Болезни Военный билет Призыв

Потенциал - это в психологии что такое? Определение

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности).

1) Познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме этого, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

2) Морально-нравственный потенциал. Обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоцоинально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях.

3) Творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.

4) Коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность.

5) Эстетический потенциал личности обусловливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность определяется следующим: 1) что она знает; 2) что она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

2.3. Фундаментальные потребности личности

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные, взаимосвязанные между собой:

– потребность быть личностью (потребность персонализации),

– потребность самореализации.

Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую выраженность и проявляется как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.

Потребность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться.

2.4. Характеристика структуры личности

Существуют многочисленные классификации, рассматривающие личность с различных точек зрения. Комплексное их рассмотрение позволяет получить целостное представление о структуре личности.

1. Наиболее распространенной является структура личности, предложенная К.К. Платоновым. Она включает четыре подструктуры.

Направленность личности . Объединяет направленность, отношения, моральные черты личности, ее мотивацию. Формируется путем воспитания.

Подструктура опыта . Включает знания, навыки, умения, привычки. Приобретается путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств человеческого организма.

Подструктура форм отражения . Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций (ощущений, восприятий, мышления, воображения, речи, внимания, памяти). Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре по сравнению с описанными выше, усиливается. Формируется путем упражнения;

Биологически обусловленная подструктура . Объединяет задатки, особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности, ее органические изменения. Формируется путем тренировки.

2. А.Г. Ковалев предложил свою структуру личности, состоящую из четырех компонентов.

Направленность .

Способности (субъективные условия успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности).

Система управления , осуществляющая саморегуляцию – «Я» (Я – это представление о своей индивидуальности, идентичности, это определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, это самооценка и самоуважение).

Психические процессы и состояния , на основе которых образуются психические свойства личности (умственные, эмоциональные, волевые).

3. Д.А. Леонтьев в структуре личности выделил три уровня.

Высший уровень – это уровень ядерных структур личности (свобода, ответственность, духовность), тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное.

Второй уровень – это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека» (потребности и ценности, отношения, конструкты, смысл жизни).

Hижний уровень – это экспрессивно-инструментальные структуры (характер, способности, роли, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.

4. По мнению А.В. Петровского, структура личности не может быть ограничена только пространством ее интраиндивидной жизни. Он предлагает при изучении личности фиксировать и ее интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида.

Пространство интраиндивидной жизни личности (интерпретация личности как индивидуального качества, присущего индивидуальному субъекту).

Интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида.

Метаиндивидные свойства личности. При таком рассмотрении личность индивида выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ними. Личность исследуется через ее реальные вклады в других людей, благодаря ее идеальной представленности в них.

общении, эмоциональные проявления в поступках других людей им кажутся непонятными и лишенными смысла, они не всегда умеют контролировать свои эмоции в отношениях с другими. В ситуациях игрового взаимодействия большинство студентов не способны поставить себя на место другого человека, и такие качества, как отзывчивость, внимание к проблемам, неприятностям у других людей у них проявляются редко.

Важным условием формирования профессионального самосознания было то, что в процессе тренинговых занятий каждый студент постоянно производил оценку собственных действий по двум сравнительным шкалам: с одной стороны, он оценивал уровень своих достижений на основе сравнения себя с другими специалистами (более профессиональными или менее опытными); с другой стороны, он оценивал свои актуальные успехи и неудачи по сравнению с прошлым опытом, отмечая собственный рост или, напротив, спад, и намечал перспективы своего развития в будущем. Это способствовало повышению уверенности студентов в завтрашнем дне, формированию позитивного представления о профессиональном будущем, построению адекватной профессиональной «Я-концепции».

Таким образом, апробация предложенной программы тренинга по формированию профессионального самосознания показала достаточно высокую ее эффективность и позволила в значительной степени оптимизировать этот процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулъханова К. А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2(46).

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

3. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999.

4. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: учебно-методическое пособие. - М., 2001.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА А. Ф. Караваев, В. О. Зверев, В. Р. Гилль

Рассматриваются структура психологического потенциала личности и этапы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника.

Ключевые слова: психологический потенциал, структура, психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников.

Психологический потенциал личности (ППЛ) - это уровень сформированное™ ее психических свойств и качеств, представляющих в совокупности резерв повышения эффективности деятельности, дальнейшего развития и творческого проявления. ППЛ - это психологические возможности сотрудника как субъекта труда и управления. В значительной степени ППЛ зависит от Я-концеп-ции конкретного сотрудника или руководителя подразде-

ления. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я. При профессиональной деформации образ Я искажен. Составляющую, связанную с отношением к себе или с отдельным своим качеством, назытают самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (7).

Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства к действию, называют индивидуальной концепцией личности (6).

Только изучая закономерности соотношения личности и жизнедеятельности, можно выявить способности и те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Это умение соизмерять и мобилизовать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек берется; это умение выфабатышать социально зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; это умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал личности концентрирует в себе все резервы и возможности человека - потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный потенциал, креативный потенциал, духовный потенциал.

Психологический потенциал конкретизирует в себе психические возможности человека во всем их спектре начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями и личностными психофизиологическими ресурсами.

Структура ППЛ включает в себя:

Мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);

Квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);

Эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности) и представляет собой целостное образование личности.

Целостность ППЛ означает:

Способность к саморазвитию и преобразованию действительности;

Полноту представленности психических свойств и качеств личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду и преданности служебному долгу;

Уровень развития ППЛ сотрудника, так же, как и степень эффективности деятельности и взаимоотношений среди людей, зависит не столько от какого-либо одного свойства и его качества, сколько от способа интеграции, внутренний сбалансированности, придающей, по

сути дела, новую, дополнительную психическую силу сотруднику, руководителю подразделения в вытолнении профессиональных обязанностей.

Множественность параметров взаимосвязанных психологических характеристик сотрудника обусловливает необходимость применения целостной психотехнологии формирования, развития и коррекции личности. Это диктуется также акмеологическим характером требований к целостной стратегии его труда и жизни. Реализация такого подхода устанавливает продуктивную взаимосвязь сформированности психологического потенциала, результатов труда и жизненной комфортности каждого, без исключения, человека (1-5).

Однако чтобы психологический потенциал личности был максимально реализован в профессиональной деятельности, сама профессиональная деятельность сотрудника должна быггь психологически обеспечена. Функциональные блоки психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника представлены в таблице.

Действуют не отдельные качества, а личность в целом, поэтому не случайно к личному составу ОВД, участвующему в боевых действиях, ликвидации аварий и т. п., предъявляют особые требования, связанные не только с мастерством, но с целостным подходом к личности специалиста, с учетом его способностей к организаторской, административной, коммуникативной, исполнительской, прогностической деятельности и психодинамических особенностей.

С введением в подразделения ОВД практических психологов в рамки данного подхода включаются не только мероприятия воспитательного характера (что является приоритетной задачей руководителей всех уровней, так как именно методы воспитания в большей мере влияют на мотивационный, идейный, нравственный потенциал личности), обучение и повышение квалификации (от них зависит квалифицированный, коммуникативный, интеллектуальный ППЛ; в большей степени эти функции возложены на учебные заведения МВД России), но и активное акмеолого-психологическое консультирова-

Этапы психолого-педагогического обеспечения формирования потенциала личности и профессиональной

деятельности сотрудника

Профессиио- нально-пси- хологический отбор Отбор наиболее способных к данному виду деятельности в ОВД Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, создание и реализация процедур психологического отбора по соответствующим должностям Конкурсные экзамены, собеседование, психологические методы наблюдения (опрос, тестирование и др.) Приемная комиссия, психологическая служба

Обучение Развитие соци-ально-психоло-гической компетентности и профессиональ-но-психологи-ческой подготовленности Определение целей обучения, комплектования и реализации психологической подготовки к профессиональной деятельности Традиционные методы (лекции и практические занятия), активные методы (различные тренинги в целях личного и профессионального роста) Преподавательский состав учебных заведений, опытные практики и наставники, курсовые офицеры, кураторы

Адаптация Наиболее быстрое включение в организацию и социаль-но-психологи-ческую среду Изучение факторов социальнопсихологической адаптации к деятельности, ее контроль и коррекция Методы активного включения в группу Внутренние или внешние консультанты, наставники

Оценка кадров (текущая и при приеме на работу) Определение уровня соци-ально-психоло-гической пригодности и перспектив профессионально-го роста Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, составление профессиограмм, критериев и методов адекватной оценки и проведение такой оценки Интервью, наблюдение, анкетный и биографический методы, тесты, ролевые игры и др. Центральные психодиагностики, поддержка развития сотрудников, практические психологи

Переподго- товка Повышение социально-психологической компетентности, личностный рост Разработка и реализация программ социально-психологического обучения в зависимости от потребностей практики; психологическая коррекция личности Традиционные и активные методы обучения: тренинги (СПТ, акмеологический и др.) ИПК-центр психологической поддержки развития сотрудников ФПК

Подготовка к выходу из профессии Переориентация и подготовка к переходу на новые условия жизнедеятельности Психологическое консультирование Психологическая консультация Внутренние или внешние консультанты, психологи

ние (8). Его отличительная особенность состоит в гармоничной включенности в целостную технологию социально-психологического сопровождения труда и всей жизни сотрудников (5).

