Болезни Военный билет Призыв

Понятие социального прогресса является. Критерии прогресса общественного развития. «Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Лекция:


Понятия прогресс, регресс, стагнация


Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.

К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.

Стагнация - застойное явление в развитии общества.


Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

    Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

    Уровень научных и технических инноваций.

    Уровень производительности труда и благосостояние народа.

    Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

    Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

    Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

    Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).

    Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).

    Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).

Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяются разные стороны общественной жизни, один тип общества сменяет другой.

Общественные изменения

В обществе постоянно происходят различные изменения. Некоторые из них осуществляются на наших глазах (выбирают нового президента, внедряют социальные программы помощи семье или малоимущим, изменяется законодательство).

Общественные изменения характеризуются своей направленностью, они бывают как позитивные (положительные изменения к лучшему), их называют прогрессом, так и негативные (отрицательные изменения к худшему) - регресс.

    Советуем запомнить!
    Общественный прогресс - последовательные позитивные изменения в обществе; процесс его восхождения с одной исторической ступени на другую, развитие общества от простого к сложному, от менее развитых форм к более развитым.
    Общественный регресс - движение общества назад, к низшим ступеням развития.

Обратимся к историческому примеру. Римская империя развивалась прогрессивно на протяжении сотен лет. Возводились новые постройки, развивались архитектура, поэзия и театр, совершенствовалось законодательство, завоёвывались новые территории. Но в эпоху Великого переселения народов варварские кочевые племена разрушили Римскую империю. На развалинах античных дворцов пасли скот и птицу, акведуки уже не подавали свежую воду в города. Безграмотность воцарилась там, где прежде процветали искусства и ремёсла. Прогресс сменился регрессом.

Пути общественного прогресса

Прогресс осуществляется разными способами и путями. Различают постепенный и скачкообразный виды общественного прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.

    Советуем запомнить!
    Реформа - частичное постепенное усовершенствование в какой-либо области; преобразование, проводимое законодательным путём.
    Революция - полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Первой революцией в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок, переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад. Это была глобальная революция - она охватила весь мир.

Вторым глобальным процессом была промышленная революция XVIII-XIX веков. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к распространению машинного производства, смене аграрного общества индустриальным.

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому приводят к качественным изменениям.

К переустройству во всех сферах жизни людей приводят и революции, происходящие в отдельных странах. Подобное произошло с Россией после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли Советы рабочих и крестьянских депутатов. Сменились органы власти, исчезли целые социальные группы (например, дворянское сословие), но зато появились новые - советская интеллигенция, колхозники, партийные работники и др.

Реформы - частичные изменения, затрагивающие не всё общество, а отдельные его сферы.

Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы проводятся правительством, проходят гласно, заранее планируются, к их обсуждению привлекаются широкие слои населения, а ход реформы освещается прессой.

    Интересные факты
    Одним из величайших в истории реформатов был византийский император Юстиниан I (527-565)- Он учредил комиссию для создания свода римского права (по-латыни - Corpus juris civilis) с целью замены устаревших законов. Необходимо было также устранить противоречия в законодательстве. Когда был создан Кодекс Юстиниана, все не вошедшие в него законы потеряли силу. До сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран (в том числе и России).

Сегодня в нашей стране проходит реформа образования, которая началась ещё в 1990-е годы и привела к появлению новых учебников, экзаменационной системы ЕГЭ, государственных образовательных стандартов.

    Умная мысль
    «Прогресс - это способ человеческого бытия».
    - - Виктор Гюго, французский писатель - -

Влияние технического прогресса на общество

Основой развития общества является технический прогресс - совершенствование орудий труда и техники, так как он изменяет производство, качество и производительность труда, оказывает воздействие на человека, на взаимоотношения общества с природой.

Технический прогресс имеет длительную историю становления. Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда (вспомните, что они собой представляли), с которых берёт своё начало технический прогресс. Приблизительно 8-10 тыс. лет назад наши предки перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, а около 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. Во второй половине XVII века, с началом промышленной революции, открылась эра промышленных фабрик, а в XX веке - компьютеров, Интернета, термоядерной энергии, освоения космоса. Современный персональный компьютер по производительности превосходит вычислительные центры 80-90 годов прошлого столетия.

Что пришло на смену кузнице (1), плугу (2), перу и чернильнице (3)? Можем ли мы в этих случаях говорить об общественном прогрессе?

Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высоко, как в современном. В XX веке были сделаны уникальные изобретения: электричество, радио, телевидение, автомобили, самолёты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою очередь, приводило к созданию ещё более совершенных поколений техники.

