Болезни Военный билет Призыв

Поэзия 50 90 годов 20 века кратко. I. Организационный этап. Примерные темы рефератов

Слайд 2

Литература 50-80-х годов

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Великая Отечественная война

    • заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно
    • нарушила полную самоизоляцию сталинской державы
    • активизировало уничтоженное было христианство

    Надежда на демократизацию и либерализацию

    Слайд 5

    Усиление тоталитаризма

    • изолирование вчерашних военнопленных,
    • депортация в восточные районы ряда обвиненных в «коллективном предательстве» народов,
    • арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны

    «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

    Слайд 6

    «Ждановщина»

    • 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова.
    • 4 сентября 1946 год. «О безыдейности в кинематографе».
    • Февраль 1948 года. «О декадентских течениях в советской музыке».
    • 1949 год. Борьба с «космополитизмом».
    • 13 января 1953 год. «Раскрытие» «заговора врачей-убийц».

    М.М. Зощенко

    Слайд 7

    «Теория бесконфликтности»

    «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим».

    «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» (В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)

    Слайд 8

    Размышляющая очерковая проза

    • 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник.
    • 1953 год. В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе.
    • 1953 год.Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне.
    • 1955 год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору»
  • Слайд 9

    Романы о молодёжи

    • 1953 год. В. Панова «Времена года». Тема «отцов» и «детей». Образ Геннадия Куприянова – тип современного молодого человека, равнодушного, скептичного, ироничного, порожденного социальными условиями. Тема перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича).
    • 1954 год. И. Эренбург «Оттепель». Оттепель общественного (возвращение осужденных, возможность открыто говорить о Западе, не согласие с мнением большинства), и личного (быть честным и на людях, и перед собственной совестью). Проблема выбора между правдой и ложью. Право художника на свободу творчеств и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы.

    История «среднего» человека, неповторимая глубина его переживаний, исключительность духовного мира, значительность «единственного» существования

    Слайд 10

    1954 год. Второй Всесоюзный съезд писателей

    «Советский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество. Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе».

    Слайд 11

    1956 год. XX съезд КПСС

    Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы

    Слайд 12

    Кинематограф

    В центре человеческая судьба.

    • 1963 год.
    • 1964 год.
    • 1957 год.
    • 1956 год.
    • 1961 год.
  • Слайд 13

    VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

  • Слайд 14

    Театральная жизнь

    • 1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив.
    • 1962 год. Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, владение актёрами всей палитрой искусств
  • Слайд 15

    «Мнение народа»

    • 1957год. Травля Б. Пастернака.
    • 1963 год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован.
    • 1965 год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений за рубежом)
    • 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну. 1974 год. Лишение советского гражданства.
    • 1970 год. Разгром «Нового мира»

    «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно.

    Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы

    Слайд 16

    Проза

    • 1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым».
    • 1956 год. П. Нилин «Жестокость»
    • 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове»
    • 2005 год. С. Говорухин
    • 1957 год. Станислав Ростоцкий
  • Слайд 17

    «Деревенщики»

    • 1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями.
    • 1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью.
    • 1952 год. В. Овечкин «Районные будни».
    • 1956 год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти.
    • 1970 год. В. Распутин. «Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.
  • Слайд 18

    Основные черты поэтики «деревенщиков»:

    • очерковость, исследовательский характер произведений;
    • деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы;
    • лирическая (эмоциональная, субъективная) деталь и социально-бытовая деталь
  • Слайд 19

    • 1946 год. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ.
    • 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др.
    • 1957 год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др.
    • 1963 год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др.
    • 1969 год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др.

    Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.

    Слайд 20

    «Молодёжная проза»

    "Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться, и всё-всё, всё, что было в жизни и что ещё будет, - всё начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла".

    • 1956 год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского»
    • 1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни.
    • 1961 год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!»
    • 1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат»

    Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу 50-60- х годов. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль.

    Слайд 21

    Жанр рассказа

    • Ю.П. Казаков
    • В.М. Шукшин (1929-1974)
  • Слайд 22

    Василий Макарович Шукшин

    Жанры рассказов:

    • рассказ-судьба («Охота жить»)
    • рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик»)
    • рассказ-исповедь («Раскас»)
    • рассказ-анекдот
    • «Шукшинский герой» -чудик:

    певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность

    Слайд 23

    «Лагерная проза»

    • 1954-1973 годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 год в Лондоне, 1988)
    • 1964-1975 годы. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 Франция)
    • 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962)

    Слайд 24

    «Городская проза»

    • 1969 год. Повесть «Обмен»
    • 1976 год. «Дом на набережной»

    «изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях»

    Слайд 25

    «Бронзовый век»

    Эстрадная лирика:

    • Евтушенко,
    • Вознесенский,
    • Рождественский
    • Ахмадулина
    • Окуджава

    Тихая лирика:

    • Соколов В.
    • Куняев С.
    • Горбовский Г.
    • Рубцов Н.
    • Жигулин А.

    Фронтовая лирика:

    • Наровчатов С.
    • Слуцкий Б.
    • Друнина Ю.
    • Самойлов Д.
    • Левитанский

    Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

  • Рощин М.
  • повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия), их житейские хлопоты (острый драматизм)

    Слайд 29

    • 1954 год. «В добрый час!»
    • 1957 год. «В поисках радости»
    • 1957 год. «Вечно живые»

    «Розовские мальчики»

    совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат.

    Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики.

    Слайд 30

    Александр Володин

    • «Пять вечеров» 1966 год. «Старшая сестра»
    • «С любимыми не расставайтесь»

    Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании.

    • 1963 год. «Таня»
    • 1964 год. «Мой бедный Марат»

    Слайд 31

    Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)

    • 1967 год. «Старший сын»
    • 1967 год. «Утиная охота»

    Произвёл революцию и в русской драматургии, и в русском театре.

  • Слайд 32

    Театр Вампилова

    Источники:

    Мелодрама 1960-х годов:

    • переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение»

    Театр экзистенциализма:

    • отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА?
    • «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы)

    Современный городской фольклор:

    • анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства
  • Слайд 33

    Михаил Михайлович Рощин (1933-2010)

    • 1967 год. «Старый Новый год»
    • 1970 год. «Валентин и Валентина» и др.
  • Посмотреть все слайды

    Темы устных выступлений

    1. "Война – жесточе нету слова…" (А. Твардовский). Военная тема в лирике.

    2. "Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!" (Д. Самойлов). Судьба поколения военных лет в русской прозе второй половины XX века.

    3. Осмысление темы войны в русской литературе послевоенных лет.

    4. Изображение батальных сцен в военной прозе.

    Бочаров А. Г. Человек и война. – М., 1978.

    Живая память поколений. – М., 1965.

    Наровчатов С. С . Атлантида всегда с тобой. – М., 1972.

    "Слово, пришедшее из боя". – Л., 1980.

    Строка, оборванная пулей. – М., 1976.

    Топер П. Ради жизни на земле: Литература и война. – М., 1975.

    Литература второй половины XX-начала XXI века

    Литературный процесс 1950-х – начала 2000-х годов

    Русская литература 50-80-х годов

    Сложный период развития русской литературы

    50-80-е годы – многогранный и достаточно сложный период развития отечественной словесности, которую принято было называть советской литературой. Литература этих лет в большинстве своем была жестко унифицированной, подцензурной. Творчество художников слова направлялось по единому руслу – методу социалистического реализма и определялось решениями коммунистической партии и требованиями партийных документов. Узко регламентированный подход к воссозданию действительности средствами художественного слова резко ограничивал творческие возможности писателей, которые зачастую не могли преодолеть цензурные запреты, долго ожидали публикации своих произведений, а порой пополняли ряды писателей-диссидентов. Строгая однолинейность литературного процесса на некоторое время была прервана коротким периодом "оттепели", насту пившим после XX съезда партии, когда возникла иллюзия, что свободная мысль в искусстве, наконец, восторжествует. Но после этого "вегетарианские времена", по выражению А. А. Ахматовой, вновь уступили место партийно-бюрократическому диктату, когда художник рассматривался как слуга государства, перед которым ставилась задача формирования "нового человека".

    Несмотря на существовавшие препоны было создано много интересных произведений в прозе, лирике, драматургии. Немалый вклад в литературу этих лет внесли писатели старшего поколения Л. М. Леонов, М. М. Пришвин, А. Т. Твардовский, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, В. А. Луговской. В большую литературу входят такие писатели, как Ф. А. Абрамов, А. И. Солженицын, В. М. Шукшин, В. Т. Шаламов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, Ю. В. Трифонов, Ф. А. Искандер, Г. Н. Владимов, В. П. Аксенов, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Ю. П. Казаков и др.

    Мастера слова создавали художественно совершенные и самобытные произведения, которые не только отображали основные тенденции исторического развития, но и оказывали огромное воздействие на нравственный климат эпохи.

    Деревенская проза

    В середине 60-х годов в литературу властно входит тема деревни. Писателей, посвятивших свои произведения горькой правде деревенской жизни, в критике стали называть "деревенщиками". А. И. Солженицын предпочитал называть их "нравственниками", ибо изображение "сокрушенной вымирающей деревни" мастера деревенской прозы непосредственно связывали с исследованием внутренней жизни людей, истоков народной нравственности.

    Стремлением передать правду деревенской жизни пронизана многоплановая тетралогия Федора Александровича Абрамова (1920–1983) "Братья и сестры", в которой показана история трех крестьянских поколений. Деревня Пекашино в ее трудовой повседневности вырастает в образ народного долготерпения и жизнестойкости. Драматическим фоном повествования является труд на грани человеческих сил, жесткое самоограничение во всем, когда люди в шестой послевоенный год еще "досыта куска не видели". Суровой, невыдуманной реальностью является описание крестьянской трапезы в доме Пряслиных, с которыми связаны главные события произведения: "Ужин был не лучше, не хуже, чем всегда: капуста соленая из листа-опадыша (Анисья уже по снегу собирала его на колхозном капустнике), штук пять-шесть нечищеных картошин. Хлеба не было вовсе – редко кто в Пекашине ужинал с хлебом".

    Теме деревни посвящены повести Абрамова "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", "Поездка в прошлое", "Старухи", "О чем плачут лошади", написанные в годы работы над тетралогией. В повестях исследуются непреходящие нравственные устои, которые помогают человеку оставаться человеком, его созидательные возможности, способность жить по совести.

    Глубоким художественным осмыслением нравственно-философских проблем, связанных с распадом и гибелью деревни, отличаются повести Валентина Григорьевича Распутина (род. 1937). Сюжетную основу его произведений составляют нелегкие испытания, которые выпали героям, проблемы выбора пути, жизни и смерти, физической и духовной. Писатель зачастую ставит своих героев в исключительную ситуацию, обычно ограниченную каким-то определенным сроком, в течение которого она должна разрешиться.

    В повести "Деньги для Марии" (1967) ревизия, проведенная в магазине, где работала Мария, обнаружила недостачу в тысячу рублей. Эти большие по тем временам деньги Мария должна вернуть в течение пяти дней. И вот в "хождении по мукам" Кузьма, спасая жену и семью, остановился перед последней дверью, когда срок подходил к концу. В повести "Последний срок" (1970) героине вновь отмеряется срок, причем "последний". Старуха Анна дожидается смерти, "время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят". Но дети, приехавшие отовсюду попрощаться с Матерью (не приехала только любимая Таньчора), оказываются далекими и от матери, и от земли, которая их вскормила. В последней фразе повести скорбно сообщается, что "ночью старуха умерла". С родной землей "разнялся" и герой повести "Живи и помни" (1974) Андрей Гуськов, сумевший как-то "боком" прожить с людьми на фронте и умудрившийся после тяжелого ранения так и не вернуться на свою батарею. Он живет в потемках, уподобляется зверю, но все-таки намечает для себя временной предел, когда свершится последний срок его бесполезного существования. В повести "Прощание с Матёрой" на грань гибели поставлен уже целый мир. И вновь "пограничная ситуация": остров Матёра и село с тем же именем будут затоплены после завершения строительства плотины. Отстаивая святость уходящего народно-природного мира, писатель переживает вместе с людьми, которые не могут свыкнуться с гибелью своей земли, домов, огородов, кладбища, на котором покоятся предки. Новый поселок строится на неудобных землях, но "жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой".

    Трудно представить себе деревенскую прозу и без талантливой повести Василия Ивановича Белова (род. 1932) "Привычное дело". Центральным героем произведения является Иван Африканыч Дрынов, колхозный возчик, плотник, землепашец. Он остро чувствует свою живую связь с миром, осознает естественность и правомерность всего окружающего: "Дело привычное. Жись. Везде жись. Под перьями жись, под фуфайкой жись. Женки вон печи затопили, канителятся у шестков – жись. И всё добро, всё ладно. Ладно, что и родился, ладно, что детей народил. Жись, она и есть жись". Иван Африканыч добр и совестлив, мягок и незлобив, но эти привлекательные черты соединяются с безволием и пассивностью. Когда жену увезли рожать, Иван Африканыч находился в хмельном забытьи. Его мерин ушел без возчика и опрокинул сани, и за покореженный товар, принадлежащий сельпо, Дрынову придется платить. Иван Африканыч легко поддается уговорам жениного брата уйти из деревни в поисках иной доли и, покинув Сосновку, чуть не гибнет в лесу. Но как искренне его горе на могиле жены: "Ты, Катя, где есть-то? Милая, светлая моя… Ну… что тепериче… вон рябины тебе принес… Катя, голубушка…" Душевное тепло Катерины не умерло – оно осталось в Иване Африканыче, в его "детках". После нелегких испытаний, выпавших на долю героя, он своим умом понимает: "Лучше было родиться, чем не родиться". "Привычное дело" – повесть о страданиях и любви. Художественное исследование нравственных устоев крестьянской жизни носит в ней глубоко народный, гуманный характер.

    Деревенская проза как художественная тенденция литературы 60-70-х годов нашла свое отражение в творчестве Василия Макаровича Шукшина (1929 1974). Его писательское дарование с наибольшей силой воплотилось в рассказах, составивших несколько сборников: "Сельские жители", "Там, вдали", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Шукшин создал целую галерею деревенских людей – шоферов, трактористов, бригадиров, счетоводов, председателей колхозов и рядовых крестьян. Его герои живут духовной жизнью: они не любят бессмысленного существования, напряженно размышляют о жизни, страдают, решают сложные вопросы, умеют удивляться и удивлять. "Мне интереснее всего, – признавался писатель, – исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа".

    50-е гг. стали для многих поэтов «новым» дыханием в их творчестве после запретов и репрессий 30-40х гг. Одним из наиболее ярких поэтов 50-х гг. был К указанному времени поэт прошел свой трагический путь: он был арестован, отбывал шестилетнее наказание и «молчал» долгое время, несмотря на популярность своей первой книги «Столбцы».

    В 50-е гг. в поэзии Заболоцкого происходит ряд изменений: появляется душевная открытость, философичность, обостряется внимание к живой человеческой душе. Именно в этот период созданы наиболее популярные произведения поэта: «В кино», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет» и др. Стихи Заболоцкого этого периода полны культурно-исторических мотивов (портрет Струйской Рокотова из «Портрета»), размышлений о гармонии человека и природы, о чувствах и проблемах личности. Автор призывает восхищаться величайшими творениями:

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.

    Задумывается над извечными вопросами об истинной человеческой красоте, приходя к выводу, что настоящая красота – душевная, «огонь, мерцающий в сосуде». В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Заболоцкий выявляет парадоксальную независимость внешней красоты человека от красоты внутренней:

    Но малую хижинку знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошка ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен.
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот.

    Поэзия 60-80-х гг. тематически весьма разнообразна. По-прежнему звучат имена «шестидесятников» Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, но приходят и новые «герои». Поэзия последних десятилетий XX века стала более философичной и менее оптимистичной, а также значительно расширила свой тематический диапазон.

    В этот период продолжают оставаться популярными поэты-песенники В. Высоцкий и Б. Окуджава. Отличительными особенностями лирики В. Высоцкого стали социально-психологическая направленность, протест против несвободы ; стихи Высоцкого чеканны и строги, но за такой формой кроется искреннее рассуждение поэта о действительности, его окружающей. Поэт в своих произведениях руководствуется гуманистическими ценностями, которые не способен променять на мишуру и славу:

    Я не люблю манежи и арены,
    На них мильон меняют по рублю,
    Пусть впереди большие перемены,
    Я это никогда не полюблю.

    Стихи Б. Окуджавы славятся философским осмыслением повседневности. Произведения Окуджавы посвящены высшим ценностям, вечным вопросам бытия – жизни, смерти, любви, верности. Главная цель поэта – рассказав о благородстве и достоинстве, показать человеческую судьбу как служение Добру. Именно поэтому и сегодня можно услышать «Песенку об Арбате», «Сентиментальный марш», «Последний троллейбус», «Мы за ценой не постоим» Окуджавы.

    От Курска и Орла
    Война нас довела
    До самых вражеских ворот –
    Такие, брат, дела.
    Когда-нибудь мы вспомним это
    И не поверится самим...
    А нынче нам нужна одна победа,
    Одна на всех – мы за ценой не постоим.

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Занятие №

    Цели:

      воспитательная:

      формирование нравственных основ мировоззрения учащихся ;

      создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

      образовательная:

      знакомство с литературными объединениями и направлениями в поэзии 1950-1980-х годов;

      формирование представления об особенностях развития поэзии 50-80-х годов;

      развивающая:

      развитие навыков анализа поэтического произведения;

      развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

    Вид урока: лекция с элементами анализа.

    Методические приёмы: анализ художественного текста, беседа по вопросам.

    Прогнозируемый результат:

      знать общественную и историческую обстановку периода «оттепели», основные литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов;

      уметь анализировать поэтический текст.

    Оборудование : тетради, сборник стихотворений, компьютер, мультимедиа, презентация.

    Ход урока

      Организационный этап.

    II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

      Слово преподавателя.

      Что вы знаете о периоде «оттепели» в истории России?

    Литература всегда была отражением жизни. Понаблюдаем, какие изменения происходят в литературе второй половины ХХ века.

    В 1956 году вышел в свет первый альманах «День поэзии». В его заглавии - название поэтического праздника, ставшего ежегодным в этот день по всей стране читали стихи, поэты выходили на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаической серой повседневности не существует, что ежедневный мир прекрасен, если в него всмотреться с доверием и полюбить.

    Поэтическое эхо раскатилось по стране. Искренность стала девизом и призывом того поэтического момента. После глухих сталинских десятилетий поэзия отражала обновление исторического порядка как возвращение к законам природы, прозрачным и ясным.

      Обсуждение темы и целей урока.

      Совершенствование знаний, умений и навыков.

      1. Лекция. Особенности развития поэзии 50-80-х годов. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов.

    Особенности развития поэзии 50-80-х годов

    Уже во второй половине 50-х годов в поэзии обозначились новые тенденции. Отвечая на запросы времени, поэты стремились отразить то состояние духовного обновления и подъёма, которое переживало общество. Именно в это время необычно возрос интерес к творчеству А. Твардовского, В. Лугового, Н. Заболоцкого, Н. Асеева, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Н. Ушакова, К. Ваншенкина, С. Орлова, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, В. Цыбина, Р. Казаковой, Б. Ахмадулиной, Н. Матвеевой. «Многообразие тем и актуальных вопросов, почерпнутых из самой жизни, обращение к существенным сторонам духовного мира современного человека, поиск новых художественно-изобразительных средств стиха – всё это было характерно для поэтов , выступавших на рубеже 50 – 60-х годов», – пишет В.А. Зайцев.

    Главная линия развития поэзии - обращение к современности. Поэтические строки 50-х исполнены пристального внимания к сегодняшнему дню с его острыми проблемами, противоречиями и конфликтами, с его буднями и героикой.

    В 60-е годы поэты разных поколений размышляли о возрастающей грозной опасности для всего живого вокруг нас. В гротескном, парадоксальном, трагедийно-экспрессивном ключе раскрываются эти мотивы в стихах А. Вознесенского «Роща», «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», – мысль о том, что, разрушая окружающую их природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности будущее на Земле.

    В стихах конца 60-х – начала 70-х годов естествен антивоенный, гуманистический пафос. Им признана поэма М. Луконина «Обугленная граница», вошедшая в книгу «Необходимость». Эти же мотивы взволнованно и страстно звучат в циклах К. Симонова – «Вьетнам, зима семидесятого», Р. Рождественского – «На самом дальнем Западе», Е. Евтушенко – «Дорога номер один».

    В конце 60-х начале 70-х годов раздумья о задачах поэзии и миссии поэта звучат в стихах многих поэтов. В своих стихотворениях они раскрывают отношение человека к Родине, природе, Земле, народу, человечеству. Чувство полноты жизненных связей с миром, постигаемое в неустанном творческом труде, - главное в их самосознании.

    В проникновенных поэтических раздумьях и переживаниях современника 60-х годов раскрываются сложные, драматические пути истории, звучит суровая память Великой отечественной войны. Важнейшим предметом философо-поэтического размышления и исследования для многих авторов стала тема природы . Ею проникнута поздняя лирика А. Ахматовой и С. Маршака, Б. Пастернака и многих других поэтов.

    Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов.

    В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О.Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова, Б.Пастернак,

    А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В. Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности. В эти годы активно развивались жанры гражданской, философской, медитативной и любовной лирики, различные лиро-эпические формы .

    Фронтовая лирика

    К «вечным» темам обратились в своем творчестве поэты фронтового поколения , стремившиеся выразить собственное видение войны и человека на войне. Одним из сквозных мотивом поэзии фронтовиков была тема памяти . Для С. Гудзенко, Б. Слуцкого, С.Наровчатова, А.Межирова, Ю.Друниной и других. Великая Отечественная война навсегда осталась главным мерилом чести и совести.

    Все грущу о шинели,

    Вижу дымные сны, -

    Нет, меня не сумели

    Возвратить из Войны.

    <...>

    И куда же мне деться?

    Друг убит на войне.

    А замолкшее сердце

    Стало биться во мне.

    (Ю.Друнина, «Все грущу о шинели...»)

      Сообщение. Творчество Юлии Друниной (1924-1991)

    Юлия Владимировна Друнина родилась в 1924 году, а в 1989 году вышел в свет двухтомник произведений Ю. Друниной, в котором была опубликована ее автобиография. Шестьдесят одна страница – и почти вся жизнь - судьба, опаленная войной. Эта война протянулась для Ю. Друниной на всю жизнь, стала мерилом всех человеческих ценностей.

    Юлия Друнина принадлежит к поколению, юность которого прошла испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московский школ она, как и многие её сверстники, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

    В стихах Юлии Друниной все громче и громче начинает звучать ностальгия по романтике гражданской войны:

    Эх, деньки горячие уплыли,

    Не вернуться вновь.

    Помню, как алела в былой пыли

    Молодая кровь.

    В этих словах – детская жажда подвига, которая жила и в юной поэтессе, и во многих ее сверстниках. Судьбу Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической. Трагической - потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой - потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья. Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней.

    Десятиклассницей она начала свой путь по дорогам Великой Отечественной войны. Первый шаг к фронту был сделан в госпитале, где она работала, по совету отца, санитаркой; затем обучалась в Хабаровской школе младших авиаспециалистов, где получила первую премию за литературную композицию. И, наконец, в звании третьего санинспектора в 1943 году ее направили на Белорусский фронт. По пути на вокзал крутились строки: «Нет, это не заслуга, а удача – стать девушке солдатом на войне…», которые через некоторое время вылились в стихотворение:

    Нет, это не заслуга, а удача –

    Стать девушке солдатом на войне,

    Когда б сложилась жизнь моя иначе,

    Как в День Победы стыдно было б мне!...

    Друнина видела, как гибли молодые ребята, которым не было еще и двадцати лет. В одном из стихотворений она приводит статистические данные: «По статистике, среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения к концу войны в живых осталось три процента».

    Судьба хранила поэта. В боевых окопах перенесла она болезнь легких. В результате физического истощения, Друнина попала в тыловой эвакогоспиталь Горьковской области. Там впервые за все время войны ей снова захотелось писать стихи…

    Но трудности ее не остановили. Вместе с дивизией народного ополчения, которая тут же рыла окопы, Юлия ушла на фронт. Позднее поэтесса напишет: «Обо всем, что можно назвать романтикой войны, я пишу всю жизнь – в стихах. А вот прозаические детали в стихи не лезут. Да и не хотелось раньше их вспоминать. Теперь вспоминать я все могу почти спокойно и, даже, с некоторым юмором».

    Мотив ухода из детства в ужас войны будет звучать и поздних стихах поэтессы, словно и спустя десятилетия она не вернулась с «кровавых полей». Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. На хрупких девичьих плечах было вынесено немало раненных солдат из-под огня. Она подвергалась смертельной опасности, да и тащить на себе раненного - труд тяжкий:

    Четверть роты уже скосило…

    Распростертая на снегу,

    Плачет девочка от бессилья,

    Задыхается: «Не могу!»

    Тяжеленный попался малый,

    Сил тащить его больше нет…

    (Санитарочке той усталой

    Восемнадцать сравнялось лет).

    Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение «Зинка» – едва ли не лучшее в творчестве Юлии Друниной, посвящённое Зинаиде Самсоновой – фронтовой подруге поэтессы, впоследствии – Герою Советского Союза, девушке, о которой ходили легенды.

    «Судьбу поэтов моего поколения можно назвать одновременно и трагической, и счастливой. Трагической потому, что в наше отрочество, в наши дома и в наши такие еще не защищенные, такие ранимые души ворвалась война, неся смерть, страдание, разрушение. Счастливой потому, что, бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

    Друнина никогда не ходила по редакциям, не требовала ничего, но ее стихи всегда были одними из самых читаемых и любимых. В 1947 году вышел первый сборник под названием «В солдатской шинели». В него вошли стихи, написанные за годы фронтовой и послевоенной жизни.

    Конец жизни Юлии Владимировны полон трагизма. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле, 21 сентября 1991 в Москве. Израненная войной, она не смогла пережить ещё одной трагедии страны – трагедии эпохи перемен. Сборник «Судный час» вышел посмертно.

    Своей поэзии Юлия Друнина не изменяла, поэтому, может быть, в этом трагичность судьбы поэтессы. Стихи Ю. Друниной точны и лаконичны, лиричны и конкретны, они покоряют меня своей правдой, неповторимостью, своей искренностью и художественной красотой – в них вся Юлия Друнина, которой она была в жизни.

      Чтение и анализ стихотворений.

    Юлия Друнина. Памяти однополчанки –Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

    Мы легли у разбитой ели,

    Ждём, когда же начнёт светлеть.

    Под шинелью вдвоём теплее

    На продрогшей, гнилой земле.

    Знаешь, Юлька,

    я – не против грусти,

    Но сегодня она – не в счёт.

    Дома, в яблочном захолустье,

    Мама, мамка моя живёт.

    У тебя есть друзья, любимый,

    у меня – лишь она одна.

    За порогом бурлит весна.

    Старой кажется: каждый кустик

    Беспокойную дочку ждёт…

    Знаешь, Юлька, я – против грусти,

    Но сегодня она – не в счёт.

    Отогрелись мы еле-еле,

    Вдруг – приказ:

    «Выступать вперёд!»

    Снова рядом в сырой шинели

    Светлокосый солдат идёт.

    С каждым днём становилось горше.

    Шли без митингов и знамён.

    В окруженье попал под Оршей

    Наш потрёпанный батальон.

    Зинка нас повела в атаку,

    Мы пробились по чёрной ржи,

    По воронкам и буеракам,

    Через смертные рубежи.

    Мы не ждали посмертной славы.

    Мы хотели со славой жить.

    Почему же в бинтах кровавых

    Светлокосый солдат лежит?

    Её тело своей шинелью

    Укрывала я, зубы сжав,

    Белорусские ветры пели

    О рязанских глухих садах.

    Знаешь, Зинка, я –

    против грусти,

    Но сегодня она – не в счёт.

    Где-то, в яблочном захолустье,

    Мама, мамка твоя живёт.

    У меня есть друзья, любимый,

    У неё ты была одна.

    Пахнет в хате квашнёй и дымом,

    За порогом бурлит весна.

    И старушка в цветастом платье

    У иконы свечу зажгла.

    Я не знаю, как написать ей,

    Чтоб тебя она не ждала.

      Анализ текста:

    Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно).

    Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? (Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив).

    О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме? (Малая родина живёт в душе каждого солдата:

    близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый;

    родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кустики;

    запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённый хлеб, дым, т.е. русская печь. Ощущение чего-то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности, с одной стороны. А с другой - грусть, тоска по дому).

    I часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как? (Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении I части даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного)

    От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в I части? (От ритма, заданного автором:

    затишье – разбитая ель; гнилая, продрогшая земля;

    разговор подруг – яблочное захолустье, беспокойная дочка;

    военные будни – сырая шинель, светлокосый солдат – какое страшное сочетание!)

    Последняя строфа является связующей между I и II частями.

    Какие события нашли отражение во II части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите ответ словами-опорами.

    (Окружение – атака – бой - гибель Зинки. Окружение – с каждым днём становилось горше – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного, «потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война – всегда трагедия).

    Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего? (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава. Какие страшные слова!)

    Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые бинты, чёрная рожь). Почему?

    Найдите во II строфе наиболее часто встречающийся звук. Что даёт этот приём?

    ([р] – имитация грохота боя – ужас происходящего)

    Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»? (Переход к III части; словно даже природа тоскует о смерти молодой, красивой, талантливой девушки).

    Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в I части даже грусть светла, то в III она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с I частью – монолог, обращённый к погибшей подруге и самой себе).

    Каким предстаёт образ матери? (Типичный образ матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично упоминание зажжённой свечи – огонёк надежды).

    Докажите тестом, что война отнимает у людей самое дорогое. (Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью – употребление многоточия; восклицательно-вопросительным предложением. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей).

    Если бы у вас появилась возможность задать автору вопросы, о чём бы вы её спросили?

    Как могли бы сложится судьбы подруг, если бы не было войны?

    Эстрадная лирика

    В 1950-е годы в литературу вошло и поколение поэтов, чья юность пришлась на послевоенное время. Стихи популярных в годы «оттепели» Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского были ориентированы на ораторскую традицию . Их творчество носило зачастую публицистический характер , в целом же в своих произведениях молодые поэты, с одной стороны, выражали собственное отношение к злободневным вопросам времени, а с другой - говорили с современником о сокровенном .

    ломавшееся время закричало,

    и время было мной,

    и я был им,

    и что за важность,

    кто был кем сначала.

    <.„>

    Какой я Северянин, дураки!

    Слабы, конечно, были мои кости,

    но на лице моем сквозь желваки

    прорезывался грозно Маяковский.

    И, золотая вся от удальства,

    дыша пшеничной ширью полевою,

    Есенина шальная голова

    всходила над моею головою.

    (Е.Евтушенко, «Эстрада», 1966)

    Именно этих поэтов современники называли «эстрадниками» . Годы «оттепели» были отмечены настоящим поэтическим бумом: стихи читали, записывали, заучивали наизусть. Поэты собирали спортивные, концертные, театральные залы в Москве,

    Ленинграде и других городах страны. «Эстрадники» же впоследствии

    были названы «шестидесятниками».

      Сообщение. Поэзия Роберта Рождественского(1932-1994)

    Голос Роберта Рождественского был услышан сразу, едва только журнал
    «Октябрь» опубликовал в 1955 году его юношескую поэму «Моя любовь». Молодой поэт внятно и просто заговорил о вещах, близких многим. Подкупала доверчивая, открытая интонация этого голоса, естественный демократизм и гражданская наполненность лирического высказывания, когда личное неизменно стремилось слиться с судьбами времени, страны, народа.

    Рождественский выбрал наиболее трудный для поэта путь - лирической публицистики. В его стихах время открыто заявило о себе как часть исторического. Кровные связи настоящего с прошлым и будущим здесь не просто ощущаются, растворяясь в самой атмосфере произведения, они называются, подчеркиваются, на них ставится ударение. Лирический герой полностью сливается с личностью автора и в то же время постоянно воспринимает себя частью общего целого, сознательно стремясь выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе. Трезвое знание, чувство личной ответственности за все худое и доброе, творящееся на родной земле, руководит поэтом. Зрелая вера наполняет его, вера в обыкновенных работящих людей, живущих рядом, истинных творцов истории, к которой поэт нередко обращается и от их имени.

    Характерное свойство поэзии Рождественского - постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы, как правило, касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах.

    Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта - всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

    Он ничего не скрывает от читателей, он «свой». Простые истины, утверждаемые его поэзией,- добро, совесть, любовь, патриотизм, верность гражданскому долгу, приходят к читателям в оболочке прямого слова, открытой проповеди, которая действительно отсылает наше сознание к периоду собственного детства, когда все мы были в известном смысле более свободны, простодушны и благородны.

    Рождественский видит мир крупно, обобщенно: психологические оттенки, точные предметные детали быта, пейзажа хотя и встречаются в его творчестве, но решающей роли не играют. Конкретное здесь едва намечено, оно постоянно готово раствориться в понятии.

      Исследование. Анализ стихотворения Рождественского «На Земле безжалостно маленькой».

    На Земле безжалостно маленькой

    жил да был человек маленький.

    У него была служба маленькая.

    И маленький очень портфель.

    Получал он зарплату маленькую...

    И однажды - прекрасным утром -

    постучалась к нему в окошко

    небольшая, казалось, война...

    Автомат ему выдали маленький.

    Сапоги ему выдали маленькие.

    Каску выдали маленькую

    и маленькую - по размерам - шинель.

    ...А когда он упал - некрасиво, неправильно,

    в атакующем крике вывернув рот,

    то на всей земле не хватило мрамора,

    чтобы вырубить парня в полный рост!

    Стихотворение «На Земле безжалостно маленькой» Роберта Рождественского повествует о судьбе, казалось бы, маленького человека. Жил да был маленький, невзрачный, серенький человечек. У него все было маленькое: маленькая должность в маленькой конторе, маленькая зарплата, маленький портфель и маленькая квартирка, даже, наверное, и не квартирка, а комната в рабочем общежитии или в коммуналке. И был бы этот человек до конца жизни очень маленьким и незаметным, если бы в дверь его дома не постучалась война…

    Маленькому человеку в армии все дали такое, какое он привык иметь в довоенной жизни: все привычное, родное, маленькое… Автомат у него был маленький, и шинель у него была маленькая, и фляга с водой - маленькая, маленькие кирзовые сапоги… И задача перед ним ставилась как будто бы маленькая: отстоять участок фронта величиной два метра на два… Но, вот когда он выполнил свой священный долг перед Родиной и народом… когда его убили и он упал в грязь, искривив рот ужасной гримасой боли и смерти… тогда не нашлось в целом мире столько мрамора, чтобы поставить ему монумент на могилу такой величины, какой он заслужил…

    Воспевание ратного подвига простого русского солдата - вот главная и единственная тема этого мужественного стихотворения. Данное стихотворение не имеет классической формы. В нем нет изысканных красивых метафор в духе Блока или Гумилева. Но за его формальной простотой скрывается грубая и жестокая правда жизни. Автор показал нам жизнь такой, какая она есть.

    Тихая лирика

    Противовесом «громкой» поэзии «шестидесятников» во второй половине 1960-х годов стала лирика , названная «тихой». Поэтов этого направления объединяла общность нравственных и эстетических ценностей . Если поэзия «шестидесятников» ориентировалась прежде всего на традиции Маяковского, то «тихая лирика» наследовали традиции философской и пейзажной поэзии Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина.

    К «тихой лирике» относится творчество поэтов Н.Тряпкина, А. Передреева, Н.Рубцова, В.Соколова, С. Куняева и др.

    В потемневших лучах горизонта

    Я смотрел на окрестности те,

    Где узрела душа Ферапонта

    Что-то Божье в земной красоте.

    И однажды возникло из грезы,

    Из молящейся этой души,

    Как трава, как вода, как березы,

    Диво дивное в русской глуши!

    И небесно-земной Дионисий,

    Из соседних явившись земель,

    Это дивное диво возвысил

    До черты, не бывалой досель...

    Неподвижно стояли деревья,

    И ромашки белели во мгле,

    И казалась мне эта деревня

    Чем-то самым святым на земле.

    (Н.Рубцов, «Ферапонтово», 1970)

    Близок к этим поэтам и Ю. Кузнецов, вошедший в литературу в 1960-е годы. По своему пафосу творчество «тихих лириков» близко реалистическому направлению деревенской прозы. Гражданский пафос поэтов - « шестидесятников » и тонкий лиризм «тихих лириков» сочетались в творчестве дагестанского поэта Р.Гамзатова.

    С 1950-х годов литературный процесс пополнился жанром авторской песни , который с течением времени стал необычайно популярным. Песенное творчество Б.Окуджавы, А.Галича, Н. Матвеевой, В. Высоцкого, Ю. Визбора и других стало одной из форм преодоления формально-содержательного догматизма, официоза

    казенно-патриотической поэзии . Подлинный пик в развитии жанра авторской песни пришелся на 1960-1970-е годы. Внимание поэтов-песенников было сосредоточено на жизни обычного, «маленького», «частного» человека, а в этой жизни есть место и высокой трагедии, и счастью.

    Ах, жертва я доверия,

    Беды своей родитель!

    Вот слышу из-за двери я:

    «Укушенный, войдите!»

    Вошел: «Мое почтение».

    Разделся не спеша.

    «Где место укушения?»

    Я говорю: «Душа».

    Тут в кабинете бывшие

    Мне душу теребят:

    «Скажите, укусившая

    Какая из себя?»

    Я говорю: «Обычная,

    И рост не с бугая.

    Такая симпатичная,

    Не думал, что змея».

    (Ю. Визбор, «Укушенный», 1982)

      Сообщение. Творчество Булата Окуджавы. (1924-1997)

    Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX века. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная Булата Окуджавы - явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.

    Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры.

    Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности?

    Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты. На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме .

    Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких.

    Очень большую часть своего творчества Булат Окуджава посвятил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социализма», как парадно-бравурное воспевание Москвы советской. Стихи о своем городе у него глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему.

    Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени. Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия.

    Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный. Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший . В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое.

    Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века.

    Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50-60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев.

    Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик…

      Чтение и анализ стихотворения.

    ПОЛНОЧНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

    Когда мне невмочь пересилить беду,

    когда подступает отчаянье,

    я в синий троллейбус сажусь на ходу,

    в последний,

    в случайный.

    Полночный троллейбус, по улице мчи,

    верши по бульварам круженье,

    чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

    крушенье,

    крушенье.

    Полночный троллейбус, мне дверь отвори!

    Я знаю, как в зябкую полночь

    твои пассажиры - матросы твои -

    приходят

    на помощь.

    Я с ними не раз уходил от беды,

    я к ним прикасался плечами.

    Как много, представьте себе, доброты

    в молчанье,

    в молчанье.

    Полночный троллейбус плывет по Москве,

    Москва, как река, затухает,

    и боль, что скворчонком стучала в виске,

    стихает,

    стихает.

    1957

      Как, на ваш взгляд, соотносятся стихотворное, поэтическое и музыкальное начала в этом произведении?

      Можно ли назвать «Полночный троллейбус» лирической балладой? Выделите в тексте детали и приметы намечающегося балладного сюжета и ведущего лирического начала.

    Вывод.

    Беседу о творчестве Окуджавы хочу закончить словами Юрия Карабчиевского: «Полночный троллейбус» уже не мчится, к обычно, в парк, гонимый усталым и злым водителем, но - в мире Окуджавы - Плывет, как спасательное судно под флагом с красным крестом, «чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье, крушенье»... Надо быть очень цельным и искренним человеком, чтобы суметь просуществовать в таком мире до конца, ни разу не сорвавшись. Потому что зло - оно ведь тут, под боком, и даже ближе, оно лижет со всех сторон непрочные стены доброй Москвы, заплескивается через край и растекается мутными волнами...

    Всеобщая безоглядная доброта - вот пафос Булата Окуджавы».

    Традиции модернистской поэзии

    С традициями модернистской поэзии Н.Гумилева, О.Мандельштама,

    А.Ахматовой связано творчество поэтов разных поколений, прежде всего А.Тарковского, Д.Самойлова, С.Липкина, Б. Ахмадулиной, А.Кушнера, О. Чухонцева, В. Кривулина,О.Седаковой. Этих поэтов роднит присущее им чувство историзма , которое проявляется в явном или неявном диалогическом цитировании классических произведений, в осмыслении памяти как основы нравственности, спасающей человека и культуру от хаоса. Так, например, в стихотворении В. Кривулина обыгрывается цитата из «Божественной комедии» Данте:

    Земную жизнь пройдя до середины,

    споткнулась память. Опрокинулся и замер

    лес, погруженный в синеву.

    Из опрокинутой корзины

    струятся ягоды с туманными глазами,

    из глаз скрываются в траву...

    Черника - смерть! твой отсвет голубиный

    потерян в россыпях росы, неосязаем

    твой привкус сырости, твой призрак наяву.

    Но кровоточит мякоть сердцевины -

    с какими в памяти раздавленной живу.

    (В.Кривулин, «Черника», 1977)

      Сообщение. Поэзия Беллы Ахмадулиной. (1937-2010)

    У Беллы Ахмадулиной роль была особой, более камерной, менее публичной. Её круг читателей был уже, но поклонение от этого ещё яростнее. Талант Ахмадулиной интонационный, акцентный. Это особенно очевидно в авторском исполнении стихов: прежде всего слышатся не слова, а некий музыкально-стилистический тон.

    В стихах Ахмадулиной ценилась не эстрадная громкость голоса, а интимность, изящество, за которые особенно легко принимали стилистическое жеманство: поэтесса любила придать голосу томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи.

    Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.

    Для Ахмадулиной дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.

    Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе». В сборник «Друзей моих прекрасные черты» (1999) вошли поэтические портреты современников Ахмадулиной (Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой).

    Белла Ахмадулина - не только поэт, но и замечательный автор тонкой и нежной прозы. В 2005 году вышла её книга «Много собак и Собака: Проза разных лет». В неё вошли рассказы, воспоминания, эссе, дневники и статьи о литературе. Перед читателем предстают знаменитые поэты и писатели: А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, А. Твардовский, П. Антокольский, С. Довлатов, Б. Окуджава, В. Высоцкий.

    Один из «шестидесятников», близкий друг поэтессы, Л. Шилов, справедливо сказал о ней: «Белле Ахмадулиной как русскому поэту в высшей степени присуще ощущение чужой боли как своей, абсолютная нетерпимость к произволу и насилию, мгновенная, взрывчатая реакция на любое проявление пошлости и подлости, безоглядное восхищение высотой человеческого духа... её стихам присущи... необычайная пристальность взгляда, пристрастие к «высоким» словам и оборотам речи, любовь ко всему живому и умение радоваться каждому новому дню».

      Анализ стихотворения Ахмадулиной.

      Выразительное чтение стихотворения.

    По улице моей который год

    звучат шаги – мои друзья уходят.

    Друзей моих медлительный уход

    той темноте за окнами угоден.

    Запущены моих друзей дела,

    нет в их домах ни музыки, ни пенья,

    и лишь, как прежде, девочки Дега

    голубенькие оправляют перья.

    Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

    вас, беззащитных, среди этой ночи.

    К предательству таинственная страсть,

    друзья мои, туманит ваши очи.

    О одиночество, как твой характер крут!

    Посверкивая циркулем железным,

    как холодно ты замыкаешь круг,

    не внемля увереньям бесполезным.

    Так призови меня и награди!

    Твой баловень, обласканный тобою,

    утешусь, прислонясь к твоей груди,

    умоюсь твоей стужей голубою.

    Дай стать на цыпочки в твоем лесу,

    на том конце замедленного жеста

    найти листву, и поднести к лицу,

    и ощутить сиротство, как блаженство.

    Даруй мне тишь твоих библиотек,

    твоих концертов строгие мотивы,

    и – мудрая – я позабуду тех,

    кто умерли или доселе живы.

    И я познаю мудрость и печаль,

    свой тайный смысл доверят мне предметы.

    Природа, прислонясь к моим плечам,

    объявит свои детские секреты.

    И вот тогда – из слез, из темноты,

    из бедного невежества былого

    друзей моих прекрасные черты

    появятся и растворятся снова.

      Вопросы:

    Лирическая героиня искренне желает добра любимым ею людям хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Но нет ни жалоб, ни осуждения. Героиня не виновата в том, что так происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.

    Сначала звучит восклицание: «О, одиночество, как твой характер крут!» Но мир одиночества приносит и духовные блага («тишь библиотек», «строгие мотивы» концертов). В затворничестве героиня постигает «тайный смысл» предметов, «детские секреты» природы… Познав «мудрость и печаль», лирическая героиня вновь - уже с более глубоким чувством - видит друзей своих «прекрасные черты»...

      Какие поэтические приемы использует автор для раскрытия внутреннего состояния героини?

    Произведение написано в жанре романтической элегии, передающей его высокую, торжественно печальную тональность. Инверсия («запущены моих друзей дела»), славянизмы («очи», «не внемля»), восклицательное междометие «О» создают приподнятую интонацию.

    Сложные метафоры (обращение к одиночеству «Умоюсь твоей стужей голубою»), образные ассоциативные сравнения (одиночества - с циркулем, замыкающим круг, а самой себя - с «баловнем», «обласканным» одиночеством), психологические и эмоционально-оценочные эпитеты («беззащитных», «бесполезным» и др.) позволяют ощутить атмосферу одиночества и одновременно душевную тревогу за судьбы друзей.

    Лианозовская группа

    С 1960-х годов в отечественной поэзии возобновились эксперименты авангардистов. Эксперименты в области поэзии объединили различные поэтические группы, прежде всего такие, как Лианозовская группа - одно из первых неформальных творческих объединений второй половины XX века, у истоков которого стояли художники Е. Л. и Л. Е. Кропивницкие, поэты Г. Сапгир, И. Холин и др. У истоков Лианозовской группы стоял поэт и художник Е. Л. Кропивницкий, творческий путь которого начался в 1910-х годах. В группу вошли поэты В. Некрасов, Г. Сапгир, Я.Сатуновский, И.Холин и художники Н. Вечтомов, Л. Е. Кропивницкий (сын Е. Л. Кропивницкого), Л. Мастеркова, В. Немухин, О. Рабин. Поэтов и художников, входивших в Лианозовскую группу, объединяло стремление к наиболее полному самовыражению и к созданию новой поэтики.

    И нудно.

    Пишите короткие стихи.

    В них меньше вздора

    И прочесть их можно скоро.

    (Е. Л. Кропивницкий, «Совет поэтам», 1965)

    Литературное объединение «СМОГ

    Литературное объединение «СМОГ» - «Смелость. Мысль. Образ. Глубина». Заявило о себе в 1964 году, его организаторами стали поэты В.Алейников, Л.Губанов, Ю.Кублановский. Г.Сапгир в воспоминаниях о Л.Губанове пишет: « Новое литературное течение уже просматривалось, но имени не имело. Надо было его срочно придумать. Помню, сидели мы у Алены Басиловой, которая стала потом женой Губанова, и придумывали название новому течению. Придумал сам Губанов: СМОГ. Самое Молодое Общество Гениев, Сила, Мысль, Образ, Глубина, и еще здесь присутствовал смог, поднимающийся с Садового Кольца нам в окна». В манифесте «СМОГ» , зачитанном в 1965 году у памятника В. Маяковскому в Москве, были сформулированы основные принципы мировоззрения, присущего участникам объединения:

    Мы можем выплеснуть душу в жирные физиономии «советских писателей». Но зачем? Что они поймут? Наша душа нужна народу, нашему великому и необычайному русскому народу. А душа болит. Трудно больной ей биться в стенах камеры тела. Выпустить ее пора. Пора, мой друг, пора! МЫ! Нас мало и очень много. Но мы - это новый росток грядущего, взошедший на благодатной почве. <...> Сейчас мы отчаянно боремся против всех: от комсомола до обывателей, от чекистов до мещан, от бездарности до невежества - все против нас. Но наш народ за нас, с нами!..

    Авангардисты 1950- 1980-х годов были лишены возможности публиковать свои произведения, именно их творчество развивалось в условиях андеграунда. Поэтов-авангардистов второй половины XX века объединяют уверенность в абсурдности и антигуманности социума, антиутопический пафос. Этим мироощущением обусловлены и художественные средства, используемые в поэзии авангарда. Поэты отказываются от художественного правдоподобия и создают деформированный образ мира, частью которого является человек.

      Концептуализм

    Одним из первых течений, сложившихся в рамках неофициального искусства 1970-х годов, является концептуализм (от лат. conceptus - «мысль», «понятие») - художественное течение второй половины XX века, заявившее о себе как об оппозиции официальному искусству), с которым связаны творчество поэтов Вс. Некрасова, И.Холина, Д. Пригова, Л.Рубинштейна, прозаика В.Сорокина и художников И.Кабакова и Э.Булатова. В своих истоках концептуализм восходит к творчеству авангардистов начала XX века - футуристов и обэриутов. Поскольку концептуальное искусство - искусство идеи, художнику-концептуалисту важен не изображаемый им предмет, а то, что посредством этого предмета концептуалист хочет обозначить , т. е. демонстрируется не столько художественное произведение, сколько определенная художественная концепция. От читателя, зрителя, воспринимающего произведения концептуалистов, ожидается более активная позиция разгадывающего замысел творца.

    Поэт-концептуалист Л.Рубинштейн в стремлении «преодолеть инерцию и тяготение плоского листа» создал собственный «жанр картотеки». Этот жанр, говоря словами поэта, позволил ему «перевести ситуацию самиздата, к тому времени отвердевшую

    и казавшуюся вечной, из социально-культурного измерения в чисто эстетическое». Техника Л.Рубинштейна заключается в том, что на библиотечную карточку записывается отдельная реплика или цитата, иногда карточка и вовсе остается пустой, либо

    на нее наносятся только знаки препинания. При чтении своих текстов Л. Рубинштейн выделяет интонацией не только слова, но и паузы - так возникает, говоря словами В. Кривулина, «немой гиперсюжет». На основе этого «гиперсюжета» создается образ

    разрушенного и вновь созданного из обломков мира, в котором поэту «честнее молчать», чем говорить. Таким образом Л. Рубинштейн выражает трагико-ироническое отношение к миру.

    ...Карточка 37. Можно, увидев себя со стороны, ужаснуться, а можно

    и обрадоваться;

    Карточка 38. Можно избегать каких-либо встреч, взглядов, разговоров

    и т. п., но не лучше ли идти навстречу судьбе <...>

    Карточка 41. Можно оказаться неподалеку и зайти, чтобы выпить

    чаю и поболтать...

    (Л.Рубинштейн, «Каталог комедийных новшеств», 1976)

    Вошедшие в литературу на излете 1970-х и в 1980-е годы поэты А. Еременко, Т. Кибиров, Е. Бунимович, В. Коркия, М. Сухотин отталкивались от поэзии концептуалистов. Излюбленным приемом этих поэтов является цитатностъ , доходящая до центона, с помощью которого иронически обыгрываются цитаты из классической литературы, штампы официальной идеологии и массовой культуры. Этим, в свою очередь, обусловлены и смешение различных лексико-стилистических пластов, проявление

    высокого в низком и наоборот.

    И я там был, мед-пиво пил,

    изображая смерть, не муку.

    в мою протянутую руку.

    Играет ветер, бьется ставень,

    а мачта гнется и скрипит.

    А по ночам гуляет Сталин,

    но вреден север для меня.

    (А. Еременко,«Переделкино», 1980)

    Особое место в литературном процессе второй половины XX века занимает поэзия И. Бродского, вынужденного эмигрировать из страны в 1972 году. Талант поэта ярко проявился в разнообразных прозаических, лирических и лиро-эпических жанрах.

    Уникальность И. Бродского заключается в том, что его поэзия вобрала в себя традиции русской и зарубежной поэзии.

    Вывод. Черты поэзии оттепели:

      Неофициальность, ощущение свободы;

      Ответственность за преобразования в стране;

      Необходимость моральной перестройки общества;

      Романтизм;

      Публицистический пафос;

      «Эстрадность»;

      Надежды на скорое освобождение от пороков, которые воспринимались как искажение прекрасной идеи .

    I V .Домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения о биографии Н. Рубцова; учить стихотворение Рубцова.

    VI . Подведение итогов. Рефлексия.

      Каковы ваши впечатления от поэзии 50-90-х годов? Есть ли среди поэтов этой поры ваши любимые?

    50-е гг. стали для многих поэтов «новым» дыханием в их творчестве после запретов и репрессий 30-40х гг. Одним из наиболее ярких поэтов 50-х гг. был К указанному времени поэт прошел свой трагический путь: он был арестован, отбывал шестилетнее наказание и «молчал» долгое время, несмотря на популярность своей первой книги «Столбцы».

    В 50-е гг. в поэзии Заболоцкого происходит ряд изменений: появляется душевная открытость, философичность, обостряется внимание к живой человеческой душе. Именно в этот период созданы наиболее популярные произведения поэта: «В кино», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет» и др. Стихи Заболоцкого этого периода полны культурно-исторических мотивов (портрет Струйской Рокотова из «Портрета»), размышлений о гармонии человека и природы, о чувствах и проблемах личности. Автор призывает восхищаться величайшими творениями:

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.

    Задумывается над извечными вопросами об истинной человеческой красоте, приходя к выводу, что настоящая красота – душевная, «огонь, мерцающий в сосуде». В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Заболоцкий выявляет парадоксальную независимость внешней красоты человека от красоты внутренней:

    Но малую хижинку знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошка ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен.
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот.

    Поэзия 60-80-х гг. тематически весьма разнообразна. По-прежнему звучат имена «шестидесятников» Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, но приходят и новые «герои». Поэзия последних десятилетий XX века стала более философичной и менее оптимистичной, а также значительно расширила свой тематический диапазон.

    В этот период продолжают оставаться популярными поэты-песенники В. Высоцкий и Б. Окуджава. Отличительными особенностями лирики В. Высоцкого стали социально-психологическая направленность, протест против несвободы ; стихи Высоцкого чеканны и строги, но за такой формой кроется искреннее рассуждение поэта о действительности, его окружающей. Поэт в своих произведениях руководствуется гуманистическими ценностями, которые не способен променять на мишуру и славу:

    Я не люблю манежи и арены,
    На них мильон меняют по рублю,
    Пусть впереди большие перемены,
    Я это никогда не полюблю.

    Стихи Б. Окуджавы славятся философским осмыслением повседневности. Произведения Окуджавы посвящены высшим ценностям, вечным вопросам бытия – жизни, смерти, любви, верности. Главная цель поэта – рассказав о благородстве и достоинстве, показать человеческую судьбу как служение Добру. Именно поэтому и сегодня можно услышать «Песенку об Арбате», «Сентиментальный марш», «Последний троллейбус», «Мы за ценой не постоим» Окуджавы.

    От Курска и Орла
    Война нас довела
    До самых вражеских ворот –
    Такие, брат, дела.
    Когда-нибудь мы вспомним это
    И не поверится самим...
    А нынче нам нужна одна победа,
    Одна на всех – мы за ценой не постоим.

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.