Болезни Военный билет Призыв

Понедельник начинается в субботу брифли. Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу

Стругацкие

«Понедельник начинается в субботу»

История первая. Суета вокруг дивана

Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска путешествует на машине и направляется к городу Соловец, где у него запланирована встреча. По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института — ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках). Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления — схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, декламирующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания. Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.

Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспериментировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.

Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте. Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности. Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова. Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается — происходящее его заинтересовало.

История вторая. Суета сует

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед ним проходит череда ярких персонажей — маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус, и другие. Затем Привалов предпринимает обход института начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.

В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное. В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель — промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетворённого». Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть — чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.

Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города. После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также выносит «предварительную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».

Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетворённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии. Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель.

История третья. Всяческая суета

ЭВМ «Алдан», на которой работает Привалов, поломалась. Пока её ремонтируют, Привалов путешествует по институту и попадает в отдел Абсолютного Знания, где в этот момент демонстрируется машина, изобретённая Луи Седловым, на которой можно попасть в вымышленное прошлое или вымышленное будущее.

Он заходит к Роману Ойре-Ойре и видит в лаборатории мёртвого попугая, лежащего в чашке. Приходит директор института Янус Полуэктович, называет попугая Фотончиком, сжигает его трупик в печи, пепел развеивает по ветру и уходит. Роман Ойра-Ойра удивлён, так как днём ранее он нашёл в печке обгорелое зелёное перо. Откуда оно взялось, если попугай был сожжён сегодня, а других зелёных попугаев рядом и близко не было, остаётся тайной.

На следующий день Привалов вместе с ведьмочкой Стеллой сочиняет стихи для стенгазеты и вдруг видит, как в комнату входит тот самый зелёный попугай. Он летает, но выглядит не совсем здоровым. Приходят другие сотрудники и интересуются, откуда этот попугай взялся. Потом все принимаются за работу, но вдруг видят, что попугай лежит мёртвый. На его лапке — кольцо с цифрами и надпись «Фотон». То же самое было на лапке попугая, который вчера лежал мёртвым в чашке. Никто не понимает, в чём дело. Художник Дрозд случайно кладёт попугая в чашку.

На следующий день ЭВМ исправляют, и Привалов приступает к работе. Ему звонит Роман и сообщает, что попугая в чашке уже нет, и никто его не видел. Привалов удивляется, но потом, поглощённый работой, перестаёт об этом думать. Чуть позже Роман звонит снова и просит его прийти. Когда Привалов приходит, он видит живого зелёного попугая с кольцом на лапке.

На слова сотрудников НИИЧАВО попугай отвечает другими словами, но смысловую связь между ними установить не удаётся. Потом попугаю начинают называть фамилии собравшихся, каждого он кратко характеризует: груб, стар, примитив и т. п. Сотрудники не понимают, откуда у него такая информация.

Друзьям приходит в голову, что этот загадочный попугай принадлежит директору Янусу Полуэктовичу, личности ещё более загадочной. Этот человек, единый в двух лицах, никогда не появляется на людях в полночь, а после полуночи он не может вспомнить, что было до неё. Кроме того, Янус Полуэктович безошибочно предугадывает будущее.

В конце концов учёные догадываются, что тут возможна контрамоция: течение времени в направлении, противоположном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман.

Роман пробует объяснить случай с Тунгусским метеоритом, исходя из концепции контрамоции: это был не метеорит, а космический корабль, а пришельцы в нём были контрамотами и жили, по меркам обычных людей, из будущего в прошлое.

Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А-Янус и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике. И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО — ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня. В виде А-Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У-Януса — из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве.

Во время обеда Привалов встречает У-Януса, и набравшись смелости, спрашивает, можно ли зайти к нему завтра утром. У-Янус отвечает, что завтра утром Привалова вызовут в Китежград, поэтому зайти не удастся. Потом он добавляет: «…Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них…»

Как замечательно, когда человек настолько любит свою работу, что ему не нужны выходные, ведь он получает удовольствие от того, что делает. Эту мысль хорошо отражает книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», и это касается не только ее названия. Писатели переносят в необычный мир, в котором советская реальность объединена со сказочным миром, получилось интересно и нестандартно. Здесь есть свой язык, словарь терминов, которые могут быть непонятны людям из реального мира.

