Болезни Военный билет Призыв

Подготовка к школе. Занятия для дошкольников. Развитие памяти и внимания. Письмо в тетрадях

Марина Соловьева
Занятие по математике «Один, много. Число, цифра 1»

Тема: «Один, много. Число, цифра 1»

Базовый учебник: Шевелев К. В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-75лет. / К. В. Шевелев. – М. : /Издательство «Ювента», 2013. – 40 с. : ил.

Задачи:

Образовательная: дать представление о понятиях: один, много. Познакомить с образованием и называнием числа 1.

Практическая: содействовать формированию графических навыков при срисовывании предметов по клеткам.

Развивающая: продолжать развитие мелкой и общей моторики рук, зрительное восприятие, внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.

Воспитательная: воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Тип урока: знакомство с новым материалом

Дидактический материал для педагога:

Для педагога: ноутбук, игрушка Петрушка, карточки с картинками, литература.

Для учащихся: тетради по математике, яблочки красные и зеленые.

План урока:

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

2. Актуализация знаний.

2.1. Знакомство с понятием «один», «много»

2.2. Закрепление понятий «Один», «много»

3. Обобщение и систематизация изученного материала.

3.1. Работа с тетрадями на печатной основе

3.2. Работа с демонстрационным материалом

3.3. Работа с тетрадями на печатной основе

4. Итог урока

5. Релаксация

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, дети!

Педагог:Сегодня к нам на занятие пришел Петрушка (Педагог показывает картинку с изображением Петрушки)

Сегодня он будет помогать проводить мне занятие.

2. Актуализация и систематизация полученных знаний.

Педагог: Он – веселая игрушка, а зовут его…

Дети хором произносят: «Петрушка!».

Педагог: Петрушка нам принес интересную игру. Давайте поиграем?

Педагог показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что – на другой (на одной один мячик, а на другой – много мячиков). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает:

У кого один мячик?

А у кого много мячиков? И т. д.

Когда все парные картинки будут рассмотрены, педагог ставит перед детьми две коробки разной величины и предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку – карточки с одной игрушкой, в большую коробку – с несколькими игрушками и т. д.

Педагог: Какие молодцы! Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем в игру «Правильно закончить стихотворение»

Вечером встает луна.

Сколько в небе лун? (одна)

Петух как важный господин,

Гуляет по двору (один)

Винни-Пух спешит в берлогу:

Там горшочков с медом (много)

Лес в снегу, бела дорога,

Навалило снега (много)

3. Знакомство с цифрой 1.

Педагог: Откройте тетради, попробуем в клеточках написать цифру 1.

Ребята выполняют задание

Педагог: Ребята, наш Петрушка не знает геометрических фигур! Давайте ему покажем геометрические фигуры!

Педагог показывает карточки с геометрическими фигурами, дети называют.

Педагог: В ваших тетрадях тоже нарисованы геометрические фигуры. Раскрасьте те фигуры, которых нарисовано по одной.

Ребята выполняют задания.

Педагог: Молодцы! Устали? Отдохнем!

Руки требуют заботы,

(руки вытягивают перед собой)

Ведь у них полно заботы:

Трудно целый день писать,

(сжимают и разжимают кулачки)

И лепить, и рисовать.

(хлопать в ладоши)

Потянулись вверх, потом

(поднимают руки вверх)

Руки шире разведем.

(разводят руки в стороны)

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

Педагог: Ребята наш Петрушка прощается с нами, ему идти еще на другое занятие к ребятам. Давайте скажем ему до свидания! Вам понравилось играть с Петрушкой?

Расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии?

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Оренбурга

Конспект занятия

Тема: «Время»

Возраст детей -5-6 лет

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Чекрыгина О.И.

Оренбург

Путешествие в страну точного времени

Цель занятия : Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.

Задачи:

Развивающие:

Развитие внимания, логического мышления, воображения.

Обучающие:

Ознакомление детей с часами и их назначением

Формирование умения детей оценивать временные интервалы.

Закрепление знаний о днях недели.

Закрепление умения ориентироваться в пространстве по плану.

Воспитывающие: Развитие культуры поведения,умения свободно общаться со сверстниками.

Форма занятия: групповая

Материалы и о борудование : план маршрута, посылка, иллюстрации с изображением необычных часов(солнечные,водяные часы-свеча, песочные, современные)аудиозапись, листы тетрадные, карандаши простые, кроссворд, часы – планшеты по количеству детей, карточки с кружками, цифры, картинки с часами.

