Болезни Военный билет Призыв

Почему министр образования Васильева не услышала президента России Путина? Зачем руководству Татарстана нужна «принудиловка» по татарскому: мнения Ольга васильева о татарском языке

Пока глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов, который по слухам вот-вот покинет свой пост, отправился в российскую столицу убеждать федерального министра Ольгу Васильеву сохранить в школах республики обязательный татарский язык, в Татарстане, засучив рукава, работают проверяющие из Рособрнадзора и прокуратуры: ездят по городам и селам, изучают учебные планы и школьное расписание и даже заглядывают в ученические тетради и учебники. Параллельно администрация школ вовсю ведет работу с родителями, правдами и неправдами заставляя их подписывать согласие на обязательное изучение татарского.

Десант из ведомств Юрия Чайки и Сергея Кравцова по поручению президента Владимира Путина с 17 по 27 октября. Сегодня московские проверяющие, как сообщили источники «Вечерней Казани», провели видеоконференцию с районными прокурорами. Судя по горячим новостям с образовательного фронта, им было что обсудить.

В школах сейчас творится что-то невообразимое. Где-то прячут от проверяющих учебники татарского языка: например, родители челнинских гимназистов рассказали, что их попросили срочно сдать книжки назад в школьную библиотеку, мол, позже выдадут новые, более современные. Где-то переписывают школьное расписание, заменяя уроки «татарского языка» на «родной», - рассказал «ВК» руководитель общественной организации «Комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся РТ» Эдвард Носов. - Но самое главное, директора и завучи по прокурорским предписаниям экстренно проводят родительские собрания, чтобы оформить требуемые протоколы «учета родительского мнения при выборе учебных планов». К примеру, в одной из школ Альметьевска родителей вызвали аж в воскресенье вечером, чтобы те из четырех рекомендованных Минобром РФ учебных планов сделали выбор в пользу плана №3, в вариативной части которого на изучение родного языка предусмотрено три часа в неделю. Родителям сообщили, что эти три часа будут отданы на изучение государственного татарского и это не обсуждается... Сейчас почти все школы в Татарстане занимаются по учебному плану №4 для школ с русским неродным языком, где в обязательной части предусмотрены уроки «родного языка» и «литературного чтения на родном языке», то есть татарского, за который выставляются оценки в аттестат. Если родители выберут план №3, то оценочная система сохранится. По сути ничего не поменяется, только количество уроков татарского сократится.

Похоже, вариант с учебным планом №3 сейчас в Москве и Энгель Фаттахов. Татарстанский министр не теряет веру в успех своего предприятия несмотря на то, что на прошлой неделе его аудиенция у главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой по «языковому» вопросу так и не состоялась.

Между тем противники обязательного татарского настаивают исключительно на его добровольном изучении школьниками, для которых он не является родным языком (от обязательного татарского «освобождают» УП №1 и УП №2 для школ с русским языком обучения. - «ВК» ). Они массово пишут соответствующие заявления директорам школ.

При этом многие руководители школ по-прежнему ссылаются на Конституцию РТ и постулат о двух государственных языках. Администрация вызывает на родительские собрания по два-три человека из родительских комитетов, то есть лояльных к администрации людей, и они от имени всего класса подписывают нужные документы, - сообщила создатель группы «Поборы в школах и детсадах» Екатерина Матвеева. - Есть также родительские сигналы, что в сельских районах, к примеру в Новошешминском, на родителей-бюджетников оказывается административное давление. Их принуждают давать согласие на обязательный татарский язык для детей. Обо всех этих фактах мы сразу сообщаем проверяющим. Кстати, их неприятно удивило, что обязательный татарский присутствует не только в школах, но и в ряде детсадов Татарстана, причем преподают его малышам в часы, отведенные федеральными нормативами на лепку, рисование и развитие речи.

