Болезни Военный билет Призыв

Поэт алексей плещеев. Алексей николаевич плещеев. Характер и личные качества

Плещеев Алексей Николаевич (1825 - 1893), поэт.

Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.

В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".

В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".

В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.

В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".

Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).

Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).

В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. ПетЕфи и других поэтов.

Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А.Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).

В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".

В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".

Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.

Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 века писатель С.И. Плещеев). Отец Плещеева с 1826 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде. С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков.

С 1844 года Плещеев публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи, варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали. С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе («На зов друзей», 1945; прозванное «русской Марсельезой», «Вперед! Без страха и сомненья...» и «По чувствам братья мы с тобой», оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи.

В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы Алексей Николаевич сближается с другими ссыльными – Т.Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л. Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: «Когда твой кроткий, ясный взор...», «Тобой лишь ясны дни мои...», оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения («Раздумья», «В степи», «Молитва»). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.

В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. В августе 1859 поселяется в Москве. Много печатается (в т.ч. в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 Плещеев становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, Тургенев, Толстой, Писемский, Рубинштейн, Чайковский, актеры Малого театра.

В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Переводил также (зачастую впервые в России) художественную и научную прозу. Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов, более 100 его стихотворений положены на музыку. Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег. Близкий к театральной среде, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864, и др.).

В 1880-е годы Плещеев поддерживал молодых писателей – В.М. Гаршина, А.П. Чехова, А.Н. Апухтина, И.З. Сурикова, С.Я. Надсона; общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус и другими.

В 1890 Плещеев приезжал в родовое имение при с. Чернозерье Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне Мокшанского района для принятия наследства, жил в Мокшане. В 1891 пожертвовал деньги в помощь голодающим губернии. До 1917 при Чернозерском училище была стипендия Плещева. Умер Алексей Николаевич в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.

Читатели, знакомые с творчеством Горького, наверняка помнят его «Старуху Изергиль» и замечательного персонажа Данко, который оказался на все готов для счастья людей: даже вырвал из груди собственное сердце, чтобы осветить им дорогу.

Невольно напрашивается аналогия с Алексеем Плещеевым: это был удивительный человек, через всю жизнь пронесший верность идеалам молодости, прошедший через солдатчину, испытавший ужас близкой казни и все-таки не изменивший любви к людям, которая горела в его большом сердце.

Жизнь поэта

Алексей родился в маленькой уютной Костроме, в семье чиновника. Событие случилось в 1825 г. Люди, склонные видеть мистические взаимосвязи событий и некие сигналы Вселенной, могут отметить странное совпадение: наверное, не случайно в год восстания декабристов появился на свет будущий социалист, член кружка петрашевцев, во многом продолживший борьбу за их идеи равенства и свободы.

Мальчик учился сначала в школе подпрапорщиков, потом в Петербургском университете. Интерес к слову он ощущал всегда. В 1844 г. передовой журнал «Современник» публикует его стихи. Начинается период активной литературной деятельности, совмещаемой с деятельностью общественной: Алексей Плещеев вступает в кружок петрашевцев, вдохновляет друзей стихами, побуждает к разработке программ действия, а не только к острополитическим разговорам. Обществу необходимы реформы! Но в тот период Россия переживала полосу тяжелейшей реакции. Всякое вольномыслие было запрещено. За петрашевцами следили. Плещеев был одним из активистов, нередко члены кружка собирались у него на квартире. В 1849 г. последовали разгром кружка и аресты.

Плещеева арестовали и отправили в Петропавловскую крепость, где он провел 8 месяцев, Наконец объявили решение участи: казнь. «Преступников» привезли на Сенатскую площадь. Можно представить себе, что творилось у каждого в душе! Но поведение их было безупречным: ни молений, ни жалоб. И тут правительство смилостивилось: казнь заменяется каторгой. Ввиду молодости лет Плещеева его вместо каторги отправляют солдатом в Оренбург. Не скорбя о своей участи, он честно служит, но, конечно, речи нет в этот период о создании стихов или каком-либо творчестве.

Потом Плещеева «простили», разрешили вернуться в любую из столиц, дали возможность печататься. Некрасов пригласил его на работу редактором «Отечественных записок». Но до конца жизни Плещеева над ним довлел полицейский надзор. Между тем поэт не скрывал, что не изменил своих убеждений. В 1861 г. после арестов студентов - участников антиправительственных волнений он собирал деньги и отправлял им в помощь.

Последние годы жизни прошли относительно спокойно. Смерть настигла поэта, когда он пребывал во Франции и собирался подлечиться на курорте.

Творчество

Плещеев оставил большое творческое наследие. Он был и поэтом, и публицистом, и литературным критиком. Много переводил.

