Болезни Военный билет Призыв

Почему чукчи никогда не жили в чумах? Как моются чукчи

Правда ли что чукчи не моются?

    Действительно чукчи не принимают процедуры омовения так часто, как это делаем мы. Главное что их условия жизни значительно отличаются от наших и они не могут позволить себе принимать ванну каждый день. Да и кожа вырабатывает определенный жирок как они считают, который способствует согреванию.

    Это было давно,когда чукчи не мылись,в старые времена, а сейчас чукчи уже давно живут в современных поселках с банями и ваннами.А раньше они не мылись,потому что было такое поверье у них старинное,что водой смывается их сила и личное здоровье.

    Ну и негде было по сути,только если растопить снег и помыться этой водой в юрте.Но это было не принято по сути.

    А сейчас,даже если чукчи живут в юртах,для этой цели у них есть отдельная юрта,в которой они моются и она считается баней.

    Они могут брать летом воду из источников,а зимой просто растопить снег,которого очень много в их землях.

    Поэтому все изменилось и чукчи сейчас моются,пусть не так часто, как другие национальности людей.

    Когда-то давно по телевизору показывали документальный фильм о жизни чукчей, которые живут не в городах, а как раньше - в юртах.

    Так вот, судя по этому фильму, чукчи вс-таки моются. Но происходит это крайне редко. Приблизительно раз в полгода-год, из-за кочевых условий жизни. Вот как происходит этот процесс:

    А ещ у чукчей ходит поверье, что часто мыться нельзя - будешь много болеть. Но это касается только чукчей, ведь они живут в суровых условиях.

    Потребности мыться у чукчей особой не было. Они привыкли так жить. К тому же, не располагали возможностями мыться постоянно. Нужно было столько забот преодолеть с мытьем. Поэтому чукчи не мылись. Но те чукчи, которые живу в городах, мылись и моются.

    На Севере, в тундре большие проблемы с топливом, раньше в качестве топлива использовался жир животных. Поэтому одежда народов Севера учитывает сложности организации бани в чуме или яранге. Нижняя одежда из кожи с ворсом к телу, поэтому происходит механическая очистка кожи. Такую одежду не нужно стирать, ее тоже очищают механически. Конечно, сейчас есть возможность жить в нормальных бытовых условиях, но оленеводы вынуждены использовать опыт предков.

    Между прочим, зимой в теплом чуме температура немногим выше нуля.

    Мылись бы,если бы была возможность.Да и особой надобности видимо нет.

    Да, я тоже читала про них это. Научная литература объясняет это в первую очередь тем, что слой жира-грязи, который образуется на теле предохраняет их от холода, а, кроме того, находясь далеко от стационарных жилищ, где есть водопровод и канализация, по пол-года, они, элементарно, не имеют такой возможности.

    Вообще-то, правда. То есть, они моются очень изредка, раз в полгода где-то, а вообще, если есть насущная необходимость, используют снег - это мне знакомый рассказывал, какое-то время работавший на севере. Просто берут и удаляют загрязнения снегом (когда не очень холодно). Ну, руки-то можно так помыть, конечно, а вот о других способах очищения чукчей можно почитать тут.

    Они моются я смотрела передачу. Правда редко. Выделяют для такой бани отдельную палатку или как там ихняя келья называется, кипятят воду и моются. Теплая вода у них есть, готовят же они еду как-то, чай пьют.

    Моются ли чукчи?

    Чукчи конечно же моются, но сей гигиенический процесс происходит очень редко. У них нет таких условий, чтобы ежедневно принимать даже легкий душ. Хотя, сейчас, наверное, есть, но многим привычнее жить так, как они живут. Они так привыкли.

    Как правило, моются чукчи примерно один раз в полгода.

    Есть интересует дополнительная информация - читаем здесь.

    Которые в городах и послках живут - моются. А в тундре, знаете ли, завести лишнюю посудину под воду, такую, чтобы воду в ней ещ и нагреть можно было, да ещ таскать от пастбища к пастбищу - это жуткая морока. И зачем бы мыться, если там, мягко говоря, прохладно, а кожный жир защищает от холода? Смоешь его и скоро пожалеешь.

    Чукчи, действительно, очень редко моются. На это есть несколько причин. Во-первых, у них есть трудности с принятием ванны из-за условий. Во-вторых, чукчи считают, что на коже человека образуется специальный защитный барьер, защищающий от холода и различных болезней. От части они в этом правы.

