Болезни Военный билет Призыв

Позволяется выходить за рамки прочных. Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых. Подготовка к адской неделе

Но никто толком не говорит, как это сделать.

Дело в том, что человек по другому думать не умеет.
Точнее не сам человек - так работает его мозг, он мыслит шаблонами, а выражаясь по-научному нейронными сетями.

Я на каждой лекции, семинаре или тренинге акцентирую внимание слушателей на этом главном инструменте работы мозга.

На образовании и распаде нейронных сетей строится основная концепция Школы креативного мышления.

Суть её заключается в том, что креативные способности можно и нужно развивать, практикуясь в решении реальных творческих задач.

Другими словами, при креативной работе в мозгу образуются нейронные сети под конкретную задачу. И чем чаще вы выполняете подобные действия тем мощнее становится нейронная сеть.
На этом строится и обучаемость человека определенным навыкам.

Так и образуются в нашей голове мыслительные шаблоны.

С одной стороны, это хорошо, потому что они позволяют быстро добиваться результата в типичных ситуациях, и при выполнении стандартных операций.

Но с другой стороны шаблоны мешают нам генерировать оригинальные идеи.

Но шаблоны шаблонам – рознь.

Те, о которых шла речь выше - полезные рабочие шаблоны, или шаблончики.

Нас интересуют шаблоны глобальные, которые мешают развиваться как отдельному человеку, так и крупным компаниям.

Что касается компаний и бизнеса в целом, то проблема заключается в том, что эти тотальные шаблоны очень заразны и поражают всех членов команды.

Единственная возможность выйти за рамки шаблонного мышления - это старые шаблоны заменить на новые.

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
Альберт Эйнштейн .


Если внимательно изучить успешные компании, то так и происходит их развитие.

Ярчайший пример Apple и Стив Джобс, который заменил старые шаблоны мышления, на новые.
Но эти новые шаблоны не появились неоткуда, он их сначала создал в своем мозгу в виде мощнейших нейронных сетей.

Новаторское лидерство - это ещё одна важная концепция Креативного мозга.

Я не верю в коллективный разум.
Но это тема отдельного разговора.

Заменить старые шаблоны на новые гораздо проще, чем с пустого места создать новые.

Уже анализ действующих догм, установок, правил, «железобетонных путей» приведёт к значительным структурным изменениям в мышлении и оценки ситуации в целом.

Такой подход эффективен, потому что он облегчает работу мозгу.
Мозг видит цель, понимает, что и как нужно делать и начинает создавать новые шаблоны (нейронные сети).

Важный момент.
Чтобы добиться существенного результата нужно поставить цель создать новое, а не внести изменения.

На практике это выглядит так:

  1. Нужно тщательно проанализировать креативную задачу или проблему в бизнесе, разложить всё на составляющие.
  2. Выявить и составить список тех шаблонов, с использованием которых вы пытаетесь или пытались долгое время решить задачу.
  3. Заменить старые шаблоны на новые. Но делать это нужно поэтапно. Если сразу работать со всеми шаблонами очень трудно будет понять какая замена дала эффект.

При замене одних шаблонов на другие нужна определённая творческая смелость и твёрдость в принятии решений.
Мозг всеми силами будет сопротивляться любым нововведениям, да и мозги ваших сослуживцев тут же вступят в борьбу за привычные способы думанья.

Еще один эффективный способ борьбы с шаблонным мышлением человека и коллектива в целом это разработка новых ментальных моделей .
В контексте данной статьи – ментальная модель это мыслительная структура из новых шаблонов, которая создается на время решения задачи или на определенный период деятельности компании.

Разработка и создание ментальных моделей – это тема отдельной статьи и специальной практики.

Изыскивайте шаблоны в своем мышлении и мышлении своих сотрудников и заменяйте их на другие, и креативный прорыв гарантирован.

«Ломать – не строить»
это не про шаблонное мышление.

«Воображение важнее знания»
Альберт Эйнштейн

Так же, как все мы, Эйнштейн вырос в трехмерном мире. Но к счастью, он не был скован ограничениями этого мира. Эйнштейн использовал свое воображение, чтобы выйти за рамки своего опыта в ту Вселенную, где царствует множество измерений. Человеку трудно это представить, но, тем не менее, физики пришли к выводу, что такая концепция точнее отражает реальную структуру Вселенной. Осознать этот факт можно, только если выйти за рамки привычных представлений.

Следующим шагом на пути к эйнштейновскому типу мышления должно стать умение выходить за рамки правил, ограничивающих наш образ мыслей. То, что мы знаем, гораздо сильнее препятствует нашему прогрессу, чем то, чего мы не знаем. Очистить наш разум от предвзятости так же трудно, как выкачать весь воздух из комнаты. Разум, как природа, не терпит пустоты. Что-то должно заменить устаревшие правила.

80
Грэйс Мюррэй, изобретательница компьютерного компилятора, установила в своем кабинете часы, которые шли в обратную сторону. Они напоминали ей и ее гостям, что прецедент не является причиной для сохранения статус-кво. Такие часы оказались прекрасной идеей. Наши пристрастия способны незаметно подавить даже сознательные попытки нарушить правила и вернуть нас к прежнему образу мысли. Для того чтобы выбраться из «колеи» правил и больше в нее не попадать, нам нужна помощь.

