Болезни Военный билет Призыв

Познавательное развитие на тему книжкина неделя. Познавательный проект «Книжкина неделя






Цель проекта: Привить детям любовь к книге. Задачи проекта: -Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека -Познакомить детей с различными жанрами книг. -Дать детям знания о роли библиотек. -Обогащать детско – родительские отношения совместным опытом. -Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.


Актуальность проекта: В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.




Подготовительный этап. тематическое оформление групповой комнаты, дополнение уголков (книжный, социально-нравственный, экологический, уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления), рисование совместно с родителями героев любимых сказок, чтение детских сказок, рассказов, стихов, выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания, подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художникам


Основной этап. День недели Вид деятельности Понедельник 1. Организация выставки «Моя любимая книга». 2. «Знакомство с творчеством С. Михалкова». 3. «Книжкина больница» (организовать ремонт книг, прививать бережное отношение к книге). Вторник 1. Чтение С.Михалкова. 2. Заучивание пословиц и поговорок о книге. 3. Творческая игра «Книжный магазин. 4. Изготовление Книжек-самоделок. Среда Экскурсия в библиотеку. Четверг 1. Викторина по произведениям С. Михалкова. 2. Художественно-творческая деятельность (аппликация) «Закладки для книг». 3. Создание альбома «Мои любимые книги».











Мероприятия с родителями: 1. Рисование любимых литературных героев. 2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома» 3. Выставка любимых домашних книг. 4. Пополнение библиотеки группы. 5. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги», «Как научить ребёнка читать», «12 полезных советов опытных родителей и учителей, как приохотить детей к книгам», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребенок любил читать. Советы психолога В.С. Юркевич», «Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии» 6. Изготовление книжек-малышек.


Результат реализации проекта: 1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей. 2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. 3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги. 4. Были организованы для детей тематические выставки. 5. Дети научились ремонтировать книги. 6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. 7. Дети посмотрели спектакли по прочитанным произведениям в исполнении профессиональных актёров. 8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.



Предварительный просмотр:

Тематическая неделя

«Книжкина неделя шагает по планете!»

«Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья»

Е. Лепман

Дорогие родители и педагоги, вы все, наверное, знаете, что в дни весенних каникул в дошкольных учреждениях и школах проходит Неделя детской и юношеской книги. А знаете ли вы, что этот праздник имеет давнюю и интересную историю?

Впервые Неделя детской книги (24-30 марта) была проведена в 1943 г. Придумал «Книжкины именины» писатель Лев Кассиль. Теперь такой праздник есть у детей не только в России, но и во Франции, США, Швейцарии. На международном уровне существует один Международный день детской книги – 2 апреля (в день рождения Х. К. Андерсена). Детская книга уже более ста лет, остается одним из главных средств воспитания детей. Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижается. Вовсе не случайно 2014г. объявлен «Годом культуры».

В этом году Книжкиной неделе исполнилось 71 лет! Но год от года она не старится, а только молодеет вместе с новыми книгами, новыми именами детских писателей. Педагоги детского сада обогащают праздничную неделю новыми идеями. Сейчас ребятам предоставляется возможность познакомиться с выставками новых и уже хорошо знакомых книг, поучаствовать в интересных играх и конкурсах, посмотреть театральные представления.

День книги – это дань уважения удивительному творению человеческого гения. И хотя официально в нашем календаре нет такого праздника, но он проходит почти во всех детских садах страны. Мероприятия, посвящённые данной тематике, подчинены главной цели: пробудить у ребёнка интерес к художественной литературе, привить любовь к книге, сделать всё возможное, чтобы чтение стало не скучной обязанностью, а потребностью. А все мы знаем, что от того какие книги читает ребёнок в детстве – зависит его духовный мир.

Педагоги нашего детского сада стремятся развивать у детей устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний, воспитывать бережное отношение к книгам.

В этом году тематическая неделя прошла под названием «Книжкина неделя шагает по планете!», под девизом «Открываем книгу – открываем мир!».

Задачи:

  • Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями.
  • Приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.
  • Выявление знаний детьми детских сказок через различные виды игр.
  • Воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережного отношения к ней.
  • Привлечение родителей к совместному творчеству.

Предварительная работа:

  • План проведения Книжкиной недели.
  • Беседа о празднике – Всемирном дне детской книги (2 апреля).
  • Детям и родителям дома нарисовать обложку любимой книги, «издать» свою книжку-малышку по любой тематике.
  • Дополнение книжного уголка новыми материалами (книги различного содержания, назначения, оформления).
  • Оформление выставки «Книга – мой лучший друг» (младший дошкольный возраст А. Барто и средний дошкольный возраст В. Сутеев).
  • Оформление выставки детских энциклопедий «Самые умные книги» (старший дошкольный возраст).
  • Оформление выставки детских журналов «Журнальная страна» (подготовительные к школе группы).
  • Чтение детских сказок, рассказов, журналов, заучивание стихов, знакомство с энциклопедией.
  • Информационно – просветительская выставка для родителей «О книгах и не только».
  • Рекомендации родителям.
  • Консультации для педагогов.

Предметно-развивающая среда:

  • Портреты детских писателей.
  • Портреты писателей-сказочников.
  • Детские энциклопедии.
  • Детские журналы.
  • Загадки о названии и героях сказок.
  • Разрезные картинки, пазлы по сказкам.
  • Игры-лото.
  • Костюму персонажей для театрализации.

В рамках продуктивной и познавательной деятельности:

  • Театрализованное представление по стихам А. Барто и по сказкам В.Сутеева.
  • Интеллектуальная игра-викторина по сказкам.
  • Изготовление закладок для книг.
  • Иллюстрирование книг.
  • Организация «Книжкиной больницы» или акция «Заболела эта книжка».
  • Изготовление книжек – малышек.
  • Беседы «Восьмое чудо света – это книга», «За тридевять земель», «Откуда книга пришла?», «Путешествие в историю книги».
  • Разучивание пословиц и поговорок о книге.
  • Просмотры мультфильмов, слушание аудиозаписей.
  • Экскурсия в музей письменности.