Все знают, что в традиционных условиях своей жизни народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, ханты, манси, эскимосы и т.п. – никогда не практиковали мытья тела. Обычно это объясняют просто: в тундре девять месяцев в году лежит снег, да и летом вода холодная, чтобы её согреть – нужно много топлива для костра, а где его взять в безлесной тундре, и т.д. Это очевидная причина. Но есть и более глубокие.

Не мытьё, а очищение

Всякий народ, до начала индустриальной эры с её миграциями, был приспособлен к своей природной среде. И всякий на свой манер заботился о гигиене тела. Не составляли исключения и народы Крайнего Севера. Время от времени они совершали процедуру очищения тела. Чукчи, ненцы, эвенки и другие, живущие традиционным хозяйством в тундре, практикуют её до сих пор.

Она заключается в том, что жители стойбища собираются вокруг очага в яранге или чуме, набрасывают на себя всю имеющуюся одежду и начинают преть. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и начинают скрести друг другу кожу костяными скребками. Закончив эту процедуру, обильно смазываются жиром нерпы.

Как выяснилось, этот способ очищения кожи является самым оптимальным в условиях круглогодичного обитания в суровом климате арктической тундре. Но чтобы это признали учёные, пришлось пройти через многочисленные трагедии.

Что русскому здорово, то чукче смерть

В 1930-е годы в СССР развернулась кампания по насаждению у северных народов «советского» образа жизни. Помимо конфискации родовых оленьих стад в «колхозы» и «борьбы с религией» (преследований традиционных шаманов), кампания предусматривала ещё приобщение аборигенов к «цивилизации». Особенный упор делался на подрастающее поколение. Детей насильно отбирали от родителей и воспитывали в детских садах, создаваемых при так называемых культбазах.

Север за короткий срок покрылся сетью культбаз, в которых советские «цивилизаторы», полные комсомольского энтузиазма, убеждённые в превосходстве и универсальности своего образа жизни и ничего не знавшие об особенностях коренных народов тундры, собирались за исторически рекордный срок привести аборигенов из первобытнообщинного состояния к коммунизму.

Нельзя сказать, что культбазы принесли только вред. Было в них и много положительного, прежде всего – распространение информации. Школы, библиотеки, радиоточки сильно расширили кругозор коренных народов. Кроме того, тут была возможность приобрести промышленные товары, а также получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем у шаманов.

Но нельзя отрицать и отрицательную сторону контакта двух культур, из которых одна, к тому же, агрессивно навязывалась. Аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях при культбазах, а для детей эта процедура сделалась обязательной. Однако вместо ожидаемого укрепления здоровья, мытые туземцы стали чаще болеть и умирать. Особенно ярко это выразилось у детей. Это послужило причиной частых побегов и похищений детей из школ при культбазах в родные стойбища, а также многочисленных восстаний народов тундры против советской политики в 1930-50-х гг.

Адаптация народов Севера к своей среде

Вред, причинённый здоровью северных народов насильственным внедрением банных процедур, созданных другими народами в других природных условиях, уже давно не решается отрицать никто, кто знаком с реалиями Севера. В чём же дело?

Здесь можно выделить три важнейшие причины. Во-первых, организм туземцев, сотни поколений которых не мылись в горячей воде, иначе реагировал на воздействие высоких температур. У северных народов гораздо быстрее, чем у русских, возникали в таких условиях явления сердечной недостаточности.

Во-вторых, горячая вода оказывала, также из-за длительного приспособления к совсем другому способу очищения тела, вредное действие на кожные покровы туземцев. Жир, которым они регулярно смазывали себя, предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения, а также (хотя и не полностью) и от болезнетворных бактерий. Это была защитная плёнка, лишаясь которой, абориген Севера становился гораздо уязвимее к воздействию морозов и возбудителей болезней.

И, наконец, третье. Летом в тундре, как известно, очень много комаров. Это ещё полбеды. В разгар лета начинается массовый лёт гнуса. Он продолжается обычно недели две, но это поистине самое адское время года там. Даже для исконных обитателей, которые, казалось бы, должны быть привычнее. Однако известно, что во время лёта гнуса иногда не выдерживают даже олени и, обезумев, бросаются в реки. Слой задубевшей кожи, смешанной с жиром, на лицах и кистях рук туземцев, как оказалось, служит природной защитой от гнуса и комаров. Насекомым сложнее кусать сквозь него до крови, да и запах собственно человеческого тела он отбивает. То есть отсутствие мытья позволяло народам Севера легче переносить периоды массового размножения кровососущих насекомых.