Стимулирующие идеи

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к заключению, что дар фантазии значил для больше, чем мой талант к впитыванию
позитивных знаний».
Альберт Эйнштейн

Так же как вы не в силах вытащить себя из глубокой физической колеи без помощи какой нибудь опоры, вы не сумеете вытащить себя из «колеи» правил без помощи какой-нибудь идеи со стороны. Выйти за рамки правил нам помогут семена идей, которые мы будем называть стимулирующими. Стимулирующие идеи указывают нам цели, которые располагаются далеко в стороне от изживших себя решений стоящих перед вами задач. Обдумывание ситуации с точки зрения стимулирующей идеи позволяет увидеть перспективу возможных решений в совершенно другом ракурсе.

Хорошая стимулирующая идея имеет мало общего с задачей, которую вы хотите решить. Она кажется нелепой. Если желаете избавить мир от голода, то очень хорошей стимулирующей идеей может стать обыкновенный гвоздь. Внешне он не имеет ничего общего с голодом. Если между стимулирующей идеей и задачей просматривается

81
явная связь, это значит, что такая идея сама находится в «колее» правил и не может вытянуть вас из нее. Но идея, располагающаяся за границами зоны действия существующих правил, может стать катализатором множества новых ракурсов рассмотрения проблемы, вроде «Каким образом удалось увеличить производство и сбыт гвоздей в сто раз?», «Что может заменить гвозди?» или «Могут ли люди питаться гвоздями?» Объединив идею борьбы с голодом с идеей гвоздей, вы сможете спокойно приступить к обдумыванию возможности питаться насекомыми или генетического снижения скорости обмена веществ. Но без стимулирующей идеи, которая не позволяет дверям вашего разума захлопнуться, вы непременно скатитесь назад, к старому и привычному образу мыслей.

Использование стимулирующих идей может показаться несерьезным. Но тяга к абсурду заложена в нас природой. Если вы попытаетесь следовать логике, ваше мышление быстро вернется в «колею» старых правил. Эйнштейн сумел совершить переворот в физике, представив, как он путешествует верхом на луче света и наблюдает, что творится вокруг, - причудливая мысль, нечего сказать. ,Не менее фантастические мысли понадобятся и вам.

Взрослому человеку трудно воспринимать нелепые идеи всерьез. Кажется, глупо пытаться избавить мир от голода, думая о гвоздях. Поэтому вам, возможно, понадобится помощь в выборе полезной стимулирующей идеи. В противном случае, вы выберете идею, которая как-то связана с поставленной задачей и потому бесполезна. Стимулирующие идеи следует выбирать наугад, Легче всего работать с бредовой идеей, которая навязана вам со стороны, поэтому в следующей главе вам будет предложен целый набор стимулирующих идей и возможность выбрать любую с помощью игральных костей. Не пытайтесь отсеивать их, пока не найдете наиболее приемлемую. Вы должны ощущать неудобство. Разрушение шаблонов противо-

82
речит интуиции. Чем нелепее, тем лучше. Если стимулирующая идея кажется вам разумной, значит, она слишком близка к вашему старому образу мыслей.

«Главное вызвать в себе детскую жажду признания и направить активность пробудившегося в вас ребенка в области, имеющие первоочередное значение для общества».
Альберт Эйнштейн

Сама по себе стимулирующая идея не приведет вас к решению. Это всего лишь отправная точка создания полезных идей. Это просто странная, но отнюдь не лучшая мысль. И все же советую рассмотреть ее по ходу исследования задачи и выяснить, способна ли она вызвать у вас интерес или привести к озарению. Стимулирующие идеи высвобождают ваш природный блестящий талант поиска решений. Это я называю синтезом идеи.

Процесс синтеза идей напоминает вопросы, которые Эйнштейн задавал себе, представляя, что мчится, оседлав луч света.. Исчезнет ли его отражение, если он, двигаясь верхом на луче света, посмотрит в зеркало? Это был глупый вопрос, основанный на абсурдной предпосылке, но он привел к блестящему решению.

Синтез идей перерабатывает мысль в идеи, которые могут оказаться решениями. Благодаря тому, что стимулирующая идея находится вне вашей «колеи», выращенные из нее концепции тоже, скорее всего, окажутся за пределами этой «колеи». В процессе синтеза идеи очищаются, расширяются и трансформируются в ключевые поло-

83
жения нестандартных решений. Непременное условие успешного синтеза - это тщательно продуманная формулировка задачи, которая не даст вам сбиться с курса на получение подходящего ответа. После того как вы выбрались из «колеи», формулировка задачи укажет вам направление поиска верного решения.

Для синтеза хорошей идеи из абсурдных предположении лично я использую шесть способов. Это не единственные технологии работы с новыми концепциями, но вы можете выбрать- любую из них с помощью игральной кости. Если у вас есть другие эффективные методики, используйте их.

Применяя методики синтеза идей, можно выработать ряд полезных привычек. Привычки - это та же «колея» правил, но преимущество правил в том, что их легче ис- -пользовать. Вы можете использовать привычку к синтезу идей для доводки любых новых мыслей, помогая себе увидеть новые возможности ваших идей. А теперь перейдем к рассмотрению моих приемов синтеза идей.

