Болезни Военный билет Призыв

Постоянный стресс на работе что делать. Стресс на работе: борьба и профилактика. Как устранить стресс на работе

Профессиональный стресс – это состояние, которое знакомо более чем половине населения России. Нагрузка на рабочем месте может обернуться рядом последствий, если человек с ней не борется. Прежде чем побороть профессиональный стресс, следует выяснить собственные причины возникновения стресса и ассоциировать их со своей работой.

Определение и понятие

Профессиональный стресс – это психическая, а вслед за тем и физическая реакция на профессиональную деятельность. Чаще рабочий стресс знаком рабочим, чья деятельность связана с серьезным умственным напряжением.

Причинами данного состояния могут быть самые различные факторы. Человек испытывает напряжение не только тогда, когда ему нужно работать, но и даже тогда начинает переживать, когда только думает о своей работе. Рабочая атмосфера приводит к возникновению неприятных ассоциаций, отвращения, накопленный негатив приводит к тому, что человек срывается даже в расслабленной обстановке.

В дальнейшем профессиональный стресс может привести к накоплению негативного взгляда не только на рабочую свою деятельность, но и на другие сферы жизни. В данном случае профессиональный стресс, если его не побороть, перерастает в серьезные психические заболевания.

Причины

Перед тем как справиться со стрессом на работе, необходимо выяснить причины профессионального стресса. И хотя в каждом индивидуальном случае они могут отличаться, зачастую причины стресса на работе следующие:

  • Смена профессиональной деятельности – человек может не справляться самостоятельно со своими обязанностями в первое время, требовать помощи, не получая ее. Все это — факторы стресса.
  • Продолжительная физическая, умственная, эмоциональная нагрузка – стресс в профессиональной деятельности чаще всего накапливается именно по этой причине.
  • Неадекватная самооценка – стрессы и конфликты в профессиональной деятельности нередко накапливаются из-за того, что человек слишком высоко ценит свои способности по сравнению с коллегами.
  • Принципы и убеждения, противоречащие устоявшимся в коллективе – данные факторы стресса подкрепляются тем, что коллеги отстраняются от работника, и он должен решать все вопросы самостоятельно.
  • Физиологические особенности – низкая стрессоустойчивость, хронические соматические заболевания, способствующие тому, что преодоление негатива происходит крайне медленно.
  • Обстоятельства организации – от того, как организована работа, зависит многое. Некоторые прямо прогорают на работе как безумные, но их труд не приносит желаемых результатов. Иные организовывают работу правильно, размеренно, достигая еще больших высок.

По какой бы причине не развивались стрессы и конфликты в профессиональной деятельности, важно вовремя определиться, как бороться со стрессом на работе в каждом конкретном случае.

Разновидности состояния

Перед тем как снять стресс на работе и подобрать наиболее оптимальный для себя вариант, важно изучить виды профессионального стресса и выбрать среди них свой. Если вы с этой задачей не справляетесь, обратитесь к психологу и решите вопрос вместе. Различают следующие виды профессионального стресса:

  • Коммуникативный. Человек не знает, как избавиться от стресса на работе, потому что не умеет налаживать связи с коллективом и противостоять направленной на него агрессии.
  • Информационный. Сильные физические и умственные нагрузки приводят к тому, что человек не способен адекватно принимать решения и анализировать ситуации.
  • Эмоциональный. Возглавляет все виды профессиональных расстройств, так как является наиболее частым. Вызван тем, что человек не знает, что делать, когда все плывут по течению. Ему кажется, что нужно делать не то, что все, чтоб выделиться. В итоге, необходимые задачи не решаются, а человек испытывает эмоциональное истощение.

Как развивается стресс

Механизмы накопления профессионального стресса достаточно сложные и условно могут быть подразделены только на три стадии. Разобравшись в причинах, следует определить стадию собственного негативного состояния.

Нервный запуск

Начало стрессовых процессов, напряженности, которая накапливается и от которой все сложнее избавляться. В соответствии с профессиональным поприщем, длительность этого механизма может быть от пары минут до нескольких месяцев.

Аффект

Человек теряет профессиональные качества и самоконтроль, становится агрессивным, мрачным, раздражительным.

Упадочность сил

Борьба со своей напряженностью выводит человека из сил, он ослаб, в дальнейшем пережить стресс будет все сложнее.

Даже если вы испытываете негативное настроение всего лишь раз в неделю или месяц, это не говорит, что вы не подвержены последствиям данного явления.

Когда человек подвергается стрессу, пережил срыв, страдает не только центральная нервная система, но и внутренние системы органов. Здесь и негативные влияния на кровообращение, кислородное голодание, обострение имеющихся патологий, расширение вен и снижение либидо.

Факторы стресса

Среди профессиональных стрессов различают следующие факторы их развития:

  • Должностные. Рабочие моменты, которые сложно преодолевать, не зная, какие именно цели ставит перед собой начальство. Сотрудник не знает, какие результаты труда должны быть получены в конце работы.
  • Трудовые. Перегрузки или недостаток работы на профессиональном поприще. Работник ощущает свою недооцененность, а при сверхнагрузках развивается стрессовая ситуация и тревожность.
  • Личностные факторы. Люди, которые любят свою работу, часто борются с выбором между семьей и работой. Не могут распределять время так, чтобы успеть все.
  • Карьерные. Человек боится увольнения, но и профессионально не продвигается.

Среди физических негативных факторов различают шум, вибрации, холод на рабочем месте, контакт с едкими химикатами, токсичными соединениями.

Способы устранения

Чтобы справиться с постоянными стрессами и устранить негативный след от пережитого, следует защищать себя от таких явлений.

В идеале, решать проблему должно начальство. Взрывоопасное состояние коллектива повлечет если не увольнения ценных сотрудников по собственному желанию, то, как минимум, заметное снижение их трудоспособности.

То, что может сделать человек для себя – чашку зеленого чая. Не любите зеленый – сделайте тот, который любите, либо выпейте кофе. Профессиональное напряжение в разгар рабочего дня можно снять, таким образом, без привлечения внимания со стороны начальства.

Как преодолеть стресс на рабочем месте – включите любимую музыку буквально на три минуты. В борьбе с нервами во время работы пользуются техниками ауторегуляции дыхания.

Профилактика

Так как избежать стресса на работе можно и даже нужно, достаточно освоить простые способы его профилактики. Запомните несколько простых способов предотвратить стрессовую ситуацию:

  • Откажитесь от мультизадачности – работайте столько, сколько вам позволяют внутренние ресурсы.
  • Старайтесь выполнять задачу с первого раза, не откладывая ее на потом.
  • Не отвлекайтесь на посторонние вещи и ненужные дела во время выполнения главной задачи.
  • Планируйте свой рабочий день – в этом вам помогут распространенные методики тайм-менеджмента.

Человек, отвлекающийся на поточные дела во время работы, не способен справиться с поставленной задачей ни быстро, ни качественно.

Возрастает риск столкнуться с напряженными ситуациями, так как начальство ожидает результат, а работник знает, что весь день был честно занят. Но чем?

Чем лучше и быстрее будет выполнена задача, тем на более хорошем счету вы будете у начальства, и тем лучше будете справляться со своими переживаниями.

Проводя такую простую профилактику, вы предотвращаете стрессовые ситуации не только для себя, но и для тех, кто связан с вами по работе. Не задерживайтесь допоздна на работе и цените свое время с близкими – они также являются вашей опорой в избавлении от напряжения.