По словам Матвеевой, в свой «портфель» ревизоры положили и письмо за подписью замминистра образования РТ - руководителя департамента надзора и контроля в сфере образования Гульнары Габдрахмановой, в котором она просит руководителей роо и гуо «подготовить к проверке документы (согласно приложению) до 13 октября».

Проверяющие собирают не только документальный материал. Как сказал мне один из ревизоров, их интересует «морально-эмоциональная атмосфера» в школах и детсадах. Например, их заинтересовала казанская , в которой, по неофициальным данным, якобы хотят ввести уроки шариата и открыть молельную комнату... Поэтому проверяющие мониторят соцсети, родительские чаты, лично встречаются с семьями, словом, работают так же, как в Башкортостане, - отметил Эдвард Носов.

В раннем детстве меня очень интересовал татарский язык. Настолько, что я просил его показать. Вероятно, мое любопытство осталось неудовлетворенным, потому что в третьем классе я сделал попытку попасть на факультативные занятия по татарскому языку (в 70-е в ТаАССР татарский язык в школах был обязателен для татар и занимались они им на отдельных уроках).

Учительница татарского языка тогда мне сказала: «Зачем тебе, русскому мальчику, татарский язык? Иди лучше собак гоняй!»

Эту учительницу я запомнил. Потому что при маме татарке я как-бы не совсем русским мальчиком должен был получиться. А еще я эту «училку» через двадцать лет встретил на митинге национал-радикалов, посвященному взятию Казани Иваном Грозным . Она истекала слюной, глядя на лидера национал-ястребов Фаузию Байрамову . И с невидящими, стеклянными глазами скандировала: «Азатлык!» Азатлык"! Азатлык!" (Свобода!)

Меня она не признала. Я так и остался журналистом из Москвы, то есть «оккупантом».

Сейчас, спустя более четверти века, я вновь вижу на сцене Байрамову. Она все также пылает и ненавидит, как и в начале 90-х, когда РТ боролась с федеральным центром за свои привилегии. Как и тогда, её некоторые лозунги невозможно цитировать в печати, без опасения быть немедленно привлеченным к уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни. Фаузия-ханум — это такой козырной туз в колоде тех сил, что пытаются напугать Москву народным татарским гневом. Байрамову всегда показывают, когда надо поднять градус. А потом снова прячут подальше.

В начале 90-х в Москве велись на этот спектакль. Закрывали либеральное лицо перчаточкой, чтобы не видеть флагов с полумесяцем и не слышать топот ордынской конницы. Ой, страшно! Ой, что делать?!

Мне, казанцу, забавно было видеть, как разбирали потом декорации, складывали в нафталиновый сундук марионеток и выключали патефон с заезженной пластинкой, на которой ревела толпа, улюлюкали всадники, свистели арканы, плакали русские полоняне.

И вот вновь. На этот раз защищаем татарский язык. А что с ним не так? Москва настаивает, что нельзя заставлять изучать его насильно, а в Казани говорят о его обязательности.

Ну, так собственно и было последнее десятилетие. Татарский язык русские школьники учили как «Отче наш». Я бы лично не возражал из-за своей тяги к татарскому языку. Но вот некоторые родители русских детей были недовольны. По факту получалось, что на русский язык выходило меньше времени, чем на татарский, почти в два раза.

Татарским языком владеть полезно, важно и нужно. Особенно, если ты живешь в Татарстане. Но вот с плохим русским в остальной России никуда. Поэтому и митинговали родители русских детей в Казани несколько лет. Но их не слышали, да и не особенно хотели.

Но гром все-таки грянул. Теперь Татарстан в опасности, покусились на язык! В республиканских мечетях служатся молебны. А СМИ накачивают подспудно, а где то и откровенно эмоциями: «Не дадим! Не позволим! О горе… Кто же защитит татарский язык… Есть ли батыры…».

