Болезни Военный билет Призыв

Постановка звука ц. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

| | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Все логопедические упражнения на сайте () разбиты по классам. Например, вы можете найти упражнения на определенную букву. Учите с ребенком стихи, поговорки, чтение книг. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи. Правильная речь ребенка - это хорошо. На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности.

Приемы постановки звука Ц.

· Этот звук можно попробовать вызвать тогда, когда ребёнок уже произносит буквы Т и С. Попросите малыша быстро повторить Т-С, Т-С, Т-С. В результате слияния этих звуков образуется звук Ц.

· Упражнение "Не разбуди малыша". Поднести указательный пальчик к губам: "Ц-ц-ц, осторожно, не разбуди малыша в кроватке, тихо!"

Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно ?

1. Коварный звук Ц

Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!

Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.

2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц?

Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь ».

Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].

3. Ставим звук Ц сами!

Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.

4. Поиграем в жмурки со звуком Ц!

У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].

А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием.

5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?

Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме . Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.

6. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме.

И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.

Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.

7. Закрепляем звук Ц в речи.

Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии . Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.

После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).

Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:

Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.

Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.

Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.

Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.

Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.

Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:

-Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?

-Куда выкладывают салат?

-В чём готовят жаркое из утки (гуся)?

-В чём подают соус? и т.д.

Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.

Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она - …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?

Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.

Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.

Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.

От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:

Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

Продолжайте в том же духе!

8. Потешки и прибаутки - отличные помощники!

В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы!

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки.

Возле кадки блюдца:

Все они напьются!

-Девица, девица,

Сходи по водицу!

-Я зайца боюсь,

Я лисицы боюсь!

-Заяц в болоте,

Лисица на охоте:

Цапель гоняет,

Зайцев пугает.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной маменьке – платок.

Посерёдочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

По белым рукавицам.

Пошла утица по водицу,

Повстречала девицу.

У девицы косица

И сарафанец из ситца.

Целится стрелец в цель,

Да сбит на ружьеце прицел.

Цела цель. Целый день

Стрелец чинит прицел.

Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.

Ц – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же, что и при постановке звуков С, З.

Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т .

Нормальная установка при произнесении звука ц.

1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи..

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

5) Звук ц образуется при слиянии звуков т и с . При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.

Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) открыть рот. кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. язык касается верхних зубов спинкой. без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. губы напряжены, растянуты в улыбке. контроль ладонью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.

Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц .

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с .

3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.

Примечание. иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца ), если рот широко открыт.

1. Лягушка (улыбочка). 2. «Трубочка». 4. «Наказать непослушный язычок». 5. «Блинчик».

6. «Язык перешагивает через зубы». 7. «Почистим зубы». 8. «Горка». 9. «Катушка». 10. «Заборчик». 11. Часики. 12. «Лодочка». 13. Качели.

+ Дыхательные упражнения.

2 Этап. Постановка

1. По подражанию через демонстрацию правильной позы губ и зубов. Предлагается несильно и долго подуть на нижние зубы.

2. Механически: Во время многократного повторение слога та логопед зондом (спичкой, зубочисткой, стержнем) нажимает на среднюю линию вдоль языка, опуская тем самым язык вниз, а кончик языка за нижние зубы.

3. Чаще используется двухэтапная постановка свистящих звуков: межзубное произнесение и зазубное произнесение. Ребенку предлагается высунуть язык между зубами и плавно выдохнуть – звук похож на английский the. При достижении нужного эффекта ребенку предлагается убрать язык за зубы и упереться кончиком языка в основание нижних резцов. Плавно выдохнуть. Для образования нужного желобка используется зонд как в предыдущем способе.

С ь , З ь

1. Ставится по подражанию после постановки твердых свистящих

2. По аналогии с постановкой твердых свистящих, только от слога тя.

1. Вызывается при произнесении Т при опущенном к нижним резцам кончике языка и прижатой передней части спинки к верхним резцам и сильном коротком выдохе.

2. Частое последовательное произнесение сочетания тстстстстс.

3. Для укорочения свистящего элемента используется произнесение цепочек атсатсатс

6. Перечислите приемы постановки шипящих звуков.

