Болезни Военный билет Призыв

Понятие система основные системные признаки. Основные признаки и свойства системы. Системные признаки, свойства, характеристики

§ 13. Познакомившись со строем древнейшего римского общества, мы можем лучше понять и устройство древнейшего Римского государства. Скудость источников дозволяет нам представить только краткий очерк этого устройства.

Древнейшее государственное устройство состояло из трех органов: царя, сената и народного собрания.

§§ 14-16. Царь*(39)

§ 14. Основание царской власти. Была ли царская власть в Риме выборной или наследственной? На этот вопрос наши источники не дают ясного и надежного ответа. Наиболее вероятный вывод из них (подкрепляемый и сравнительной историей права) тот, что в Древнем Риме, как и у других индоевропейских народов, в народе сохранялось убеждение, что царская власть должна быть наследственна. Но в действительности этот принцип был часто нарушаем по разным причинам: царь умирал без потомства; могущественный узурпатор захватывал власть силой или благодаря иным влияниям (богатству, уму, поддержке влиятельных родов). В таком случае власть царя основывалась на выборе. Но кто имел право выбирать и каким порядком, это едва ли было определено в то время так точно и подробно, как рассказывают римские писатели: история других народов показывает, что даже при сравнительно более высокой степени развития народа избрание главы государства не совершается с соблюдением таких подробных и точных правил, какие соблюдались, по словам римских писателей, при избрании римского царя. Да и из рассказа самих римских писателей о вступлении на престол отдельных царей видно, что эти правила почти никогда не соблюдались вполне. Вероятнее всего, что хотя некоторые из них и соблюдались, но не считались необходимыми, так что царь, вступивший на престол без соблюдения их, все-таки считался законным царем.

Избрание царя, по рассказам римских писателей, состояло из следующих четырех актов: interregnum, creatio regis, inauguratio и auctoritas patram или lex curiata de imperio*(40). После смерти царя из числа сенаторов десять лиц облекались властью управлять государством и озаботиться приисканием кандидата в цари. Эти десять отправляли свою обязанность по очереди (по 5 дней). По истечении срока назначались новые 10 сенаторов, и т.д. впредь до избрания царя. Эти 10 правителей назывались interreges, а время их правления interregnum*(41). Interreges избирались только из патрициев.

По соглашению с сенатом междуцари избирали кандидата в цари, который затем подвергался выбору в куриатном собрании (creatio regis)*(42).

По избрании царя совершался третий акт: ауспиции, с целью узнать, одобряют ли боги его выбор. Этот акт назывался inauguratio*(43). Инаугурация совершалась в присутствии народного собрания.

Наконец, некоторые римские писатели говорят, что был еще четвертый акт, который они называют различно. Ливии говорит, что избранный царь должен был получить еще auctoritas patrum (1, 17. 22. 33), Дионисий - утверждение патрициев (2, 60), Цицерон - облечение властью посредством особого постановления куриатного собрания, так называемого lex curiata de imperio (Rep. 2, 13. 17. 18. 20. 21). Существовал ли этот акт при избрании царя и в чем он заключался, этого, по неудовлетворительности источников, выяснить невозможно.

§ 15. Власть царя. Царскую власть можно рассматривать с двух точек зрения: содержание ее, или, иначе, предметы ведомства, на которые она простиралась, и сила ее.

Содержание царской власти трудно определить точно. Причина этого заключается не только в скудости источников, но и в самом характере государственной жизни древнейшего римского общества. Эта жизнь только что начиналась; ее элементы поэтому не могли еще выделиться и стать в определенное положение друг к другу. Из предания, сохранившегося у римских писателей, мы заключаем, что все стороны государственной власти, не будучи ясно различаемы народным сознанием, находились в руках царя: он был высший полководец, администратор, судья, жрец и проч.*(44)

Сила царской власти также не может быть определена точно. Чтобы судить о ней, необходимо иметь в виду следующие общеизвестные факты.

С одной стороны, предание часто говорит о смертных приговорах царя, о его неограниченных распоряжениях в качестве полководца, о заключении миров, о безотчетном распоряжении государственной казной и общественной землей, об употреблении граждан на общеполезные работы.

Из этих рассказов можно бы заключить, что царь был неограниченным монархом. Так и делают некоторые историки нашего времени.

Но с другой стороны, мы имеем свидетельства иного рода. Во-первых, известно, что жизнь древнейших римлян проходила под сильнейшим влиянием их религиозных воззрений. Все важные акты частной и общественной жизни они старались тщательно согласовать с религиозными предписаниями. Нет сомнения, что и царь, как сын своего времени, также строго руководился этими предписаниями. В этом уже заключалось сильное ограничение его произвола. Во-вторых, предание относит к самому началу Римского государства существование совета старейшин, сената, Consilium regium, с которым, по обычаю, царь должен был совещаться о всех важных делах. Правда, из этого же предания видно, что это не было безусловно необходимо для царя. Тарквиний Гордый, например, правил без сената. Но это обстоятельство было, по тому же преданию, одной из причин его низвержения. В-третьих, точно так же и в судебных делах царь обыкновенно совещался с особым советом. Наконец, из предания о попытке Тарквиния Древнего совершить некоторые политические реформы видно, что эти попытки не удались вследствие сопротивления некоторых патрицианских родов.

Из всех приведенных фактов мы можем вывести следующее весьма вероятное заключение о силе царской власти: в Древнем Риме не было таких учреждений, которым бы специально предоставлены были некоторые стороны верховной государственной власти или, по крайней мере, участие в них наряду с царем. Поэтому в отдельных случаях для царя была возможность действовать единственно по своему произволу. Но вообще религия, обычай и родовые союзы были так сильны, что фактически царь должен был сообразоваться с общественным мнением, в особенности в лице сената, народного собрания и некоторых религиозных учреждений.

