Болезни Военный билет Призыв

Постановка звука в. Быстро складываем двузначные числа. Особенности вычитания: приведение к круглым числам

начало устного счета

Альтернативные описания

Однократное действие

Один (о количестве, при подсчёте)

. "... в год и палка стреляет"

. "... на... не приходится"

. "... на... не приходится" (погов)

. "... пошли на дело - выпить захотелось"

. "..., два, взяли!" (клич грузчика)

. "...-два, горе - не беда!" (фильм)

. "Вот те..."

. "Один" в микрофон

. "Эх..., да еще...!"

. "На месте стой, ...-два"

И навсегда

Два и готово

Два, три

. "делай...!"

. "еще много, много..."

. "первый... в первый класс"

. "эх..., еще..."

М. крата, прием, након; единица, один. Раз, два, три и пр. Не один раз, не раз, сколько раз приказано было. его в первый раз вижу, впервой или впервые. Одним разом, или разом этого не сделаешь. Разом, с разу или сразу не отбыть, одним тином, ударом. Сразу не отгадаешь, вдруг, скоро. Он разом нашелся, вдруг, мгновенно. Дай ему раза! ударь, дай тумака. Вот тебе раз, другой, бабушка даст! о неприятной нечаянности. Считай разы, краты, наконы. Бери разами! вдруг, вместе, дружно, смаху, одним разом, нагалом, ухни; отсюда разить. Петь разом гоже (всем вместе), а говорить порознь. Раз так, раз этак, различно. Десять раз (десятью) пример, один раз (однова) отрежь. На первый раз, на сей раз прощаю, а в другой раз (в другожды) не попадайся. Раз в раз, всегда, каждый раз. Хоть бы ты раз другой побывал у них, иногда. Раз по разу, сподряд, раз за разом, каждый раз. королем разом обедает, песня южн. зап. вместе. раз да горазд. кого не долго, а у нас как раз. Раз на раз не приходится. Один (первый) раз не в счет. Разок не в счет. Раз не враз, а вперед не горазд. На раз ума не стало, довеку дураком прослыл; раз украл, навек вором стал. Два раза родился, ни разу не крестился, пел, пел да умер. Дважды родился, ни разу не крестился, в пономари посвятился (петух). Да не все разом (не все вдруг)! сказал хмельной казак, который полез на коня, прося помощи угодников, и перекинулся через седло наземь. Однажды, некогда, как-то, когда-то. Раз, в крещенский вечерок, девушки гадали, Жуковский. Разик, разок, разочек, один раз, однажды, однова, одинова. Раз, южн., пастенок, стенник, ошибочн. стельник, один пласт сотов. Каждый пласт сотов зовется разом; разовый мед, сотовый. Разовый, к разу, разам относящ. Разовыя деньги, плата, по условию, актеру или писателю, за каждый раз игры, представленья

Нареч. более одного разу, не однажды, неоднократно, многократно, многажды, часто

Обозначение однократного действия (при подсчете, указании на количество)

Однократное действие; один (о количестве, при подсчете)

Оплеуха (разг.)

Отдельный случай

Первое слово в микрофон

Просто как..., два, три

Рас, рос, разо, предлог слитный, означающий: а) окончанье действия, как вообще все предлоги: рассмешить, разбудить; б) деленье, особленье, разноту: разломать, раздать, раскусить, разогнать; в уничтоженье, переделку снова: развить, растить; разогреть; г сильную, высшую степень действия или состоянья: разукрасить, разобидеть; растонкий, распрекрасный, разумный; разбегаться, разбеситься. Правопись этого предлога, как и других на з, шатка. Раз изменяется в роз и рос при переносе ударенья на предлог: но окающее населенье наше вообще более любит роз: розиня, розвить; разогнуть и пр. окающий малорос говорит роз, акающий белорусь: раз; южный великорус, включая и Москву, раз, северный и восточный, большею частью роз, хотя грамотность более сглаживает эти произношенья. Часть слов этого начала достаточно будет объяснить примерами; но полноты здесь быть не может: в значении высшей степени, раз можно придать ко всем глаголам и к большей части имен; напр. Да ведь шапка бобровая, бобер! "Хоть разбобровая, хоть разбобер, так не куплю!" Разгриша, разванюшка, раздарьюшка, вм. Гриша, Ваня, Дарья, шуточно и ласково, иногда и укорно

Семь... отмерь

Случай явлений в ряду однорядных действий, проявлений чего-либо

Устное начало счета

Фильм "..., два горе не беда!"