Постановка ШИПЯЩИХ звуков /Ш,Ж/, /Ч/ и /Щ/

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

Ш, Ж 1. Просим ребенка произнести сочетание тшш , при этом указываем на правильную артикуляторную позицию зубов и губ и прижимаем щеки пальцами. 2. Просим ребенка произнести несколько раз слог са и плавно поднять кончик языка вверх по направлению к альвеолам (твердому небу). 3. Пробуем произносить слог са при верхнем положении языка. 4. Произносим слог са и зондом (черенком ложки) поднимаем язык вверх 5. Просим произнести несколько раз слог ра или ррр и убираем вибрацию, прижимая язык к небу зондом, шпателем и т.д.

7.Перечислите приемы постановки сонорных звуков.

Сонорные (звучные) - их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м", н, н", л, л", р, р", j .

J - Исправить звук можно, опираясь на гласный и: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа. Выдох несколько усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонгоидное их произнесение

Другим примером постановки звука / (йот) является постановка его от мягкого з с механической помощью. Ребенок произносит слог за (зя), повторяя его несколько раз.

Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ГОРКА» Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгибается вверх.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ЧИСТЫЕ ЗУБКИ» Губы в улыбке, рот открыт, видны оба ряда зубов. Кончик языка совершает горизонтальные движения за нижними зубами, касаясь их – «чистит»

Р- По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д к т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом № 1 Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

р"- При постановке мягкого р применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

«ЧАШЕЧКА»

Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ГРИБОК» Рот открыт, язык присосать к небу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ЛОШАДКА»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА»Рот открыт, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть и возвращать на место.

«МАЛЯР» Рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«БУКСОВКА» Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идет воздушная струя, подключается голос.

«МОЛОТОЧЕК»Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Губы в растянуты улыбке, видны оба ряда зубов. Кончик языка ударяет по альвеолам (бугоркам) за верхними зубами. Произносим: ды-ды-ды…

Л- Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий л, попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд № 4 (рис. 8) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз - вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого л. Основная трудность в постановке звука л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Звук л" - После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, воспитатель произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочета ниям л с е, я, ё, ю . Для закрепления л" подбирают слова, в которых этот звук стоит в начале слова: лебедь, ленивый, лебеда, леденец, лед, лайка, лезвие, лента, лепестки, леска, лепешка, лесенка, лещ, ливень, лимон, линейка, лиса, лицо; в середине: альбом, апельсин, билет, блин, блюдце, валенки, василек, вафли, галеты, гантели, земляника, калитка, клеенка, клюква, колесо, котлета, малина, мотылек, пальто, плита, полено; в конце: бинокль, кисель, метель, медаль, моль, ноль, стебель, соль, тополь, туннель, уголь, фасоль, цель, щель, щавель, шаль, шинель, пыль, постель, мебель, ковыль, китель.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«КАЧЕЛИ» Рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и к под-бородку, либо к верхним и нижним резцам.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «МАЛЯР» Рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНИЕ» Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

«МАССАЖ» Губы в улыбке, видны оба ряда зубов. Кончик языка зажат между зубами. «Жуем» язычок – делаем ему массаж.

«ИНДЮК» Рот приоткрыт, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе впереди назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл.

«ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык "чашечкой" высунуть вперед и приподнять плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.

Постановка звуков «М», «Н».

Исправление не вызывает затруднений. Сомкнуть губы - зубы приоткрыть - на выдохе длительно произносить «А», добиваться вибрации в носу получается «М». Получив звук «М» - произносить его, зажав язык между зубами, получается «Н».

C

с-с-са

с-с-со

с-с-су

с-с-сы

са-со-су-сы сы-са-су-со

со-са-сы-су сэ-со-су-са

су-са-со-сы

а-с-с-с

о-с-с-с

у-с-с-с

и-с-с-с

ас-ис-ёс-юс ус-юс-ыс-ис

ес-ис-юс-ёс ыс-ус-ос-ас

ос-ас-юс-ус яс-ёс-юс-ис

3. Aвтоматизация звука [c] в слогах со стечением согласных:

бса-бсо-бсу-бсы пса-псо-псу-псы

гса-гсо-гсу-гсы сва-сво-сву-свы

дса-дсо-дсу-дсы сфа-сфо-сфу-сфы

4. Aвтоматизация звука [c] в начале слова:

сабля, сад, сайка, салат, сало, салфетка, сальто, салют, самолет, сани, санитар, сапоги, сарафан, сахар, сода, сок, сокол, соль, сом, сон, сувенир, сугроб, суд, судно, сук, сукно, суп, сын, сыр.