Спаивание и отчуждение от привычного образа жизни

С течением времени политика советской власти в плане «приобщения к цивилизации» стала либеральнее. Но установка на то, что городской образ жизни белых людей предпочтительнее для всех, никуда не девалась. В 1960-70-е гг. аборигенов Севера стали привлекать к банным процедурам… водкой. То есть, помывшемуся, по выходе его из бани, тут же наливали бесплатный стакан водки.

Само мытьё при этом превращалось в профанацию. Зайдя в баню и окатив себя водой один разок, абориген выходил, показывал на струящиеся по нему потоки воды и тут же требовал положенную награду… Наверное, нет необходимости лишний раз пояснять, сколько коренных жителей быстро унесла к духам предков такая практика, при их генетически обусловленной низкой толерантности к алкоголю.

В наше время представители коренных народов Севера, живущие в городах, переняли и такой атрибут городской цивилизации, как душ и ванны. Это стало возможным не только в связи с отказом от традиционных способов хозяйствования, но и по причинам появления одежды, лучше защищающей от холода, электрификации стойбищ и распространения различных репеллентов от насекомых.

Тем не менее, знающие люди утверждают, что и в этих условиях северные народы значительно реже, чем русские, прибегают к водным процедурам. Дело не только в многовековой привычке. В последнее время некоторые учёные начинают обращать внимание на то, что слишком частое мытьё, вошедшее в моду в современных городах, оказывается вредно и для европейцев.

Многим известны слова у мусульман: «что не смоет вода, то смоет песок!» Интересное изречение. Лично мне кажется, что оно не совсем касается мытья в смысле гигиенической процедуры, но эта фраза послужила причиной для обсуждения с друзьями по поводу, а как моются чукчи , живущие в далеке от воды и огня, в условиях вечного холода?

К сожалению с чукчами пообщаться не пришлось в связи с трудностями выхода последних онлайн из тундры. Поэтому пришлось довольствоваться отзывами бывавших в местах их проживания людей. Вот что они пишут о том как моются чукчи (я цитирую):
1. Чукчи практически не мылись, потому, что считали, что, когда человек моется, он вымывает из своего тела силу и здоровье. Этот аспект скорее духовный чем относится к бане или ванне.

2. Волосы чукчи раньше действительно смачивали мочой (чтобы не было вшей). Урина выступает бактерицидным «препаратом». Более того, когда чукчанка рожала, она обмывала своего новорожденного так же своей мочой. Моча хороший антисептик.
Да и потом: чукчи, в большинстве своем, кочевники-оленеводы. Они почти круглый год кочуют по тундре за оленьими стадами, переносят свои дома, а пастухи перемещаются вслед за оленями по пастбищам, оберегая их от нападения волков. О каком же мытье в горячей воде и тем более о бане может идти речь при таком образе жизни?!

3. Исторические факты свидетельствуют и о том, что советское государство не могло допустить, чтобы его граждане оставались немытыми. Поэтому чукчей в свое время насильно приучали к бане. В результате самобытность народа и многие приемы выживания в сложных условиях Севера были почти утрачены. Современный быт проникал в жизнь и гигиену чукчей со скоростью вездеходов.

Как моются чукчи? Как хотят так и моются!

Теперь в плане помыться — легче. Появились , миниатюрные печи на отработке и на дровах и т.п. Но есть одно огромное «НО»! Многие утверждают, что мыться чукчам не очень то и можно. Связано это с тем, что спасаясь от холода (даже в теплой палатке температура колеблется в районе нуля), чукчи натираются жиром, который служит барьером от холода. Смывая его — они теряют возможность противостоять холоду.

Шутники говорят, что чукчи моются спиртом или водкой, которую им завозят из федеральных резервов. Там водка дешевле горячей воды. Они собирают мох, высушивают его и пользуются им в качестве прокладок и подгузников для детей.
***
Это когда-то давно было в передаче «Клуб кинопутешествий». О чукчах-оленеводах, что жили в тундре, без условий, без водопровода и других благ из мегаполисов. Есть только белый холодный снег. Деревьев там тоже нет, чтобы заготовить дрова и развести костёр для подогрева воды. Они собирают веточки со всяких полярных кустиков и складывают их. А когда накапливается много (раз в год) , то собираются всем стойбищем, разводят костер, намазывают себя жиром (может, салом?) нерпы и, отогревшись от костра, соскабливают с себя жир вместе с грязью костяными скребками. Потому что столько воды нагреть никакого костра не хватит. Это традиционный способ, но, может быть сейчас и спиртом оттираются, кто их знает?
Одно выяснили точно — чукчи моются. Просто эту процедуру европейцы мытьем никогда бы не назвали, тем более баней.