Болезни Военный билет Призыв

Познавательная игра по русскому языку Фразеологизмы". Лингвистическая игра "фразеологизмы" Что значит фразеологизм игра не по правилам

, Начальная школа

Внеклассная работа по русскому языку проводится в школе, где функционирует группа продлённого дня. На мероприятиях присутствуют разновозрастные учащиеся, которые делятся на группы по желанию. Таким образом, работа проходит в форме игры. Ведущим может быть член школьного самоуправления. Возможны поощрения, такие как грамоты, номинации: "Самым Активным", "Самым Сообразительным", "Самым Творческим". Темы занятий должны быть универсальными, чтобы в них могли принять участие обучающиеся 1 - 4 классов. В качестве примера одно из таких мероприятий.

Цели:

  • обогащение словарного запаса обучающихся;
  • развитие воображения детей;
  • поддержание интереса к изучению русского языка;
  • охват дополнительными занятиями по предмету слабоуспевающих учеников.

Подготовительная работа.

  • На уроках изобразительного искусства подготовить иллюстрации к фразеологизмам.
  • Выбрать членов жюри из школьного самоуправления.
  • Набрать команды.
  • Составить столы для групповой работы.

Организация мероприятия.

Ведущий:

Ребята, посмотрите на оформление кабинета. Вот на иллюстрации волк в овечьей шкуре, вот белая ворона, а вот кто - то на седьмом небе. Как вы думаете, чему посвящена наша игра? Правильно, это фразеологизмы.

Задание 1: дать определение, что такое "фразеологизм". (Время на обсуждение 2 минуты)

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

Во фразеологии закреплен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Задание 2: (время на обсуждение 2 минуты)

Разминка.

Выберите нужное слово.

Объясните значение фразеологизма:

  • Кровь с (кофе, молоком, чаем)
  • Тянуть кота за (шерсть, уши, хвост)
  • Лезть в (бочку, бутылку, ванну)
  • Как об стенку (фасоль, камни, горох)
  • Убить двух (медведей, зайцев, мышек)
  • Дело в (коробке, рукаве, шляпе)
  • Ни рыба ни (мясо, яйца, пирожки)
  • Писать как курица (пером, лапой, клювом)
  • Крутить (обруч, пальцем, носом)

Задание 3 (время на обсуждение 2 минуты)

Подбери подходящий фразеологизм к предложению

1 команда

"Приходить в отчаяние, горевать"

  • Брать быка за рога
  • Рвать на части
  • Набрать в рот воды
  • Рвать на ходу подмётки
  • Рвать на себе волосы
  • Расхлёбывать кашу
  • Приходить в рассудок

2 команда

"Стать более собранным, деятельным"

  • Взять на себя труд
  • Много взять на себя
  • Взять себя в руки
  • Взять под своё крылышко
  • Взять свои слова обратно
  • Взять слово
  • Ни дать ни взять

3 команда

"Жить в постоянной вражде"

  • Как угорелая кошка
  • Как сыр в масле кататься
  • Как слону дробинка
  • Как кошка с собакой
  • Как свинья в апельсинах
  • Как рыба в воде
  • Как сивый мерин

4 команда

"Безответственно говорить, обещать что-либо"

  • Лить крокодиловы слёзы
  • Брать слова обратно
  • Погорячим следам
  • Ловить на слове
  • За словом в карман не лезет
  • Бросать слова на ветер
  • Красное словцо

Задание 4

Ведущий: В этом задании нет времени на обсуждение. Отвечает тот член команды, на которого укажет ведущий.

Найди верное объяснение фразеологизма

1 команда

"Валять дурака"

  • Бить глупого человека
  • Дурачиться, потешать глупыми выходками
  • Обзываться

2 команда

"Положить зубы на полку"

  • Вынуть вставную челюсть и оставить её на полке
  • Страдать от зубной боли
  • Ограничивать себя в самом необходимом, голодать

3 команда

"Кошки скребут на душе"

  • Кошки сильно поцарапали
  • Тосковать по кошкам
  • Грустно, тоскливо, беспокойно

4 команда

"Искры из глаз посыпались"

  • Глаза блестят от счастья
  • Ощутить сильную боль
  • Редкое заболевание глаз
  • "Заморить червячка"
  • Слегка утолить голод
  • Убить червяка
  • Выпить таблетку от глистов

Задание 5

Объясни значение фразеологизмов

1 команда

  • Вертится на языке
  • Бросает в краску

2 команда

  • Набрать в рот воды
  • Чесать языком

3 команда

  • Море по колено
  • От корки до корки

4 команда

  • Комар носа не подточит
  • Как корова языком слизала

Задание 6 (время на обсуждение 3 минуты)

Ведущий: Каждая команда получит 4 иллюстрации, которые вы подготовили на уроках изобразительного искусства. Подберите подходящий к иллюстрации фразеологизм.

