Болезни Военный билет Призыв

Почему некрасовым было написано произведение крестьянские дети. Тяжелая жизнь некрасовских детей

Ольга Ерёмина

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Новое в школьных программах

В учебник­хрестоматию по литературе для 5го класса, переработанный в 2006 году издательством «Просвещение» (авторысоставители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин), впервые включён полный текст стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». По начальной школе ученикам хорошо знаком отрывок из стихотворения «Однажды, в студёную зимнюю пору…». Полный текст «Крестьянских детей» - сложное по содержанию и композиции произведение, требующее особого внимания.

Индивидуальные домашние задания

Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщения о детстве Н.А. Некрасова. Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика.

Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.

Первичное знакомство с текстом

Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные…); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Анализ стихотворения начнём с композиции: выяснение её особенностей поможет понять содержание.

Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студёную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение.

Если ученики затрудняются, поможем им вопросами.

- С чего начинается стихотворение?

(Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте.)

- До каких слов идёт рассказ об этом?

(“…Так рядом с Гаврилой… - «Услышит, молчи!»”)

Это значит, что со слов после черты “О, милые плуты! Кто часто их видел…” идёт совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: “Теперь нам пора возвратиться к началу”.)

Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.

- Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти на могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

- Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращён, кто слушатели этой истории?

Важно, чтобы ребята представили себе непринуждённую атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик - слушатели .

Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.

На доске и в тетрадях можно оформить таблицу. Мы будем заполнять её по ходу анализа.

История встречи с детьми - как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить строение этого стихотворения?

Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрёшку, в которой история охотника и детей - самая большая, первая матрёшка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец - стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы рассмотрим образ дома.

У нас есть стены дома - начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Сообщения учеников

Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло.

Комментированное чтение

1. Дети читают текст.

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как “низкого рода людей”, -
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.

В первом отрывке рассказчик-охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?

Первое, что заметят дети, - меняется адресат. В тексте он назван: “читатель”, причём читатель, скорее всего, из привилегированного сословия - автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям “низкого рода”.

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: “…Я всё-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…”

- Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза “в их жизни так много поэзии слито”?

- Как вы понимаете строки: “Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они”?

Часть

Рассказчик

Слушатели

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Друзья, гости

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Журналист, публицист

Читатель из дворян, из общества образованных людей

Обращение к крестьянским детям

Гражданин, который думает о будущем народа

Крестьянские дети

Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости

2. Читаем следующий отрывок со слов: “Я делывал с ними грибные набеги…” до слов: “Должно быть, за подвиги славы мы ждали”.

- Кто “делывал с ними грибные набеги”?

(Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.)

- Что значит “грибные набеги”? Почему автор употребляет слово “делывал”? Какой у него смысловой оттенок?

- О какой ситуации говорится в первых четырёх строчках этого отрывка?

Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.)

- Савося - уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?

(Севастьян.)

- Почему дети клали змей на перила моста?

(В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.)

3. Третий отрывок со слов: “У нас же дорога большая была…” до слов: “Что новый прохожий, то новый рассказ…”

- Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?

(Вологжанин - житель города Вологды.

Лудильщик - рабочий, который лудит (покрывает специальным сплавом олова) посуду.

Портной - мастер по шитью одежды.

Шерстобит - работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.)

- Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни.

- Как вы понимаете такие строки: “Иной подгуляет, так только держися - // Начнёт с Волочка, до Казани дойдёт!”?

(Если человек “подгуляет” (выпьет вина, но не напьётся!), то в кураже он рассказывает обо всём, что видел, о народах, населяющих города и веси России: “начнёт с Волочка” (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.)

- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

4. Следующий отрывок со слов: “Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали” до слов: “…Бояться смиренной лошадки своей?”

Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрёшкой, заключённой в большую матрёшку рассказа о “грибных набегах”.

- Чем закончился поход за грибами?

- Что делают дети, вернувшись домой?

5. От “Грибная пора отойти не успела…” до “Живого в деревню тащат с торжеством…”.