Кто-то выкуривает сигарету за сигаретой, кто-то пачками глотает таблетки, а кто-то тянется за стаканом. И всё это отнюдь не идёт на пользу организму. В итоге высокооплачиваемая работа, на алтарь которой приносится здоровье, вынуждает тратить большие средства на лечение. Выходит, что вы работаете на лекарства и докторов . Но как избежать этого?

Управляйте ситуацией.

В этом вам может помочь простой и эффективный метод, которым вы сможете использовать как уникальное оружие против стресса. Взгляните на рисунок:

Здесь катер - эточеловек, а водоворот - стрессовая ситуация. Задача катера - преодолеть водоворот и выплыть в нужном направлении. Если водоворот сильнее, он собьёт катер с курса, вышвырнув его в произвольном месте. Если же катер сдюжит, он сможет вырулить туда, куда ему надо. Для этого ему нужно включить мотор на полную мощность. И не факт, что этой мощности хватит. Хватит ли у вас ЭНЕРГИИ, чтобы в состоянии высокого нервного напряжения работать длительное время? У любого человека запас сил и здоровья ограничен. А можно ли миновать водоворот ? Представьте, что у катера есть воздушная подушка. Двигатель переключается на выдувание воздуха, и катер поднимается над воронкой водоворота. Дальше ему очень просто выйти на нужное направление. Вы свободны в принятии решения, если вы над ситуацией . Хотите быстро успокоить свои нервы и взять ситуацию под контроль? Переключите мотор на режим воздушной подушке и пролетите над опасной воронкой. Как это сделать?

Воспользуйтесь 3-шаговой формулой.

ШАГ 1. Команда «СТОП МАШИНА». Вы осознаёте, что ситуация имеет место быть. Для облегчения этой задачи обратимся к классификации ситуаций.

Ситуации на работе делятся на 3 категории:

  1. СИТУАЦИИ ЗАДАЧ. У вас есть срочная работа, которую кровь из носу необходимо сделать во время. Но неожиданно возникают различные помехи : дополнительные задачи, подставы со стороны партнёров, телефонные звонки, совещания и т.д. и т.п. Это вас бесит .
  2. СИТУАЦИЯ ПЕРЕМЕН. У вас новая должность, новый начальник, новое рабочее место и т.д. Вы сбиты с привычного рабочего уклада и вас это сильно напрягает .
  3. СИТУАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ. Вы не ладите с коллегой, с начальником, клиентом, словом с человеком, с которым вынуждены общаться по роду деятельности. Этот кто-то выводит вас из себя .

Любая из подобных ситуаций у вас на работе способна изрядно расшатать нервы и, чтобы их успокоить потребуется значительное время. Но вы сможете остановить ситуацию, пока она ещё в зародыше. Для этого её нужно вовремя распознать.

ШАГ 2. Команда «ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ НА НЕЙТРАЛЬ». Внимание! ЭТОТ ШАГ САМЫЙ ВАЖНЫЙ! На нём следует остановиться подробней. Собственно, на этом шаге и происходит успокоение нервов. Для этого переключите внимание на свои телесные ощущения . Вы успокаиваете дыхание, снимаете напряжение мышц. На это может уйти от нескольких секунд до нескольких минут. Всё будет зависеть от вашей тренированности. Для такой тренировки существуют несложные и очень эффективные упражнения по саморегуляции , котрые можно освоить на тренинге или самостоятельно.

Шаг 3. Команда «НАБРАТЬ ВЫСОТУ». В спокойном состоянии ощутите себя над ситуацией. Так человек наблюдает копошение муравьёв в муравейнике. Взгляните на ситуацию глазами стороннего наблюдателя. Что вы увидите? Давайте разберём примеры для каждой группы ситуаций.

СИТУАЦИЯ ЗАДАЧ. Определяем приоритеты и игнорируем либо переносим на потом второстепенные задачи. Делегируем часть работы другим людям. Аргументировано отказываем там, где посчитаем нужным.

СИТУАЦИЯ ПЕРЕМЕН. Теперь вы видите, что кардинально ничего не изменилось . Не произошло землетрясение, цунами, пожар, наводнение. С вами всё в полном порядке. Поводов для переживаний вообще нет.

СИТУАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ. Теперь вы видите, что ваши конфликты - это лишь рабочие моменты и ничего больше. Здесь вы игрок и играете по правилам. Другие люди здесь тоже игроки. Но некоторые иногда об этом забывают. Тогда они срываются на эмоции. На пользу им это не идёт. Но вы не из их числа. Потому что вам пофигу. И вам хорошо.

Вот и всё. Ничего сложного, как вы видите. Зато, какой эффект! Пользуйтесь этим методом, и вам не придётся успокаивать нервы ни на работе, ни вне её.

Если вы хотите справиться со стрессом, следуйте данным советам.

Переключайтесь между домашним и рабочим режимами

Делайте то, что подходит вам. Возможно, это прогулка, чашка кофе или встреча с другом. В любом случае вам нужно постараться переключаться между рабочим и домашним режимами. Вы будете чувствовать значительно меньше давления, и ваши дети вас поблагодарят.

Будьте активны

Тренировки не избавят вас от стресса полностью, однако они позволят вам снять эмоциональное напряжение, которое вы ощущаете, очистить разум и получить возможность справиться с вашими проблемами более спокойно.

Формируйте связи с людьми

Хорошая сеть поддержки коллег, друзей и родственников может облегчить все ваши страдания и позволить вам увидеть проблему в новом свете. То, чем вы занимаетесь с друзьями, позволит вам расслабиться. Очень часто вы с ними смеетесь, а смех прекрасно избавляет от стресса.

Бросайте себе вызов

Если вы будете ставить перед собой цели и бросать себе вызовы как на работе, так и в повседневной жизни, такие как изучение иностранного языка или нового вида спорта, то вы сможете укреплять уверенность в себе. Это поможет вам бороться со стрессом.

Работайте не усерднее, а умнее

Работать умнее - это значит расставлять приоритеты, концентрироваться на задачах, которые являются наиболее важными.

Питайтесь сбалансированно

Питайтесь сбалансированно, включая в рацион как можно больше фруктов и овощей, а также продуктов, содержащих сложные углеводы. Идеальный рацион имеет достаточное количество белка и мало жира.

Выходите на улицу при возможности

Немного солнечного света и физической активности могут принести вам немало пользы и улучшить вашу жизнь в целом.

Мыслите позитивно

Пытайтесь парировать каждую негативную мысль, которая приходит к вам в голову, позитивной. Всегда ищите во всем хорошее.

Ставьте перед собой реалистичные цели

Не обрекайте себя на поражение, ставя перед собой нереалистичные цели. Например, если вы сидите на диете, вам стоит понять, что вы не можете сбросить десять килограмм за один месяц. Дайте себе достаточное количество времени, чтобы добиться своих целей, и признайте, что у вас на пути могут возникать проблемы. При возможности полностью избегайте ожиданий. Ожидания и реальность чаще всего бывают двумя совершенно разными вещами.

Выделите время для себя

Вы должны быть на первом месте в списке своих приоритетов. В первую очередь заботьтесь о своих нуждах. Когда вы о них позаботитесь, вы поймете, что у вас имеется достаточно времени и для других людей. Вы будете получать больше удовольствия от помощи другим, когда вы не чувствуете, что вы всегда ставите нужды других людей впереди своих.