«Самым возбуждающим восклицанием, которое можно услышать в науке, восклицанием, возвещающим о новых открытиях, является не «Эврика», а «Забавно...».
Айзек Азимов

Если вы хотите серьезно подойти к решению трудной задачи, используйте юмор. Любая попытка рассмотреть задачу под совершенно новым углом требует хорошо развитого чувства юмора.

Мозг - это механизм, который является умственным эквивалентом иммунной системы, - он отторгает инородные идеи. Юмор подавляет вашу умственную иммунную

84
систему. Если вы отнесетесь к новой идее с юмором, то сможете глубже проанализировать ее, потому что не отвергнете ее с ходу. Ваш разум.сможет свободно устанавливать другие абсурдные связи со стимулирующе й идеей, вырабатывая больше концепций, необходимых для поиска решений.
Для разрушения шаблонов глубокие идеи не нужны. Нужны идеи, отличные от существующих. Превратите новые идеи в развлечение, чтобы не позволить вашей иммунной системе и системам других людей отвергать их, не рассматривая. Чтобы серьезно проанализировать идею, к ней нужно отнестись, как к шутке. В этом предложении можно усмотреть противоречие, но противоречивость является основой оригинального мышления.

Чтобы создать настроение, подходящее, для работы со стимулирующей идеей, превратите ее в шутку. Попробуйте мысленно нарисовать самую нелепую картину, связывающую вашу задачу с этой идеей. Если вам удалось посмеяться над подобным сочетанием, по меньшей мере, два раза, значит, вы, скорее всего, выбрались из «колеи» и готовы к анализу. Запишите свои мысли и используйте процесс синтеза идей применительно к вашей стимулирующей идее.

86
УЧИТЕСЬ ДУМАТЬ КАК ЭЙНШТЕЙН
Представьте задачу, которую вы пытаетесь решить, в виде картины, а еще лучше трех картин. Задачи лучше всего рассматривать под несколькими углами. Эти картины можно держать в голове, нарисовать на бумаге или построить из кубиков. Но в любом случае они должны обеспечивать яркое восприятие образов.

Первым делом нарисуйте картину проблемы с ее собственной точки зрения. Представьте, на что она может быть похожа. Какова она на ощупь и на вкус? Что с ней произойдет дальше? Если ваша проблема возникла в результате борьбы двух отделов за право разработки новой технологии, представьте этот спор с точки зрения самой технологии. Вам необходимо воплотиться на практике. Кто сделает это лучше? Что вы дадите в утешение проигравшему?

Затем рассмотрите задачу с точки зрения стимулирующей идеи. Вообразите ее отношение к задаче, даже если для этого вам придется поставить себя на место какого-нибудь камня или глагола. Это даст вам поистине уникальный ракурс. Представьте, что вашей стимулирующей идеей является Жанна д"Арк, присутствующая при споре отделов за право разработки новой технологии. Она знает, что работа должна быть выполнена. Она сделает для этого все. Даже если здравый смысл подсказывает ей, что это не ее забота, она все равно обеспечит успех своей команды. Вы можете сделать то же самое.

И, наконец, рассмотрите основную и стимулирующую задачи с точки зрения ребенка. Детей отличает ясность ума при почти полном отсутствии предвзятости как результата взрослого опыта. Подумайте, какие связи между стимулирующей идеей и основной задачей мог бы заметить ребенок. Как ребенок описал бы их? Как он их нарисовал бы? В данной ситуации весьма полезно обратиться к реальному ребенку.

В нашем случае со спором, кому разрабатывать технологию, ребенок может сказать, что всем хорошим нужно

87
делиться. Даже Жанна д"Арк поделилась бы. Возможно, что новая, составленная из представителей обоих отделов команда лучше всего сумеет позаботиться о том, чтобы технология оказалась максимально выгодной для всех аспектов вашего бизнеса.

После создания каждой картины уделите время поиску новых решений. Они могут оказаться частью вашей мысленной картины. Чем бы вы могли дополнить картину чтобы решить задачу? На что будет похоже это решение? Откуда оно появится?

«Что может быть предметом наблюдения,
решает теория».
Альберт Эйнштейн

У каждой стимулирующей идеи есть характерные черты, которые могут привести вас к десяткам новых идей.

88
Если вашей стимулирующей идеей был гвоздь, используйте характеристики гвоздя для решения задачи.

Разложите вашу стимулирующую идею на составляющие. Из каких частей состоит гвоздь? Каковы характеристики каждой из них? Каким образом связаны эти части? Являются ли функции разных частей различными или похожими?

Подумайте, как можно видоизменить стимулирующую идею. Чем отличается один гвоздь от другого? Сфокусируйтесь на тех характеристиках вашей идеи, которые выставляют приоритетную задачу в новом свете.

Кандидо Джакузи заметил, что водяные насосы, использовавшиеся для гидротерапевтического лечения его сына, были похожи на насосы меньших размеров, выпускавшиеся его фирмой для промышленных нужд. Внеся несколько незначительных изменений в конструкцию, Джакузи спроектировал насос, который позволил оборудовать гидромас-

89
сажные устройства в обычной квартире. Вскоре он понял, что успокаивающие струи воды можно использовать не только для лечения, и ванны с гидромассажем перешли в разряд стандартных бытовых удобств.