Всю жизнь его волновали социально-политические проблемы России, он никогда не оставался в стороне. «Вперед! Без страха и сомненья…» - одно из его стихотворений, открыто призывавшее к переменам. Близка была ему боль простого народа. Вспомним «В суде он слушал приговор» - об отчаявшемся бедняке, которого осудили равнодушные и сытые чиновники за украденный для детей и больной жены кусок хлеба.

Немалую часть занимает любовная лирика. Более 100 песен и романсов положены на его стихи. Писал Плещеев и о природе. Помните: «Уж тает снег, бегут ручьи…»? А эту милую вещицу: «Травка зеленеет, солнышко блестит…»? Все это – Алексей Плещеев.

Охотно писал Плещеев и для ребятишек. «Бабушке», «Елка в школе» - стихотворения, любимые маленькими современниками поэта.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Таким был Алексей Плещеев – поэт с горячим сердцем Данко.

Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) - русский поэт, писатель, переводчик, критик. Произведения Плещеева вошли в хрестоматию русской поэзии, прозы, детской литературы и стали основой около сотни романсов русских композиторов.

Детство и юность

Алексей Плещеев происходил из дворянского рода, который к моменту рождения будущего поэта в 1825 году обеднел. Мальчик, будучи единственным сыном родителей, родился в Костроме и провел свое детство в Нижнем Новгороде. Начальное образование получил дома, знал три языка.

В 1843 году Плещеев поступает в Петербургский университет на факультет восточных языков. В Петербурге складывается круг его общения: Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, братья Майковы. К 1845 году относится знакомство Плещеева к кружком петрашевцев, исповедующими идеи социализма.

Первый сборник стихов поэта вышел в 1846 году и был пронизан революционными устремлениями. Опубликованный в нем стих «Вперед! Без страха и сомненья» молодежь воспринимала как «русскую Марсельезу». Стихи Плещеева раннего периода являются первым русским откликом на события Французской революции, некоторые из них были запрещены цензурой до начала ХХ века.

Ссылка

Кружок Петрашевского, активным участником которого был Плещеев, был накрыт полицией весной 1849 года. Плещеев и другие участники кружка были заключены в Петропавловскую крепость. Результатом следствия стал смертный приговор для 21 из 23 заключенных, предполагающий расстрел.

22 декабря состоялась инсценировка казни, в последний момент которой был зачитан императорский указ о помиловании и ссылке осужденных. Плещеев был отправлен в качестве рядового на Южный Урал, близ Оренбурга. Военная служба поэта длилась 7 лет, первые годы он практически ничего не писал.

За смелость, проявленную в ходе туркестанских походов и осаде Ак-Мечети, Плещеев был повышен в звании и вышел в отставку. В 1859 году он вернулся в Москву, а с 1872 года жил в Петербурге.

Творчество после ссылки

Второй сборник стихов поэта был опубликован в 1858 году с предпосланными словами Гейне «Я не в силах был петь…». По возвращению в Москву Плещеев активно сотрудничал с журналом «Современник», публиковал стихи в различных изданиях Москвы. К этому времени относится обращение к прозе. Созданы повести («Наследство», «Отец и дочь», «Пашинцев», «Две карьеры» и др.).

В 1859-66 гг. Плещеев вступил к группу руководителей «Московского вестника», направив его в сторону либерализма. Смелым политическим актом многие критики посчитали публикации Плещеевым произведений и автобиографии Т. Шевченко, с которым поэт познакомился в ссылке. Политизированным было и стихотворное творчество, например, стихотворения «Мольба», «Честные люди, дорогой тернистою…», «К юности», «Лжеучителям» и др.

В 60-х годах Плещеев впадает в депрессивное состояние. Уходят его товарищи, закрываются журналы, где он печатался. Названия стихотворений, созданных в этот период, красноречиво говорят о перемене внутреннего состояния поэта: «Без надежд и ожиданий», «Я тихо шел по улице безлюдной».

В 1872 году Плещеев вернулся в Петербург и возглавил журнал «Отечественные записки», а затем «Северный вестник». Возвращение в круг единомышленников способствовало новому творческому импульсу.

В последние годы жизни поэт много писал для детей: сборники «Подснежник», «Дедушкины песни».

Перу Плещеева принадлежат переводы стихотворений и прозы целого ряда зарубежных авторов. Значительны работы поэта в драматургии. Его пьесы «Счастливая чета», «Нет худа без добра», «Командирша» с успехом ставятся в театрах.

Алексей Плещеев умер 26 сентября 1893 года в Париже, находясь там проездом в Ниццу на лечение. Похоронен в Москве.

Алексей Николаевич Плещеев. Биография

(1825 - 1893), русский поэт. Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.

В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф. Достоевским, Н. Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".

В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".

В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.

В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".

Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).

Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).

В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. Петёфи и других поэтов.

Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А. Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).

В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".

В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".

Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.


Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Стихотворения поэта