Фильм "Делай...!"

Фильм Юзовского "..., два - горе не беда!"

. «... и навсегда»

. «вот те...»

Фильм Юзовского «..., два - горе не беда!»

. «первый... в первый класс»

. «... на... не приходится»

. «еще много, много...»

. «делай...!»

. «на месте стой, ...-два»

. «эх..., да еще...!»

. «эх..., еще...»

Фильм «..., два горе не беда!»

Фильм «Делай...!»

. «... пошли на дело - выпить захотелось»

. «один» в микрофон

. «... на... не приходится» (погов)

. «... в год и палка стреляет»

. «..., два, взяли!» (клич грузчика)

. "Эх..., да ещё ...!"

. "... и навсегда" (выраж.)

. «... и навсегда» (выраж.)

Эта статья была написана мною несколько лет назад для одного репетиторского сайта. При размещении администратор сайта исказил не только мою фамилию, но и цель моей статьи. Я предназначал ее школьникам, а администратор того сайта переадресовал ее.... начинающим репетиторам, озаглавив "Какие вычисления производит репетитор по математике в уме?" При этом обозначенный им потолок устного счета в его статье на эту тему сводится только к вычислению в уме умножения двузначного числа на однозначное. Он пишет: "Допустим, это 29x7 . «Звуковая дорожка» от репетитора может быть следующей: «29 это двадцать и 9. Двадцать на 7 будет …. (ученик отвечает 14) , а 9 на 7 будет …. (ученик отвечает 63). Сто сорок и шестьдесят три будет …» " Мало того, что в этом тексте есть ошибка (Двадцать на семь будет 140, а не 14) - надо же проверять, считывать написанное (!!!), мало того, что гораздо удобнее тридцать умножить на семь и вычесть семь, так этот приём в статье того репетитора - единственный (????) в вопросе устного счета.
Что же получается? Навыки быстрого устного счета излишни для школьников и ими могут пользоваться только репетиторы? А вот и нет! На моих занятиях я всегда приветствую, когда ученик стремится считать в уме. Да, этому, как правило, не учат в школе. Но как показывает опыт, использовать навыки быстрого устного счета при желании может каждый школьник. И это само по себе полезно, поскольку позволяет "чувствовать" числа и понимать, сколько может получиться при умножении, а сколько не может. Важно только научиться мыслить немножко не так, как учат в школе. И ведь эти приемы могут пригодится школьнику в течение всей школьной программы, и на экзаменах, где, как известно, не разрешается пользоваться калькулятором.
Например, требуется из 11531 вычесть 9487. Как учат в школе? Надо написать столбик, при этом постоянно занимая, считая разность. Между тем, если несколько раз занять, то можно легко ошибиться, где занял, а где нет. А можно подсчитать это в уме совсем другим способом, даже не думая столбиком. Можно заметить, что в уменьшаемом цифры в основном маленькие, а в вычитаемом в основном большие. Тогда считаем таким образом: На сколько 11531 больше, чем 11000? - На 531. На сколько 9487 меньше, чем 10000? - На 513. Между 11000 и 10000 - одна тысяча.