5. Автоматизация звука [c] в конце слова:

абрикос, автобус, брус, вес, вкус, вопрос, глобус, интерес, мусс, мыс, кактус, пас, лес, нос, парус, покос, ребус, рис, тёс, троллейбус, ус, фокус.

6. Aвтоматизация звука [c] в середине слова:

бусы, весы, волосок, досуг, колбаса, колёса, коса, краса, кусок, лесок, лиса, оса, осока, песок, писатель, полоса, посадка, посол, посуда, посылка, роса, фасоль.

7. Aвтоматизация звука [c] в словах со стечением:

астра, басня, воск, восход, капуста, каска, каскад, киоск, коляска, космос, кресло, куст, ласка, ласточка, лист, маска, масло, место, миска, мост, осколок, остров, паста, писк, полоска, послание, пустыня, ремесло, рост, свобода, скала, скамейка, скат, скатерть,

8. Aвтоматизация звука [c] в словосочетаниях:

вкусный квас, высокая скала, густая сметана, красивый сарафан, красная астра, красный галстук, миска с рисом, мясной салат, осколок снаряда, острая сабля, парусный спорт, пустой сарай, свежее сало, сердитый пес, сильный плеск, сладкий абрикос, следы лисы.

9. Aвтоматизация звука [c] в предложениях:

В кувшине кислый квас.

В кустах кто-то пискнул.

В лес въехал автобус.

В лесу высокие сосны.

В лесу лиса.

Наступила весна.

Быстро растет редиска.

Сад был мокрый от росы.

Санки стояли около сарая.

Соня поет грустную песню.

У сома усы.

Усталый Вася быстро уснул.

Я спал на соломе.

10. Aвтоматизация звука [c] в чистоговорках:

Са-са-са – бегает лиса.

Со-со-со – мне дали колесо.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Сы-сы-сы – тикают часы.

Ас-ас-ас – свет в окне погас.

Ос-ос-ос – на палубу матрос.

Ус-ус-ус – на елке много бус.

Ыс-ыс-ыс – такса ловит крыс.

11. Aвтоматизация звука [c] в скороговорках:

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – мы домой.

У Саньки новенькие санки.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

12. Автоматизация звука [с] в стихах:

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне…

Если б он не свалился во сне –

До сих пор бы сидел на сосне.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течении года

Ясной стояла погода.

Самолет, самолет! Тут и там самолет.

Улетел самолет высоко, высоко!

Улетел самолет высоко, далеко!

Самолет, самолет! Тут и там самолет!

Сь

1. Aвтоматизация звука [c] в прямых слогах:

Сь-сь-сь

ся - сё - сю - сисю - си - ся - сё

сё - сю - си - сяси - ся - сё – сю

2. Aвтоматизация звука [c]в обратных слогах:

а-сь-сь-сь

о-сь-сь-сь

у-сь-сь-сь

и-сь-сь-сь

ась-ись-ёсь-юсь усь-юсь-ысь-ись

есь-ись-юсь-ёсь ысь-усь-ось-ась

3. Aвтоматизация звука в слогах со стечением согласных:

СТЯ. СТЕ. СТЮ. СТИ:

стпя - стпё - стпю - стпистпю - спги - стпя - стпё

Сте - стю - сти - стясти - стя - сте - стю

4. Автоматизация звука в начале слова:

Север, синий, сейф, сила, семь, сивый, сено, символ, серьги, сигара, семя, сирена, серна, силок, сеялка, сирота, сера, сирень, седой, сюда, селедка, сюртук, Сеня, сёмга, сегодня, сёла.

5. Автоматизация звука в конце слова:

брысь весь мазь[сь] лось гусь
ввысь лезь[сь] грязь[сь] вкось боюсь
рысь вязь[сь] бязь[сь] брось Русь

6. Aвтоматизация звука в середине слова:

беседа гусята веселье лисята кассета поросята кисет волосяной наседка кисель висят оседлый росянка усердно посягает осень просят бассейн

7. Aвтоматизация звука в словах со стечением:

стенкавестиснегснятьсветсмех

стеныгостиснеговиксниматьСветасмена

стенакостиснегопадснимоксветитьсметана

степьнестиснегоходбаснясвиньясмять

Степанпастиснегокатпеснясвитьспеть

стихиугостигаснет«Веснянка»свитокспина

8. Aвтоматизация звука в словосочетаниях:

Весёлая беседа

Серая серна

Северное сияние

Сигнал сирены

Сиреневая сирень

Красивый лось

Красивая беседка

в сети осетры, погаси свечу, сетка с апельсинами, весёлое новоселье, принеси письмо, сидеть в седле, весенний посев, северное сияние, сильная рысь, десять синиц, семейное серебро, синий василёк, моюсь весь, семь персиков, сиреневая тесьма, новая пасека, серый гусёнок, смесь семян.