Придерживайтесь хороших привычек в вопросах сна

Убедитесь в том, что вы всегда ложитесь спать и встаете приблизительно в одно и то же время каждый день. Избегайте стимулирующих игр и принимайте теплый душ перед сном, чтобы вам было проще уснуть. Постарайтесь решить все проблемы перед сном. Если это возможно, решайте их еще днем.

Осознанная медитация

Попробуйте заниматься осознанной медитацией. Медитация в последние годы постоянно набирала популярность, ее практикуют многие люди, чтобы не только расслабить свой разум, но (что гораздо важнее) также чтобы обрести душевное спокойствие. Другими словами, вам нужно концентрироваться на конкретном моменте, который происходит именно сейчас.

Смех - это лучшее лекарство

Вам стоит послушать юмористические подкасты, посмотреть комедии или хотя бы короткие ролики в конце дня или по дороге домой с работы. Смех приносит как краткосрочные, так и долгосрочные преимущества, улучшая при этом как настроение, так и работу иммунной системы. Так что рекомендуется как можно чаще смеяться.

Возможно, вы расстроены из-за того, что вы не получили повышение, которого вы долго ждали, или вы беспокоитесь из-за того, что у вас имеются финансовые проблемы из-за неожиданного счета за медицинские услуги. Стресс - это естественная реакция в таких ситуациях. Но попытайтесь остановиться и спросить себя, будет ли эта проблема иметь значение через год? Через пять лет? Если ответ - «нет», то вам стоит сделать глубокий вдох и постараться двигаться вперед. Если вы хотите бороться со стрессом, очень важно смотреть на все с разных точек зрения.

Постарайтесь регулярно тренироваться каждый день

Физические нагрузки - это один из лучших способов борьбы со стрессом, потому что они позволят вам избавиться как от физических, так и от эмоциональных эффектов стресса. Вам стоит задуматься также о конкретных видах спорта или физической активности, которые позволяют добиться конкретных результатов, избавляющих вас от стресса. Речь идет о таких видах деятельности, как йога, тай-чи, пилатес или боевые искусства. Все они являются отличным способом избавиться от накопившегося стресса и негатива. Тренировки могут продуктивно контролировать гормоны стресса, которые вырабатываются в мозге.

Сегодня стресс на работе – постоянная составляющая трудовой деятельности, а потому очень важно осуществлять эффективное управление настроением. Если вы контролируете эмоциональный стресс на работе, значит, можете качественно осуществлять деятельность.

Какая работа является самой нервной? К вашему возможному удивлению, это не профессия шахтера, автогонщика или полицейского. Результаты опроса, в котором свое мнение высказали порядка 2670 специалистов фирм, работающих в России - пользователей сайта HH.ru, показали, что работа в условиях стресса - это то, чем занимаются специалисты по страхованию. Около 79% страховщиков отметили, что стрессовые ситуации применительно к ним являются нормой, а не исключением.

Специалисты в каких отраслях также испытывают постоянные стрессы работе? Результаты исследования показали, что стресс на работе получают маркетологи и специалисты по кадрам, бухгалтеры и сотрудники фирм, занимающиеся закупками. Утверждение о якобы «непыльной работе по перебиранию бумажек» оказалось ошибочным. Работа с людьми - стресс постоянный. Выслушивать людей, их жалобы, находить подход к каждому человеку так же сложно, а может, и еще труднее, чем расследовать уголовные дела.

Респонденты отметили: спокойнее всего на работе чувствуют себя сотрудники сферы безопасности - стрессу подвержены только 52% опрошенных, а также люди, работающие в фитнес-центрах и салонах красоты (53%) и специалисты по консультированию (55%). В данном случае свою позицию, безусловно, должны обозначать не социологи, а психологи. Каждый человек обладает собственным порогом чувствительности. Нельзя назвать душевную организацию всех людей тонкой. В ситуации, где маркетолог начнет плакать, полицейский посмеется. И речь здесь идет не о смелости, цинизме или «ледяном» спокойствии, а о профессиональном опыте и навыках, привычке испытывать постоянно стрессы на работе. Если человек не выдерживает стресс на работе, разумно сменить сферу деятельности, дабы сохранить нервные клетки.

Что вызывает стресс на работе

Стрессы на работе и дома - частые явления, чреватые последствиями. В одном из отчетом ООН стресс на работе был обозначен как «чума 21 века». Эксперты неоднократно проводили многочисленные оценки и исследования, результаты которых показали - в данный момент у подавляющей части людей есть психические расстройства, появившиеся в результате острого или хронического психологического стресса. Подобные состояния могут перерасти в эпидемию и стать одной из главных социальных проблем в современном обществе.

Экономисты считают, что лечение заболеваний, вызванных стрессами, обходится в миллионы и миллиарды рублей. Речь идет о непосредственном лечении, компенсациях для сотрудников, потерях, связанных с пропусками и сменой кадровых лиц.

Рассмотрим основные причины стресса на работе и влияние стресса на работу.

Физические и гигиенические условия работы:

  • повышенный или пониженный уровень температуры окружающей среды;
  • повышенная или пониженная освещенность;
  • загрязненный воздух с содержанием посторонних веществ;
  • увеличение шумов или вибраций;
  • большая плотность на рабочих местах, чрезмерное скопление людей;
  • изолированные рабочие места;
  • условия деятельности, идущие вразрез с биологическими ритмами в организме (сбои в приемах пищи, сне приводят к появлению стрессов);
  • монотонная работа или, напротив, постоянные стрессы в работе и «гонки»;
  • отсутствие промежутков для отдыха (восстановление сил крайне необходимо).

Факторы эмоционального плана:

  • повышенная ответственность;
  • завышенные ожидания от сотрудника;
  • опасные условия работы, при которых человек рискует жизнью и здоровьем.

Информационные факторы:

  • неопределенные должностные обязанности;
  • нечеткие и неясные алгоритмы деятельности;
  • эвристичная деятельность;
  • отсутствие учебного процесса для приобретения должных навыков и управления инструментами.

Коммуникативные факторы:

  • работа со стрессом на высокой должности;
  • «ядовитая» и критикующая манера управления начальства;
  • отсутствие возможностей общаться с сотрудниками.

Стресс на работе в цифрах

1 000 000 временных уходов с работы был связан со стрессом.

27% респондентов - сотрудников разных компаний отметили, что стресс они начали испытывать именно в связи с работой.

45% опрошенных отметили, что стрессы, связанные с работой, либо очень высоки, либо чрезмерно высоки.

Одна треть опрошенных хотели уйти с работы только в связи со стрессами.

70% отметили, что стрессы, связанные с работой, понизили уровень их умственного и физического здоровья.

К чему может привести сильный стресс на работе

Система кровообращения. Существует ряд свидетельств того, как психологическое состояние влияет на появление заболеваний в сердечно-сосудистой системе. К болезням сердца ведут постоянные беспокойства, страхи, раздражение. Вследствие стрессов выделяются дополнительные гормоны, за счет которых сердце начинает сокращаться чаще, артериальное давление становится выше, происходит сужение сосудов. Все вышеперечисленное становится причиной развития инсульта и инфаркта.