С 24 по 28 марта 2014 года проходила Книжкина неделя. В проведении недели книги приняло 200 детей и их родителей. Работа проходила в соответствии разработанному плану «Книжкина неделя шагает по планете!». В понедельник 24 марта состоялось открытие недели книги. В холле на первом этаже был размещен плакат, который информировал всех входящих, что началась Книжкина неделя. Детей и родителей ожидал ярко украшенный музыкальный зал (детские книги, персонажи из сказок «Три поросенка», «Курочка ряба», «Царевна - лягушка»), по коридорам детского сада развешены пословицы и поговорки о книгах. Сказочные герои Королева сказок и Книга в музыкальном зале объявили, что дети отправляются в сказочное королевство, в необыкновенное путешествие, в прекрасную страну. В дорогу надо будет взять багаж шуток, песен да плясок, смекалку да внимание. Книга напомнила детям, почему надо читать и любить книги, как за ними ухаживать, отгадывая загадки, дети вспомнили любимые сказки и сказочных героев.

В рамках тематической недели прошли занятия, беседы, досуги и развлечения с детьми разных возрастных групп. По традиции, каждый день недели носил свое название.

В «День рукописи» была организована экскурсия для детей старших групп в музей письменности детского сада. В этот день дети «окунулись» в историю письменности. Воспитатели рассказали детям о представленных экспонатах музея (буквы, иероглифы, пиктограммы) и вместе с детьми попробовали написать буквы угольком и пером на бумаге, бересте, острым предметом на камне. Воспитатели обобщили знания детей о письменности и алфавите, что слова состоят из букв, предложение из слов и таким образом можно составить книги. Дети узнали, откуда пришла книга, какие бывают книги, как создаются книги и многое другое.

В «День газет и журналов» ребята узнали много нового о детских журналах. Педагоги помогли познакомиться с историей периодических изданий, уточнили представления о профессии журналиста, редактора, наборщика, фотографа. Воспитатели с детьми подготовительных групп №9, 11 пригласили к себе в гости детей старших групп №10, 12 (взаимопосещаемость). Воспитатели познакомили с первыми детскими журналами и их героями. Дети группы №9 перевоплотились в главных героев из журнала «Веселые картинки»: Петрушка, Карандаш, Буратино, Дюймовочка, Чипполино, Незнайка, Почемучка, мастер Самоделкин. У каждого из них была своя история о Веселых человечках, о том, как они стали лучшими друзьями девчонок и мальчишек, проживающих не только в России, но и странах СНГ, Европы и даже Америки. Рассказали, что в компании Веселых человечков можно путешествовать по сказкам, в космосе, по джунглям и т.д. В конце беседы гостям предложили показать свое мастерство в творческой работе по изготовлению сумочек из бумажных тарелочек. Сделанные сумочки дети забрали с собой в группу в подарок, а также им подари журналы для чтения и рассматривания веселых иллюстраций.

В «День энциклопедии» воспитатели с детьми старших групп №10,12 сделали ответный прием гостей из подготовительных групп №8,9,11. Воспитатели провели беседу на тему «Хочу все знать!», познакомили с выставками «Самые умные книги», в ходе которой расширили знания дошкольников о словарях и энциклопедиях, показали их многообразие и назначение каждого. Воспитатель вместе с детьми попутешествовал по страничкам энциклопедии. Дети узнали, как пчелы и дельфины передают друг другу информацию, поговорили о динозаврах, о планете Земля и звездах, рассмотрели Красную книгу и поговорили, почему в книги листы разного цвета, какие животные и растения занесены, и почему их надо охранять. Дети поучаствовали в разгадывании кроссворда. В конце воспитатель старшей группы №10 предложила создать свою энциклопедию о цирке и объявила конкурс на лучшую обложку для книги.

В день с названием «Авторская сказка» дети совершили путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм, Р. Киплинга, В. Сутеева встретились с книжными героями, поучаствовали в викторинах «По сказкам В.Сутеева» - средняя группа №1, «В мире сказок» - старшая группа №7 комбинированной направленности, «Путешествие по сказкам» - старшая группа №10.

Специалисты детского сада: учитель-дефектолог, учителя-логопеды, педагог дополнительного образования по изодеятельности, воспитатель по физической культуре, воспитатель подготовительной группы подготовили и показали для детей старших и подготовительных групп интеллектуальную игру – викторину «Путешествие в страну сказок» - театрализованное представление.

Воспитанники подготовительных групп №8,9,11 показали театрализованные представления по сказке В.Сутеева и по стихам А. Барто для детей младших и средних групп (группа №8 «Девочка чумазая» для младшей группы №2, группа №9 «Игрушки» для младшей группы №4, группа №11«Кот рыболов» для детей средних групп №1, 3, 5). Воспитатели совместно с детьми на занятиях по изодеятельности изготовили афиши и пригласительные билеты к своим выступлениям.

В последний день недели дети всех возрастных групп отметили «Книжкины именины» . В этот день дети еще раз окунулись в мир сказок героями, которых являются животные, птицы и сказочные существа. Воспитатели обобщили знания детей о книге, воспитатели младших групп совместно с детьми провели работу в книжных уголках «Заболела эта книжка...», прививая тем самым любовь к книге и бережное к ней отношение. Ребята узнали, как можно вылечить книгу и попробовали совместно с воспитателем вылечить книгу с помощью скотча, клея, ножниц и бумаги.

Во второй половине дня дети средних групп №3, 5 представили театрализацию по сказкам В. Сутеева для родителей (группа №3 – «Под грибом», группа №5 – «Мешок яблок»).

Неделя была интересной, творческой. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях. В начале недели в средних группах №1 и 7 (комбинированная) воспитатели предложили творческое задание для совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению книжек – самоделок собственного сочинения и иллюстрирования. Ожидания оправдали себя родители и дети очень творчески и старательно подошли к этому заданию. В группах были оформлены выставки «Книжка – малышка своими руками», уходя домой, родители с детьми с большим интересом рассматривали эти книги.