Нет, конечно, владыки республиканские вроде бы в сторонке держатся. Это и понятно. После крушения системообразующего ТФБ особо не забалуешь. Неосторожное заявление, и вкладчики просто вынесут владык из Казанского кремля и аккуратно поставят на землю где-нибудь на границе с Башкортостаном. Но каждый татарстанец знает, что в республике ни один волос не упадет без… В общем, читатель понимает о чем речь.

Поэтому вновь городят декорации, а на сцене, кроме уже известной «бабушки татарского национализма» Байрамовой, новые персонажи. Возьмем, к примеру, министра образования РТ Энгеля Фаттахова . Достойный человек, закончил сельскохозяйственный институт. Инженер-механик, однако. Обычно, очень доволен собой, как будто только что наелся блинов до отвала. Говоря о школах, почти всегда переходит на проблемы урожайности картофеля и кормовых культур. Приемами дзюдо владеет более уверенно, чем русским языком. Наверное, это как-то помогает ему в общении с министром образования РФ госпожой Васильевой . Но на всех их совместных фото госпожа Васильева выглядит весьма удивленной…

Только не подумайте, что я против татарского языка. Просто мне понятно, что заострение на нем проблемы это лишь повод. На самом деле, это повод для торга за полномочия. Просто повод!

Наверное, особый статус действительно нужен Татарстану. Я бы не возражал. Хотя как объяснить это башкирам, мордве и чувашам. И еще, если беса национализма периодически выпускать на публику, то уверены ли манипуляторы, что процесс под контролем?

Но если вернуться к языку, то у меня есть недоумение. Как же так получилось, что за годы суверенитета татарский язык не стал привлекательным и желанным для русских, да и татар тоже во многом? Почему он так провинциален? Почему его преподавание так кондово. Почему союз писателей республики больше чем за четверть века, кроме «Зулейхи» Яхиной, не родил ни одного более-менее значимого произведения? Почему люди, категорически настаивающие на татарскости в республиканском ТВ и кино, выглядят как мешки с картошкой? И рождают впечатление, что только недавно осознали значение шампуня. Что, владея татарским языком, можно узнать такого, от чего дух захватит?

Вот здесь я скажу фразу, которую не очень поймут в Москве, но отлично оценят в Казани: «Девушку можно вывезти из деревни, но деревню из девушки никогда!»

Однако, хочется закончить на позитиве. Не все так грустно с татарским языком и культурой. Сейчас в республике подросла генерация молодой татарской интеллигенции. Эти новые татары смогут сделать татарский язык модным. И тогда не понадобится никого заставлять его учить. Русские сами побегут им овладевать, чтобы быть в мейстриме. Надо только бездарных и бесполезных бабаев немного подвинуть. Закостенели уж в клановости…(не путать с «Бабаем», в республике все знают, о ком идет речь).

Один из таких новых татар казанский режиссер Рустам Рашитов . Ему нет еще тридцати, но за ним уже есть работа, которая взволновала Татарстан. Его фильм «Айсылу» стал явлением для информационного пространства республики. А сейчас Рашитов закончил фильм «Кире» («Упрямец»), это комедия. Жанр выбран не случайно. Так, по мнению Рашитова, легче донести те проблемы с языком и ментальностью, которые были озвучены выше.

В центре сюжета бабай, который отказывается общаться с миром иначе, чем на татарском. И попадает в итоге в комичные ситуации. Но у фильма Рашитова happy end. И никакого майдана или майданчика, чем пугают некоторые в Татарстане.

Конечно же, фильм снимался на частные деньги, и Республика Татарстан не принимала в нем участия.

12:32 — REGNUM

В Якутии заинтересовались информацией о согласии министра образования РФ Ольги Васильевой поддержать изучение татарского языка как государственного в объёме 2 часа в неделю. В республике уже задумываются о том, что если будет позволяющий это делать федеральный закон, то и практиковать аналогичным образом изучение якутского тоже не мешало бы. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал 9 ноября депутат Госсобрания региона, директор национальной школы — республиканского лицея — Иван Шамаев .