9. Aвтоматизация звука в предложениях:

Нюся пасет гусей.

Вася несет иваси в сетке.

Ася сидит на скамейке под осиной (ясенем).

Трудись, не ленись. Оперись, потом и ввысь.
Фрося полет в поле просо, сорняки выносит Фрося.
Собака на сене - сама не ест и другим не дает.
Сколько мастеров, столько и стилей.
У осы не усы, а усики.

10. Aвтоматизация звука в чистоговорках:

На скамейке семь котят

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальем –

Вот вам миска с киселем.

Под скамейкой семь котят

Есть из миски не хотят.

11. Aвтоматизация звука в скороговорках:

Под осиной подосиновик сидит, на осинку подосиновик сердит.

Ты не бойся – это гусь, я сама его боюсь.

12. Автоматизация звука [сь] в стихах:

Мы сидим на лесенке,

И поем мы песенки.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Ты не бойся - это гусь!

Я сама его боюсь.

Сидит под сиренью Сима, сидит и сидит весь день,

Ведь есть у сирени сила, той силой сильна сирень.

Aвтоматизация звука [з] в прямых слогах:

з-з-з - о за - зу - зы - зо зу - за - зо - зы

з-з-з -а за - зу - зы - зо зу - зы - зо - за

з-з-з - у зо - за - зы - зу зы - зо – за - зу

зо - зы - за - зу зы - зу - за - зо

2. Aвтоматизация звука [з]в обратных слогах:

азма - ёзма - юзма ёзма - ызма - изма

азма - язма - озма изма - ёзма - юзма

язма - ёзма - езма

узма - азма – ызма

3. Aвтоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных:

зва - зво - звы - звэ - зву

зла - зло - злы - злу - злэ

зда - зды - здо - здэ - зду

зма - змо - змы - зму - змэ

зно - зна - зны - зну - знэ

4. Aвтоматизация звука [з] в начале слова:

забава, загар, зарево, забияка, закат, заря, забор, закладка, заряд, завиток, зал, затея, завод, замок, защёлка, завтрак, заноза, заяц, загадка, запас, зоб, запах, зоолог, зов, зоопарк, зодчий, зоренька, зола, зубр, золото, зона, зонтик.

5. Aвтоматизация звука [з] в словах со стечением:

азбука, езда, здание, знамя, избыток, брызги, звание, здоровье, знание, название, воздух, звон, злак, значок, призвание, героизм, звонарь, знак, зной, разворот, гнездо, звук, знакомство, изба.

6. Aвтоматизация звука [з] в словосочетаниях:

Бронзовый загар, зажать в руке, лизать сметану, восточный базар, закладка Лизы, новый зонтик, горячая зола, закрытая зона, ночной дозор, длинная зацепка, залить огонь, признаки грозы, жёлтое золото, занять деньги, резкий запах, заболеть корью, звуки.

7. Aвтоматизация звука [з] в предложениях:

В квартире раздался звонок. кровать. В кузове машины везли арбузы. Зоя помазала порез мазью. Где-то за деревней затихала гроза. Лиза звонко запела весёлую песню. Призвание Зои - музыка. Мама поставила в вазу незабудки. За зубами нужен уход. Мы изучаем азбуку. Занятия спортом укрепляют здоровье. На вокзал поезд придёт без опоздания. На столе в вазе стояли розы. Захар повёл на прогулку Трезора. На цветке сидела стрекоза.

8. Aвтоматизация звука [з] в чистоговорках:

Зы-зы-зы – утащили мы тазы.

Зо-зо-зо – нам с тобой повезло.

Зу-зу-зу – розу я тебе везу.

Зы-зы-зы – давно не было грозы.

За-за-за – идет коза, коза-дереза.

Зой-зой-зой – козлята идут с козой.

9. Aвтоматизация звука [з] в скороговорках:

Из кузова в кузов

Шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов

Развалился кузов.

Замок закрыт на замок.