В младшей группе №4 воспитатель Маркова А.В. в сотворчестве с родителями оформили альбом «Моя любимая книга». Содержание альбома раскрыло нам о предпочтениях и интереса детей к художественной литературе.

На занятиях «Художественное творчество» дети делали обложки и закладки для любимых книг, где воспитатели применяли игровые ситуации. С большим интересом дети рисовали в разных техниках, в аппликации использовали бусинки, ракушки, пуговицы и др. материал. Ребята проявили творчество, каждая работа получилась неповторимой. В подготовительной группе №9 дети сами изготовляли бумагу из бросового материала – старых газет. Всю неделю ребята играли в дидактические игры: «Собери пазлы по сказке», «Угадай героя сказки по силуэту», «Отгадай загадку».

В помощь воспитателям по проведению организованной деятельности «Художественная литература» и «Художественное творчество» были подготовлены консультации педагогом дополнительного образования по изодеятельности «Сказка как средство мотивации детей младшего дошкольного возраста в художественной деятельности» и воспитателем средней группы №1 «Введение в круг чтения детей визуальной поэзии».

Таким образом, если книга займет первостепенное место в процессе развития детей детского сада, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.

Использован интернет ресурс:

  1. http://www.csdb62.ru
  2. http://сайт
  3. http://mdouds6balakovo.ucoz.ru

Предварительный просмотр:

Планирование

«Книжкина неделя шагает по планете»

24.03. – 28.03.2014 год

Дата и время проведения

Цель

Ответственные

24.03.14

Открытие недели

11.30

Гр.№ 1,2,3,4,5

12.10

Гр.№ 8,9,10,11,12

Цель: расширять представления детей о труде взрослых, которые помогли появиться книге на свет; воспитывать интерес к этим профессиям; бережное отношение к книгам.

ДЕНЬ РУКОПИСИ

1.Открытие книжкиной недели.
2.Беседа воспитателя «Восьмое чудо света – это книга» (Книга и кто ее создает). Рассказ сопровождается показом картинок, иллюстраций.

3. Посещение музея письменности.

4. Выставка детских книг « Книга – мой лучший друг»

(младший дошкольный возраст)

5. Оформление выставки детских энциклопедий «Самые умные книги» (старший дошкольный возраст)

6. Оформление выставки детских журналов «Журнальная страна» (подготовительные к школе группы)

Специалисты

Воспитатели групп

Цель: познакомить родителей с использованием книги как средства общения взрослого с ребенком дома.

6. «О книгах и не только». Информационно – просветительская выставка для родителей.

Воспитатели групп

25.03.14

Группы

№10 9

№12 11

9.00-9.30

Цель: обобщить знания детей о газетах и журналах; познакомить с историей периодических изданий; уточнить представления о профессии журналиста, редактора, наборщика, фотографа.

ДЕНЬ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

1.Беседа «Незнайка в гостях у ребят» (взаимопосещаемость групп старшего возраста)
2.Чтение детям рассказов из детских журналов.

3. Изготовление закладок для книг.

Воспитатели групп

26.03.14

Группы

№ 9, 8 10

№ 11 12

9.00 – 9.30

16.30

16.30

16.30

Цель: расширить знания дошкольников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; воспитывать культуру работы с книгой.

ДЕНЬ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

1.Беседа «Хочу все знать!» (взаимопосещаемость групп старшего возраста)

2. «Книжкина больница» - полечить «заболевшие» книги.

3. Театрализованное представление по стихам А. Барто «Игрушки» для детей младшей группы № 4

4. Театрализованное представление по стихам А. Барто «Девочка чумазая» для детей младшей группы № 2

5. Театрализованное представление по сказке В.Сутеева «Кот рыболов» для детей средних групп № 1,3,5

Воспитатели групп

Воспитатели подготовительной группы №9

Воспитатели подготовительной группы №8

Воспитатели подготовительной группы №11

27.03.14

Группы

№ 8, 9, 11

10.00 – 10.40

Цель: обобщить знания детей о сказках; воспитывать чувство сострадания к героям; закрепить умение внимательно слушать, отвечать на вопросы и пересказывать краткое содержание.

1.Беседа « За тридевять земель»

2.Чтение детям сказок, героями которых являются животные, птицы.

3. Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок»

Воспитатели групп

Специалисты

28.03.14

Гр.№ 1 - 16.30

Гр.№ 3 - 16.00

Гр. № 5 - 16.00

Гр.№ 6 - 16.10

Гр. № 7 – 16.00

Гр.№ 10 – 16.30

Гр.№ 12 – 16.30

Цель: Расширение знаний воспитанников о книге, привитие бережного отношения к книге и популяризация книги, интереса к чтению.

ДЕНЬ «КНИЖКИНЫ ИМЕНИНЫ»

1. Интеллектуальная игра-викторина «По сказкам В.Сутеева» - средняя группа № 1

2. Театрализованное представление по сказке В.Сутеева «Под грибом» - средняя группа №3

3. Театрализованное представление по сказке В.Сутеева «Мешок с яблоками» - средняя группа №5

4. Театрализованное представление по сказке В.Сутеева «Под грибом» - компенсирующая группа №6

5. Интеллектуальная игра-викторина «В мире сказок» - старшая группа № 7комбинированной направленности

6. Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие по сказкам» - старшая группа № 10

7. Интеллектуальная игра-викторина «В гостях у Знайки» - старшая группа № 12

Воспитатели групп

Фотоматериалы по « К нижкиной недели»

Оформление тематических уголков «Журнальная страна» «Самые умные книги»

День газет и журналов Герои из журнала «Веселые картинки» Гости знакомятся с детскими журналами

Книжкины именины Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок» В.Сутеев «Мешок яблок»

Т ворчество малышей Изготовление бумаги из бросового материала (старые газеты) Книжки – малышки

Творчество малышей


«КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ»

Развлечение - викторина по теме: «Мои любимые книжки»

Цель и задачи мероприятия:

  • введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
  • выявить знание детских сказок через различные виды игр;
  • закрепить знания детей о героях сказок
  • развивать логическое мышление, смекалку
  • привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
  • воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
  • обогатить словарный запас, расширить кругозор.
  • выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети, познакомить с новыми понятиями «народные» и «литературные» сказки, выявить лучших знатоков сказок; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Подготовительная работа:

  • предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу.
  • рисование совместно с родителями обложек любимых книг,
  • чтение детских сказок, рассказов в группе, заучивание стихов,

Атрибуты и инвентарь:

  • портреты детских писателей,
  • портреты писателей - сказочников,
  • "Дерево загадок" (тексты загадок о названии сказок и их главных героях),
  • Выставка книг
  • разрезные картинки, пазлы "Мои любимые сказки",
  • игра - лото "Расскажи сказку»
  • рекомендации для родителей.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ….