Объясните смысл слов и выражений: “чернёхоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!”, “взлетит ли тетеря // Закокав птенцам”.

- Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

(Из шести предложений четыре - восклицательные.)

- Какое настроение передаёт нам поэт с помощью этого отрывка?

6. От “- Довольно, Ванюша! гулял ты немало…” до “Ванюша в деревню въезжает царём…”.

- Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

- Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

(Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено - накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребёнок влезает на самый верх и “в деревню въезжает царём”.)

- Почему труд оборачивается к Ванюше сначала “нарядной своей стороной”?

(Под “нарядной стороной труда” автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд - не тягость, не наказание, а радость.)

7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста.

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Как вы понимаете выражение “в дворянском дитяти”? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьёзно, любовно или иронично?

Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребёнок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей?

- Как вы понимаете выражение “две стороны одной медали”? Как использует это выражение автор?

- Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.

Поставьте логические ударения в строках: “…Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему”.

8. От “Однажды, в студёную зимнюю пору…” до “…В которых так много любви!”.

Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?

- Почему рассказчику сначала кажется, что “как будто всё это картонное было”, что он попал в детский театр?

- Почему рассказчик убеждается в том, что “всё настоящее русское было”?

Как вы понимаете выражения “зимнего солнца холодный огонь”, “что русской душе так мучительно мило”? Какой литературный приём использован в этих выражениях?

Если дети ещё не знают термина антитеза , можно использовать понятное им слово противопоставление .

- Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка.

…Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за неё.

9. Читаем и комментируем последний отрывок.

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то ещё?

(Заполняем таблицу.)

- Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?

- Как вы думаете, какое “вековое наследство” призывает хранить поэт?

(“Вековое наследство” - это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего “дома”, то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приёме они построены?

Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части (можно сказать - “комнаты”, если продолжать метафору дома): светлую, “нарядную” сторону жизни и трудную, тяжёлую сторону.

Светлая сторона: 1–6-й отрывки.

Трудная сторона: 7–8-й отрывки.

Девятый отрывок - кульминационное обращение к детям - в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание

Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому подготовить выразительное чтение. Четырём сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвёртой (заключительной) частям стихотворения (сцены встречи охотника с детьми): по два ученика на каждый отрывок.

Выразительное чтение

На следующем занятии вернёмся к стихотворению «Крестьянские дети».

Начнём с комментированного чтения начального и заключительного отрывков. Первый отрывок читают поочерёдно дети, у которых слабая техника чтения. Ученики, которые дома готовили комментарии, объясняют непонятные слова и выражения, например: вирши, чу, барин, у бар бороды не бывает - усы, вода с языка-то бежит, стволина двойная, замочки резные, так стаей с мякины летят воробьи.

- Какой приговор изрекли дети охотнику? Прочитайте этот отрывок. Что означает такой приговор?

Дети рассуждают о герое, разглядывают его, пытаются определить его социальную принадлежность: барин он, то есть помещик, дворянин или разночинец. Они обращают внимание на бороду (дети считают, что “у бар бороды не бывает - усы”), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружьё, всему удивляются.

Дети считают, что охотятся люди, чтобы добыть дичь и съесть её. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, охотится не ради пропитания и может спокойно отдыхать, то есть, по мнению детишек, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с одним из крестьян их деревни, а “баре”, по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами. Поэтому гость - “не барин”.

Затем аналогичную работу проводим с заключительным отрывком.

Словарная работа: серьёзную мину, пожитки, дичина, обширная область собачьей науки, публика, когда разразиться грозе суждено, зрители дали стречка.

Завершаем работу выразительным чтением стихотворения. Для этого пригласим “на сцену” 11 человек (по количеству выделенных нами отрывков), предложим им встать по порядку следования отрывков, которые они готовили, и прочитаем стихотворение целиком.

Карточка 1

“…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «…Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,
Я совершил ещё раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги… как сладок
Тёплого колоса пар!

- Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идёт обыватель.
Всё-то знакомый народ,
Что ни мужик,
то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда - позднее - и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <…>

По воспоминаниям сестры Анны, «проделав лаз в заборе, он при каждом удобном случае убегал к деревенским ребятам, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой».

Но самое замечательное было, когда вся орава высыпала на большую дорогу”.

Скатов Н. Некрасов. М., 2004 (ЖЗЛ). С. 31–32.

Карточка 2

“Грешнёво лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. <…> Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и - ещё больше - шла перед ним.

«Костромская почтовая дорога (луговая), - описывали её в середине прошлого века военные статистики Генерального штаба, - идёт от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а повёрстная плата по 1,1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна». <…>

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

«Сельцо Грешнёво, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге… барский дом выходит на самую дорогу, и всё, что по ней шло и ехало, и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства»”.

Скатов Н. Некрасов. М., 2004 (ЖЗЛ). С. 32–33.

«Крестьянские дети» - одно из произведений Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. Изучается оно в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Крестьянские дети» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.

Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры «глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».

Сравнения «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».

История создания

История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое веселое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.

Будучи взрослым, поэт любил выезжать за город на рыбалку или на охоту. В начале июля 1861 г. в Грешново Николай Алексеевич написал «Крестьянских детей». Над произведением он работал около двух недель. Первая публикация датируется 1861 годом. Портрет лирического героя поэмы автобиографические. Поэт действительно носил в то время бороду.

Тема

В анализируемом произведении Некрасов развивает свою любимую тему: жизнь крестьян и их детей. Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют сборный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подается с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является барином.

Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты барин уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают детские глазки. Мужчина не подал вида, что увидел ребят, прислушался к их шепоту.

Дети с интересом рассматривали мужчину, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, ведь заметили, что охотник проснулся.

После полилога подается монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его душу.

Вскоре мужчина начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой наблюдал, как 6-ти летний мальчик пилил с отцом дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.

Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пес. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти все-таки не осмеливаются.

Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невеселая участь в будущем.

Композиция

Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о ее негативных проявлениях, концовка. Монолог лирического героя разделен на строфы с разным количеством стихов.

Жанр

Жанр произведения - поэма, ведь в нем есть сюжет и лирические отступы. Стихотворный размер - четырехстопный амфибрахий. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства» . Дополняются картины эпитетами - «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» , сравнениями - « серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай» , гиперболами : «иступят пилу - не наточишь и в сутки».

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

Урок-практикум

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

Карточка 2

«Грешнево лежало отнюдь не „в неведомой глуши“. Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. <...> Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — еще больше — шла перед ним.
„Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали ее в середине прошлого века (XIX в. — Ред .) военные статистики Генерального штаба, — идет от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 верст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а поверстная плата по 1, 1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна“. <...>
Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.
„Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт — стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге... барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства“. „Все, что по ней шло и ехало и было ведомо“ — и это дни, месяцы и целые годы».

Первичное знакомство с текстом стихотворения

Стихотворение «Крестьянские дети» читает детям учитель. Оно неоднородно по содержанию и звучанию, и правильно выбранные интонации помогут детям адекватно понять его смысл. Для прочтения стихотворения вслух требуется около 12 минут.
После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Это не обязательно должен быть ответ на вопросы, что понравилось и что не понравилось. Важно побудить детей к осмыслению собственного впечатления от прочитанного: что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что — задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные...); что интересного заметили дети в стихотворении. Если дети приучены к подобному размышлению, то они уже после первого прочтения делают множество тонких наблюдений над композицией, сюжетом, позицией автора, что весьма способствует качественному анализу текста.
Одним из первых наблюдений будет открытие, что, оказывается, «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...») — это не отдельное стихотворение, а составная часть «Крестьянских детей». И это замечание может стать ключом к анализу.