Применения

«Люди видят только то, что они готовы увидеть».
Ралф Уолдо Эмерсон

Попробуйте использовать стимулирующую идею в качестве решения. Не обращайте внимания на то, что она не имеет ничего общего с поставленной задачей. Сделайте эту идею частью ответа, даже если придется применить силу.

Такой стиль мышления используется повсеместно в условиях ограниченного количества вариантов. У кочевых племен, странствовавших по Великим равнинам Америки, универсальным решением всех -проблем был бизон. Кроме этих животных, природных ресурсов почти не было. Независимо от рода проблемы, ответ был всегда один - бизон. Как нам перевозить воду? Сделать мешки из бизоньих желудков. Что нам есть? Бизонье мясо. Во что нам одеться? В бизоньи шкуры. На чем нам готовить еду? Жечь сухие бизоньи лепешки. Бизону находили тысячи оригинальных применений, потому что другого выбора не было.

90
Ограничивая число вариантов, вы вынуждаете себя заняться творчеством за границами вашей привычной «колеи». Сами вы никогда не додумались бы предложить стимулирующую идею в качестве решения. Поэтому вы получаете возможность разработать новые, уникальные подходы к решению задачи. Они воплотятся в новые идеи и перспективы, которые могут вырасти в решение. Возможно, вы даже обнаружите, что стимулирующая идея содержит в себе действительно эффективное решение.

Уильям Коулмэн наткнулся на такое решение в одном захолустном городишке, куда его занесла судьба коммивояжера, которым он подрабатывал, чтобы заплатить за обучение в юридическом колледже. Стимулом явилась керосиновая лампа, которая горела ярче и работала дольше, чем любые другие типы ламп на рынке. Коулмэн сделал лампу своим решением. Он активно занялся продажей этих ламп и заработал достаточно денег, чтобы выкупить права на их производство. Вскоре его бизнес стал приносить неплохую прибыль. Когда в связи с электрификацией сельской местности рынок керосиновых ламп закрылся, Коулмэн продолжил развивать свой бизнес, применив технологию ламп для производства обогревателей. Во время второй мировой войны его карманные обогреватели марки «GI» получили всеобщее признание, а выдающийся американский журналист Эрни Пайл поставил их в списке полезных вещей сразу за армейскими «джипами». После войны рост благосостояния и центральное отопление снова «подрубили под корень» бизнес Коулмэна. Но его наследники не изменили блестящему решению, найденному их отцом, и еще больше приумножили свое состояние, переключившись на туристское снаряжение.

Для того чтобы «пришпорить» мысли об использовании стимулирующей идеи в качестве решения, задайте себе следующие вопросы:

■ При каких условиях она сможет решить мою задачу?

91
■ Как нужно изменить задачу, чтобы стимулирующая идея могла стать ее решением?
■ Как можно модифицировать стимулирующую идею, чтобы она могла стать эффективным решением?

Метафоры

«Без этой игры с фантазиями не родилась еще ни одна творческая работа. Сколько мы должны игре воображения, подсчитать невозможно».
Карл Юнг

Языковые приемы метафоры и сравнения мы используем для связи далеких друг от друга вещей и идей. Они приводят нас к еще одной концепции, соединяя ее с чем-то, что мы уже понимаем. Способность метафор соединять идеи можно использовать для выжимания из стимулирующих идей новых интересных соображений. С помощью метафор удается связать совершенно разнородные концепции. Эти связи можно использовать для создания новых моделей мышления, соединяя идеи в цепочку, пока не сформируется новая концепция. Например, карманные аудиоплейеры - это те же автомагнитолы, только для людей, путешествующих пешком.

Чтобы использовать вашу стимулирующую идею в качестве метафоры, свяжите ее с задачей. Что может связать стимул с задачей? Для этого могут потребоваться не-

92
сколько промежуточных звеньев, но таким способом вашу задачу можно связать практически с чем угодно. Если бы ваша задача состояла в том, чтобы полностью посвятить себя сочинению музыки, а вашей стимулирующей идеей являлась Жанна д"Арк, какую метафору вы могли бы придумать? Возможно, так же, как Жанне, вам придется поставить себя в непривычные и необычные условия. Или вам так же, как Жанне, понадобится простодушная и твердая решимость. Вы можете даже отправиться к самому влиятельному музыкальному авторитету на земле и заявить ему, что будущее музыки - это вы.

Выжмите как можно больше концепций из стимулирующей идеи, соединяя ее с третьими идеями. На что похожа стимулирующая идея? Скрепку для бумаг можно сравнить с металлическим кренделем, со скобкой для скрепления промежуточных решений, со смертельным оружием бюрократии. Используйте метафоры для расширения круга рассматриваемых идей, возникающих в результате привязывания стимулирующей идеи к чему угодно. В конце концов, любая вещь приводит вас к чему-нибудь другому, а это другое - к третьему, и так далее до бесконечности.