Он заверил, что сегодня в республике отсутствует ситуация, когда учеников принуждают учить якутский язык, даже если среди них есть саха по национальности, и практиковать это и не планируют. Но иметь официальное разрешение федцентра на преподавание своего языка как государственного 2 часа в неделю было бы неплохо, подчеркнул депутат.

«Это было бы кстати, если бы отстояли эти 2 часа обучения языку в республиках. Но если, допустим какой-нибудь, к примеру, Иванов не хочет учить якутский язык, то никто из этого трагедию не будет делать. Но тогда чего стоят высказывания Владимира Путина , который сказал, что нельзя без разрешения родителей учить другим языкам: в Татарии можно будет 2 часа в неделю фактически заниматься этим без разрешения», — пытается понять логику федцентра Иван Шамаев.

Вместе с тем, принуждение преподающих национальные языки школ брать с каждого родителя разрешение на их преподавание кажется ему странным: «Сейчас заставляют родителей детей писать заявления, но я не нашёл в законе требований таких. Добровольно преподавать — да, но необходимость писать заявления не прописана. У нас столько предметов, и что, по каждому нужно брать заявление что ли? По той же обязательной астрономии, к примеру? Лично я совершенно против этого. Зачем обязательно учить астрономию, загружать и без того перегруженнную программу? Это вообще бессмысленно. Ну так давайте тогда требовать, чтобы родители разрешали астрономию учить».

Директор республиканского лицея аргументирует ненужность таких заявлений добровольностью изучения якутского языка в республике, и на этом фоне отмечает странность предписаний прокуратуры, обнаружившей нарушения в этой сфере в законодательных актах администрации Якутска и в работе национальных школ, которые отказались принимать в число учеников несахаязычных детей.

«Этот тема, которая меня очень сильно волнует. Для нашей школы тоже написали так называемое предписание прокурора. Там пишется, что есть по Якутску распоряжение окружной администрации о закреплении муниципальных образовательных учреждений по территории. Но никакого ущемления прав там нет», — уверен директор республиканского лицея, пояснив, что у русскоговорящих детей, в каком бы районе города они ни жили, всегда есть для выбора русскоязычная школа, куда они могут беспрепятственно пойти учиться.

Вместе с тем, Иван Шамаев обратил внимание на односторонность подхода прокуратуры, которая не считает, что преподавание в некоторых школах Якутска исключительно на русском языке нарушает права детей саха, «но никаких предписаний им нет» .

Директор национальной школы республики также рассказал, что под давлением прокуратуры управление образования Якутска было вынуждено изменить своё распоряжение согласно предписанию: «Они не стали спорить. «Против лома нет приёма» подумали, наверное. И что теперь? Получается, что в Якутске национальной школе нет места, что ли? — недоумевает Иван Шамаев. — Якобы юридические наскоки оказываются чисто политическими, и всё это создало такую нервозную обстановку в школе, что у нас до сих пор волнения по этому поводу продолжаются» .

Как сообщало ИА REGNUM , прокуратура Якутии сделала вывод, что в республике якутский язык преподают без письменного согласия родителей и в нарушение права свободного выбора. Эта информация была донесена для ознакомления до главы республики Егора Борисова официальным письмом прокурора региона Николая Пилипчука 3 ноября.

В документе говорится, что указание определить языком обучения школы только один — якутский — является нарушением права не владеющих им граждан на получение образования соответствующего уровня по месту проживания, а в нарушение статьи 44 Закона № 273−03 якутский язык изучается в общеобразовательных организациях в отсутствие документально подтвержденного волеизъявления обучающихся и их родителей.

Письмо стало предметом яростных споров на форумах и в соцсетях. люди разделились на тех, кто недоумевает, кому может мешать якутский язык в национальных школах, если рядом есть русские, и тех, кто возмущён: почему в некоторые школы не принимают детей никаких национальностей, кроме саха.