Акмеолого-психологическое консультирование предполагает совместную выработку различных стратегий жизни и труда и оказание помощи в обладании ими как в потенциально психотравмирующих ситуациях, так и в повседневный условиях. Ориентированность сотрудника заключается в определении его творческого потенциала и оказании ему поддержки в продвижении к собственным жизненным вершинам. Главные критериальные измерения - это активная жизнь и ее смысл, преданность служебному долгу и полезность обществу, достигаемая на основе продуктивного труда, признание неповторимости и самобытной индивидуальности человека.

В ходе консультации психолог решает большое количество задач, связанных с разработкой рекомендаций морально-этического, деятельно-поведенческого и непосредственно психологического характера. Он ориентирует сотрудников в широкой гамме социально-психологических проблем жизни и труда.

Важными задачами психолога являются установление сотрудников, имеющих отклонения от нормального процесса социальной адаптации, и последующая их психокоррекция. Его профессиональная обязанность - обучение обращающихся за консультацией по самостоятельному использованию методов контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Такое обучение проводится по специальным программам и методикам (формирование эмоционально-волевого потенциала личности). В число таких методов входят целенаправленное изменение направления мыслей, воздействие на психическое состояние через вторую сигнальную систему, использование физических упражнений для регулирования психологического состояния, применение специальных дыхательнык упражнений, самоконтроль за внешним проявлением эмоций, аутогенная тренировка и т. п. (9).

Психопрофилактические мероприятия в подразделениях ОВД в значительной степени влияют на работоспособность сотрудников. Их сущность состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной адаптации сотрудников, а также для предупреждения невротических и психических расстройств у лиц группы риска, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных

стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в подразделении.

В этой работе можно выщелить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих сотрудников на службе и в быту (изменение обстановки, условий труда и жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т. п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, прогнозируемых в ходе психодиагностики.

Наиболее сложным и актуальным участком труда практического психолога является психокоррекция, которая проводится, если в ходе психологической консультации вышвлены1 отклонения от функциональной нормы в поведении сотрудника. В силу существенных различий в характеристиках групповой и индивидуальной психологии выщеляют индивидуальную и групповую психокоррекцию. В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антилогова Л. И., Караваев А. Ф. Введение в психоло-го-педагогическую антропологию. - Кемерово, 2006.

2. Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2005.

3. Караваев А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. - Омск, 2005.

4. Караваев А. Ф., Маръин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности. - Омск, 2007.

5. Караваев А. Ф., Петров В. Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности: учебно-методическое пособие. - М., 2006.

6. Клубов Е. П. Психологические особенности психологической концепции руководителей: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1982.

7. Личностъ: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулпоткин, Г. С. Сухобская. -СПб., 1996.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: пособие для специалистов, работающих с персоналом. - М., 1996.

9. Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных. - М., 1982.

Источником возникновения термина «личность» было одно из наиболее ранних определе­ний: личность (лицо) есть внешнее проявление индивидуаль­ности - то, как человек воспринимается окружающи­ми и как на них воздействует. Первоначально это слово обозначало маски, надеваемые актерами во время театрального представления в древнегреческой драме.

В настоящее время единая теория личности не разработана. Так, еще в 1937 году Г. Оллпорт насчитал в философии, теологии, социологии и психологии суммарно пятьдесят определений личности. Существует ряд различных подходов к определению личности.

По мнению Л.Хьелл и Д.Зиглер, большинство теоретических воззрений на личность содержат следующие общие положения:

    Значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка­чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей.

    Личность предстает в виде некоей гипотетиче­ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное не­посредственному наблюдению, по крайней мере, частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью.

    Личность характеризуется в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающего.

    Личность представлена теми характеристика­ми, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях.

Личность есть характеристика общественной представленности человека, который ответствен­но определяет свою позицию среди других.

В этой связи основными функциями личности яв­ляются:

    автономизация - отделение себя от других;

    самопредъявление - представление своих особен­ностей и возможностей;

    рефлексия - анализ своих действий с точки зре­ния их соответствия цели и результату;

    социализация - вхождение в социум, принятие его норм и ценностей.

Названные функции, с одной сто­роны, определяют области и направления деятельно­сти личности, с другой - являются критерием испол­нения личностью возложенных на нее задач.