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Эвристическая беседа

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.
— Мы с вами уже заметили, что «Однажды в студеную зимнюю пору...» — составная часть большого стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части. Пролистайте учебник и подумайте, из каких же частей оно состоит.
Если дети затрудняются, поможем им вопросами.
— С чего начинается стихотворение?
Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте.
— До каких слов идет рассказ об этом случае?
«...Так рядом с Гаврилой... — «Услышит, молчи!»
— Это значит, что со слов после черты:«О, милые плуты! Кто часто их видел...» — идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
Дети просмотрят текст и найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».
— Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки — Фингал, поэтому дети могут не сразу понять, что рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.
— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?
Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели . Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.
На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.

Часть

Рассказчик

Слушатели

Охотник

Друзья, гости

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Журналист, публицист

Читатель из дворян, из общества образованных людей

Обращение к крестьянским детям

Гражданин, который думает о будущем народа

Крестьянские дети

4(1)

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?
Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрешка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Если это дом, то у него должна быть крыша (это в нашем сравнении важная деталь). Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы остановимся на образе дома.
— У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Сообщения учеников
Попросим выступить детей, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ученикам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Трудность для учеников часто в том, что они думают, будто это взрослый автор ходил с крестьянскими детьми за грибами и смотрел на прохожих на большой дороге. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло.

Комментированное чтение

1. Дети читают текст:

Почему автор называет крестьянских детей милые плуты ?
Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.
— «О, милые плуты!» — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
— В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?
Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: читатель , причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...»
— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?
— Кого автор называет балованными детками ?
— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
2. Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги...» — до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».
— Кто «делывал с ними грибные набеги»?
Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.
— Что значит грибные набеги ! Почему автор употребляет слово делывал ! Какой у него смысловой оттенок?
— О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?

Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать).
Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?
Севастьян.
— Почему дети клали змей на перила моста?
В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.
3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ...»
— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит !
Вологжанин — житель города Вологды.
Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью одежды.
Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?
— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было из газет и журналов, из книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих, странников.
— Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — / Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»
Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья от Вышнего Волочка до Казани.
Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали» — до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки своей?»
Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрешкой, заключенной в большую матрешку рассказа о «грибных набегах».
— Чем закончился поход за грибами?
— Что делают дети, вернувшись домой?

5. От слов «Грибная пора отойти не успела...» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством...».
— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

Из шести предложений четыре — восклицательные.
— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
6. От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» до слов: «Ванюша в деревню въезжает царем...».
— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца .

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость.
7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов: «Однако же зависть в дворянском дитяти...» — до слов: «Зато ему рано знакомы труды...»
— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?
— Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?
— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует .
— Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему».

8. От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых так много любви!».
— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
— Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
— Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?

Если дети еще не знают термина антитеза , можно использовать понятное им слово противопоставление .
— Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!.. <...>
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?

(Заполняем таблицу — с. 140 настоящего пособия.)
Н. H. Скатов пишет:
«В 1861 году пишутся „Крестьянские дети“. <...>
В „Крестьянских детях“ — сами детские слезы и смех, радость и драка, игра и работа. Именно летом 1861 года с „Крестьянскими детьми“, с „Похоронами“, с „Коробейниками“ — прежде всего с „Коробейниками“ — была разгадана роковая загадка многих лет, решился стоном ставший главным вопрос:

Создав, по сути, в соавторстве с народом „Коробейников“, поэт снял с себя этот буквально измучивший его до сей поры вопрос. Оказалось, что народ еще и не совершил всего, что мог, и создал совсем не только подобные стону песни, и совсем не почил духовно. Соответственно менялась вся система координат и переставлялись точки отсчета. <...>
Пришла большая внутренняя поэтическая свобода, редкая у Некрасова творческая легкость. Вот начало „Крестьянских детей“:

Казалось бы, всего лишь непритязательные „вирши“ всего лишь о „крестьянских детях“ вырастают в поэму о русской жизни: ведь, по сути, здесь идет уяснение жизнестойкости основного ядра национальной жизни.
Кстати сказать, сама работа над „взрослой“ поэмой «Коробейники» последовала тем же летом, немедленно вслед за этой „детской“ поэмой. Сами стихи в этой детской поэме стягиваются, собираются и наконец концентрируются буквально в образе-символе, каким стал почти немедленно приобретший хрестоматийность „Мужичок с ноготок“. <...>
Может быть, на первый взгляд такое утверждение применительно к обытовленному нами Некрасову покажется необычным, но на самом деле он один из самых больших и подлинных в нашей словесности мастеров и любителей контраста. За этим и литературный опыт романтика, и театральная практика драматурга, и — главное — особенности собственного глубоко русского национального характера с его крайностями и умением, в свою очередь, схватить и представить национальную жизнь в таких крайностях — противоречиях и противоположностях, часто полюсных. Потому-то, казалось бы, всего лишь непритязательная зарисовка у Некрасова деревенского детства, в сущности, есть сложное, буквально во всем, взаимодействие контрастных начал: „в больших рукавицах, а сам... с ноготок“; „Мужиков“, но... „ребенок был так уморительно мал“; „малюточка“, но — „басом“. Лето: „А солнце палит их полуденным зноем“. И почти сразу зима: „И зимнего солнца холодный (!) огонь (!)“.<...>
Сами беспрерывные перепады образов и их контрастное противостояние обеспечивают взаимоусиление. Картинная бутафория, детский театр (первоначально все стихотворение называлось „Детская комедия“), но — жизнь.
Да не просто в ее житейской достоверности, а в глубинной доподлинности.

Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:

9. Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной!..»
— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
(Заполняем таблицу — с. 140 пособия .)
— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?
— Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт?

Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, т. е. между началом и концом, в которых рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения?
Предыдущая работа поможет детям увидеть две большие части (можно сказать «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную сторону» жизни и трудную, тяжелую сторону.
Светлая сторона: 1—6-й отрывки.
Трудная сторона: 7—8-й отрывки.
9-й отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание


«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие)

Цели:

  • проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;
  • развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
  • воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать интерес к творчеству Некрасова.

Оборудование: карта путешествия, картина Перова «Тройка», кораблики, карточки с понятиями, диск с песней А.Пугачевой «Куда уходит детство», сигнальные флажки.

  1. Орг.момент.
  2. Индукция.

Песня «Куда уходит детство».

Слово учителя.

Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах, еще не найденных сокровищах. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы побывать на островах, проплыть по великой русской реке Волге, насладиться живописной красотой русской природы.

Итак, представьте, что вы – отдельные команды, выберите себе капитанов, а я, с вашего разрешения, буду штурманом, человеком, который управляет судном.

  1. Рефлексия.

Капитаны! К каким островам причалили ваши кораблики? Прикрепите их на доску у выбранного вами острова.

  1. Определение темы и целей урока.

Ребята, почему мы отправились в путешествие по Волге? Какое отношение это имеет к теме нашего урока?

  1. Анализ произведения.

Пристань село Грешнево Ярославской губернии

Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.

Ролевая игра.

Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.

Выступления учащихся .

Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.

Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе сребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.

Учащийся 3 . Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».

Некрасов во многих своих произведениях затрагивает тему детства, с одним из которых мы познакомились на прошлом уроке – это стихотворение

« Крестьянские дети».

Пристань Рассуждений

Какой сценой начинается стихотворение? (выразительное чтение ). Как определить, что автор доволен ночлегом?

Как вы понимаете выражение « коснулось души умиленье»?

Чтение диалога детей по ролям.

Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался?

Поэт слышит их разговор, но не обижается. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

Выразительное чтение.

Словарная работа.

Дежурный по словарю зачитывает понятия.

Вирши – стихотворения.

Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.

Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?

Перечитайте, как Ванюша радуется труду. Как вы понимаете выражение « Обернуть мы обязаны кстати другою стороною медаль»?

Пристань Здоровья.

Физкультминутка.

Звучит музыка.

Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны).

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками).

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте).

Ищем ракушки в песке. (Наклоны).

И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать. (Приседания).

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Дети садятся за парты).

Пристань юных театралов

Какой сценой заканчиваются воспоминания героя?