93
Комбинации

«Все, что вы можете вообразить, реально».
Пабло Пикассо

Бесчисленное множество.разных вещей в нашем мире, от гуся до гранита, состоит из относительно небольшого набора атомов, скомбинированных различными способами. Атомы отличаются друг от друга числом субатомных частиц, которых всего три. В результате все неистощимое разнообразие Вселенной - это, по сути, электроны, протоны и нейтроны, скомбинированные в различных пропорциях.

В мире постоянно происходит комбинирование разных концепций с целью создания великих идей. Первый самолет был тем же планером, только с мотором. Виндсерфер - это та же доска для серфинга, только с парусом. Жирафы - это те же коровы, только с длинными шеями. Кейт Глизон, создательница первого предприятия по производству сборных домиков, использовала технологию массового производства, с которой ознакомилась, работая поставщиком для автомобильных заводов Форда. Соединение идей в различных комбинациях может породить практически бесчисленное множество новых вещей.

Попробуйте скомбинировать вашу стимулирующую идею с другими концепциями. Начните с наилучших существующих решений вашей задачи. Как могла бы ваша

94
стимулирующая идея дополнить эти решения? Или попытайтесь соединить стимулирующую идею с антирешением, той концепцией, которая, на ваш взгляд, осложняет вашу задачу. Кислород и водород по отдельности взрывоопасны. Вместе они образуют безвредную воду. Никто не знает, как изменятся характеристики отдельных концепций, если их соединить.

Скомбинируйте вашу стимулирующую идею с одной из «концепций Криса» из вашего списка идей. Используйте ресурс идей для производства их дополнительного количества. Или скомбинируйте вашу стимулирующую идею с другой, выбранной наугад стимулирующей идеей. Уж в этом случае результат обязательно окажется вне вашей «колеи». Какие, к примеру идеи вы можете получить, соединив Жанну д"Арк со старой идеей плавающих автомобилей? Если ваша задача - получить повышение по службе, то в результате соединения этих двух идей вам в голову может прийти мысль, что и Жанна д"Арк, и плавающие автомобили имели успех в специфических, необычных обстоятельствах. Какие необычные обстоятельства могут способствовать росту вашего благосостояния и привести к продвижению по карьерной лестнице? Или если вы пытались склонить вашу драгоценную половину к участию вместе с вами в каком-то общественном мероприятии, то попробуйте вообразить вечеринку, на которой Жанна д"Арк, автомобиль-амфибия и она (он) смотрелись бы одинаково уместно. Затем уберите Жанну и автомобиль.

«Гениальный человек не делает ошибок. Его промахи совершены намеренно и играют роль дверей в мир открытий».
Джеймс Джойс

Упражнения, на разрушение шаблонов принесут успех, если вы измените привьгчный образ мыслей. Конечно, вам по-прежнему необходимо находить решения. Все эти идей окажутся полезными. Плохих идей не бывает, есть только «концепции Криса». Даже самая бесперспективная из созданных вами идей может принести пользу при решении сложной задачи, и использованием таких идей мы займемся в следующей главе.

Если вы нашли идею, которая кажется многообещающей, запишите ее как ключ к решению. Из этих идей вы сможете выращивать жизнеспособные решения. Такие ключи необязательно открывают путь к осуществимым решениям, но они вам нравятся, и в них скрыт значительный потенциал. Чем необычнее идея, тем лучше.

Ключи к решениям

Убедить людей из богатых стран переехать в бедные страны к взаимной выгоде- Убрать стоящие перед населением бедных регионов барьеры на пути к улучшению их положения.

Таблица 5. Таблица идей

Теоретическая часть

Зона комфорта

У каждого существует область жизненного пространства, в пределах которой он чувствует себя в безопасности - это зона нашего комфорта. Зона комфорта ограниченапривычными шаблонами мышления и поведения: к чему мы привыкаем - то для нас и комфортно . И когда мы сталкиваемся с ситуациями, в которых нам нужно сделать что-то новое, непривычное, то нам мешает действовать страх перед неизвестным.

Решение любых творческих задач связано с выходом за пределы зоны комфорта.

Рамки, которые нас ограничивают

Внутри вас живут страхи, программы и установки ваших предков (родителей, воспитателей, учителей и т.д.). Вы получили их по наследству и часто даже не осознаёте их. Когда-то возможно эти программы и установки были необходимы, но мир вокруг ежесекундно меняется и вполне вероятно, что навязанные вам в детстве установки и программы теперь не нужны и только ограничивают вас. Поэтому сознательно раздвигайте границы своих возможностей и выходите из зоны комфорта .

Обычно люди привыкают к сложившемуся годами образу жизни и не желают ничего менять. В том числе это касается и методов, с помощью которых они решают задачи. Творческие же люди, напротив, придерживаются иного подхода к решению задач. Они постоянно задаются вопросами:

Почему?

Почему нет?

Почему именно так, а не иначе?

Почему бы не попробовать по-другому?

А что будет, если...?

Не привязывайтесь к какому-то одному однажды найденному решению или идее, - это будет тормозить вашу творческую активность. Наоборот, постоянно ищите новые и новые способы решения возникшей проблемы . Сохраняйте гибкость ума и открытость для новых идей, даже если уже найденное решение всем вокруг кажется отличным. Избегайте тенденции довольствоваться более-менее приемлемым решением, пока не исчерпаете все свои возможности по поиску новых, более продвинутых и интересных решений.