Костно-мышечная система. Стрессы, также как и синдромы, связанные с бегством или борьбой, ведут к тому, что мышцы напрягаются. При этом не имеет значения является угроза реальной или воображаемой. Из-за давления, оказываемого мышцами, связки, суставы и сухожилия нагружаются, что ведет к появлению болей. Помимо этого, наблюдается постепенное ослабевание и усталость мышц, что приводит к головным болям. Начинают болеть суставы, спина, шея, лопатки.

Пищеварительная система. Сильный стресс на работе и в жизни сопровождается прекращением выделения слюны слюнными железами. Нередко, напротив, случается повышенное слюноотделение. Происходит увеличение секреции кислот в желудке. Уровень кислотности начинает превышать допустимую норму, что приводит к изжоге, тошноте, а далее - желудочной язве. Иной вариант, который может быть вызван стрессом - появление диареи.

Иммунная система. Стрессы, связанные с работой и жизненными ситуациями, негативно отражаются на иммунитете. Различные инфекции могут беспрепятственно проникать в организм. Так, британские ученые проводили исследования, по результатам которых стало ясно: онкологические заболевания и сильный эмоциональный стресс на работе и в жизни (главным образом, страх) тесно связаны между собой.

Дыхательная система. Распространены ситуации, когда вследствие сильного стресса (скандала с заказчиком, выговора начальника, ссоры с сотрудниками) появлялись астматические приступы.

Можно сказать, что стрессы, связанные с работой и не только, сами по себе нечасто становятся причинами появления серьезных заболеваний. Вследствие стресса уязвимыми оказываются самые слабые части в организме. К сожалению, поражение ослабленных органов, вызванное стрессом, необратимо.

  • Управление конфликтами в салоне красоты: как потушить накал страстей

Как работники реагируют на стрессы на работе и дома

У каждого человека - собственная реакция стресс. Каждая реакция, по мнению специалистов, является физиологической и психологической.

К физиологическим реакциям относятся.

  1. Тревога. Ее можно назвать сложными телесными и биохимическими изменениями, отражающими попытки к восстановлению организмом нормального функционирования. Лица, испытывающие тревогу, говорят о лихорадке, болях в суставных частях и мышечных тканях, сниженном аппетите и усталости;
  2. Сопротивление. В данном случае происходит исчезновение симптомов тревоги и повышение физиологической сопротивляемости относительно нормы, чтобы побороть продолжительные стрессы, связанные с работой. При этом наблюдается увеличение секреции разных желез и понижение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.
  3. Этап, именуемый истощением. Возникает в случае продолжительного стресса. У организма уже нет сил к выделению повышенного числа гормонов и адаптации к продолжительной стрессовой ситуации. Появляется тревога, выраженная еще более ярко. Часто истощение становится причиной эмоционального опустошения, деперсонализации, ощущения неудач. Люди в таком состоянии ощущают усталость как в условиях работы, так и в свободные от нее периоды.

То, как мы реагируем на стрессовые ситуации, во многом зависит от нашего восприятия окружающего мира. Пессимисты острее воспринимают стрессы, связанные с работой, нежели люди, настроенные оптимистично. Обычно автоматически на стрессовые ситуации появляются определенные бессознательные реакции, которые могут включить тот или иной защитный механизм.

  1. Подавление. В данном случае человек очищает свое сознание, исключая неприемлемые идеи и переживания.
  2. Отрицание. Здесь объект воспринимает угрожающие объекты как безобидные.
  3. Фиксация. Вознаграждение определенного вида продолжает быть актуальным и по завершении стадии, где оно было уместно.
  4. Регрессия. Человек возвращается к поведенческой модели, которая соответствовала более раннему периоду в развитии.
  5. Рационализация. Лицо оправдывает неприемлемое поведение, находя «убедительные» доводы.
  6. Интеллектуализация. Тревожность снижается благодаря тому, что человек эмоционально и отчужденно анализирует ситуацию.
  7. Проекция. В данном случае наши неприемлемые идеи и переживания приписываются иным людям.
  8. Перенос. Происходит направление угрожающих идей или импульсов на ряд угрожающих в меньшей степени объектов.
  9. Сублимация. Социально неприемлемые побуждения переводятся в поведенческие типы, являющиеся более приемлемыми.
  10. Отреагирование. Чувство тревожности или неприятное напряжение снижаются за счет того, что человек открыто выражает свои эмоции.
  11. Формирование реакций. Человек развивает в себе осознаваемые переживания и поведенческие модели, которые являются противоположными бессознательным и способными вызвать тревожное состояние.

Преодоление стресса на работе: правильная первая помощь

Если возникает напряженная ситуация, можно выполнить определенные действия. Пусть дела подождут вас. Покиньте помещение, умойтесь прохладной водой. Можете выпить воду. Переключитесь на незначительные вещи - вид из окна, займитесь счетом деревьев, пешеходов, взгляните на поток машин. Попробуйте сделать физические упражнения. Такая «первая помощь» будет оптимальной.

Безусловно, жизнь и работа без стресса нереальны. А потому специалисты в области психологии советуют заняться формированием позитивной «политики» для себя, которой вы сможете пользоваться в сложных жизненных ситуациях.

1. В качестве вашего жизненного правила следует использовать древнюю молитву, смысл которой заключается в обращении к Господу дать разум и покой, принять то, что Вы поменять не в силах, мужество изменить то, что можно, и мудрость, чтобы отличать первое от второго. Подобное жизненное кредо могут использовать как верующие, так и неверующие.

Нередко, стремясь к невозможному, люди попадают в ситуации, которые вызывают сильный стресс на работе. Возможно, вам следует провести переоценку целей, придать им предметность, практичность. Если вы имеете дело с невыполнимой задачей, борьба со стрессом на работе и этими задачами становится бессмысленной.

2. Вырабатывайте в себе умение находить реальные проблемы и эффективные решения. Часть людей на подсознательном уровне не замечают окружающие их сложности. В качестве примеров можно привести собственные заболевания, конфликты в коллективах, маленькую заработную плату, скучную работу. Учитесь честности - в самообмане нет пользы. Любая проблема должна быть признана. Озвучьте ее, примите, доверьте близкому человеку. Решать проблемы необходимо при наименьших потерях. Не откладывайте процесс на завтра - займитесь решением проблем прямо сейчас.

3. Исполняйте возложенные на вас обязательства на совесть. Не старайтесь быть учителем для коллектива и всех сотрудников в нем. Избавьтесь от постоянных мыслей о возможном отказе, несогласии сотрудников и прочее. Все это послужит своеобразным тормозов в вопросе вашей активности. Делайте то, что обязаны, а там - будет так, как будет.

4. Живите сегодня, не заглядывая в завтрашний день. Старайтесь избегать беспокойства по поводу будущего. Это время еще не настало и непонятно, что будет завтра. По поводу прошлого также не стоит беспокоиться - оно прошло и больше не вернется.

5. Принятие себя самого таким, как есть, очень важно. Может быть, ваше фото никогда не украсит обложку фэшн-журнала, вы не станете обладателем Нобелевской премии и не услышите аплодисментов стадионов. Но вы являетесь уникальной личностью, у которой есть собственные, неповторимые достоинства. Не тоскуйте о неосуществимом, лучше займитесь развитием своих способностей.

6. Помимо принятия себя, важно принятие других. Не забывайте - изменить людей нельзя. Если человек, находящийся в непосредственной близости к вам, вызывает стресс в работе, раздражение, будь то парикмахер салона красоты, бухгалтер или иной сотрудник, постарайтесь понять - действительно ли он так вам неприятен? Обладает ли этот человек достоинствами, которые вы можете оценить. Если с раздражением бороться все сложнее, безусловно, разумнее принять меры по увольнению или решению конфликта, нежели терпеть сложную ситуацию.

