначать их руководить какими-то филиалами. Так чтобы сталкиваться и спорить как можно реже. Другой вариант: дать те функции, в которых начальник не компетентен совершенно и просто доверяет Клону принимать решения самостоятельно.

Змея, находящаяся у Клона в подчинении должна доказать свою самостоятельность, продемонстрировать свое равенство, не бояться спорить. И уж конечно не упустить случая продемонстрировать единомыслие. Пусть начальник увидит, как вы похожи.

СОВЕТНИКИ (Лошадь, Тигр, Собака).

Если Змее действительно понадобится совет, то почему бы не обратиться к мудрым волевикам? Энергетически, конечно, общаться с советниками нелегко, однако все имеет свою цену. Нужен совет - заплати энергией. Если же энергии мало, то лучше общаться с Советниками пореже.

Если Змея - начальник, то увлекаться набором Советников не стоит, особенно же опасно давать им какие-либо полномочия. Потихоньку съедят.

Если же Змея находится в подчинении у одного из трех волевых знаков, то ситуации диаметрально противоположна. Именно под руководством волевого знака Змея может вырасти быстро и мощно, научиться уму-разуму, сделать настоящую карьеру.

Если Змея и волевой знак стоят на одной горизонтали, то самим форсировать отношения не стоит, пусть сближение идет на взаимовыгодной основе. Они вам - совет, вы им - свою симпатию.

ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ:

АЛЕКСАНДР III

Не слишком долгое правление, без войн и каких-то особенных событий, упорное сворачивание реформ. Может быть, поэтому ротация среди подчиненных была не велика.

ПОДЧИНЕННЫЕ (Крыса, Дракон).

Не густо, честно говоря. По классической схеме могло бы быть значительно больше.

Сергей Соловьев (Дракон) - блестящий историк, преподававший историю будущему императору. Вряд ли Александр был очень прилежным учеником.

Николай Игнатьев (Дракон) - министр внутренних дел, простоял всего год, потом - отставка.

Николай Гирс (Дракон) - бессменный министр иностранных дел при Александре III. Самостоятельно политики не вел, выполняя указания императора, что наверное не плохо. Как ни крути, а войн в правление императора не было, и это большая редкость. Собственно говоря, из Подчиненных этот был самым главным и самым надежным.

СОРАТНИКИ (Кабан, Петух).

Без Соратников Змее никак нельзя, ибо сразу начинается нехватка свежих идей. Впрочем, правление Александра III и так признано анти-реформаторским. Так что Соратников точно не хватало.

Сергей Витте (Петух) министр финансов с 1892 года - это уже самый конец правления.

Илларион Воронцов-Дашков (Петух). В 1881 - 97 министр императорского двора и уделов.

Победоносцев (Кабан) - обер-прокурор Синода. Вот уж воистину центральная фигура в окружении императора. Он был ближайшим советником Александра в течение всей его жизни. Государь очень ценил его ум, образованность и твердость убеждений. Влияние Победоносцева вызвано было не превосходством его воли - император обладал достаточной силой, чтобы не поддаваться внушениям. Он доказывал это неоднократно. Но, будучи человеком ограниченным, он часто не мог ясно выразить свои чувства и мысли. Победоносцеву приходилось лишь формулировать то, что уже созрело в душе и на уме у императора. Он был его внутренним голосом, его вторым «я» и очень редко ошибался. «Это правда странно, как мы сходимся мыслью», - не раз удивлялся Александр, получая очередной совет Победоносцева.

24.03.2015 | 1353

Когда вы научитесь определять роли, которые играют ваши коллеги, работать станет намного проще. Проверьте на себе!

Вы только начали вливаться в новый коллектив? А может, уже давно работаете, но так и не смогли найти общий язык с сослуживцами? Возможно, проблема в том, что вы неправильно считываете социальные роли, которые играют ваши коллеги. А это значит, что общаетесь с ними вы тоже неправильно.

Мы расскажем, как правильно классифицировать коллег, чтобы в дальнейшем не возникало трудностей и неловких моментов.

Официальный лидер

Это даже не социальная роль, а должность человека. Ваш начальник может не быть лидером по натуре, но ступень, на которой он находится в компании, вынуждает его руководить коллективом.

В этом случае все просто. Вы обязаны подчиняться указаниям начальства независимо от того, нравятся они вам или нет. Также вы должны уважать руководителя или же создавать правдоподобную видимость уважения. Ну и не нужно сплетничать о стоящих выше на карьерной лестнице: это может обернуться полной катастрофой.

Неофициальный лидер

Роль, которая существует практически в любом коллективе, особенно если официальный руководитель слаб. Как правило, это место достается харизматичному и уверенному в себе человеку, который имеет собственное мнение по любому вопросу.

Основная черта неформального лидера – к его мнению прислушиваются, его считают основополагающим при решении проблем.

Если вы хотите завоевать расположение коллектива, относитесь с уважением к «главе». Но не стоит подлизываться и льстить: это настроит против вас всех до единого.

Правая рука лидера

Этот человек помогает лидеру во всех делах. Его еще можно назвать серым кардиналом. Как правило, это рассудительный, умный и хитрый товарищ, который не любит внимания к своей персоне, но при этом хочет вершить судьбы народа. Что благополучно делает, нашептывая лидеру на ушко свои идеи.

С серым кардиналом лучше дружить или, по крайней мере, сохранять нейтралитет. Если вы перейдете ему дорогу, велика вероятность, что на вас вскоре обрушится гнев лидера и других членов коллектива.

Оппозиция

Всегда есть люди, которые недовольны текущим положением дел и хотят сами встать у руля. Оппозиция чаще всего состоит из потенциальных неофициальных лидеров и их свиты. Их деятельность заключается в критике всех действий, которые совершает нынешний глава коллектива.

Будьте осторожны с «бунтарями». Ваше участие в их деятельности может испортить вам карьеру. Даже если вы недолюбливаете неформального лидера, не стремитесь высказывать свои мысли при посторонних. Исключение лишь одно: вы сами претендуете на бразды правления.

Работяги

Есть работники, которым абсолютно неинтересна «игра престолов» в коллективе. Все, чего они хотят, – это качественно и в срок выполнять свою работу. И, надо сказать, такая позиция – одна из самых здравых и заслуживающих уважения. Именно за счет этих сотрудников компания и держится на плаву.

С работягами можно и нужно дружить: как правило, они спокойные и хорошие люди, которых не в чем упрекнуть.

Склочники

Вы наверняка сталкивались с человеком, которому всегда все не так. В большинстве коллективов такой есть. Ему постоянно дует из окна, бумага в принтере кажется недостаточно белой, а действия других членов коллектива – направленными против него. Именно склочники и разжигают большую часть конфликтов, потому что дрязги и скандалы – единственное, что приносит им удовольствие.

«Темная лошадка»

Если вы только пришли в коллектив, то, скорее всего, сейчас сами играете эту роль. Вы новичок, о вас никто ничего не знает. И если вы не прирожденный лидер, то наверняка стараетесь держаться в тени, изучая обстановку.

Иногда и сотрудники, которые много лет находятся в коллективе, все равно остаются загадкой для сослуживцев. Они необщительны, замкнуты, погружены в себя.

Будьте спокойны и дружелюбны, ответственно выполняйте работу – и сможете ужиться с любым членом коллектива.