Особо следует сказать о законодательной власти царя. Предание про всех царей рассказывает, что они создавали новые или изменяли старые учреждения, т.е., другими словами, издавали законы (leges regiae), что при Тарквинии Гордом некто С. Папирий составил из них сборник, который назывался jus civile Papirianum*(45). При этом иногда говорится, что законы эти были одобрены народным собранием, иногда же дело представляется так, как будто царь издал их единолично. Отсюда в прежнее время заключали, что царь мог издавать законы в силу своей собственной власти независимо от какого-либо другого учреждения в государстве. В настоящее время все признают, что римский царь не имел законодательной власти. Главный довод в пользу этого взгляда заключается в том, что было только что сказано о факторах, ограничивавших царскую власть: всякая важная реформа, касавшаяся частных отношений граждан или государственного строя, должна была неминуемо затронуть религиозные и родовые интересы, которые были настолько могущественны, что царь не мог нарушать их без согласия влиятельных классов граждан. Как при этом объяснить несомненное существование leges regiae, об этом будет сказано в отделе об источниках права.

Внешними отличиями царской власти служили пурпуровая мантия (позднее тога, обшитая пурпуром), скипетр с орлом, кресло из слоновой кости и золотая диадема; ходил и ездил царь в сопровождении 12 ликторов, которые имели в руках пучки прутьев и топоры.

§ 16. Помощники царя. При всей несложности управления, какую мы должны предположить в древнейшем Римском государстве, царь не мог один справиться с разнообразными делами. У него были помощники светские и духовные, которым он поручал ближайшее заведование известными отраслями управления, сохраняя за собой общее руководство. Эти помощники не имели самостоятельной власти; они зависели от царя, хотя есть основание думать, что некоторые из духовных помощников уже в то время стали в самостоятельное положение.

Более важные светские помощники были следующие.

Tribunus celerum - начальник кавалерии, чисто военная должность, без политического значения.

Custos, или praefectus urbis (или urbi) - лицо, которому царь на время своего отсутствия из Рима поручал защиту города и управление текущими делами.

Duoviri perduellionis. Словом perduellio назывались преступления против целого государства. Суд за такие преступления поручался двум гражданам, которых сам царь назначал для каждого отдельного случая. Если их приговор был обвинительный, то осужденный мог обратиться с жалобой к народному собранию (provocatio).

Quaestores parricidii - чиновники, которые должны были производить следствие по преступлениям, носившим общее название parricidium. Это слово сперва означало смертоубийство вообще (а не отцеубийство только), а впоследствии - все преступления, которые, во-первых, расследовались и наказывались по тем же правилам, как и смертоубийство, и, во-вторых, были направлены против отдельных граждан, а не целого государства. Quaestores были постоянной должностью, на которую граждане назначались царем (а не народом).

Из духовных помощников царя для нас имеют интерес те, которые имели влияние на государственную жизнь и на образование или применение права. Таковы были три коллегии фециалов, авгуров и понтифов*(46).

Коллегия фециалов (fetiales), состоявшая из 20 членов, содействовала царю (а впоследствии республиканским магистратам) при международных сношениях; например, они совершали объявление войны, выдачу иностранному государству римских послов, нарушивших международные обычаи, полководцев, заключавших на свой страх с неприятелем договор, который римское правительство отказалось утвердить, и т.п. Все эти международные сношения, по тогдашним верованиям, находились под покровительством богов и потому должны были сопровождаться известными религиозными обрядами. Совершение этих обрядов и лежало на фециалах. Особенно важной роли эта коллегия не играла ни при царях, ни во время республики.

Коллегия авгуров. Все итальянские народы веровали, что Юпитер дает им знать о своей воле с помощью некоторых символических знаков, например, небесных явлений, особенно молнии, крика и полета птиц и т.д. У римлян в особенности развилось обыкновение узнавать волю бога этими способами, что носило название auspicia. Вопросы, с которыми обращались римляне к богу, были чисто практического, так сказать, прозаического свойства, т.е. не о будущем вообще, а о том, благоприятствует ли божество предпринятию известного действия в частной или общественной жизни.

Вопрошать бога, если дело касалось частного интереса, мог каждый частный человек. В вопросах общегосударственных это мог делать только царь (а в республике магистраты). Но тот и другой могли не только сами вопрошать, но и толковать наблюдаемые явления. Однако искреннее (в древнее время) опасение неверно истолковать волю бога и, таким образом, не достигнуть той практической цели, для которой весь акт предпринимался, заставляло римлян обращаться за содействием к людям, которые по какой-либо причине почитались за искусных толкователей. Отсюда совершенно естественно объясняется образование особого класса авгуров. Однородность их технических интересов, потребность в постоянном их содействии государственному управлению и необходимость передачи их специальных знаний новым поколениям должны были рано повести к устройству авгуров в форме коллегии.

Искусство авгуров постепенно разрослось в сложную систему, усвоение которой было возможно только для тех, кто получал доступ в коллегию. А так как без ауспиций не предпринимался ни один важный государственный акт, то авгуры, от которых зависело дать явлениям любое толкование, должны были при благоприятных условиях получить большое влияние на политическую жизнь, что действительно и случилось во время республики. Известно, например, что в начале республики, когда в коллегию имели доступ только патриции, авгуральное искусство нередко употреблялось для устранения актов, вредных патрицианским интересам. Какова была степень влияния авгуров при царях, достоверно неизвестно; предположительно можно сказать, что оно было меньше, чем в республике.

Ко времени царей же предание относит и возникновение коллегии понтифов (pontifices). В республике эта коллегия играла первостепенную роль и в государственной жизни, и в деле образования римского права, о чем будет сказано позже. В настоящем же периоде едва ли царская власть дозволяла ей значительно развить свое влияние.