Если из колеи вас выбивает негативная обстановка на рабочем месте, задумайтесь: представляет ли ситуация угрозу для вашего здоровья, вызывает ли она у вас стресс в работе, раздражение, является ли нетерпимой? В случае положительных ответов на все эти вопросы, прекращайте деятельность. Если она вычеркивает моменты радости из жизни, даже самый крупный доход не сможет полноценно заменить весь негатив.

7. С каждым новым днем у нас появляется масса новых возможностей. Не нужно вспоминать о былых обидах, переживаниях и расстройствах, негативном опыте. Иногда следует быть спонтанным - реагировать на все, что происходит, по-другому, смотреть на ситуации с новой стороны.

  • Ароматерапия в салоне красоты, которая поможет клиенту расслабиться

Методы снятия стресса на работе

Владимир Пузырев, психотерапевт, директор «Компании полезных приключений»

1. Позитивное мышление. Ищите совокупность уроков, позитивных моментов и вторичных выгод в любых ситуациях. Постарайтесь найти достоинства у Вашего противника.

2. Дышите ровно. Контролируйте дыхание. В спокойном состоянии дыхание медленное и глубокое, в напряженном - частое и поверхностное. При изменении дыхательной техники в первые минуты стресса у Вас появится возможность провести изменения в эмоциональном настрое. Спустя 5-7 минут Ваше состояние нормализуется, и Вы почувствуете себя заметно свободнее.

3. Отреагирование. Проявите сиюминутную реакцию - ту, которую считаете нужной и ту, что идет от сердца (главное при этом - не навредить себе и другим). Можно почитать, поплакать, прописать или прорисовать обстановку, высказать жалобу. Спустя несколько минут Вам станет легче.

4. Переключение. Переключитесь на что-то, способное действительно отвлечь Вас от стресса. Если Вы на работе, можете выпить кофе, съесть сладость, негромко включить музыку, пообщаться с сотрудниками или позвонить близким.

5. Дистанцирование. Уделите стрессу определенное время. Пусть это будет 6 минут. Проследите за часами. Пропишите стресс на бумаге, заменив все местоимения на «я». Несколько раз прочитайте написанное, внесите коррективы и выкиньте.

Профилактика стресса на работе

Есть определенные методы и способы борьбы со стрессом на работе. Применение этих методов может быть как организационным, так и индивидуальным. Большая часть способов широко известна.

Что касается индивидуальных методов, речь идет о:

  • регулярном активном отдыхе;
  • релаксации (йоге, медитации, аутотренинге);
  • тренинге по развитию навыков, помогающих контролировать поведение;
  • планировании времени;
  • достаточном и продолжительном сне;
  • когнитивной терапии.

Иностранные компании часто пользуются эффективными методами, благодаря чему профилактика стресса на работе успешна. К примеру, в соцпакет сотрудника включена оплата посещений бассейна и спортзала. Часть организаций стремится к обеспечению доведения до сознания сотрудников несложных методов, которые помогают побороть постоянный стресс на работе. К примеру, начальство BBC издало дорогой буклет, где содержалась информация для персонала о правильном сидении на стуле, складывании бумажных самолетиков, вдыхании аромата лаванды и иных способах борьбы со стрессом на работе. Иными словами, в брошюре в 57 страниц содержались сведения о снижении стресса разными способами. В буклете была полезная и ценная информация, помогающая бороться со сложными ситуациями.

Но применять все эти меры - не значит обеспечивать должный результат. Решение проблемы должно быть комплексным, чтобы сотрудники не только знали, какой должна быть борьба со стрессом на работе и тем, что следует за такими ситуациями, но и умели предотвращать их.

Существуют и организационные способы:

Общая профилактика. Работа со стрессом, предотвращение стрессовых ситуаций - это, например, регулярные физические нагрузки. Занятия спортом способствуют снятию напряжения, повышению иммунитета, выработке устойчивости к сложным ситуациям. Актуальной по сей день остается йога, а также ряд методик и дыхательных техник, направленных на то, чтобы найти и раскрыть внутренние ресурсы и сохранить равновесие.

Все методы, позволяющие ощутить себя не на рабочем месте, способствуют восстановлению организма и разгрузке нервной системы. Здесь можно сказать о любой активности, связанной с поиском новых приятных впечатлений, пополнением сил для жизни (в корпоративной практике часто пользуются командообразующими тренингами на свежем воздухе, спартакиадами), творческими занятиями, хобби, чтением, прогулками и т.п.

Анализ поведения. Этот метод борьбы со стрессовой ситуацией является самым эффективным. Стресс возникает именно в связи с тем, что представляет для работника личную ценность. Благодаря верному и грамотному анализу ценность можно снизить, преодолев проблему. Чтобы верно проанализировать положение дел, стоит воспользоваться помощью специалистов - это могут быть как психологи, так и коучи. Обратившись к ним, Вы сможете быстро решить задачи, рассказать о ситуации и понять, как формируется постоянный стресс на работе.

Работа с коучами. При их привлечении часто применяют технику «якорь». Моделируя эмоционально значимые ситуации, человек приходит к якорению, то есть условный тактильный знак накладывается на эмоции. Таким образом, определенный предмет привязывается к тому или иному ощущению. В связи с этим человек начинает испытывать аналогичные эмоции (к примеру, позитив), что и дает возможность справиться со стрессом.

Метод интроспекции. Чтобы положительно решить проблему, следует заняться поиском реальной причины стресса на работе. Не менее важно знать о потребностях, вызывающих ряд соответствующих реакций. Применяя интроспекцию, возможно узнать о существующем положении вещей, выявить способы для решения проблемы.

Упражнение «Анализ причин стресса»

Полезно спросить у себя: «Какие эмоции меня сопровождают?», «Что занимает мои мысли?», «Как я чувствуют себя в физическом плане?».

Задайте себе вопросы: «По каким причинам я испытываю эмоциональный стресс на работе?», «Что означает данная реакция?», «Возможно ли получение выгоды от этих эмоций?». Ответьте и письменно зафиксируйте свои мысли. Далее задайте ряд данных вопросов себе вновь, чтобы выявить, почему возник стресс на работе.

Необходимо узнать о выгоде применительно к себе: «Какая выгода последует за этой ситуацией?», «Чего я могу лишиться, возможны ли потери?», «Что я действительно хочу получить от этой ситуации, поведения?».

Структурный анализ процесса стресса на работе. Для лучшего понимания протекания процесса следует заняться изучением ряда элементов: поведения (узнать о реакциях на ситуацию), предпосылок и последствий (того, что вызывает реакция), триггерах (механизмах, запускающих стрессовый процесс). Необходимо создать таблицу со структурным анализом стрессового процесса и начать работу с его составляющими. Следует выяснить, по какой причине на запуск процесса влияют именно данные триггеры, можно ли заняться поиском обходных путей или поддерживающих ресурсов, помогающих преодолеть последствия.

Диссоциация. Для снижения субъективной ценности стресса можно использовать соответствующие подходы: поменять рамки ситуации или временные факторы стресса на работе. Следует оставить ситуацию, выйти за пределы и взглянуть на нее отстраненно. Спросите у себя: «Что означает эта ситуация в деятельности в целом?», «Что может измениться, если я не решу проблему?». Далее поймите, что произойдет, если Вы не решите ситуацию, что может измениться. Ряд проблем кажутся важными и сложными только в условиях сложившихся обстоятельств. При глобальном рассмотрении вопроса уровень ценности снижается.