Отразился технический прогресс и на социальной сфере. Технические приспособления значительно облегчают жизнь человеку, помогают людям решать бытовые проблемы (готовить еду, убирать квартиру, стирать и т.д.), приходят на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Появление автомобиля в корне изменило представления о месте работы и жительства, дало возможность человеку жить за много километров от своего рабочего места. Люди стали более мобильны, в том числе и подростки, которые благодаря Интернету стали общаться со своими сверстниками из географически отдалённых мест.

Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей, но вместе с тем породил много проблем. Активное вмешательство человека в природу привело ко многим негативным последствиям: исчезают или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных, вырубаются леса, промышленные предприятия загрязняют воду, воздух и почву. Удобства городской жизни сопровождаются загазованностью воздуха, транспортной усталостью и т.д.

    Подведём итоги
    Общественным прогрессом называется движение человечества от низших к высшим ступеням. Он имеет глобальный, охватывающий весь мир, характер. Напротив, регресс является временным отступлением от завоёванных позиций. Революции и реформы - два вида общественного прогресса. Революции бывают глобальными или ограниченными одной либо несколькими странами. Реформы проводятся только в одном обществе и носят постепенный характер.

    Основные термины и понятия
    Общественный прогресс, общественный регресс, реформы, революция, технический прогресс.

Проверьте свои знания

  1. Приведите примеры общественных изменений. Всегда ли изменения в общественной жизни приводят к положительным последствиям? Свой ответ обоснуйте.
  2. Объясните значение понятий: «общественный прогресс», «общественный регресс», «реформа», «революция», «технический прогресс».
  3. Подберите ключевые слова, характеризующие общественный прогресс, регресс общества, революции, реформы.
  4. Приведите примеры из истории, иллюстрирующие различные пути общественного прогресса.
  5. Как вы думаете, как влияют войны на развитие общества? Они выполняют прогрессивную или регрессивную роль? Свой ответ объясните.

Практикум


Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель "Политика", Платон "Законы"). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Что такое прогресс?

Это слово имеет латинские корни и в переводе означает "успех", "движение вперед". Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества - глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере; освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Новое время

В этот период стали усматривать прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая "лестница". На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла "вестернизация" концепции. В результате появились такие виды прогресса, как "америкоцентризм" и " европоцентризм".

Новейшее время

В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством "органической солидарности". Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется "триумфом идеи развития". В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Цели и задачи

Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.

Основные критерии

Среди них чаще всего встречались:

  • Религиозное совершенствование (Ж. Бусе, Августин).
  • Увеличение научного знания (О. Конт, Ж. А. Кондорсе).
  • Равенство и справедливость (К. Маркс, Т. Мор).
  • Расширение индивидуальной свободы в комплексе с развитием морали (Э. Дюркгейм, И. Кант).
  • Урбанизация, индустриализация, усовершенствование техники (К. А. Сен-Симон).
  • Господство над природными силами (Г. Спенсер).

Противоречивость прогресса

Первые сомнения в правильности концепции стали высказываться после Первой мировой. Противоречивость прогресса состояла в появлении идей о негативных побочных эффектах при развитии социума. Одним из самых первых с критикой выступил Ф. Теннис. Он считал, что социальное развитие от традиционного к современному, индустриальному, не только не улучшило, а, напротив, ухудшило условия жизни людей. Первичные, непосредственные, личные социальные связи традиционного взаимодействия людей были заменены опосредованными, безличными, вторичными, исключительно инструментальными контактами, присущими современному миру. В этом, по мнению Тенниса, состояла основная проблема прогресса.

Усиление критики

После Второй мировой для многих стало очевидным, что развитие в одной сфере влечет негативные последствия в другой. Индустриализация, урбанизация, научный и технический прогресс сопровождались загрязнением окружающей среды. Что, в свою очередь, спровоцировало Появилась новая теория. Уверенность в том, что человечеству необходим непрерывный экономический прогресс, сменилась альтернативной мыслью о "пределах роста".

Прогноз

Исследователи просчитали, что при приближении уровня потребления разных стран к западным стандартам, планета может взорваться от экологической перегрузки. Концепция о "золотом миллиарде", в соответствии с которой обеспеченное существование на Земле может гарантированно получить только 1 млрд людей из обеспеченных государств, совершенно подорвала главный постулат, на котором основывалась классическая идея прогресса - ориентирование на лучшее будущее для всех живущих без исключения. Убеждение в превосходстве направления развития, по которому шла цивилизация Запада, господствовавшая в течение продолжительного периода времени, сменилась разочарованием.