  • Бросить перчатку
  • Душа в пятки ушла
  • Бить баклуши
  • Работать засучив рукава
  • На седьмом небе
  • После дождичка в четверг
  • На блюдечке с золотой каёмочкой
  • Съесть пуд соли
  • Задать головомойку
  • Зарубить на носу
  • Белая ворона
  • Из мухи делать слона
  • Скатертью дорога
  • Витать в облаках
  • На краю земли
  • Волк в овечьей шкуре

Подведение итогов.

Награждение команд - победителей.

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»

Тема: Игры с фразеологизмами (4 класс)

Цели

    Повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова.

    Привлечь внимание школьников к изучению и употреблению в речи фразеологизмов.

    Развитие письменной и устной речи учащихся

    Обогатить фразеологический запас учащихся.

Формируемые УУД: предметные – способствовать умению опознавать фразеологические обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов, формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты; личностные -способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности; Регулятивные – осуществляют пошаговый кон­троль действий; Познавательные –работать со словарями, способствовать развитию умения аргументировать, Коммуникативные – задавать вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество, совершенствовать навыки работы в группе

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование), частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности : классно-коллективная, групповая

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фразеологические словари

Ход занятия

1. Введение в тему занятия (2 ученика вбегают после звонка в класс)

Почему вы опоздали на урок?

Ученица: Светлана Александровна, Егор бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс, а он руками машет.

А я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Егор, все как об стенку горох. Садись оба на свои места.

2. определение темы занятия, постановка задач

Ребята, вы догадались, какова будет тема нашего занятия?

А что такое фразеологизмы? – Что вы о них знаете?

Какие задачи поставим на сегодняшнее занятие?

Для сегодняшнего занятия нам нужно разделиться на команды. Для этого каждый из шапки – помощницы вытащит цветной кружок.

(учащиеся разбиваются на команды по цветам: синий, красный, желтый сектор)

Ну что, команды готовы? Тогда всем удачи и в путь!

Мы с вами проведем несколько туров – игр с фразеологизмами, а в конце занятия – узнаем самую внимательную и знающую команду.

3. Проведение игры - соревнования

1 тур «Перевертыши»

Восстановите фразеологизмы и дайте им объяснение.

- отклеить под глазами -зарубить на носу

- правильно-красиво - шиворот-навыворот

-за секунду на столовой вилке - в час по чайной ложке

- с камнем, с палкой - ни пуха, ни пера

- ногой забрать - рукой подать

- собака насмеялась - кот наплакал

2 тур «Что бы это значило» - Отгадать фразеологизм по рисункам - презентация

3 тур «Замена»

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

4 тур «Допиши словечко»

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать... востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь... очки (розовые, темные)

С... нос (голубиный, гулькин)

Делать из... слона (комара, мухи)

Не в своей... (чашке, тарелке)

5 тур «Найди антонимы»

Как называются слова с противоположными значениями?

Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

кот наплакал; хоть иголки собирай;

слова не вытянешь; куры не клюют;

хоть глаз выколи; рта не закрывают;

по чайной ложке; на ночь глядя;

чуть свет; не покладая рук;

повесить нос; воспрянуть духом;

сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;

душа в душу; единым духом.

(у каждой команды цветной мелок, соответствующий цвету команды)

Давайте подсчитаем правильные ответы

Какие фразеологизмы у вас вызвали затруднение?

Физминутка

Фразеологизмы дружат с разными частями нашего тела. Вспомни-покажи-расскажи.

(глаз)

Хлопать глазами,

Открыть глаза.

Глазом не моргнуть.

(нос)

Задирать нос.

Водить за нос. Клевать носом

(руки)

Умываю руки,

Взять себя в руки. Сидеть, сложа руки.

(ноги)

Встать с левой ноги,

Идти в ногу,

Одна нога здесь, другая там.

6 тур «Что они означают?»

Гроша ломаного не стоит.

Семи пядей во лбу.

Львиная доля.

Смотреть сквозь пальцы.

Обвести вокруг пальца.

Значение всех фразеологизмов вам не понятно?

Обратитесь к «Школьному фразеологическому словарю русского языка» и найдите значения перечисленных фразеологизмов.

Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится

Семи пядей во лбу – очень умный, способный

Львиная доля – огромная часть

Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать

Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить

7 тур «Самые внимательные» (у каждой команды листок в текстом)

Ваша задача - отыскать устойчивые сочетания в рассказе «Попались на удочку»

Пригласил нас как-то сын лесника к себе, за грибами, говорит: «Сходим. Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь».