Как избежать стресса, вызванного ссорой с клиентами

1. Сотрудник должен обладать уверенностью в себе, не быть заносчивым, разговаривать с клиентами, не заискивая.

2. С возмущенными заказчиками можно говорить о чувствах. Если клиент вышел из себя, поговорите с ним, сказав, что понимаете его чувства и то, в каком положении он находится. Скажите что-то вроде: «Я понимаю Вашу злость, Вы возмущены». Далее уточните у человека, что именно вызвало его негодование, предложите методы по решению проблемы. В завершении придите к соглашению и договоритесь о воплощении выбранного решения либо займитесь поиском компромисса.

3. Не забывайте о воспитанности и вежливости. Всегда говорите «пожалуйста», «благодарим за Ваш звонок» - это минимальный набор фраз.

4. Будьте позитивны. Старайтесь не использовать частицу «не» в речи.

5. Используйте парафраз. Полезно активное слушание, когда специалист говорит с клиентом, используя фразы «да», «правильно» и другие, а также парафраз, при котором заказчик доносит информацию до администратора, и последний использует такие обороты, как: «Вы уточняете, что…», «Знаете ли Вы…», «Правильно ли я понял Вас, что…». Такая методика позволяет добиться положительного результата в коммуникации. Клиент чувствует себя понятым и услышанным, так как может согласиться со сказанной Вами фразой или дать аргументированный отказ. При игнорировании данного пункта Вы не сможете продемонстрировать заказчику, что желаете узнать его требования, и упустите шанс сделать сотрудничество доверительным.

6. Понимайте клиента, слушайте его, грамотно задавайте логичные вопросы.

7. Налаживайте эффективную обратную связь с клиентом.

8. Необходимо уметь подстраиваться под посетителя. Говоря о подстраивании (раппорте), можно провести аналогию с укладыванием детей спать. Ребенок слушает сказки, мама или папа улавливает его ритмы. Когда ребенок начинает отходить ко сну, рассказывающий замедляет темп и понижает децибелы голоса. Использование раппорта позволяет понять клиента, дает ему возможность быть услышанным, включить его в единую систему, где есть единый ритм и поведенческий рисунок. К примеру, при телефонном разговоре у администратора есть возможность уловить речевой темп клиента. Если последний разговаривает в медленном темпе, администратору стоит вести диалог в том же формате.

  • Причины конфликтов в салоне между сотрудниками и с клиентами

Тест на оценку стрессоустойчивости

Этот тест на оценку стрессоустойчивости разработал ученый-психолог, работающий в Медицинском центре Университета в Бостоне. Нужно дать ответы на вопросы, исходя из верности указанных утверждений применительно к Вам. Давать ответы нужно по всем пунктам, даже в случае, если тезис не имеет к Вам отношения. Итак, чтобы понять, может ли Вас коснуться стресс на работе, тест стоит пройти максимально честно.

Подвержены ли Вы стрессу?

  1. Вы отдаете предпочтение хотя бы одному горячему блюду в дневном рационе.
  2. Вы уделяете сну 7-8 часов, хотя бы 4 дня в неделю.
  3. Вы ощущаете тепло и любовь от окружающих людей и делитесь этими чувствами с ними.
  4. Вы имеете хотя бы одного человека, который может вас поддержать, и он живет не дальше 50 км от вас.
  5. Вы интенсивно занимаетесь физкультурой или фитнесом хотя бы 3 раза за 7 дней.
  6. Вы можете выкурить менее, чем половину пачки сигарет за день.
  7. В недельный период Вы употребляете не более 5 рюмок алкоголя.
  8. Соотношение Вашего роста и веса нормальное.
  9. Уровень Вашего дохода позволяет говорить об удовлетворении основных потребностей.
  10. Вы опираетесь на свою веру.
  11. Вам нравится общественная или клубная деятельность, вы постоянно занимаетесь ею.
  12. У Вас есть друзья и знакомые в большом количестве.
  13. На одного или двух друзей Вы можете положиться и испытываете к ним абсолютное доверие.
  14. У Вас нет проблем со здоровьем.
  15. Вы без проблем можете открыто сказать о своем беспокойстве, рассказав, почему произошел эмоциональный стресс на работе или в жизни.
  16. Вы постоянно занимаетесь обсуждением проблем с людьми, с которыми проживаете вместе.
  17. Хотя бы раз в 7 дней Вы делаете что-либо ради забавы.
  18. Вы умеете проводить эффективную организацию времени.
  19. В день Вы выпиваете кофе или другие кофеиносодержащие напитки в количестве не больше 3 чашек.
  20. Вы можете посвятить время себе каждый день, хотя бы немного.

Ответьте на вопросы и подсчитайте свои баллы.

  • За вариант «почти всегда» приплюсуйте себе 1 балл;
  • «Часто» - 2;
  • «Иногда» - 3;
  • «Почти никогда» - 4;
  • «Никогда» - 5.

Из общей суммы вычтете 20 баллов. Если получившееся число меньше отметки в 10, поздравляем! Если вы дали честные ответы на вопросы, то обладаете прекрасной стрессоустойчивостью, и поводов для беспокойства нет.

Если результат оказался выше отметки 30, стрессы, связанные с работой, достаточно сильно влияют на вас. Вы пока не научились искоренять стресс на работе, как бороться с ним не знаете.

Если ваш показатель - более 50 баллов, задумайтесь: возможно, стоит что-то поменять? Вы являетесь очень уязвимыми для стрессовых ситуаций.

Вы можете еще раз взглянуть на тестовые вопросы. Если вы ответили по какому-либо пункту в соответствии с 3 баллами и более, подумайте над своим поведением, соответствующим этому утверждению. Постарайтесь снизить стресс в работе и свой уровень уязвимости к подобным ситуациям. К примеру, если вы посчитали 4 балла за 19 пункт, постарайтесь выпивать за день кофе в количестве минус одна чашка от привычного количества.

Внимательно присмотритесь к себе именно в данный момент, а не потом, когда время будет упущено.

Подписывайтесь, чтобы не упустить ничего важного

4 567 0 Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, как преодолеть стресс на работе.

К сожалению, сейчас всё реже можно услышать: «Иду на работу как на праздник!» и всё чаще звучат фразы в стиле: «Моя работа – это сплошной стресс!» И дело не только в том, что очень многие занимаются нелюбимой для себя деятельностью. Даже те, кто выбрал сферу по душе и считает свою работу призванием, подвержены профессиональному стрессу. Ещё бы! Ведь в эпоху экономической нестабильности и высокой конкуренции в бизнесе факторов, повышающих психическое напряжение на рабочем месте, великое множество.

Факты о стрессе

  • Стресс, согласно концепции физиолога Г. Селье (исследователя данного явления и разработчика понятия), имеет три стадии развития:
    1 — стадию тревоги : происходит воздействие неблагоприятного фактора, возникает тревога, страх, повышается психическое напряжение;
    2 – стадию сопротивления : организм начинает реагировать на это неблагоприятное воздействие (происходит борьба со стрессом, привыкание к нему или дальнейшее погружение в стресс);
    3 – стадию истощения: если воздействие слишком сильное или не принимаются никакие меры по устранению источника напряжения и стресс приобретает хронический характер, то ресурсы организма истощаются. Могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем.