Инсценировка отрывка.

Словарная работа.

Чинный – важный.

С ноготок – очень маленький.

О чем говорит описание его внешнего вида? (Вид у него грозный, он не идет, а «шествует важно», чрезмерно серьезен. Одежда ему велика, видно, отцовская. Он очень много работает. Честь и хвала ему за это! Автор рассказывает о Власе с восхищением и любовью, называет его «парнище», «мужичок», «малюточка».

В подтверждение сказанному, я хочу прочитать строки, которые вы не найдете в учебнике, так как текст дан в сокращении. В них выражена авторская позиция.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь –

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы…

Действительно, стихотворение «Крестьянские дети» - это произведение о тяжелом детстве крестьянских ребятишек, об их жизни, труде.

Но поэт изобразил своих любимцев всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни. Почему? Потому что он относится к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоится за их судьбу. Давайте зачитаем строки, где показаны положительные, а затем отрицательные стороны жизни крестьянских детей.

№ п/п

Положительная мотивация картин

№ п/п

Отрицательная мотивация картин

В их жизни так много поэзии слито

…низкого рода люди…

…до полдня грибы собирали.

…ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они…

Река огласилась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра…

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему…

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко…

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды…

Гляди – уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»

Ванюша в деревню въезжает царем…

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды…

Пристань Живописи

Рассмотрите картину Перова «Тройка». Какое впечатление она производит? Какой цветовой фон – светлый, радостный или темный, мрачный? Каково выражение лица главного героя? Как выглядят остальные дети? В чем схожесть со стихотворением «Крестьянские дети»?

Наше путешествие медленно приближается к своему завершению. Последняя наша остановка

Пристань Творчества

Своеобразным «трапом» для перехода из 19 в 21 век, я думаю, станет для вас стихотворения.

Чтение наизусть.

Мир, в котором я живу.

Полон красок и цветов,

Песен птиц и ручейков.

А еще вместились в нем

Мама, папа и сестричка,

Мой родной любимый дом,

Где живем мы вчетвером.

Нужно дружно-дружно жить.

Я хочу достать звезду,

Яркую такую,

Чтобы жизнь она мою

Сделала счастливой.

Я хочу дарить добро,

Светлое такое.

Чтобы было на Земле

Счастье неземное.

Я хочу найти любовь,

Крепкую такую,

Чтобы жизнь моя была,

Как весна, красивой.

  1. Обобщение.

Я думаю, что вы из сегодняшнего нашего путешествия поняли главное, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать своей цели и жить по совести.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Вы порадовали меня своими ответами и добросовестно подготовили свои индивидуальные домашние задания. Взгляните на карту. Капитаны, к каким островам вы причалите свои корабли?

Как оцениваете работу своих товарищей? (Учащиеся сами выбирают «адмирала», «контр-адмирала».) «вице-адмирала».)

  1. Домашнее задание.

Отрывок наизусть.


39 273 0

Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно ходить в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни будущий поэт был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским сорванцам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям.

Став взрослым и самостоятельным человеком, Некрасов летом нередко отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием , опубликованную в 1861 году. В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Конечно, буквально с первых лет жизни их приучают к тяжелому крестьянскому труду, и сельского мальчишку можно увидеть не только на пастбище, но и в поле. Участь девочек также заранее предопределена, потому что с самого детства на их плечи ложатся многочисленные хозяйские хлопоты. Тем не менее, в поэме «Крестьянские дети» показывает, что его герои растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают незаурядной смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам. «В их жизни так много поэзии слито, как дай бог балованным деткам твоим», - отмечает поэт.

Поэма «Крестьянские дети» состоит из нескольких частей и рассказывает о различных жизненных ситуациях, свидетелем которых был поэт. В своем произведении он не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются гармоничными и сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Автор понимает, что пройдет совсем немного времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, оставив лишь в воспоминаниях ощущение счастья и иллюзию того, что они когда-то могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.