Болезни Военный билет Призыв

Потребности в самореализации и в самовыражении. Возможности самореализации личности

Самореализация личности - это особый процесс взаимодействия с миром, который осуществляется посредством творческого самораскрытия. Каждый человек чувствует присутствие в себе всеобъемлющей силы, которая способна вознести его на вершины великих достижений, сделать каждый день невероятно наполненным и осмысленным. Самореализация личности - это то, без чего нельзя обойтись, когда речь идет о формировании глубокого и целостного взгляда на мир и происходящие события. Если мы не будем применять имеющийся в нас потенциал огромных возможностей, то он пропадет зря. А как много людей никогда не используют те знания, которыми в действительности обладают! Большинство привыкает жить просто по инерции и не стремится ни к чему значительному.

В настоящее время стала чрезвычайно модной тема «самореализация личности». Это в психологии на сей момент направление, которое стремительным образом развивается. Сознание некоторых людей пробуждается от многолетней «спячки». Они начинают понемногу видеть истину, осознавать имеющиеся личностные перспективы.

Потребность в самореализации

Даже если человек выглядит достаточно нерешительным, у него все равно имеются некоторые желания, которые просятся на волю. Личные амбиции в той или иной степени присутствуют у каждого. Просто не все имеют смелость высказывать их открыто, без утайки. Многие боятся получить насмешки окружающих, потому скрывают свои истинные намерения под маской равнодушного дружелюбия. Самореализация личности - это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом. Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха.

Потребность в самореализации можно ярче всего увидеть у маленьких детей. Они пока не нашли повода сомневаться в себе и не отвергают свои планы. Дети не умеют лгать, а ведут себя естественным образом, находясь в любой ситуации. Им не придет в голову изображать радость, когда на душе тоскливо и мрачно. Самореализация личности - это ее первостепенная потребность, без которой будет невозможным никакое становление.

Наличие цели

Чтобы прийти к чему-то значительному, необходимо понимать, куда следует двигаться. Направление каждый задает себе самостоятельно. Сначала в голове возникает образ большой и светлой мечты. Можно заметить, как сильно дети и подростки верят в нее. Наличие цели помогает развиваться характеру, таким личностным качествам, как амбициозность, настойчивость, уверенность в себе, инициативность. Мысли о воплощении желаемого в жизнь не позволяют стоять на месте и пассивно созерцать происходящие явления. Мечта всегда ведет за собой, заставляет человека всесторонне развиваться и совершенствоваться. Если он не знает, куда и на что направлять свои усилия, то никогда не сможет почувствовать себя действительно счастливым.

Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны. У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель - величайшее благо.

Вера в собственные возможности

Без этого компонента не будет ничего. Только вера заставляет нас идти вперед даже тогда, когда потеряны другие ориентиры. Прежде чем начать действовать в направлении задуманной цели, человеку необходимо знать, что он способен ее достичь. Вот почему люди так часто отказываются от реализации намеченного, даже не успев сделать первого шага. Они просто не верят в себя, считают недостойными всяческих наград и подарков от судьбы! Самоопределение, самореализация личности занимают ведущую позицию в процессе эффективного продвижения вперед.

Когда нет веры в успех, ничего и не может получиться. Человек черпает внутренние силы из собственного источника вдохновения. Когда он пуст, голову не посещают светлые идеи, жизнь кажется серой и бессмысленной.

Проблемы самореализации

Несмотря на довольно сильную популярность данной темы, не каждый человек стремится найти собственное предназначение. Большинство, к сожалению, предпочитают просто плыть по течению, в действительности не стремясь ничего изменить в жизни, привнести в нее новые краски. Нужно всегда помнить о том, что мы сами создаем себе светлые моменты, а темные нужно уметь переживать и отпускать. Деятельность, личность, самореализация - вещи, которые неразрывно связаны друг с другом. Без одного не будет другого. Если понятия не имеете, чем вам следовало бы заниматься, значит, не оцените по достоинству возможность проявить себя, раскрыть свою истинную природу.