  • Стресс всегда овладевает и «душой», и телом. Под его воздействием одновременно меняются физиологические реакции, эмоции, мысли и поведение. Это, конечно, большой минус. Но плюс в том, что и избавляться от стресса можно разными путями: и воздействуя на тело, и с помощью психологических методик.
  • Подверженность стрессу всегда связана с индивидуальными особенностями. Для одних и небольшая критика в их адрес будет тяжёлым испытанием, а для других и серьёзный конфликт является привычным делом. В таком случае используют термин «стрессоустойчивость». И хорошая новость в том, что эту черту можно развить, даже если вы по природе своей тревожны и боязливы.

Причины стресса на рабочем месте

Факторы, способствующие повышению психического напряжения, называются стрессорами. Рассмотрим основные стрессоры в профессиональной деятельности.

  1. Взаимодействие с людьми. К данному фактору можно отнести и общение с коллективом внутри организации, и контакты с посторонними людьми, если работа связана с оказанием услуг или установлением партнёрства с другими компаниями.
  • Коллектив . Это как вторая семья. Хорошо там, где поддерживают, помогают, относятся доброжелательно, не завидуют и не сплетничают за спиной. Но нередко в трудовом коллективе могут встретиться люди, которые по каким-то причинам вам не нравятся или относятся к вам недружелюбно (высмеивают, оказывают давление, критикуют, ссорятся и т. д.) В большинстве случаев это приводит к стрессу в профессиональной деятельности.
  • Руководство . Кому-то везёт, и попадаются понимающие и демократичные руководители. Но есть и такие, кто убеждён, что подчинённых нужно держать в стрессе, чтобы они эффективно работали. Эффект-то, конечно, будет, но эмоционально тяжело находиться в такой обстановке постоянно.
  • Подчинённые . Необходимость управлять людьми, находить подход к каждому, мотивировать, ставить задачи, контролировать их выполнение, следить за дисциплиной – далеко не весь перечень функций руководителя. А общение с «трудными» подчинёнными ещё больше накаляет обстановку.
  • Клиенты . Сфера «человек-человек» считается одной из самых стрессовых, ведь в ней, помимо основных навыков, связанных с выполнением работы, нужно обладать ещё и рядом важных личностных особенностей, улучшающих процесс общения с другими. Умение убеждать, вызывать симпатию и доверие, быть вежливым и грамотно отстоять свою позицию – качества, необходимые для работы с людьми. Вы зависимы от позиции «Угодить клиенту», иначе он может уйти к конкурентам и не лучшим образом сыграть на имидже компании.
  • Партнёры . Установление взаимовыгодного сотрудничества с другой организацией требует немалых усилий и навыков ведения переговоров. Чем не стресс?
  1. Отсутствие самореализации. Если деятельность не по душе, то она не будет выполняться с максимальной отдачей и энтузиазмом. Многих это сильно удручает и заставляет задуматься о смене работы. К стрессу также может приводить несоответствие целей организации ценностям человека. Например, если для человека не близка сфера продаж или он вообще считает её «недобрым» делом, то вряд ли он сможет добиться в ней успехов.
  2. Неудовлетворённость результатами работы. Здесь либо сотрудник прилагает мало усилий, либо предъявляет к себе очень высокие требования, либо недостаточно ценит то, чего уже достиг. Или, возможно, слишком рано хочет получить результат. Обязательно разберитесь в причине.
  3. Нехватка времени. Всё более популярными становятся тренинги по тайм-менеджменту, направленные на то, чтобы научить сотрудников грамотно расставлять приоритеты в выполнении задач и эффективнее использовать время. Для многих становится нормой задерживаться на работе. Хотя это в большинстве случаев неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях в семье.
  4. Высокая ответственность. У многих работа связана с ответственностью за свою жизнь или жизнь других, а также с большими финансовыми рисками. Как правило, это приводит к значительному стрессу.
  5. Низкий заработок. Цель любой трудовой деятельности – получение денег. Неудовлетворённость зарплатой часто отражается на самооценке и настроении. Особенно у мужчин.
  6. Недостаточное понимание профессиональных задач. Здесь мы сталкиваемся либо с нечёткой постановкой этих задач, либо с недостатком навыков выполнения работы. Чаще всего такой стресс-фактор встречается в начале карьеры или при смене профессиональной деятельности.
  7. Условия труда. Некомфортное рабочее место, недостаточная освещённость в помещении, отсутствие свежего воздуха, неприятные запахи, шум, длительное нахождение у компьютера и т. д. не лучшим образом сказываются на здоровье. Неудобное расположение предприятия (нахождение его далеко от дома или в промышленной зоне) также является для некоторых людей стрессом.
  8. Интенсивный труд. Высокая нагрузка ведёт к истощению сил организма. Рано или поздно ресурсы заканчиваются, и требуется отдых. Важно понять это до того, как наступит критическая точка.
  9. Монотонная работа или, наоборот, необходимость постоянно переключаться с одной задачи на другую. Здесь всё индивидуально. Одни не переносят рутинной деятельности, другим тяжело проявлять гибкость и работать в условиях многозадачности.

Виды профессионального стресса

  • информационный стресс (связан с высокой умственной нагрузкой);
  • коммуникативный (возникает из-за трудностей в общении с другими людьми, неумения найти к ним подход и противостоять чужому влиянию);
  • эмоциональный (связан с неумением приспосабливаться к условиям работы, неудовлетворённостью результатами профессиональной деятельности, возникает также вследствие конфликтных ситуаций).

Всегда ли стресс вреден?

Некоторые люди утверждают, что работают эффективнее в условиях стресса. Так ли это?

На первой стадии стресс, действительно, может «приободрить», встряхнуть и подстегнуть к выполнению работы. Важно, чтобы его воздействие было ситуативным, а не регулярным. Постоянное нахождение в стрессе, однозначно, ухудшает здоровье.

Положительное значение стресса на рабочем месте

  1. Стресс проявляется как защитная реакция организма на чрезмерное напряжение.
    Он как будто говорит: «Пора остановиться, надо отдохнуть» или «Нужно что-то менять». То естьстресс призван оградить человека от нервного срыва.В этом его предупреждающее значение.
  2. На начальной стадии стресс может побуждать к действиям, помогает мобилизовать силы для преодоления трудных ситуаций.
    Если перед человеком ставится какая-либо профессиональная задача и он не знает, как её решить, то сначала чувствует замешательство, тревогу, затем собирается с мыслями и приступает к творческому поиску. Это даёт сотруднику возможность расти личностно и профессионально, получать необходимый опыт.

Негативное влияние профессионального стресса

  1. Стресс истощает ресурсы организма и ослабляет здоровье.
    Под его воздействием снижается иммунитет, ухудшается деятельность пищеварительной системы, появляются сердечно-сосудистые заболевания.
  2. Стресс часто вызывает реакцию торможения.
    У человека в состоянии напряжения обычно сжимаются мышцы, замирает дыхание. На уровне психики происходит то же самое: наблюдаются колебания в принятии решений, отсутствует желание действовать, теряется вера в собственные силы.

Последствия профессионального стресса

Стресс может стать причиной различных заболеваний, вызывать проблемы в эмоциональной сфере и поведении человека.