Напомним, что власти Татарии настаивают на том, чтобы в программах школ республики два часа преподавания татарского языка были обязательными, и, по информации региональных СМИ, министр образования РФ Ольга Васильева согласна пойти региону навстречу. Теперь в регионе ждут от неё письмо, которое, как предполагается, будет получено на следующей неделе и поставит точку в спорах о языковом вопросе в республике.

«Изначально пресс-конференция была посвящена приоритетным проектам. Поэтому, мне кажется, ваши коллеги оказываются в неравном с вами положении, они бы тоже все хотели меня спросить про татарский язык. Я не буду отвечать. Но не потому, что не хочу. Я считаю, что все должны быть в равных условиях. Мы сейчас дискутируем по проектам», - цитирует издание Васильеву.

Министр заявила, что ответы на вопросы о формате преподавания татарского у нее есть, и она озвучит их на другом мероприятии, но на каком именно, неизвестно.

«Ровно на те вопросы, которые вы мне задали, я вам ответы дам, только не в этой аудитории. На вопросы я дам ответы, они есть, они готовы. Но мы собрались по проектам. Вы все хотели спросить про татарский язык, правда? Я думаю, что в ближайшее время будет пресс-конференция, посвященная этому вопросу в том числе», - сказала Васильева.

Сегодня РБК со ссылкой на собственные источники сообщил, что Кремль в вопросе изучения нацязыков делать исключения ни для одного из регионов.«Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого», - процитировал РБК своего анонимного собеседника из числа федеральных чиновников.

Кроме того, издание сообщило, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в ответ на вопрос, действительно ли федеральный центр не намерен менять позицию по добровольному принципу изучения национальных языков в школах, ответил: «Да. Действительно».

Напомним, что на заседании 8 ноября глава минобра РТЭнгель Фаттахов представил

Официозные СМИ Татарстана вовсю транслируют и пересказывают высказывание министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о преподавании национальных языков в субъектах РФ, прозвучавшее 30 августа на общероссийском родительском собрании. Судя по тому, как активно ухватились медиарупоры Казанского кремля за выступление министра, в Казани явно хотят представить Васильеву своим федеральным союзником. И, следовательно, - саботажницей поручений президента России Владимира Путина к Генеральной прокуратуре РФ и Рособрнадзору.

«Согласно Конституции РФ, республики вправе устанавливать свои государственные языки и изучение государственных языков в субъектах РФ само по себе не нарушает право родителя на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения и согласуются с государственной политикой, - заявила Васильева на родительском форуме. - Когда подобная история возникла, в частности в Татарстане, Конституционный суд Российской Федерации исследовал вопрос об обязательном изучении татарского языка в школах республики и пришел к выводу, что само по себе его изучение не нарушает закрепленное в 26 статье Конституции РФ право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения».

Этот спич Васильевой был передан татарстанскими изданиями «Бизнес Online», «Реальное время» и «InKazan» «в оригинале» - без комментариев медийных спикеров. Такая подача может свидетельствовать о следующем. Мнение Васильевой используется как «конструктивный» противовес распоряжениям Путина и его высказываниям насчет принудительной татаризации всего и вся в Татарстане, начиная от детского сада кончая вузом. Если еще проще - васильевское «не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне» «поставлено» Казанским кремлем в пару к недавним попыткам Казани показать, что «нацязыковое» распоряжение Путина Генпрокуратуре и Рособрнадзору - «это не про Татарстан», поскольку «у нас в Татарстане все по закону».

Данными высказываниями попытался дезавуировать действия президента татарстанский коллега Васильевой Энгель Фаттахов - боец «старой гвардии» Минтимера Шаймиева и один из главных этнократических спикеров по образованию и национальному вопросу. Стоит упомянуть, в каком контексте Фаттахов высказывался 16 августа насчет того, что «языковые» меры Москвы к нацрегионам, если таковые будут, Татарстана не коснутся. Это случилось на общереспубликанском педсовете - татарстанском аналоге общероссийского родительского собрания. Фаттахов на педсовете сказал: Татарстан по результативности сдачи ЕГЭ обошел Петербург и уступил только Москве, по количеству призеров олимпиад - на третьем месте после обеих столиц. Более того, Фаттахов тогда сказал, что Татарстан в следующем учебном году примет участие «как отдельное государство» в международном сравнительном исследовании качества образования PISA.