Каково было первоначальное назначение понтифов, достоверно неизвестно. Судя по позднейшей их деятельности, можно думать, что они были образованными людьми своего времени, обладавшими известными специальными знаниями, которые они употребляли первоначально для религиозных целей, например, они вели счет времени (календарь), участвовали в совершении некоторых юридических актов (усыновление, брак). В республиканское время им принадлежало наблюдение за разнообразными отправлениями в области религии, например, за своевременным приношением жертв, соблюдением установленных праздников, правильным расходованием средств, принадлежавших религиозному ведомству, и т.д.

Коллегия выбирала из своей среды Верховного Понтифа (Pontifex Maximus).

Сенат

§ 17. Предание единогласно свидетельствует, что рядом с царем с древнейших времен в управлении государством принимал участие особый совет, называвшийся Senatus, patres.

Юридическое положение древнейшего сената было уже обрисовано раньше по поводу царской власти: царь, по обычаю, во всех важных делах совещался с сенатом; но решение этого последнего не было обязательно для царя. Царь мог решать дела, даже и не совещаясь с сенатом. Сенат не мог собираться сам без призыва царя (кроме случая междуцарствия).

Фактическое значение сената, как уже было указано выше, было значительно больше, чем юридическое, т.е. царь в огромном большинстве случаев не мог править без содействия сената, если не желал рисковать самым своим положением. Причина этого значения сената заключалась в том, что он опирался на силу родов, о которой было говорено раньше. Именно на эту причину указывает древнейший состав сената.

Вопрос о том, из кого состоял древнейший сенат, нельзя выяснить в подробностях. Но основной принцип, т.е. прямую связь сенаторов с родами, можно признать достоверным, как это видно из следующих соображений. Предание римское, говоря о числе сенаторов, всегда ставит его в соответствие с числом курий и родов. Нормальное число сенаторов считалось 300*(47); ему соответствуют 30 курий, на которые делился римский народ, и 300 родов, которые были распределены по этим куриям*(48). Присоединение новых родов римляне всегда представляют в связи с назначением в сенаторы некоторых членов этих родов*(49).

Самое название сената (от senex) показывает, что первоначально сенаторы были люди пожилые или даже старые, что совершенно понятно: в том простом быту, в котором жили древнейшие римляне, мудрость обусловливалась главным образом личным житейским опытом, который с годами возрастал*(50). Таким образом, мы можем утверждать, что древнейший сенат состоял из старейших и потому наиболее влиятельных членов патрицианских родов.

Однако на основании приведенных данных нельзя идти далее, как это делают некоторые современные писатели, утверждающие, что каждый род имел своего представителя в сенате. Напротив, с большей достоверностью можно утверждать, что назначение в сенаторы совершалось по усмотрению царя. На это указывает идущее от древнейших времен выражение legere in patres, избирать в сенаторы, причем некоторые из римских писателей прямо говорят, что эту lectio совершали цари. К тому же заключению побуждает и принадлежавшее в начале республики консулам право избрания в сенаторы*(51). Конечно, ввиду силы родов цари должны были брать своих соотечественников из среды влиятельных родичей, но они могли отступить от этого правила. Благодаря этому они и могли впоследствии вводить в сенат плебеев.

Что касается предметов ведомства древнейшего сената, т.е. вопросов, по которым царь по обычаю должен был совещаться с сенатом, то об этом нельзя сказать ничего достоверного.

Народное собрание

§ 18. Третьим членом древнейшего государственного устройства было собрание всего народа и притом не в виде бесформенной толпы, а распределенного в курии, почему собрание и называлось comitia curiata.

Предметы ведомства этого собрания и степень его влияния на государственное управление в царский период определить очень трудно вследствие крайней неудовлетворительности наших источников. Ответ по обоим вопросам будет большей частью только вероятный.

Предметы, подлежавшие ведению куриатного собрания, были частью религиозные или, по крайней мере, соприкасавшиеся с религией, частью светские. Из религиозных укажем только на inauguratio regis и совершение завещаний. Выше уже было сказано, что инаугурация совершалась в присутствии всего народа. Два раза в году римляне могли излагать перед народным собранием свои завещания, т.е. делать распоряжения на случай смерти, если они желали изменить обычный порядок наследования*(52). В этих и других подобных случаях народ, по-видимому, созывался особенным способом, именно посредством всенародного объявления о назначаемом собрании. Такой способ созыва обозначался глаголом calare, а отсюда и самое собрание называлось comitia calata*(53).

Участие народа в делах, подлежащих ведению comitia calata, было, по-видимому, чисто пассивное: он выслушивал то, что ему объявлял царь, жрец или гражданин, делавший распоряжения на случай смерти*(54).

Больший для нас интерес, но и больше сомнений представляют светские предметы ведомства. Один из древних историков, Дионисий Галикарнасский, утверждает, что куриатному собранию было предоставлено со времен первых царей избрание магистратов, утверждение законов, объявление войны и заключение мира*(55). Однако сопоставление с другими сведениями заставляет признать это свидетельство недостоверным. Дионисий перенес на куриатное собрание те права, которые в республиканский период принадлежали центуриатному собранию. Более вероятно, что участие народного собрания в государственном управлении при царях было весьма ограничено, как это видно будет из нижеследующего анализа его предметов ведомства.

1. Arrogatio, т.е. тот вид усыновления, когда самостоятельный гражданин (paterfamilias) отдавал себя под отеческую власть другого гражданина. Если усыновляемый имел семью, члены которой были под его властью, то и она со всем имуществом переходила под власть усыновителя, который принимал всех этих новых домочадцев в свою семейную религию. В древнейшее время это усыновление совершалось, вероятно, тогда, когда последний представитель вымирающего рода, не надеясь иметь собственное потомство, желал поддержать существование рода искусственным способом. При этом затрагивались имущественные, религиозные и личные интересы по крайней мере двух, а иногда и многих родов. Поэтому весьма вероятно, что разрешение усыновления зависело от куриатного собрания, в котором принимали участие все члены родов*(56).