Утопическое видение

Это мышление отражало весьма идеализированные представления о наилучшем обществе. По этому утопическому мышлению, надо полагать, также был нанесен мощнейший удар. Последней из попыток реализации такого типа видения мира стала мировая социалистическая система. При этом человечество на данном этапе не имеет в запасе проектов, "способных мобилизовать коллективные, всеобщие действия, захватив людское воображение", которые могли бы ориентировать социум на светлое будущее (эту роль весьма эффективно исполняли идеи социализма). Вместо этого сегодня имеют место или простые экстраполяции существующих тенденций, или катастрофические пророчества.

Размышления о будущем

Развитие идей о предстоящих событиях идет в настоящее время в двух направлениях. В первом случае определяется воцарившийся пессимизм, в котором просматриваются мрачные образы упадка, разрушения и дегенерации. Из-за разочарования в научно-техническом рационализме стали распространяться мистицизм и иррационализм. Рассудку и логике в той или иной сфере все чаще противопоставлены эмоции, интуиция, подсознательное восприятие. Согласно утверждениям радикальных постмодернистских теорий, в современной культуре исчезли надежные критерии, по которым миф отличался от реальности, безобразное от прекрасного, добродетель от порока. Все это указывает на то, что началась эпоха "высшей свободы" от морали, традиций, прогресса, в конце концов. Во втором направлении просматриваются активные поиски новых концепций развития, способных дать людям позитивные ориентиры на предстоящие периоды, избавить человечеств от необоснованных иллюзий. Постмодернистскими идеями была, главным образом, отвергнута теория развития в традиционной версии с финализмом, фатализмом и детерминизмом. Большая часть из них предпочла другие примеры прогресса - иные вероятностные подходы к развитию социума и культуры. Некоторые теоретики (Бакли, Арчер, Этциони, Валлерстайн, Нисбет) в своих концепциях трактуют идею как возможный шанс наступления улучшения, который может с определенной долей вероятности наступить, а может и быть незамеченным.

Принцип конструктивизма

Из всего разнообразия подходов именно эта концепция послужила теоретическим фундаментом для постмодернизма. Задача состоит в том, чтобы в повседневной нормальной жизнедеятельности людей отыскать движущие силы прогресса. По мнению К. Лэша, решение загадки обеспечивается уверенностью в том, что исключительно благодаря усилиям человека могут произойти улучшения. В противном случае задача просто неразрешима.

Альтернативные концепции

Все они, возникшие в рамках теории деятельности, весьма абстрактны. Альтернативные концепции апеллируют к "человеку в целом", не выказывая особенного интереса к культурным и цивилизационным различиям. В данном случае, по сути, просматривается новый тип общественных утопий. Он представляет собой кибернетическое моделирование социальных культур идеального порядка, просматривающихся через призму людской деятельности. Эти концепции возвращают позитивные ориентиры, определенную веру в вероятное прогрессивное развитие. Более того, они называют (хотя и на высокотеоретическом уровне) источники и условия роста. Между тем, альтернативные концепции не отвечают на основной вопрос: почему человечество, "свободное от" и "свободное для", в ряде случаев выбирает прогресс и стремится к "новому, активному социуму", но зачастую ориентиром для него служит декаданс и разрушение, что, в свою очередь, приводит к стагнации и регрессу. Если основываться на то вряд ли можно утверждать, что общество нуждается в прогрессе. Это объясняется тем, что нельзя доказать, будет ли хотеть человечество реализовывать свою созидательную способность в будущем. Ответы на данные вопросы отсутствуют и в кибернетике и системной теории. Однако их подробно разбирали религия и культура. В связи с этим, в качестве альтернативы конструктивистскому модернизму в теории прогресса может сегодня выступать социокультурный этикоцентризм.

В заключение

Современные российские философы все чаще возвращаются к "Серебряному веку". Обращаясь к этому наследию, они пытаются снова услышать самобытность ритмов национальной культуры, перевести их на научный строгий язык. По словам Панарина, биоморфная структура познания показывает человеку образ космоса как живой, органической целостности. Его пространство будит в людях мотивацию высшего порядка, несовместимую с безответственным потребительским эгоизмом. Сегодня отчетливо ясно, что современная социальная наука требует серьезного пересмотра существующих основных принципов, приоритетов и ценностей. Она может подсказать человеку новые направления, если он, в свою очередь, отыщет в себе достаточно сил воспользоваться ими.

Общественный прогресс - это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному . Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.

Критерии прогресса.

Критерии прогресса - это основные параметры его характеристики:

  • социальный;
  • экономический;
  • духовный;
  • научно-технический.

Социальный критерий - это уровень социального развития . Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития - это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический критерий - это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий - самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.

Духовный критерий - нравственное развитие - один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот - регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.

Научно-технический критерий - это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче - инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.

Альтернативные теории.

Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций , в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).

На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.

Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.