Из речи республиканского министра следуют две вещи. Первая: Казань если не всерьез продемонстрировала, то дала понять, что как и в прошлые годы Москва будет считаться с аппетитами местной этнократии. Вторая: Фаттахов неспроста упирал на формально-количественные показатели эффективности системы образования, вроде «индекса успешности» по сдаче ЕГЭ. Таким манером Казань в прошлые годы без труда выходила из штопора, когда из Москвы слышались неприятные вопросы насчет положения местных русских и ситуации с русским языком. В конце 2015 года в парламенте Татарстана, обсуждая систему образования в республике, осмелели до того, что приняли к рассмотрению предложение об отставке главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова , предшественника Ольги Васильевой. Инициатор отставки Ливанова, депутат-справоросс Рушания Бильгильдеева сказала, что предлагаемая ведомством Ливанова концепция образования в России вообще не учитывает специфику развития языков в национальных республиках. «Увеличение объемов преподавания русского языка может произойти за счет уменьшения объемов и часов преподавания татарского языка», - говорила Бильгильдеева, срываясь на крик. Ранее она извинилась, что ее выступление было на татарском языке лишь частично, поскольку в ее школьные годы на татарский язык отводилось один-два урока в неделю, а не шесть часов, как сейчас.

Негативно окрашенный спич депутата-эсэра был «изюминкой» к парадному выступлению в парламенте Энгеля Фаттахова, заявившего, что с 2014 года Татарстан находится в пятерке лидеров по среднему баллу ЕГЭ, в республике ремонтируются и строятся школы, колледжи и детские сады, идет «прогрессивная селекция» учителей-предметников. Одним словом, в республике идет рост показателей эффективности образовательных услуг населению - того, на что обращали внимание в региональном образовании министры Дмитрий Ливанов и Андрей Фурсенко . На коне «сумм-показателей», «коэффицентов эффективности» и прочих шедевров канцелярита (пустых по фактическому содержанию) в ведомстве Фаттахова были намерены объезжать болезненный вопрос с русским языком и в дальнейшем. В частности, когда «эффективного менеджера» Ливанова сменила Ольга Васильева, имевшая на момент назначения имидж технократа-патриота.

То, как воспринимают Васильеву сейчас в Татарстане - чистейший анекдот. В конце прошлого года, когда глава Минобрнауки РФ обратила внимание на салафитский анклав в татарском селе Белозерье в Мордовии, татарские националисты были готовы растерзать министра на части. А после хвалебных фраз министра и ее коллеги из МГИМО Юрия Вяземского о таком богатом татарском языке, ненависть сменилась на восточные восхваления. «Хорошая», «любящая татар» министр образования России - как оппозиция «плохому» президенту России.

На самом ли деле Ольга Васильева, не принимающая хиджабов в татарских школах Мордовии, не имеет ничего против шаймиевского курса на принудительную татаризацию системы образования, от которой страдают и татары? «Ольга Юрьевна Васильева достаточно умная женщина, чтобы не идти напролом, а вести себя, что называется, гибко. С волками жить - по-волчьи выть, - сказал EADaily председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов . - Если бы она выразилась так, как, скажем, выразился 20 июля Путин в Йошкар-Оле, то ее бы точно „съели“. Она представляет ситуацию в Татарстане и не строит иллюзий. В Минобрнауки России поступило из Татарстана очень много обращений. Она дала четкий намек родителям республики, чтобы те писали в Министерство насчет принудительного изучения татарского языка, и что жалобы родителей она будет смотреть лично».