11531 – 9487 = 11000 + 531 – (10000 – 513) = 11000 – 10000 + 531 + 513 = 2044
Этот приём удобнее всего запомнить с помощью рисунка:

А теперь разберём пример посложнее - умножение. Сколько будет 64 * 15? Что такое 15? 15 - это 1,5 * 10. Как число умножается на 1,5, т.е. на полтора? Для этого надо к этому числу прибавить половинку от него самого. Если в примере фигурирует не 1,5, а 15, или 150, то надо приписать ещё справа определённое количество нулей. Таким образом, 64 плюс половинка от этого числа, то есть 32 и ноль приписываем.
То есть 64 + 32 = 96; 96 * 10 = 960.

64 * 15 = 64 * 1,5 * 10 = (64 + 32) * 10 = 960

Теперь умножим 84 на 25. Аналогичный пример, но в этом случае можно подсчитать разными способами. Можно рассматривать 25 как 2,5 * 10. Иными словами, взять 84 два раза и прибавить к полученному результату 42, а потом умножить на 10.

84 * 25 = (84 + 84 + 42) * 10 = 2100
И приписываем ноль. А можно и по-другому. 84 * 0,25 * 100. То есть разбиваем 25 на 0,25 и 100. Зачем нам это надо? Дело в том, что 0,25 это ¼ (одна четвёртая). Иными словами, 84 делим на 4, получается 21, и приписываем два ноля. Получается те же 2100:

84 * 25 = 84 * 0,25 * 100 = 84: 4 * 100 = 2100
Может показаться, что подобные приемы едва ли могут понадобиться в школе, что в школьной программе встречаются только примеры типа 29x7. Между тем в некоторых учебниках полным полно примеров, которые подразумевают применение методов быстрого счета, важно только суметь распознать эти методы. Важно отметить в этой связи, что в учебниках 6-го класса нередко встречаются задания "Вычислить наиболее рациональным способом", а в учебниках следующих классов такие задания обычно отсутствуют. Это не означает, что такие методы надо забыть в старших классах. Вот, пример из реального занятия с учеником 8-го класса. Ему встретилось в одной задаче
375 * 48. Казалось бы, умножать трехзначные числа на двузначные можно только столбиком. Но результат умножения этих двух чисел легче получить в уме. Что такое 375?
- Это 125 * 3. Число 125 - это 0,125 * 1000 (одна восьмая умноженная на тысячу). Следовательно, превращаем 375 в 0,375 (три восьмых) * 1000. Получаем

48 * 375 = 48 * 0,375 * 1000 = 48 * 3: 8 * 1000 = 48: 8 * 3 * 1000 = 18000
Зная этот приём все действия получаются в уме автоматически и ученик может быть уверен, что он нигде не ошибся. Тогда как при подсчете столбиком, где фактически необходимо выполнить несколько действий, вероятность ошибки куда больше.
Для быстрого устного счета неплохо знать наизусть не только таблицу умножения, но и таблицу квадратов, хотя бы до тридцати. Практика показывает, что это относительно несложно, и есть школьники с такими знаниями. К тому же это знание порой позволяет не только возводить в квадрат, но и считать в уме примеры типа 39 * 26, применяя приём разложения на "известные" множители. Нетрудно заметить, что 39 это 13 * 3,
а 26 - это 13 * 2. Зная наизусть, что 13 * 13 = 169, осталось только 169 * 6. 170 * 6 будет 170 * 3 * 2 = 1020 и минус 6, получается 1014.