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья! Потом он мне покою не давал: «Пойдем! говорит. Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел!» Не знаю, каких собак он съел. А мы на удочку попались! Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Уехал,- говорят, -к тетке.»

-Он же нас рыбу приглашал ловить. Охотиться.

-Вот пустомеля! -возмутился дед.-Все время кому-нибудь голову морочит.

У братишки слезы в 3 ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

-Ничего, идемте со мной,- успокоил нас дед.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. И уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.

8 тур «Мы знаем лучше всех»

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

-об очень большой тесноте в помещении,

-о полной тишине,

-об удачливом счастливом человек,

-о том, к чему трудно придраться,

-о забывчивости, плохой памяти,

-очень быстро бежать,

-проливной дождь,

-все видно ясно,

9 тур «Угадай профессию»

Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.

Стричь под одну гребенку. - Парикмахер.

На живую нитку. - Портной,

Сложить оружие. - Военный.

Брать на прицел. - Охотник.

Закидывать удочку. - Рыбак.

В час по чайной ложке. - Врач.

Играть первую скрипку. - Музыкант.

Открывать Америку. - Путешественник.

Ждать у моря погоды. - Рыбак.

Попасть в ловушку. - Охотник.

Закусить удила. - Конюх.

Сгущать краски. - Художник.

Ход конем. - Шахматист.

С больной головы на здоровую. - Врач.

Клевать носом. - Охотник.

10 тур «Пантомима»

Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его. (работа в группах)

Сесть в галошу.

Водить за нос.

Дело в шляпе.

Льет как из ведра.

Связать руки.

Намылить шею.

Лить крокодиловы слезы.

Реветь в три ручья.

Тянуть за уши.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Напишите фразеологический оборот на звездочке, если работу оцениваете положительно (На все сто первый сорт, не ударил в грязь лицом, не покладая рук, засучив рукава )
- на тучке, если вы частично или полностью недовольны работой на занятии: (через пень колоду, спустя рукава, не ахти как, витал в облаках, как сонная муха, сложа руки бил баклуши, клевал носом )

Сегодня на занятии самой знающей и внимательной командой оказалась … .На втором месте … - В следующий раз постараться нужно …

Но вы сегодня все молодцы. Спасибо на работу.

Игры по теме «Фразеологизмы»

Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насе комых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, крокодиловы слёзы, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий ле бедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом, мрут как мухи красный как рак, как собак нерезаных и т. п.

Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; мокрый - ни одной сухой нитки; молчать - держать язык за зубами; хвалить - возносить до небес; обманывать - водить вокруг пальца; бить - намять бока; исчезать - рассеиваться как дым, мало – кот наплакал, много – куры не клюют, худой – кожа да кости, далеко – за тридевять земель и т. п.

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологиче ские обороты.

Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёл ся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два! и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

Географические названия

Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологиче ских оборотов, в которых встречаются топони мы.

Москва не сразу строилась; Москва слезам н е верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам, китайская стена, язык до Киева доведёт...

Имена собственные

Учитель засекает время (2-3 мин.). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встре чаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата...

Кто больше

В этой игре побеждает тот, кто назовёт как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.

Один на один, в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слёзы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырёх стенах, меж двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперёд, семь пятниц на неделе, согнуться в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трёх соснах...

Закончи фразеологизм

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Дрожит...(как осиновый лист), катается... (как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить...(как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть... (сложа руки), знать... (как свои пять пальцев).

Угадай профессию

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, ни сучка ни задоринки и т. д.