Блохи в банке

Учёные взяли банку и посадили туда сотню блох. Сначала блохи легко выпрыгивали из банки и тогда учёные закрыли банку крышкой. Прошло несколько дней, учёные открыли крышку и увидели такую картину: блохи больше не могли выпрыгнуть из банки, хотя крышка их больше не сдерживала. Они просто поверили в то, что не могут выпрыгнуть из банки и больше не делали нужных усилий. Самое интересное в том, что все последующие поколения этих блох тоже уже не могли выпрыгнуть из банки, поскольку унаследовали от предков это ограничение.

Вывод: раздвиньте рамки и не ограничивайте себя воображаемыми преградами !

Вы можете найти в интернете видеоролики с данным экспериментом, если наберёте в поисковике "блохи в банке" или "эксперимент с блохами в банке".

Выход за пределы зоны комфорта

Чтобы выйти за ограничивающие рамки привычного мышления, первым делом нужно признать, что границы мышления существуют, и они ограничивают зону нашего комфорта . Признав что границы существуют, необходимо сознательно начать действовать, чтобы выйти за пределы зоны комфорта !

Для этого существует нехитрый алгоритм:

1. Ставим перед собой высокие цели, сложные задачи

2. Формулируем желаемый результат

3. Намечаем план и действуем по плану

4. Осваиваем новые территории

Допустим, нас ограничивает страх перед новыми людьми . Наша цель - научиться знакомиться с людьми, преодолеть страх быть брошенным или ненужным. Какой нам нужен результат? В результате мы должны стать уверенными в себе, способными познакомиться с кем захотим, когда захотим и как захотим. Намечаем план, как нам этого достичь и начинаем действовать согласно плану, постепенно осваивая всё новые и новые территории : если вчера вы могли познакомиться только на вечеринке со случайным человеком, то сегодня мы стремимся к тому, чтобы познакомиться с понравившимся человеком прямо на улице или в транспорте, а завтра - выбираем такого человека, к которому раньше вообще боялись подходить ближе чем на 5 метров из-за его ослепительной красоты или несметного богатства, и заводим с ним знакомство.

Помимо знакомств, выйти из зоны комфорта помогают :

Изменение привычного режима дня

Новая книга необычного для вас жанра

Незапланированная поездка

Новые, добровольно взятые на себя, обязанности по работе

Изменение физических нагрузок (добавление новых упражнений, увеличение времени для практики привычных упражнений и т.д.)

Новые кулинарные блюда, которые вы никогда не готовили

Новые увлечения

Если говорить исключительно о мышлении, то выйти из зоны комфорта помогают любые новые и необычные методы (внутренняя беседа с мудрецами, "шесть шляп мышления", метод Диснея и т.д.), а также йога и нейрогимнастика.

Вопросы для самопроверки

Что такое зона комфорта?

Откуда берутся ограничивающие рамки?

Какие вопросы помогают преодолеть ограничивающие рамки?

Как выйти за пределы зоны комфорта?

Практическая часть

Упражнение 1. Нестандартные поступки

Одно из лучших упражнений, которое поможет вам расшатать границы своей зоны комфорта, является выполнение нестандартных поступков . Поступайте нестандартно и так, как вам несвойственно. Чем более странными и непонятными для окружающих людей будут ваши поступки, тем лучше будет эффект от выполнения упражнения.

Упражнение 2. Возьмите на себя новые обязанности на работе

Возьмитесь за новый долговременный проект на работе или в бизнесе. Или возьмите на себя дополнительные обязанности по старым проектам. Если вы руководитель, начните проявлять чуть больше ответственности по отношению к подчинённым, чем обычно. Если вы подчинённый, начните делать больше чем обычно (например, начните раньше других приходить на работу и позднее других уходить).

Упражнение 3. Йога

Займитесь йогой и нейрогимнастикой. Это самые лучшие методы не только для выхода из зоны комфорта, но и для поддержания своего тела и разума в хорошей форме.

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.

Мой скайп: seahappiness

Страница Вконтакте.

Наверное, все после прочтения новой книги Эрика Бертрана Ларссена «На пределе. Неделя без жалости к себе» хоть на минуту задумаются, а не устроить ли себе такую адскую неделю. Даже те, кто по жизни предпочитает достигать целей спокойно, плавно и без особых стрессов. Почему? Потому что мы все, даже самые сбалансированные, ведем рутинный образ жизни, не замечая, как уходит время. Мы погрязаем в рутине дел, пропуская что-то очень важное. К восьмидесяти годам, если повезет и доживем, мы проживем около 4160 недель. Вы точно помните, в какие из них были счастливы, какие вообще запомнили? Вот эту одну, адскую неделю не запомнить просто невозможно.

Для многих людей в западных странах книги Эрика Ларссена стали откровением. И первая книга «Без жалости к себе», и ее практическое продолжение, 7- дневный интенсив «На пределе» , подходят к вопросу личностного роста достаточно сурово. Очень сложно разорвать привычки, сформированные годами за несколько дней. Очень сложно выйти из привычного, такого теплого и уютного, своего болотца. Неделя невероятных усилий предполагает выход из зоны комфорта. Для людей, которые любят и ценят комфорт, которые живут в приятных, «человеческих» условиях такой выход может быть очень болезненным. Вполне возможно, что нам, живущим в непростых реалиях, легче понять суровых скандинавов, с их минималистическим подходом к жизни, чем окруженным комфортом, американцам.