39 * 26 = 3 * 13 * 2 * 13 = 169 * 6 = 170 * 6 – 6 = 1014

Кстати, о таблице квадратов. Да, таблица квадратов публикуется на форзаце учебников, она публикуется в сборниках для подготовки к экзаменам, ею разрешают пользоваться на экзамене. Получается, что знать таблицу квадратов наизусть необязательно. Однако до революции, когда не было калькуляторов и компьютеров, школьники, по крайней мере, в школе Рачинского (у художника Н.П. Богданова-Бельского есть картина "Устный счёт", напоминающая об этом), умели возводить в квадрат числа до 100 в уме. Не столбиком, а именно в уме. Как они это делали? Казалось бы, процесс достаточно трудоёмкий, даже если применять, например, формулы сокращённого умножения. Действительно, возьмем, например, число 96 и возведём его в квадрат по формуле квадрата суммы (90 + 6) 2 . Получатся три слагаемых, складывать которые подчас неудобно. Еще менее удобно, если взять формулу квадрата разности (100 – 4) 2 . Однако есть приём попроще, но пока стоит сделать отступление и поговорить о формулах сокращённого умножения. Любопытно, но в школьной программе эти формулы используются в самых разных разделах математики - от алгебраической дроби до тригонометрических преобразований, но только не для быстрого умножения чисел. Только при непосредственном изучении темы приводится несколько примеров на счёт с помощью этих формул, да такого рода задания встречаются на вступительных экзаменах в лицеи. Почему? Да потому что производить вычисления в уме с помощью этих формул не слишком удобно, да и методы не универсальны. Конечно в некоторых случаях эти формулы можно использовать для быстрого счёта. Особенно это относится к формуле разность квадратов. Действительно, если надо умножить 37 на 43, 26 на 32, 35 на 25 и т.д. (если разница между числами чётная), то формулой разность квадратов можно добиться быстрого результата, хотя для этого требуется опять-таки знать ещё и таблицу квадратов (37 * 43 = (40 – 3) * (40 + 3) = 1600 – 9 = 1591; 26 * 32 = (29 – 3) * (29 + 3) = 841 – 9 = 832;
35 * 25 = (30 + 5) * (30 – 5) = 900 – 25 = 875). Более удобен другой способ возведения в квадрат, чем применение формул сокращённого умножения. Для примера возьмем то же самое число 96 в квадрате.
Для начала разберёмся с правилом быстрого возведения в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Например, 25 в квадрате, 35 в квадрате, 45 в квадрате, 95 в квадрате. Правило такое. Для этого, количество десятков возводимого в квадрат числа (например, 9 в числе 95) умножить на число, которое на единицу больше (то есть на 10 в случае 95) и приписать 25. Получается 9025. Подсчитаем таким способом, например 85 2:

85 2 = 8 * 9 * 100 + 25 = 7225
(на 100 умножаем потому что произведение 8 * 9 даёт нам первые две цифры конечного результата).
Почему так получается комментировать в рамках данной статьи не буду, отмечу лишь, что это правило действует и для трехзначных чисел, что стало встречаться, например, на ОГЭ, причем и в обратную сторону - в виде извлечения арифметического квадратного корня из пятизначного числа, оканчивающегося на...25. По всей вероятности, составители заданий стали учитывать, что публикуемая везде таблица квадратов включает в себя возведение в квадрат только двузначных чисел, и надо проверить школьников чем-нибудь выходящим за рамки этой таблицы. Справедливости ради надо сказать, что и в школах некоторые учителя знакомят учеников с этим приёмом. Хотя обычно не говорится, что с его помощью можно легко получить результат возведения в квадрат любого числа из таблицы. Как это делается? Среди чисел, которые возводятся квадрат, есть т.н. «опорные» числа. Это, во-первых, 10, 20, 30, 40, ….90 и, во-вторых, 15, 25, 35… 95. Это те числа, возвести которые в квадрат очень просто. Теперь берём число 96 и возводим его в квадрат. Для этого к 9025 надо прибавить 95 и 96. Прибавляем 200 и отнимаем (5 + 4 – числа, дополняющие 95 и 96 до 100). Пишем результат – 9216. Почему так?

