Болезни Военный билет Призыв

Понятие кроссинговера. Кроссинговер, механизмы и эволюционное значение. То же самое с терминами

Святой Казимир
Kazimierz

Св. Казимир. Неизвестный художник, около 1520. Литовский художественный музей
Рождение:
Смерть:
Почитается:

в католичестве

Канонизирован:
День памяти:
Покровитель:

Литвы, Польши, молодёжи, ремесленников

Казими?р (Кази?меж; 3 октября 1458(14581003 ) , Краков - 4 марта 1484, Гродно) - литовский княжич и польский королевич, святой покровитель Польши и Литвы. Покровитель молодёжи. В 1481-1483 годах наместник Казимира IV в Королевстве Польском.

Биография

Представитель династии Ягеллонов. Внук Ягайло, второй сын короля польского и великого князя литовского Казимира IV и Эльжбеты Ракушанки, младшей дочери короля Германии Альбрехта II .

Родился в Кракове 3 октября 1458 года. До девяти лет воспитывался матерью , позже получил образование в гуманистическом духе. Среди его учителей были историк Ян Длугош и поэт Каллимах (в 1472-1474 годах) , а также Станислав Шидловецкий. Для воспитания своих сыновей Казимир выбрал замок в Старом Сонче, который был тихим далёким от столичных интриг местом . Казимир, воспитывавшийся как будущий венгерский король, владел латынью и немецким языками .

В 1471 году вместе с войском совершил поход на Венгрию, королём которой был избран противниками короля Матвея Корвина. Не получив обещанной военной помощи, поляки покинули Венгрию . В 1474 году участвовал в люблинских переговорах с венгерской стороной о создании антитурецкой лиги, с 1475 участвовал в заседаниях коронного совета как наследник престола . В 1475-1476 годах находился с отцом в Великом княжестве Литовском. В 1476 году участвовал в переговорах с Орденом в Мальборке. С 1479 года находился в Литве. После того как в 1481 году был раскрыт заговор против его отца, Казимир выехал в Великое княжество, оставив наместником Польши королевича Казимира . Резиденция Казимира находилась в Радоме . В том же году, ссылаясь на обет целомудрия, он отказался от брака с дочерью императора Фридриха III .

В 1483 году Казимир был вызван отцом в Вильну для занятия должности коронного подканцлера. В 1483, уже будучи больным (вероятно, туберкулёзом), приехал в Вильну . В конце года вместе с отцом направился на съезд шляхты в Люблин, но из-за плохого самочувствия был вынужден остановиться в Гродно. Узнав в феврале о тяжёлом состоянии сына, Казимир IV приказал закончить мероприятие и возвратился в Гродно. Королевич Казимир скончался в Гродно 4 марта в присутствии отца. Прах был перевезен в Вильну, где захоронен в часовне Божьей Матери Кафедрального собора .

Канонизация

При жизни Казимир обращал на себя внимание современников образованностью, скромностью и набожностью. О чрезвычайной набожности королевича писали все его биографы . Ранняя смерть члена правящего семейства вызвала сочувственный отклик в Польше и Литве, выразившийся в прославляющих королевича высказываниях и эпитафиях.

В канонизации Казимира играли роль политические факторы. У крещённой в 1387 году Литвы не было «своего» святого. Кроме того, святой Ягеллон дал бы дополнительный вес династии и связанным с нею знатным родам. Усиленные старания о канонизации своего брата предпринимал Сигизмунд. В 1517 году папа римский Лев X назначил соответствующую комиссию. Присланный в Литву папский легат ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил его жизнеописание и литургические тексты в его честь. Папа римский Лев X издал в 1521 году канонизационную буллу, однако она пропала вместе с другими документами, связанными с канонизацией Казимира. Только королю Сигизмунду III Вазе удалось получить новую буллу лат. Quae ad Sanctorum , изданную 7 ноября 1602 года Климентом VIII на основе копии буллы Льва X, обнаруженной в ватиканском архиве.