Никто не любит перемен

И вот тут возникает такой вопрос: что может дать «адская неделя» людям, которые с детства привыкли находиться в некомфортных, сложных ситуациях? Чем книга «На пределе» может быть полезна для нас с вами и наших соотечественников? Разве наша жизнь не есть извечная борьба и выживание?

Все просто: мы тоже привыкли к своим условиям существования. Худо-бедно, но живем. Каждый день встаем, едем на работу, возвращаемся, готовим ужин, зависаем в интернете. И нарушать даже такой печальный распорядок очень не хочется. Никто не любит перемен. Даже находясь в унылой ситуации, человек будет сопротивляться переменам.

Зачем же это делать? Потому что именно адская неделя может вырвать нас из болота унылой повседневности, расширит рамки реальности и поможет изменить личную картину мира. Есть шанс найти выход из той беспросветности, в которую каждый более или менее погружен.

Однажды в Норвегии, в лагере Трендум, 1992

Как говорит о себе Эрик Ларссен, он был неприметным, хилым подростком, которого дразнили в школе. И таким же, ничем не запоминающимся солдатом. Но он умудрился собрать волю в кулак, и в лагере подготовки офицеров в Трендуме показать отличные результаты.

Последующие дни закрепились в моей памяти как истинное воплощение ада. Кажется, мы шли три дня и три ночи, но я не уверен, так как чувство времени мне изменило. Все, что я помню, это боль в бедрах и плечах. Эта боль оказалась для меня совершенной новой - сильнее, интенсивнее, чем когда-либо прежде. Я начал понимать, что такое неделя на пределе. Где-то на задворках сознания теплилась мысль, что человек способен выдержать гораздо больше, чем ему кажется. Эта мысль помогала мне оставаться на плаву. Испытывая адскую боль, я задавался вопросом, как долго смогу ее выносить. Я думал: ≪Это ад, но я не умираю. Пока я могу переставлять ноги, мне нужно двигаться вперед≫.

Из того испытания я вынес очень важную вещь: если ты думаешь, что хуже не бывает, оказывается, что бывает.

Ларссен не просто выжил и завершил адскую неделю, но и был одним из тех солдат, которые продолжили обучение на звание офицера.

Подготовка к адской неделе

Если вы решились на такой суровый шаг, не пренебрегайте основательной подготовкой. Этот период не менее важен, чем сама неделя.

Провалив подготовку, вы подготовитесь к провалу. Бенджамин Франклин

Заранее составьте план своей недели. Уделите внимание таким вопросам:

  • ваша жизнь на данный момент;
  • в каких областях заключен ваш потенциал, что вы можете улучшить;
  • четко для себя поставить цели адской недели и прописать стратегию достижения.

Для начала, не бойтесь поставить трудные, практически не достижимые цели. Цели должны быть четкими, осязаемыми и воодушевляющими. Они должны зажигать вас, каждый день мотивировать и придавать ускорение. Заполните каждую свободную минуту. Бешеный ритм должен начаться сразу же, с 5 утра. Все, что вы откладывали до бесконечности (и в глубине души знали, что не будете их делать). Представьте себе, что это последняя неделя перед концом света. Успейте сделать ВСЕ! При этом важно сохранить определенный баланс, нельзя жертвовать отдыхом, сном, здоровым питанием. Ларссен советует заниматься спортом как минимум раз в день. Кроме того, можно подключить такую практику, как визуализация.

«Можно визуализировать адскую неделю и представить, как вы проходите ее в полную силу. День за днем или неделю целиком. Как вы предполагаете справляться с поставленными задачами? Вам следует определить перечень стимулирующих занятий - и в личной, и в профессиональной жизни. Чем более трудную неделю вы организуете, тем больше извлечете знаний и тем сильнее почувствуете гордость и уверенность в себе.»

Вы будете чувствовать страшное эмоциональное напряжение – желательно оставаться человеком, не срываясь на окружающих. Это ваша личная адская неделя, а не их. Постарайтесь продержаться с утра понедельника до воскресного вечера. А потом проанализируйте поставленный и выполненный план.

Ад – это туда!

Пережить такую неделю – чертовски сложно. Конечно, ее нельзя сравнивать с испытаниями, через которые проходят спецназовцы. Но для нежного современного человека даже тот минимальный уровень нагрузок будет крайне неприятен. Необходим жесткий режим. Это и подъем в 5 утра и отбой в 10 вечера, занятия спортом, повышенное внимание к питанию. Вы должны поставить амбициозные цели на неделю, никаких соцсетей.