Познавательная игра по русскому языку «Живое слово».
Автор – Балина Т. И. – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО (Раменский политехнический техникум).
Цели: 1)углубить знания учащихся по русскому языку с помощью интеллектуальной игры;
2) расширить словарный запас учащихся;
3) развивать коммуникативные способности.
Эпиграф: Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из – под самого
сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь.
Ход игры:
Добрый день, ребята и уважаемые коллеги! Сегодня мы назвали нашу встречу: «Живое слово». Игра окунет нас в мир родного языка, заставит задуматься, взглянуть на привычные вещи с новой точки зрения, ДАСТ ПРОСТОР ЧУВСТВУ ЮМОРА, обогатит нашу речь.
2. Сейчас мы редко слышим яркую, выразительную речь. Фразеологические, а обороты поражают удивительной образностью.
3. Например: чесать язык, сквозь землю провалиться, зарубить на носу, без году неделя, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».
(чтение стихотворения учащимся)
Как работает слово
Бывает частенько, что слово - одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет -
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».
- Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?
(об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)
Так как у нас игра, то необходимо создать команды, назвать их и выбрать капитана.
Задание 1: Попробуйте определить в стихотворении фразеологизмы и подчеркните их.
Задание 2: «Дальше…дальше»
За 1 минуту каждая команда должна назвать как можно больше значений фразеологических оборотов.
1. В час по чайной ложке(мало), 1. Кривить душой (лгать).
2. Себе на уме (хитрить), 2. Кожа да кости (худой).
3. Раз, два и обчелся (мало). 3. Вставлять палки в колеса (мешать).
4. Заячья душа (душа). 4.В двух словах (коротко).
5. Куры не клюют (много). 5. Зарубить на носу (запомнить).
6. Ушки на макушке (внимательно). 6. Язык проглотить (молчать).
7. Повесить голову (печалиться). 7. Клевать носом (дремать).
8. 8. Рукой подать (близко). 8. Гонять лодыря (бездельничать).
9. Во все лопатки (быстро). 9. Мастер на все руки (умелец).
10. Витать в облаках (мечтать). 10. Водить за нос (обманывать).
11. Играть первую скрипку (быть главным). 11. Идти в ногу (действовать согласованно).
12. Стреляный воробей (опытный человек). 12. Бросать слова на ветер (говорить зря).
13. Делать из мухи слона (преувеличивать). 13. Говорить сквозь зубы (неохотно).
14. Избушка на курьих ножках (что – то старое). 14 Одна нога здесь, другая там (быстро).
15. Спустя рукава (плохо). 15. Засучив рукава (хорошо).
16. Сломя голову (быстро). 16. Во весь дух (быстро).
Задание 3. Отгадайте фразеологизмы на картинках.
Задание 4. К данным фразеологизмам подберите антонимы:
В двух шагах за тридевять земель
Взять себя в руки выйти из себя
Засучив рукава спустя рукава
Пасть духом воспрянуть духом
Хоть пруд пруди кот наплакал
Чесать языком держать язык за зубами
Игра с болельщиками:
1. Подберите фразеологизмы к слову «глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу).
2. Подберите фразеологизмы с числительными.
(в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…)
Задание 5. Вы знаете, что значит «заварить кашу»?
Затеять хлопотное дело. Кашу варили на свадьбу, она была обязательным блюдом. От этих каш – свадебных пиров, в которых участвовало много людей, и возникло выражение «заварить кашу».
Выясните происхождение фразеологизмов:
«ахиллесова пята», «играть на нервах»,
«ариаднина нить», «во всю ивановскую».
Задание 6.
Инсценировка фразеологизма. (бить баклуши, гонять лодыря, нос
повесил, засучить рукава).
Задание 7.
Закончите фразеологизмы:
1. Не взирая… (на лица). 1. Два сапога…(пара).
2. Буря в …(стакане). 2. Топтаться на… (месте).
3. Кусать…(локти). 3. Не мудрствуя …(лукаво).
4. Волчий…(аппетит). 4. Как две капли…(похожи).
5. Черепашьим…(шагом). 5. От корки…(до корки).
6. За семь верст…(киселя хлебать). 6. Ждать у…(моря погоды).
7. Принять за чистую…(монету). 7. Овчинка…(выделки не стоит).
8. Проще пареной…(репы). 8.Обвести..(вокруг пальца).
9. Не в бровь..(а в глаз). 9. Сулить золотые…(горы).
10. Не видеть дальше…(собственного носа). 10. Краем уха…(слышать).
11. На сон…(грядущий). 11. Голод …(не тетка).
12. Еле – еле…(душа в теле). 12. Сматывать …(удочки).
Задание 8. Отгадайте все фразеологизмы, которые изображены на рисунках в юмористическом виде. (Заплетается язык, держать язык за зубами, тянуть за язык, типун на язык, найти общий язык, наступить на язык, как корова языком слизала, черт дернул за язык, повесить язык на плечо, прикусить язык, чесать языком, зацепиться языками, приколоть язык).
Задание 9.
Составьте текст, используя как можно больше фразеологизмов.
Задание 10.
Найди синонимы и сколько их групп?:
1 группе:
1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул. 4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку. 10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.

2 группе:
1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить. 8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.

2. Подводим итог. Выявляем победителей.

3. Заключительное слово учителя:
- Завершился урок. Теперь ваша речь будет ярче, убедительнее, интереснее, эмоциональнее.
Список литературы:
1. http://orfografus.ru/index/0-
2. Арсентьева Е. Ф. Фразеология и фразеография в сопоставительном аспекте (на материале русского и английского языков). - Казань, 2006
3. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. 6-е изд. - М.: «Логос», 2002
4. Мокиенко В. М. Славянская фразеология. 2-е изд., исп. и доп. - М., 1989
5. http://mysubs.ru/o-perevodah/phraseo.html
6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0&noreask=1&img_url=i035.radikal.ru%2F1108%2F0e%2F9e58b14f835e.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=10750