Длятся только день единый именины у людей,

А у книжки именины целых семь веселых дней!

Именины! Именины!

У володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

Нет! У наших детских книжек!

День весенний голубой!

Март спешит к апрелю

И приводит за собой

Книжкину неделю.

Эта книжкина неделя

Пролетит по всей стране.

Как предвестие

Как приветствие

Неделя детской книги отмечается в нашей стране более полувека. С 26 марта 1943 года. Немалый срок, если призадуматься! История этого праздника уходит в военный сорок третий, когда под сводами Колонного зала Дома Союзов звенели ребячьи голоса. Это московская детвора собралась на встречу со своими любимыми писателями, некоторые из которых приехали прямо с фронта. Шла война, не хватало еды, в домах было холодно - а в Колонном зале дети слушали выступления любимых писателей и поэтов: Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Владимировича Михалкова, Агнии Львовны Барто, Михаила Михайловича Пришвина, Льва Абрамовича Кассиля, Корнея Ивановича Чуковского. Инициатором праздника стал Л. А. Кассиль. Для ребят военного времени встреча с известными писателями стала лучшим подарком. Эта неделя празднуется в конце марта по всей нашей стране. «Книжкиными именинами» назвал ее детский писатель Лев Кассиль.

К. И. Чуковский приравнивал хорошую детскую литературу к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимой для становления личности, как обычная пища - для физиологического развития.

Ежегодно в нашем детском саду проводиться неделя детской книги. Она не требует больших усилий. Помощниками в проведении недели детской книги являются родители и воспитатели.

ХОД БЕСЕДЫ:

Именины! Именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек? Нет!

У наших детских книжек!

У стихов, рассказов, сказок

И у толстых повестей…

Посмотрите сколько сразу

Собралось у нас гостей!

Это праздник, в самом деле

Как его ребята ждут!

Длятся целую неделю

Именины там и тут!

Логопед: Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? Волшебные эти сказки или нет?

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной

У меня картинок 200

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного

И бизоны и удавы,

А у папы никого.

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга?

Если в ней картинок нет?

Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой, послушаем сказку, побываем на выставке книг и рисунков.

Давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.

На ковёр мы сели, В сказку полетели.

Почти во всех сказках обязательно есть три части - начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили - были… », «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… » ит. д.) Такое начало - зачин сказки - служит для того, что бы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки либо ее героев.

В ходе рассматривания книг цитируются наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, зачитывает зачины, присказки, концовки из разных сказках.

Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» и т. д.) Такие слова принято называть концовкой. Когда - то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить - поживать и добра наживать».

Как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отделенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок) .

Подбор загадок о книге

Я всё знаю, всех учу, Открыть свои тайны

А сама всегда молчу. Любому готова.

Чтоб со мною подружиться, Но ты от неё

Нужно грамоте учиться. (Книга.) Не услышишь и слова. (Книга.)

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок. Говорит она беззвучно,

Нету лап, нету рук. А понятно и не скучно.

А приходит в дом как друг Ты беседуй чаще с ней -

На колени к маме ляжет, Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Обо всём тебе расскажет. (Книга.)

Хоть не шляпа, а с полями, Сама мала, а ума придала. (Книга.)

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга.)

Склеена, сшита, Поселились мудрецы

Без дверей, а закрыта. В застеклённые дворцы,

Кто её открывает - В тишине наедине

Многое знает. (Книга.) Открывают тайны мне. (Книги.)

Я с полки книгу взял, приставил "А",

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не видно. (Том - Атом.)

Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает.

(Книга, газета, журнал.)

Вопросы для викторины:

ИГРА: «Дополни имя».

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я буду называть первую часть имени, а вы называйте вторую. Посмотрим, кто из вас помнит больше имен сказочных героев.

Барон (Мюнхгаузен), Старуха (Шапокляк), Винни (Пух), Соловей (Разбойник), Дед (Мороз), Старик (Хоттабыч), Доктор (Айболит), Сестрица (Аленушка), Домовенок (Кузя), Финист (Ясный Сокол), Дядя (Степа, Федор), Черепаха (Тортила), Елена (Прекрасная), Красная (Шапочка), Железный (Дровосек), Иванушка (Дурачок), Змей (Горыныч), Крошечка (Хаврошечка), Иван (Царевич), Кощей (Бессмертный), Кот (Леопольд, Матроскин), Крокодил (Гена), Муха (Цокотуха), Папа (Карло), Почтальон (Печкин), Илья (Муромец), Василиса (Премудрая), Конек (Горбунок), Баба (Яга).

ИГРА: Какие вы знаете сказки с героями - маленькими человечками?
(«Дюймовочка» и «Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена; «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф; «Мальчик с пальчик» бр. Гримм; «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Э. Рауд; «Необыкновенные приключения Карлика и Вали» Я. Лари; «Гулливер в стране лилипутов» Д. Свифта; «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова; «Добывайки» А. Нортон; «Хоббит или туда и обратно» Р. Толкиена).

ИГРА: Какие вы знаете волшебные заклинания?
(«Крекс-фекс-пекс», «По щучьему велению, по моему хотению»,
«Лети, лети, лепесток...», «Мутабор», «Сим-сим, открой дверь», «Снип-снап-снурре...», «Сусака-мусака, пикапу-трикапу, скорики-морики, лорики-йорики»);

ИГРА: «Волшебный мешочек».