План занятия:

1.Организационный момент.

Дети заходят в группу, находят план. Ориентируясь по плану, проходят 10 шагов вперёд, 5 шагов вправо, 3 шага вперёд, 8 шагов влево. Направление проговаривают дети. Находят посылку с остановившимися часами и кассетой.

Ребята, эта посылка из страны точного времени. (Прослушивание записи).

Дорогие ребята, помогите! У нас случилась беда. Потерялся ключ от главных часов города, поэтому в стране произошла путаница. Время бежит то быстро, то медленно. Дни недели поменялись местами: утро наступает за вечером, а ночь – за днём. Просим вас, помогите найти ключ, пожалуйста!”

Поможем жителям волшебной страны?

Основная часть.

- Поедем мы в волшебную страну на необычном автобусе. Места в нём обозначены цифрами. А на какое место надо сесть, вам подскажут карточки. Нужно найти такую цифру, сколько кружков на карточке.

В «Музее часов».

Педагог проводит экскурсию по «Музею часов» (представлены иллюстрации необычных часов).

Как вы думаете, могут ли люди обходиться без часов? (высказывания детей)

Даже в далекие времена, когда часов не было, люди использовали природу, чтобы вести счет времени (показ иллюстраций природных часов).

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень медленно двигалась по кругу.

Как вы думаете, как назывались эти часы? (солнечными)

Всегда ли человек мог ими пользоваться?

Солнечные часы имели недостаток- они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, вода по капелькам перетекала из одного сосуда в другой и по тому сколько воды вытекало, определяли,сколько прошло времени.

А вот эти часы как называются?

Да это песочные часы. Они показывают время днем и ночью, летом и зимой. В любую погоду. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний.

Высыпался весь песок – значит, прошло 3,5.10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас.

Кто знает, где песочные часы используются?

Существовали часы - свеча. На свечу наносили деления. В нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос – это означало, что прошло определенный отрезок времени.

Люди придумали много видов часов.

Как одним словом назвать часы, которые висят на стене. (Настенные).

В нашем музее они находятся где? (Справа).

Стоят на столе? (Настольные) .

Расположены они (Слева).

- А ели часы носят на руке? (Наручные).

Стоят на полу? (Напольные).

- Чем отличаются часы?

Чем похожи все часы?

(У педагога и детей макеты часов )

Цифры на часах нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная большая стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Маленькая короткая проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Если большая длинная стрелка прошла весь путь по циферблату, значит, прошел один час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Поставьте обе стрелки на 12. (Сделайте это, как у меня .)

Сейчас они показывают ровно 12 часов.

Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную на цифру 12. (Часы показывают ровно час) .

Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на 2. (Это значит, сейчас ровно 2 часа.)

Который час показывают часы? (Ровно 2 часа ).

Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4, 7, 9 часов, длинная стрелка часов всегда находится на цифре 12, а короткая около той цифры, которая показывает данный час.

Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. -Который час показывают часы? (5 часов).

Как расположены стрелки? (Минутная стрелка длинная стоит на цифре 12, а короткая часовая на цифре 5).

Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

Как расположены стрелки?

Какой вопрос мы задаем, когда спрашиваем о времени? (сколько времени, который час) .

Сегодня мы много узнали о часах.

А идут ли волшебные часы? (Нет .)

Жители страны точного времени переживают, что у них перепутались дни

недели. Поможем им.

Физкультминутка

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут. (Дети стоят по кругу, руки опущены внизу .)

(Раскачивание рук, как маятника.)

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут. (Дети стоят по кругу, руки перед собой .)

(Раскачивание рук, как маятника .)

Тики-так, тики-так –

Если вы помните, в стране точного времени поменялось местами всё, в том числе и время суток: утро наступает за вечером, а день за ночью. Разгадаем кроссворд и узнаем, какое главное слово в неё спрятано.

Кроссворд.

По горизонтали:

1.Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся.

Рано, без огня. Когда? ( В ечер).

2. Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Ут р о).
3. Протянулся мост на семь вёрст.
А в конце моста золотая верста.
е деля).

4. Шестьдесят секунд промчались и ( м инутой) оказались.

5. Ходит по небу Луна,
То ущербна, то полна.
Как Луну мы звали встарь,
Вам поможет календарь. (Мес я цы).
По вертикали выводится слово
ВРЕМЯ .

Почему остановились часы в стране точного времени? (Потерялся ключ) . Кажется, я знаю, как мы поможем жителям волшебной страны.

Возьмите карандаши и листы бумаги.

Графический диктант.

6 клеток вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 6 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Вот мы нарисовали волшебный ключ и помогли жителям волшебной страны. Волшебные часы снова идут. И, чтобы помочь нам вернуться в нашу группу, жители придумали, как сэкономить наше время.

Глаза закрой, повернись

В «Филиппке ты окажись.

Итог занятия:

О чём мы говорили сегодня?

Чему научились?

Что узнали нового?

Как мы помогли жителям страны точного времени?

Комплексное занятие

по подготовке детей к школе 5-6 лет

Цели: знакомство с буквой «А»; развитие умения различать звук [а] среди других звуков в слове; распознавание буквы «А» в печатном тексте; написание буквы «А».

Задачи: развитие логического мышления, развитие внимания, формирование умения отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов; оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом; побуждать к самостоятельному чтению, развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; формулировать в устной форме собственное мнение и позицию; отвечать на вопросы учителя, используя простые речевые средства,

Возраст детей – 5 – 6 лет.

Наполняемость групп – 12- 15 человек.

Структура каждого занятия состоит из 4 этапов: организационный, подготовительный (позитивный мотивационный настрой на учебно-познавательную деятельность ребенка); основной этап, состоит из трех блоков (развитие речи с элементами обучения грамоте, развитие логического мышления и математических способностей, развитие представление об окружающем мире); заключительный этап (закрепление приобретенных знаний, рефлексия).В задания любого этапа включаются упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, общей и мелкой моторики, развитие творческих способностей, креативного мышления и динамические паузы.

Данное комплексное занятие для подготовки дошкольников к обучению в школе является частью авторского курса, поэтому публикации, распространение без указания авторства, а также выдача материала (и отдельных его частей) за свое преследуется по закону. Все права защищены.

Ход занятия

    Организационный этап.

На данном этапе задача педагога организовать учащихся, настроить на рабочий процесс, овладеть вниманием и доверием детей.

Построение детей в учебной комнате.

II . Подготовительный этап.

Здравствуйте, дети!

Мы только что с вами поздоровались. А какие еще слова – приветствия вы знаете? (ответы детей)

Давайте пожмем соседу руку, еще раз поздороваемся и с улыбки начнем наше занятие (слайд 2).

III . Основной этап.

1) Развитие речи с элементами обучения грамоте.

А теперь все внимание на картинку (слайд 3) , посмотрите и подумайте, что делает мама? (укачивает малыша)

Как мама поет? (а-а-а)

А теперь посмотрите на листы, которые лежат у вас на столах. Назовите, что нарисовано в левом верхнем углу листа. (ответы детей:арбуз)

А-а-а-а-арбуз, скажите также медленно как я. Какой звук мы слышим в начале этого слова. (А-а-а) Что бы сказать «А» надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори «а-а-а».

Обратите внимание (слайд 4) , нам не мешают губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим «А»? (нет, не мешает). Есть у нас преграды на пути голосу? (нет)

Давайте, посмотрим (слайд 5) на букву «А» (большую) на что она похожа? (ответы детей)

А - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко.

А теперь раскрасим букву «А» красным карандашом на нашем листе с заданиями.

Прочитайте, под картинкой как поет мама (слайд 6) .

Педагог показывает, дети повторяют.

Педагог показывает на слайд (слайд 6).

А теперь поиграем. Попрошу вас встать из-за стола. Правила следующие: если слово начинается на звук «А», то вы поднимаете руки вверх, если в начале слова вы слышите другой звук, то садимся на корточки. (Динамическая пауза)

Педагог показывает и комментирует написание буквы «А», дети смотрят.

Сначала потренируемся писать букву «А» в воздухе (дети повторяют за педагогом). А теперь на листах с заданиями обводим букву «А» на верхней строке.

После дети самостоятельно прописывают букву на нижней строке. Педагог комментирует выполнение задания.

Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.

В этом доме пять этажей: (показываем растопыренные пальчики правой руки)

На первом - живёт семейство ежей, (ладони тыльной стороной к лицу, соединены друг с другом в районе кистей, пальцы растопырены)

На втором живёт семейство зайчат, (делаем «ушки на макушке» и шевелим поочерёдно кистями рук)

На третьем - семейство рыжих бельчат, (ручки перед грудью с опущенными кистями рук, пальцы все соединены)

На четвёртом живёт с птенцами синица, (машем расслабленными ладошками)

На пятом сова - очень умная птица. (Указательные пальцы обеих рук приставляются к вискам, остальные пальчики – в кулачке)

Ну, что же, пора нам

обратно спуститься: (горизонтальными ладошками делаем движение вниз)

На четвёртом - синица,

Бельчата - на третьем,

Зайчата - втором,

На первом - ежи,

Мы ещё к ним придём. (Пальчики идут по столу).

3) Развитие логического мышления и математических способностей.

Молодцы! Пальчики ваши отдохнули и мы продолжаем. И впереди у нас игра «Найди лишнее». Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы должны найти лишний рисунок и ответить. Не забываем поднимать ручки!

Педагог показывает карточки (слайды 7-16) . Дети ищут «лишнее» и отвечают.

Правильные ответы: лук, пес, цыпленок, кузнечик, утенок, ботинки, медвежонок, кровать, кепка, гриб.

Следующее задание будем выполнять на листах. Посмотрите, внизу листа есть три картинки и три прямоугольника. Нужно сосчитать сколько рыбок в аквариуме и нарисовать в прямоугольнике, (который под картинкой), столько кружков сколько рыбок живет в аквариуме. Выполняем! А теперь нужно нарисовать столько кружков сколь цветков стоит в вазе; грибов нашел ежик.

Проверка с образцом (слайд 17).

Ребята, посмотрите на слайд и сверьте со своими результата. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы! Так, а теперь поднимите руки у кого не все верно получилось. Как вы думаете почему? (ответы детей: сбился со счета, пропустил кружок, отвлекся, поспешил и т.д.) Будьте в следующий раз внимательней и у вас обязательно все получится! А пока отдохнем.

Динамическая пауза. Подвижная игра.

Я с корзинкой в лес пошел, (шагаем на месте)

Все поляны обошел. (поворачиваемся вокруг своей оси)

К старой елке подошел (садимся на корточки)

И огромный гриб нашел. (выпрыгиваем вверх)

3) Развитие представлений об окружающем мире и художественно-эстетической деятельности.

И снова у нас занимательная игра под названием «Чей хвост?» Как вы думаете, что нужно будет делать в этой игре? (ответы детей)

Педагог показывает картинки животных и хвосты животных (слайд 18). Дети внимательно смотрят и отвечают.

У зайца – заячий хвост, у лисы- лисий, у волка – волчий.

Вы назвали трех животных: заяц, лиса, волк. Что у них общего? (ответы детей: живут в лесу, дикие животные)

Правильно! Это все дикие животные.

IV . Заключительный этап.

Ребята, у всех на столах есть пластилин. Сделайте, пожалуйста, из пластилина, ту букву, которую, вы сегодня научились читать и писать. Кукую букву вы сделаете?(ответы детей).

А на что похлжа буква «А»?

Дети делают из пластилина букву «А». Педагог помогает. После выполнения задания дети демонстрируют свои работы.

Рефлексия

Понравилось занятие?

Что вы сегодня делали на занятие?

Что нового узнали сегодня?

Что больше всего на занятие понравилось делать?

Какое задание оказалось самым трудным?

С каким настроением вы пойдете домой?

А давайте мы его нарисуем. Переверните свои листочки и на обороте вы увидите большой квадрат. В нем вы должны нарисовать свое настроение. Если у тебя хорошее настроение, то нарисуй солнышко с улыбкой, если нет – грустное солнышко. (Дети рисуют солнышко.) -Надеюсь у все солнышко с улыбкой!

Прощание.

Ну что, дети, наше занятие подошло к концу. Вы большие молодцы. Очень много сегодня узнали, услышали, и надеюсь, запомнили (слайд 19).