Щеглов сказал: накануне хвалебного спича Васильевой о татарском языке, ей вручили папку из Татарстана, где были собраны более 40 обращений родителей. «Она намекнула родителям: дескать, ребята, пишите, вы не безрукие… Думаю, эти обращения - хороший боеприпас для рассмотрения общефедеральной ситуации с нацязыками Генпрокуратурой, Рособрнадзором и Владимиром Путиным. Не зря поручение Путина насчет языковой политики в региональном образовании было опубликовано накануне общероссийского родительского собрания. Президент четко указал, что Генпрокуратура обязана проверять добровольность изучения региональных языков. С Генпрокуратурой никто шутить не рискнет».

Эксперт опасается, как бы испугавшиеся грозного «ока государева» татарстанские чиновники, используя административный ресурс, не принялись подменять принудительность добровольностью. «Руководство и министерство образования Татарстана могут, в частности, запустить некое коллективное заявление от русских родителей. Дескать, коллективный Иванов Иван Иванович не возражает, чтобы его дети изучали татарский с детского сада до выпускных классов школы, в тех объемах, какие прописаны министерством образования и науки Татарстана, - говорит Щеглов. - Родители русских детей вполне могут смалодушничать и спасовать перед всемогущим админресурсом. Кроме того, в школах республики не исключены подлоги и фальсификации решений родительских комитетов. Именно родительские комитеты одобряют или отклоняют учебные программы. Родительские комитеты зависимы от дирекций школ, дирекции школ - от территориальных управлений образования и далее выше.

Классный руководитель или завуч из Нижнекамска или Набережных Челнов может заставить родителей подписаться под обращением от неизвестного Ивана Иванова, где тот, якобы, умоляет о том, чтобы его дети изучали татарский язык больше, чем русский. А тем родителям, кто осмелится возразить, намекнут, что «они живут в Республике Татарстан». Родитель смалодушничает и подпишет. Такой вариант я вполне допускаю. Тем более что назначенная президентом России генеральная проверка ударит прямо по министру образования Татарстана Энгелю Фаттахову. Раньше Фаттахов руководил Актанышским районом, а министром образования он стал чисто случайно. Рассказывают, что когда районный глава Фаттахов пил у себя в кабинете чай и ему позвонили из администрации президента Татарстана, сказав, что он назначен министром образования, то он едва не облил себя чаем. Но потом освоился. У него все в руках: законодательство, подчиненные, карт-бланш от начальства и «благословение» как от действущего президента Рустама Минниханова , так и от старой гвардии Минтимера Шаймиева. Чтобы понять, что Энгель Навапович реально думает по поводу родителей, не желающих насильного обучения татарскому, то достаточно посмотреть хоть раз на его выразительное лицо. Но это не значит, что надо опускать руки. Если родители в Татарстане не будут действовать, никакой батюшка царь из Москвы не поможет".

Федеральному центру сегодня важно подавать четкие сигналы - показывать, что Москва не намерена мириться с языковой дискриминацией в региональной системе образования, сказал EADaily президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов . «Дискриминация состоит в том, что русский язык в нацрегионах не может выбираться в той компоненте нагрузки, которая обозначена как родной язык. То, что родители и дети русской национальности не могут выбирать для изучения свой родной язык - это этническая дискриминация. Это должно быть устранено. Добровольность изучения неродного языка - другой вопрос. Обязательное изучение неродного языка нежелательно. Если часы обязательного языка будут дополняться факультативами для тех, кому этот язык неродной - это приемлемый компромисс. Но даже на этот компромисс в Татарстане не идут. В Башкирии ситуация несколько лучше, судя по заявлениям оттуда. Следовательно, позиция федерального Центра должна быть более определенной и настойчивой. Если она, как и ранее, будет состоять из противоречащих друг другу невнятных сигналов, то лингвистический конфликт не получит никакого разрешения, и ситуация в лучшую сторону не изменится».

