Болезни Военный билет Призыв

Понятие чередования. Типы чередований: чередования позиционные и непозиционные, фонетические и исторические. Понятие чередования, типы чередований

Чередование всегда связано с изменением фонемного состава слова или морфем. Все чередования происходят в рамках морфемы и при сохранении морфемного тождества.

В результате чередования возникают варианты морфемы, которые называются алломорфами.

Чередования могут быть обусловлены как живыми, так и историческими фонетическими законами (живые и исторические чередования).

Живые чередования , как правило, не отражаются на письме, обусловлены живыми фонетическими процессами.

Живые чередования русских гласных бывают комбинаторными и позиционными.

· Комбинаторные обусловлены предшествующим твёрдым согласным и касается только фонем и/ы. Происходит на стыке служебного безударного слога и ударного знаменателя (из игры, конец игры и т.д.)

· Позиционные чеедования русских гласных происходят в безударных позициях

о/а – ноги/нога

о/и – тепло/теплый

а/и – час/часы

э/и – лес/в лесу

Живые чередования русских согласных также бывают позиционными и комбинаторными.

· Позиционные - чередования по глухости/звонкости и это чередование обусловлено действием современного фонетического закона: в конце слова перед паузой произносится шумный глухой согласный (только если имеет как сильную, так и слабую позицию): дуб, зуб, лоб, берёз, коров, стриг, лез, полз. (В чередовании участвуют только те согласные, которые имеют пару по глухости/звонкости).

· Комбинаторные (как по глухости/звонкости, так и по твёрдости/мягкости)

А) если в стечении двух согласных последующий - глухой, то всё стечение глухо

Б) если в стечении двух согласных последующий – звонкий, то всё стечение звонко

Чаще всего чередования происходят на морфемном шве: подготовить (на стыке приставки и корня), завязать – завязка (на стыке корня и суффикса)

*в чередованиях по глухости/звонкости не участвуют сонорные, перед ними могут звучать как звонкие, так и мягкие согласные: икра, игра.

*не участвуют в чередовании глухие непарные

* особенным образом ведут себя <в’> и <в>. Если они оказываются перед глухими, то чередование происходит: пуговица – пуговка. А если они оказываются после глухого, то чередование не происходит (ведут себя как сонорные): битва, подошва.

*ассимилятивные процессы возможны на стыке служебных и знаменательных слов (в саду), при быстром темпе речи на стыке двух знаменательных слов (вкус гороха)

В) некоторые твёрдые согласные изменяют свой дифференциальный признак (твёрдость/мягкость), оказываясь внутри морфемы перед мягкой согласной. Комбинаторное смягчение наблюдается у согласных одного места образовании с//с’, з//з’ перед мягкими переднеязычными: артист/артистичный, тесный/потеснить, кислый/кислее

Г) чередование н//н’: блин/блинчик, команда/командир, винт/винтик, бант/бантик

Д) т//т’, д//д’: плотный/плотнее, пятнистый, родной/родня, въедаться/въедливый

Е) перед средним сонантом j могут смягчаться любые твёрдые согласные: тряпки/тряпьё, варёный/варенье, ком/комья

*в комбинаторных чередованиях не участвуют заднеязычные, но клок/клочья, друг/друзья

Ж) чередования в стечении двойных согласных могут произноситься как твёрдо, так и мягко, и становятся длинными: группа – группе

Факультативные смягчения:

1. На первом морфемном шве: делать – подделать

2. При ассимиляции губных согласных

3. В случае стечения согласных разного места образования: дверь

4. На стыке служебного и знаменательного слова: без денег

*не смягчаются заднеязычные, сонанты Л и Р на стыке знаменательных слов внутри синтагмы

*ассимилятивные смягчения во многом зависят от стиля и темпа речи

Живые чередования согласных по месту и способу образования:

1. с//ш (полная регрессивная ассимляция происходит в том случае, когда на стыке морфем встречаются 2 щелевых согласных): шить/сшить, расшуметься/шуметь

2. Перед передненёбными двухфокусными щелевыми не произносятся щелевые зубные: без шубы, лес шумит

3. з//ж: жевать – разжевать, без жалости, груз желаний

4. тс//ц (стяжение в аффрикату, полная регрессивная ассимиляция перед аффрикатой): отец – отца, братец – братца

5. д//ч: газета – газетчик

т//ч: переводить – переводчик

6. г//х’: мягкий, лёгкий

7. ч//ш (результат регрессивной ассимиляции по способу образования): Никитишна, Савишна, булочная – булошная, прачечная

8. согласный// о (диэреза): поздно, бездна,

стн//сн радостный, стл//с’л’ счастливый, стц//сц крестцовая, ндц//нц голландцы, нтц//нц талантца, стск//ск’(сцк) туристский, нтск//нск(нцк) лаборантский, вств//ств зравствуй, лвств/лств безмолствовать, рдц//рц сердце, рдч//рч сердчишко, лнц//нц солнце, ргск//рск Петербургский

Исторические (традиционные) чередования объясняются историческими фонетическими законами.

Исторические чередования гласных:

10) о/а поклон//кланяться, покос//скашивать, зорька //зарево, срос//спрашивать

11) э/а лезть//лазать

12) и/э повис//повесил

13) э/о теплится//тёплый

14) о/ о сон//сна, лён//льна

15) э/ о день//дня

16) э/а/о прилечь//прилягу//прилёг

17) у/ы/о душно//дышит//вздох

18) э/и/а/о/ о смерть//умирать//вымаривать//мор//умру

Традиционные чередования согласных, потерявшие фонетическую основу:

1. Обязательные

г//ж: флаг – флажок

2. Пережиточные (в старых словах были, в новых наблюдаться уже не будет): Чикаго – Чикагский, Чех – Чешский, казах – казахский

3. Бывшие (в современном сознании превратились в простое соотношение разных звуков):

А) п//п’//пл’ лепка – лепить – леплю, крепко – крепить – креплю

б//б’//бл’ любовь – любить – люблю

ф//ф’//фл’ графа - графить – графлю

в//в’//вл’ готовый – готовить – готовлю

м//м’//мл’ комр – кормить – кормлю, шум – шуметь – шумлю

Б) Слова, оканчивающиеся на переднеязычные согласные

В) т’//ч’ светить – свечу

д’//ж ходить – хожу

с’//т мести – мету

з//ж низкий – ниже

с’//д вести – веду

с//ш высокий – выше

ц//ч венец – подвенечный, отец – отеческий

д//д’//ж//жд ходок – ходить – хожу – хождение

Г) Заднеязычные:

к//ц//ч батрак – батрачить – батрацкий

г//ж//з’ подруга – дружат – друзья

д//ш воздух – воздушный

Ж) Чередования групп согласных:

ск//ст//ст’//щ блеск – блестеть – блистать - блещет

ск//ск’//щ треск – потрескивать – трещать

ск//ш" писк – ищать

ст//ст’//щ свист – свистеть – свищет

зд//зд’//ж(длин) ездок – ездить – езжу

зг’//зг//ж’(длин) брызги – брызгать – брызжет

24. Виды чередований: фонетические, морфологические, грамматические чередования.

Чередования звуков могут быть:

1. Фонетические , когда изменение звучания обусловлено позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы , без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, или звонких и глухих согласных звуков. Такие фонетические чередования имеют обязательный характер в данном языке. К выражению значений эти чередования не имеют отношения – они вынуждены позицией и изучаются в фонетике.

2. Нефонетические , когда изменение звучаний не зависит от позиций, а чередуются разные фонемы, благодаря чему морфему получают разный фонемный состав в своих различных вариантах. Среди нефонетических чередований следует различать:

А) Морфологические (исторические), когда данное чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не является само по себе выразителем грамматического значения, а лишь сопровождает образование тех или иных грамматических форм, являясь обязательным по традиции, но не для выразительности.К такому типу чередований относятся: чередование гласного с нулем звука, чередования согласных [к - ч ], [г - ж], [х - ш] или сочетаний согласных с одной согласной [ск - щ], [ст - щ], [зг - ж], [зд - ж]. Таким образом, при морфологических чередованиях могут чередоваться две фонемы с одной, одна фонема с другой или фонема с нулем.

Морфологические чередования могут быть регулярными , когда они повторяются в разных формах и в разных частях речи (например, [г - ж]) и нерегулярными , встречающимися в считанных случаях (например, [г - ч]), причем в словоизменении присутствуют чаще регулярные чередования, а в словообразовании – нерегулярные. Эти явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка – морфонологию . Традиционными же подобные чередования называются потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.

Б) Грамматические чередования – это те же чередования, что и морфологические, т.к. ни те, ни другие не зависят от фонетических позиций. Однако существенное отличие грамматических чередований состоит в том, что они не просто сопровождают разные словоформы, образованные и различающиеся другими способами, а самостоятельно выражают грамматические значения , и такое чередование само по себе может быть достаточным для различения словоформ, а потому не может быть отменено по аналогии путем унификации фонемного состава корня. В таких случаях мы имеем дело с грамматическим способом, а значит, - с внутренней флексией.

25. Лексикология, предмет лексикологии. Номинативное значение слова, языковое и контекстное значение слова. Лексема.

Слова – это непосредственно воспринимаемые конкретные единицы. Их совокупность образует словарный состав языка , или его лексику . Наука, изучающая лексику , называется лексикологией .

Один из основных разделов лексикологии – лексическая семантика – наука о значениях слов и фразеологизмов. Она исследует их природу, структуру, взаимодействие, предметом ее изучения являются проблемы многозначности, омонимии, синонимии, антонимии. Кроме проблем семантики лексикология изучает изменения в словарном составе языка, отражение в лексике социальных, территориальных, профессиональных характеристик людей, которые говорят на языке. В рамках лексикологии исследуются пласты слов, выделяемые по разным основаниям: по происхождению (исконная и заимствованная лексика), по исторической перспективе (устаревшие слова и неологизмы), по сфере употребления (общенародная, специальная, просторечная), по стилистической окраске (межстилевая и стилистически окрашенная лексика). К лексикологии тесно примыкает фразеология, в которой рассматриваются устойчивые сочетания слов.

Лексикология рассматривает слово как лексическую единицу. Минимально слово может состоять из одной морфемы, а максимально может стать предложением. Лексическое значение – отображение в слове явлений действительности. Будучи прикреплено к определенному звуко-буквенному комплексу, значение вместе с ним образует слово. Основная функция слова – номинативная , т.е. слово называет явления действительности. Конечно, номинация в слове не связана с прямым отношением: данное слово – данная вещь. Слово, называя, имеет перед собой не одну вещь, а класс вещей. Выделяют три категории номинативной функции: денотатор (языковое отображение понятия об обозначаемом предмете или явлении), сигнификатор (понятийное содержание значения) и коннотатив . Коннотативный аспект значения определяется как передаваемая словом, дополнительная по отношению к вещественному содержанию слова, информация об отношении говорящего к обозначаемому предмету или явлению. Коннотация может быть кратко определена как эмоционально-оценочный компонент лексического значения. Значение, иначе говоря, - это те слова, которые мы ставим на место другого. Оно задается значимостью слова в системе языка.

Слова в языке большей частью многозначны, но в речи люди достигают однозначного понимания. Это получается потому, что в речевом общении люди имеют дело не с изолированными словами, как в словаре, а с целым, где слова выступают в связи с другими словами и обстановкой речи. Это окружение слова называется контекстом .

Под контекстным содержанием понимается связь "употребляемое слово (словосочетание) - языковой контекст ". Контекстным содержанием определяется то, как язык применяется, каких контекстов требует. Со стороны собственно лингвистики сюда относятся связи, диктуемые самим языком, так называемая комбинаторика или сочетаемость слов и фраз. Дело в том, что даже если слова синонимы, они не всегда взаимозаменяемы, словосочетания могут быть как свободными, так и сформированными традицией. Лексические и фразеологические сочетания - это лингвистический контекст , который должен быть освоен носителем языка. Но это еще не всё контекстное содержание. Важно освоить также культурный контекст : традиции употребления языка. Важно знать, каковы принятые, привычные способы выражения эмоций, состояний, какие слова уместны в ситуации, а какие нет, и т.д.

Лексема - слово как самостоятельная единица языка, рассматриваемая во всей совокупности своих форм и значений. В одну лексему объединяются разные парадигматические формы (словоформы) одного слова. В ряде концепций в лексему включаются разные смысловые варианты слова, зависящие от контекста, в котором оно употребляется. Формальное единство лексемы обеспечивается единством словоизменительной основы ее словоформ, принадлежностью к определенной части речи (единством так называемого категориального значения), принадлежностью к определенному словоизменительному типу, а смысловое единство – семантической связью между отдельными лексико-семантическими вариантами одной лексемы.

26. Слово как предмет лексикологии. Виды слов в языке.

Все носители языка обычно легко вычленяют слова в потоке речи, осознают их как самостоятельные, отдельные языковые единицы.

Итак, слово – это значимая , самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (название). В отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением. В отличие от предложения, обладающего свойством законченной коммуникации, слово как таковое не коммуникативно , но именно из слов строятся предложения. При этом слово всегда связано с материальной природой знака, посредством чего слова различаются, образуя отдельные единства смысла и звукового (или графического) выражения.

По способу номинации различаются 4 типа слов: самостоятельные – обладающие самостоятельной номинативной функцией, обозначающие действительность самостоятельно, непосредственно, обособленно. Они могут образовывать отдельные высказывания и составляют самый обширный и основной тип слов – существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные. Служебные слова , не обладая самостоятельной номинативной функцией, а также грамматической и фонетической самостоятельностью, могут указывать на явления (отношения) внеязыкового мира, лишь употребляясь с самостоятельными. Они не могут составить отдельного высказывания и либо образуют один член предложения с самостоятельными словами (предлоги, артикли), либо связывают члены предложения и предложения (союзы), либо замещают структурно член предложения (местоименные слова-заместители), либо оформляют предложение в целом (частицы). Местоименные слова обозначают предметы опосредованно или по отношению к лицам речи. Они опираются на речевую ситуацию или на соседние высказывания, выполняя тем самым связующую функцию в тексте. Междометия обозначают явления действительности нерасчлененно , в связи с чем не имеют грамматической оформленности и не могут вступать в синтаксические отношения с другими словами. По фонетическому признаку различаются слова одноударные (самостоятельные), клитики и многоударные (сложные – многообещающий ). По морфологическому признаку различаются слова изменяемые и неизменяемые, простые, производные, сложные. По семантико-грамматическому признаку слова группируются в части речи . В семантическом отношении различаются слова однозначные и многозначные . Слова дифференцируются и по исторической перспективе – архаизмы, историзмы, неологизмы; по сфере использования – термины, профессионализмы, диалектизмы. По словообразовательным связям выделяются однокоренные слова, по семантической соотносительности – антонимы, синонимы, гиперонимы (слова с родовыми понятиями – цветок) и гипонимы (слова с видовыми понятиями – тюльпан, роза, колокольчик), по звуковому и семантическому признаку – паронимы (слова, близкие по звучанию и строению, но имеющие разный смысл: сыто-сытно, экономный-экономичный).

27. Словарный состав языка. Основной словарный фонд, активный и пассивный словарь.

Все слова, употребляющиеся в данном языке, образуют его словарный состав . Среди этого большого круга лексических единиц имеется небольшой, но отчетливо выделяющийся круг слов – основной словарный фонд, объединяющий все корневые слова, ядро языка. Основной словарный фонд менее обширен, чем словарный состав языка; от словарного состава языка он отличается тем, что живет очень долго, в продолжение веков, и дает языку базу для образования новых слов.

Основной словарный фонд охватывает самые необходимые слова языка. Для обозначения одного и того же в языке может быть ряд синонимов, которые по-разному расцениваются в словарном составе языка и не все входят в основной словарный фонд. Слова основного словарного фонда – факты нейтральной лексики: их можно употреблять с тем же значением в любом жанре речи (устная и письменная речь, проза и стихи, драма и фельетон и т.д.) и в любом контексте. Следует оговориться, что при многозначности слова не все значения данного слова являются фактом основного словарного фонда.

Через словарный состав язык непосредственно связан с действительностью и ее осознанием в обществе. В лексике находят отражение социальные, профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. Т.к. лексика обращена к действительности, она очень подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов. Возникновение новых реалий, исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений. Именно поэтому точное количество всех слов языка принципиально невозможно подсчитать.

В словаре носителей языка различают активный и пассивный словари. Активный словарь – это те слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. Слова основного словарного фонда безусловно составляют основу активного словаря, но не исчерпывают его, т.к. у каждой группы людей, говорящих на данном языке, есть и такие специфические слова и выражения, которые для данной группы всходят в их активный словарь, ежедневно ими употребляются, но не обязательны как факты активного словаря для других групп людей, имеющих в свою очередь иные слова и выражения. Таким образом, слова основного словарного фонда – общие для активного словаря любых групп населения, слова же специфические будут разными для активного словаря различных групп людей.

Пассивный словарь – это те слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Таковы, например, многие специальные технические или дипломатические термины, а также и различные экспрессивные выражения.

Понятия активного и пассивного словаря очень важны при изучении иностранного языка. Однако нельзя забывать, что слова, имеющиеся в пассиве могут при надобности легко перейти в актив, а наличное в активе – уйти в пассив.

28. Омонимия, антонимия, паронимия.

Омонимы – разные слова, имеющие одинаковый звуковой состав.

В пределах омонимии в широком смысле следует различать:

1)Омофоны – слова, звучащие в Им.пад. и Вин.пад. одинаково , но имеющие разный состав фонем: пруд-прут

2)Омоформы , т е случаи, когда у двух слов совпадает и произношение, и состав фонем , НО лишь в 1 форме или в отдельных формах: 3 (три) – три! (Пов.накл.)

3)Собственно омонимы :

а) подлинные омонимы: град (город; погодн.явл)

б)те случаи, когда от тех же корней и основ, независимо друг от друга , образованы такие же слова: самострел

в)те случаи, когда одно и то же слово заимствуется в разное время, с разным значением и не из вполне тождественного источника: банда

г) случаи конверсии, когда данное слово переходит в другую часть речи без изменения своего морфологического и фонетического состава (зло )

д) те случаи, когда полисемия(многозначность) настолько расходится, что становится омонимией. - лисичка

Омонимы – главным образом, результат совпадений

Антонимы – это слова противоположного значения

Для появления антонимики необходимо наличие качественного признака в значении слова, который может градировать и доходить до противоположного.

Антонимы м появляться в результате поляризации значений

Антонимы – оч сильное стилистическое средство языка.

Паронимы – это слова, частично сходные по звуковому составу, но различные по значению

Например, диалектный – диалектический

Существует также явления межъязыковой паронимии: my – май

29. Синонимия, виды синонимов.

Синонимы – слова, которые называют одну и ту же вещь, но соотносят ее с разными понятиями и тем самым через название вскрывают разные свойства данной вещи

Стопроцентные синонимы не уживаются в языке

При дифференциации синонимов сначала выступает стилистический момент, далее обнаруживаются и более существенные расхождения.

Два слова, совпадая в одном, расходятся в другом.

Особенно следует учитывать фразеологическую синонимику, когда взаимно заменяются слова, которые сами по себе никак не синонимы, но могут синонимизироваться лишь в определенных фразеологических оборотах.

Источники синонимии:

    Иноязычное и свое

Чаще всего свое слово шире по значению

    Диалектное и общелитературное

    Синонимика может идти от жаргона

30. Исконная и заимствованная лексика.

Лексика современного русского языка формировалась на протяжении столетий. В его словарный состав входят различные по происхождению и времени возникновения слова. Основной пласт составляют исконно русские слова. Исконным считается слово, возникшее в русском языке по существующим в нем моделям или перешедшее в него из более древнего языка-предшественника. Исконно русскую лексику на данном этапе развития языка составляю 4 пласта, относящиеся к разным эпохам:

    Индоевропейский пласт составляют слова имеющие соответствия в корнях слов многих других индоевропейских языков (например, мать, сын, брат, волк, вода, нос). Эти слова являются исконными не только для русского, но и для многих индоевропейских языков.

    Слова праславянского пласта имеют соответствия во многих славянских языках и являются исконными для них (например весна, дождь, трава).

К индоевропейскому и праславянскому пластам принадлежат всего около двух тысяч слов, но они составляют 25% слов нашего повседневного общения.

    К древнерусскому пласту принадлежат слова, возникшие в период единства Киевской Руси и являющиеся общими для русского, украинского и белорусского языков (например, дядя, сорок, девяносто).

    Собственно русский пласт объединяет слова, возникшие после 14 века, т.е. после распада Киевской Руси (почти все слова с суффиксами –чик-/-щик-, -тельств-, -лка-, -ность-) или в этот период изменившие свое значение (например, красный).

В различные эпохи в русскую лексику проникали заимствования из других языков. Причина заимствований – языковые контакты народов, связанные с торговлей, войнами, культурным взаимодействием и т.д. Выделяются заимствования из славянских и неславянских языков.

В различные исторические периоды активизировались заимствования из разных языков. Так, в связи с татаро-монгольским игом в 14-15 веках и с культурными и торговыми контактами славян и тюркских народов появились заимствования из тюркских языков (амбар, башмак, сарай, сундук). В период преобразований Петра I особенно активно проникали слова из голландского и немецкого языков, связанные с мореходством, судостроением, военным делом (штурм, орден, рота, верфь, гавань и т.д.) В 18-19 веках появилось большое количество слов из французского, итальянского, испанского и польского языков, что было связано в первую очередь со светским характером культуры того времени (будуар, бюро, вуаль; ария, виолончель; гитара, серенада; вензель). В 20 веке, особенно во второй его половине, основным источником заимствований является английский язык. В настоящее время наплыв англицизмов так велик, что иногда возникают сомнения в их целесообразности. В разные исторические периоды, в том числе через посредничество других языков, в русский проникли грецизмы (философия, геометрия, политика, демократия) и латинизмы (республика, диктатура, студент). Большая часть заимствований из греческого и латинского входит в интернациональный языковой фонд научной лексики.

В связи с этим, среди заимствованных слов выделяются так называемые интернационализмы – слова, в основном терминологического характера, образованные по преимуществу от греческих и латинских корней, свойственные в том же значении и похожем фонетическом оформлении другим, в том числе неродственным, языкам (биология, коммуникация, демократия, орфография).

Заимствованные слова, обозначающие реалии жизни и быта других стран и народов, называются экзотизмами . В их толкование обычно входит указание на принадлежность к определенному государству или национальности (сари, духан, плахта). При заимствовании слово осваивается русским языком: начинает записываться русскими буквами, приобретает характерные для русского языка произношение и грамматическое оформление. Однако некоторые остаются освоены не до конца: они могут не изменяться или не полностью подчиняться фонетическим законам русского языка. Иноязычные слова, не освоенные русским языком, но употребляющиеся в русском тексте, называются варваризмами (тет-а-тет, гомо сапиенс).

Можно говорить о специфических приметах заимствований в русском языке: начальные [а], [э], сочетание гласных в корне, некоторые суффиксы (-ент- из латыни, -ос- из греческого, -инг- из английского), которые в структуре русских слов являются уже не суффиксами, а конечной частью корня.

31. Литературная и нелитературная, разговорная, книжная, нейтральная, экспрессивная, стилистически окрашенная лексика.

В лексике находят отражение социальные, профессиональные, возрастные и другие различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим выделяются различные пласты слов.

Современный русский литературный язык представляет собой высшую форму общенационального русского языка. По сравнению с местными диалектами, просторечием, жаргонами, литературный язык характеризуется отработанностью своих средств, обязательными для его носителей исторически сложившимися нормами, большой функциональной и стилевой разветвленностью. Одна из главнейших функций литературного языка - быть языком всей нации, встать над отдельными локальными или социальными ограниченными языковыми образованиями. Литературный язык - это то, посредством чего создается, естественно, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного языка трудно представить себе полноценную нацию. Основной признак литературного языка - его нормированость. Не случайно же англоязычные народы вместо термина “литературный язык” употребляют термин “standart language” - т.е. “стандартный язык”.

Другим признаком литературного языка является богатство его выразительных средств, в первую очередь - лексики. На арго, диалектах, просторечье можно общаться почти исключительно на бытовые темы. Культурная, политическая, научная терминология в этих вариантах языка полностью или почти полностью отсутствует. На литературном же языке можно говорить и писать практически на любую тему. В отличие от других вариантов языка, литературный язык способен обслуживать не только бытовую сферу, но и сферу высшей интеллектуальной деятельности. Говоря иными словами, литературный язык полифункционален.

Итак, вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную . К литературной относятся книжные слова, стандартные разговорные слова, нейтральные слова.

Вся эта лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Существует также нелитературная лексика, в которой выделяют: профессионализмы, вульгаризмы, жаргонизмы, сленг. Эта часть лексики отличается своим разговорным и неофициальным характером.

Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией Словарь лингвистических терминов.

Вульгаризмы - это грубые слова, обычно не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными и т.п.

Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.

Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом, не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами.

В современном русском языке выделяют лексику 1) книжную, 2) разговорную, 3) просторечную.

Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Такая лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный, патетический тон. Но книжные слова неуместны в непринужденной беседе. Разговорная лексика используется в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке). Разговорные слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны офи­циальными отношениями, или в официальной обстановке. Просторечная лексика (и ее разновидность – сниженная ) обычно присутствует в речи малокультурных, малограмотных людей в сугубо бытовом общении. Важно знать, что та или иная лексика закреплена за определенным стилем речи. Разговорная лексика представляет преимущественноразговорный стиль речи. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, хотя ей свойственна известная свобода в выборе средств. Разговорная лексика противопоставлена книжной. Книжная лексика закреплена за научным, газетно-пуб­лицистическим и официально-деловым стилями, представлен­ными обычно в письменной форме

Закрепленность слов за определенным стилем речи объяс­няется тем, что в значение многих слов помимо основного (предметного) содержания входит и стилистическая окраска. Однако следует отметить, что не все слова распределяются между различными стилями речи. В русском языке имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной форм речи. Такие слова обра­зуют фон, на котором выделяется стилистически закрепленная лексика. Их называют стилистически нейтральными . По сравнению с такими нейтральными, стилистически не окрашенными словами иные слова могут быть или высокого стиля, или низкого. Таким образом, ломоносовская «теория трех штилей» оказывается не только исторически оправданной применительно к русскому литературному языку 18 века, но и заключает в себе очень важное теоретическое зерно: стили речи соотносительны, и любой стиль прежде всего соотнесен с нейтральным, нулевым.

К экспрессивной лексике относятся как отдельные экспрессивные слова и сочетания слов (дурак, сивый мерин, пес его знает), так и случаи особого употребления неэкспрессивных слов и сочетаний (на тебе, как пить дать).

32. Идиоматика. Фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

Фразеология – фразеологический состав языка, а также раздел языкознания, его изучающий. Основной единицей фразеологии является фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Во многих отношениях фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию, поэтому они изучаются в курсе лексикологии.

В большинстве случаев фразеологизм равен слову по своему значению . Значение свободного словосочетания складывается из значений составляющих его слов, которые можно поменять местами или заменить на близкие по смыслу. Значение фразеологизма составляет весь оборот в целом, а не отдельные значения его компонентов. Фразеологизм эквивалентен слову не только по значению, но и по синтаксической роли: он всегда является одним членом предложения.

Степень спаянности слов, мотивированность значения всего фразеологизма значениями составляющих его компонентов может быть различной. Это дало академику Виноградову создать следующую классификацию фразеологических единиц.

1. Фразеологические сращения – устойчивые, лексически неделимые обороты, значения которых никак не выводятся из значений составляющих слов, не мотивированы ими (валять дурака , задать стрекача). К этой группе относятся также фразеологизмы, содержащие устаревшие слова или грамматические формы (притча во языцех , легок на помине).

2. Фразеологические единства – устойчивые, лексически неделимые обороты, значения которых мотивированы значениями составляющих их слов, но не выводятся непосредственно из них, а возникают на основе образного переосмысления. В большинстве случаев фразеологическому единству соответствует свободное словосочетание, которое, будучи ассоциативно переосмысленным, и послужило основой метафорической фразеологизации (плыть по течению, засучив рукава , ни рыба ни мясо, зайти в тупик).

3. Фразеологические сочетания – устойчивые сочетания слов, которые включают в свой состав как компонент со свободным значением (реализующимся в разных контекстах), так и компонент с несвободным (фразеологически связанным) значением. Например, в словосочетании заклятый враг существительное враг обладает свободной сочетаемостью, а прилагательное заклятый употребляется только со словом враг, имеет фразеологически связанное значение. Значения фразеологических сочетаний мотивированы непосредственно значениями составляющих их слов.

Иногда выделяют еще фразеологические выражения . Это членимые , разложимые на компоненты словосочетания и предложения, значение которых складывается из значений составляющих их слов. С фразеологизмами их сближает постоянство состава и воспроизводимость в речи в качестве готовых единиц. Таковы пословицы , поговорки, «крылатые слова», цитаты из известных художественных произведений.

По структуре фразеологизмы могут быть представлены словосочетаниями или предложениями. Они могут быть классифицированы в зависимости от того, с какой частью речи по значению соотносится весь фразеологизм: глагольные, именные, адъективные, наречные.

Т.к. лексикализованные сочетания по своему происхождению тесно связаны с условиями места и времени, с каким-либо данным случаем, то они в каждом языке индивидуальны и своеобразны и буквально не переводимы. Поэтому они называются идиомами , а совокупность идиом в языке называются идиоматикой .

33. Переносные значения слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономазия, гипербола, литота, народная этимология.

Слово может иметь одно лексическое значение – тогда оно однозначно – или несколько значений – такое слово называется многозначным . Однозначных слов в языке достаточно большое количество, но наиболее частотные, употребительные слова обычно многозначны. Совокупность всех значений многозначного слова называется его семантической структурой.

Если слово многозначно, между его значениями существует смысловая связь. В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносное (производные) значения. Переносное значение является результатом переноса наименования на другие явления действительности, которые начинают обозначаться тем же словом. Существуют разные типы переноса наименования.

Метафора – это перенос наименования на основании сходства (реального или приписанного), на основе уподобления одного класса явлений другому, в результате чего они обозначаются одним словом. При метафорическом переносе значения меняется вещь, но понятие нацело не меняется: при всех метафорических изменениях какой-нибудь признак первоначального понятия остается. Уподоблены могут быть внешние , воспринимаемые органами чувств признаки объектов. Например, на основании сходства формы (сеть морщин, лапа ели), цвета (малиновый пиджак, седые облака), расположения (нос лодки, хвост самолета). Сходными могут быть функции объектов (козырек кепки – козырек подъезда). Совершенно разные объекты или явления могут быть уподоблены друг другу на основе сходства эмоциональных впечатлений, ассоциаций, оценок (снежная буря – буря восторгов, низкий рост – низкий поступок).

Метонимия – это такой перенос названия, который совершается на основании смежности, т.е. соприкасания вещей в пространстве или во времени. При метонимическом переносе меняется не только вещь, но и понятия нацело. При метонимии лишь соседние звенья подобной цепи переноса названия поддаются объяснению, связь же последующих звеньев идет от одного к другому последовательно и опосредованно, что в корни отличает метонимию от метафоры. Типичные случаи метонимий связаны с такими отношениями: одно в другом (весь зал аплодировал), одно на другом (номер в гостинице, диетический стол, обед из трех блюд), одно под другим (бюро), одно через другое (жалюзи), процесс – результат (перевод, прием, переезд), материал – изделие (музей фарфора), орудие – продукт (русский язык, бойкое перо), место – изделие (панама, бостон), место – историческое событие (Бородино, Ватерлоо), имя – общественное положение (Карл – король, Цезарь – кесарь), имя – изделие (маузер, наган, винчестер).

Синекдоха – такой перенос значения, когда, называя часть, имеют в виду часть целого или, называя целое, имеют в виду часть целого. Часто синекдоху не выделяют из метонимий, т.к. у них много общего: в основе синекдохи лежит также смежность; однако существенным отличием синекдохи является количественный признак соотношения. Часть вместо целого : сто голов скота, полк в сто штыков. Часто единственное число для большей экспрессивности речи употребляется вместо множественного: покупатель, будь вежлив с продавцом! Общее вместо отдельного : начальство в значении начальник. Род вместо вида : машина в значении автомобиль, орудие в значении пушка.

Антономазия - троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Например, великий поэт вместо Пушкин, автор "Войны и мира" вместо Толстой , Пелеев сын вместо Ахилл.

Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т.п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими.

Литота - стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления. Например: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека - один миг» и т.п. По существу литота чрезвычайно близка гиперболе по своему выразительному значению, почему её и можно рассматривать как вид гиперболы. Многие литоты являются устойчивыми оборотами. Значительная их часть является фразеологизмами или идиомами: «черепашьи темпы», «рукой подать», «денег кот наплакал», «небо показалось с овчинку

Этимология – учение о происхождении слов. Этимологизирование по первому попавшемуся созвучию, без учета фонетических законов, способов перехода значений и грамматического состава и его изменений и переосмысление неизвестного или малопонятного слова по случайному сходству с более известным и понятным называется в языковедении народной этимологией . Народные этимологии чаще всего получаются при заимствовании иноязычных слов (ростбиф из английского в просторечии переосмысляется как розбив от разбить). В тех случаях, когда та или иная народная этимология побеждает и становится общепринятой, слово порывает с прежней законной этимологией и начинает жить новой жизнью, и тогда истинная этимология может интересовать только исследователя. Т.к. явление народной этимологии особенно часто встречается у людей, недостаточно овладевших литературной речью, то такие переосмысленные по случайному созвучию и смысловому сближению слова могут быть яркой приметой просторечия. «мухляж» вместо «муляж»

34. Семантическое поле.

Лексическая система наиболее полно и адекватно отражается в семантическом поле – лексической категории высшего порядка. Семантическое поле – это иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением. Лексические единицы включаются в определенное СП на основании того, что они содержат объединяющую их архисему. Поле характеризуется однородным понятийным содержанием своих единиц, поэтому его элементами обычно являются не слова, соотносимые своими значениями с разными понятиями, а лексико-семантические варианты.

Всю лексику можно представить в виде иерархии семантических полей разного ранга: большие семантические сферы лексики делятся на классы, классы – на подклассы и т.д., вплоть до элементарных семантических микрополей. Элементарным семантическим микрополем является лексико-семантическая группа (ЛСГ) – относительно замкнутый ряд лексических единиц одной части речи, объединенных архисемой более конкретного содержания и иерархически более низкого порядка, чем архисема поля. Важнейшим структурирующим отношением элементов в семантическом поле является гипонимия – его иерархическая система, основанная на родо-видовых отношениях. Слова, соответствующие видовым понятиям, выступают как гипонимы по отношению к слову, соотносящемуся с родовым понятием – их гиперониму , и как согипонимы по отношению друг к другу.

В семантическое поле как таковое входят слова разных частей речи. Поэтому единица поля свойственны не только синтагматические и парадигматические, но и ассоциативно-деривационные отношения. Единицы СП могут входить во все типы семантических категориальных отношений (гипонимии, синонимии, антонимии, конверсии, словообразовательной деривации, полисемии). Разумеется, не каждое слово по своей природе входит в любое из указанных семантических отношений. Несмотря на большое разнообразие в организации семантических полей и специфику каждого из них, можно говорить о некоторой структуре СП , которая предполагает наличие его ядра, центра и периферии («передавать» - ядро, «дарить, продавать» - центр, «построить, очистить» - периферия).

Слово предстает в СП во всех его характерных связях и разнообразных отношениях, реально существующих в лексической системе языка.

35. Лексикография. Виды словарей.

Лексикография – раздел языкознания, посвященный теории и практике составления словарей, одна из сфер прикладной лексикологии.

Выделяют два основных типа словарей по их содержанию: энциклопедические и лингвистические . Объект описания в энциклопедическом словаре и энциклопедии – различные предметы, явления и понятия; объект описания в лингвистическом словаре – единица языка, чаще всего слово. Цель описания в лингвистическом словаре – предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице (о ее значении, сочетаемости и т.д.), характер же предоставляемой словарем информации различается в зависимости от вида лингвистического словаря.

Основным видом лингвистического словаря является толковый словарь . Толковый словарь служит для толкования значения слов, их роль для изучения лексической системы языка огромна. В толковом словаре можно получить информацию о лексическом значении слова, узнать, многозначно оно или нет, узнать, есть ли у него омонимы. В таком словаре также даются сведения об основных орфоэпических, морфологических, синтаксических, стилистических характеристиках слова, приводятся примеры словоупотребления. Словарь состоит из словарных статей . В начале словарной статьи стоит заглавное слово (совокупность всех заглавных, т.е. толкуемых, слов словаря называется словником ). Толкование значений в словаре может быть представлено разными способами: описательным (дается описание существенных признаков предмета, явления), синонимическим (значение слова объясняется с помощью подбора синонимов), отсылочным (производные слова описываются путем отсылки к производящему с учетом значения словообразовательного средства). В одном толковании могут сочетаться разные способы. Разные значения одного слова могут толковаться разными способами.

Словари могут различаться по отбору лексики (по составу и количеству включаемых слов). Так, словарь может охватывать всю лексику языка или какие-либо отдельные ее пласты (словари терминов, иностранных слов, жаргонной лексики). Словари, включающие лексику национального (общенародного) языка (например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.B.Даля) или отдельные пласты национального языка, не входящие в литературный язык («Словарь русских народных говоров», «Архангельский областной словарь») являются ненормативными – они не кодифицируют литературный язык, не устанавливают его границы. Если словарь является нормативным (таковы все толковы словари, выходившие в советское время), в него включается лексика литературного языка.

Особое место среди толковых словарей занимает словарь Даля, вышедший в 1863 году и включающий 200 тысяч слов. В 1935 году выходит «Толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова в 4 томах. Это нормативный словарь с тщательно разработанной системой помет. В 1949 году вышел «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. В первом издании в него было включено около 50 тысяч слов. В 1960-х годах выходит 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» (БАС) – наиболее полный из нормативных толковых словарей. Толковые словари различаются объемом словника, принципами расположения слов, техническими средствами подачи материала.

Кроме толковых существуют и другие виды лингвистических словарей, различающиеся тем, какой аспект языковых единиц является в них основным. Есть словари переводные, справочные (орфоэпический, орфографический), отражающие системные отношения в лексике (словари синонимов, антонимов и т.д.).

Лингвистические словари различаются по способу организации материала. Самым распространенным является алфавитный способ расположения слов. Словарь может быть организован по гнездовому принципу, когда в одной словарной статье толкуется не слово, а все словообразвательное гнездо.

    Органы речи

Речевой аппарат – это совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – легкие, диафрагма. Но это все надо понимать условно, так как язык – явление общественное, а не биологическое, следовательно никаких «органов речи» нет. Все эти органы имеют биологические функции. Для образования звуков речим нужны те же условия, что и для образов.звуков вообще: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны, шумы, резонатор (для оформления тембра звуков). Источником образования больш-ва звуков, т.е. движущей силой служит струя воздуха, которая выталкивается по бронхам из легких, далее попадает в трахею через гортань и далее через глотку и полость рта (носа) наружу. Весь речевой аппарат можно разделить на три части: 1) дыхательный аппарат , при помощи которого создется воздуш.поток, необходимый для образования речевых звуков (инициация) . Состоит из легких, бронхов, трахеи; 2) гортань , в которой может происходить преобразование воздушного потока (фонация). Гортань состоит из хрящей (перстневидного (в виде перстня,печтака обращена назад) и щитовидного (в виде двух щитов, соед.спереди и выступающих углом вперед), мышц и соединит.ткани. Сверху она прикрыта надгортанников (эпиглотосом). На верхней части перстневидного хряща имеются два черпаловидных (пирамидальных) хряща. Они имеют два отростка – мышечный и голосовой. В гортани также наход.две пары складок,располож.друг над другом. Верхняя пара-ложные голос.связки; нижняя - истинные (два занавеса из связочно-волокнистой ткани). Передний конец каждой связки прикреплен к внутр.углу щитовидного хряща. Боковые края связок крепятся к ободу перстневидного хряща, а центральные ни к чему не крепятся. За счет действия мускулов голос.связки могут удлиняться или укорачиваться, возможны разные степени их напряжения. Пространство между голосов.связками называется междусвязочной щелью, пространство же,образующееся между расходящимися в стороны пирамид.хрящами, называется межхрящевой щелбю. Обе эти щели образуют голосв.щель, верхняя, большая часть которой расположена между связками, нижняя, меньшая – между пирамид.хрящами.; 3) надгортанные полости (полости глотки, рта и носа), в которых осущ. артикуляция (-придание речев.тракту определенной конфигурации). Пространство,в котором может осущ.артикуляция (от голос.связок до губ), называется речевым трактом.

Положения гортани:

    Обе щели широко раскрыты, происходит свободное дыхание без речи.

    Обе щели слегка раздвинуты, причем струя воздуха, проходя в узкую щель, трется о ненапряж.связки и о пирамидальные хрящи. Образуется гортанный шуршащий звук, придыхание. Может быть придыхание с голосом (укр. «голова»; чеш. «hrad»), и без голоса (нем. Haus; house)

    Обе щели сомкнуты. Для выхода в резонатор струе воздуха нужно прорвать это препятствие, возникает щелчок в гортани – гортанные взрыв («кнаклаут») – в немец.перед гласными (нем. «Apfel»)

    Междусвязоч.щель закрыта, а межхрящев.открыта. Возникает шепот.

    Межхрящевая щель закрыта,а межсвязоч.немного приоткрыта в верх.части. Верх свзяок, колеблясь от струи воздуха, производит очень высокие звуки – фальцет.

Источ.образования всего богатства звуков служит надставная труба (верхний этаж речев.аппарата) , резонатор, где образ.обертоны (колебания полного объёма, а также различных частей какого-либо звучащего тела-струна, связки) и резонатор.тоны. Надстав.труба начинается полостью глотки (фаринкс), где располож.хрящ надгортанника, далее подраздел.на на две выходные трубы – две полости (ротовую и носовую). Разделяет эти полости нёбо (передняя часть – твердое нёбо, задняя – мягкая, иначе – нёбная занавеска, заканчивается маленьким язычком (увула). Если мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки,то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (ротовые звуки ); если мягкое нёбо опущено и увула продвинута вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (носовые звуки ).

Речевое (фонационное)дыхание отличается тем,что когда мы дышим,не говоря, выдох равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, мы вдыхаем за один прием весь воздух из легких; когда же мы говорим,то вдыхаем на паузах, а затем выдыхаем постепенно,отдельными толчками.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию,когда он включен, носовой (назальный) тембр, например при звуках [м] и [н] или при франц.и польских носовых гласных.

Из губ большей полвижностью обладает нижняя,кот.может смыкаться с верхней губой (при звуках [п] [б] [м]) или образовывать с ней губное сужение (англ.[w]); губы могут дрожать, как при произношении слова тпру! ; обе могут вытягиваться в трубочку ([у]) или округ.в колечко ([о]); нижняя губа может образовывать щель, приближ.к верхним перед.зубам ([ф],[в]).

Язык – самый подвижный из органов, входящих в реч.аппарат. Он состоит из корня (им он прикреплен к подъязыч.кости) и спинки, подразделяемой на заднюю,среднюю и перед. части. Наиб.подвиж.обладает кончик,кот. может ложиться на перед.зубы,образуя с верх.зубами межзуб.щель (при англ. th), может прижиматься к зад.стенке перед.верх.зубов (рус.зуб.: т,д,н,л,ц), к краю верх.десны (при нем.гингивальных t,d,n,l), к альвеолам (англ.альвеолярные: t,d,n,l), может загибаться вверх к тв.нёбу (церебальные инд.и др.вост.яз. t,d,n,l), может образовывать в тех же местах сужения (с и з),может дрожать у тв.нёба ([р]) или же быть опущеным вниз (при произнош.гласных). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к тв.нёбу, образуя с ним сужение (с плоской пов.,как при [ш],[ж], или с выгнутой поверх.,как при дорсальных франц.и англ.зв.) Ср.часть языка наиб.огранич.в движениях, она может только подыматься к тв.нёбу, образуя с ним сужение (при [й]) или же смыкаясь с ним (северновеликорусс.мягкие [к] и [г]). Задняя часть может смыкаться с тв.и мягк.нёбом,подымаясь вертикально или с подвижкой вперед и назад (при к и г),или же образовать теми же движениями сужения (при х). Язык может разделять рот на две резонирующие полости,что создает условия резонанса, а это важно при произношении гласных.

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смыкаясь с задней частью языка (франц.[р] – картавое, и увулярное [р]).

Надгортанник (эпиглоттис) – грушевид.хрящ,располож.в глотке под корнем языка, служит физиологич.для прикрывания гортани в момент прохода пищи, может быть использован в качестве органа речи. Также может образовывать сужение с задней стенкой глотки («сдавленные» на слух, надгортанниковые, или эпиглоттальные согласные арабского языка).

СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ.

Синхрония представляет собой «ось одновременности»,касающуюся отнош.между сосуществ.вещами,откуда исключено всякое вмешательство времени, а диахрония – «ось последовательности», на кот.никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз. Синхрония – как бы горизонт.срез, т.е. состояние языка в данный момент как готовой системы. Диахрония – путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности. Синхрония связана с системой, но изъята из отношений системы.

Родоначальниками совр.фонологич.теории считается И.А.Бодуэн де Куртенэ. Он первым предложил разгранич.фонетику физиологич.,изуч.конкретные звуки, и функциональную, изуч.более абстрактные единицы, относ.к языковому сознанию носит.языка.Также считал необход.отличать от конкр.звуков более абстр.фонетич.ед.: 1) абстр. Фонетич.ед.,в кот.обобщ.артикуляц.и перцептив.св-ва сходных звуков; 2) абстр.фонетич.ед., представляющ.собой набор звуков, кот. чередуются друг с другом в пределах одной морфемы. = обе единицы – фонемы.

ЛФШ . Основ.знаковой единицей языка для Л.В.Щербы явл.слово, поэтому критерием выдел.фонем как отд.фонетич.единиц он считает их способность участвов.в различении фонетич.оболочек значим.единиц – слов. Разными фонемами признаются те,кот.могут самостоят.дифференциров.словомор.

ПЛШ. Трубецкой. Основ.мысль состоит в том,что все звуковые ед.-как речевые (звуки),так и языков.(фонемы)-имеют признаковое строение,т.е. состоят из наборов опред.признаков. Задача фонологич.описания состоит в том,чтобы выделить ДП.,кот.участв.в смыслоразлич. Фонемой называется языков.единица, имеющая уник.набор ДП. По отнош.между членами оппозиц. Трубецкой выделяет: 1)привтивные (один член характер.наличием (маркиров.), а другой отсутств.признака); 2)градуальные (члены различ.различной степенью одного и того же признака – гласные.; 3) эквиполентные (оба члена равноправны: /.

МФШ. Аванесов, Реформатский. Фонема рассматривается как элемент морфемы, а не словоформы. Звуковое чередование (фонетич.(всегда позиционные (зубы/зуп));грамматич. (могут быть позиц.но позиция в этом случае описывается не в фонетич.,а в грамматич.терминах)). Фонема МФШ – это миним.линейная единица языка, служащая для различ.и отождествления морфем и представленная в речи рядом позиционно чередующ.звуков.

Американская школа. Лингвистическая значимость артикуляционных событий обусловлена не их физическй природой, а тем, как они соотносятся с другими событиями в системе данного языка: так, звук, производимый при задувании свечи, с акустической точки зрения похож на звук, фигурирующий в ряде разновидностей английского языка в словах which или white.

Книга Р. О. Якобсона, Гуннара Фанта и Морриса Халле «Предварительные положения анализа речи» . В этой работе предпринятая попытка представить универсальную классификацию различительных сегментов на основе их акустических коррелятов. Халле заметил, что многие феномены, с фонетической точки зрения являющиеся очень похожими, в рамках традиционных фонологических моделей описываются совершенно по-разному.

Для решения проблем вой­ны с Польшей. Известна историкам и его структура, определив ­шая классические очертания этого ... и события, происходящие с ней , имеют особую духовную значимость, особое мистическое, прообразующее значение . Так , империя Рима...

  • Вначатой серии книг под общим названием «Возвращенная Русь» автор доводит читателю не свой личный взгляд на исторические процессы, а изложение этих процессов в

    Документ

    Противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычно двух глаз для решения чудесной задачи ) и Трехглазке (у которой третий глаз... , мятеж, смута – такое значение приобрело это слово в период христианизации. Крапива – от «к-Ра-пива» - пившая...

  • Л. С. Волкова и Заслуженный работник высшей школы рф, профессор (1)

    Документ

    ... значение для многих про­блем лингвистических структур и особенно для исследования афазии... Так как афазия - это прежде всего ... умственно ограниченные, у которых мозговые функции отклоняются от нормы, и малолетние дети, которые не имеют первых признаков...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... которые не являются средствами помощи, а наоборот, уводят от выполнения задания (решения задачи ). Таким образом, у учащихся формируется (выращивается) такое ...

  • Позиционные чередования

    На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень одни и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к [ъ] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зёл. Не одинаков и первый согласный: перед [а] это [к]: [ка] за, перед [о] это [к]: [к] озлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] а, ко [с] а, мы не получим чередования - корни здесь разные.

    Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].

    Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой - либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г // к] - фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

    Но вот еще пример - чередование [г // ж]: подру [г] а - дру [ж] ный, бума [г] а - бума [ж] ный, тай [г] а - таё [ж] ный, дви [т] ать - подви [ж] ный, мо [г] у - возмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Это значило бы, что оно тоже фонетическое.

    Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] ом - [гн] агь, ми [т] ать - ми [г] нуть, шагать - ша [г] нуть. Фонетической

    позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных - м-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное. Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, невежа - невежда, смерть - мор - вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.

    По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножка. Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем.

    Чередования звуков могут быть:

    1. Фонетические , когда изменение звучания обусловлено позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы , без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, или звонких и глухих согласных звуков. Такие фонетические чередования имеют обязательный характер в данном языке. К выражению значений эти чередования не имеют отношения – они вынуждены позицией и изучаются в фонетике.

    2. Нефонетические , когда изменение звучаний не зависит от позиций, а чередуются разные фонемы, благодаря чему морфему получают разный фонемный состав в своих различных вариантах. Среди нефонетических чередований следует различать:

    А) Морфологические (исторические), когда данное чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не является само по себе выразителем грамматического значения, а лишь сопровождает образование тех или иных грамматических форм, являясь обязательным по традиции, но не для выразительности.К такому типу чередований относятся: чередование гласного с нулем звука, чередования согласных [к - ч ], [г - ж], [х - ш] или сочетаний согласных с одной согласной [ск - щ], [ст - щ], [зг - ж], [зд - ж]. Таким образом, при морфологических чередованиях могут чередоваться две фонемы с одной, одна фонема с другой или фонема с нулем.

    Морфологические чередования могут быть регулярными , когда они повторяются в разных формах и в разных частях речи (например, [г - ж]) и нерегулярными , встречающимися в считанных случаях (например, [г - ч]), причем в словоизменении присутствуют чаще регулярные чередования, а в словообразовании – нерегулярные. Эти явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка – морфонологию . Традиционными же подобные чередования называются потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.

    Б) Грамматические чередования – это те же чередования, что и морфологические, т.к. ни те, ни другие не зависят от фонетических позиций. Однако существенное отличие грамматических чередований состоит в том, что они не просто сопровождают разные словоформы, образованные и различающиеся другими способами, а самостоятельно выражают грамматические значения , и такое чередование само по себе может быть достаточным для различения словоформ, а потому не может быть отменено по аналогии путем унификации фонемного состава корня. В таких случаях мы имеем дело с грамматическим способом, а значит, - с внутренней флексией.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Чередования звуков и фонем

    Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).

    фонетические (называемые также автоматическими альтернациями ) и нефонетические (традиционные, исторические) . Фонетические чередования наиболее регулярны (немногочисленные исключения могут наблюдаться в иноязычных словах), однако регулярная фонетическая обусловленность исторически лежит в основе и нефонетических чередований. В целом в системе формообразования регулярность чередований выше, чем в словообразовании.

    Чередования звуков и фонем

    Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).

    По характеру условий чередований выделяются два их типа: фонетические (называемые также автоматическими альтернациями) и нефонетические (традиционные, исторические). Фонетические чередования наиболее регулярны (немногочисленные исключения могут наблюдаться в иноязычных словах), однако регулярная фонетическая обусловленность исторически лежит в основе и нефонетических чередований. В целом в системе формообразования регулярность чередований выше, чем в словообразовании.

    Фонетические чередования. Фонетические чередования - это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. При фонетических чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о.

    Таким образом, фонетические чередования всегда позиционны. Они служат в фонологии материалом для определения фонемного состава данного языка.

    Фонетические чередования подразделяются на позиционные (1) и комбинаторные (2).

    Позиционные - чередования, обусловленные местом относительно ударения или границы слова. К такому виду фонетического чередования относятся оглушение и редукция.

    2.комбинаторные чередования обусловлены наличием в окружении данного звука других определённых звуков.

    Нефонетические (исторические) чередования. Альтернантами исторических чередований являются самостоятельные фонемы. Такие чередования могут быть как позиционными, так и непозиционными:

    1.позиционные (морфологические) - имеют место при регулярном формообразовании (в определённых грамматических формах, к примеру, русск. водить - вожу, глядеть - гляжу) и словообразовании посредством тех или иных морфем. Являются объектом изучения морфонологии.

    2.непозиционные (грамматические) - не обусловлены позицией относительно определённой морфемы, но обычно сами являются средством словообразования (русск. сух - сушь, англ. advice /s/ "совет" - advise /z/ "советовать") или формообразования. Выступают внутренними флексиями и относятся к сфере грамматики. [Зиндер Л.Р. Общая фонетика.2-е изд.М., 1979 c.100-105]

    чередование фонема стиль речь

    Фонетические чередования

    Позиционные чередования

    На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень одни и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к [ъ] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зёл. Не одинаков и первый согласный: перед [а] это [к]: [ка] за, перед [о] это [к]: [к] озлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] а, ко [с] а, мы не получим чередования - корни здесь разные.

    Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].

    Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой - либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г // к] - фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

    Но вот еще пример - чередование [г // ж]: подру [г] а - дру [ж] ный, бума [г] а - бума [ж] ный, тай [г] а - таё [ж] ный, дви [т] ать - подви [ж] ный, мо [г] у - возмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Это значило бы, что оно тоже фонетическое.

    Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] ом - [гн] агь, ми [т] ать - ми [г] нуть, шагать - ша [г] нуть. Фонетической

    позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных - м-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное. Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, невежа - невежда, смерть - мор - вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.

    По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножка. Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем. [#"center">2.1.2 Комбинаторные чередования

    Комбинаторные чередования - фонетические изменения, возникающие в результате влиянии звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. На ассимилятивной и диссимилятивной основе могут происходить фонетические явления, которые традиционно также относятся к комбинаторным чередованиям: эпентеза, диэреза (выпадение звуков: рус. "честный"> [ч"эсный], 1е ami - lami и т.п.), гаплология, метатеза. С фонологической точки зрения комбинаторные чередования приводят к возникновению либо модификаций фонем (иначе - аллофонных вариантов, комбинаторных оттенков), которые никогда не выступают в данном языке как фонемно противопоставленные, либо фонетических, или живых, чередований фонем, образующих фонемные ряды. Напр., в рус. яз. ассимиляция шумных согласных по глухости - звонкости дает в результате чередовании фонем ("лодка - лодочка" т||д, "просьба - просить" з||с), а возможное ассимилятивное оглушение сонанта перед глухим шумным - модификацию ("масте [р] ская", "за [м] ша"), т.к. в системе фонем рус. яз. отсутствуют глухие сонанты. Однако возможна неоднозначная трактовка понятий модификации и чередования фонем в различных фонологических школах. Степень подробности описания фонетических характеристик аллофонов определяется целями лингвистического исследования.

    Одна из причин комбинаторных чередований - артикуляционная связанность звуков, особенно соседних, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующего. Вследствие этого происходят качеств, изменения; напр., артикуляция, характерная только для одного из звуков, распространяется и на другие: назализуется гласный, следующий за носовым согласным ("нос", "мы"), смягчается согласный перед мягким ("кости" - ср. "косточка"). В зависимости от направления влияния звуков друг на друга различают регрессивные и прогрессивные комбинаторные чередования. Механизм регрессивных заключается в предвосхищении артикуляции последующего звука, в подготовке ее одновременно с артикуляцией предыдущего, если соответственный произносительный орган оказывается свободным. Напр., согласный перед огубленным гласным приобретает дополнительную губную артикуляцию. Механизм прогрессивных комбинаторных чередований основан на менее распространенной тенденции - инерции сохранить некоторые элементы артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего. Напр., в диал. "Ваньки - Ванька" палатализация согласного распространяется и на соседний согласный.

    Действие артикуляционного механизма, т.е. физиологического фактора, вызывающего комбинаторные чередования, направляется и ограничивается системно - языковым фактором: взаимовлияние звуков проявляется лишь в том случае, если при этом не нарушаются существующие в языке фонематические отношения. Напр., во франц. яз. (в отличие от русского) носовые гласные существуют как особые фонемы, поэтому полная назализация гласного между носовыми согласными возможна в рус. яз. ("мама - мам"), но невозможна во франц. яз. ("maman - mama"). Таким образом, комбинаторные чередования определяются принятыми в каждом языке правилами, находящимися в тесной связи с особенностями артикуляционной базы данного языка. Правила могут учитывать и некоторые морфологические характеристики: напр., в рус. яз. сочетание согласных "тс" сливается в аффрикату [ц] на стыке корня и суффикса, но не на стыке приставки и корня, ср. "братский" и "отсыпать". Отражение в системе правил комбинаторных чередований особенностей условий общения, стиля и темпа произнесения, возрастных и социальных характеристик говорящего в т.п. объясняет наличие в языке орфоэпия, дублетов. Напр., в рус. языке т. наз. факультативное смягчение согласных ("по [с"п"] еть - по [сп"] еть", "бо [м"б"] ить - бо [мб"] ить") более вероятно в речи старшего поколения. [#"center">2.2 Нефонетические (исторические) чередования

    Среди нефонетических (исторический) чередований различают чередования морфологические и грамматические.

    ) Морфологические (или исторические, традиционные). Такое чередование не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем грамматического значения. Историческими такие чередования называются потому, что они объясняются только исторически, а не из современного языка. Традиционными их называют потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.

    При морфологических чередованиях чередуются:

    а) гласная фонема с нулем, например, сон-сна, пень-пня. (так называемая беглая гласная)

    б) одна согласная фонема с другой согласной фонемой: к-ч г-ж х-ш, например, рука - ручка, нога - ножка, муха - мушка;

    в) две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж, например, плоскость - площадь, простой - упрощение, брюзга - брюзжать, запоздать - позже.

    ) Грамматические чередования очень схожи с морфологическими. Нередко их объединяют вместе. Однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических (традиционных, исторических) состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, а самостоятельно выражают грамматические значения. Так, например, чередования парных л и л мягкого, н и н мягкого, а также чередования к-ч х-ш могут различать краткое прилагательное мужского рода и существительное категории собирательности, например, гол - голь, рван - рвань, дик - дичь, сух - сушь. Чередование г-ж может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр. избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать.

    Чередование свойственно прежде всего единицам звукового строя - звукам и фонемам , для которых правило структурной конгруэнтности означает, что они в качестве альтернантов должны занимать одно и то же место в составе одной и той же морфемы, ср. нем. ver-lier-en ‘терять’ / ver-lor-en ‘потерянный’ / Ver-lus-t ‘потеря’, где корень представ­лен тремя фонологическиразличными морфами, отражающими чередо­ва­ния фонем /ī/ ~ /o/, /ī/ ~ /u/ и /r/ ~ /s/. Чередо­ва­ния бывают разных типов и видов. По характеру дифференциальных признаков альтернантов различа­ют­ся количественные чередо­ва­ния (по долго­те - краткости) и качественные чередо­ва­ния (по признакам места, способа образования и др.). По характеру условий чередо­ва­ния различают 2 типа - фонетическое и нефонетическое (традици­он­ное, истори­че­ское) чередо­ва­ние.

    При фонетическом чередовании альтернантами являются звуки, взаимно исключающие друг друга в различных фонетических позициях, т. е. принадлежащие одной фонеме; такие чередо­ва­ния изучаются в фонологии и служат основой для определения фонем в языке. Фонетические чередо­ва­ния всегда позиционные. Нефонетические чередо­ва­ния могут быть 2 видов - позици­он­ны­ми и непози­ци­он­ны­ми; альтернантами нефонетических чередо­ва­ний явля­ют­ся фонемы, мена которых необъяснима характе­ром фонетической позиции, ср. ма́зать/​/ма́жу​/​мажь [маш], где представ­ле­ны оба типа чередо­ва­ний: нефонетическое чередо­ва­ние /з/ ~ /ж/ и фонетическое чередо­ва­ние [ж] ~ [ш]. Нефонетическое чередо­ва­ние в этом примере является, однако,позиционным, так как происходит в определённых грамматических формах перед опреде­лён­ны­ми аффиксами , в связи с чем это чередо­ва­ние можно назвать формально обусловленным; того же вида чередо­ва­ния /д/ ~ /ж/, /г/ ~ /ж/, /к/ ~ /ч/ и др. (водить - вожу, бегу - бежишь, влеку - влечёшь и т. п.), ср. также франц. /r/ ~ /z/ в dire ‘говорить’ / disons ‘говорим’ и в другихглаголах этого класса. Поскольку чередо­ва­ния такого вида сопровождают регулярное формо- и словообразование посредством специальных морфем, их называют такжеморфологическими; эти чередо­ва­ния изучаются в морфонологии . Второй вид нефоне­ти­че­ских чередо­ва­ний - непозиционные, т. е. не обусловленные позицией перед определённой морфемой; такие чередо­ва­ния обычно сами по себе служат целям формо- и словообразования и поэтому называются грамматическими, ср. «сух» - «сушь», «дик» - «дичь» или англ. advice [‑s] ‘совет’ - advise [‑z] ‘советовать’. Важнейшие разновидности непозиционных чередо­ва­ний - аблаут и умлаут , которые могут быть как морфологическими, так и грамматическими по своей функции. Так, в приведённом немецком примере аблаут /ī/ ~ /o/ - грамматическое чередо­ва­ние (так как только оно различает формы указанного глагола - инфинитив и причастие II), в отличие от морфологического чередо­ва­ния /ī/ ~ /u/ и /r/ ~ /s/, сопровождающих смену суффиксов. Грамматическое чередо­ва­ние выступает в языке в роливнутренней флексии (см. Флексия ) и относится к грамматике. Об этих чередо­ва­ни­ях можно сказать, что они лишь категориально обусловлены (соотносятся только с определённой грамматической категорией), в отличие от позиционных (морфологических), в которых формальная обусловленность накладывается на категориальную. На периферии нефонетических чередо­ва­ний находятся случаи типа «друг - друзья», где грамматическая аномальность формы множе­ствен­но­го числа придаёт чередо­ва­нию /г/ ~ /з/ характер лексически обусловленного, так как это чередо­ва­ние нельзя связать с действием формально-категориальных факторов.

    Различные типы и виды чередований имеют разную степень регулярности и безысклю­чи­тель­но­сти. Наиболее регулярными и почти не знающими исключений (разве что в отдельных иноязычных словах) являются фонетические чередо­ва­ния. В них господствует фонетическая обусловленность, которая исторически лежит в основе и других видов чередо­ва­ния, но в последних она либо вовсе не оставила следов (как в аблауте), либо эти следы сильно смазаны (как в умлауте). Среди нефонетических чередо­ва­ний имеются относительно регулярные, обяза­тель­ность которых безысключительна в пределах опреде­лён­ных парадигм или частей речи, и спорадические (нерегулярные), в большей степени испыты­ва­ю­щие лексические ограничения (например, /г/ ~ /ч/ в стерегу​/​стеречь). В целом регуляр­ность чередо­ва­ний выше в системе словоизменения и ниже в словообразовании (для языков, где развиты обе системы). Наименьшей регулярностью обладают лексически обусловленные нефонети­че­ские чередо­ва­ния.

    В истории языка не только фонетическое чередование может стать нефонетическим (напри­мер, в славянских языках морфологические консонантные чередо­ва­ния типа /г/ ~ /ж/, /к/ ~ /ч/ возникли на базе древнего фонетического процесса палатализации), но и разные виды нефонетических чередо­ва­ний могут сменять друг друга; так, в языке волоф начальные грамматические чередо­ва­ния в корне типа to ‘играть’ - po ‘игра’ или sol ‘одевать’ - col ‘облачение’ восходят, по-видимому, к морфологическим чередо­ва­ниям, сопровождавшим исчез­нув­шую префиксацию показателей именных классов . Источ­ни­ком фонемного чередо­ва­ния может оказаться древнее морфемное чередо­ва­ние, стёршееся вследствие переразложения; например, в греч. ἧπαρ ‘печень’ /ἥπατος (род. п.) в чередо­ва­нии исхода основы ‑r/‑t скрыто древнейшее чередо­ва­ние суффиксов *‑er/*‑en, представ­лен­ных в этом слове в нулевой ступени (*yekʷ‑r̥‑/​/*yekʷ‑n̥‑). И наоборот, стирание фонетических условий чередо­ва­ния приводит к появле­нию чередо­ва­ния морфем, так как, в сущности, чередо­ва­ние типа бег‑/беж- может рассмат­ри­вать­ся цели­ком как морфемное.

    В отношении чередования могут находиться также единицы суперсегментного уровня, напри­мер тон или ударение ; так, в языках с подвижным ударением в пределах слово­обра­зо­ва­тель­ной или слово­из­ме­ни­тель­ной парадигмы могут чередо­вать­ся либо ударные-безударные слоги (зо́лото​/​позоло́т‑а), либо морфологические единицы - основа в окончание (зо́лото​/​золот‑о́й).