Другая проблема самореализации заключается в том, что когда вы действуете, то неизбежно будете иметь трудности. Без этого не происходит становление сильной личности. Иногда создается впечатление, что человека специально решили проверить на прочность высшие силы. Мир должен удостовериться в том, что вы достойны лучших благ и потому как будто проверяет реакцию. В самые тяжелые моменты стоит помнить о том, что они временны и, скорее всего, предназначены для чего-то. Тем самым вы готовитесь стать самодостаточным, начинаете ценить самого себя как никогда прежде. Многие сдаются, пройдя половину пути. Некоторые, сделав несколько робких шагов, в нерешительности поворачивают назад. Они воспринимают трудности как нечто фатальное, тратят драгоценные на переживания. Помните, что нельзя позволять печали оглушить вас в тот момент, когда вы делаете активные шаги по реализации заветной мечты. Дойти до конца способен только истинный победитель.

Условия самореализации

Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой. Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой. Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье. Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.

Внутриличностный поиск

Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.

Свобода как основной двигатель

Вся наша жизнь состоит из постоянного как условие самореализации личности занимает ведущую позицию. Ведь если у человека не будет возможности всецело проявлять себя, он никогда не станет тем, кем должен являться. Безволие появляется всегда, как результат отказа принимать на себя ответственность за происходящее. Это все равно, что совершить предательство по отношению к самому близкому человеку, каким вы и являетесь.

Свобода как самореализация личности возникает в тот момент, когда человек начинает ярко осознавать свою принадлежность к чему-либо. Он чувствует в себе большой прилив сил и больше не хочет жить по-прежнему. В этот момент и важно, заручившись собственной поддержкой, начать делать первые шаги. Чем больше уверенности у вас будет, тем проще потом продолжать начатое дело.

Свобода как условие самореализации личности крайне необходима для успешного старта. Если человек привыкает жить в изматывающих, то начинает бояться любых перемен. Однообразие представляется ему синонимом стабильности. Он боится всяческого движения, поскольку любой эксперимент может закончиться неудачей. Не у всех имеются дополнительные силы для того, чтобы суметь пережить все «проверки» судьбы на прочность.

Потенциал возможностей

В каждом из нас скрыты большие перспективы. Большинство людей даже не подозревают об этом. Продолжая жить обыденной незаметной жизнью, они не имеют возможности получить драгоценный опыт знакомства с собственным внутренним миром. Если бы мы только могли чем-либо измерить свой богатейший потенциал, то непременно удивились бы. Сколько открылось бы сразу закрытых дверей! Так почему страх настолько сковывает движения, что мешает действовать, ставить реальные задачи ежедневно и стремиться к обретению подлинного состояния счастья?

Задумайтесь, на что вы тратите свою жизнь. Не просиживаете ли вы много часов подряд за компьютерными играми? Стремитесь ли развиваться? Знаете ли, что является вашей первостепенной задачей? Никогда не следует отказываться от своей мечты и разменивать ее на сомнительные удовольствия.

Выбор профессии

Порой мы останавливаемся на каком-то одном варианте только потому, что так посоветовали родители или друзья. Человек в редких случаях к моменту окончания школы действительно четко представляет себе, чем хочет заниматься до пенсии. Чтобы отвечать за всю последующую жизнь, нужно взять на себя большую ответственность. Часто мы осуществляем этот выбор хаотично, поддавшись чьим-то уговорам. А все потому, что не умеем слушать себя, не ценим собственные таланты, постоянно пребываем в самокритике!

Между тем выбор профессии - это довольно серьезное решение, чтобы им пренебрегать. Прежде чем направлять свои усилия в развитие той или иной деятельности, нужно хорошенько подумать. Когда решение еще не принято окончательно, его легко изменить. Спрашивайте себя несколько раз на дню, действительно ли выбранная профессия подходит вам, не мечтаете ли о чем-то большем?

Творческая направленность

Созидательное начало заложено в каждом из нас. Чтобы отыскать свою единственно верную дорогу, обратите внимание на творческие способности. Умение писать тексты, музыку или картины должно вдохновить на карьеру известного писателя, художника, мыслителя. Любые способности нуждаются в развитии. Никто другой не начнет заниматься вашей жизнью.

Социальная самореализация

Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Социальная самореализация личности заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.

Духовные практики

Такие занятия, как медитации, йога или релаксации помогут сохранить состояние внутреннего равновесия. Если в вашей жизни происходит что-то не так, поддержите себя. Силы для активной жизни заметно прибавятся.