2. Cooptatio, т.е. принятие чужестранных родов в число патрицианских. Это право собрания для царского периода источниками не засвидетельствовано; но оно вероятно по косвенным соображениям: слово "cooptatio" указывает на принятие самими родами; в республике требовался для этого акта jussus populi*(57); наконец, интересы римских родов были при этом затрагиваемы так сильно, что едва ли эти роды могли быть устранены от участия в cooptatio.

3. Creatio regis, т.е. избрание царя по предложению междуцаря. Степень участия народа в этом акте была невелика: он мог только принять или отвергнуть предлагаемого кандидата. Выставлять своего кандидата члены народного собрания не имели права. Это право избрания царя можно рассматривать как зародыш будущего права народа на избрание должностных лиц республики (магистратов).

4. Lex de bello indicendo, т.е. право постановлять об объявлении наступательной войны. Однако это право предоставлял народу сам царь, когда находил это нужным*(58), следовательно, оно не принадлежало ему самостоятельно.

5. Точно так же сам царь, когда находил нужным, предоставлял народному собранию уголовный суд по преступлениям, подходившим под понятие perduellio*(59). Мы уже видели, что первоначальный приговор постановляла особая комиссия, назначаемая по усмотрению царя, а затем, по желанию осужденного, дело переносилось на окончательное решение народного собрания. Если бы сам царь взял на себя постановление приговора, то провокация к народу была бы невозможна. Таким образом, и уголовный суд в царском периоде не составлял самостоятельного права народа. Однако оба последних случая мы можем рассматривать как зародыши будущих самостоятельных прав народного собрания.

6. Наконец, что касается законодательной власти народа, то, за исключением вышеприведенного места Дионисия, ничто в источниках не указывает на ее существование в первой половине царского периода. Напротив, римские писатели, рассказывая о первых царях, устроителях Римского государства, изображают их действующими самовластно. Конечно, мы не можем в этих рассказах признать исторически достоверные события, но мы можем из них заключить, что в предании не сохранилось воспоминания о законодательной деятельности народа в первые века его существования. Это заключение подтверждается и более общими соображениями: древнейшие римские учреждения создавались, как и у всякого юного народа, медленным и незаметным путем обычая, следовательно, без участия народного собрания, а затем, пока цари не пытались существенно изменить этих учреждений, т.е. пока не затрагивали связанных с ними интересов всего народа, для этого последнего не было даже повода стремиться к участию в законодательной власти.

Но когда, начиная с Тарквиния Древнего, цари приступили к крупным государственным преобразованиям, они должны были, ради прочности этих последних, заручиться согласием заинтересованного народа на отмену старых и введение новых учреждений. Этим путем, по-видимому, зародилась законодательная власть народного собрания. На него же указывает и слово, которое употреблялось при голосовании в собрании для отвержения нового предложения: antique, т.е. antiqua probo. Во всяком случае, едва ли и во второй половине царского периода законодательная деятельность собрания составляла нормальное, неслучайное явление.

Внешний порядок собраний был следующий. Созывались они царем. Помимо его воли собрание не могло состояться. Призывались все граждане поименно, а в comitia calata посредством всенародного объявления. Местом собрания служил comitium. Царь предлагал вопрос (rogabat populum), на который собрание могло отвечать только "да" или "нет" (utirogas или antiquo). Видоизменять предложение или заменять его новым никто из членов собрания не имел права. Подача голосов совершалась по куриям (curiatim). Каждая курия имела один голос. В пределах каждой курии голосование совершалось поголовно (viritim), и мнение большинства принималось за мнение курии, точно так же мнение большинства курий - за мнение всего собрания.

Из анализа предметов ведомства куриатного собрания мы могли убедиться, что степень участия его в государственном управлении была незначительна. Она окажется еще меньшею, если мы примем во внимание только что указанные нормальные ограничения, т.е. что народ не мог без воли царя составить законного собрания и не имел инициативы в предложении вопросов для решения. По всем этим соображениям нельзя согласиться со взглядом тех ученых, которые признают за народным собранием царского периода верховную власть (суверенитет).

Войско

§ 19. Древнейшее римское войско представляло в миниатюре точный отпечаток всего народа с его подразделениями. Легион (первоначально, вероятно, единственный) состоял из 3000 человек пехотинцев (pedites). Все десять курий каждой трибы должны были поставить 1000 человек. Кавалерия (equites, celeres) состояла из трех сотен (centuriae). Каждая из трех триб должна была поставить 100 всадников. Клиенты также служили в войске; но неизвестно, в чем заключалась их служба; во всяком случае, они играли в войске второстепенную роль. Главная тяжесть военной службы лежала на патрициях, что нам следует иметь в виду для лучшего уразумения последующих событий.


Похожая информация.


Данный выпуск сделан на основании трехтомника “Военная история” Разина и книги “На семи холмах” М.Ю.Германа, Б.П.Селецкого, Ю.П.Суздальского. Выпуск не является специальным историческим исследованием и предназначается в помощь тем, кто занимается изготовлением военной миниатюры.

Краткая историческая справка

Древний Рим – государство, покорившее народы Европы, Африки, Азии, Британии. На весь мир славились римские солдаты своей железной дисциплиной (но не всегда она была железной), блестящими победами. Римские полководцы шли от победы к победе (были и жестокие поражения), пока под тяжестью солдатского сапога не оказались все народы Средиземноморья.

Римская армия в разное время имела разную численность, количество легионов, различное построение. С совершенствованием военного искусства изменялись вооружение, тактика и стратегия.

В Риме существовала всеобщая воинская повинность. В армии начинали служить юношами с 17 лет и до 45 в полевых частях, после 45 до 60 – служили в крепостях. От службы освобождались лица, участвовавшие в 20 кампаниях в пехоте и в 10 в кавалерии. Сроки службы со временем тоже менялись.