(Логоед достаёт из мешка предметы. Ребята называют из какой сказки и кому принадлежат эти предметы.)

  • Горшочек мёда
  • Банка варенья
  • Горшочек масла
  • Горошина
  • Золотой ключик
  • Клубок ниток
  • Хрустальная туфелька
  • Стрела
  • Красная шапочка
  • Аленький цветочек
  • Зеркало
  • Денежка
  • Спички
  • Чемоданчик доктора Айболита
  • Метла Бабы Яги

ФИЗМИНУТКА

Сыграем в игру добавлялки, где вы должны правильно и в рифму закончить предложение.

1. Ок - ок - ок - стоит в поле (теремок)

2. Ок - ок - ок - покатился (колобок)

3. Ят - ят - ят - серый волк не съел (козлят)

4. Су - су - су - Петушок прогнал (Лису)

5. Цо - цо - цо - снесла курица (яйцо)

6. Ёк - ёк - ёк - не садитесь на пенек.

Игра «Доскажи словечко».

Многим долго неизвестный, Загадаю вам, ребятки,

Стал он каждому дружком. Очень трудные загадки.

Всем по сказке интересной Отгадаешь, не зевай,

Мальчик-луковка знаком. Дружно хором отвечай!

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся… (Чиполлино).

Всех он любит неизменно, Уймись, уймись, колдунья злая,

Кто б к нему ни приходил. Себя надеждами не тешь-ка,

Догадались? Это Гена, В лесу семь гномов повстречала -

Это Гена… (Крокодил). Спасётся наша… (Белоснежка).

Всех на свете он добрей, Враг людей и враг зверей.

Лечит он больных зверей, Злой разбойник… (Бармалей).

И однажды бегемота Любит мёд, друзей встречает

Вытащил он из болота. И ворчалки сочиняет.

Он известен, знаменит, А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Это доктор… (Айболит). Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

У отца был мальчик странный, Она легко, как по канату,

Симпатичный, деревянный, Пройдёт по тоненькой верёвочке.

И любил папаша сына - Она жила в цветке когда-то.

Шалунишку… (Буратино). Ну, а зовут её… (Дюймовочка).

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок).

Конкурс «Найди сказку».

Поспела новая игра -

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора

И проявить старание.

(Учащиеся выбирают одну из 3 карточек, отбирают карточки с иллюстрациями к данной сказке, ставят их по порядку, называют сказку.)

Конкурс «Помоги мышке».

(Появляется Мышка. Она плачет. Мышка просит ребят помочь ей. Нужно вспомнить сказки с участием Мышки.)

  • Репка. Кот в сапогах.
  • Теремок. Колосок.
  • Гуси-лебеди. Как Курочка хлеб испекла.
  • Дюймовочка. Чудесный колокольчик.
  • Можно показать сценку из сказки.

Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

Вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело - отвечать.

Кто работать не хотел, Зимним утром баба с дедом

А играл и песни пел? Внучку сделали из снега.

К братцу третьему потом Но не знала крошка эта,

Прибежали в новый дом. Что беда грозит ей летом.

От волка хитрого спаслись, (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

Девочка по лесу шла Буратино приютила

И на домик набрела. И лечила, и учила,

Видит, что хозяев нет. Когда ж он стал озорничать,

На столе стоит обед. Пришлось его ей наказать.

Из трёх чашек похлебала, (Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения

В трёх постелях полежала. Буратино»)

(Маша из сказки «Три медведя»).

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

Появилась из цветочка, Уговаривала братца

Всего дюйм была росточком. Старшая сестрица:

На ней хотел жениться Крот, «Ты из лужицы не пей

Но Ласточка взяла в полёт. Мутную водицу».

И девочку она спасла Не послушался мальчонка -

От старого мрачного Крота. Превратился он в козлёнка.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка») (Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка»)

Блицтурнир. (Быстрый вопрос - быстрый ответ.)

Жилище Бабы-Яги.

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

Что потеряла Золушка?

Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

Весёлый человечек-луковка.

Герой сказки, путешествующий на печи.

Кто смастерил Буратино?

Кем стал гадкий утёнок?

Почтальон из деревни Простоквашино.

Крокодил, друг Чебурашки.

Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

Кого вылепили старик со старухой из снега?

Русские народные сказки и не только

1. Домашняя птица, которая снесла золотое яичко. (Курочка ряба)

2. Какой овощ пытались вытащить из земли несколько поколений людей и животные? (Репку)

3. Как звали в сказке очень маленького мальчика. (Мальчик с пальчик)

4. Сказка про Ивана-царевича, Василису Премудрую, лягушку и других героев. (Царевна-лягушка)

5. Как звали трех богатырей из сказок и былин? (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)

6. Вредный шарик, укатившийся и убежавший от всех. (Колобок)

7. Сказка, в которой трёх косолапых. (Три медведя)

8. Лентяй, любящий спать на печи. (Емеля)

9. Сказка о сером хищнике и семи детках мамы-козы. (Волк и семеро козлят)

10. Домик, в котором ютилось много разных животных. (Теремок)

11. Сказка Пушкина о царе. (Сказка о царе Салтане)

12. Героиня сказок, которую называли прекрасной и премудрой. (Василиса)

13. Сказка про попа и его работника. (Сказка о попе и работнике его Балде)

14. Очень грустная сказочная царевна. (Царевна-несмеяна)

15. Сказка о внучке, которая обычно ходит с дедом Морозом.(Снегурочка)

16. Бычок, но сделанный из необычного материала. (Соломенный бычок)

17. Сказка про месяцы года. (12 месяцев)

18. Три маленьких животных, которые строили домики на разной почве. (3 поросенка)

19. Сказка о царевиче и зубастом звере. (Иван-царевич и серый волк).