Вместо заключения

Таким образом, самореализация представляет собой важнейшую потребность личности. От того, насколько продуктивно индивид пройдет этап самоопределения, зависит и вся его дальнейшая жизнь. Только человек, полностью раскрывший свою внутреннюю природу, может стать счастливым.

Ни одна из существующих теорий мотивации не оказывает такого влияния на мышление руководителей, как теория потребностей, разработанная крупным специалистом по мотивации Абрахамом Маслоу.

Теория Маслоу позволяет управленцам более полно понять стремления и мотивы поведения работника. Маслоу доказал, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Если раньше руководители мотивировали подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней, то благодаря теории Маслоу стало очевидно, что существуют еще и нематериальные стимулы, заставляющие делать работников то, что нужно организации.

Маслоу выделил пять основных групп потребностей человека, которые находятся в динамической взаимосвязи и образуют иерархию (схема 1). Это можно изобразить в виде восходящих ступеней.

Схема 1. Иерархия потребностей в мотивации человека в порядке их очередности

В основу теории иерархии потребностей человека положена закономерность: при удовлетворении потребности одного уровня возникает потребность следующего, более высокого уровня. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.

Людям необходимо удовлетворять потребности в определенном порядке – когда удовлетворяется одна группа, на первый план поступает другая.

Человек редко достигает состояния полного удовлетворения, на протяжении всей жизни он чего-то желает.

Необходимо более подробно рассмотреть мотивационные группы.

2.1. Физиологические потребности

Потребности этой группы состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда их называют биологическими потребностями. Это потребности человека в пище, воде, тепле, сне, отдыхе, одежде, жилье и тому подобном, необходимые для выживания организма, поддержания и продолжения жизни. Применительно к рабочей среде они проявляются как потребность·в заработной плате, благоприятных условиях труда, отпуске и т. п.

Высокий заработок обеспечивает достойное существование, например возможность жить в комфортабельной квартире, хорошо питаться, носить необходимую, удобную и модную одежду и т. д.

Для оплаты основных жизненных потребностей сотрудников необходимо мотивировать их долговременными выгодами, обеспечив ощутимым высоким доходом и достаточным вознаграждением, предоставлять им перерывы в работе, выходные и праздничные дни для восстановления сил.

Если у человека доминируют только эти потребности, вытеснив все остальное, то он мало интересуется смыслом и содержанием труда, а заботится в основном об увеличении своих доходов и улучшении условий труда.

Если человека лишить всего, то он будет в первую очередь стремиться удовлетворить свои физиологические потребности. В результате этого могут претерпеть изменения его взгляды на будущее.

Неудовлетворение человека может указать и на неудовлетворение потребностей более высокого уровня, чем уровень той потребности, на неудовлетворение которой работник жалуется. К примеру, когда человек думает, что он нуждается в отдыхе, на самом деле он может испытывать потребность в безопасности, а не в выходном или отпуске.

2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем

Если человек имеет достаточные физиологические потребности, то у него сразу же появляются другие потребности, имеющие отношение к безопасности организма.

Эта группа? одна из основных жизненных мотиваторов, она включает в себя и физическую (технику безопасности, охрану труда, улучшение условий труда и т. п.), и экономическую (социальная гарантированная занятость, социальное страхование в случае заболевания и по старости) безопасность. Удовлетворение потребностей данной группы обеспечивает человеку уверенность в будущем, отражает желание защитить себя от страданий, опасностей, болезней, травм, потерь или лишений. Уверенность в будущем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, пенсионного обеспечения, возможности хранения денег в банках, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.

Для тех, кто терпел серьезные лишения в какой-то значительный период жизни, эта потребность более насущна, чем для других.

Чтобы решить потребности работников в безопасности, работодателю необходимо:

1) создать работникам безопасные условия труда;

2) снабдить работников защитной одеждой;

3) установить специальное оборудование на рабочих местах;

4) обеспечить работников безопасными инструментами и приборами.

2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)

После того как будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, на передний план выходят социальные потребности.