1.2. Психологический потенциал личности

Согласно современным психологическим представлением человеческая личность обладает огромным, практически неисчерпаемым потенциалом. В современной литературе встречаются различные подходы к классификации данного явления. Наиболее употребительным, в том числе с точки зрения профессиональной деятельности сотрудника МВД РФ, является подход, где личность характе­ризуется 5 (пятью) потенциалами : познавательным, цен­ностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой распола­гает личность. Эта информация складывается из знаний о внеш­нем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот по­тенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологичес­ кий (ценностный) потенциал личности определяется приобре­тенной ею в процессе социализации системой ценностных ори­ентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетичес­кой сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждени­ями и устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется получен­ными ею и самостоятельно выработанными умениями и навы­ками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) тру­да, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ро­лей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потреб­ностей и тем, как она их удовлетворяет. Он проявляется и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек как носитель сознания, обладающий уникальным, динамичным соотношением простран­ственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности.

Что является гарантированной опорой счастья, спокойствия и благополучия человека в любых жизненных ситуациях?

Это его психологическая устойчивость и внутренние потенциалы. Вот о них сегодня и пойдет речь.

Кроме того, в этой статье мы рассмотрим типичные особенности незрелого мышления, снижающего психологическую устойчивость. А также способы профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов , как необходимого условия для психологической устойчивости, а значит здоровья, успеха и счастья.

В психологии здоровья, всестороннего благополучия и, в целом, счастья человека выделены основные потенциалы человека, представляющеи из себя систему взаимосвязанных потенциалов, обеспечивающих целостное здоровье и успешность человека.

К этим потенциалам относятся: потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный, креативный и духовный потенциалы. Далее о каждом из них подробнее.

Потенциал разума:

Способность человека совершенствовать свое мышление. Продуктивное решение жизненных проблем предполагает зрелое, т.е. реалистичное, системное, творческое, дивергентное мышление. Именно неадаптивное, незрелое мышление запускает механизмы усталости от жизни, депрессии, психосоматических заболеваний . С трудностями личностного роста, прежде всего, совершенствования мышления, связана и одна из основных причин депрессии. По мнению представителей когнитивной психологии, основой депрессии является когнитивная триада. Это - негативное представление о себе (неверие в свой потенциал и в свою успешность); негативное представление о мире, как о враждебном, безрадостном; негативное представление о будущем, не позволяющем воплотить жизненные планы человека, реализовать его потребности и желания;

Потенциал воли:

Отражает личностный аспект здоровья, определяет его способность к самореализации, умение ставить смыслообразующие жизненные цели и выбирать адекватные способы их достижения. По мнению психологов, недостаточная реализация этого потенциала является основной причинной многих личностных проблем и ослабления здоровья современного человека. В. Франкл считал, что у каждой эпохи свои неврозы, а для нашей характерен «ноогенный невроз», т.е. утрата смысла жизни, слабое развитие умений определять свое место в жизни, создавать систему ценностей, базовых целей и соответствующих им жизненных стратегий. Этот тезис подтверждается медико-демографическими исследованиями доктора медицинских наук И.А. Гундарева, пришедшего к выводу о том, что только незначительная доля жизненной прочности человека зависит от того, есть ли на что жить, а львиная - от того, есть ли зачем жить;

Потенциал чувств:

Характеризует богатство эмоциональной сферы человека; его способность адекватно выражать свои чувства; понимать и принимать свои чувства и чувства других. Значимость реализации этого потенциала определена в психологии счастья, психологии здоровья, психосоматической медицине. Позитивный эмоциональный настрой, яркость, интенсивность эмоциональной сферы являются важнейшими психологическими условиями профилактики от хронической усталости души и тела, от истощения нервной системы, развития синдрома эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний;

Потенциал тела:

Способность человека совершенствовать свое тело, осознавать его как часть своей личности;

Общественный потенциал:

Позволяет человеку успешно адаптироваться к социальным условиям, развивая коммуникативную культуру;

Креативный потенциал:

Определяет способность человека к созидающей активности, к деятельности, направленной на преобразование себя и мира. Реализация этого потенциала создает психологическую базу личностной зрелости, развитие способности человека к самореализации, достижению качества жизни, соответствующего его индивидуальности;

Духовный потенциал:

Способность человека развивать духовную природу человека, т.е. его родовое качество, определяющее стиль жизнедеятельности.

Характеристики незрелого мышления, как фактора снижающего психологическую устойчивость:

В процессе актуализации потенциала разума важно осознавать те особенности незрелого мышления, которые способствуют неадекватному восприятию себя, мира, жизни. При восприятии любой жизненной ситуации участвуют два вида информации:

1) объективная информация, поступающая в мозг в данной ситуации;

2) информация, определяющая индивидуальность человека: потребности, мотивы, интересы, стремления, желания, жизненный опыт, установки, чувства, эмоции, психические состояния.