96 * 96 = (95 + 1) * 96 = 95 * 96 + 1 * 96 = 95 * (95 + 1) + 1 * 96 = 95 * 95 + 95 + 96 = 9216.
Аналогичным способом при соответствующей тренировке можно возводить в квадрат любое число из таблицы квадратов, вплоть до того, чтобы показывать фокусы быстрого счета или феноменальной памяти перед одноклассниками. Для тех, кто всё еще побаивается столь больших чисел, принцип действий можно объяснить на простом примере. 4 в квадрате. Это будет 16. Теперь возведём в квадрат 5. Это будет 25. Зная 4 в квадрате, результат следующего числа в квадрате получается прибавлением к предыдущему суммы возводимых в квадрат чисел. Например, 5 в квадрате это 4 в квадрате + 5 + 4 (т.е. 16 + 9).
Ученик, поднаторевший в применении этих приемов быстрого устного счета вполне может придумать свои приемы, внимательно вглядываясь в числа и находить в них свои закономерности. Как показывает опыт, это стремление приучает его не ошибаться в счете, а поиск своих приемов прививает ему интерес к предмету, позволяет творчески подходить к его изучению и находить в нем что-то свое. Некоторые школьники стремятся блеснуть такими своими умениями перед одноклассниками, а то и вовсе про-демон-стри-ро-вать "фокус" по подсчёту в уме больших чисел. Это надо только приветствовать, хотя и не во всех школах учителя верят, что школьники могут считать что-то в уме, а не на калькуляторе. На моей памяти есть и вовсе анекдотический случай из серии "нарочно не придумаешь", когда ученик в 5-м классе написал: 22 + 33 = 55. Казалось бы, что здесь неправильно? Но ему это учительница зачеркнула, предложив переписать то же самое... столбиком. Вместо того, чтобы учить детей считать в уме, порой встречаются "недоверчивые" учителя, которые полагают, что если столбик не написан, то значит, ученик считал калькулятором.
На индивидуальных занятиях с репетитором по математике бывает полезно уделять внимание изучению приёмов быстрого устного счёта.

© Александр Миров, репетитор по математике, Москва

ЗВУКО-БУКВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВА.

Тема: «Звуки. Буквы».

1.Буквами обозначаем звуки речи. Буква - это знак. Звук - то, что мы произносим и слышим.

2.Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки поются.

Гласных букв - 10 (а,о,у,ы,э,я,ё,е,ю,и), звуков - 6 (а,о,у,ы,и,э).

Не путать звуки и буквы.

Гласные - А,О,У,Ы,Э - указывают на твёрдость предыдущего согласного звука.

Гласные - Я,Ё,Е,Ю,И - указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

3.Гласные бывают или ударные, или безударные. Ударение в слове не обозначается, если в нём одна гласная или есть буква Ё.

4.Гласные: Е,Ё,Ю,И,Я обозначают 2 звука, если они стоят:

В начале слова

После Ь,Ъ знаков

После гласных

(ю ла, вью га, моя , объё м).

5.Согласные звуки бывают: -звонкие парные, непарные;

- глухие парные, непарные;

-твёрдые парные, непарные;

Мягкие парные, непарные.

Букв согласных - 21, звуков - 36. Букв меньше, потому что одной и той же буквой могут обозначаться парные твёрдые и мягкие солгласные:

р - р у ль, р е ка .

Звук (р) в первом слове - твёрдый, во втором (р) - мягкий, а буквой в словах обозначен одинаковой.

6. Буквы Ь,Ъ звуков не обозначают.

7. Чтобы записать транскрипцию (запись звуков слова «понарошку»), надо произнести слово орфоэпически, т.е. так, как мы это слово говорим и слышим. Затем говорим его по слогам, и выделяем голосом нужный звук. Написание и произношение слова может расходиться.

8. Мягкость согласного в транскрипции обозначается значком - , - "запятая над звуком справа".

9.Слог - это часть слова. Слог в русском языке могут образовывать только гласные звуки. Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове может быть 1,2 и более слогов.

Фонетический разбор слова.

1.Записать слово в строчку, указать количество слогов и ударный слог.

2. Записать слово в столбик. Через чёрточку от буквы в квадратных скобках написать звук, который обозначен этой буквой.

3. Дать характеристику звукам.

4.Провести горизонтальную черту и под ней указать количество букв и звуков в этом слове.

Образец:

Стена - 2 слога, 2-ой ударный.

с -[ с] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

т - [т] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

е - [и] - гласный, безударный.