В этой группе? потребности в дружбе, любви, общении и эмоциональных связях друг с другом:

1) иметь друзей и коллег, общаться с людьми, которые оказывают внимание нам, разделяют наши радости и заботы;

2) быть членом коллектива и ощущать поддержку и сплоченность группы.

Все это выражается в стремлении к теплым отношениям с людьми, участии в совместных мероприятиях, создании формальных и неформальных групп. Если человек удовлетворен социальными потребностями, то он рассматривает свой труд как часть совместной деятельности. Работа является цементирующей средой для дружбы и товарищества.

Сокращение социальных взаимосвязей (рабочих контактов и неформальных дружеских отношений) часто ведет к неприятным эмоциональным переживаниям, возникновению комплекса неполноценности, самоощущению изгоя общества и т. п.

Для решения социальных потребностей работников руководство должно:

1) вдохновлять работников на создание групп и команд;

2) создавать условия и позволять одной и той же группе людей работать и отдыхать вместе, чтобы укрепить и облегчить их взаимоотношения;

3) позволять всем группам отличаться от других групп;

4) проводить встречи, совещания для обмена профессиональными вопросами, обсуждать интересующие всех дела и вносить вклад в решение профессиональных проблем.

2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)

Когда будут удовлетворены потребности трех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении личностных потребностей. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными, компетентными, уверенными в себе и собственном положении, стремящимися к независимости и свободе. Сюда входят также потребности в престиже, репутации, служебно-профессиональном росте, лидерстве в коллективе, признании личных достижений, уважении со стороны окружающих.

Каждому человеку приятно ощущать свою незаменимость. Искусство управлять людьми – это умение дать понять каждому работнику, что его труд очень важен для общего успеха. Хорошая работа без признания приводит работника к разочарованию.

В команде человек испытывает удовольствие от своей собственной роли, чувствует себя комфортно, если ему предоставляются и адресуются заслуженные привилегии, отличающиеся от общей системы поощрений, за его личный вклад и достижения.

Наиболее объективное и стабильное самоуважение основывается на заслуженном уважении других, а не на внешней славе, известности или незаслуженной лести.

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

Для эффективного управления людьми необходимо:

1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

1) управлять и контролировать;

2) убеждать и влиять;

3) конкурировать;

4) лидировать;

5) достигать целей и задач.

Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

Потребности низшего уровня.

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

Потребности высшего уровня.

5. Потребность в самореализации (самовыражении).

Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

1) физиологические – 85 %;

2) безопасность и защита – 70 %;

3) любовь и принадлежность – 50 %;

4) самоуважение – 40 %;

5) самоактуализация – 10 %.

Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.

2.6. Оценка самоактуализации

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориентации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует.

РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.

Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода – зависимость, потребность в одобрении и приятии).

Вторая основная шкала называется «компетентность во времени». Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.

Десять дополнительных субшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о своих интересах, самоприятия, приятия агрессии, способности к близким отношениям.

POI также имеет встроенную шкалу определения лжи.

Единственным серьезным ограничением для использования РОI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крендалл (Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоит из 15 пунктов.

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N).

3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять.

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N).

6. Я не принимаю свои слабости (N).

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

8. Я боюсь неудач (N).

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N).

10. Лучше быть самим собой, чем популярным.

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N).

12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям.

13. Я не обязан помогать другим (N).

14. Я устал от неадекватности (N).

15. Меня любят, потому что я люблю.

Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу:

1) не согласен;

2) не согласен отчасти;

3) согласен отчасти;

4) согласен.

Значок (N), следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крендалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = + 0, 67) и с измеренными величинами самоуважения и «рационального поведения и убеждений». Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов «социальной желательности». Также было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.

Характеристики самоактуализирующихся людей.

1. Более эффективное восприятие реальности.

2. Приятие себя, других и природы (принять себя такими, какими они есть).

3. Непосредственность, простота и естественность.

4. Центрированность на проблеме.

5. Независимость: потребность в уединении.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия).

9. Общественный интерес.

10. Глубокие межличностные отношения.

11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений).

12. Разграничение средств и целей.

13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор).

14. Креативность (способность к творчеству).

15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).

С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильности выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них Снежинская Марина

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

Для эффективного управления людьми необходимо:

1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

1) управлять и контролировать;

2) убеждать и влиять;

3) конкурировать;

4) лидировать;

5) достигать целей и задач.

Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

Потребности низшего уровня.

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

Потребности высшего уровня.

5. Потребность в самореализации (самовыражении).

Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

1) физиологические – 85 %;

2) безопасность и защита – 70 %;

3) любовь и принадлежность – 50 %;

4) самоуважение – 40 %;

5) самоактуализация – 10 %.

Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Потребность Когда вы возводите свой бизнес на плохом фундаменте, вы обрекаете себя на провал. Дом просто рассыпается на части, если стоит на песке. 90 % всех начинаний в области бизнеса обречены на крах, потому что нарушают Заповедь потребности или служат прикрытием для

автора Крюгер Дэвид

Потребность в вере В ходе изучения коллекции древностей в 2002 году французский исследователь сделал открытие, потрясшее весь мир. Ученый, специалист в области древних языков, нашел склеп, а в нем - урну из известняка, обычно использовавшуюся в древнем Иерусалиме для

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в избранности Одна моя клиентка, молодая дама, однажды услышала о крайне успешном инвесторе и загорелась желанием стать его клиенткой. Посетив его офис, она невероятно впечатлилась роскошью и техническим оснащением. С первых минут встречи ее захлестнула

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в принадлежности Моя клиентка по имени Мелани возбужденно рассказывала мне о «горящем предложении», связанном со слухами о грядущем поглощении одной компании другой. Ее монолог звучал примерно так: «Судьба любит меня. Если я выиграю, несмотря на все

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в заботе Фебус Смит, новый прихожанин церкви United Christian Fellowship Church в Палмдейле, Калифорния, часто говорил о своем желании сделать богатыми других представителей черной расы за счет удачных инвестиций. Он неоднократно выражал пастору свою готовность

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

2.4.9. Потребность в дополнительном финансировании Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) – это максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности.ПФ отражает минимальный объем

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Потребление, потребность и полезность В процессе жизни и функционирования любой экономический субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как

автора Смирнов Сергей

Глава 10. Что такое потребность? Потребность - сложное понятие. Это ощущение, чувство, и поэтому оно трудно поддается словесному описанию.Самый простой пример потребности - еда. Человек может ощущать голод и нуждаться в еде. Это самое логичное объяснение. Но оказывается,

Из книги PROвокатор. Мы$ли автора Смирнов Сергей

Глава 28. Дискомфорт порождает ПОТРЕБНОСТЬ Вас просят не купить/продать недвижимость, вас просят о комплексном решении вопросов. Я уже неоднократно дискутировал с одним известным бизнес-тренером на предмет того, что продает риелтор. Коллега ставит на первое место ВЫГОДУ.

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении) Когда будут удовлетворены потребности трех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении личностных потребностей. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными,

Из книги Почему меня уволили? автора Дельцов Виктор

Глава 3. Самореализация: иллюзия или потребность

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗМЕРЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Существует такая перевешивающая все остальное ситуация, требующая развития методов оценки человеческого капитала, как оказание помощи при принятии решений. Она может означать идентификацию ключевых факторов управления

Из книги Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества автора Имаи Масааки

Потребность в дополнительном обучении Поскольку командой компании Excel по наделению полномочиями были разработаны учебные материалы для аналогичных команд в цехах, стало очевидно, что для поддержания видения перемен в корпоративной культуре понадобятся дополнительные

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Потребность в сверхурочных может увеличиться Затраты, которые компания несет каждый день, ни у кого не вызывают подозрений, и на них легко не обратить никакого внимания. А разовые затраты, наоборот, нередко кажутся слишком большими, поскольку для одного раза сумма

Из книги ORG [Тайная логика организационного устройства компании] автора Салливан Тим

Неизбежная потребность координации Главным достижением союзных войск во время Второй мировой войны был «День Д» – вторжение 6 июня 1944 года под кодовым названием «Оверлорд». Победа в войнах отчасти требует героизма, но чтобы доставить живых героев на пляж, требуется

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Потребность Сегодня Indego состоит в партнерстве с пятью ремесленными женскими кооперативами в Руанде. Их сотрудники – 250 замечательных женщин, многие из которых заражены ВИЧ/СПИД или пострадали от психологических травм. У многих почти нет образования. Они вынуждены

Что такое самореализация человека?

Самореализация - активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.

Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

Потребность человека в самореализации

Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Самореализация = признание + самоутверждение

Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание - это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение - это ваш уровень профессионализма.

Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.

Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Способы самореализации личности

Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?

Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество.

Творческая самореализация

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.

Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.

Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п.

Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.

Социальная самореализация

Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.

В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.

Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.

Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.

В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Факторы самореализации личности

Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:
обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
действующую спонтанно в принятии решений;
имеющую творческий потенциал.

Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.

Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.

«Цель жизни, - говорил английский писатель Оскар Уайльд, - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». Под этими словами могут подписаться тысячи творцов, оставивших после себя романы, симфонии, живописные полотна и незатейливые песни.

Ф.М. Достоевский признавался: «В литературном деле моем есть для меня одна торжественная сторона, моя цель и надежда - желание высказаться в чем-нибудь, по возможности вполне, прежде, чем умру» (Русские писатели о литературном труде. Л., 1955. Т.З. С. 167).

Аналогичным образом высказывался и Л. Толстой, говоря, что почти во всем, что он писал, им руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя.

Знаменитый английский поэт Байрон: «Потребность писать кипит во мне и терзает меня, как мука, от которой я должен освободиться» (Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964. С. 73 - 74).

Стефан Цвейг: «Спасительное действие художественного творчества - избавить, избавить символически, человека от томительных внутренних перенапряжений, перенести гнетущую его силу в силу другую, безопасную для его духа область. Это - творческое самовысвобождение. И если Гете говорил, что Вертер покончил самоубийством вместо него, то этим он с необычайной выразительностью поясняет, что спас свою собственную жизнь, осуществив задуманное им самоубийство на другом, вымышленном образе, двойнике, выражаясь психоаналитически, он "отреагировал" свое самоубийство в самоубийстве Вертера».

У Рихарда Вагнера мы находим его признание о том, что только создав свою оперу «Лоэнгрин», он освободил себя от не дававшего ему покоя образа. Переполненность образами у Бетховена была столь сильна, что он, по воспоминаниям друзей и современников, метался по комнате, как помешанный, и выл, как зверь. «И этот дикий бред преследовал мой разум много лет», - писал о подобном состоянии М. Лермонтов.

Яркое описание подобного состояния мы находим у Горького: «Нередко я чувствовал себя точно пьяным и переживал припадки многоречивости, словесного буйства от желания выговорить все, что тяготило и радовало меня, хотел рассказать, чтобы "разгрузиться". Бывали моменты столь мучительного напряжения, когда у меня, точно у истерика, стоял ком в горле и мне хотелось кричать... (Горький М. О литературе. М., 1963. С. 325).

Вот как выразительно описывал Данте свою потребность во внутреннем освобождении от страданий, которые возникли у него после смерти его возлюбленной Беатриче: «Глаза мои изо дня в день проливали слезы и так утомились, что не могли более облегчить мое горе. Тогда я подумал о том, что следовало бы ослабить силу моих страданий и сложить слова, исполненные печали. И я решился написать канцону, в которой, жалуясь, скажу о той, оплакивая которую я истерзал душу. И я начал канцону: «Сердечной скорби...».

Николай Васильевич Гоголь, всю жизнь страдавший от маниакально-депрессивного психоза, в своей «Авторской исповеди» так объяснял свою потребность в творчестве: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я... выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому выйдет от этого какая польза».

Великий русский писатель - Владимир Галактионович Короленко - задался целью проследить по письмам Н.В. Гоголя его жизнь и сопоставить ее с его творчеством. По словам Короленко, знакомясь с письмами Гоголя, он сам отраженно переживал настоящую душевную пытку. Прочитав ряд писем, датированных определенным временем, Короленко обращался затем к Гоголю-художнику и прочитывал то, что тот написал за это же время. Вот впечатления Короленко от этого сравнения: «Точно светлый луч пронизывал мутную мглу, точно струя свежего воздуха врывалась в больничную палату...» 1 Н.В. Гоголь не случайно полагал, что «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства».

В качестве еще одной иллюстрации приведем свидетельства Ромена Роллана о живительной силе творчества на примере жизни Рихарда Вагнера: «Зигфрид (имеется в виду одноименная опера Р. Вагнера. - В.П .) дышит совершенным здоровьем и неомраченным счастьем - и удивительно, что он был создан в страдании и болезни. Время его написания - одно из самых печальных в жизни Вагнера. Так почти всегда бывает в искусстве. Ошибочно было бы искать в произведениях великого художника объяснения его жизни. Это верно лишь в виде исключения. Можно с уверенностью биться об заклад, что чаще всего произведения художника -

" Короленко В.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988 С. 172.

как раз обратное его жизни, они говорят о том, чего ему не удалось пережить. Предмет искусства - возмещение художником того, чего он лишен. «Симфония к радости» (имеется в виду Девятая симфония Бетховена. -

В.П.) -дочь несчастья. Стараются отыскать в «Тристане» (имеется в виду опера Вагнера «Тристан и Изольда») следы какой-либо любовной страсти Вагнера, - а сам Вагнер говорит: «Так как я всю свою жизнь никогда не испытывал настоящего счастья любви, то я хочу воздвигнуть памятник этой прекрасной мечте. Я задумал план "Тристана и Изольды"» (Роллан Р. Музыканты наших дней. М., 1938. С. 82).

Хорошо об этом способе преодоления трудностей сказал поэт В. Бенедиктов:

Пиши, поэт, слагай для милой девы

Симфонии сердечные свои.

Переливай в гремучие напевы

Несчастный жар страдальческой любви.

Потребность в самовыражении заложена в человеке на генетическом уровне как способ нормализации психического состояния. Но дар художественного самовыражения, к сожалению, дан далеко не всем людям. Однако потребность в нем очень велика. И художник выражает в своем творчестве то, что другие люди чувствуют, но выразить не могут ни словами, ни красками, ни звуками музыки, ни движениями танца.

Потребность в самовыражении в ярких художественных образах мы находим у всех значительных творческих личностей. Она проистекает из-за того, что художник часто оказывается настолько перегруженным своими впечатлениями, что ради сохранения своего здоровья и нормальной жизни он обязательно должен от них освободиться. Л.С. Выготский в своей книге «Психология искусства» приводит на этот счет суждение английского физиолога Шеррингтона, который сравнивал нашу нервную систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действию. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. «Совершенно понятно, - пишет Л.С. Выготский, - что эта не осуществившаяся часть жизни, не прошедшая через узкое отверстие, часть нашего поведения должна быть так или иначе изжита... необходимо открыть клапан в котле, в котором давление пара превышает сопротивление его тела. И вот искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения (Выготский Л. Психология искусства. М., 1965. С. 323).

В свою очередь развитая в процессе эстетического воспитания и жизненного опыта способность к эмпатии и к сопереживанию позволяет созерцателям пережить созвучные ему чувства героев художественных произведений как свои и катарсически изжить их.

Желание обогащаться через создание произведений искусства почти наверняка указывает на скромную меру таланта данного художника. Хорошо об этом сказал Гете в своих беседах с Эккерманом: «...настоящий, истинно великий талант всегда находит свое счастье в осуществлении... Художников с меньшим талантом искусство как таковое не удовлетворяет; они при выполнении работы всегда думают лишь о барыше, который им даст готовое произведение. Но при таких суетных целях и настроениях нельзя создать ничего великого» (Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934.

Ему вторилА. Пушкин, который в письме к своей жене Наталье Николаевне признавался: «Писать книги для денег, видит бог, не могу» (Пушкин А.С. Поли, собр. соч. М., 1949. Т. X. С. 547).

Такой же точки зрения придерживался немецкий композитор Р. Шуман в своих обращениях к молодым музыкантам: «Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатства» (Шуман Р. О музыке и музыкантах: Сб. статей: В 2 т. Т. 2. С. 182).

Э. Хемингуэй: «Будь я проклят, если напишу роман только ради того, чтобы обедать каждый день! Я начну его, когда не смогу заниматься ничем другим и иного выбора у меня не будет» (цит. по: Слово о книге. М„ 1974. С. 142).

Молодой Шиллер в 1776 г. в своем первом напечатанном стихотворении - оде «Вечер» - просит Всевышнего осчастливить его не властью или богатством, а даром песен.

Великий русский художник И. Крамской мечтало том времени, когда художники и поэты будут свободны от материальных забот и станут творить как птицы, поющие задаром. Его кредо было: «"Даром получили, даром и давайте", - только при этих нормальных условиях искусство будет настоящим, истинным искусством. Только при таком порядке возможно появление тех созданий, которые народными преданиями приписываются богам, так хороши они, так чисты и так безупречны по форме. Ни одной ноты фальшивой, ни одного слова лишнего» (Крамской об искусстве. М., 1960. С. 51).

О высоком отношении к своему призванию красноречиво говорит эпизод из жизни художника В.В. Верещагина. Однажды к нему приехали два американца с предложением, чтобы он написал их портреты, по десять тысяч долларов за каждый. Несмотря на столь крупную сумму, которая была бы кстати, т. к. в то время Верещагин переживал денежные затруднения, художник категорически отказался от предложения. Когда один из его близких родственников сделал предположение, что, может быть, боязнь плохо выполнить работу заставляет его отвергнуть заказ, Василий Васильевич отрицал это: «Конечно, мог бы прилично написать, да наконец этим господам нужно не качество портрета, а только мое имя». - «Тогда что же мешает принять заказ?» - не унимался родственник. «Да пойми же ты, - отвечал В.В. Верещагин, - что не могу я писать то, что меня не интересует, только потому, что мне за это заплатят, тогда я был бы ремесленник, а не художник». - «Да ведь и Репин, и другие художники пишут же портреты за деньги?» - «Вероятно, если их интересуют лица, да, наконец, какое мне дело до других!»"

В Вене «Дон Жуан» Моцарта был поставлен в первый раз только год спустя после его написания и не имел никакого успеха. Моцарт настолько знал вкусы венцев, что и не ожидал никакого успеха. Он говорил: что его «Дон Жуан» написан не для Вены, а для Праги, еще больше для него самого и для его друзей, т. е.

" Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине // Панорама искусств. № 8. М., 1985. С. 144.

никакого материального расчета при сочинении этой оперы у Моцарта не было.

Известный голливудский актер Микки Рурк, прославившийся благодаря фильмам «Дикая орхидея» и «Девять с половиной недель» в одном из своих интервью на вопрос: «Что значат для вас слава, деньги?» - ответил так: «Многое, все хотят прославиться. А деньги, конечно, имеют значение, но не слишком большое. Я их никогда не копил. И очень редко соглашался играть роль, которая мне не нравилась, ради денег. Я перфекционист, готов ждать подходящего сценария и два, и три года» 1 .

Из приведенных выше высказываний видно, что большие художники служили своему искусству бескорыстно и довольно редко рассматривали его как способ разбогатеть. Вероятно, особняком и редким исключением здесь будет стоять меркантильная мотивация знаменитого американского писателя Джека Лондона, который в одном из своих интервью, взятых у него в расцвете его славы, признался, что он пишет ни для чего иного, как прибавить три-четыре сотни акров земли к своему великолепному имению.

  • - Я пишу рассказ лишь для того, - говорил он, - чтобы на гонорар купить жеребца. Мой скот больше интересует меня, чем моя профессия. Друзья не верят этим словам. А между тем я абсолютно искренен...
  • - Для меня писательство, - продолжал Дж. Лондон, - легкий способ обеспечить себе приятную жизнь. Если бы я так не думал, мне и в голову не пришло бы говорить подобные вещи, ведь это будет напечатано. Я ничуть не кривлю душой, говоря, что моя профессия вызывает во мне отвращение. Каждый мой рассказ написан ради денег. Я всегда пишу то, что нравится издателям, а не то, что мне самому хотелось бы написать. Я вымучиваю из себя то, что нужно капиталистическим издателям, а издатели покупают это. Что котируется на рынке и что позволяет печатать цензура. Их не интересует правда» .

За такое насилие над самим собой ради денег Дж. Лондон заплатил преждевременной смертью.

  • " Рурк Микки. Я так извалялся в грязи, что долго не смогу очиститься. Интервью с журналисткой М. Порк // 7 дней. № 23. 2005.С. 24.
  • Энциклопедия тайн и сенсаций. Пороки и болезни великихлюдей. Джек Лондон. Минск, 1998. С. 429.