Во время поездки к друзьям программист Александр встречает двух охотников. Они могут помочь ему с ночлегом. Когда же Роман и Владимир узнают, что Саша программист, то делают ему странное, но интересное предложение – поработать в НИИЧАВО. В этом месте занимаются изучением волшебства и поиском ответов на самые сложные вопросы. Саша узнает о существовании другого мира, где есть говорящие коты, избушки на курьих ножках, заклятия, перемещения, клоны и много чего еще. Большинство сотрудников НИИ полностью погружены в работу, которую любят, а тех, кто бездельничает, выдают их уши. Здесь проводят опыты и эксперименты, одни ищут счастье, другие смысл жизни, опираясь на свой многовековой опыт общения с людьми. А люди, по сути, всегда ищут одно и то же.

Книга состоит из трех равнозначных по смыслу частей, которые дополняют одна другую. В романе много нестандартного юмора, а фантастическая составляющая увлекает с первых страниц. Благодаря авторской терминологии, подробным описаниям читатель вместе с героем узнает все больше о новом мире. Кажется, что постепенно ты сам становишься сотрудником НИИЧАВО. В романе есть и сатира, и аллегории, высмеивается бюрократия и потребительское отношение к жизни и к людям. Таким образом, книга станет хорошей сказкой с глубоким смыслом как для подростков, так и для взрослых.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Понедельник начинается в субботу" Аркадий и Борис Стругацкие, Димитрий Чураков бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Лето — время отпусков. Кто-то ждёт не дождётся, когда наступит его очередь отгуливать положенные две недели, а то и месяц. Кто-то прямо сейчас поджаривает ляжки на пляжУ или гнёт спину в огороде. И вот, пока все настроены на перерыв в трудовой деятельности и ищут, что бы такого почитать в дороге или на даче, я предлагаю обратить внимание на блистательную, остроумную повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» — историю о том, как один мужчина удачно устроился на работу.

Главный герой — «Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет, … » программист, путешествует и случайно знакомится с приятными людьми, которые сообщают, что работают в НИИ в населенном пункте неподалёку, и им позарез нужен программист. Эта встреча объявляется судьбоносной, и главного героя правдами и неправдами уговаривают поехать в НИИ и срочно туда устроиться! Ситуация заканчивается в пользу «нападавших».

Так Александр присоединяется к коллективу НИИЧАВО — Научно-исследовательского института чародейств и волшебства. Весьма неординарное учреждение, не находите? В этом удивительном месте Александр Привалов обретает любимую работу, замечательных коллег и друзей, а также успевает пережить некоторое количество волшебных событий: и путешествие в литературное будущее (то будущее, каким его описывают писатели), и наблюдение за пугающим экспериментом по созданию сверхчеловека — «исполина духа», и знакомство со всякого рода джиннами, демонами и прочими мифическими тварями, и так далее. Отныне скромного программиста окружают волшебники и он сам — один из них.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» прекрасно сочетает в себе поучительность и злободневность, легкость и развлекательность. Она написана с невероятным остроумием и потрясающим юмором. Честно, местами я смеялась в голос!

…пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом «Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь»…

— У меня есть один знакомый, — сказал Эдик. — Он утверждает, будто человек — это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.

Все герои этой повести — очень яркие и объемные персонажи. Каждый из них – настоящая личность, пусть где-то гротескная, где-то собирательная, но, несомненно, интересная и запоминающаяся (а местами даже поярче некоторых реально существующих людей). У и А Янусы – ученые с их загадочной историей, хороший администратор и чуткий руководитель, доказавшие, что ради научной истины возможно совершить подвиг. Кристобаль Хунта — неоднозначный персонаж с тёмным прошлым, посвятивший себя, тем не менее, поиску человеческого счастья, и утверждающий, что стоит искать решение только к неразрешимым задачам. Витька Корнеев – грубый, но яростно увлеченный своим делом мужчина, готовый ради поиска научной истины «преступить закон». Роман Ойра-Ойра — пример усердия и таланта, который не ищет дешевой славы. Профессор Выбегалло — пример бездарности, которая ищет дешевой славы и, что печально, находит её. Рачительный и гиперактивный Модест Матвеевич Камноедов — воплощённая бюрократия и жёсткое стремление к порядку. И так далее, и так далее… Буквально каждый характер в этом произведении написан так ярко, что в процессе прочтения создаётся ощущение, что это ваши собственные друзья и коллеги, а не только Александра Привалова.

Ну и, конечно же, как и в любой сказке (а сами Стругацкие назвали «Понедельник…» «сказкой для научных сотрудников младшего возраста») в произведении есть не только волшебные ситуации, но и мораль! А в случае с этим произведением мораль будет даже не одна, и с простором для размышления.

В общем, вы поняли: не прочесть это замечательное произведение было бы досадным упущением! =)

Несмотря на то, что повесть «Понедельник начинается в субботу» была написана уже довольно давно, в ней остается масса тем, которые очень актуальны на сегодняшний день: проблемы бюрократии, и благоденствие приспособленцев и демагогов, и распространение лженауки. Вопрос о творческой и трудовой самореализации, научном поиске, взаимоотношениях в коллективе. Но главная тема произведения, которая кроется и в самом названии — это любовь к работе.

«Работа-работа перейди на Федота, с Федота на его брата, а ко мне их зарплата» — эта баянистая шутка ярко характеризует отношение к работе очень многих наших современников. К сожалению, лишь единицы умудряются трудоустраиваться так, чтобы работа приносила им радость и позволяла реализовывать свои таланты. Подавляющее же большинство выбирают себе работу по принципу «ну, платят же… потерплю как-нибудь». И терпят: скуку, отвращение, унижение со стороны начальства и «клиентов» (при современных рыночных отношениях, «клиентами» себя чувствуют и пациенты, и ученики, и посетители музеев, и пассажиры всех видов транспорта). Терпят бездарную трату времени и сил, терпят щемящее чувство, что энергия утекает не туда и жизнь проходит в пустую. Терпят этот угнетающий «брак по расчету».

Поэтому читать историю о программисте Саше Привалове, который попал в учреждение, пусть и не идеальное, со своими проблемами и отдельными неприятными личностями, не только интересно, но и искренне завидно. Стругацкие погружают читателя в волшебный мир, где человек, если он того желает, может обрести счастье в работе, и оно будет таким, что ему не нужны будут никакие субботы и воскресенья.

Трудовое законодательство нарушалось злостно и повсеместно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым интереснее было доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто не знал, что такое счастье и в чем смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же, как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже чем в обезьяну.

«Понедельник начинается в субботу» — история о людях, которые свободны выбирать, и они выбирают труд. Они нашли дело своей жизни, и горят им, не нуждаясь в перерывах. Насколько это далеко от «культа пятницы», который повсеместно существует на сегодняшний день и особенно почитаем у офисных работников. Уважение к труду, любовь к общему делу, желание изменить мир к лучшему собственными руками – вот что объединяет персонажей этого произведения. Не всех, конечно. Есть и такие как Выбегалло – фокусник от науки и банальный трепач, который лишь создает яркую видимость деятельности. Но такими как Выбегалло на сегодняшний день Земля переполнена, и ими вполне принято гордиться. Он же ничего не делает, имеет славу и деньги – это же эталон идеального современного человека! У нас же принято считать, что если ты что-то делаешь реально, то ты дурак – не иначе. Особенно, если это физический труд. Но также стоит заметить, что в «Понедельнике..» Выбегалло один такой на 10 нормальных, а в наших реалиях все с точностью до наоборот.

Кроме этого в повести «Понедельник начинается в субботу» перед работниками не стоит выбор: ходить на любимую работу и пухнуть с голоду или тянуть нервы и жилы на мутной должности с возможностью иногда купить себе к хлебу еще и колбасы… Они не должны жертвовать мечтой или совестью ради необходимости заработать лишнюю копеечку, которая погасит их бесконечную ипотеку. Их работа – это не «брак по расчету». Они лишь должны найти дело по своей душе и уму. И, на мой взгляд, именно это, а не наличие колдунов и джиннов, делает «Понедельник начинается в субботу» по-настоящему волшебным.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» позволяет совершенно иначе взглянуть на труд и его место в жизни человека. И пусть в НИИЧАВО нашлось место и сумасшедшему администратору, и халтурщикам, и балаболам, в сравнении с культом тунеядства и повсеместной дегенерации, распространенными нарушениями трудового законодательства, наплевательского отношения к работникам, и тяжелой экономической ситуации эти их штучные проблемы, над которыми иронизируют Стругацкие, кажутся пустяковыми.

Конечно, тема любви к работе в повести далеко не единственная. Есть там и интересные размышления по поводу восприятия будущего. Эксперимент профессора Выбегалло – размышления на тему потребительства и отсутствия его связи с умом или развитостью. И даже, ни много ни мало, вопрос о смысле жизни! Поэтому эту книгу можно прочитать не один и не два раза, обнаруживая все новые и новые темы. И это уже не говоря о всякого рода отсылках и пасхалках, которые в данном произведении водятся в невероятном изобилии. Но для меня «Понедельник начинается в субботу» навсегда останется историей о человеке, который удачно устроился на работу. =)

Очень кратко 60-е годы XX века. Путешествуя на машине, молодой програмист подвозит двух сотрудников института Чародейства и Волшебства, с помощью которых попадает в таинственный и забавный мир магии.

История первая. Суета вокруг дивана

Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска путешествует на машине и направляется к городу Соловец, где у него запланирована встреча. По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках). Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления - схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, декламирующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания. Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.

Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспериментировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.

Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте. Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности. Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова. Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается - происходящее его заинтересовало.

История вторая. Суета сует

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед ним проходит череда ярких персонажей - маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях - как администратор А-Янус и как учёный У-Янус, и другие. Затем Привалов предпринимает обход института начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.

В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное. В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель - промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетворённого». Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть - чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.

Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города. После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также выносит «предварительную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».

Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетворённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии. Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель.

История третья. Всяческая суета

ЭВМ «Алдан», на которой работает Привалов, поломалась. Пока её ремонтируют, Привалов путешествует по институту и попадает в отдел Абсолютного Знания, где в этот момент демонстрируется машина, изобретённая Луи Седловым, на которой можно попасть в вымышленное прошлое или вымышленное будущее.

Он заходит к Роману Ойре-Ойре и видит в лаборатории мёртвого попугая, лежащего в чашке. Приходит директор института Янус Полуэктович, называет попугая Фотончиком, сжигает его трупик в печи, пепел развеивает по ветру и уходит. Роман Ойра-Ойра удивлён, так как днём ранее он нашёл в печке обгорелое зелёное перо. Откуда оно взялось, если попугай был сожжён сегодня, а других зелёных попугаев рядом и близко не было, остаётся тайной.

На следующий день Привалов вместе с ведьмочкой Стеллой сочиняет стихи для стенгазеты и вдруг видит, как в комнату входит тот самый зелёный попугай. Он летает, но выглядит не совсем здоровым. Приходят другие сотрудники и интересуются, откуда этот попугай взялся. Потом все принимаются за работу, но вдруг видят, что попугай лежит мёртвый. На его лапке - кольцо с цифрами и надпись «Фотон». То же самое было на лапке попугая, который вчера лежал мёртвым в чашке. Никто не понимает, в чём дело. Художник Дрозд случайно кладёт попугая в чашку.

На следующий день ЭВМ исправляют, и Привалов приступает к работе. Ему звонит Роман и сообщает, что попугая в чашке уже нет, и никто его не видел. Привалов удивляется, но потом, поглощённый работой, перестаёт об этом думать. Чуть позже Роман звонит снова и просит его прийти. Когда Привалов приходит, он видит живого зелёного попугая с кольцом на лапке.

На слова сотрудников НИИЧАВО попугай отвечает другими словами, но смысловую связь между ними установить не удаётся. Потом попугаю начинают называть фамилии собравшихся, каждого он кратко характеризует: груб, стар, примитив и т. п.. Сотрудники не понимают, откуда у него такая информация.

Друзьям приходит в голову, что этот загадочный попугай принадлежит директору Янусу Полуэктовичу, личности ещё более загадочной. Этот человек, единый в двух лицах, никогда не появляется на людях в полночь, а после полуночи он не может вспомнить, что было до неё. Кроме того, Янус Полуэктович безошибочно предугадывает будущее.

В конце концов учёные догадываются, что тут возможна контрамоция: течение времени в направлении, противоположном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман.

Роман пробует объяснить случай с Тунгусским метеоритом, исходя из концепции контрамоции: это был не метеорит, а космический корабль, а пришельцы в нём были контрамотами и жили, по меркам обычных людей, из будущего в прошлое.

Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А-Янус и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике. И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО - ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня. В виде А-Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У-Януса - из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве.

Во время обеда Привалов встречает У-Януса, и набравшись смелости, спрашивает, можно ли зайти к нему завтра утром. У-Янус отвечает, что завтра утром Привалова вызовут в Китежград, поэтому зайти не удастся. Потом он добавляет: «...Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них...»

Понедельник начинается в субботу (повесть)

А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Издание 1979 года

«Понеде́льник начина́ется в суббо́ту» () - фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких , одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Существенную роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.

Сюжет

Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.

Иллюстрация Евгения Мигунова к повести «Понедельник начинается в субботу»

«Суета вокруг дивана»

Повествование ведётся от лица Александра Привалова - ленинградского программиста, который во время отпуска поблизости от северного города Соловец подвозит автостопом двух сотрудников местного института. Они устраивают его переночевать в музей института - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках) на улице Лукоморье. Поначалу Привалов воспринимает как должное и смотрительницу музея , Наину Киевну Горыныч , и то, что в музее и в городе постоянно происходят необычные события, но постепенно приходит к выводу, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему. Магическое зеркало, огромный говорящий кот, выловленная в колодце замшелая щука, которая предлагает ему исполнение желаний, странные сны, которые воспринимаются как реальность, представляются Привалову прежде всего интереснейшим материалом для удовлетворения его любопытства. Он начинает исследовать отдельные проявления этой системы - экспериментирует с неразменным пятаком, вследствие чего оказывается в милиции, где понимает, что для милиционеров происходящие чудеса, в общем, в порядке вещей.

События неожиданно начинают концентрироваться вокруг дивана, на котором спал Привалов. Для начала диван просто исчезает. Затем к Привалову один за другим приходят весьма примечательные личности, которые мимоходом демонстрируют невероятные способности (летают , приобретают невидимость , проходят сквозь стены и т. д.) - все они почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что диван - на самом деле магический транслятор реальности (откуда и появились «реальные сны») и был похищен одним из молодых сотрудников института Витькой Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократической волокиты. Когда скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра (один из тех, кого Привалов подбросил до города). Он уговаривает Привалова поступить на работу в НИИЧАВО - . Привалов соглашается, так как ему уже сейчас безумно интересно всё происходящее.

«Суета сует»

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, который работает заведующим вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед читателем проходит целая череда ярких персонажей - маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта , администратор Модест Матвеевич Камноедов, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло , директор института Янус Полуэктович Невструев (существующий одновременно в двух воплощениях - как администратор А-Янус и как учёный У-Янус) и другие.

Затем Привалов предпринимает обход института - начиная с расположенного в подвале здания вивария , где содержатся опасные магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который, оказывается, решил совсем не уходить с работы и отправил вместо себя отдыхать дубля. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, до крайности увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он вдруг обнаруживает, что весь институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории.

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни . И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

Всеобщая рабоче-праздничная атмосфера нарушается очередным «научным успехом» профессора Выбегалло - в его лаборатории «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель внешне является копией профессора Выбегалло, а её единственной способностью является пожирание всего съедобного. Профессора срочно вызывают в институт и он появляется в лаборатории вместе с представителями прессы. Оказывается, профессор с целью создания Идеального Человека оттолкнулся от идеи, что Идеальный Человек - это тот, кто способен удовлетворить все свои потребности, и эти исследования уже вышли на этап промежуточного моделирования. Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть - чем дальше, тем больше. В конце концов, модель просто разрывает от обжорства на куски. Профессор Выбегалло сообщает, что испытания прошли успешно и возлагает большие надежды на модель следующего уровня - «модель человека, удовлетворённого полностью» (то есть, в понимании Выбегалло, способного мгновенно удовлетворить все свои потребности).

На совещании у директора института, невольным свидетелем которого становится Привалов, обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. В то время как остальные требуют провести испытания на полигоне, Выбегалло хочет оставить её в лаборатории. Однако он немедленно меняет точку зрения, когда Янус Полуэктович решает проводить испытания на полигоне в связи с тем, что «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также почему-то выносит «предварительную благодарность» Роману Ойра-Ойра за «находчивость и мужество».

Именно так всё и происходит - модель Идеального Потребителя сразу после рождения переносит к себе все материальные ценности, до которых смогла дотянуться своими магическими способностями, а затем пытается свернуть пространство, - видимо, чтобы обрести всемогущество в замкнутом объёме. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылкой с джинном и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель до того, как она смогла обрести всемогущество .

«Всяческая суета»

Приложения

В большинстве изданий основной текст повести сопровождается послесловием, якобы написанным по просьбе авторов Александром Приваловым (в котором тот нелицеприятно указывает на ряд допущенных авторами досадных ошибок, хотя и признаёт за повестью ряд достоинств), и глоссарием, в котором разъяснены упомянутые в повести мифологические и магические реалии.

Происхождение названия

Авторство названия принадлежит одной хорошей знакомой Бориса Стругацкого. Дело происходило следующим образом : В середине 60-х был очень популярен Эрнест Хэмингуэй и за его произведениями гонялись по книжным магазинам, книги ходили по рукам и их зачитывали до дыр. И вот однажды у Бориса Стругацкого раздаётся звонок:

Боря! Выложили новую книгу Хэмингуэя! «Понедельник начинается в субботу»! - говорит его добрая приятельница Наталья Свенцицкая.

Борис Натанович оценил шутку и ответил:

Брать обязательно!..

Значение

Повесть «Понедельник начинается в субботу» оказала заметное влияние на мировоззрение нескольких поколений советских читателей -1980-х годов, неоднократно вызывала острую полемику, фразы из неё разошлись на цитаты и доныне широко узнаваемы. Некоторые персонажи повести были использованы в школьных учебных пособиях для облегчения восприятия материала учащимися.

Поскольку повесть во многом была завязана на реалиях социалистической эпохи, после распада глобальной социалистической системы к 1991 году она стала в какой-то мере непонятна новому поколению читателей, что вызвало определённое падение интереса к ней. Однако социальные перемены в России конца XX века оказались не столь фундаментальны, как это поначалу представлялось, постепенно общественная жизнь снова приобрела многие черты советского времени и «Понедельник начинается в субботу» опять оказался неожиданно актуален - как в утопической части (темы психологии творчества, свободы научного поиска, попыток концептуальных научных прорывов), так и в сатирической части (распространение лженаучных концепций и профанация научных достижений, бюрократизм , психология потребительства и т. д.).

Повесть является единственным произведением советской литературы, где сатирически выведен распространённый (особенно в годы сталинизма) тип политического демагога , Выбегалло. Правда, по цензурным соображениям он цитирует не идеологических классиков, а французские афоризмы, но политический упор проявляется постоянно: «внеклассовый огнедышащий дракон», «отгораживаете нашу науку от народа» и т. п. Этот аспект был значительно усилен авторами в продолжении повести, «Сказке о Тройке ».

Публикации

Первое полное книжное издание повести вышло в году в издательстве «Детская литература».

Следующее переиздание повести состоялось только в году.

Продолжения

Продолжением повести, связанным с ним персонажами, стала написанная через несколько лет сатирическая повесть «Сказка о Тройке» , которая была издана в переработанном и сокращённом виде в 1968 году , а в более или менее авторском варианте - только в 1989 году .

Литературные и общекультурные реминисценции в тексте повести

В повести регулярно цитируются (впрямую и «раскавыченно») известные литературные произведения. Вот несколько примеров:

В произведении действуют и упоминаются персонажи и предметы русских сказок , фольклорных и мифологических произведений; несмотря на это повествование носит скорее подчёркнуто бытовой, чем сказочный характер.

  • Авгуры - традиционно занимаются предсказаниями
  • Вурдалаки - согласно глоссарию, «Маги , вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла»
  • Василий, говорящий кот - «Кот учёный» из пролога поэмы Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Гекатонхейры - сторукие пятидесятиголовые великаны, сыновья верховного бога Урана (неба) и Геи (земли): Бриарей , Котт и Гиес . В книге живут в виварии НИИЧАВО, иногда привлекаются для общих работ в качестве грузчиков
  • Гидра - согласно глоссарию, «реально существующая многоголовая рептилия, дочь З. Горыныча и плезиозаврихи из озера Лох-Несс.»
  • Говорящая щука - щука из русской народная сказки «По щучьему велению»
  • Голем - согласно глоссарию, «один из первых кибернетических роботов»
  • Гомункулус - «искусственное человекоподобное существо, используют для биомеханического моделирования.»
  • Гномы - согласно глоссарию, «большинство гномов - это забытые и сильно усохшие дубли»
  • Демоны Максвелла - швейцары, «всю жизнь они занимались открыванием и закрыванием дверей»
  • Джинны - согласно глоссарию, «почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов »
  • Домовые - согласно глоссарию, «это либо вконец опустившиеся маги, не поддающиеся перевоспитанию, либо помеси гномов с некоторыми домашними животными»
  • Змей Горыныч - в НИИЧАВО используется для опытов («Сам З. Горыныч был заперт в старой котельной…»)
  • Кербер Псоевич Дёмин, завкадрами
  • Кощей Бессмертный - «содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях»
  • Лев Бен Бецалель - предположительно прототипом образа послужил Махараль из Праги
  • «Молот ведьм » - реально существующая книга.
  • Оборотень - согласно глоссарию, «человек, способный превращаться в некоторых животных»
  • Оракул - «„Соловецкий оракул“ - это небольшая тёмная комната, где уже много лет проектируется установить мощную электронно-счётную машину для мелких прорицаний»
  • Пифии - «очень много курят и занимаются общей теорией предсказаний.»
  • Янус Полуэктович Невструев - единый в двух лицах директор института. Получил своё имя от Я́нуса (лат. Ianus, от ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени

Прототипы персонажей повести

Известно, что ряд персонажей повести «списаны» авторами с реальных людей, однако Стругацкие избегали раскрывать их имена («Мы всегда предпочитали не распространяться о прототипах наших героев. Далеко не каждому нравится быть прототипом.»

Примечательные моменты в тексте повести

  • При обходе книгохранилища НИИЧАВО Привалов находит «Книгу Судеб» с биографиями людей разумных, которые являются пародией на энциклопедические статьи:

Цитаты

Узнаваемые и популярные цитаты.

  • «А зубом они не цыкают?»
  • «От щедрот пока рубль.»
  • «В таком вот аксепте».
  • « - Однако, - подумал я вслух. - Не просочиться бы в канализацию!..»
  • « - Да, - сказал я с чувством. - Воняет гадостно.»
  • «- А что такое „Упанишады“? - Я уже не был уверен, что сплю. - Не знаю, - сказал голос.»
  • « - Прозрачное масло, находящееся в корове, - с идиотским глубокомыслием произнесло зеркало - не способствует её питанию, но оно снабжает наилучшим питанием, будучи обработано надлежащим способом.»
  • « - Это не козёл! Это наш сотрудник!»
  • «потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел.»
  • «Лица, поименованные с номера четвёртого по номер двадцать пятый и последний включительно, занесены в списки лиц, допущенных к ночным работам посмертно. В порядке признания их заслуг в прошлом. Теперь вам доступно?»
  • «Моё дело - прекратить разбазаривание, и я его прекращаю.»
  • «При обнаружении фактора горения немедленно звонить по телефону 01 и приступать к принятию мер. На этот случай получите сигнальную дудку для вызова авральной команды…»
  • «Живые души не должны входить, а все прочие не должны выходить. Потому что уже был прен-цен-дент, сбежал чёрт и украл луну. Широко известный пренцендент, даже в кино отражён.»
  • «…было у меня подозрение, что вы всё-таки дубель.»
  • «Выбегалло забегалло?»
  • «Некоторое время мы занимались материализацией. Я творил груши, а Роман требовал, чтобы я их ел. Я отказывался есть, и тогда он заставлял меня творить снова. „Будешь работать, пока не получится что-нибудь съедобное, - говорил он. - А это отдашь Модесту. Он у нас Камноедов“.»
  • «И они доехали до большого озера, и видит Артур: из озера поднялась рука, мозолистая и своя…»
  • « - Кто творил вино?
    - Я.
    - Не забудь завтра заплатить.»
  • «Что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определить степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.»
  • «…потребности у всех, а селёдка - для модели…»
  • «Оно хочет. И потому оно пока несчастно. Но оно может, и через это „может“ совершается диалектический скачок».
  • «Все мы знаем, что материальное идёт впереди, а духовное идёт позади. Сатур вентур, как известно, нон студит либентур.»
  • «Эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием. Как неорганизованную.»
  • «Пока насчёт духовных способностей данной модели мы сказать ничего не можем, поскольку её рациональное зерно есть желудочная неудовлетворённость.»
  • «Мои труды читать надо!»
  • «Познание бесконечности требует бесконечного времени. <...> А потому работай не работай - всё едино.»
  • «Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет».

Экранизации

Телевизионный фильм Константина Бромберга «Чародеи » (1982) использует отдельные мотивы и персонажей повести «Понедельник начинается в субботу», поскольку первый вариант сценария, написанный Стругацкими, не удовлетворил режиссёра, и авторам было высказано требование написать самостоятельное произведение. Опубликован также написанный Стругацкими сценарий художественного фильма по мотивам повести, который достаточно близок к оригиналу, однако попыток его экранного воплощения до сих пор предпринято не было.