До свидание! С нетерпение жду вас на следующем нашем занятии.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта:

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)


4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию:

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Исследование памяти

Слуховая память

Назвать 10 слов, наборы слов могут быть разными, например это могут быть такие слова:стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно, лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед.
Слова не должны быть связаны друг с другом по смыслу. Часто мамы при подготовке ребенка используют слова по такому принципу – что вижу, то и называю. Но ребенок тоже может видеть эти предметы и тогда ему их не надо запоминать. Подготовьте заранее список слов, в котором вы можете отмечать те слова, которые назовет ребенок. Слова должны быть одно и двухсложными, обязательно знакомыми ребенку.Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.Так же вы можете повторить 5 раз, при втором повторении скажите ребенку, что он должен назвать все слова так, будто слышит их первый раз, он должен называть все слова, даже те, которые уже называл первый раз. Третий раз просто скажите: “Еще раз”. Вы это должны делать сразу, без паузы. Тогда вы сможете построить график, на котором вы увидите, как ваш ребенок запоминает. Возможно, он с третьего раза назвал все 10 слов, но бывает и так, что третий раз ребенок повторил 4 слова, а четвертый только 1 раз. Не сердитесь на него, это значит, что ребенок быстро устает и это знание вам поможет в дальнейшей учебе в школе, вы будете понимать, что повторение больше трех раз например стихотворения не поможет ребенку его запомнить, а только ухудшит его состояние. Если же график получился зигзагообразный, это может говорить о неустойчивости внимания и быть одним из признаков гиперактивности.

Зрительная память
Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.Подберите 10 картинок, изображенные на них предметы должны быть известны ребенку, изображение должно быть узнаваемо и понятно. Так же на картинках не должно быть ничего лишнего, ведь если на переднем плане будет мячик, а сзади дерево, то ребенок может обратить внимание на дерево и его запомнить, а вы будете думать, что у него плохая память. Выкладывайте картинки перед ребенком по одной и обязательно просите назвать изображение вслух. Ведь он может сказать диван, а вы думаете, что это кресло. В данной ситуации не исправляйте ребенка, ничего не говорите, просто запомните то, как он назвал изображение. В дальнейшем вы можете вернуться к ошибкам ребенка и попробовать их исправить, но сейчас вы исследуете только память. Вам будет намного легче, если вы напишите все слова, рядом можете писать то слово, как ребенок назвал. Когда все картинки будут перед ребенком, скажите ему: “ты можешь их запоминать сколько тебе требуется (пока не запомнишь)”, но через минуту при его молчании спросите, все ли он запомнил и уберите все картинки. Попросите его назвать то, что он видел. Если у вас есть список слов, то вы можете отмечать названные им слова.Для развития памяти вы можете учить ребенка связывать слова по смыслу, придумывать рассказ так, чтобы в нем были все эти слова, увеличивать количество слов.
Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д.). Ребенок должен нарисовать как можно больше.

Смысловая память
Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима.Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе.Слова должны быть связаны по смыслу. Вы можете подобрать свои пары, начинать можете с трех пар слов, если ребенок не понимает, что вы от него хотите, объясните, как связаны между собой слова.

Например пара: тарелка – суп, суп наливают в тарелку.
Курица – цыпленок, у курицы ребенок цыпленок.
Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5.
Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.
Для девочки используйте другие слова.
Вначале вы можете использовать только 3-4 действия и если ребенок справился, увеличивайте их до 7 – 9.

Прочитайте фразы:
1. ярко светит солнце.
2. Дети играют в мяч.
3. Машина едет по дороге.
4. В поле растут ромашки и васильки.
5. Бабушка вяжет носки.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.

Логическое мышлени

4 лишний

Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок, обязательно просите ребенка объяснить свой выбор. Для развития логического мышления используйте сначала не картинки, а различные игрушки и мелкие предметы. Ориентируйтесь на понятия при подборе предметов или картинок. Например, это могут быть овощи и среди них ягода, предметы красного цвета и среди них желтый или синий, машины и лошадь, посуда и мебель и т.д. Сначала лишний предмет должен резко выделяться на фоне остальных, но затем это отличие должно быть все менее сильным. Если вначале среди птиц можно положить предмет одежды или машину, то в дальнейшем среди диких птиц положите домашнюю птицу. Многие родители пытаются сразу составить многозначные ряды, так, что в одном ряду лишними могут быть несколько предметов, например один отличается по цвету, другой по форме, третий по назначению. Для малышей это опасно, он не сможет понять общего принципа этого задания, вы его сильно запутаете. Такие многозначные ряды годятся только для тех детей, которые уже твердо понимают смысл задания и умеют выбрать лишний предмет, причем обосновав свой ответ: лишний по цвету, лишний по форме, лишний, потому что все звери, а это птица, лишний, потому что из этого едят, а в этом готовят.

Найди закономерность и продолжи: Нога – носок – ботинок. Рука – ? надо продолжить.
Ответ – варежка, перчатка.

Выбрать нужное слово: больница – лечение; школа – (учитель, парта, учение, ученик). Дом – крыша; книга – (бумага, буквы, обложка, знание) и т.п.

Рассказ по картинкам. Разложите перед ребенком картинки, которые можно разложить по порядку. Такие картинки можно вырезать из книг, в дальнейшем я выложу ряд таких картинок. Предложите ребенку разложить картинки по порядку. Ребенок может не понять, что вы хотите, как это по порядку. Тогда спросите его, где начало истории, какая картинка первая и положите ее слева от ребенка. Предложите дальше самому выбрать и положить рядом с первой вторую картинку. И так далее, затем попросите его рассказать, что за история получилась. Если ребенок связал между собой картинки, у него получился непротиворечивый рассказ, но он разложил не так, как вы подразумевали, примите его рассказ за правильные, но можете сказать, что можно составить и другой рассказ, сказку, можете переложить и рассказать то, что получится у вас.

Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга. Предложите ребенку порисовать геометрические фигуры, вы называете, а он рисует: “нарисуй круг, нарисуй квадрат, нарисуй треугольник, нарисуй круг под квадратом, нарисуй в треугольнике круг, нарисуй круг в круге и т.д.” Затем попросите поставить точки в разных местах.

Чтение. (Во многих школах не проверяется)
Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.

Фонематический слух

Прохлопать слово по слогам.
Разделить картинки по слогам.
Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Обычно пишется столбик слов (штук 5), слова обязательно должны состоять из разного количества звуков и букв, напротив слов рисуются схемы, в которых кружками обозначаются звуки (не буквы, но для маленьких слова необходимо подбирать такие, в которых количество букв и звуков должны совпадать, так в слове юла буквы три, а звука четыре) и ребенку предлагается провести линию от слова к соответствующей схеме.

Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления.

Найти картинки с определенным звуком. Перед ребенком раскладываются картинки и предлагается найти все слова,в которых есть звук Ш или Ч. Звук может быть любой, но не мягкий. Обязательно просите ребенка называть слова вслух, ведь он может назвать предмет иначе, не так, как вы можете ожидать.

Различать мягкость-твердость, знать парные согласные.

Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.

Описать картинку. Детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае. Если Ваш ребенок легко справляется с этим заданием, то дальнейшее не для Вас. Я прошу ребенка начинать так: На картинке я вижу (детей, зайчат…) Они делают…

Математика
Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т.п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика – у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть. (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, я беру 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы)

Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати – на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе?
Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?
Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети- 3 пары. Сколько носков у них было?
В некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку.
К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?

Математический диктант:
2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т.д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… Некоторые преподаватели говорят – по диагонали, некоторые – наискосок. Я же говорю по разному, но обращаю внимание ребенка на то, что важнее слова вправо вниз или влево вверх.

Основные понятия

1. Семья.
2. Место жительства.
3. Школа.
4. Животные: дикие и домашние.
5. Птицы: дикие и домашние.
6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений.
7. Овощи, фрукты.
8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.
9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.
10. Материалы: естественные – искусственные.
11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.
12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.
13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.
14. Мебель.
15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.
16. Профессии: врач – лечит, учитель – учит и т.д.
17. Праздники.

Дополнительные тесты
Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков.
Корректурная проба – вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки – плюс, палочку…

Найди отличия
Лабиринты.
Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур.

Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый?

Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга.

Если ребенок рисует спираль против часовой стрелки – будет хороший почерк.
Психологическая готовность к школе.
– Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.
– Способность слушать, понимать смысл прочитанного.
– Умение пересказывать.
– Качество мышления.
– Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.
– Легко устанавливает связи, контактен.
– Считается с другими детьми.
– Умеет играть по правилам.
– Умеет обосновать свой выбор.

1. Предучебный тип – все значимо в школе, хотят работать и общаться с учителем, готовы работать с полной отдачей.
2. Учебный тип – могут работать и сами по себе, без взрослого, но могут пренебречь формальными требованиями.