Неделя начинается в пять утра в понедельник и заканчивается в десять вечера в воскресенье:

  • Вставайте в пять каждое утро;
  • Ложитесь спать в десять каждый вечер;
  • Работайте упорно, будьте сосредоточенным, вовлеченным и добросовестным в течение всей недели;
  • Придерживайтесь намеченного плана;
  • Постоянно анализируйте свое настроение и концентрацию;
  • Отдавайте себе отчет, какую социальную роль вы играете в каждый момент в течение дня, и на сто процентов, здесь и сейчас, посвящайте себя этой роли;
  • Сохраняйте приподнятое расположение духа, положительный настрой и решимость;
  • Не забывайте о качественном отдыхе;
  • Повысьте требования к своей одежде и внешности в целом;
  • Все вопросы личного характера разрешайте до наступления ночи;
  • В рабочее время - никаких социальных сетей;
  • SMS, звонки, электронные письма друзьям в рабочее время запрещены;
  • Разговоры ≪о погоде≫ с коллегами сведены к минимуму;
  • Физические нагрузки - минимум раз в день, предпочтительно по утрам;
  • В течение всей недели - только здоровая пища;
  • Телевизор запрещен.

Не перегните палку

Очень важно, правильно оценить уровень нагрузки. Крайности всегда вредны для организма и психики. Человек может очень эффективно поднять планку целей, свою выносливость и перестанет бояться перемен, если будет оптимально поддерживать уровень стресса. Если это сделать чересчур резко, то ни о какой свободе речи не пойдет. Скорее, об ударе головой об стенку. Если ваше тело отреагирует физическим заболеванием на слишком высокий уровень стресса, то такой эксперимент может закончиться плачевно. Поэтому настоятельно рекомендуем найти свой собственный уровень стресса и темп его наращивания.

«На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен

В статье использована фотография Эрика Ронера, профессионального лыжника и веселого экстримала.

Выход за рамки обычного мышления

В своей основополагающей книге «Латеральное мышление» доктор Эдвард Де Боно ввел понятие «выход за рамки обычного мышления».

Я хотел бы обсудить несколько случаев, когда мне удавалось решить проблему, не только думая, но и действуя за пределами обычного, в надежде, что вы, мои читатели, найдете в них пользу для себя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Выход за пределы обычного общения Как бы ни был ценен опыт, получаемый аутичным ребенком (подростком, юношей) на клубных встречах, они остаются специально организованными, и ребята это чувствуют. Хотя об этом не говорится, но всем участникам понятно, что ответственность

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Объяснение необычного поведения с помощью обычного Чем же объясняется столь неожиданное и огорчительное поведение - причинение сильной, заведомо опасной боли другому человеку, просто потому, что облеченное властью лицо приказало вам сделать это? Естественная реакция:

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Установите рамки Один из первых методов, разработанных нами для манипуляции мотивациями, назывался фреймингом задач. Смысл в том, чтобы предлагать людям сделать одно и то же (например, стараться как можно лучше решить задачу), но дать им разные причины того, почему это

автора Канеман Даниэль

Рамки и реальность Италия и Франция встретились в финале чемпионата мира по футболу 2006 года. Следующие два предложения описывают результат: «Италия победила», «Франция проиграла». Имеют ли эти два заявления один и тот же смысл? Ответ целиком зависит от того, что мы

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Эмоциональные рамки Необоснованное влияние формулировки на убеждения и предпочтения мы с Амосом назвали эффектом фрейминга (установления рамок). Вот один из использованных нами примеров.Согласитесь ли вы на игру, в которой с 10 %-ной вероятностью выиграете 95 долларов и с

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Хорошие рамки Не все рамки одинаковы: очевидно, что некоторые рамки лучше подходят для описания (или осмысления), чем другие. Рассмотрите следующую пару вопросов:Женщина купила два театральных билета по 80 долларов. Придя в театр, она открывает кошелек и обнаруживает, что

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Рамки и рамочки Рамка - набор контекстов или способов восприятия чего-либо, как, например, рамка результата, рамка раппорта и т. п. Словарь НЛП Рамка - это та призма, сквозь которую мы смотрим на окружающий мир. Она преломляет все в том свете, в котором вы закажете.

Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай Иванович

Упаковываем в рамки Время дня очень похоже на шкаф с полочками, а в каждую полочку при всем желании можно уложить только определенное количество вещей. Каков объем вашего шкафа? Подсчет следующий. Рабочий день – обычно это 500 минут. Если вы сегодня спокойно работаете в

Из книги Психология счастья. Новый подход автора Любомирски Соня

Рамки жизненных обстоятельств Обстоятельства – это, как сказал Герман Мелвилл, «жена, сердце, кровать, стол, седло, очаг, страна». Есть вещи, которые мы не выбираем: пол, возраст, этническая принадлежность; место рождения; события, происходившие с нами в детстве и юности

Из книги Как сделать из обычного мужа образцового отца автора Камаровская Елена Витальевна

Елена Витальевна Камаровская Как сделать из обычного мужа образцового

Из книги Лучше совершенства [Как обуздать перфекционизм] автора Ломбардо Элизабет

Установите эмоциональные рамки Тот факт, что вы можете поработать еще два часа, не значит, что оно того стоит.Тот факт, что вы можете заниматься физическими упражнениями каждый день, не значит, что это полезно для здоровья.Тот факт, что вы можете делать работу за других

Из книги Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе автора Гоулман Дэниел

Острый дефицит обычного человеческого общения Маленькая девочка, ростом маме всего по пояс, крепко сжимала ее в объятиях и не отходила ни на шаг на протяжении всей поездки на катере, перевозившем туристов на остров. Однако мама никак не реагировала и словно

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович