Болезни Военный билет Призыв

Почему случаются конфликты. Почему конфликты полезны? Почему важно мирное урегулирование конфликта

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Чаще всего, конфликтные ситуации возникают из-за несоглашения двух оппонентов с точкой зрения друг друга. Конфликты обычно случаются с конфликтными людьми. Такие люди не могут промолчать, не обращать внимания, не слушать своего напарника. Им нужно доказывать свое мнение до конца, не сдаваясь. И тогда конфликт может перерасти в драку. Если вы видите, что у вашего собеседника уже появляются явные признаки злости, агрессии и конфликтности, промолчите, согласитесь с его мнением, или, еще лучше, скажите что-то вроди того «Давай продолжим разговор завтра, когда ты будешь в более мягком настроении!».»

    Научиться любви намного сложнее. В этом танце уже нужен партнер. Партнер тоже должен знать, что такое танец. Находить точки соприкосновения — большое искусство. Необходимо создать гармонию между двумя людьми… а два человека — это два разных мира. Когда сближаются два мира, обязательно будет конфликт, если ты не знаешь путей к гармонии. Любовь — это гармония. А счастье, здоровье, гармония — все рождается от любви. Учись любить. Не спеши связывать себя узами брака, учись любви. Сначала стань искренне любящим.

    Конфликтная ситуация включает объект (то, из-за чего возникает конфликт) и субъектов (те, между кем возникает конфликт) конфликта.»
    Чтобы конфликт произошел, необходимо, чтобы между оппонентами произошел так называемый инцидент. Дело в том, что инцидент происходит далеко не всегда по воле сторон. Порой случается так, что он возникает ввиду каких-либо обстоятельств. Естественно, что конфликт носит негативный характер.

    Из-за чего же возникают конфликты?

    Каждый человек по своей природе уникален. У каждого из нас свои привычки, манеры, свои цели и убеждения. Вы считаете, что-то правильным и единственно-верным, в то время как Ваш друг отрицает полностью Вашу позицию. Так создается почва для конфликта, и если Вы будете обсуждать эту тему с другом дальше, то рискуете разругаться.
    Учеными выявлено, что чаще всего конфликтные ситуации возникают в крупных городах и мегаполисах. Та обстановка, в которой живет человек, очень влияет на него и на его поведение в обществе. В крупных городах напряженный ритм жизни: все куда-то спешат, постоянно у всех дела и работа.» В селах и деревнях люди спокойнее и ритм жизни у них очень размеренный и неспешный. Конфликты здесь возникают реже, чем в городах.

    Также не стоит забывать о том, что существует конфликтный тип людей. Для них ссора — это некая разрядка. Такие люди с легкостью идут на конфликт, но потом всё быстро забывают.»

    Чтобы избегать конфликтных ситуаций, нужно стать хорошим дипломатом. «

    Выделяют два вида конфликтов: внутренний и внешний.

    Внешний «- это конфликт между двумя, тремя или более личностями. «Существует несколько причин для возникновения конфликта: первая- «непонимание конфликтующих сторон друг другом, вторая — разница мнений, третья — внутренние противоречия и проблемы, которые находят свое отражение в конфликте внешнем.

    По поводу первой причины — непонимания конфликтующих сторон друг другом- можно лишь сказать то, что понимание «между людьми -это великий дар, который дан немногим, поэтому часто наши мысли по одному и тому же вопросу могут быть различны, выражаясь даже в одних и тех же словесных формах.»

    Вторая причина — разница мнений. «Каждый человек мыслит по-своему и имеет свою собственную позицию и свой собственный взгляд на различные вещи. «Конфликтующие стороны не понимают, что помимо их собственного мнения существует еще и мнение оппонента, приэтом вопринимают свое собственное мнение как единственно верное. Путь решения такого конфликта — » принятие всевозможных точек зрения. принятие » множества мнений и отход от «единственно верного.»

    Что касается третьей причины, можно сказать следующее: очень часто наши внутренние нерешенные проблемы вырываются наружу, тем самым «мы «выпускаем» свою злость и агрессию на собеседника.

    Внутренний конфликт «сложнее. Следует выделить несколько причин внутреннего конфликта: неприятие себя как личности, «неприятия своей «темной» или «светлой» стороны, т.е. нарушенная внутренняя гармония.

    Пути решения внутренних конфликтов «неоднозначны. Следует, в первую очередь, принять себя со всеми своими проблемами и недостатками. Часто внутренний конфликт имеет последствия и во внешней жизни. Одно из проявлений внутреннего конфликта — агрессия и злость. В некоторых случаях они направлены внутрь себя, вызывая деструкцию личности и своеобразное самобичевание. В других случаях «они направлены во внешний мир, с которым приходится конфликтовать.

    Следует помнить, что любой конфликт, и внешний, и внутренний,можно решить, «а не доводить до «крайности.

Почему мы спорим, ссоримся, конфликтуем? Отчего возникают ссоры у возлюбленных, у отца с сыном, у матери с дочерью? В чём причины конфликтов учителей с учениками и их родителями?

Ссоры изматывают. Как правило, результат конфликта - это сильная эмоциональная реакция, после которой как минимум два человека длительное время не разговаривают, или вообще не хотят друг друга видеть.

Причины конфликтов

Конфликт - это чаще всего обида на кого-то. Ссорятся из-за недостатка внимания, непонимания, из-за желания нарушить привычный скучный ритм жизни и ещё много из-за чего. Большинство всех ссор происходит из-за того, что является важным для человека. Потому что если не важно, то чего конфликтовать то собственно? Поводов для ссор много, а причина всегда одна: человек не удовлетворён тем, что для него значимо.

Возможно, все сильные чувства и реакции, которые служат причиной ссор: негодование, недовольство, раздражение, смятение, разочарование, презрение, отвращение, обида и т. д. и т. п. - следствие нашего неправильного отношения к чему-либо или кому-либо. Иногда некоторым вещам или ситуациям мы придаём большое значение, делаем их сами для себя важными, значимыми. Казалось бы пустяк, так нет же, вдруг ни с того ни с сего мы решаем «как же так, это же важно», другими словами повышаем значимость пустяковых вещей или ситуаций.

Таким образом, мы сами себя превращаем в марионетку собственных мыслей и чувств. Но тут возникает вопрос - но как же не думать о том, что кажется важным? Да и чувства появляются как-то сами собой. В спокойном состоянии ответ напрашивается сам собой - уменьшать, снижать значение того, что кажется важным . Это не означает, что надо бороться со своими чувствами или пытаться подавлять их. Избавляться следует от причины - неправильного отношения. Для начала необходимо понять и решить, что важность того, что на самом деле не имеет такого уж большого значения, не принесет с собой ничего, кроме ненужных проблем, а затем эту важность снизить, решив, что есть вещи и поважнее.

Когда человек осознает эту искусственно завышенную значимость проблем, он может намеренно уменьшить важность всего, что не дает покоя . Взглянуть на ситуацию со стороны, беспристрастно. Эмоции чаще всего порождаются нашим отношением, поэтому и изменить следует отношение. Наши чувства и эмоции - это всего лишь следствия, а причина только в одном - в важности.

Например, кто-то высказывает своё мнение, а вы спорите, потому что не согласны. Кто-то что-то делает так, как вам кажется делать не надо, и вы пытаетесь наставить его на путь истинный. Или вам предлагают решение, вы же возражаете. Вы стремитесь к одному, а получаете что-то совсем иное и высказываете недовольство. Кто-то вам сообщает что-то не очень приятное, и вы приходите в ярость. Или что-то не совпадает со сценарием, который уже давно и прочно обосновался у вас в голове, и вы кидаетесь в атаку, чтобы направить развитие событий в нужное русло.

Опыт показывает, что лучше сменить тактику, другими словами перенести центр тяжести, изменить отношение, и вы заметите, что проблем и поводов поспорить стало заметно меньше, вам стало легче. Если попробовать больше наблюдать за тем, что для нас кажется важным, то есть шанс, что ситуация, конфликт решится сам собой без нашего активного вмешательства или противодействия. Не спешить возражать, отмахиваться, доказывать свое, спорить, вмешиваться, критиковать, пытаться управлять - это значит дать шанс самой себе получить куда больший контроль над ситуацией - контроль за уровнем значимости и важности собственных желаний.

Как избегать ссор?

  • Во-первых, до того, как сказать что-либо обидное или неприятное, необходимо сосчитать до десяти.
  • Во-вторых, вспомните поговорку: «Худой мир лучше доброй ссоры».
  • Если это не помогло, то можно попытаться сделать невероятно сложную вещь - стать не участником конфликта, а сторонним наблюдателем.
  • Если что-то происходит совсем не так, как вы ожидали, примите непредвиденное изменение таким, какое оно есть. К чему это приведет, наверняка не знает никто, а потому можно решить, что это только к лучшему. Вам что-то предложили - не надо спешить отказываться, вежливо согласитесь, а сделайте по-своему. Услышали чужое мнение - не спешите вступать в дискуссию. Вам кажется, что кто-то делает что-то не так, ну и ладно. Если люди берут на себя инициативу, то может быть лучше позволить им реализовать задуманное.

Для того, чтобы найти выход из конфликтной ситуации, необходимо сначала вспомнить и дать себе отчет, что она возникла вследствие того, что является важным для как минимум двух спорящих. И пока конфликтующие стороны не отдают себе отчет, что погрузились в ссору с головой, обстоятельства будут владеть ими, а не наоборот.

Поведение в конфликте

Все конфликты базируются на противопоставлении и сравнении.

Если, попадая в нежелательную ситуацию, получая плохую новость, согласно привычному сценарию, вы обычно раздражаетесь, выказываете недовольство, то можно попробовать сделать наоборот: отреагировать неадекватно, сломать привычный сценарий . Произвести подмену: раздражение заменить на радость, негодование - на равнодушие. И победа будет за вами.

Когда человек наталкивается на какое-нибудь непредвиденное обстоятельство и реагирует раздражением, недовольством, как правило, следует продолжение и развитие ситуации в том же негативном ключе, появляются новые поводы, развивается конфликт. Так получается, что вы сами развиваете ссору. Можно поступите иначе - либо не реагировать никак, либо ответить совсем противоположной реакцией. Например, пошутить или равнодушно пройти мимо.

На первый выпад в конфликтной ситуации можно ответить и согласием, но затем дипломатично отступить или ненавязчиво направить движение в нужную для себя сторону. Важно научиться "не зацикливаться" - игнорировать то, что раздражает, и тогда оно исчезнет само собой . Самый верный способ избежать неприятной ситуации - просто не думать о ней.

Погружаясь в конфликт человек, точнее его внимание, оказывается полностью захвачено происходящим. Спорящие, «цепляя» друг друга за то, что является важным, немедленно находят подходящие для этого раздражители, и не один. Так и конфликтуют, покуда "зла хватает". А для того, чтобы прекратить подобное издевательство над собой любимой, необходимо изменить отношение к тому, что раздражает, переключить своё внимание - превратить трагедию в комедию, отвлечься на что-нибудь другое не менее важное, смириться с ситуацией. Изменить отношение - это не значит сдерживать эмоции.

Тем более, что загнанные вглубь себя чувства - это и есть то самое "зло", которое, накопившись в нужном количестве, обязательно вырвется наружу и послужит причиной очередного конфликта. Лучше сначала дать выход эмоциям, а затем откорректировать своё отношение. Зачем бороться - это бессмысленно, нужно игнорировать.

Самая большая трудность заключается в том, чтобы вовремя вспомнить: то, что является причиной конфликта не так уж и важно . Конечно, трудно держать себя в руках, особенно когда хочется буквально рвать и метать. Привычка вспоминать вовремя об истинных, так сказать, вечных ценностях вырабатывается, наверное, систематической практикой. Но, если всё таки не сдаваться и научиться помнить, победа будет весьма впечатляющей.

Ссорясь, мы сами себе укорачиваем жизнь. Зачем?

Слышали такое высказывание? Обижаться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно. А раз нельзя, то и ссориться не стоит.

Кто первым должен делать шаги к примирению? Конечно же, тот, кто умнее. И вообще, только совместно мы сможем улучшить свою жизнь и жизнь вообще.

Экология бизнеса: Если вы работаете в офисе, то так или иначе вступаете в конфликт с вашими коллегами. Бывает, что для того чтобы стать его участников, вам даже не нужно что-либо делать

Если вы работаете в офисе, то так или иначе вступаете в конфликт с вашими коллегами. Бывает, что для того чтобы стать его участников, вам даже не нужно что-либо делать.