Вся новая информация сначала воспринимается и обрабатывается той частью мозга, которая отвечает за эмоции, а потом поступает в высшие отделы мозга для логического анализа и синтеза. Именно второй вид информации определяет субъективное восприятие любой ситуации и тем самым - действия и поступки людей.


Итак, что такое неадаптивное, незрелое мышление? Выявлено десять наиболее и преодоление конфликтов:

1) максимализм. Человек воспринимает все в черно-белых тонах. Мыслит категориями: «все или ничего». Пытается вместить жизнь в абсолютные категории; тем самым искажается восприятие;

2) общий вывод из единичных фактов;

3) скачущие умозаключения. Есть два вида таких умозаключений: а) возникающие из-за незнания предшествующего; б) возникающие из-за ошибок в вероятностном прогнозировании будущего;

4) выводы, основанные на эмоциях. Человеку мешает адекватно воспринимать ситуацию и конструктивно действовать вера в то, что его эмоции адекватно отражают действительность;

5) ярлыки. Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки чрезмерно упрощены и сильно искажают восприятие реальности. Вешая ярлыки другим, человек не воспринимает противоречивость, многоаспектность, многоуровневость личности и мира, что приводит к конфликтам, а затем блокирует их продуктивное решение. Ярлыки мешают осознать динамичность, как самой конфликтной ситуации, так и поведения, состояния участников конфликта;

6) принятие ответственности за независящие от человека события. Эта ошибка порождает чувство вины, ощущение беспомощности, усиливает комплекс неполноценности, что мешает человеку адекватно воспринимать конфликтную ситуацию и выбирать стиль поведения, соответствующий как объективным условиям, так и своим интересам, чувствам, состояниям;

7) дисквалификация положительного - переосмысление положительных или нейтральных фактов в отрицательные. Эта ошибка - одна из самых разрушительных форм познавательных нарушений, делает восприятие мира и жизни безысходным, угнетающим, подавляющим активность человека, способствующим развитию депрессии;

8) преувеличение и преуменьшение либо позитивного, либо негативного, ослабление реалистичности мышления;

9) психологическая фильтрация событий. Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего. В данном случае нарушается синергичность мышления, восприятие людей и жизни как сложного, противоречивого целого. Подобная ошибка порождает множество проблем и затрудняет процесс их решения, способствует возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов;

10) "можно было бы". Данное нарушение познания вызывает ряд негативных чувств: своей вины, гнева или обиды на других, также способствуя возникновению трудно разрешаемых, подчас злокачественных конфликтов, когда проблема так долго не решается, что конфликт приводит к ощущению жизненного тупика или катастрофы.

На гармоничность внутреннего мира личности, ее психологическую устойчивость крайне негативно воздействует внутренняя конфликтность, обусловленная низким уровнем развития способности конструктивно и своевременно разрешать свои внутренние конфликты.

Затянувшийся или неразрешенный внутриличностный конфликт становится одним из важнейших факторов любых видов внешних конфликтов человека и источником нарушения его социального, психического и физического благополучия.

Компетентность в осознании и решении конфликтов становится в нашу эпоху существенной составной частью профессиональной компетентности человека и показателем его личностной зрелости .

Психологи определили целый спектр психологических условий профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

Условия профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

Креативность, т.е. творческое отношение к жизни, способность к самореализации в основных сферах жизнедеятельности;

Чувство юмора;

Умение преодолеть негативный эмоциональный "шлейф" очередного конфликта, снять напряжение.

Реалистическое восприятие жизни. Принятие трудных ситуаций как закономерных явлений действительности;

Синергичность, т.е. способность понимать и принимать человека и мир как единство противоположностей, как сложные, противоречивые, многоуровневые системы;

Обретение смысла жизни, соответствующего своей индивидуальности и обеспечивающего чувство удовлетворенности;

Выработка системы ценностей, принципов, взглядов, помогающих строить адекватные жизненные стратегии;

Выработка динамичности, гибкости мышления и поведения;

Развитие способностей к самопознанию, самоанализу и самоуправлению на всех этапах жизнедеятельности;

Адекватная, устойчивая самооценка;

Умение видеть и своевременно решать проблемы;

Оптимистическое отношение к жизни;

Постоянный личностный рост, развитие личностной зрелости;

Незаменимым условием сохранения и развития психологической устойчивости является создание индивидуальной системы психологической самозащиты внутреннего мира личности от всего спектра негативного воздействия. И об этом в следующей статье.