Эксперт выделил, что в настоящее время между федеральным Центром и администрациями субъектов РФ нет вертикальной коммуникации, из-за чего правильные по содержанию директивы Москвы на местах исполняются не так как нужно, а то и вовсе саботируются. «Это особенно актуально для нацреспублик, и касается не только языков, но и, скажем, содержания образования исторического. Нужно бороться с искажением содержательных подходов в этой сфере: с тем, чтобы подаваемый в школах и вузах нацреспублик исторический материал приводит зачастую к образованию параллельных и зачастую враждующих друг с другом моделей исторической памяти». Сказанное экспертом особенно актуально для Татарстана и Башкирии. Националисты из обеих республик, принадлежащие к одной языковой группе, друг друга ненавидят. Степень этой ненависти минимизируется, когда «нацпаты» из Казани и Уфы сплачиваются против «России - империи зла».

Говоря о неоднозначном впечатлении от выступления Васильевой по проблеме нацязыков, Михаил Ремизов вспомнил, чем закончилась борьба Ольги Васильевой за светские стандарты в татарских школах. «Парламент Чечни с одобрения Рамзана Кадырова тогда принял закон о легализации в школах республики хиджабов и другой религиозной атрибутики. Некоторые нацреспублики располагают куда большими лоббистским возможностями, чем руководство отдельно взятого министерства. Поэтому случаи, вроде того что произошел с хиджабами в Чечне, неудивительны. На практике вопрос с хиджабами отдали на региональный уровень». Михаил Ремизов обозначил: языковые программы, предлагаемые Татарстаном, Башкирией, Республикой Коми и другими регионами, где по примеру Татарстана вводят или хотят ввести «национально ориентированное» образование, - по содержанию «сырые» и практически непригодные.

Эксперт упомянул, что в Татарстане и в Башкирии нет удобных для русских школьников словарей и методических пособий, поэтому родители школьников вынуждены обращаться за помощью к знакомым представителям «коренных» национальностей. «Уровень владения родным языком у последних тоже заставляет желать лучшего. Многим татарам, башкирам, коми сейчас куда удобнее общаться в этнически близкой себе среде на русском. Из-за того, что языковая „обязаловка“ идет директивно и впохыхах, уроки национальных языков в школах нацрегионов - это зря проведенное школьниками время. Сама „коренизация“ образования превратилось в профанацию полноценного учебного процесса и психотравмирующую практику как для русских, так и для „коренных“ народов. Этот фактор необходимо также необходимо учитывать федеральному центру. Здесь к вопросу о дискриминации присоединяется вопрос мотивации. Как гласит старая пословица, можно подвести осла к воде, но заставить его пить невозможно. Заставлять сидеть учеников на уроках национальных языков нельзя, когда нет никакого общественного запроса на эти языки. Проблему изучения нацязыков нельзя решить не то что за краткое время, а за долгие годы. Если задача этого курса - сохранить эти языки, то надо не вдалбливать эти языки всем подряд, а искать другие инструменты для сохранения и приумножения ареала использования. Действующие модели сохранения нацязыков по факту не работают».

«Грузинские дети из Ленингорского района Южной Осетии до недавнего времени учились родному для себя грузинскому языку по пособиям, издаваемым в Грузии, - рассказал EADaily историк и политолог из Южной Осетии Коста Дзугаев . - Учили их наши граждане, потом выпускники-грузины покидали РЮО. Получается, что мы финансировали культурно-образовательное развитие враждебного нам государства. Замечена другая тенденция: в русскозычные школы Ленингорского района приходят учиться в 4−5 раз больше грузинских детей, чем в грузинские. Родителей и школьников можно понять: владение русским языком даёт огромные жизненные возможности».

Корреспондент информагентства EADaily также обратился за комментарием по поводу языкового заявления Ольги Васильевой в Минобрнауки РФ. В пресс-службе ведомства пока не ответили на запрос.

Муса Ибрагимбеков , специально для EADaily

Подпишитесь на нас