Некоторые психологи считают, что конфликты полезны , потому что при умелом разрешении приводят к устранению проблем и помогают людям работать более эффективно.

Психологи Арт Белл и Бретт Харт анализировали причины рабочих конфликтов на протяжении двух лет. Они пришли к выводу, что всего их существует восемь и каждый из них можно достаточно просто разрешить в том случае, если вы будете осведомлены об их типе:

1. Конфликт за ресурсы

Люди всегда воевали за ресурсы, не прекращается эта война и в офисах. Ресурсом могут быть офисные принадлежности, помощь коллег или даже зал совещаний. Когда больше чем один человек претендует на ресурс, может возникнуть конфликт.

Используйте технику переговоров «Выиграл - Выиграл» - во многих случаях можно найти способ удовлетворить потребности обеих сторон. Научитесь искусству убеждения, прочтите для этого книгу Роберта Чалдини.

Если вы имеете авторитет в компании или являетесь лидером, то убедитесь в том, что обоим сторонам хватает ресурсов. Вызовите их на открытую дискуссию, а затем следите за их аргументами и логикой изложения.

2 .Конфликт стиля

Каждый человек имеет индивидуальный стиль работы, что тоже может привести к конфликту. Например, некоторые опаздывают, кто-то остается допоздна или работает медленно. Когда разные стили работы сталкиваются - возникает конфликт.

Создайте дружелюбную атмосферу в коллективе и никогда не принимайте точку зрения той стороны, которая начала вражду. Если человека критикуют за то, что он работает слишком медленно, но при этом выполняет все ваши требования, поддержите его публично и скажите, что у вас нет к нему претензий.

Также проанализируйте стиль работы своих сотрудников и найдите каждому применение для своих способностей.

3 .Конфликт восприятия

Каждый из нас смотрит на мир сквозь собственные очки и разные взгляды могут вызвать недопонимание. Если ваши коллеги или подчиненные регулярно вступают в конфликты и причина этому не совсем ясна, значит скорее всего речь идет о конфликте восприятия.

Люди также по-разному интерпретируют события. Поэтому убедитесь, что вы правильно донесли свою точку зрения и ее поняли все.

4 .Конфликт целей

Простой пример: один менеджер настаивает на том, чтобы все сотрудники быстро обслуживали клиентов, а второй считает, что сервис прежде всего, поэтому нельзя экономить время на обслуживании клиентов.

Когда вы устанавливаете цели для своей команды, убедитесь что они не пересекаются и не конфликтуют друг с другом.


Если же вы сам подчиненный и у вас есть какие-либо амбициозные цели, которых не можете достичь на своей должности - поговорите откровенно со своим боссом. Возможно он предложит вам повышение или более серьезные проекты.

5 .Конфликт давления

Мы часто полагаемся на своих коллег, когда нужно закончить работу. Например, вы запросили отчет к полудню, а уже наступило пять часов вечера и его все нет. Хуже всего, если этот человек выполнил ту же самую просьбу вашего коллеги. Вам придется либо уступить, либо давить на человека.

Научитесь договариваться - потому что в один момент может быть выполнена лишь одна просьба одним человеком. Либо измените свое расписание, чтобы избежать конфликта - это не проигрыш, а вполне разумная стратегия.

6 .Конфликт должностей

Нам также часто приходится выполнять работу за пределами наших обязанностей. В этом случае мы ступаем на чужую территорию и человеку из этой области это может не понравиться. Вам могут поручить проект, который обычно поручали другому человеку - и вот вам благодатная почва для конфликта, обид и мести.

Если это вы назначили проект одному человеку - объясните другому, зачем это сделали. Ваше объяснение должно быть достаточным для того, чтобы унять его беспокойство, страхи и недовольство.

Развивайте командный дух. Все ваши подчиненные должны знать, что цель у них одна и отвечать они тоже будут вместе.

7 .Разные персональные ценности

Представьте, что ваш босс попросил вас выполнить задание, которое противоречит вашим этическим нормам. Сделаете ли вы, что он просил, или откажете? Если откажете, потеряете ли вы доверие босса или даже работу?

Безусловно, уровень этики у всех разный. Если это в вашей власти, пропишите это в правилах и сообщите об этом на собеседовании - люди должны знать, какие задания они будут исполнять.

8. Непредсказуемость правил

Некоторые правила сами конфликтуют друг с другом, а затем это все логично переносится на людей. К тому же правила часто меняются, а вы можете забыть сообщить всем подчиненным об этом.

Каждое новое правило меняет поведение и даже мышление людей.

Помните, что даже благое правило может быть трактовано совершенно не так и может вызвать негативную реакцию. И это притом, что существуют правила, которые непонятно как исполнять, потому что руководство не задумывалось об этом.

Опять же, если это в вашей власти, следите очень внимательно за изменениями в правилах и подходите к их созданию критически.

Используйте эти знания для того, чтобы разрешать любые конфликты на рабочем месте и создавайте все условия для успешной работы. опубликовано

Любая наука напоминает дерево со множеством ветвей, отходящих от главного ствола. Не представляет единого целого и психология, подразделяясь на психологию развития, общую, социальную, педагогическую, музыкальную, военную психологию, психологию спорта… и – конфликтологию. Что же такое конфликт и почему для изучения этого явления пришлось создать целую психологическую отрасль?

В самом общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречащих друг другу тенденций, субъективно связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями, причем не обязательно обеими сторонами. Вспомним известный романс о несчастной любви: «Я презрен, отвергнут, а он торжествует, с улыбкой глядя на меня…» В этой ситуации счастливый соперник героя может и не знать, что на его возлюбленную имеет виды кто-то еще, тем не менее, конфликт имеет место быть – ведь одна из сторон переживает ситуацию как конфликтную.

Любой конфликт рождается из столкновений противоположностей. Это могут быть интересы (двое мужчин влюбились в одну женщину), цели и желания (жена хочет, чтобы муж сходил в магазин, а он хочет смотреть футбол по телевизору), позиции и мнения (бабушка-коммунистка считает, что незачем ходить в церковь, а внучка-христианка это делает). Наряду с противоположными тенденциями необходимой составляющей конфликта является наличие чего-то значимого для обеих сторон. Например, у «стихийно-пассивного» атеиста, который попросту не задумывается о вопросах веры, вряд ли возникнет конфликт с верующим человеком – столкновение возможно там, где атеист считает религию «опиумом народа», а ее искоренение – своим долгом.

Конфликт может быть межличностным – или в него могут быть вовлечены какие-то социальные группы. В этом случае говорят о конфликте межнациональном, международном, межрелигиозном или даже о конфликте поколений. Наиболее тяжелая форма социального конфликта – это конфликт военный.

Все эти конфликты объединяет одно качество – все они являются внешними. Это значит, что их возникновения нужны, по крайней мере, два человека. Но бывают и другие конфликты – происходящие в пределах одной человеческой личности. Речь идет о конфликтах внутренних.

Типичный пример внутреннего конфликта – одна из любимых тем искусства и классицизма, и романтизма: конфликт между чувством и долгом. Вспомним героев оперы Дж.Верди «Аида», разрывающихся между любовью друг к другу и преданностью своим воюющим народам. С точки зрения психологии это называется борьбой мотивов.

Весьма мучительный вариант внутреннего конфликта – противоречие между собственными притязаниями и реальными возможностями. В тяжелых случаях это приводит к развитию истерического невроза. Конфликт между возможностями и требованиями к себе приводит к другому неврозу – неврастеническому, а упоминавшееся уже противоречие между желанием и долгом – к психастеническому.

Конфликт обычно представляется как нечто вредное и даже страшное, разрушающее и человеческие отношения, и личность. С такой однозначной оценкой не согласится ни один психолог. «Когда вам кажется, что в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс», – советует известный конфликтолог Ч. Ликсон. Взаимодействие между людьми не может обойтись без столкновений и «острых углов». Если, например, супруги никогда не ссорятся – вероятнее всего, один из них окончательно подавил другого, который боится слово против сказать. Избежать внешних конфликтов нельзя, но их можно и нужно разрешить грамотно, а правильное разрешение внутренних конфликтов становится движущей силой развития личности.