н - [н] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.

а - [а] - гласный, ударный.

5 букв, 5 звуков.

Дети неплохо ориентируются по ленте букв (из букваря).

Упражнения по теме "Фонетика и фонетический разбор слова"

Упражнение 1. Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край, стал, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро .

Упражнение 2. Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.

Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, бюро, авангард, гарнизон, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, парашют, жюри, расчет, Маньчжурия, рассчитать, цыган, цапля, форма, щавель, юннаты, яблочко, экзамен, юла, ясень, чествовать, чувствовать, чересчур, фарфор, турист, филология, грамматика.

Упражнение 3. Произнесите несколько раз парные согласные, наблюдая за артикуляцией и силой выхода воздуха: б — п, в — ф, д — т, г — к, ж — ш, з — с. Прочтите следующие слова с соблюдением правил литературного произношения, обратите внимание на произнесение последних звуков.
Хлеб, дуб, голубь, кровь, любовь, город, сад, дед, сапог, друг, нож, сторож, режь, мороз, грязь, мазь.

ТЕСТ 1.

1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание

2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный ?

1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос

3. В каком слове произносится звук [ а ] ?
1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить

4. В каком слове произносится 2 согласных звука?
1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет

5. В каком слове произносится звук [й]?
1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать

6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг

8. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)бледнЫ 2) нАчаты 3)дОговор 4)зАвидно

11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.
половодье шестая пекарня шлёпать

1)9677 2)8677 3)9676 4)9776

12. В каком слове все согласные твердые?
1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение

Тест 2:«Согласные твёрдые и мягкие» для начальной школы.

1. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) книга
2) мама
3) сестра
4) дочь

2. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) тетрадь
2) лисица
3) лютик
4) ремень

3. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) сюрприз
2) перо
3) руки
4) мышь

4. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) ветер
2) якорь
3) мяч
4) ёжик

5. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) парк
2) мёд
3) герой
4) берёза

6. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) магазин
2) листья
3) крыльцо
4) море

7. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
1) яблоко
2) персик
3) слива
4) груша

8. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) сирень
2) хлеб
3) астра
4) щёки

9. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) кувшин
2) щука
3) цирк
4) вещь

10. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) ягода
2) пятно
3) осень
4) овощ

Как научить ребенка правильно и четка звук В и другие звуки. Для этого нужны специальные логопедические игры, упражнения, артикуляционная гимнастика.
Ведь не один ребенок не рождается уже с правильной и готовой поставленной речью. Он постепенно учится четко и правильно произносить звуки, сливая их вместе потом в слова, а затем строить предложения, выражать свои мысли. Но если идет задержка речевого развития происходит в некоторой задержки.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению.

Только общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Поэтому задача родителей и педагогов помочь ребенку удалить все проблему связанные с речью.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Малыш должен научится произносить правильно все звуки русского алфавита. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

Артикуляция звука В Постановка звука В

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Упражнения на автоматизации звука В

1. Повтори слоги:

Ва - во - ву - вы

Вы - вы - вы

Вы - ва - во - ву

Ва - ва - ва

Во - вы - ва - ву

Во - во - во

By - во - ва - вы

By - ву - ву

2. Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза - (вазочка)

слива - (сливка)

Вода - (водичка)

завод - (заводик)

Вагон - (вагончик)

диван - (диванчик)

Ива - (ивушка)

голова - (головушка)

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
  • Шипящие согласные звуки - постановка звуков у детей дошкольного

Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции .

Феноменальные счётчики

Феномен особых способностей в устном счёте встречается с давних пор. Как известно, ими обладали многие учёные, в частности, Андре Ампер и Карл Гаусс . Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья профессия была далека от математики и науки в целом.

До второй половины XX века на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счёте . Иногда они устраивали показательные соревнования между собой, проводившиеся в том числе и в стенах уважаемых учебных заведений, включая, например, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова .

Среди известных российских «супер счётчиков»:

Среди зарубежных:

Хотя некоторые специалисты уверяли, что дело во врождённых способностях , другие аргументировано доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных, „феноменальных“ способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и охотно раскрывали эти законы .

Истина, как обычно, оказалась на некоей «золотой середине» сочетания природных способностей и грамотного, трудолюбивого их пробуждения, взращивания и использования. Те, кто следуя Трофиму Лысенко уповают исключительно на волю и напористость, со всеми уже хорошо известными способами и приёмами устного счёта обычно при всех стараниях не поднимаются выше очень и очень средних достижений. Более того, настойчивые попытки «хорошенько нагрузить» мозг такими занятиями как устный счёт, шахматы вслепую и т. п. легко могут привести к перенапряжению и заметному падению умственной работоспособности, памяти и самочувствия (а в наиболее тяжёлых случаях - и к шизофрении). С другой стороны и одарённые люди при беспорядочном использовании своих талантов в такой области как устный счёт быстро «перегорают» и перестают быть в состоянии длительно и устойчиво показывать яркие достижения.

Соревнования по устному счёту

Метод Трахтенберга

Среди практикующихся в устном счёте пользуется популярностью книга «Системы быстрого счёта» цюрихского профессора математики Якова Трахтенберга . История её создания необычна . В 1941 году немцы бросили будущего автора в концлагерь . Чтобы сохранить ясность ума и выжить в этих условиях, учёный стал разрабатывать систему ускоренного счёта. За четыре года ему удалось создать стройную систему для взрослых и детей, которую впоследствии он изложил в книге. После войны учёный создал и возглавил Цюрихский математический институт .

Устный счёт в искусстве

В России хорошо известна картина русского художника Николая Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского », написанная в 1895 году. Приведённая на доске задача, над которой размышляют ученики, требует достаточно высоких навыков устного счёта и смекалки. Вот её условие:

Феномен быстрого счёта больного аутизмом раскрывается в фильме «Человек дождя » Барри Левинсона и в фильме «Пи » Даррена Аронофски .

Некоторые приёмы устного счёта

Для умножения числа на однозначный множитель (например, 34*9) устно, необходимо выполнять действия, начиная со старшего разряда, последовательно складывая результаты (30*9=270, 4*9=36, 270+36=306) .

Для эффективного устного счёта полезно знать таблицу умножения до 19*9. В этом случае умножение 147*8 выполняется в уме так: 147*8=140*8+7*8= 1120 + 56= 1176 . Однако, не зная таблицу умножения до 19*9, на практике удобнее вычислять все подобные примеры как 147*8=(150-3)*8=150*8-3*8=1200-24=1176

Если одно из умножаемых раскладывается на однозначные множители, действие удобно выполнять, последовательно перемножая на эти множители, например, 225*6=225*2*3=450*3=1350 . Также, проще может оказаться 225*6=(200+25)*6=200*6+25*6=1200+150=1350.

Существует ещё несколько способов устного счета, например при умножении на 1,5 умножаемое нужно разделить пополам и прибавить к умножаемому, например 48*1,5= 48/2+48=72

Также есть особенности при умножение на 9. для того чтобы умножить число на 9 надо к множимому приписать 0 и к получаемому числу отнять множимое, например 45*9=450-45=405

Умножать на 5 удобнее так: сначала умножить на 10, а потом разделить на 2

Возведение числа вида X5 (оканчивающегося пятеркой) в квадрат производится по схеме: умножаем X на X+1 и приписываем 25 справа, т.е. (X5)² = (X*(X+1))*100 + 25. Например, 65² = 6*7 и приписываем справа 25 = 4225 или 95² = 9025 (9*10 и приписать 25 справа). Доказательство: (X*10+5)² = X²*100 + 2*X*10*5 + 25 = X*100*(X+1) + 25.