Последствия для здоровья:

  • повышается риск появления сердечно-сосудистых заболеваний;
  • нарушения в работе нервной системы, ухудшение памяти и внимания;
  • снижение иммунитета;
  • проблемы со сном;
  • ухудшение работы пищеварительной системы;
  • головная боль;
  • ухудшение состояния кожи, волос;
  • проблемы с весом.

Последствия влияния стресса на эмоциональную сферу и поведение:

  • Раздражительность, вспыльчивость;
  • Рассеянность;
  • Апатия;
  • Депрессия;
  • Неудовлетворённость собой и своей работой;
  • Конфликты в семье, ухудшение отношений с окружающими;
  • Потеря цели и жизненных ориентиров.

Старайтесь предотвратить вредное воздействие стресса до того, как заметите у себя хотя бы одно из этих последствий.

Как справиться со стрессом на работе

  1. Обратите внимание на своё состояние и признайте, что находитесь в стрессе. Это важно для того, чтобы начать действовать и предотвратить необратимые последствия.
  2. Важно выявить источник стресса, чтобы понять, как нужно бороться с ним. И стоит ли вообще бороться? Возможно, следует просто приспособиться к нему?
  3. Осознайте свои чувства и проговорите их для себя, например: «Я в растерянности», «Я боюсь, что…», «Меня раздражает, когда…», «У меня вызывает досаду…» и т. д. Не бегите от своих чувств, примите их, вы имеете право их испытывать.
  4. Проанализируйте «плюсы» и «минусы» сложившейся обстановки. Да, иногда и в не очень приятной ситуации есть свои преимущества.
  5. Разработайте план действий по снижению стресса и преодолению трудной ситуации. Будет лучше, если вы запишите его в блокноте. Так вы сможете регулярно в него заглядывать и подводить итоги выполненным задачам.
  6. Расставляйте приоритеты в работе. Согласно матрице Эйзенхауэра, всегда важно выполнять в первую очередь важные и срочные дела. Затем в списке должны стоять важные, но не срочные задачи. После них – срочные, но не важные . И последними выполняются неважные и несрочные дела при условии, что на них останется время.

Чем спокойнее вы научитесь работать, тем меньше будет стресс.

  1. Делегируйте полномочия подчинённым (если ваша должность позволяет это сделать) и не стесняйтесь в некоторые моменты обращаться за помощью к коллегам. Часто проблема кроется в неумении доверять другим. Научитесь это делать. Но любую передачу дел обязательно контролируйте.
  2. Не пугайтесь глобальных проектов и целей, которые вам нужно реализовать на работе. Разбейте их на несколько маленьких задач, для выполнения которых разработайте пошаговый план действий.
  3. Будьте пунктуальны, приходите на работу вовремя или чуть раньше. Так у вас будет возможность собраться с мыслями и плавно начать трудовой день. Опаздывая на работу, вы создаёте дополнительный стресс, спеша и боясь вызвать гнев начальства.

Возможно, придётся пересмотреть свой режим дня и просыпаться раньше. Так вы сможете спокойно собраться и увеличить запас времени на дорогу до работы.

  1. Делайте небольшие перерывы в работе, которые позволят немного расслабиться и снять напряжение. Лучше всего, если в это время вы совершите прогулку, выпьете чашечку свежего чая или просто пообщаетесь с коллегами.
  2. Часто бывает полезно навести порядок в окружающем пространстве: разобрать рабочие документы, прибраться на столе, выбросить всё ненужное. Это хороший способ освобождения от негативных мыслей и чувств и притока свежих идей.
  3. Используйте дыхательные техники, чтобы в момент воздействия стрессора расслабить напряжённое тело и успокоить эмоции. Таких упражнений много, но самое простое, что можно выполнять в ограниченных условиях рабочего пространства: медленный вдох, задержка дыхания на 3-4 секунды, медленный выдох.
  4. Если вам эмоционально тяжело, пообщайтесь с коллегами, попросите совет, пошутите, посмейтесь. Юмор часто помогает посмотреть на ситуацию с другой стороны, и стресс может показаться не таким уж серьёзным.
  5. Самовнушение – хороший способ контроля эмоций. «Я спокойна», «Я справлюсь с ситуацией», «У меня достаточно сил, чтобы преодолеть стресс» — фразы, которые помогут противостоять негативному воздействию извне.
  6. Заведите дневник с жизнеутверждающими фразами в стиле: «Сегодня мой день», «С каждым днём я развиваюсь и становлюсь увереннее в себе», «Я успешный человек» и т. д. и заглядывайте в него, когда чувствуете нехватку сил и энергии.

Как управлять стрессом вне рабочего места

Здесь у каждого есть свои наиболее предпочитаемые способы того, как снять стресс. Приведём наиболее эффективные.

  • Упражнения на расслабление (релаксация): выполняются в спокойной обстановке, с закрытыми глазами. Наибольший эффект достигается, когда вы при этом представляете приятные образы (как вы качаетесь на волнах, лежите на морском песочке и т. д.)
  • Регулярные прогулки, отдых на природе. Необходимо постоянно обогащать мозг кислородом. Это благоприятно сказывается на здоровье, улучшает настроение и даёт приток свежих идей.
  • Занятия спортом, физические упражнения, танцы. И для фигуры полезны, и обеспечивают выброс адреналина.
  • Хобби, творчество. Обязательно регулярно уделяйте время любимому занятию. Это то, что вас вдохновляет, заряжает положительной энергией и позволяет расслабиться после работы.
  • Музыка. Слушание музыки и пение повышают настроение и дают мощный энергетический заряд.
  • Любимая книга или фильм на время позволяют полностью отключиться от повседневных забот и погрузиться в атмосферу захватывающего сюжета.
  • Посещение концертов, спектаклей, выставок.
  • Оказание помощи, поддержки и внимания близким людям. Маленький подарок или несколько тёплых слов и их порадуют, и вам позволят чувствовать себя счастливее.

Давайте посмотрим процент самых спокойных работников.

Профилактика стресса на работе

  1. Будьте внимательны к себе, старайтесь отмечать любые изменения своего состояния. Не чувствуете ли чрезмерную усталость? Не стали ли более раздражительны в последнее время? Не появилась ли апатия к работе или к чему-либо ещё?
  2. Старайтесь не брать на себя лишнюю ответственность. Не перегружайте себя множеством задач, если это возможно. Приступайте к новому делу только после того, как выполните предыдущее.
  3. Больше отдыхайте. Старайтесь не брать работу на дом, не думайте о ней в выходные.
  4. Высыпаться – одно из ключевых условий для того, чтобы избежать стресса. Полноценный сон восстанавливает силы организма и помогает переработать негативные впечатления, полученные в течение дня. А вот если вы регулярно недосыпаете, то ещё больше погружаетесь в стресс и истощаете ресурсы организма.
  5. Если работа вам не по душе, всё же задумайтесь над тем, не стоит ли сменить профессиональную сферу? Прислушайтесь к внутреннему голосу и своим желаниям.
  6. Не зацикливайтесь на работе. Больше времени посвящайте себе и семье. Важно чувствовать себя счастливой во всех сферах жизни. Тогда и трудности на работе будут восприниматься как нечто обыденное и решаемое.
  7. Верьте в себя и во всём старайтесь быть оптимистом. Сила характера, положительный настрой и внимательность к себе всегда помогут справиться со стрессом. Позитивно заряженного человека сломить в разы сложнее, чем пессимиста.