20. Как звали братца сестрицы Аленушки. (Иванушка)

21. Сказка, в которой варили кашу из необычного продукта. (Каша из топора)

22. Необычный корабль, который умел передвигаться по воздуху. (Летучий корабль)

23. Сказка про жительницу моря, которую ловил старик, и для которого она исполняла желания. (Сказка о рыбаке и рыбке)

24. Русская сказка про козу. (Коза-дереза)

25. Сказка о петушке с красивым гребешком на голове. (Петушок — золотой гребешок)

26. Имя чудо-коня из русской — народной сказки. (Сивка-бурка)

Зарубежные сказки

1. Мяукающее животное в обуви из сказки. (Кот в сапогах)

2. Сказка - Аленький … ? (Аленький цветочек)

3. Бедная и трудолюбивая девушка, ставшая впоследствии принцессой. (Золушка)

4. Маленькая девочка, которая жила в цветочке. (Дюймовочка)

5. Трубадур и компания животных-музыкантов. (Бременские музыканты)

6. Деревяный человечек с длинным носом. (Буратино)

7. Сказочная героиня, подруга Буратино. (Мальвина)

8. Сказка о солдатике. (Стойкий оловянный солдатик)

9. Изнеженная принцесса, любившая очень мягкую и пышную перину. (Принцесса на горошине)

10. Приключения девочки в необычной стране. (Алиса в стране чудес)

11. Цветок, оторванные лепестки которого исполняли желания. (Цветик — семицветик)

12. Героиня сказки в красивой цветной яркой шапочке. (Красная шапочка)

13. Летающий друг малыша, очень любящий малиновое варенье. (Карлсон)

14. Девочка в чулках и с косичками. (Пеппи - длинный чулок).

15. Сказка в которой в качестве героев выступают овощи. (Чипполино)

ЗАГАДКИ:

Это сказочный, летучий, Слово - сказочный герой,
Огнедышащий, могучий Чаще - добрый, реже - злой,
(Часто - многоглавый) змей. Маг, колдун и чародей.
Назови его скорей! Назови его скорей. (Волшебник.)
(Дракон.)

Кто знает город Изумрудный, Он одежду мирно шил,
Тем мне помочь не будет трудно. Но отважно говорил:
Читал я: в нём волшебник был, «Силачом слыву недаром,
А звали как его - забыл! Семерых - одним ударом!»
(Гудвин.) (Храбрый Портняжка.)

Знайте, этого плутишку Хоть он стоек был и смел,
Никому не обхитрить: Но в огне не уцелел.
Людоеда, словно мышку, Младший сын столовой ложки,
Умудрился проглотить! Он стоял на крепкой ножке.
И шпоры звенят у него на ногах, Не железный, не стеклянный,
Скажите мне, кто это?... Был солдатик... (Оловянный.)
(Кот в сапогах.)

В шапочке я красной, В детстве все над ним смеялись,
Пирожки в корзинке. Оттолкнуть его старались:
Вот шагаю к бабушке Ведь никто не знал, что он
По лесной тропинке. Белым лебедем рождён.
Если встречу Волка,
Я не зареву, (Гадкий утёнок.)
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)

Предупредить я вас должна: Чтоб друга верного спасти,
Я так хрупка, я так нежна, Её полстраны пришлось пройти:
Что через тысячу перин От разбойников бежать,
Горошину одну В снежной буре замерзать,
Я буду чувствовать всю ночь Через льды перебираться,
И так и не засну! С королевою сражаться.
(Принцесса на горошине.) (Герда.)

Появилась девочка
В чашечке цветка. Смышленость этого мальчишки
И была та девочка Спасла его и шесть братишек,
Чуть больше ноготка. Хоть ростом мал он да удал,
В ореховой скорлупке Так кто из вас о нём читал?
Девочка спала. (Мальчик-с-пальчик.)
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)

Зеркальце, скажи, будь мило, Всем он каши наварил,
Кто на свете всех белее? - Съесть её не хватит сил.
Как-то мачеха спросила, (Горшочек.)
Та, что всех хитрей и злее.
И ответила, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
- Всех прекрасней молодая
Падчерица... (Белоснежка.)

Я на балу никогда не бывала, Многим долго неизвестный,
Чистила, мыла, варила и пряла. Стал он каждому дружком.
Когда же случилось попасть мне на бал, Всем по сказке интересной
То голову принц от любви потерял. Мальчик-луковка знаком.
Туфельку я потеряла тогда же. Очень просто, хоть и длинно,
Кто я такая? Кто тут подскажет? Он зовётся... (Чиполлино.)
(Золушка.)

Красный, пузатый, Мог он быть почти горою,
В семье огородной Мог - не больше лилипутов.
"Сеньором" себя Имя этого героя
Называет он гордо. Мне скажи, не перепутав.
Напрасно он злится, Почему "менял размер"
Напрасно грозится: Знаменитый... ? (Гулливер.)
Его Чипполино
Совсем не боится.
(Сеньор Помидор.)

В колпаке и бородой Теперь ещё одна подсказка:
С киркой ищет клады Она - животное из сказки,
Человечек небольшой Где чуть не скушал волк-злодей
Сказочного града. Всех семерых её детей.
(Гном.) (Коза.)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят.)

Прибежище Мышки-норушки, Эта скатерть знаменита
Зелёной Лягушки-квакушки Тем, что кормит их досыта,
И прочей звериной компании. Что сама собой она
Скажите мне хором название. Вкусных кушаний полна.
(Теремок. (Скатерть-самобранка.)

Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок.)

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня.)

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди.)

Он сумел поймать волчишку.
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(Бычок - смоляной бочок.)

Что разбила мышка -
Серая малышка? (Яичко.)

Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак -
Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак.)

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла...
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.)

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами
Её ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепится,
А зовут её… (Жар-птица.)

Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок -
Удивительный конёк
По прозванью... (Горбунок.)

Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я - царевна... (Несмеяна.)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка.)

В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга.)

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги.
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. Какой? (Ступа.)
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга - лесная бабка -
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках.)

Я - богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)

Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Игла.)

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля.)

Ему надоело
Сидеть на окошке
И он покатился
В лес по дорожке. (Колобок.)

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати и подушки.
Кто-то в домик к ним пришёл,
Беспорядок в нём навёл.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой? (Машенька.)

Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
(Алёнушка.)