По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

Культ

В 1613 году святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского и с тех пор считается главным покровителем Литвы, в 1636 году объявлен покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

Казимир - единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В кафедральном соборе хранится образ святого Казимира с тремя руками. Считается, что образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длина. Он её закрасил её и написал другую руку, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник её ни закрашивал, она вновь и вновь появлялась. Тогда художник принялся закрашивать новую руку, но и она не поддавалась.

Казюк

По традиции в день памяти святого Казимира с примыкающими к нему ближайшими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Казю?к». Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади, с 1901 года - на Лукишской площади, позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки сопровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников - сельскохозяйственные орудия и их детали (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.

Генеалогия

Владислав II
Ягайло
ок. 1351
zm. 1 июня 1434
Софья
Гольшанская
ок. 1405
21 сентября 1461
Альбрехт II
Габсбург
16 августа 1397
27 октября 1439
Елизавета
Люксембургская
5 октября 1409
19 декабря 1442
Казимир IV
Ягеллон
30 ноября 1427
7 июля 1492
Эльжбета
Ракушанка
1436
30 августа 1505
Казимир
3 октября 1458
4 марта 1484

Примечания

Литература

  • Lipnicki A. ?ycie, cuda i ?mier? ?wi?tego Kazimierza. - Wyd. 2. - Wilno, 1907. (польск.)
  • Prochaska A. Wyprawa ?w. Kazimierza na W?gry (1471-1474) // Ateneum Wile?skie. - 1-2. - Wilno: Towarzystwo Przyjaci?? Nauk, 1923. (польск.)
  • Jodziewicz A. Miejsce zgonu ?w. Kazimierza // Ateneum Wile?skie. - r. III. - zesz. 9. - Wilno: Towarzystwo Przyjaci?? Nauk, 1925. (польск.)
  • Rabikauskas P. Lietuvos glob?jas ?v. Kazimieras. - Vilnius, 1993. (лит.)
  • Samsonowicz H. Kaplica ?w. Kazimierza w Wilnie i uroczyste przeniesienie relikwii ?wi?tego w 1636 roku // Sztuka ziem wschodnich Rzeczypospolitej XVI-XVIII w. / red. Jerzy Lileyko. - Lublin, 2000. (польск.)
  • Ankstyvieji ?v. Kazimiero «Gyvenimai» / Sudare Mintautas ?iurinskas. - Vilnius: Aidai, 2004. (лит.)
  • Kiryk F. Kr?lewicza Kazimierza Jagiello?czyka dzia?alno?? publiczna // Studia Historyczne. - 2005. - Z. 1. - S. 3-14. (польск.)

Ссылки

  • ?wi?ty Kazimierz, kr?lewicz // Сайт «Internetowa Liturgia Godzin». (польск.)
  • Ковалёв В. Казимир // Католическая энциклопедия. В 4 т. - Т. 2. - М ., 2005. ISBN 5-89208-054-4.
  • Ярашэвіч А. Святы Казімір у гісторыі і мастацтве // Наша Вера. - № 1(19). - 2002. (белор.)

Казимир (Казимеж; родился 3 октября 1458 года, Краков – умер 4 марта 1484 года, Гродно) - польский королевич, литовский княжич, покровитель молодежи, святой покровитель Польши и Литвы. В 1481-1483 годах был наместником Казимира IV (Польское Королевство). Святой Казимир – первый и единственный святой с таким именем.

Жизнеописание

Отец Казимира – король польский и великий князь литовский Казимир IV, мать – Эльжбета Ракушанка, младшая дочь императора Священной Римской империи Альбрехта II.

Детство Казимир провел в спокойном и удаленном от столичных политических перипетий замке в Старом Сонче. Получил гуманистическое образование. В качестве будущего венгерского короля, Казимир должен был в совершенстве знать немецкий язык и латынь. В учителя к нему были приглашены известные гуманисты того времени: историк Ян Длугош, поэт Каллимах (в 1472-1474 годах) и Станислав Шидловецкий.

В возрасте 13-ти лет, в 1471 году, Казимир возглавил свой первый военный поход на Венгрию, корону которой ему предложили недруги венгерского короля Матвея Корвина. Однако компания потерпела фиаско, и войска Казимира вынуждены были отступить, не получив военной поддержки внутри страны. С этого времени Казимир начинает принимать активное участие в политической жизни.

В 1474 году он вносит свой вклад в организацию антитурецкой лиги в ходе люблинских переговоров. Как наследник престола в 1475 году он присутствует на заседаниях коронного совета. Совместно с отцом в 1475-1476 годах он посещает Великое княжество Литовское.

В 1476 году в Мальборке он участвует в переговорах с Тевтонским орденом. В 1479 году Казимир едет в Литву, где и находится вплоть до 1481 года. Тогда была раскрыта попытка заговора против его отца, что потребовало личного присутствия Казимира. В результате он был назначен наместником Польши и выбрал себе резиденцию в Радоме.

Казимир отказался от брака с дочерью императора Фридриха II, поскольку принял обет безбрачия.

К 1483 году Казимира уже ослаблено, скорее всего туберкулезом, тем не менее, он едет в Вильну, где получает назначение коронным подканцлером. В том же году Казимир вместе с отцом едет в Люблин, где планировал участвовать в съезде шляхты. Однако в Гродно он вынужден был прекратить свое путешествие из-за ухудшения здоровья.

Состояние здоровья Казимира стало вызывать серьезные опасения, и его отец прервал съезд и прибыл в Гродно. 4 марта на руках у отца в гродненском замке умер королевич Казимир. Захоронен он в Вильне, в часовне Божьей Матери Кафедрального собора.

Канонизация

Казимир получил хорошее образование, был скромен и глубоко религиозен. Горе, постигшее королевскую семью в связи со столь ранней кончиной королевича, породило волну сочувствия жителей Польши и Литвы.

Младший брат Казимира, Сигизмунд, активно проводил кампанию по причислению Казимира к лику святых. На то были политические причины. Литву крестили в 1387 году, и у нее не было «своего» святого. К тому же, святой Ягеллон придал бы веса и влияния династии.

Благодаря стараниям Сигизмунда, в 1517 году папа римский Лев X собрал комиссию. Папский легат, прибывший в Литву, ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил литургические тексты и его жизнеописание. В 1521 году была выпущена папская булла, согласно которой Казимир был канонизирован.

К несчастью этот документ был утерян. В конечном счете, королю Сигизмунду III была вручена новая канонизационная булла (лат. Quae ad Sanctorum), изданная 7 ноября 1602 года папой Климентом VIII.

В 1604 году была проведена церемония канонизации в кафедральном соборе Святого Станислава в Вильне, для чего была вскрыта могила Казимира, где его останки были обнаружены не истлевшими. В тоже время при иезуитской коллегии провели освящение начала строительства первого костела святого Казимира.

Мощи святого неоднократно переносились. В 1636 году со всеми почестями их переместили в капеллу Святого Казимира кафедрального собора, в 1953 году – в костел святых Петра и Павла. Наконец, торжественное водворение мощей на их законное место в кафедральном соборе произошло 4 марта 1989 года.

Культ

  • 1613 год – святой Казимир был провозглашен патроном Великого княжества Литовского, с тех пор он главный покровитель Литвы.
  • 1636 год – Казимир объявлен покровителем Литвы и Польши.
  • 11 июня 1948 года – Папа Пий XII провозгласил его небесным покровителем молодежи.
  • В Литве Казимира считают покровителем ремесленников.

    На иконах святого Казимира изображают как князя, в соответствующей одежде, с митрой на голове и лилией в руках.

    Чудотворную икону можно увидеть в кафедральном соборе Вильнюса. Согласно легенде, иконописец, заканчивая работу, обнаружил, что нарисовал одну из рук святого с неправильными пропорциями и неестественным положением. Художник постарался исправить ошибку. Он закрасил руку и нарисовал новую. Но краска не смогла скрыть исходное изображение. Так появился образ, на котором святой Казимир изображен с 3-мя руками.

    Казюк

    Казюк («Ярмарка Казюкаса») – это традиционная ярмарка в Вильнюсе, сопровождающаяся карнавалом, проходящая в выходные дни, ближайшие ко дню памяти святого Казимира. Изначально эта ярмарка проходила на площади у кафедрального собора, позднее была перенесена на 2-х главных рынка города.

    В настоящее время это мероприятие охватывает несколько площадок города и улицы. Ранее на ярмарке можно было приобрести всевозможные сельскохозяйственные товары, предметы домашней обстановки и прочие работы ремесленников. Традиционным товаром на этой ярмарке считаются виленские «пасхальные вербы» – композиции, составленные из подкрашенных высушенных цветов.

    Сегодня это ярмарка произведений декоративно-прикладного искусства, сувениров, а также польских и литовских народных ремесел.

    Святой Казимир – небесный покровитель Литвы, Польши и Белой Руси

    Святой Казимир был сыном Казимира IV Ягеллона Великого (1427 - 1492), короля Польши и Великого княжества Литовского и Елизаветы (Эльжбеты) Австрийской, дочери императора «Священной Римской империи» Альберта II. Он происходил из древнего и славного литовского рода Ягеллонов, потомков князя Ягайло, в течение 186 лет правивших объединённым польско-литовским государством.

    У короля Казимира IV было 13 детей - 7 дочерей и 6 сыновей. Из них четверо - Владислав, Ян Ольбрахт, Александр и Сигизмунд - Август стали королями. Сын Фредерик стал кардиналом и архиепископом Гнезненским. А королевскому сыну Казимиру суждено было умереть молодым, а после смерти стать святым и небесным покровителем Великого княжества Литовского, а ныне - Польши, Литвы и Белоруссии, а также города Ружаны и стольного града Вильны (ныне Вильнюс) .

    Святой королевич родился 3 октября 1458 года в Кракове. В детстве и ранней молодости учителем и наставником королевских детей, в том числе и Св. Казимира был известнейший польский историк, церковный деятель и гуманист Ян Длугош. Длугош между прочим известен тем, что впервые познакомил польско - литовскую общественность с творениями античных классиков, а также написал историю Королевства Польского, где содержатся значительные сведения и о древней истории Литовско-Русского государства (между прочим, благодаря Длугошу мы знаем про иконописцев из Литвы, расписавших костёлы в Малой Польши, православными («византийской») фресками). Ян Длугош выбрал для проживания королевичей тихий замок в Старом Сонче, вдали от шумного королевского двора с его шумными пирами, светскими забавами и интригами.


    Ян Длугош и маленький королевич Казимир.


    Когда король Казимир приезжал с семьёй в Вильну, Длугош приводил Св. Казимира для молитвы в Медницкий замок. В 1471 году, когда Св. Казимиру было всего 13 лет венгерские владетельные князья и дворяне захотели провозгласить его венгерским королём. Однако другая часть венгерского дворянства с 1457 года стояла горой за прославленного Матиаша (Матвея) Корвина (Корвин по мадьярски - ворон), сына великого Яноша Хуньяди. Королевич вместе со своими братьями и 20 - ти тысячным войском отправился в Венгрию. Однако партия Корвина просто так сдаваться не собиралась. Дойдя с войском до границ Венгрии, святой Казимир прослышав, что король - Ворон помирился со своими недругами и собрал 60 -ти тысячную армию для отпора полякам, а также, что римский папа Сикст IV отправил к польскому королю посольство, призванное убедить его отказаться от претензий на Венгрию, на свой страх и риск, не посоветовавшись с отцом, вернулся с войском обратно в Польшу, предпочитая не начинать междоусобную брань с христианами перед лицом угрозы турецкого нашествия. Однако святой не сразу вернулся в Краков, а направился в находившийся неподалёку замок Добжа, где провёл месяц в покаянии, ибо своим отказом сражаться за венгерский престол он нарушил волю отца. Король - отец полностью простил сына и назначил Св. Казимира наместником Великого княжества Литовского с резиденцией в Вильне (хотя литовско-русская шляхта просила в наместники другого королевича - Яна - Ольбрехта). А в 1481 - 1483 годах во время своего отсутствия король оставлял Св. Казимира наместником в Польше. В 1480 году правление Св. Казимира было омрачено вторжением в пределы Литовского государства татарской армии хана Большой Орды Ахмата, который будучи крайне разозлён неудачей в своём противостоянии с Великим князем Московским и всея Руси Иваном III Васильевичем на реке Угре, разорил в Литовской Руси 14 городов за то, что отец королевича Казимир IV, союзник Ахмата, не подал помощи хану против московского войска.

    В Вильне святой королевич уединённо и тихо жил в Нижнем замке. Он отличался необыкновенной набожностью, был защитником и покровителем бедняков. О его необыкновенном благочестии писали все его биографы, начиная от Захария Фереры и знаменитого Петра Скарги до авторов XIX века. По словам первого биографа святого Захарии Фереры его чаще видели в костёле, чем во дворце.


    Святой Казимир и Дева Мария.


    Особо святой венценосный юноша почитал Пресвятую Деву Марию. Его довольно долго считали автором гимна в честь Девы Марии «Omni Dei», хотя на самом деле это произведение принадлежит перу католического святого XII века Бернарда Клервосского. Жизненный девиз Св. Казимира гласил «После Бога более всего надо любить правду и справедливость».

    В 1483 году вернувшись из Польши в Вильну, Св. Казимир заболел туберкулёзом лёгких. В том же году он уже больной посетил на Коляды по делам государственного управления город Гродно. Здесь его состояние резко ухудшилось, и 1 марта его отвезли обратно в Вильну, где святой умер 4 марта 1484 года в Нижнем замке. Жители Вильны и всей Литвы горько плакали о нём, ибо в народе его очень любили за набожность, справедливость, доброту и щедрость.

    Святого королевича похоронили в кафедральном соборе города Вильны, построенном его отцом.

    После смерти Св. Казимира на его могиле стали происходить чудеса. Все они (а было всего 408 чудес) были официально задокументированы в 17 веке католическим священником Р. Свенцицким.

    Вот некоторые из них:

    Первое зафиксированное чудо - это воскрешение из мёртвых девочки Уршулки, дочери виленского мещанина в конце 15 века.

    От ужасной головной боли при гробнице святого была исцелена литовская аристократка Катерина Тенчинская, впоследствии жена гетмана Христофора Радзивилла, по прозвищу Перун.

    Дочка Тенчинской и Христофора Радзивилла Альжбета (Елизавета), впоследствии жена Льва Сапеги, спаслась от смерти по молитвам Св. Казимира.

    В 1600 году королевский секретарь Николай Ясинский тяжело заболел в Варшаве горячкой. Врачи не могли его спасти, но он выжил и выздоровел, молясь Св. Казимиру.

    Старик - слуга Николая Ясинского исцелился от припадков эпилепсии, которыми он страдал 50 лет.

    Сам священник Свенцицкий был чудесным образом спасён от смерти Св. Казимиром. На горной дороге на крутом повороте карета, на которой ехал Свенцицкий, опрокинулась и готова была сорваться в пропасть. Но внезапно из ниоткуда появился юноша в ослепительно белой одежде, поразительно похожий на Казимира. Он схватил карету за заднее колесо и оттащил её от края пропасти.


    Святой Казимир. Картина кисти Карла Дольчи. 2-я половина 17 века. Хранится в Музее изобразительных искусст им. А. С. Пушкина. Москва.


    Особо стоит отметить посмертные ратные подвиги святого. Кроткий и благочестивый юноша, в земной жизни предпочитавший не брать в руки оружие, после смерти неоднократно помогал польским и литовским воинам в боях с врагами его земного отечества. Вот некоторые примеры:

    1. Самое известное чудо. В 1518 году во время войны Великого княжества Литовского с Московским государством, московское войско, в составе которого были также новгородцы и псковичи, под предводительством воевод князей Василия и Ивана Шуйских и князя Михаила Кислицы осадили Полоцк. Литовские силы были малы и не могли успешно защищать город. Положение было критическое. Король Сигизмунд I молился своему умершему брату. И внезапно над литовскими войсками появился юноша в белых одеждах и на белом коне. Ободрённые этим видением литвины под предводительством пана Волынца бросились в атаку на московитян и разбили их. В 1652 году в одной миле от Полоцка, на месте чудесного явления отцы-иезуиты основали костёл во имя Св. Казимира.

    2. В 1604 году знаменитый литовский коронный гетман, суровый воин и добрый католик, Ян-Кароль Ходкевич (тот самый, ходивший в 1612 году на Москву и разбитый Мининым и Пожарским), отправляясь на войну со шведами, долго молился перед гробницей святого, возложил на гробницу свой меч, исповедался и причастился и только после этого выступил в поход. И в битве у Кирхгольма 27 июня 1605 года он наголову разгромил шведское войско.

    3. Польский король Ян Собеский, отправляясь с армией на помощь осажденной турками Вене, повелел служить в соборе у гроба святого Казимира молебны за успех христианского оружия. И свою знаменитую победу Ян Собеский приписывал заступничеству святого.

    Сразу после смерти Св. Казимира, стараниями короля Сигизмунд началась подготовка к его официальной канонизации. В 1517 году папа римский Лев X назначил соответствующую комиссию. Присланный в Литву папский легат ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил его жизнеописание и литургические тексты в его честь. Папа римский Лев X издал в 1521 году канонизационную буллу, однако она пропала вместе с другими документами, связанными с канонизацией Казимира. Только королю Сигизмунду III Вазе удалось получить новую буллу лат. Quae ad Sanctorum, изданную 7 ноября 1602 года Климентом VIII на основе копии буллы Льва X, обнаруженной в ватиканском архиве.


    По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

    В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

    В 1613 году святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского, получившего своего собственного святого, и с тех пор королевич считается главным покровителем Литвы.

    В 1636 году его объявли покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

    Казимир - единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

    По традиции в день памяти святого Казимира с примыкающими к нему ближайшими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Казю́к». Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади, с 1901 года — на Лукишской площади, позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки сопровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников — сельскохозяйственные орудия и их детали (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.

    Чудотворный образ святого Казимира. Около 1520 года.


    Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В кафедральном соборе хранится образ святого Казимира с тремя руками. Считается, что образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длина. Он её закрасил её и написал другую руку, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник её ни закрашивал, она вновь и вновь появлялась. Тогда художник принялся закрашивать новую руку, но и она не поддавалась.

    Использованные материалы:

    Святой Казимир был сыном Казимира IV Ягеллона Великого (1427 - 1492), короля Польши и Великого княжества Литовского и Елизаветы (Эльжбеты) Австрийской, дочери императора «Священной Римской империи» Альберта II . Он происходил из древнего и славного литовского рода Ягеллонов, потомков князя Ягайло, в течение 186 лет правивших объединённым польско-литовским государством.

    У короля Казимира IV было 13 детей - 7 дочерей и 6 сыновей. Из них четверо - Владислав, Ян Ольбрахт, Александр и Сигизмунд - Август стали королями. Сын Фредерик стал кардиналом и архиепископом Гнезненским. Акоролевскому сыну Казимиру суждено было умереть молодым, а после смерти стать святым и небесным покровителем Великого княжества Литовского, а ныне - Польши, Литвы и Белоруссии, а также города Ружаны и стольного града Вильны (ныне Вильнюс) .

    Святой королевич родился 3 октября 1458 года в Кракове. В детстве и ранней молодости учителем и наставником королевских детей, в том числе и Св. Казимира был известнейший польский историк, церковный деятель и гуманист Ян Длугош. Длугош между прочим известен тем, что впервые познакомил польско - литовскую общественность с творениями античных классиков, а также написал историю Королевства Польского, где содержатся значительные сведения и о древней истории Литовско-Русского государства (между прочим, благодаря Длугошу мы знаем про иконописцев из Литвы, расписавших костёлы в Малой Польши, православными («византийской») фресками). Ян Длугош выбрал для проживания королевичей тихий замок в Старом Сонче, вдали от шумного королевского двора с его шумными пирами, светскими забавами и интригами.


    Ян Длугош и маленький королевич Казимир.

    Когда король Казимир приезжал с семьёй в Вильну, Длугош приводил Св. Казимира для молитвы в Медницкий замок. В 1471 году, когда Св. Казимиру было всего 13 лет венгерские владетельные князья и дворяне захотели провозгласить его венгерским королём. Однако другая часть венгерского дворянства с 1457 года стояла горой за прославленногоМатиаша (Матвея) Корвина (Корвин по мадьярски - ворон), сына великого Яноша Хуньяди. Королевич вместе со своими братьями и 20 - ти тысячным войском отправился в Венгрию. Однако партия Корвина просто так сдаваться не собиралась. Дойдя с войском до границ Венгрии, святой Казимир прослышав, что король - Ворон помирился со своими недругами и собрал 60 -ти тысячную армию для отпора полякам, а также, что римский папа Сикст IV отправил к польскому королю посольство, призванное убедить его отказаться от претензий на Венгрию, на свой страх и риск, не посоветовавшись с отцом, вернулся с войском обратно в Польшу, предпочитая не начинать междоусобную брань с христианами перед лицом угрозы турецкого нашествия. Однако святой не сразу вернулся в Краков, а направился в находившийся неподалёку замок Добжа, где провёл месяц в покаянии, ибо своим отказом сражаться за венгерский престол он нарушил волю отца. Король - отец полностью простил сына и назначил Св. Казимира наместником Великого княжества Литовского с резиденцией в Вильне (хотя литовско-русская шляхта просила в наместники другого королевича - Яна - Ольбрехта). А в 1481 - 1483 годах во время своего отсутствия король оставлял Св. Казимира наместником в Польше. В 1480 году правление Св. Казимира было омрачено вторжением в пределы Литовского государства татарской армии хана Большой Орды Ахмата, который будучи крайне разозлён неудачей в своём противостоянии с Великим князем Московским и всея Руси Иваном III Васильевичем на реке Угре, разорил в Литовской Руси 14 городовза то, что отец королевича Казимир IV , союзник Ахмата, не подал помощи хану против московского войска.

    В Вильне святой королевич уединённо и тихо жил в Нижнем замке. Он отличался необыкновенной набожностью, был защитником и покровителем бедняков. О его необыкновенном благочестии писали все его биографы, начиная от Захария Фереры и знаменитого Петра Скарги до авторов XIX века. По словам первого биографа святого Захарии Фереры его чаще видели в костёле, чем во дворце.

    По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

    В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

    В 1613 году святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского, получившего своего собственного святого, и с тех пор королевич считается главным покровителем Литвы.

    В 1636 году его объявли покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

    Казимир - единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

    По традиции в день памяти святого Казимира с примыкающими к нему ближайшими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Казю́к». Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади, с 1901 года — на Лукишской площади, позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки сопровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников — сельскохозяйственные орудия и их детали (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.