У входа в замок - звонок.

Столетняя пыль на звонке –

Замок сто лет на замке.

10. Автоматизация звука [з] в стихах:

"Незабудки"

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

ЗЬ

1. Aвтоматизация звука [зь] в прямых слогах:

з-з-з - и зё - зю - зи - зё - зе
з-з-з - ю зи - зе - зю - зё - зя
з-з-з - е зю - зё - зе - зи - зя
з-з-з - ё зя - зё - зи - зе - зю

2. Aвтоматизация звука [зь]в обратных слогах:

ёзьма - езьма - юзьма юзьма - езьма - изьма
изьма - езьма - ёзьма язьма - ёзьма - езьма

3. Aвтоматизация звука [зь] в слогах со стечением согласных:

б - з-з-з - я зме - зми - змя - змю - змё
в - з-з-з - и нзи - нзя - нзе - нзё - нзю
бзя - бзю - бзе - бзи - бзё пзю - пзи - пзе - пзё - пзя и так далее со всеми согласными русского языка.

4. Aвтоматизация звука [зь] в начале слова:

Зеркало, зерно, зефир, зёрнышко, зима, зяблик, зебра, зелёнка,
зелень, землекоп, земля, земляника, музей, газета, лазейка, зев, наземный, мизер, резеда, вазелин, брезент,

5. Aвтоматизация звука [зь] в середине слова:

Хозяин, нельзя, друзья, козявка, озяб, нельзя, изящный, грозят, возят, лазят, изящный, Магазин, бузина, резина, лазить, нагрузить, грузить, физик, физика, физиолог, фантазия, Грузия, Бразилия, погрузить, подморозить, козерог, корзинка, кузина.

6. Aвтоматизация звука [зь] в словах со стечением:

Возьми, полозья, Кузьма, друзья, резьба, взять, Кузьмич, ползи, обезьяна, козье, мазью, грязью, взятка, нельзя, бензин,

7. Aвтоматизация звука [зь] в словосочетаниях:

Безбилетный пассажир, болотистая низина, верные друзья, вкусный зефир, возьми зерно, зеленый зонт, зябко зимой, изящная вязь, львиный зев, метет поземка, новый магазин, острое лезвие, полосатая зебра, сладкий изюм, узкая лазейка

8. Aвтоматизация звука [зь] в предложениях:

Автомобиль закрыли брезентом. Бразилия - родина кофе. В газете была фотография нового магазина. Ежик ползёт по зелёному лугу. Звенит капель. Зимняя дорога извивается. Зимой вблизи дома открыли каток. Зина возила зерно. Зелёные ветки дали козе. Кузьма был в музее. Мела позёмка по земле. На берегу озера зелёная трава. На развилке дороги виднелась изба. Розе дали корзинку для земляники. У Зины зеркало.

9. Aвтоматизация звука [зь] в чистоговорках:

Зя-зя-зя – ничего нельзя.
Зи-зи-зи – отвези.
Зе-зе-зе – трава козе.
Зё-зё-зё – отвезем.

зи-зи-зи-быстрей меня вези

зе-зе-зе -ест бананы шимпанзе,

Зе-зе-зе - Кузя едет на козе,

10. Aвтоматизация звука [зь] в скороговорках:

У маленькой Зины бузина в корзине.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

11. Автоматизация звука [зь] в стихах:

В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе. (С, Маршак)

Зябнет нос, идет зима.
В зимней сказке сад, дома.

Все поземкой занесет:

Землю, степи и завод.*

В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок земляники несу.

Зеленая ветка под елью не спит.

1. A1. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах:

ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦЕ.
ца - цо - цу - цы цу - цы - ца - цо
цо - цу - цы - ца цы - ца - цо - цу

2. Aвтоматизация звука [ц]в обратных слогах:

ац - оц - уц - ыц уц - ыц - ац - оц
оц - уц - ыц - ац ыц - ац - оц - уц

3. Aвтоматизация звука [ц] в слогах со стечением согласных:

ЦМА, ЦМО, ЦМУ, ЦМЫ АЦМ, ОЦМ, УЦМ, ЫЦМ
цма - цмо - цму - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм
цмо - цму - цмы - цма оцм - уцм - ыцм - ацм

4. Aвтоматизация звука [ц] в начале слова:

Цепь, цинк, цокать,цех, цинга, цокот, птица, пятница, цена, циновка, цокотуха, ценный, цикада, цукат, цитата, цуцик, цыпки, ценник, цып-цып, цепной, цыган.

5. Автоматизация звука [ц] в конце слова:

Кузница, спица, затейница, позиция, девица, водица, яйцо, письмецо, умница, именинница, возница, станция, эссенция, певица, станица, милиция, лицо, синица.

6. Aвтоматизация звука [ц] в середине слова:

Авиация, овца, акация, гиацинт, зацепка, оценка.

7. Aвтоматизация звука [ц] в словах со стечением:

Донецк, Липецк, цвет, цветок, цветник, цветовод, хлебцы, рубцы, голубцы, овца, певцы, ловцы, пловцы, ленивцы, продавцы, деревцо,лекция, аукцион, коллекция, коллекционер- блюдце, молодцы, холодцы, колодцы, канадцы концы, танцы, гонцы, ненцы, пинцет, ланцет,
концерт, концерн, канцлер, леденцы, концовка, полотенце, марганцовка, младенцы.

8. Aвтоматизация звука [ц] в словосочетаниях:

бойцы на границе

огурцы и луковицы

целая цепочка
больница на улице

полотенце в горнице

целебные цветы
в колодце водица

птенец в яйце

ценное кольцо
кольцо с цирконием

разноцветные цветы

9. Aвтоматизация звука [ц] в предложениях:

В колодце холодная водица. Мама купила цепочку и кольцо.
В конце улицы новая больница. Мы были у отца в больнице.
Возле акации много цветов. Овцы стоят около колодца.
Детям купили разноцветные леденцы. Отец купил прицеп,
Певец вышел на сцену. Кузнецы были целый день в кузнице. Полотенце зацепилось за гвоздь, У Тани на платье новые пуговицы. Мальчик разрезал цветную бумагу ножницами. Цыплята сбежались к курице, Я нашла рукавицы на улице.

10. Aвтоматизация звука [ц] в чистоговорках:


Ец, ец, ец - удалой боец.
Тец, тец, тец - научил отец.
Вец, вец, вец - опытный пловец.
Вец, вец, вец - выступал певец.
Рец, рец, рец - рисовать дворец.
Рец, рец, рец - открывать ларец.
Нец, нец, нец - маленький птенец.
Бец, бец, бец - холодный голубец.

Ица, ица, ица - холодная водица.
Ица, ица, ица - подгорела пицца.
Ица, ица, ица - в поле медуница.
Ица, ица, ица - впереди граница.
Ица, ица, ица - круглая бойница.
Ицы, ицы, ицы - купим рукавицы.
Ицы, ицы, ицы - хитрые куницы.
Ицы, ицы, ицы - улетели птицы.
Ицы, ицы, ицы - укрепить границы

11. Aвтоматизация звука [ц] в скороговорках:

Цыплята с мамой курицей

целый день на улице.

Бедной курице не спится,

если ей лисица снится.

Купили каракатице синенькое платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.

Птицы боятся лисицы,

птицы боятся куницы.

Курица - птица, цапля - птица.

Куница - не птица, не птица - лисица.

Огурец в теплице мёрзнуть не боится.

Огурец в теплице сам собой гордится.

Не сыскать конца всем нам у кольца.

У всяких колец затерялся конец.

12. Автоматизация звука [ц] в стихах:

Попугай собой гордится:
У него наряд цветной.
А ещё умеет птица
Разговаривать со мной.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыпленок, то умница.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь).

Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.


В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!

Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.

Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

— это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.

Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение, то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.

Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения, то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.

Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.

Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.

Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.

Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:

Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!

Колечко. Губы в форме колечка.

Чередование: улыбка – колечко – трубочка.

Спокойное открывание и закрывание рта, губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!

Язык широкий.

Язык узкий.

Чередование: язык широкий – язык узкий.

Подъем языка за верхние зубы.

Чередование движений языка вверх – вниз.

Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений

для свистящих звуков "С", "З","Ц" (Разработан Фомичевой М. В.)

Полезные советы:

В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.

Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.

Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.

Выполнение упражнения:

Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.

Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.

Выполнение упражнения:

Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.

Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.

На что надо обратить внимание:

Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.

Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.

Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.

Выполнение упражнения:

Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!

На что надо обратить внимание , следя за выполнением упражнения в зеркале:

Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.

Нижняя губа не должна подворачиваться.

Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.

Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.

Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Щеки не надувать!

При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.

При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.