В свое время, в связи с тем, что все хотели служить в легкой пехоте (вооружение стоило дешево, оно приобреталось за свой счет), граждане Рима были разделены на разряды. Это было сделано при Сервии Туллии. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее, чем в 100.000 медных ассов, ко 2-му – как минимум 75.000 ассов, к3-му – в 50.000 ассов, к 4-му – 25.000 ассов, к 5-му – 11.500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев, богатством которых было лишь потомство (proles ). Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц – центурий (сотен): 1-й разряд – 80 центурий тяжелой пехоты, являвшихся основной боевой силой, и 18 центурий всадников; всего 98 центурий; 2-й – 22; 3-й – 20; 4-й – 22; 5-й – 30 центурий легковооруженных и 6-й разряд – 1 центурию, в целом 193 центурии. Легковооруженные воины использовались в качестве обозной прислуги. Благодаря разделению на разряды, не было нехватки в тяжеловооруженных, легковооруженных пехотинцах и всадниках. Не служили пролетарии и рабы, так как им не доверяли.

Со временем государство взяло на себя не только содержание воина, но и удерживало с него из жалования за питание, вооружение и снаряжение.

После тяжелейшего поражения под Каннами и в ряде других мест, после Пунических войн армия была реорганизована. Было резко увеличено жалование, разрешили служить в армии пролетариям.

Непрерывные войны требовали много солдат, изменения вооружения, построения, обучения. Армия становилась наемной. Такую армию можно было вести куда угодно и против кого угодно. Так и произошло, когда к власти пришел Люций Корнеллий Сулла (1 в. до н.э.).

Организация римского войска

После победоносных войн IV-III в.в. до н.э. под власть Рима попали все народы Италии. Чтобы держать их в повиновении, римляне предоставляли одним народам больше прав, другим меньше, сея между ними взаимное недоверие и ненависть. Именно римляне сформулировали закон “разделяй и властвуй”.

А для этого нужны были многочисленные войска. Таким образом, римское войско состояло из:

а) легионов, в которых служили сами римляне, состоявших из тяжелой и легкой пехоты и приданной им кавалерии;

б) италийских союзников и союзной конницы (после предоставления италикам прав гражданства, влившихся в легион);

в) вспомогательных войск, набранных из жителей провинций.

Основной тактической единицей был легион. Во времена Сервия Туллия легион насчитывал 4200 человек и 900 всадников, не считая 1200 легковооруженных солдат, не входивших в строевой состав легиона.

Консул Марк Клавдий изменил строй легиона и вооружение. Это произошло в IV веке до н.э.

Легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки), которые напоминали современные роты, взводы, отделения.

Легкая пехота – велиты (буквально – быстрые, подвижные) шла впереди легиона в рассыпном сторю и завязывала бой. При неудаче отходила в тыл и на фланги легиона. Всего их было 1200 человек.

Гастаты (от латинского “гаста” – копье) – копьеносцы, 120 человек в манипуле. Составляли первую линию легиона. Принципы (первые) – 120 человек в манипуле. Вторая линия. Триарии (третьи) – 60 человек в манипуле. Третья линия. Триарии были самые опытные и испытанные бойцы. Когда древние хотели сказать, что настал решающий момент, говорили: “Дело дошло до триариев”.

В каждой манипуле было по две центурии. В центурии гастатов или принципов было по 60 человек, а триариев в центурии было 30 человек.

Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.

В самом начале применения манипулярного порядка легион шел в бой тремя линиями и, если встечалось препятствие, которое легионеры были вынуждены обтекать, таким образом получался разрыв боевой линии, манипул из второй линии спешила закрыть брешь, а место манипула из второй линии занимал манипул из третьей линии. Во время схватки с врагом легион представлял монолитную фалангу.

Со временем третью линию легиона стали использовать как резерв, решавший судьбу сражения. Но если полководец неправильно определял решающий момент боя, легион ждала гибель. Поэтому со временем римляне перешли к когортному строю легиона. Каждая когорта насчитывала 500-600 человек и с приданным конным отрядом, действуя отдельно, представляла собой легион в миниатюре.

Командный состав римской армии

В царское время командующим был царь. Во времена республики командовали консулы, разделив войска пополам, но когда нужно было объединиться, командовали поочередно. Если была серьезная угроза, то выбирался диктатор, которому подчинялся начальник кавалерии, в отличие от консулов. Диктатор имел неограниченные права. У каждого командующего были помощники, которым поручались отдельные части армии.

Отдельными легионами командовали трибуны. Их было шестеро на легион. Каждая пара командовала в течении двух месяцев, сменяя друг друга каждый день, затем уступая второй паре свое место, и т.д. Трибунам были подчинены центурионы. Каждой центурией командовал центурион. Командир первой сотни был командиром манипула. Центурионы имели право солдата за проступки. Они носили с собой виноградную лозу – римскую розгу, это орудие редко оставалось без дела. Римский писатель Тацит рассказывал об одном центурионе, которого вся армия знала под кличкой: “Передай другую!” После реформы Мария, сподвижника Суллы, центурионы триариев получили большое влияние. Их приглашали на военный совет.

Как и в наше время, в римской армии были знамена, барабаны, литавры, трубы, рожки. Знамена представляли собой копье с перекладиной, на которой висело полотнище из одноцветного материала. Манипулы, а после реформы Мария когорты, имели знамена. Над перекладиной было изображение зверя (волка, слона, коня, кабана…). Если подразделение совершало подвиг, то оно награждалось – награда крепилась к древку знамени; этот обычай сохранился и в наши дни.

Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Потеря знамени считалась величайшим позором. Каждый легионер должен был защищать знамя до последней капли крови. В трудную минуту полководец кидал знамя в гущу врагов, чтобы побудить воинов вернуть его обратно и рассеять врагов.

Первое, чему учили солдат – неотступно следовать за значком, за знаменем. Знаменосцы выбирались из сильных и опытных солдат и пользовались большим почетом и уважением.

По описанию Тита Ливия, знамена представляли собой квадратное полотнище, пришнурованное к горизонтальной перекладине, укрепленной на шесте. Окраска полотнища была различной. Все они были однотонными – пурпурными, красными, белыми, синими.

Пока пехота союзников не слилась с римлянами, ей командовали три префекта, выбираемые из числа римских граждан.

Большое значение придавалось интендантской службе. Глава интендантской службы – квестор, ведавший фуражом и продовольствием для армии. Он следил за доставкой всего необходимого. Кроме того, каждая центурия имела своих фуражиров. Особый чиновник, как каптенармус в современной армии, раздавал продукты солдатам. При штабе имелся штат писцов, счетоводов, кассиров, выдававших солдатам жалование, жрецов-гадателей, военных полицейских чиновников, шпионов, трубачей-сигналистов.

Все сигналы подавались трубой. Звук трубы репетировался изогнутыми рожками. При смене караула трубили в трубу-фуцину. В кавалерии употреблялась особая длинная труба, изогнутая на конце. Сигнал к сбору войска на общее собрание давали все трубачи, собранные перед палаткой полководца.

Обучение в римской армии

Обучение бойцов римского манипулярного легиона прежде всего заключалось в том, чтобы выучить солдат идти вперед по приказу центуриона, заполнять разрывы в боевой линии в момент столкновения с противником, спешить слиться в общую массу. Выполнение этих маневров требовало более сложного обучения, чем при обучении воина, сражавшегося в фаланге.

Обучение заключалось еще и в том, что римский солдат был уверен – его не бросят одного на поле боя, что товарищи поспешат к нему на помощь.

Появление легионов, разделенных на когорты, усложнение маневра потребовало более сложного обучения. Не случайно после реформы Мария один из его сподвижников, Рутилий Руф, ввел в римской армии новую систему обучения, напоминавшую систему обучения гладиаторов в гладиаторских школах. Только хорошо обученные солдаты (тренированные) могли преодолеть страх и сблизиться с противником, нападать с тыла на огромную массу врага, чувствуя рядом только когорту. Так мог сражаться только дисциплинированный солдат. При Марии была введена когорта, в которую входили три манипула. В легионе было десять когорт, не считая легкой пехоты, и от 300 до 900 всадников.

Рис.3 – Когортный боевой порядок.

Дисциплина

Римская армия, славившаяся своей дисциплиной, в отличие от других армий того времени, целиком была во власти полководца.

Малейшее нарушение дисциплины каралось смертной казнью, также и невыполнение приказа. Так, в 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде.

Перед консулом всегда шли десять ликторов, несших пучки розог (фасциев, фашин). В военное время в них вставлялся топор. Символ власти консула над своими починенными. Сначала провинившегося секли розгами, затем отрубали голову топором. Если часть или все войско обнаруживало трусость в бою, то проводилась децимация. Децем в переводе на русский означает десять. Так поступил Красс после разгрома нескольких легионов Спартаком. Было выпорото, а затем казнено несколько сот солдат.

Если солдат засыпал на посту, его отдавали под суд, а затем забивали насмерть камнями и палками. За легкие провинности могли выпороть, понизить в чине, перевести на тяжелые работы, уменьшить жалование, лишить гражданства, продать в рабство.

Но были и награды. Могли повысить в чине, увеличить жалование, наградить землей или деньгами, освобождали от лагерных работ, награждали знаками отличия: серебряными и золотыми цепочками, брастетами. Награждение проводил сам полководец.

Обычными наградами были медали (фалеры) с изображением лика бога или полководца. Высшими знаками отличия были венки (короны). Дубовый давался солдату, спасшего товарища – римского гражданина в бою. Венец с зубчатой стеной – тому, кто первый взобрался на стену или вал вражеской крепости. Корона с двуми золотыми носами кораблей, – солдату, первым вступившему на палубу вражеского корабля. Осадный венок давался полководцу, снявшему осаду с города или крепости или освободившему их. Но самая высокая награда – триумф, – давалась полководцу за выдающуюся победу, при этом должно было быть убито не менее 5000 врагов.

Триумфатор ехал на позолоченной колеснице в пурпурной мантии, расшитой пальмовыми листьями. Колесница была запряжена четверкой белоснежных лошадей. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных. За триумфатором шли родственники и друзья, песенники, солдаты. Звучали триумфальные песни. То и дело заздавались крики “Ио!” и “Триумф!” (“Ио!” соответствует нашему “Ура!”). Раб, стоявший позади триумфатора на колеснице, напоминал ему о том, что тот простой смертный и чтобы он не зазнавался.

Например, солдаты Юлия Цезаря, влюбленные в него, идя за ним, подшучивали и смеялись над его плешью.

Римский лагерь

Римский лагерь был хорошо продуман и укреплен. Римское войско, как говорили, таскает за собой крепость. Как только делался привал, сразу же начиналось строительство лагеря. Если надо было двигаться дальше, лагерь бросали недостроенным. Даже разбитый ненадолго, отличался от однодневного более мощными укреплениями. Иногда армия оставалась в лагере на зиму. Такой лагерь называли зимним, вместо палаток строили дома и бараки. Кстати, на месте некоторых римских тагерей возникли такие города, как Ланкастер, Рочестер и другие. Из римских лагерей выросли Кёльн (римская колония Агрипинна), Вена (Виндобона)… Города, в окончании которых есть “…честер” или “…кастр”, возникли на месте римских лагерей. “Каструм” - лагерь.

Место для лагеря выбирали на южном сухом склоне холма. Поблизости должны были находиться вода и пастбище для обозного скота, топливо.

Лагерь представлял собой квадрат, позже прямоугольник, длина которого была на одну треть протяженнее ширины. Прежде всего намечалось место претория. Это квадратная площадь, сторона которой равнялась 50 метрам. Здесь ставились палатки командующего, жертвенники, трибуна для обращения к солдатам полководца; здесь же происходил суд и сбор войска. Направо была палатка квестора, налево – легатов. По обеим сторонам помещались палатки трибунов. Перед палатками через весь лагерь проходила улица шириной 25 метров, главную улицу пересекала другая, шириной 12 метров. На концах улиц были ворота и башни. На них стояли баллисты и катапульты (одно и то же метательное орудие, получило название от метаемого снаряда, баллиста метала ядра, катапульта – стрелы ). По сторонам правильными рядами стояли палатки легионеров. Из лагеря войска могли без сутолки и беспорядка выступить в поход. Каждая центурия занимала десять палаток, манипул – двадцать. Палатки имели досчатый остов, двускатную досчатую крышу и обтягивались кожей или грубым полотном. Площадь палатки от 2,5 до 7 кв. м. В ней жила декурия – 6-10 человек, двое из которых постоянно находились в карауле. Палатки преторианской гвардии и кавалерии были больших размеров. Лагерь обносили частоколом, широким и глубоким рвом и валом высотой 6 метров. Между валами и палатками легионеров было расстояние в 50 метров. Это делалось для того, чтобы неприятель не мог зажечь палатки. Перед лагерем устраивали полосу препятствий из нескольких контрвалационных линий и заграждений из заостренных кольев, волчьих ям, деревьев с заостренными сучьями и сплетенными между собой, образовывавших почти непроходимое препятствие.

Поножи носили римские легионеры с древнейших времен. При императорах были упразднены. Но центурионы продолжали их носить. Поножи имели цвет металла, из которого изготавливались, иногда раскрашивались.

Во времена Мария знамена были серебряными, во времена империи золотыми. Полотнища были разноцветными: белыми, синими, красными, пурпурными.

Рис. 7 – Оружие.

Кавалерийский меч в полтора раза длиннее пехотного. Мечи одоюдоострые, рукоятки делались из кости, дерева, металла.

Пилум – тяжелое копье с металлическим наконечником и стержнем. Наконечник с зазубринами. Древко деревянное. Средняя часть копья обмотана плотно виток к витку шнуром. На конце шнура делали одну-две кисточки. Наконечник копья и стержень были из мягкого прокованного железа, до железа – из бронзы. Пилум метали по щитам противника. Впившееся в щит копье тянуло его к низу, и воин был вынужден бросить щит, так как копье весило 4-5 кг и тащилось по земле, так как наконечник и стержень сгибались.

Рис. 8 – Скутумы (щиты).

Щиты (скутумы) приобрели полуцилиндрическую форму после войны с галлами в IV в. до н. э. Скутумы делались из легких, хорошо просушенных, плотно пригнанных друг к другу досок осины или тополя, обтянуты полотном, а сверху бычьей кожей. По краю щиты окаймлялись полосой металла (бронзы или железа) и крестом клались полосы через центр щита. В центре помещалась остроконечная бляха (умбон) – навершие щита. Легионеры хранили в нем (он был съемный) бритву, деньги и другие мелкие вещи. С внутренней стороны были ременная петля и металлическая скоба, были написаны имя владельца и номер центурии или когорты. Кожа могла быть крашеная: красная или черная. Руку просовывали в ременную петлю и брались за скобу, благодаря этому щит плотно висел на руке.

Шлем в центре более ранний, слева более поздний. На шлеме было три пера длиной 400 мм, в древние времена шлемы были бронзовые, позднее железные. Шлем иногда украшался в виде змей по бокам, которые наверху образовывали место, куда вставляли перья. В более поздние времена единственным украшением шлема был гребень. На макушке римский шлем имел кольцо, в которое продевался реммешок. Шлем носили на спине или на пояснице, как носят современную каску.

Римские велиты были вооружены дротиками и щитами. Щиты были круглые, из дерева или металла. Одеты велиты были в туники, позднее (после войны с галлами) все легионеры стали носить еще и штаны. Часть велитов была вооружена пращами. У пращников на правом боку, через левое плечо, висели сумки для камней. У некоторых велитов могли быть мечи. Щиты (деревянные) обтягивались кожей. Цвет одежды мог быть любой, кроме пурпурного и его оттенков. Велиты могли носить сандалии или ходить босиком. Лучники в римской армии появились после поражения римлян в войне с Парфией, где погиб консул Красс и его сын. Тот самый Красс, который разбил войска Спартака под Брундизием.

Рис 12 – Центурион.

Центурионы имели посеребренные шлемы, не имели щитов и меч носили с правой стороны. Они имели поножи и как отличительный знак на доспехах на груди имели изображение виноградной лозы, свернутой в кольцо. Во времена манипулярного и когортного построения легионов, центурионы находились на правом фланге центурий, манипулов, когорт. Плащ красного цвета, причем все легионеры носили красные плащи. Лишь диктатор и высшие командиры имели право носить пурпурные плащи.

Шкуры животных выполняли роль седел. Стремян римляне не знали. Первые стремена были веревочными петлями. Лошади были не кованы. Поэтому лошадей очень берегли.

Использованная литература

1. Военная история. Разин, 1-2 т. т., Москва, 1987

2. На семи холмах (Очерки о культуре древнего Рима). М.Ю. Герман, Б.П. Селецкий, Ю.П. Суздальский; Ленинград, 1960.

3. Ганнибал. Тит Ливий; Москва, 1947.

4. Спартак. Рафаэлло Джованьоли; Москва, 1985.

5. Флаги государств мира. К.И. Иванов; Москва, 1985.

6. История древнего Рима, под общей редакцией В.И. Кузищиной; Москва, 1981.