См. также

Примечания

Литература

  • Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков. //Нач. шк - 1993.-№ 11.-с. 38-43.
  • Белошистая А. В. Приём формирования устных вычислительных умений в пределах 100 // Начальная школа. - 2001.- № 7
  • Берман Г. Н. Приемы счёта, изд. 6-е, М.: Физматгиз, 1959.
  • Боротьбенко Е И. Контроль навыков устных вычислений. //Нач. шк. - 1972. - № 7.- с. 32-34.
  • Воздвиженский А. Умственные вычисления. Правила и упрощённые примеры действий с числами. - 1908.
  • Волкова СИ., Моро М. И. Сложение и вычитание многозначных чисел. //Нач. шк.- 1998.-№ 8.-с.46-50
  • Воскресенский М. П. Приёмы сокращённых вычислений. - М.Д905.-148с.
  • Вроблевский . Как научится легко и быстро считать. - М.-1932.-132с.
  • Гольдштейн Д. Н. Курс упрощённых вычислений. М.: Гос. учебно-пед. изд., 1931.
  • Гольдштейн Д. Н. Техника быстрых вычислений. М.: Учпедгиз, 1948.
  • Гончар Д. Р. Устный счёт и память: загадки, приёмы развития, игры // В сб. Устный счёт и память. Донецк:Сталкер, 1997 г.
  • Демидова Т. Е., Тонких А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа. - 2002. - № 2. - С. 94-103.
  • Катлер Э. Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу. - М.: Учпедгиз.- 1967. −150с.
  • Липатникова И. Г. Роль устных упражнений на уроках математики //Начальная школа. - 1998. - № 2.
  • Мартель Ф. Приемы быстрого счёта. - Пб. −1913. −34с.
  • Мартынов И. И. Устный счёт для школьника, что гаммы для музыканта. // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 59-61.
  • Мелентьев П. В. «Быстрые и устные вычисления.» М.: «Гостехиздат», 1930.
  • Перельман Я. И. Быстрый счёт. Л.: Союзпечать, 1945.
  • Пекелис В. Д. «Твои возможности, человек!» М.: «Знание», 1973.
  • Робер Токэ «2 + 2 = 4» (1957) (англоязычное издание: «Магия чисел» (1960)).
  • Сорокин А. С. Техника счёта. М.: «Знание», 1976.
  • Сухорукова А. Ф. Больше внимания устным вычислениям. //Нач. шк. - 1975.-№ 10.-с. 59-62.
  • Фаддейчева Т. И. Обучение устным вычислениям // Начальная школа. - 2003. - № 10.
  • Фаермарк Д. С. «Задача пришла с картины.» М.: «Наука».

Ссылки

  • В. Пекелис. Чудо-счётчики // Техника-молодёжи , № 7, 1974 г.
  • С. Транковский. Устный счёт // Наука и жизнь , № 7, 2006 год.
  • 1001 задача для умственного счёта С.А. Рачинского .

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Устинская
  • Устойчивость окружающей среды

Смотреть что такое "Устный счёт" в других словарях:

    устный - устный … Русский орфографический словарь

    устный - произносимый, словесный, вербальный, изустный. Ant. письменный Словарь русских синонимов. устный изустный, словесный; вербальный (спец.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    УСТНЫЙ - [сн], устная, устное. 1. Произносимый, письменно не закрепленный. Устная речь. Устная традиция. Устный зачет. Устно (нареч.) передать ответ. 2. прил. к уста, ротовой (анат.). Устные мышцы. ❖ Устная словесность (филол.) то же, что фольклор.… … Толковый словарь Ушакова

    УСТНЫЙ - УСТНЫЙ, см. уста. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    УСТНЫЙ - УСТНЫЙ, ая, ое; устна, устно. Произносимый, не письменный. Устная речь. У. ответ. Устное заявление. Передать устно (нареч.). | сущ. устность, и, жен. (спец.). У. судебного разбирательства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

    устный - устный. Произносится [усный] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Устный - I прил. Не закрепленный письменно. II прил. соотн. с сущ. уста, связанный с ним (в анатомии) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой