Болезни Военный билет Призыв

Поэты 19 века о природе. Стихи о родной природе поэтов XIX века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Цели: -пробудить интерес к русской поэзии; -понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; -прививать любовь к родной природе.

2 слайд

Описание слайда:

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

3 слайд

Описание слайда:

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844 Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

4 слайд

Описание слайда:

« Весна, весна! как воздух чист…» Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!

5 слайд

Описание слайда:

Какие приметы ранней весны видит поэт? Какой литературный приём помогает сделать картину живой? Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». 5. Экспрессивный (выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

6 слайд

Описание слайда:

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898 Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями.

7 слайд

Описание слайда:

« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смел Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

8 слайд

Описание слайда:

Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину.

9 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик (роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

Русские поэты XIX века о родной природе ГБОУ гимназия № 1597 ЮВАО г. Москвы

Образы природы в русской поэзии В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Фёдор Иванович Тютчев Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.

Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…

Алексей Николаевич Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Народные приметы: Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое. Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.

Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!

Иван Саввич Никитин В стихотворении И. С. Никитина «Утро» чувствуется спокойное любование красотой тихого утра, а затем приветствуется солнце.

«Утро» Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг…

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой,- И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу... Ф. И. Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет " Поэт - тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит" А. А. Фет

Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Аполлон Николаевич Майков Это замечательный певец природы, мастер чистого и трогательного среднерусского пейзажа.

А. Н. Майков «Ласточки» Мой сад с каждым днём увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно ещё доцветает Настурций в нём огненный куст… Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с берёзы спадает, И поздних кузнечиков треск.

Иван Захарович Суриков Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

Иван Саввич Никитин Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло.

И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.

Ч итать лирическое произведение – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Главное в поэзии – чувства и мысли человека. И когда поэт хочет высказывать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Лирика - один из трёх родов литературы, основ­ное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён­ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани­ем картин природы.

Образы природы наиболее часто встречаются в сти­хах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила­ми окружающего мира.

Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы.

Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём оли­цетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чер­тами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу.

Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью.

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес ме­ло…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Лирический герой не страшится стихии, а любу­ется её мощью, восхищается её силой.

Не менее выразительно стихотворение И. С. Ники­тина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Зву­копись с помощью согласного «л» придаёт стихотво­рению напевность, плавность, тягучесть.

В зеркало залива Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой Темнота лежит.

Звук «р», напротив, позволяет услышать треск го­рящих в костре веток.

Слышен меж кустами Смех и разговор;

Жарко косарями Разведён костёр.

Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение.

Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.

Слайд 2

Ф.И.Тютчев(1803-1873)

Ранние поэтические опыты Тютчева были замечены Пушкиным, а издателем первого сборника стал Тургенев. Природа тютчевского гения глубоко трагична. Как ни традиционны темы его поэзии, будь то картина природы, любовь или философские медитации, в художественном мире его лирики всегда борются враждебные начала мироздания и человеческой души: Хаос и Космос, день и ночь, нежное любовное чувство и испепеляющая страсть. Читателю эта особенность тютчевского миросозерцания особенно близка и понятна.

Слайд 3

А.К.Толстой(1817-1875)

Многообразна жанровая природа поэзии А.К.Толстого. В ней пейзажная и любовная лирика соседствует с острой социальной сатирой, драматическая поэма «Дон Жуан» - с трагедиями «Царь Борис», «Смерть Иоанна Грозного», фантастические баллады – с историческими былинами и песнями. Толстой был неизменным почитателем музы истории:былинное прошлое русской земли представлялось поэту тем «золотым веком», когда могучие и свободные богатыри по зову сердца совершали героические подвиги, обороняя родину от нашествия врагов.

Слайд 4

Творчество А.К.Толстого.

Его произведения необыкновенно музыкальны, образы возвышенны и ярки. Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский писали к стихотворениям А.К.Толстого музыку, особой популярностью и известностью пользуется романс «Средь шумного бала, случайно…»

Слайд 5

Я.П.Полонский (1919-1898)

Отличительная особенность поэзии Полонского – внутренняя музыкальность. Народными песнями стали «Мой костёр в тумане светит», «Вызов», «Затворница», широкую популярность приобрела шуточная поэма-сказка «Кузнечик-музыкант», высоко оценённая И.С.Тургеневым. «Чистым золотом поэзии» назвал многие стихотворения Полонского критик Страхов.

Слайд 6

«На пути из-за Кавказа.» Я.П.Полонский

…Выси гор, в облака погружённые, Расступитесь! – Приволье станиц – Расстилаются степи зелёные – Я простору не вижу границ. И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад – Колокольчик звенит-заливается… Кони юношу к северу мчат…

Слайд 7

А.А.Фет(1820-1892)

Проникновенный лирик и блистательный мастер стихотворной формы, знаток античной культуры, переводчик поэзии древнего Рима. Его поэтические шедевры П.И.Чайковский ставил «наравне с самым высшим, что только есть высокого в искусстве».

Слайд 8

«Я пришёл к тебе с приветом…»

Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.

Слайд 9

Широк диапазон творческих исканий А.Н.Майкова: создатель лирических драм, поэт, переводчик «Слова о полку Игореве».

Поэт глубоко проникся очарованием родной природы. Её тихой красоте он посвятил немало проникновенных строк. Весна! выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон – даль голубая видна… И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Слайд 10

И.С.Никитин(1824-1861)

Поэт обогатил сокровищницу лирической поэзии живописными картинами русского пейзажа. И.А.Бунин отмечал «неуловимую художественную точность и свободу, которой руководствуется только художник, знающий природу всем существом своим».

Слайд 11

Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят великанами По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны… Это ты, моя Русь державная, Моя родина православная!

* * * Земля-владычица! К тебе чело склонил я, И сквозь покров благоуханный твой Родного сердца пламень ощутил я, Услышал трепет жизни мировой. В полуденных лучах такою негой жгучей Сходила благодать сияющих небес, И блеску тихому несли привет певучий И вольная река, и многошумный лес. И в явном таинстве вновь вижу сочетанье Земной души со светом неземным, И от огня любви житейское страданье Уносится, как мимолётный дым.

Посмотреть все слайды

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.