В этой сказке Уголёк
Через речку мостик сжёг.
Назови же поскорей
Ты ещё мне трёх друзей.
(Пузырь, Соломинка и Лапоть.)

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зелёная … (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, -
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка).
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом).
Дзинь-ля-ля - поёт синичка!
Это сказка «…»("Рукавичка".)

Жили-были семь ребят -
Белых маленьких... (козлят).
Мама их любила,
Молочком... (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый... (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом... (запел).
Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки, ... (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам... (принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
"... и........... ........". ("Волк и семеро козлят".)

Маша в коробе сидит,
Далеко она... (глядит).
Кто несёт её ответь,
Быстрыми шагами?
А несёт её ... (медведь)
Вместе с... (пирогами).
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша... (отдохнуть).
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге... (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас такая книжка,
Это - "... и...". ("Маша и Медведь.")

Га-га-га - зелёным лугом
Ходят птицы... (друг за другом).
Плещет синяя река,
Солнышко садится:
"Не спеши нас есть пока,
Рыжая... (лисица).
Съешь нас после, съешь потом,
Дай мы песенку... (споём)".
Ах, как песенка долга,
Слышно только: ... (га-га-га).
Ждёт лисица много лет,
А конца у песни... (нет).
Вот так птицы у бабуси
В сказке той "... и...". ("Лиса и гуси".)

Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно... (три).
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить... (опасно).
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как... (птичка).
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей... (конец).
По слогам читает Федя:
Это сказка "... ............".
("Три медведя".)

Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и... (Верть).
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу... (ходил)?
Намелил муки мешок?
Это - Петя-... (петушок).
Пирогов напёк он много
И спросил друзей от строго:
- Что вы делали, мышата,
От рассвета до... (заката)?
Веселились целый день,
Вам работать было... (лень)!
А теперь за стол садитесь.
Подаёте голосок,
Нет, сначала потрудитесь
И прочтите "........".
("Колосок".)

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он... (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню... (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый... (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую... (Лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
"..............."!

В огороде, возле хаты,
Урожай растёт богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свёкла и... (капуста).
И горят, как солнышки,
Жёлтые... (подсолнушки).
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же этот дед
Убегает без... (оглядки),
А за ним и бабка вслед?
Вышла внучка в огород:
"Где тут страшный зверь... (живёт)?"
Заглянула под листочек,
Видит - там лежит клубочек.
Он в иголках серых сплошь,
Кто же это? Это - ... (ёж).
Из краёв пришёл лесных
Зверь колючий в сказку "...".
("Пых".)

Далеко на тёплом море
Появился вдруг мальчишка -
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажете сейчас?
("Золотой ключик, или Приключения Буратино")

Пословицы

Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

Аз да Буки избавляют нас от скуки.

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

Книги книгой, да и своим умом двигай.

Испокон века книги растит человека.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

С книгой поведешься - ума наберешься.

Книга - зеркало жизни.

Книга для ума - что теплый дождик для всходов.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел книгу - встретился с другом.

Хорошая книга - лучший друг.

Книга - твой друг, без нее как без рук

Береги книгу - она поможет тебе жить.

Грамотею и книга в руки.

Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.

Ему и книги в руки.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

Чтение сказок А.С. Пушкина. Рисование по сказке "Золотая рыбка". Аппликация "Царевна лебедь". Лепка "Свет мой. зеркальце. скажи". Конструирование оригами, "У лукаморья дуб зеленый". Математические игры. Подвижные игры. Драматические игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Книжкина неделя. А. С. Пушкин и его творчество» Подготовила: Талышева Е. Н. Воспитатель старшей группы МБДОУ Д / С №19.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребёнка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приёмы образования воспитанника. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Весь проект строился по системной «паутинке»

1) Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

2) Выставка произведений Пушкина. Сравнение: чем отличаются книги, чем похожи.

3) Общие сведения о строении книги (обложка с автором и названием, форзац, страницы, корешок книги), загадки, пословицы о книге.

4) Составление рассказа по картинкам (по сказкам Пушкина), придумать своё окончание сказки.

5) Изготовление книжки-малышки

Рисование. Восковые мелки. Акварель. «Золотая рыбка.»

Дети рисуют с опорой на пооперационную карту. Сначала рисунок выполняется восковыми мелками: рисуются сама золотая рыбка, водоросли, камни, белым восковым карандашом прорисовываются пузырьки воздуха. Затем с помощью сильно разведённой водой акварели весь рисунок закрашивается.

Лепка волшебного зеркальца из солёного теста.

Задачи: учить детей лепить зеркало; уточнить представление о строении зеркала для более точной передачи формы и пропорций; учить планировать свою работу; показать приемы оформления вылепленной фигуры дополнительным материалом – фольгой. Развивать глазомер, чувство формы, пропорций, моторику, творчиское мышление, воображение.Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образцы в игры-драматизации.

Аппликация «Украшение платья Царевны-Лебеди»

Детям раздаётся шаблон-нарисованная Царевна, но не раскрашенная. Сначала ребята раскрашивают платье и головной убор цветными карандашами, а затем наклеивают на них двусторонний скотч. А уже потом выбирают крупу, которую будут укладывать поверх скотча.

Как самому сделать бумагу. 1) Берём 2-3 салфетки. 2) Рвём на маленькие кусочки руками (это полезно для мелкой моторики ребёнка) или нарезаем их ножницами, чем мельче, тем лучше.

3) Заливаем эти обрезки тёплой водой, можно ещё поизмельчать руками.

4) Затем добавляем в нашу смесь клей ПВА (для скрепления бумаги) и крахмал (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться.

5) Всё перемешиваем с помощью миксера. Получается смесь наподобие каши.

6) Выкладываем нашу «кашу» на сетку из-под мозайки, чтобы стекла лишняя вода. Оставляем лист под прессом, чтобы не покоробился.

7) В результате этого увлекательного занятия получается получается красивая бумага ручной работы.

Это самый простой способ. Пределов фантазии здесь нет. В бумажную массу можно добавить сухие травки, приправы, разноцветные нитки, «скелеты» листьев, лепестки цветов. Сушить тогда бумажную массу можно в чашке или стаканчике. Получается декоративная вазочка или стаканчик.