Публикация:
Библиотека военно-исторической комиссии - 44, 1989

  • 12. Политическая история Древнего Рима: периодизация и характеристика основных форм государства.
  • 13. Основные тенденции социально-политической борьбы в римском обществе II–I веков до н.Э.
  • 14. Государственные учреждения в период республики.
  • 15. Режим военных диктатур конца республики и переход к монархии.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.
  • 17. Специфика политической истории западноевропейского средневековья: общая характеристика государства, власти и общества.
  • 18. Складывание западноевропейского феодализма и специфика политических отношений в Западной Европе в конце V–X веков.
  • 20. Государственный строй Англии в IX–XIII веках.
  • 21. Возникновение Английского парламента и характеристика сословно-представительной монархии.
  • 22. Характеристика английского абсолютизма.
  • 23. Феодальная раздробленность и усиление королевской власти во Франции в XI–XIII веках.
  • 24. Французское государство в классическое средневековье: сословно-представительная и абсолютная монархия
  • 25. Особенности политического развития Франции в период Столетней войны.
  • 26. Политическое объединение Франции в первой половине XVI века.
  • 27. Раннефеодальное государство в Германии
  • 29. Государственный и общественный строй Византии.
  • 30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках
  • 31. Складывание государственной власти в Японии.
  • 32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.
  • 33 Функционирование политической власти в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
  • 34. Складывание государств Африки в период средневековья и нового времени
  • 35. Содержание политической истории в новое время (общая характеристика государства, политической власти и общества).
  • 36. Английская буржуазная революция: предпосылки, ход итоги.
  • 37. Конституционная монархия Англии в XVIII–XIX веках.
  • 38. Складывание Британской империи
  • 40. Государственный строй сша по Конституции 1787 года.
  • 41. Гражданская война в сша: причины, ход, результаты.
  • 42. Великая французская буржуазная к 70-м гг. XVIII в.
  • 43. Формы правления во французском государстве первой половины XIX века (1804–1852)
  • 44 Парижская коммуна 1871 года.
  • 45. Эволюция германской государственности в XIX веке
  • 46. Характеристика японского государства XIX века.
  • 47. Структура государственной власти Китая XIX века.
  • 48. Республиканская форма правления в государствах Латинской Америки XIX века.
  • 50. Структурно-функциональная эволюция государственной власти в сша XX века.
  • 51. Политика «нового курса» ф.Д. Рузвельта в сша.
  • 52. Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX – первой половине хх века
  • 53. Эволюция государственной власти в Англии хх века.
  • 54. Организация местного управления в Великобритании хх века.
  • 55. Третья республика во Франции XX века и ее падение.
  • 56. Характеристика политического устройства Четвертой республики во Франции
  • 57. Пятая республика во Франции (1958 – настоящее время).
  • 58. Характеристика политического режима Веймарской республики в Германии.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).
  • 61. Установление фашистской диктатуры в Италии
  • 62. Образование Итальянской республики после Второй мировой войны и эволюция политической власти.
  • 63. Эволюция власти и общества в Японии XX века.
  • 64. Синьхайская революция 1911 года и падение монархии в Китае.
  • 65. Образование и развитие Китайской народной республики.
  • 67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.
  • 68. Характер и формы революций 1940-х годов в Центральной и Восточной Европе.
  • 69. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе в ходе революций 1989–1990 гг.
  • 70. Постсоциалистическая фаза государственного строительства в Центральной и Восточной Европе.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.

    Римская империя (лат. Imperium Romanum, Res publica Romana (Римская республика) , греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) - постреспубликанская фаза в развитии древней римской цивилизации, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени начиная с правления первого императора Августа, до падения империи на Западе, то есть с 27 года до н. э. по 476 годы. На Востоке Римская империя продолжала существовать, постепенно трансформируясь в Византию.

    Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

    1. Принципат - форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. - III веке н. э. Период Принципата можно разделить на следующие этапы:

    а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. - 68 н. э.)

    б) Год четырёх императоров - масштабный кризис власти (68-69)

    в) Правление династий Флавиев И Антонинов - расцвет системы принципата (69-192)

    г) Правление династии Северов - начало формирования военно-бюрократической системы (193-235)

    д) Кризис III века - полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235-284) Принципат (лат. principatus, от princeps - первый сенатор, сенатор открывающий заседание) - условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. - 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

    В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

    Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. еальная власть была сосредоточена в руках прицепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

    Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

    2. Доминат (284-476 гг.) - политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

    а) Правление Диоклетиана и Константина I - формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284-337)

    б) Империя IV века н. э. - достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337-395)

    в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395-476)

    Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») - форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284-305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

    Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью» «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан. Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

    Слово dominus также может переводиться как «государь».

    Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали фукционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

    В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «доминус» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

    Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя ее предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

    Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

    Несмотря на усиление власти императора и еще большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все еще существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

    Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями еще в детстве.

    Дата окончания истории Римской империи дискусионна. Для Запада обычно называется дата 476 год - год смещения императора Ромула Августула или 480 год - год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты - конец V века, 610 год, 1204 год, 1453 и другие.

    в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;

    в изменении самой объединяющей власти;

    в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;

    в объединении юридических правовых идеалов и

    в объединении нравственных идеалов.

    Этот процесс объединения, плодотворный и прогрессивный, достигает своего полного развития к концу II в. Но он имеет и обратную сторону: он сопровождается понижением культурного уровня и исчезновением свободы, что проявляется в III в. Между тем совершается религиозное объединение античного мира на почве христианства, торжество которого над язычеством наполняет IV в.

    На протяжении V в. Рим неоднократно подвергается нападениям со стороны варваров, которые в 476 г. навсегда уничтожат классическую римскую цивилизацию. В новом дуализме на римской почве зарождается новый исторический период. Успех социального объединения и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций особенно наглядно проявляется в истории самих императоров, личная судьба и характер которых становится самым видным фактором в истории империи.