Бумагу можно делать не только из салфеток, но и из старых коробок, пакетов. И тогда мы привьём ребёнку ещё и любовь к экологии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1) Ежедневный пересчёт пополняемой библиотеки произведений А.С. Пушкина (для более развитых детей – счёта парами, тройками). 2) Настольные игры по произведениям А.С. Пушкина. 3) «Сказочные последовательности»

«Игра Сказочные последовательности.» 1) На мольберте выложены картинки с изображениями из «Сказки о царе Салтане.» Дети должны разложить их в сказочной последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2) На мольберте выкладываются картинки с изображением месяца, солнца, ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросами о своей невесте.

3) На мольберте выкладываются картинки животных: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят.

Задача состояла в том, чтобы научить приёмам конструирования и моделирования через практическую работу на уровне понимания, применения. Развивать логическое мышление, конструкторские умения, творческую инициативу. Воспитывать ответственное отношение к труду, аккуратность, умение работать в команде.

1) Конструирование из пластиковых бутылок и коробок из под молока – дуб зелёный, который растёт у Лукоморья. В бутылку, служащую основанием дуба, наливаем воды для устойчивости. Сверху «одеваем» коробку из-под молока.

Формируем ствол и ветви и закрашиваем их зелёной гуашью.

Затем украшаем крону листьями дуба, которые вырезали из картона.

И «золотой цепью», сделанной из цветной бумаги.

2) Конструирование из бумаги «Рыбки». Дети конструируют рыбок по схеме, «оригами».

Полученные фигурки рыбок можно использовать в игре.

Ритмопластика. «Рыбки». Задача направлена на развитие плавности речи, умение сочетать слово и движение, развитие координации движений рук под музыку, пластичности, ориентирования детей в пространстве.

«Ручеёк» Эту игру знал и любил А. С. Пушкин. В ней нет необходимости быть сильным, ловким, быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное.

По окончании работы над темой проекта мы ещё раз вспомнили все занятия в рамках проекта. Это дало возможность понять, все ли дети усвоили тему правильно, кто открыл что – то новое для себя, какое из занятий больше всего понравилось и почему. Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация образовательного процесса с детьми старшего возраста по программе «Сообщество» ввиде совместной деятельности со взрослыми, с учётом интересов, способностей и потребностей каждого ребёнка, способствует социально-личностному развитию. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность коллегиально принимать решения и следовать их выполнению. Все это несомненно создаёт предпосылки для их успешного дальнейшего развития в будущем.


(Совместные формы сотрудничества участников образовательных отношений)

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-речевой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители и воспитатель группы.

Срок реализации проекта: две недели. (Неделя.)

Актуальность проблемы:

Дети мало интересуются книгами.

Поколение нынешних дошкольников и школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Следует признать, что развитое телевиденье, «навороченные» телефоны, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к телевиденью, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Всё так, но стоит ли драматизировать? Следует понимать, что чтение – вообще, достаточно непростой творческий акт, в котором задействованы сложные психические процессы: внимание, представление и воображение. В процессе и в результате чтения каждый человек по-своему представляет героев и события. Телевиденье и кино подаёт всё в готовом виде. Многие родители думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать ему мультфильмы из интернета и.д. А педагоги бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, логически и последовательно излагать свои мысли. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Проблемы, на решение которых направлен проект: дети мало интересуются книгами.

Цель проекта: привитие детям любви к книге.

Формирование интереса и потребности в чтении книги, создание партнёрских, дружеских отношений всех участников образовательных отношений.

Задачи проекта:

Вызвать интерес к книге.

Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.

Познакомить с различными жанрами книг.

Дать представление о библиотеке.

Обогащать детско-родительские отношения совместным чтениям.

Воспитывать партнёрские отношения между детьми, родителями, педагогами.

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Особенности проекта:

Опора на личный опыт родителей.

Взаимодействие с социумом.

Предполагаемый результат:

Развитие познавательной активности детей при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

1 этап «Подготовительный»

Интервью детей по теме «Книжкина неделя».

Подбор материала по теме «Детские писатели».

Подбор пословиц и загадок о книге.

Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы, басни, были.

Инсценировка сказок для детей мл. гр.

2 этап «Основной». Совместная деятельность с детьми

Пополнение «Книжного уголка».

Беседы: «Моя любимая книга», «Откуда пришла книга», «Где живут книги», «Важно ли уметь читать?».

Ситуативный разговор: «Книги плачут», «Отмечаем Международный день детской книги».

Экскурсия в библиотеку школы.

Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, А. Барто, К. Чуковский.

Трудовая деятельность «Книжкина больница».

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Издательский дом»; «Книжный магазин Амитамь».

Изготовление атрибутов для игр.

Знакомство с пословицами и загадками о книге.

Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, и т.д.

Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы.

Организация выставки «Книжка-малышка».

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Сотрудничество с семьёй:

Анкетирование родителей.

Анкета для родителей Приобщение детей к чтению.

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это…

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка.

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких.

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

13. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

14. Вы считаете, что чтение – это…

15. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

16. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

17. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

18. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе.

Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.

Акция «Книга в подарок в книжный уголок гр. «Радуга».

Памятки для родителей.

Организации вечеров семейного чтения; посещение библиотек с ребёнком, книжные магазины.

Совместная деятельность с детьми и родителями.

3 этап «Заключительный»

Викторина для детей, Изготовление детьми книжек - малышек совместно с родителями.

Результаты реализуемого проекта. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами окружающего социума (библиотекой). Мы читали книги, играли в с/р игры, путешествовали по сказкам, рассматривали портреты детских писателей, выступали с драматизацией сказки перед малышами, смотрели мультфильмы, ходили на экскурсию в школьную библиотеку. В группе проведён ряд занятий по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Иллюстрация любимой сказки».

Вывод. В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам. А главное - у детей появилась потребность в семейном чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.

Памятка родителям «Как привить ребенку любовь к чтению?»

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.